Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:12
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ - система условий и ограничений, установленных для осуществления активного или пассивного избирательного права. Цензы могут быть различными: половозрастными (предоставление или отказ от предоставления избирательных прав женщинам; предоставление избирательных прав гражданам по достижении определенного возраста); социальными (сословными) и имущественными (неучастие в выборах некоторых слоев общества по признаку принадлежности к той или иной группе населения либо по уровню доходов); образовательными (уровень образования);
оседлости (проживание на данной территории постоянно или определенный срок); гражданства (предоставление избирательного права только гражданам государства и отказ в таковом иностранцам и лицам без гражданства) и др.
По мере развития цивилизации происходил отказ от тех или иных цензов. Например, сначала избирательное право предоставлялось только мужчинам; однако в XX в. имеет место практически повсеместная ликвидация данного ценза и предоставление женщинам избирательного права в равном с мужчинами объеме, т. е. и права избирать, и права быть избранной. В XIX и начале XX в. широко применялись сословные и имущественные цензы. Сословный ценз выражался в том, что к участию в выборах не допускались лица, относившиеся к определенным слоям населения (например, рабочие, крестьяне, военнослужащие и др.). Имущественный ценз состоял в том, что избирательное право предоставлялось только лицам с определенными доходами или собственностью. Подавляющее большинство стран мира последовательно отказалось от этих цензов, хотя кое-где они существуют.
После Октябрьской революции 1917 г. советская власть ввела классово-политические ограничения (их тоже можно назвать цензами): к участию в выборах не допускались лица, занимавшиеся предпринимательской деятельностью и обладавшие частной собственностью, выступавшие против нового строя, служившие охране прежнего строя и т. п. По мере укрепления Советской власти ограничения снимались (тем более, что в итоге карательных и экономических санкций исчезали категории лиц, которым адресовались подобные ограничения). Однако такая мера, как лишение избирательных прав по суду, официально существовала долго, хотя на практике не применялась, и была отменена лишь в 1958 г.
Избирательная система того времени носила в определенной мере сословный характер, поскольку позволяла избирать больше депутатов от рабочего класса, чем от крестьянства, чему способствовала более низкая норма представительства в городах по сравнению с сельской местностью (например, один делегат на Всероссийский съезд Советов избирался из расчета: в городах - от 25 тыс. избирателей, в сельской местности - от 125 тыс. населения, т. е. в три раза больше в пересчете на избирателей).
В прежние времена в ряде зарубежных стран применялся ценз грамотности, или образовательный ценз: право участия в выборах предоставлялось гражданам, способным понимать основные законы государства. Постепенно такие цензы были отменены.
В отдельных странах существуют цензы: возрастной (во многих странах); социальный (неучастие в выборах, например, военнослужащих действительной службы в Турции, пэров в Великобритании, злостных банкротов в Италии, Франции и др.); политический (неучастие в выборах бывших членов компартии в Индонезии); оседлости - наличие места жительства или постоянное проживание кандидата на определенной территории (ФРГ, Бельгия, Голландия, Австрия, Швеция и др.).
В Российской Федерации в настоящее время применяются некоторые цензы. В частности, - это возрастной ценз, состоящий в предоставлении права избирать с 18 лет (см.: Активное избирательное право), быть избранным депутатом представительных органов и выборным должностным лицом с более старшего возраста (см.: Пассивное избирательное право). В выборах участвуют граждане РФ, избирательных прав не имеют иностранцы и лица без гражданства. Однако Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ 1997 г. позволил участвовать в выборах в органы местного самоуправления и в местных референдумах иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ. В 1999 г. внесено изменение в Закон
1997 г. и предоставлено иностранцам на муниципальных выборах право не только избирать, но и быть избранными.
Не участвуют в выборах лица определенного состояния: признанные судом недееспособными, а также отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. (Некоторые авторы считают это тоже цензами, хотя, скорее, - это вопрос научной трактовки самого понятия "ценз").
Российское законодательство не допускает ограничения права избирать временно проживающим на какой-то территории, т.е. человек, поселившийся на данной территории, получает с этого момента активное избирательное право. Правда, для того чтобы быть включенным в списки избирателей, он должен иметь документальное подтверждение своего проживания (или пребывания) на соответствующей территории.
