Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:07
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ГУБЕРНАТОР - должностное лицо исполнительной власти, осуществляющее управление территориальной единицей высшего уровня в государстве.
1) В царской России Г. - глава губернии, назначавшийся царским указом, должностное лицо государственной администрации, представитель высшей правительственной власти в губернии и одновременно Министерства внутренних дел.
Как представитель центральной власти Г. заведовал обнародованием законов; осуществлял надзор за управлением губернией; сам издавал обязательные постановления в интересах правильного и успешного исполнения узаконении в сферах общественного благочиния, порядка и безопасности. В качестве представителя министерства внутренних дел был начальником всей местной полиции, разрешал все текущие дела управления, председательствовал во многих местных присутствиях и комитетах (включая губернские, по воинским, земским и городским, фабричным делам и др.), а также в попечительских комитетах и ряде особых присутствий (по обеспечению прав православного духовенства, присутствий судебных палат и др.), обеспечивал охрану прав дворянства и надзор за дворянскими собраниями, сельским и волостным управлением, иностранцами, общественной нравственностью, недопущением открытия противозаконных обществ, осуществлял попечение о народном продовольствии, об общественном призрении и т. д.
2) В современной России - глава исполнительной власти некоторых краев, областей, автономной области, автономных округов, г. Санкт-Петербурга как субъектов РФ. Как правило, избирается населением на 4-летний срок и не более чем на два срока подряд. По должности является членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ; представляет субъект РФ на федеральном уровне. во взаимоотношениях с другими субъектами РФ и органами иностранных государств; обладает ключевыми полномочиями по руководству экономико-хозяйственным и социально-культурным развитием субъекта РФ; руководит работой администрации как органа исполнительной власти субъекта. Г. обеспечивает комплексное развитие территории субъекта РФ, взаимодействует с органами местного самоуправления районов и городов. Участвует в работе органа законодательной (представительной) власти субъекта с совещательными функциями; вносит на рассмотрение этого органа проекты законов субъекта, подписывает и обнародует законы субъекта, обладает правом отлагательного вето. Принимает меры по консолидации общественно-политических сил и движений на территории субъекта, обеспечению прав и законных интересов граждан, охране общественного порядка. (С. А.)

ГУБЕРНИЯ - административно-территориальная единица в царской России, а также в первые годы советской власти.
В начале XX в. в России имелось 77 Г., 49 из которых управлялись непосредственно из центра, остальные входили в состав генерал-губернаторств и краев.
В настоящее время Г. в России нет, несмотря на то что главы краев, областей и других субъектов РФ часто именуются губернаторами. (С. А.)

ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО - понятие, более характерное для международного права (поэтому правильнее - международное гуманитарное право"), однако учитываемое и в конституционном праве многих государств.
В международном праве понятием "международное Г. п." охватываются пакты, конвенции, много- и двусторонние документы государств, касающиеся статуса и защиты прав и свобод человека и гражданина, включая и международно-правовую ответственность в данной области.
Наиболее характерные подразделения внутри международного Г. п.:
международные документы по правам человека и гражданина (о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, о правах ребенка, о статусе беженцев, пресечении геноцида, апартеида, пыток и т.д.);
международное Г. п., применяемое в период вооруженных конфликтов (обращение с военнопленными, защита гражданского населения и раненых, применение тех или иных видов оружия, судьба культурных ценностей и др.); ответственность за преступления против мира и человечности. (С. А.)

