Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:06
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ - одна из функций государства, осуществляемая в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов, соблюдения государственной дисциплины, должного использования финансовых средств и имущества, относящегося к государственной или муниципальной собственности, организации работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан.
Г. к. в той или иной мере осуществляют все государственные органы. Могут создаваться специальные государственные или смешанные государственно-общественные контрольные органы и контрольные подразделения в государственных органах. К примеру, в период советской власти на разных этапах существовали рабоче-крестьянские инспекции, министерства Г. к., комитеты партийно-государственного контроля, на смену которым пришли комитеты народного контроля, считавшиеся государственными органами, но работавшие с привлечением общественности. Эти органы были ликвидированы в 1991 г.
В настоящее время отдельных государственных контрольных органов не существует, но контрольные подразделения или функции есть у ряда федеральных органов и органов субъектов РФ. В частности, в структуре Администрации Президента РФ имеется Главное контрольное управление. Под руководством палат Федерального Собрания действует Счетная палата РФ, которая осуществляет контрольные функции в бюджетно-финансовой сфере. Контрольные функции имеют также органы Федеральной налоговой службы и налоговой полиции. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МИНИСТР - официальное наименование должности члена правительства в некоторых государствах.
В отдельных случаях Г. м. называется лицо, которое не возглавляет какую-либо отрасль управления, а занимается определенным вопросом или проблемой. В обиходе такое лицо называют министром без портфеля. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОТАРИУС - должностное лицо, уполномоченное совершать нотариальные действия. Г. н. может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, сдавший квалификационный экзамен, прошедший стажировку продолжительностью не менее года под руководством опытного нотариуса и имеющий полученную в установленном порядке лицензию на занятие нотариальной деятельностью. Он назначается на должность органами юстиции и работает в государственной нотариальной конторе.
При совершении нотариальных действий Г. н. обладает теми же правами, что и другие лица, имеющие право совершать действия такого рода (должностные лица органов исполнительной власти или местного самоуправления, российских консульских учреждений, находящихся за границей, а также лица, занимающиеся частной нотариальной практикой). Документы, оформленные всеми нотариусами, имеют одинаковую юридическую силу.
В зависимости от опыта работы и уровня профессиональной подготовки нотариусы могут занимать должности старших государственных нотариусов и государственных нотариусов. С учетом этих факторов им присваиваются такие же классные чины, что и работникам органов юстиции или аппаратов судов. За свой труд они получают заработную плату из средств казны. (К. Г.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ РСФСР - должность, учрежденная Президентом РСФСР Б. Н- Ельциным 19 июля 1991 г. В Указе говорилось о должности Государственного секретаря РСФСР - Секретаря Государственного Совета при Президенте РСФСР. Предназначалась должность для Г. Э. Бурбулиса, руководившего кампанией по избранию Б. Н. Ельцина Президентом. На этом посту Г. Э. Бурбулис не ограничился организацией работы Госсовета, а стал фактическим руководителем Правительства в качестве первого вице-премьера (обязанности Председателя Правительства Б. Н. Ельцин 6 ноября 1991 г. возложил на себя).
Опубликованных нормативных актов, определяющих задачи и полномочия Г. с. РСФСР, не существовало. Уменьшение роли Г. Э. Бурбулиса сказалось и на самой должности: Указом от б мая 1992 г. должность Г. с. РСФСР преобразована в должность государственного секретаря при Президенте РСФСР. Это решение, как и поименование должности со строчной буквы, означало существенное снижение ее ранга. 26 ноября 1992 г. эта должность была упразднена. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ США - должностное лицо государства, стоящее во главе внешнеполитического ведомства США (аналог министра иностранных дел в ряде государств). (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ - гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 5 июля 1995 г., обязанности по государственной должности (государственной службы) за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации.
Государственными служащими в Российской Федерации признаются Г. с. федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ.
По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды, которые указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки Г. с. квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. Чаще всего государственный квалификационный экзамен связывается не только с присвоением очередного квалификационного разряда, но и с последующим переводом Г. с. на другую государственную должность государственной службы. Однако по инициативе Г. с. экзамен может быть проведен для присвоения ему очередного разряда, но без последующего перевода на другую должность.
Государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды: действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса (для замещающих высшие государственные должности);
государственный советник РФ 1,2 и 3-го класса (для замещающих главные государственные должности);
советник РФ 1, 2 и 3-го класса (для замещающих ведущие государственные должности);
советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса (для замещающих старшие государственные должности);
референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса (для замещающих младшие государственные должности).
Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится Президентом РФ.
Для отдельных видов государственной службы в соответствии с Федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, дипломатические ранги.
В соответствии с Законом Г. с. имеет ряд прав. Это права на: ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации; ознакомление со всеми материалами своего личного дела; переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; объединение в профсоюзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов и др.
Г. с. вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав Г. с., перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы.
Г. с. обязан: обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ; добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
в пределах своих должностных обязанностей рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ; соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Закон устанавливает ограничения, связанные с государственной службой. Г. с. не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом (любого уровня);
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и "выступления в качестве государственного служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные
вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
11) принимать участие в забастовках;
12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профсоюзов.
Г. с. обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.
Гражданин при поступлении на государственную службу, а также Г. с. в соответствии с Федеральным законом ежегодно обязан представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.
Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным Законом об основах государственной службы. Не допускается какая-либо дискриминация при приеме на работу. Если на должность претендуют несколько человек, Закон предусматривает проведение конкурса на замещение вакантной должности.
Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:
- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
- наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
- близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
- отказа от представления сведений о своих доходах.
Дисциплинарные взыскания в отношении государственного служащего: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5)увольнение. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ - наименование государственных органов, употребляемое в различных странах, в том числе и в России. В основном наименованием Г. с. обозначаются следующие виды органов:
а) парламент (например, Г. с. - высший представительный орган ряда республик в составе РФ - Адыгее, Коми, Татарстане, Удмуртии, Чувашии);
б) государственный орган, который выполняет функции одной из палат (верхней) парламента (например, с учреждением -в России Государственной думы в 1905 г. функции законотворчества были возложены также и на Г. с., существовавший уже многие годы);
в) второй - после парламента - орган государства, выполняющий функции коллегиального главы государства (например, таковыми были Г. с. в Болгарии, ГДР, Польше и других бывших социалистических странах);
г) государственный орган, выполняющий функции коллективного главы государства и возглавляющий систему исполнительной власти (например, Г. с. Республики Дагестан. Хотя согласно Конституции главой государства является Председатель Г. с., ряд полномочий, характерных для главы государства, осуществляет коллегиально Г. с.);
д) орган с консультативно-совещательными задачами при главе (высшем должностном лице) государства (например, Г. с. Российской империи в 1810-1905 гг., Г. с. РСФСР при Президенте РСФСР в 1991 г.).
(С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - учрежден 1 января 1810 г. как высший законосовещательный орган. Иначе говоря, все законы сначала представлялись в Г. с. Р. И. и лишь после его одобрения поступали к Императору на утверждение. В русской литературе высказывалось мнение о том, что учреждение Г. с. Р. И. в определенной мере ограничивало власть Императора. Однако существовала и другая точка зрения. Достаточно сказать, что мнение Г. с. Р. И. формально не имело для Императора обязывающего значения.
Г. с. Р. И. состоял из лиц, назначенных Императором, который сам был председателем Г. с. Р. И. Министры входили в состав Г. с. Р. И. по должности ("по их званию"). При учреждении Г. с. Р. И. в 1810 г. было назначено 35 членов. В конце XIX в. в Г. с. Р. И. было 70-90 членов, в начале XX в. - 90 (преимущественно гражданские лица, хотя были и военные: так, например, при учреждении Г. с. Р. И. в 1810 г. гражданских лиц было 25, военных - 10; в 1902 г. из 88 членов Г. с. Р. И. гражданских - 53, военных - 35).
Для более тщательной проработки законопроектов Г. с. Р. И. имел несколько департаментов (законов; дел военных; дел гражданских и духовных; государственной экономии; наук, промышленности и торговли), включавших отдельных членов Г. с. Р. И. (но далеко не всех) и специалистов. Все члены Г. с. Р. И. образовывали общее собрание, собиравшееся раз в неделю и обсуждавшее проекты актов. В 1832 г. было определено, что в случае продолжительного отсутствия Императора Г. с. Р. И. предоставляется чрезвычайная власть, однако это было лишь формальное определение. В конце XIX в. роль Г. с. Р. И. ослабевает в связи с повышением значения Комитета министров.