Согласно Федеральному закону о гарантиях избирательных прав граждан РФ 1994 г., сроки обязательного проживания на определенной территории для избрания депутатом или на выборную должность, устанавливаемые субъектами РФ, не могли превышать одного года. Однако одни субъекты завысили сроки проживания для избрания глав исполнительной власти, другие - даже для депутатов. Поэтому Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. ввел более жесткое правило: ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории РФ, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Другими актами такие ограничения устанавливаться не могут. Поскольку в действующей Конституции РФ таких ограничений не предусмотрено, это означает, что ограничений по сроку проживания для выдвижения канди
датом в депутаты или на выборную должность сейчас вообще не должно существовать, а законодательство субъектов РФ следует привести в соответствие с требованиями названного Федерального закона.
Для избрания депутатом Государственной Думы не требуется, чтобы кандидат проживал на территории избирательного округа или того субъекта, в который он входит. Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ).
Отдельные субъекты РФ своими актами пытаются не допустить участия в местных выборах военнослужащих, особенно срочной службы, на том основании, что они временно находятся на соответствующей территории и поэтому не имеют прямой связи с интересами местного населения. Федеральное законодательство не предусматривало подобных ограничений до недавнего времени. Но Федеральный закон 1997 г. установил, что военнослужащие, проходящие службу по призыву, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума. Исключение сделано лишь для тех, кто до призыва постоянно или преимущественно проживал на территории данного муниципального образования.
В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка. Однако это требование также не соответствует федеральному законодательству и признано Конституционным Судом РФ противоречащим российской Конституции.
В отдельных субъектах РФ предусматривается участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления не только граждан, проживающих на соответствующей территории, но также и лиц, проживающих за ее пределами, но имеющих земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории.(С. А.)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК - см.: Блок избирательный.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ - официальный документ (бланк), содержащий фамилии кандидатов в депутаты или наименования избирательных объединений (партий, движений) либо фамилии кандидатов на выборную должность при выборах соответствующего лица.
Законодательство о выборах соответствующих органов и должностных лиц содержит требования к содержанию и заполнению И. б.
Федеральный закон о выборах депутатов ГД 1999 г. гласит, что в день выборов каждый избиратель, придя на избирательный участок, получает два И. б. различной формы, устанавливаемой ЦИК РФ. Форма и текст И. б. по федеральному избирательному округу утверждаются ЦИК РФ, а текст И. б. по одномандатному избирательному округу утверждает соответствующая окружная избирательная комиссия. В первом И. б. помещаются в порядке, определенном жеребьевкой (проводится ЦИК РФ), наименования и эмблемы (если они представлены в ЦИК) избирательных объединений и блоков (с указанием наименования избирательных объединений, входящих в блоки). Под наименованием избирательного объединения, блока помещаются фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов из общефедеральной части федерального списка, а в каждом субъекте РФ - также название соответствующей этому субъекту региональной группы кандидатов данного списка и фамилии, имена, отчества первых трех кандидатов из соответствующей региональной группы. При отсутствии общефедеральной части списка (а это также имеет место, хотя и редко) бюллетень начинается с трех фамилий из регионального списка данной территории. Справа от наименования каждого избирательного объединения и блока в бюллетене помещается пустой квадрат, а в конце перечня (внизу) - строка "Против всех федеральных списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Второй И. б. содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества, а также другие данные о всех кандидатах в депутаты по одномандатному избирательному округу: год рождения, основное место работы или службы (при их отсутствии - род занятий), место жительства, выборная должность в органе государственной власти или органе местного самоуправления (при ее наличии). Содержится информация о том, кем выдвинут кандидат. Указываются принадлежность к общественному объединению, если кандидат ранее заявлял о ней, а также статус кандидата в общественном объединении. Если кандидат баллотируется одновременно в составе федерального списка, информация об этом тоже помещается в бюллетене. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня (внизу) помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Голосование - это заполнение избирателем каждого бюллетеня. По первому И. б. голосование заключается в выборе одного списка, для чего ставится любой знак в соответствующем квадрате справа от него, либо в голосовании против всех списков, и тогда знак ставится в квадрате справа от этой нижней строки И. б. Голосование по второму И. б. заключается в выборе одного кандидата, для чего знак ставится в квадрате справа от его фамилии, либо в голосовании против всех кандидатов.
Итак, при голосовании по спискам избиратель выбирает не конкретных людей, а один из списков, ориентируясь на включенных в этот список кандидатов и демонстрируя тем самым поддержку списка в целом. Избиратель может проголосовать против всех кандидатов, бюллетень в этом случае будет признан действительным.