ДАГЕСТАН (Республика Дагестан) - согласно Конституции Д., принятой Конституционным Собранием 26 июля 1994 г., - суверенное, единое, демократическое государство в составе РФ, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Д. Наименования Республика Дагестан и Дагестан по Конституции равнозначны. Республика, говорится в Конституции, основана на единстве равноправных народов Д. - единой и неделимой для всех дагестанцев Родине. Действия, нарушающие мирную совместную жизнь народов Д., являются антиконституционными. Государственными языками Д. являются русский язык и языки народов Д. (ст. 10 Конституции Д.). Столица - г. Махачкала.
В установлении основ конституционного строя Д. следует, в основном, положениям Конституции РФ. Однако некоторые моменты в Конституции Д. расходятся с федеральной Конституцией: например, Конституция Д. (ст. 11) предоставляет право приобретения гражданства Д. соотечественникам, проживающим за его пределами. Приобретение гражданства Д. соотечественниками не влечет приобретения ими гражданства РФ. если это не предусмотрено законодательством РФ. Получается, таким образом, что Д. принимает в свое гражданство иностранцев. Между тем прием иностранцев в гражданство РФ является прерогативой РФ. Республика не вправе делать это самостоятельно.
Согласно ст. 14 Конституции Д., земля, ее недра, внутренние воды, растительный и животный мир, леса, ресурсы континентального шельфа Каспийского моря, морской экономической зоны являются достоянием народа Д. Между тем согласно Конституции РФ к компетенции РФ относятся определение и защита статуса территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. Таким образом, Конституция Д. не учитывает компетенцию РФ.
В ст. 65 Конституции Д. говорится, что действие федеральных законов и других правовых актов, противоречащих суверенным правам и интересам Д., может быть приостановлено на территории Д. Эти акты могут быть опротестованы в установленном законом порядке. Однако у республики нет права приостановления актов РФ, хотя она и может оспаривать их в Конституционном Суде РФ и в других федеральных органах.
Конституционное Собрание (КС) созывается в Д. для принятия новой Конституции Д., формирования Государственного Совета (ГС) и внесения в его состав изменений. КС также отрешает от должности Председателя ГС (в случае умышленного нарушения Конституции Д., законов Д., а также данной им присяги) или распускает Народное Собрание (НС) и назначает новые выборы. Состав КС - депутаты парламента Д. и представители административно-территориальных образований, избранные представительными органами местного самоуправления пропорционально числу депутатов парламента от каждой территории. КС созывается парламентом.
Представительным и законодательным органом государственной власти Д. является Народное Собрание - парламент Д. НС избирается на 4 года путем прямых выборов и состоит из 121 депутата. К его ведению относится: внесение изменений и дополнений в Конституцию Д., за исключением гл. 1, 2 и 10; принятие законов Д., внесение в них изменений и дополнений; определение совместно с ГС основных направлений внутренней и внешней политики Д.;
утверждение границ Д., решение вопросов его административно-территориального устройства; дача согласия на назначение на должность Председателя Правительства Д.; назначение на должность и освобождение от должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Д., судей районных, городских судов;
дача согласия на назначение на должность и освобождение от должности Прокурора Д.; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов, Уполномоченного по правам человека;
выдвижение обвинения против Председателя ГС, членов ГС для отрешения их от должности; решение вопроса о доверии Правительству Д.;
утверждение государственного бюджета Д. и отчета о его исполнении;
принятие республиканских программ социально-экономического развития Д.; рассмотрение вопросов национального развития и межнациональных отношений народов Д.; созыв КС и др.
ГС возглавляет исполнительную власть и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти Д. ГС состоит из 14 человек и формирует КС. В состав ГС входят Председатель ГС, Председатель Правительства Д. в качестве заместителя Председателя ГС и другие лица, избранные КС с учетом многонационального состава населения республики. В состав ГС не может входить более одного представителя одной и той же национальности. Лица, входящие в состав ГС, но могут быть депутатами НС, членами Правительства Д., судьями высших судов Д. На время исполнения своих полномочий они приостанавливают свое членство в политических партиях и общественных объединениях.
ГС избирается на 4 года. За 30 дней до истечения этого срока созывается КС. Если при этом до истечения срока полномочий НС остается менее трех месяцев, выборы проводятся в течение 30 дней со дня созыва нового НС. На это время полномочия ГС сохраняются.
ГС выступает гарантом соблюдения Конституции, единства и территориальной целостности республики, законности и правопорядка, равноправия народов, прав и свобод человека и гражданина, соблюдения соглашений и договоров, заключенных от имени Дагестана. ГС определяет совместно с НС основные направления внутренней и внешней политики Д.; назначает с согласия НС Председателя Правительства Д.; по предложению Председателя Правительства формирует Правительство Д., вносит в него изменения; представляет НС кандидатуры для назначения на должности судей в республике, предложение по кандидатуре на должность Прокурора Д.; принимает отставку Правительства, членов Правительства Д.; утверждает по предложению Председателя Правительства систему и структуру республиканских органов исполнительной власти; вводит чрезвычайное положение на территории Д. или в отдельных ее местностях с немедленным сообщением об этом НС, которое должно утвердить указ ГС; назначает референдумы;
обеспечивает регулирование национальных, территориальных, межгосударственных отношений и др. Председатель ГС является главой республики. Председателем ГС может быть избран гражданин Д. не моложе 35 лет, проживший в Д. не менее 10 лет.
Председатель ГС осуществляет руководство деятельностью ГС, представляет Д. внутри страны и в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает договоры, иные соглашения от имени Дагестана, подписывает и обнародует законы Д., подписывает указы и постановления ГС, издает распоряжения, обращается к НС с ежегодными посланиями о положении республики, информирует парламент о важных вопросах внутренней и международной политики, осуществляет иные полномочия.
Правительство Д. является исполнительно-распорядительным органом государственной власти. Правительство Д. ответственно перед ГС и НС. Вновь образованное Правительство представляет на рассмотрение ГС программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
Согласно ст. 112 Конституции Д., судебную систему Д. составляют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, районные, городские суды Д.
Конституционный Суд является высшим судебным органом по защите конституционного строя. Состоит из 5 судей. К его ведению относятся:
дела о соответствии Конституции Д. республиканских законов, нормативных актов ГС, НС и Правительства Д., не вступивших в силу договоров Д., уставов административно-территориальных единиц, нормативных актов представительных органов власти и администраций городов и районов; споры о компетенции между органами государственной власти Д., а также между ними и органами местного самоуправления; проверка конституционности закона Д., примененного или подлежащего применению в конкретном деле (по жалобам на нарушения прав и свобод граждан и по запросам судов); толкование Конституции Д.; дача заключений о соответствии Конституции Д. законам и нормативным актам РФ по вопросам совместного ведения, а также договоров между органами государственной власти Д. и РФ, других субъектов РФ; дача заключения о наличии оснований для отрешения от должности Председателя ГС Д.
В Д. гарантируется местное самоуправление, осуществляемое гражданами через образуемые ими местные представительные органы власти, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
(С. А.)

