Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:08
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ДЕПУТАТСКАЯ ГРУППА - объединение депутатов представительного органа по принципу принадлежности к одной и той же партии (движению), политическому течению либо избранных от соседних избирательных округов. Д. г. создается для консолидации сил депутатов, их более ощутимого влияния на деятельность всего представительного органа, а также для взаимопомощи депутатов.
В Государственной Думе существуют фракции и Д. г. Фракции объединяют депутатов, избранных по спискам партий и движений, а также избранных по округам и выдвинутых партиями, движениями. Д. г. объединяют преимущественно так называемых независимых депутатов, избранных по округам в своем личном качестве, а также тех депутатов, которые решили не входить в соответствующие фракции (см.: фракция парламентская).
В советское время практиковалось создание так называемых территориальных Д. г. и производственных Д. г.
Территориальные Д. г. образовывались чаще всего городскими и районными Советами народных депутатов (реже - сельскими Советами). Они объединяли депутатов, избранных от соседних избирательных округов по микрорайонам городов или от соответствующих населенных пунктов (либо их групп), входящих в районы. Помимо депутатов соответственно городского, районного Советов в состав территориальных Д. г. обычно входили и депутаты вышестоящего уровня (области, республики, Союза ССР), чьи избирательные округа находились на данной территории. Их задачей было обеспечение большей меры учета и согласованности интересов населения данного микрорайона или населенного пункта в планах и решениях соответствующего Совета народных депутатов, а также помощи депутатам, входящим в территориальную Д. г. Она имела право контроля за деятельностью администраций предприятий, учреждений и организаций, находящихся на ее территории. Кое-где решением соответствующего Совета территориальные Д. г. превращались в мини-Советы, т. е. органы власти этой территории, решающие отдельные вопросы (например, распоряжение освобождающейся жилой площадью, использование нежилых помещений, сооружение спортивных площадок и др.).
Производственные Д. г. образовывались из депутатов Советов всех уровней, работающих на данном предприятии. В основном их задачей было содействие администрации предприятия в лучшем выполнении производственных обязательств, повышении производительности и культуры труда, в воспитании работников и т.д. Как правило, производственные Д. г. не претендовали на более сильные позиции, в том числе на контроль за деятельностью администрации. Важными задачами для производственных Д. г. считались оказание помощи рабочим и служащим в удовлетворении их социально-бытовых прав (например, соблюдение порядка обеспечения жильем) и укрепление связей трудового коллектива с соответствующим Советом народных депутатов. (С. А.)

ДЕПУТАТСКАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ - одна из важнейших гарантий статуса депутата, означающая невозможность его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран депутат. Таким образом, Д. н. - это не освобождение депутата от юридической ответственности вообще, как порой неверно пишут средства массовой информации, а особый порядок применения некоторых мер этой ответственности, который должен оградить депутата от необоснованного преследования и, прежде всего, мести тех органов и должностных лиц, незаконные и неблаговидные действия которых явились объектом критики со стороны депутата.
В последнее время понятие "депутатская неприкосновенность" стало трактоваться в расширительном плане. Например, депутат ГД не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия ГД, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Д. н. распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, на принадлежащие ему документы (ст. 19 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 1994 г. в редакции 1999 г.).
Некоторые депутаты стали еще шире трактовать Д. н. - как имеющую абсолютный характер, т. е. без прямой связи с депутатской деятельностью. Поэтому Конституционный Суд в постановлении от 20 февраля 1996 г. по делу о толковании указанного Закона записал, что следует считать не соответствующими Конституции РФ указанные положения Закона в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности. Таким образом, именно в этом плане и должна рассматриваться Д. н. как гарантия статуса депутата. (С. А.)

ДЕПУТАТСКИЙ ИММУНИТЕТ - то же, что и депутатская неприкосновенность. (С. А.)

ДЕПУТАТСКИЙ ИНДЕМНИТЕТ - не привлечение к ответственности депутата за высказывания и действия, связанные с выполнением депутатских функций. Например, согласно ст. 19 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 1994 г. (в редакции 1999 г.), депутат ГД не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий.
Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством. Однако привлечение к ответственности осуществляется только в случае лишения депутата неприкосновенности. (С. А.)

ДЕПУТАТСКИЙ КОРПУС - используемое в конституционно-правовой и политической литературе выражение, которое означает совокупность депутатов либо конкретного представительного органа, либо всех представительных органов вместе взятых. (С. А.)

ДЕПУТАТСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - право депутата в устной или письменной форме обратиться в компетентный орган или организацию, поставить перед ними вопрос, связанный с депутатской деятельностью, или затребовать интересующие его документы и сведения. Орган или организация обязаны рассмотреть обращение депутата в определенный срок и дать ему ответ по существу поставленного вопроса либо предоставить в его распоряжение соответствующие документы и сведения.
Например, депутат Государственной Думы вправе обращаться по вопросам депутатской деятельности в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, к предприятиям, учреждениям и организациям. Депутату безотлагательно дается ответ или предоставляются необходимые материалы. В случае необходимости дополнительной проверки следует сообщить об этом депутату, а окончательный ответ представить ему не позднее 30 дней со дня получения обращения.
При этом депутаты не вправе своими обращениями вмешиваться и влиять на деятельность органов дознания, следствия и суда. (С. А.)

ДЕПУТАТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - обобщенное наименование депутатских формирований в парламенте или ином представительном органе. Чаще всего объединением является фракция или депутатская группа (см.: Депутатская группа. Фракция парламентская). (С. А.)

ДЕПУТАТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ - изучение обстоятельств какого-либо происшествия, проводимое по решению и поручению представительного органа специально созданной из числа депутатов группой, комиссией или постоянным комитетом (комиссией) представительного органа. Д. р. может проводиться только по вопросам, входящим в компетенцию данного представительного органа: например, неправильное применение закона, приведшее к трагическим последствиям, нарушение закона в части депутатского иммунитета и т. п. При проведении Д. р. не могут подменяться органы, которые по закону должны проводить соответствующие проверки и расследования.
В ходе Д. р. ведущие его лица могут беседовать с очевидцами, специалистами и экспертами, записывать их объяснения, запрашивать и получать необходимые материалы и документы, проводить заседания, совещания, выходить на место, производить кино-, видео- и фотосъемки.
На основании собранных материалов группа (комиссия) составляет свое заключение, которое представляет представительному органу. Последний обсуждает вопрос на своем заседании и принимает решение.
Д. р. - это не уголовное расследование, и представительный орган может давать оценки лишь в рамках своих полномочий. Если представительный орган сочтет, что есть основания для передачи материалов в прокуратуру или иные правоохранительные органы, последние должны перепроверить все представленные документы, материалы, пояснения и т. д., допросить соответствующих лиц и принять решение в соответствии с законом.
Зачастую Д. р. именуют также парламентским расследованием. (С. А.)

ДЕ-ФАКТО - фактическое положение дел в какой-то сфере, по какому-то вопросу, либо не урегулированное правом, либо отличающееся от порядка, предусмотренного нормативным актом. (С. А.)

ДЕ-ЮРЕ - порядок развития общественных отношений, предусмотренный нормативным правовым актом. (С. А.)

ДИАСПОРА - совокупность представителей какой-либо нации, народности, имеющей свое государственное образование в другом государстве, но проживающей на территории данного государства (например, русская Д. на Украине, украинская Д. в России). В конституционно-правовом плане понятие "диаспора" может учитываться при нормативном закреплении основ политики государства в отношении соотечественников (см.: Российский соотечественник. Российская диаспора). (С. А.)

ДЖИБУТИ (Республика Джибути) - бывшая Французская территория афаров и исса. Независимость предоставлена 27 июня 1977 г. в результате референдума 8 мая 1977 г., в ходе которого большинство населения высказалось за независимость от Франции. Столица - г. Джибути. Административное деление: 4 округа и район Джибути. По Конституции 1992 г. (одобрена 96% избирателей на проходившем 4 сентября 1992 г. референдуме) - республика. Президент избирается сроком на 6 лет с правом переизбрания еще на один срок. Национальное собрание состоит из 65 депутатов.
Исполнительная власть осуществляется Президентом и Советом министров.
С 1991 г. в стране развернуто повстанческое движение, имеющее целью свержение режима. (А.К.)

ДИАРХИЯ - в отечественной и зарубежной литературе по конституционному праву довольно редко используемый термин, обозначающий равенство статуса двух высших должностных лиц государства, например, президента и председателя правительства. (С. А.)