Голосование по кандидатам, выдвинутым в округе, - проще, поскольку здесь избиратель должен выбрать только одного из кандидатов или проголосовать против всех.
Следовательно, в каждом бюллетене по выборам в ГД должен быть проставлен лишь один знак в одном квадрате. Если знаки проставлены в большем количестве квадратов, бюллетень недействителен. Если на бюллетене не проставлено ни одного знака, он также признается недействительным.
При выборах Президента РФ форма и текст И. б. также утверждаются ЦИК РФ. И. б. содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества, а также другие данные (дату и год рождения, место работы, должность (род занятий), место жительства) всех зарегистрированных кандидатов в Президенты РФ. Если кандидат выдвинут избирательным объединением, блоком, в И. б. указываются их наименования, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному политическому общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, блока, если такая принадлежность имеет место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, политическая принадлежность указывается только по его желанию. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня (внизу бюллетеня) помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Заполнение бюллетеня заключается в том, что избиратель ставит любой знак в квадрате справа от фамилии того кандидата в Президенты РФ, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Если избиратель поставил знаки напротив фамилий двух и более кандидатов или не поставил ни одного знака, бюллетень считается недействительным. Таким образом,заполнение И. б. по выборам Президента РФ практически ничем не отличается от заполнения И. б. по выборам депутата ГД по одномандатному избирательному округу.
Каждый И. б. содержит разъяснения по порядку его заполнения. (С. А.)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ - денежный взнос лица, выдвинутого или выдвигающего себя кандидатом в депутаты или на выборную должность. Применяется в ряде стран (Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.). Смысл И. з. - в определенной мере сдержать претензии тех, кто имеет мало шансов быть избранным, однако "рвется" в кандидаты, чтобы получить известность, сделать себе рекламу и т. п.
Кроме того, И. з. - средство избежать других способов добиться регистрации кандидатом в депутаты или на выборную должность, как правило, более изнурительных (например, сбор подписей избирателей).
В РФ И. з. введен в 1999 г. внесением дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г.
Согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы 1999 г. И. з. для кандидата по избирательному округу равен умноженному в тысячу раз минимальному размеру оплаты труда, а для избирательного объединения, блока - умноженному в 25 тысяч раз минимальному размеру оплаты труда. И. з. вносится кандидатом, избирательным объединением, блоком исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Внесение залога не исключает сбора подписей избирателей. По усмотрению кандидата, избирательного объединения, блока регистрация кандидата, списка производится на основании либо подписей, либо залога.
Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по округу, либо был избран, а федеральный список кандидатов, набрал не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, или федеральный список кандидатов допущен к участию в распределении депутатских мандатов, избирательный залог им возвращается. Но если названных условий нет, избирательный залог не подлежит возврату и перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход федерального бюджета. (С. А.)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - часть территории государства, субъекта федерации или административно-территориальной единицы, на которой (от которой) избираются один, два или более депутатов в представительный орган соответственно государственной власти или местного самоуправления.
Следовательно, И. о. всегда связан с определенной территорией, поэтому он именуется территориальным И. о.
Если в территориальном И. о. избирается один депутат, такой И. о. называется одномандатным избирательным округом (любители иностранных слов используют также словосочетание "униноминальный избирательный округ"). Если в территориальном И. о. избираются два депутата, такой И. о. называется двухмандатным избирательным округом ("биноминальным избирательным округом"). Если в территориальном И. о. избираются три и более депутатов, такой И. о. называется многомандатным избирательным округом ("полиноминальным избирательным округом").
В Российской Федерации на уровне местного самоуправления нередко многомандатным И. о. становилась целиком территория того или иного муниципального образования (города, района и т. д.). Все выдвигаемые здесь кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления включались в один бюллетень и избирались населением. Кандидаты, получившие большее число голосов, становились депутатами в пределах общей численности мандатов в данном представительном органе. Если избиратели никого не вычеркивали из бюллетеней, действовали следующие правила: в некоторых субъектах РФ все кандидаты становились депутатами;
если же в отношении каких-либо депутатов было подано незначительное число голосов "против", такие кандидаты считались избранными резервными депутатами.
Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ 1997 г. определил, что в случае образования многомандатного И. о. число мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти.
Применительно к выборам депутатов Государственной Думы используется понятие "федеральный избирательный округ". Как известно, половина депутатов ГД (225) избирается по одномандатным И. о. по мажоритарной избирательной системе. Другая половина (225) избирается по пропорциональной избирательной системе - по спискам избирательных объединений, которыми выступают политические партии и движения. Последние выдвигают свои федеральные списки кандидатов в депутаты. А вся территория РФ становится в этом случае одним округом - федеральным И. о.