ДАНИЯ (Королевство Дания) - государство на северо-западе Европы. Столица - г. Копенгаген. Административное деление: 14 округов (амты) делятся на общины (согне). Во. главе каждого амта стоит губернатор - амтманн, назначаемый Королем. Амты традиционно группируются по географическим областям страны (Борнхольм, Лоланн-Фаль-стер, Фюн, Зеландия, Ютландия). В состав государства входят также Фарерские острова и Гренландия, пользующиеся особым статусом.
По Конституции 1953 г. - конституционная монархия. Глава государства - Король (Королева) - назначает членов правительства и других высших должностных лиц государства, имеет право роспуска парламента, утверждает законы. В то же время все акты короля скрепляются подписью премьер-министра или соответствующего министра.
Парламент - Фолькетинг - состоит из 179 депутатов (в том числе по два от Фарерских островов и Гренландии), избираемых на 4 года по системе пропорционального представительства. Принятые Фолькетингом законы одобряются и утверждаются Королем либо референдумом по требованию 1/3 депутатов. Поправки к Конституции, как и важнейшие международные договоры (например, Маастрихтский в 1993 г.) одобряются только референдумом.
Правительство - Совет министров - назначается Королем (премьер-министр обычно является лидером партии парламентского большинства и утверждается королем);
оно обладает как исполнительными, так и законодательными полномочиями (большинство законопроектов исходит от правительства). Премьер-министр вправе требовать созыва чрезвычайной сессии парламента по определяемой им повестке дня. В свою очередь парламент может вынести вотум недоверия правительству, вынудить правительство уйти в отставку в полном составе. Такое же правило действует в отношении отдельных министров.
Высший судебный орган - Верховный суд (существует с 1661 г.). Состоит из 15 судей. Два апелляционных суда состоят из 20 коллегий, действующих либо как апелляционная инстанция, либо как суд первой инстанции по наиболее важным уголовным и гражданским делам. Страна разделена на 84 судебных округа, в каждом из которых действуют "низшие суды". Кроме того, имеются суды по морским и торговым делам. Действует также служба омбудсмена, рассматривающая жалобы граждан на действия государственных служащих. (С. А.)