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ И РАНГИ - наименования соответственно дипломатических представителей государств и звания, присваиваемые дипломатическому персоналу.
По Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. главы дипломатических представительств разделены на три класса: послы и нунции (аккредитуются при главах государств), руководители иных представительств эквивалентного ранга; посланники и интернунции - аккредитуются также при главах государств; поверенные в делах - аккредитуются при министре иностранных дел.
Дипломатические ранги присваиваются дипломатическому персоналу Министерства иностранных дел государства, включая и работающих за границей. Перечень дипломатических рангов устанавливается соответствующим государством. Как правило, это следующие ранги: атташе, третий секретарь, второй секретарь, первый секретарь, советник, поверенный в делах, посланник, посол. Государства могут вводить и более дробную классификацию. (С. А.)

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ - права и преимущества, предоставляемые в соответствии с международным правом, на основе соглашений государств дипломатическим представительствам (посольствам, миссиям, представительствам в других государствах и при международных организациях), их главам и сотрудникам в целях обеспечения условий для беспрепятственного, нормального осуществления их функций.
Для учреждений - это неприкосновенность помещений, архивов, транспорта, освобождение от налогов, от таможенного досмотра и сборов, свобода выбора форм работы и сношений со своим государством и др. Физическим лицам, имеющим статус дипломата (т. е. специальный ранг или положение), обеспечиваются: личная неприкосновенность, неприкосновенность служебного и личного помещений, освобождение от уголовной ответственности, а также, с определенными изъятиями, от гражданско-правовой и административной ответственности в государстве пребывания, от таможенного досмотра.
Международное право включает в круг лиц, имеющих Д. п. и и., также глав государств и правительств, министров иностранных дел, иных глав центральных органов государства на период их зарубежных поездок, глав правительственных делегаций. Государства на основе взаимности могут договариваться о расширении круга лиц, имеющих Д. п. и и.
Федеральный закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 1994 г. (в редакции 1999 г.) предусматривает, что на весь срок полномочий члену СФ и депутату ГД выдается дипломатический паспорт. Однако Д. п. и и. распространяются на этих лиц только на время официальных поездок. (С. А.)

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - находящийся в другом государстве или при международной организации орган внешних сношений данного государства - посольство, миссия, представительство. (С. А.)

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК - противоправное деяние физического лица, направленное на нарушение внутреннего распорядка предприятия, объединения или учреждения, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины.
Ответственность за совершение Д. п. предусматривается в различных ведомственных (уставах, положениях, инструкциях), локальных (решениях местных органов власти и управления и др.) нормативно-правовых актах, в текущем законодательстве. Так, например, Кодексом законов о труде РФ предусматриваются такие дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины, как выговор, строгий выговор, замечание, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение. (М. М.)

ДОБРОВОЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ДРУЖИНА - вид органов общественной самодеятельности, т. е. общественное объединение граждан, желающих участвовать безвозмездно в охране общественного порядка. (С. А.)

ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - использовавшееся в нашей стране в прежние годы наименование многих общественных объединений граждан (спортивных, оборонно-спортивных, просветительских и др.). Сейчас применяется понятие "общество". (С. А.)

ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО - гражданин, привлекаемый кандидатом в депутаты, избирательным объединением (при избрании депутатов по избирательному списку на основе пропорциональной избирательной системы), кандидатом на выборную государственную должность или должность в местном самоуправлении для оказания помощи в избирательной кампании, особенно ведении предвыборной агитации и организации предвыборных мероприятий (по законодательству Д. л. осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов).
Д. л. подбираются кандидатами и избирательными объединениями самостоятельно из числа граждан, обладающих избирательным правом. Д. л. регистрируются соответствующей избирательной комиссией на основании заявлений кандидатов, избирательных объединений и граждан, согласных быть Д. л., и получают от нее удостоверение. Количество Д.л.зависит от уровня выборов. Например, каждый кандидат, баллотировавшийся в 1995 г. в Государственную Думу по одномандатному избирательному округу, мог иметь до 10-Д. л. (в 1999 г. - до 20), а избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список, могли назначить до 500 Д. л. (на выборах 1993 г. - до 450). Кандидат на должность Президента РФ может иметь до 200 Д. л. По просьбе Д. л. работодатель обязан предоставить ему неоплачиваемый отпуск. Оплата труда Д. л. в этот период осуществляется из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений.
Кандидаты и избирательные объединения, назначившие Д. л., вправе отозвать их в любое время, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим Д. л. удостоверения. (С. А.)

ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ - двустороннее или многостороннее соглашение государств. (С. А.)

ДОГОВОРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - федеративное государство, созданное путем заключения федеративного договора между государствами или иными территориальными единицами, решившими войти в это государство. Другой вариант - преобразование унитарного государства в федеративное с заключением федеративного договора между частями государства, ставшими субъектами федерации.
Порой Д. ф. противопоставляется конституционной федерации, т. е. построению федеративного государства не на основе договора, а на основе Конституции, принимаемой высшим органом новой федерации. Существует также конституционно-договорная (договорно-конституционная) федерация, когда вначале заключается договор, а затем принимается Конституция. В таком случае применяются оба документа, причем они имеют равную силу.
Идеи существования федерации лишь на основе договора, а также на основе двух равных документов - договора и Конституции - представляются малореалистичными. Федерация - это государство, и ее основой должна быть Конституция, важнейшей частью которой являются нормы, посвященные федеративному устройству государства, статусу федерации и ее субъектов, гарантиям их прав и интересов. (С. А.)

ДОГОВОР ФЕДЕРАТИВНЫЙ - см.: Федеративный договор.
ДОГОВОР ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ - внутригосударственный договор. В особенности характерен для федеративного государства. Это - договоры: 1) между федерацией в целом и ее субъектами, а также государственными органами обоих уровней; 2) между субъектами федерации, а также их государственными органами.
Д. г.-п. первой группы посвящены уточнению предметов ведения и полномочий сторон, если это не сделано федеральной конституцией и федеральными законами. Такого рода договоры предусмотрены, например, ст. 11 Конституции РФ: разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Кроме того, это могут быть Д. г.-п. о сотрудничестве сторон в решении проблем, имеющих важное значение для какого-то региона и требующих объединения усилий и помощи федерального центра. Д. г.-п. второй группы, как показывает практика РФ, - чаще всего договоры о сотрудничестве субъектов РФ.
Ряд ученых относит к Д. г.-п. договоры государств, решивших объединиться в новое федеративное (союзное) государство (например, Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., в который вошли на положении союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская федерация). Решение о создании СССР было принято Съездами Советов - высшими органами государственной власти этих государств. И указанный договор был не документом, подписанным полномочными делегациями четырех государств, а документом, принятым 1-м Съездом Советов СССР, т. е. высшим органом нового государства.
Если же договор о создании федеративного союза подписывается полномочными делегациями государств, входящих в это новое государство, такой договор будет иметь черты и государственно-правового, и международно-правового договора. (С. А.)

ДОЗНАВАТЕЛЬ - должностное лицо органа дознания, уполномоченное осуществлять установленные уголовно-процессуальным законодательством действия по выявлению и расследованию преступлений (см.: Дознание). (К. Г.)

ДОЗНАНИЕ - одна из форм регламентируемой уголовно-процессуальным законодательством деятельности по предупреждению, выявлению, расследованию преступлений и изобличению лиц, виновных в их совершении. Осуществлять эту деятельность могут лишь специально уполномоченные органы - органы дознания и их должностные лица (дознаватели).
Закон предусматривает два вида Д. Один из них - выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, требующих предварительного следствия. К таким действиям отнесены: осмотр места происшествия, предметов, документов и других объектов, которые могут стать доказательствами; возбуждение уголовного дела, обыск, выемка, освидетельствование, задержание; допрос подозреваемого, допрос потерпевшего и свидетеля. После их выполнения, но не позднее чем через десять дней после возбуждения уголовного дела, все собранные материалы должны быть переданы следователю. Другой вид Д. - это Д., заменяющее предварительное следствие. Оно допускается по уголовным делам, не требующим такого следствия (как правило, это дела о преступлениях, не обладающих большой степенью общественной опасности и не являющихся сложными с точки зрения их расследования). При осуществлении этого вида Д. могут быть произведены все следственные действия (за незначительным исключением), вплоть до составления обвинительного заключения, которое после его утверждения прокурором вместе с собранными материалами дела направляется в суд для рассмотрения по существу. (К. Г.)

ДОЛГ ГРАЖДАНИНА - категория, довольно широко использовавшася в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. Например, в ст. 61 Конституции СССР говорилось, что долг гражданина СССР - бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру. Согласно ст. 62, защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. В ст. 64 сказано, что долг каждого гражданина СССР - уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства. Статья 68 гласила, что забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан СССР. В ст. 69 записано, что интернациональный долг гражданина СССР - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.
Категория "долг" широко применялась в прежних конституциях в соответствии с таким пониманием статуса личности, когда существует не только единство ее интересов и интересов государства, но и активное участие личности в достижении задач, стоящих перед государством и обществом.
Категория "долг" является более широкой по сравнению с понятием "обязанность", хотя и близкой к ней:
установить юридические способы осуществления "обязанности" реально, но очертить в праве все формы выполнения "долга" практически невозможно.
Действующая Конституция РФ исходит из более четкого определения как задач государства, так и возможностей личности, поэтому она сокращает использование категории "долг" до минимума. Например, согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.(С. А.)