В истории нашей страны были и другие виды И. о. Например, при учреждении (1988 г.) Съезда народных депутатов СССР и выборах его депутатов (1989 г.) были предусмотрены три линии избрания: 750 - от территориальных И. о., 750 - от национально-территориальных И. о., 750 - от общественных объединений. 'При этом территориальные И. о. образовывались на всей территории СССР, а национально-территориальные И. о. - на территориях соответственно союзных, автономных республик, автономных областей и автономных округов.
В 1989 г. был учрежден Съезд народных депутатов РФ, в 1990 г. состоялись выборы в него. Из общего числа народных депутатов (1068) избиралось: 900 - по территориальным И. о., образованным на всей территории РФ, 168 - по национально-территориальным И. о., половина из которых образовывалась на территории республик в составе РФ, автономных областей и автономных округов, другая - на территории краев, областей, городов Москвы и Ленинграда. Следовательно, национально-территориальные И. о. - это те же территориальные И. и., но образованные с учетом наличия в государстве национальных республик и национально-государственных образований.
Образование И. о. осуществляется в соответствии с правилами, устанавливаемыми избирательным законодательством. Так, Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы 1999 г. установлено (ст. 12), что одномандатные И. о. по выборам депутатов ГД должны отвечать следующим требованиям:
а) должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в пределах одного субъекта РФ не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15%. Выражение "допустимое отклонение" означает, что в одном округе может быть до 10% или 15% избирателей выше средней нормы, в другом - до 10 или 15% ниже, т. е. расхождение в численности избирателей между обычными округами разрешено до 20%, а в дальних районах - до 30%;
б) в пределах территории .субъекта РФ не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением случаев, когда часть территории данного субъекта РФ расположена в пределах территории другого субъекта РФ;
в) не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов РФ;
г) на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа;
д) распределение одномандатных избирательных округов между субъектами РФ должно обеспечивать максимально возможное с учетом требований пунктов "в" и "г" равенство представленности в Государственной Думе избирателей, проживающих в различных субъектах РФ.
Кроме того, при образовании округов внутри субъекта РФ должно учитываться его административно-территориальное устройство (деление), границы муниципальных образований.
Таким образом, при образовании территориальных И. о. надо определить так называемую норму представительства, т.е. среднее число избирателей, приходящихся на один округ. Для этого общее число избирателей в России (107 млн. чел.) делится на число мандатов, замещаемых в ГД по территориальным И. о. (225). Норма представительства составляет 478-480 тыс. избирателей. Закон гласит, что на территории субъекта РФ с числом избирателей меньше единой нормы представительства образуется по одному И. о.
В остальных субъектах РФ образуется столько округов, сколько их получается с учетом единой нормы представительства и перевеса в ту или другую сторону, о чем говорилось выше. Таким образом, о равенстве (даже примерном) И. о. по численности избирателей речь можно вести - как и предусмотрено Законом - лишь в пределах отдельного субъекта РФ, а не для России в целом.
Закон гласит, что И. о. для выборов депутатов ГД образует ЦИК РФ на основании представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ данных о численности избирателей, проживающих на их территориях. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом. В Законе 1999 г. сказано, что если эта схема не будет утверждена в положенные сроки (не позднее чем за 100 дней до дня голосования), применяется схема, использовавшаяся на предыдущих выборах. На выборах 1999 г. осталась схема, утвержденная в 1995 г. 38 субъектов РФ представляют собой одномандатные избирательные округа, т. е. избирают по одному депутату в Думу. На территории 51 субъекта РФ образовано от двух и более И. о. (С. А.)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК - часть территории административно-территориальной единицы (города, района, сельсовета и др.), на которой организуется голосование на выборах. Для этой цели в И. у. создается участковая избирательная комиссия.
И. у. образуют главы муниципальных образований по согласованию с соответствующими территориальными и окружными избирательными комиссиями. Обычно И. у. существуют в неизменных границах многие годы, неизменным остается также на И. у. и место для голосования (помещение), что облегчает ориентацию избирателей. Тем не менее на каждых очередных выборах принимается специальное решение об образовании И. у. Как правило, это делается не позднее чем за 60-30 дней (в зависимости от вида выборов) до дня выборов, с учетом местных условий и требований создания максимальных удобств для избирателей.