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО - наличие одновременно гражданства (подданства) двух государств. Состояние Д. г. может возникнуть в следующих случаях.
Первый связан с коллизией законодательства двух государств, каждое из которых в определенной ситуации подчеркивает свой приоритет. Например, родители ребенка имеют различное гражданство, а в их государствах установлено правило: если один из родителей является гражданином данного государства, то и ребенок является гражданином этого государства. Если государства не признают за своими гражданами гражданства другого государства и не приходят к соглашению, то каждое из них будет считать ребенка своим гражданином и Д. г. не возникнет. Но если государства готовы признать, что в указанной ситуации ребенок приобретает гражданство каждого из родителей, тогда и возникает состояние Д. г.
Второй случай - самостоятельное приобретение гражданином гражданства другого государства и последующее признание государством этого второго гражданства.
Третий случай - восстановление в гражданстве лица, ранее лишенного гражданства данного государства, с признанием (сохранением)за ним приобретенного иностранного гражданства.
Четвертый случай - официальное разрешение государства гражданину приобрести гражданство другого государства при сохранении первого гражданства.
В российской практике относительно первого, второго и третьего случаев надо учитывать правило ч. 1 ст. 3 Закона о гражданстве РФ 1991 г. (в редакции 1993 г.), где сказано, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, "не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации". В настоящее время на практике российское гражданство предоставляется или восстанавливается при сохранении иностранного гражданства. А для российского гражданина Д. г. может признаваться по факту его возникновения, т. е. при наличии коллизий с законодательством других стран и при собственных инициативах наших граждан, переселившихся в другие страны и приобретших там гражданство.
Четвертый случай возникновения Д. г. прямо предусмотрен действующим российским законодательством. Согласно ст. 62 Конституции РФ, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
Закон о гражданстве РФ четко говорит о разрешительном характере Д. г.: гражданину РФ "может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации" (ч. 2 ст. 3). Иначе говоря, Закон закрепляет генеральное правило: во всех случаях (в том числе и в тех, о которых говорилось выше) требуется реакция нашего государства. Формулу "может быть разрешено ... иметь" надо толковать как охватывающую разрешение на получение второго гражданства и на его сохранение, если оно получено самостоятельно без участия нашего государства.
Наличие договора с другим государством обозначено как условие приобретения второго гражданства для того, чтобы обеспечить нашему гражданину защиту интересов на территории этого государства, а также для того, чтобы с помощью этого государства можно было найти нашего гражданина и предъявить ему претензии, если обнаружились его невыполненные обязательства в РФ.
Отношение к категории Д. г. в России неоднозначно: в нем видят и удачный способ учета интересов миллионов русскоязычных лиц (и прежде всего русских), оказавшихся после распада СССР за пределами РФ, и выступают против него (кстати, в СССР официально Д. г. не признавалось).
В большинстве государств - бывших союзных республик в составе СССР - отношение к Д. г. отрицательное. Лишь с Туркменистаном и Таджикистаном Российская Федерация имеет соглашения, признающие Д. г.
В проблеме Д. г. надо принимать во внимание аспект, важный для внутренних интересов РФ. Если гражданам иностранных государств разрешить приобретать российское гражданство в качестве второго, большое число граждан республик бывшего Союза ССР предпочтут приобрести гражданство РФ, сохраняя при этом гражданство своих государств, особенно с учетом внутренних конфликтов и войн в своих регионах, а также более высокого материального уровня жизни в РФ. Очевидно, что такая ситуация грозила бы России большими дополнительными проблемами, в том числе связанными с местом жительства, рабочими местами, социальным обеспечением и др. (С. А.)

ДВУХМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - см.: Избирательный округ.
ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА (СТРУКТУРА) - понятие в конституционном праве, применяемое к внутренней организации парламента. Парламент может быть однопалатным или двухпалатным (изредка существуют парламенты с большим числом палат). При двухпалатной системе (структуре) парламента может применяться один из двух принципов: принцип равенства (равноправия) палат; принцип верхней и нижней палаты.
Например, в Верховном Совете СССР (1937-1991 гг.) существовали две равные палаты - Совет Союза и Совет Национальностей. Двухпалатная структура Верховного Совета РСФСР была введена при конституционной реформе 27 октября 1989 г. и реально создана в июне 1990 г. Обе палаты - Совет Республики и Совет Национальностей - также были равными.
Нынешний парламент РФ - Федеральное Собрание (ФС) - построен по принципу верхней (Совет Федерации (СФ) и нижней (Государственная Дума (ГД) палат.
Принцип равенства палат парламента означает:
- у палат, как правило, равное (или примерно равное) число депутатов;
- палаты работают в один и тот же временной период;
- вопросы, предлагаемые одной из палат и имеющие общий характер, включаются в повестку дня другой палаты, т. е. парламент имеет, в целом, единую повестку дня (разумеется, по главным вопросам и особенно по принятию законов; наряду с этим у палат могут быть и свои специфические предметы ведения, и внутренние проблемы);
- довольно часто палаты заседают совместно, при этом обсуждаются сообща вопросы, принимаются законы (хотя при принятии законов проводится либо раздельное голосование, либо отдельный подсчет голосов по каждой палате);
- обеспечиваются равенство возможностей и одинаковый учет интересов обеих палат (например, если у парламента нет председателя, совместные заседания обычно ведут поочередно председатели палат; на совместных заседаниях обеспечивается поочередность выступлений депутатов, входящих в разные палаты и т. д.);
- палаты создают совместные (постоянные или временные) органы на так называемых паритетных началах (т. е. делегируют в них равное число представителей);
Конституцией палаты сообща образуют Счетную палату (СП), однако по Федеральному закону от 18 ноября 1994 г. СП является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым ФС РФ и подотчетным ему; Закон не определяет СП как орган ФС и, более того, говорит, что она обладает организационной и функциональной независимостью); возможно лишь образование временных общих согласительных депутатских комиссий, если принятые Думой законы не находят одобрения у СФ;
- численность палат различна (в ГД - 450 депутатов, в СФ - по два представителя от каждого субъекта РФ, следовательно, при 89 субъектах - 178 членов СФ).
Термины "верхняя" и "нижняя" палаты условны: возникли они в связи с законодательным процессом. Проект закона как бы совершает путь "снизу вверх": сначала его рассматривает ГД и лишь затем - СФ. Палату, начинающую законодательный процесс, называют "нижней", продолжающую его - "верхней". Последняя может не одобрить закон, но это - не верховенство над нижней палатой, которая может повторно проголосовать за принятие закона (для этого требуется уже большее число голосов, так называемое квалифицированное большинство). (С. А.)

ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - характеристика организации политической жизни общества и осуществления власти, строящаяся на попеременном нахождении у власти одной политической партии и пребывании в оппозиции другой. Соотношение их сил отражается на выборах депутатов парламента и президента. Представители победившей партии имеют большинство мест в парламенте, предопределяют состав правительства, кандидатуру на пост президента государства. Практика показывает, что можно выиграть парламентские выборы и уступить на президентских и наоборот. Наиболее типично применение Д. с. в США, Великобритании и некоторых других странах.
Понятие "двухпартийная система" - в определенной мере условное, обиходное понятие. Оно отнюдь не означает, что в соответствующих государствах нет иных политических партий: они могут существовать. Однако две партии наиболее авторитетны, и их представителям достается большинство мест в парламенте (его палатах) и пост президента. Для победившей на парламентских или президентских выборах партии ранее принятые законы имеют обязательную силу. Их отмена или изменение могут проводиться в рамках установленных конституцией и законами процедур.(С. А.)