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО - в российском праве (в том числе уголовном) - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (ст. 285 УК РФ). Таким образом, понятие "должностное лицо" - шире понятия "представитель власти" и охватывает ряд иных лиц, которые в силу должностного положения могут выполнять специальные функции. Организационно-распорядительными функциями в доктрине административного и уголовного права считается, в частности, руководство трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников. Под административно-хозяйственными функциями понимаются управление или распоряжение государственным либо муниципальным имуществом, установление порядка его хранения, переработки и т. д. (С. А.)

ДОМИНИКА (Содружество Доминики) - островное государство в группе малых Антильских островов.
Независимость предоставлена 3 ноября 1978 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Розо.
Административное деление: 10 приходов.
На конференции в Лондоне в июле 1978 г. выработана Конституция. Форма правления - республика. Глава государства - президент, избирается парламентом сроком на 5 лет. Парламент - Палата собрания - состоит из 31 депутата, из них 21 избирается всеобщим голосованием, 9 назначаются главой государства. Отдельно назначается спикер парламента. Срок полномочий - 5 лет. Премьер-министр назначается президентом из лидеров партии парламентского большинства. (А. К.)

ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА - государство в Вест-Индии, в восточной части острова Гаити. Столица - г. Санто-Доминго.
Административное деление: 29 провинций и национальный округ.
После 30 лет диктатуры Трухильо (1930-1961 гг.) и американской оккупации (1965 г.) власть перешла к Президенту Балагеру (1966-1978 гг., переизбирался в 1986, 1990, 1994 гг.). 30 июля 1996 г. Президентом избран Л. Фернандес Рейна.
По Конституции 1966 г. - президентская республика, в которой президент, являясь главой государства и правительства, имеет широкие полномочия. Избирается населением сроком на 4 года с правом неограниченного переизбрания. Одновременно избирается вице-президент.
Парламент - Национальный Конгресс - состоит из Сената (30 сенаторов, избираемых на 4 года) и Палаты депутатов (120 депутатов, избираемых на тот же срок).
Правительство формируется президентом и ответственно перед парламентом.
(А. К.)

ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ - категория, закрепленная в ст. 21 Конституции РФ, под которой обычно понимают обладание человеком определенными нравственными и интеллектуальными качествами, соответствующим общепринятым моральным ценностям. Человек априори исходит из того, что он обладает такими качествами. В принципе его должны так же воспринимать и окружающие.
Д. л. - категория многоплановая, включающая в себя прежде всего определенное поведение человека;
невозможность совершения им поступков, осуждаемых общественной моралью; интеллектуальный уровень и образованность человека; отношение к окружающим, образ жизни, признаваемые в обществе образцовыми.
Соответственно унижение Д. л. - это приписывание человеку неблаговидных поступков, уничижительная характеристика умственных и иных личностных качеств, совершение против него действий, означающих глумление над личностью, выставление в невыгодном свете перед окружающими.
Закрепление категории "достоинство личности" как конституционно-правовой предполагает различные формы защиты. Ряд возможностей имеет сам человек, начиная от личной физической защиты (при угрозе жизни, здоровью, нравственному состоянию, в случае незаконного ограничения свободы) и кончая гражданско-правовыми и уголовно-правовыми средствами при нанесении ему морального ущерба, оскорбления и т. д. Соответственно, и государство берет на себя определенную ответственность. Конституция РФ (ст. 21) устанавливает: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления". Специально предусматривается в той же статье, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. (С. А.)

ДУМА - 1) в Средние века в Русском государстве - сословно-представительный орган, созывавшийся царями для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера;
2) в начале XX в. Государственная дума - первый общегосударственный российский парламент. Д. - наименование и местных выборных (представительных) учреждений;
3) в настоящее время Государственная Дума Федерального Собрания РФ - нижняя палата российского парламента как органа государственной власти. Состоит из 450 депутатов: 225 из них избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, 225 - по федеральным спискам избирательных объединений, т. е. политических партий, движений (см.: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации);
4) Думами названы представительные (законодательные) органы власти ряда субъектов РФ, а также представительные органы местного самоуправления многих городов и районов. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 152 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 29220

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close