Обычно И. у. образуются с учетом ряда требований: не более 3000 избирателей на каждом И. у.; соблюдение границ административно-территориального деления в субъекте РФ; недопустимость пересечения границ избирательных округов границами избирательных участков.
Вопрос же о том, какая территория больше - избирательного округа или избирательного участка - зависит от того, о каких выборах идет речь. Например, если это территориальный избирательный округ по выборам депутата Государственной Думы, естественно, его территория больше и на ней располагается много И. у., если же идут выборы в городскую думу небольшого города, один И. у. может охватывать территорию двух и более избирательных округов.
У И. у. есть свой номер, присваиваемый в ходе соответствующих выборов. На территории каждого субъекта РФ устанавливается единая нумерация И. у.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г. разрешает образовывать И. у. в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, а также в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях. Срок образования, как правило, тот же - за 30 дней, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов. Такие И. у. входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.
И. у. не образуются на вокзалах, в аэропортах, речных и морских портах, в гостиницах.
На выборах в Государственную Думу в 1993 г. воинские части не включались в обычные И. у., а образовывали самостоятельные И. у. из расчета от 20 избирателей на участок. На выборах 1995 г. введено принципиально важное новое правило:
военнослужащие голосуют на общих И. у. Это позволило уменьшить обособленность военнослужащих (особенно срочной службы) от остального населения населенных пунктов,. лучше организовывать их информирование о кандидатах в депутаты и избирательных объединениях, в целом содействовать преодолению изоляции военнослужащих от политических событий периода подготовки и проведения выборов. Согласно Федеральному закону 1997 г., такой порядок распространен на все виды выборов.
В порядке исключения допускается образование И. у. в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях И. у. образуют командиры воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. Законодательство предусматривает, что при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования в воинской части всем членам избирательных комиссий, наблюдателям, кандидатам в депутаты и их доверенным лицам по предъявлении соответствующего удостоверения.
Списки И. у. с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования публикуются в местной печати не позднее чем за 25 дней до дня выборов.
Поскольку в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ принимают участие и российские граждане, пребывающие за рубежом, для обеспечения их голосования там образуются И. у. Это делают руководители дипломатических представительств или консульских учреждений РФ. На выборах в Государственную Думу 1993 года И. у. для этих граждан являлись консульские округа на территории соответствующей страны. На выборах 1995 года такого жесткого указания в законодательстве не было. Консульским округом могла быть вся территория зарубежного государства, их могло быть два и более на данной территории. При создании И. у. лучше учитывать места компактного проживания российских граждан, особенно в странах СНГ и Балтии. В воинских частях, расположенных за пределами РФ, как правило, могут образовываться свои И. у. (но также решениями компетентных лиц из посольств и консульств). И. у., образованные за границей, приписываются к избирательным округам на территории России.
В Федеральный закон о выборах депутатов ГД были внесены уточнения по поводу отнесения И. у., образованных за пределами РФ, к одномандатным округам. А именно: число избирателей округа, к которому отнесены эти участки, должно быть меньше единой нормы представительства. И еще; число избирателей на И. у., образованных за пределами территории РФ, не должно превышать 10% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, к которому отнесены эти И. у.
На выборах 1995 г. ГД утвердила схему одномандатных избирательных округов, которая осталась и для выборов 1999 г. Кроме того, ГД утвердила и предложения ЦИК РФ о приписке избирателей, проживающих за пределами территории РФ или находящихся в длительных заграничных командировках, к одномандатным избирательным округам. Например, на территории Ленинградской области к двум округам были приписаны соответственно 40 тыс. и 28 554 избирателя из Эстонии, еще к одному - 29 065 избирателей из Латвии. В Московской области к пяти округам приписаны соответственно: 27 176 избирателей-россиян из Азербайджана. Армении, Грузии; 41 102 - из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана; 24 728 - из Беларуси, Литвы, Молдавии; по 36 000 и 12 782 - из ФРГ. В г. Москве к 6 округам приписаны: 14 394 избирателя из Болгарии, 21 500 - из Украины, 22 750 - из стран Африки и Америки, 34 574 - из стран Европы (кроме названных выше ФРГ, Болгарии, стран СНГ и прибалтийских республик), 29 443 - из Израиля, 18 475 - из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока (кроме Израиля). На выборах 1999 г. уточненные данные о числе голосующих за границей планировалось иметь в ноябре. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 42 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar
close