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ - установленная нормативными актами способность участника правоотношений своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Характер и объем дееспособности (равно как и правоспособности) определяется государством и закрепляется в различных нормативно-правовых актах. Основополагающее значение среди них имеют конституции. В силу этого дееспособность наряду с правоспособностью рассматривается как юридическое свойство.
Как и правоспособность, дееспособность имеет исторический характер. Она обусловливается особенностями государственного и правового строя, историческими, национальными и религиозными традициями, уровнем развития экономики и гражданского общества.
Дееспособность находится в тесной связи и взаимозависимости с правоспособностью, совместно с которой она указывает на потенциальные возможности субъектов быть участниками различных правоотношений. Ее наличие является непременным условием для возникновения субъективных прав и юридических обязанностей.
У государственных и общественных органов и организаций - субъектов права, - как правило, нет разрыва между правоспособностью и дееспособностью: они возникают, осуществляются и прекращаются одновременно.
В отличие от этого у граждан правоспособность возникает с момента рождения, в то время как полная дееспособность, согласно законодательству большинства стран, - с 18 лет, по достижении ими совершеннолетия. (М. М.)

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА - один из общеправовых принципов, означающий, что нормативный правовой акт, вступивший в силу, считается официально действующим до тех пор, пока он не будет официально отменен.
Принцип Д. з. выражается прежде всего в установлении определенного общественного состояния, правового режима. Д. з. предполагает возникновение общественных отношений, для регулирования которых принят правовой акт. В одних случаях это в большей мере зависит от воли сторон и от их практической потребности в применении закона. Например, спор по поводу раздела имущества граждане могут решить сами. В противном случае они могут обратиться в суд, и тогда для них начнется действие нормативных правовых актов в части раздела собственности и судопроизводства. В других случаях Д. з. не зависит от воли сторон, оно обусловлено соответствующими обстоятельствами, сроками. Например, истечение срока полномочий депутатов или президентов и губернаторов требует проведения новых выборов.
Таким образом, Д. з. связано с кругом общественных отношений и их субъектов, пространством, временем и иными факторами, находящими отражение в праве. (С. А.)

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТНИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1, 2 и 3-го КЛАССА - один из пяти квалификационных разрядив, установленных Федеральным законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 г. Это - самый высокий разряд. Присваивается государственным служащим, замещающим высшие государственные должности. Ниже идут остальные 4 разряда - государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса, советник РФ 1, 2 и 3-го класса, советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса, референт государственной .службы 1, 2 и 3-го класса. Присвоение квалификационного разряда действительного государственного советника РФ производится Президентом РФ. (С. А.)

ДЕКЛАРАЦИЯ - термин, используемый в разных значениях в правовом, в том числе и конституционном лексиконе.
1) Документ, принимаемый при создании нового государства и установлении его исходных начал, особенно в отношении прав личности и национальной политики. Например, после революции 1917 г. были приняты такие важные документы, как Декларация прав народов России (декабрь 1917 г.), Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г., потом стала частью Конституции РСФСР 1918 г.). Создание СССР оформлено принятием 30 декабря 1922 г. Договора и Декларации об образовании СССР. Отражая новые подходы к положению личности в РФ, Верховный Совет РФ 22 ноября 1991 г. принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, положения которой 22 апреля 1992 г. были включены в Конституцию РФ.
2) Документ, которым сопровождается принятие новой Конституции государства. В частности, в 1977 г. наряду с самой Конституцией СССР Верховный Совет СССР принял Декларацию о принятии и объявлении этой Конституции.
3) Один из видов актов (ненормативных) Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в котором палаты заявляют о своей позиции по какому-либо вопросу, поддержке действий различных сил, государств, движений и др.
4) Д. о доходах - документ, представляемый гражданином РФ в налоговую инспекцию. Конституционно-правовые акты могут содержать специальные требования на этот счет. Например, Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. говорит о том, что при регистрации кандидатов на должность Президента РФ каждый из них обязан представить в ЦИК РФ помимо, других документов также Д. о своих доходах за последние два календарных года. Федеральный закон о статусе члена СФ и депутата ГД 1994 г. (в редакции 1999 г.) требует, чтобы они представляли Д. о доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Выявленные налоговыми органами нарушения, связанные с умышленным сокрытием доходов, подлежат опубликованию в официальном печатном издании Федерального Собрания Российской Федерации.
5) Таможенная Д. - документ, представляемый гражданином РФ на таможне при пересечении государственной границы и декларирующий (объявляющий) о тех денежных средствах и имуществе, которые гражданин хочет ввезти или вывезти.
6) Д. часто является документом международного общения государства и его представителей. (С. А.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 13 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close