В 1906 г. назначение и состав Г. с. Р. И. реформируются в связи с созданием Государственной думы. Г. с. Р. И., оставаясь законодательным органом, приобретает черты как бы одной из палат парламента. И Дума, и Г. с. Р. И. были вправе рассматривать и принимать законы. Однако принятые Думой законы подлежали одобрению Г. с. Р. И. В свою очередь, законопроекты, принятые Г. с. Р. И., поступали на рассмотрение Думы. Законопроекты, не принятые Г. с. Р. И. или Думой, признавались отклоненными.
Но Г. с. Р. И. больше напоминал верхнюю палату парламента. Половина состава Г. с. Р. И. по-прежнему назначалась Императором, хотя появилась и другая половина - члены Г. с. Р. И., избираемые из представителей православного духовенства, дворянства, земства, науки, торговли и промышленности. Г. с. Р. И. имел председателя и вице-председателя, назначаемых Императором. Состав Г. с. Р. И. обновлялся в течение девяти лет, на одну треть каждые три года. Председатель Г. с. Р. И. (назначаемый Императором из невыбираемых членов Г. с. Р. И.) вносил на усмотрение Императора принятые обоими органами законопроекты. В структуру Г. с. Р. И. входили общее собрание, два департамента, два присутствия и государственная канцелярия. Г. с. Р. И. был, конечно, консервативным органом и должен был сдерживать деятельность Государственной думы.
После отречения Императора от власти в феврале 1917 г. Г. с. Р. И. фактически прекратил свою деятельность. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РСФСР - орган с консультативно-совещательными задачами, непродолжительное время существовал при Президенте РСФСР в 1991 г. Опубликованные источники дают мало информации о Г. с. РСФСР и, тем более, о его деятельности. Он был создан в июле 1991 г. как орган при Президенте и под его руководством, включал Государственного Секретаря РСФСР, государственных советников РСФСР, ряд министров и председателей государственных комитетов. Просуществовал Г. с. РСФСР недолго. Ноябрьскими указами Президента он был упразднен. К тому же Конституцией был предусмотрен важный орган под руководством Президента РСФСР - Совет Безопасности. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК РСФСР - должность, учрежденная Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным в июле 1991 г. Предполагалось, что это будут высшие должностные лица государства, работающие под непосредственным руководством Президента, входящие в состав Государственного совета РСФСР и отвечающие за определенные направления политики государства (например. Государственные советники РСФСР по правовой политике; по взаимодействию с общественными объединениями; по экологии и здравоохранению;
по вопросам экономического сообщества и межреспубликанских отношений; по делам науки и высшей школы; по делам конверсии; по вопросам семьи, материнства и детства;
по вопросам охраны границы и др.). Практика деятельности Г. с. РСФСР показала, что, во-первых, они пытались выступать в качестве высших руководителей государства и, во-вторых, стали подменять подразделения Правительства РСФСР или пытаться давать им указания. В результате распоряжением от 30 ноября 1991 г. Президент определил, что Г. с. РСФСР управомочены оказывать ему консультативную и экспертную помощь по вопросам порученных им направлений деятельности и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов государственной власти и управления, а также издавать распоряжения, обязательные для исполнения другими государственными и общественными органами. Указом от 6 мая 1992 г. должность Г. с. РСФСР преобразована в должность советника Президента (сама должность советника Президента была учреждена ранее и имела более низкий ранг). (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1, 2 и 3-го КЛАССА) - один из пяти квалификационных разрядов, установленных Федеральным законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 г. Присваивается государственным служащим, замещающим главные государственные должности. Выше этого разряда - только разряд действительного государственного советника РФ 1, 2 и 3-го класса, ниже - разряды советника РФ 1, 2 и 3-го класса, советника государственной службы 1, 2 и 3-го класса, референта государственной службы 1, 2 и 3-го класса. Присвоение квалификационного разряда Г. с. РФ производится Президентом РФ. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК ЮСТИЦИИ - классный чин, присваиваемый прокурорским и следственным работникам прокуратуры, работникам органов юстиции, государственным нотариусам и некоторым служащим аппаратов судов. Он соответствует генеральскому (адмиральскому) званию военнослужащих. Установлено четыре его разновидности - Г. с. ю. третьего-первого классов и государственный советник (действительный государственный советник) юстиции РФ.
Присваиваются эти чины руководящим или иным выполняющим особо ответственные функции работникам указами Президента РФ. Чин государственного советника (действительного государственного советника) юстиции РФ могут иметь Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. (К. Г.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - понятие, используемое в конституционном праве чаще всего в широком смысле и охватывающее отраженные в конституции основы устройства общества и государства, характер политических отношений и организацию власти в данной стране, главные черты социальных и экономических отношений (в особенности формы собственности и организации хозяйствования), статус личности, внутреннюю структуру государства, систему органов государственной власти, а также основы местного самоуправления (если оно провозглашено в государстве).
Понятие "государственный строй" можно считать тождественным понятию конституционный строй. Но оно шире, чем понятие государственное устройство и охватывает его, поскольку государственное устройство - это лишь внутренняя структура государства. (С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - см.: Суверенитет.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - один из атрибутов (символов) РФ как государства. Согласно Положению о Государственном флаге РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. (в редакции Указов от 20 августа 1994 г., 25 и 28 сентября 1999 г.), Г. ф. РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3. Согласно ст. 70 Конституции РФ, государственные флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. (Пока он не принят.)

По Конституции 1978 г. (ст. 181) Г, ф. РСФСР представлял собой красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка по всей ширине флага, которая составляла одну восьмую длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображались золотые серп и молот и над ними - красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине было 1:2.
Трехцветный российский флаг официально заменил прежний флаг на основе постановления Верховного Совета РСФСР "Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР" от 22 августа 1991 г. В нем говорилось, что до установления специальным законом новой государственной символики РФ считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос - официальным Национальным флагом РФ. При конституционной реформе 1 ноября 1991 г. положение о тех же трех цветах государственного флага РСФСР и отношении ширины флага к его длине 1:2 включается в Основной Закон. Положение 1993 г. определило сегодняшние, приведенные выше параметры Г. ф. РФ.
Г. ф. РФ поднимается на зданиях, где проводятся заседания Государственной Думы и Совета Федерации, зданиях-резиденциях Президента РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - постоянно; на зданиях центральных органов федеральной исполнительной власти, других органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах - в дни государственных праздников и памятных событий; на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за границей или при международных организациях - в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания; на транспортных средствах Президента РФ, Председателя Правительства РФ, руководителей государственных и правительственных делегаций, глав дипломатических представительств, консульских учреждений РФ за границей, глав постоянных представительств РФ при международных организациях, на морских судах, судах внутреннего плавания, на которых в качестве официальных лиц находятся Президент РФ, Председатель Правительства РФ или другие лица, представляющие Президента и Правительство РФ, - в соответствии с морскими традициями и правилами дипломатического протокола; на судах, внесенных в Государственный судовой реестр РФ или судовой реестр Государственной речной судоходной инспекции - в качестве кормового флага; на буксирных судах - на носовом флагштоке или гафеле. Судно, плавающее под государственным или национальным флагом иностранного государства, должно при прохождении внутреннего моря и(или) внутренних судоходных путей РФ либо во время стоянки в порту РФ в дополнение к своему флагу поднимать и нести в соответствии с международными морскими обычаями также и Г. ф. РФ.
Г. ф. РФ может находиться в рабочих кабинетах Президента РФ, председателей палат Федерального Собрания, Председателя Правительства РФ, федеральных судей, прокуроров, руководителей других государственных органов, органов местного самоуправления. Г. ф. РФ может быть поднят во время церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти РФ, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, а также семейных торжественных мероприятий.
Кроме того, Г. ф. РФ может быть поднят в знак траура. В таких случаях в верхней части древка (мачты) Г. ф. РФ крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. В знак траура Г. ф. РФ может быть также приспущен до половины древка (мачты).
Свои флаги могут иметь субъекты РФ, административно-территориальные единицы, а также предприятия, учреждения и организации. Однако они не могут быть идентичными Г. ф. РФ. Последний не может использоваться и в качестве геральдической основы указанных флагов. При одновременном поднятии Г. ф. РФ и этих флагов Г. ф. РФ должен быть поднят с левой стороны здания (если стоять лицом к фасаду), а любой другой флаг - с правой стороны; при одновременном поднятии нескольких флагов Г. ф. РФ должен располагаться в центре (при нечетном числе флагов - левее центра). Причем в этих случаях размер любого другого флага не должен быть больше размера Г. ф. РФ.
Контроль за соблюдением норм Положения 1993 г. возлагается на Геральдический совет при Президенте РФ. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 154 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 28960

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close