Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:13
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОНД - создаваемый кандидатом в депутаты, избирательным объединением, блоком, кандидатом на выборную должность фонд, в котором аккумулируются финансовые средства на их избирательную кампанию.
В нашей стране до 1993 г. все виды выборов финансировались только из государственного бюджета. Начиная с выборов Федерального Собрания и других представительных органов в декабре 1993 г., установлены как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников.
Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Вторая передается избирательным объединениям, блокам и кандидатам в депутаты. Рассмотрим особенности формирования И. ф. при выборах депутатов ГД и Президента РФ.
И. ф. кандидатов в депутаты ГД по одномандатным избирательным округам могут формироваться из следующих средств:
а) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать более чем в тысячу раз минимальный размер оплаты труда;
б) средств, которые выделены кандидату избирательными объединениями - в совокупности не могут превышать более чем в 5000 раз минимальный размер оплаты труда (1995 г. - более чем в 1500 раз);
в) средств, выделенных зарегистрированному кандидату не позднее чем за 40 дней до дня голосования окружной избирательной комиссией в равном размере с иными кандидатами по тому же округу;
г) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем более чем в 100 раз для каждого гражданина (1995 г. - более чем в 20 раз) и более чем в 2000 раз для каждого юридического лица (1995 г. - 200 раз) минимальный размер оплаты труда.
Предельная сумма всех расходов кандидата (зарегистрированного кандидата) из средств его избирательного фонда не может превышать более чем в 10 000 раз минимальный размер оплаты труд.
Избирательные фонды избирательных объединений, блоков могут формироваться только за счет следующих денежных средств:
а) собственных средств избирательного объединения, блока, которые не могут превышать более чем в 100 тысяч раз минимальный размер оплаты труда;
б) средств, выделенных ЦИК РФ избирательным объединениям, блокам не позднее чем за 40 дней до дня голосования;
в) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц - не могут превышать для каждого гражданина более чем в 150 раз (1995 г. - более чем в 30 раз) и более чем в 20 тысяч раз для каждого юридического лица (1995 г. - 2000 раз) минимальный размер оплаты труда.
Предельная сумма расходов средств избирательного фонда избирательного объединения, блока не может превышать более чем в 250 тысяч раз минимальный размер оплаты труда.
Как можно видеть, размеры пожертвований в избирательные фонды от граждан и юридических лиц в 1999 г. серьезно возросли. Но предельные суммы расходов избирательных фондов (в расчете по минимальному размеру оплаты труда) остались те же, что и в 1995 г. Это означает, что количество жертвователей может быть теперь меньше, если они дают в фонды значительные суммы.
Запрещены пожертвования в И. ф.:
иностранных государств, организаций и граждан; российских юридических лиц с иностранные участием, если доля иностранного капитала в уставном капитале превышает 30%;
международных организаций и международных общественных движений. Не допускаются также пожертвования органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, воинских частей, военных учреждений и организаций, благотворительных организаций и религиозных объединений и др.
Поступления в фонды не могут быть анонимными, т. е. если это - личный взнос гражданина, то он указывает фамилию, имя, отчество, постоянное место жительства и данные паспорта; если поступление - от организации, то ее реквизиты обозначаются на соответствующих документах. Излишние суммы подлежат возврату, а анонимные перечисляются в доход государства- То есть передачи средств по принципу "из рук в руки" быть не может, все подлежит оформлению.
Закон прямо запрещает кандидатам в депутаты ГД и избирательным объединениям, блокам использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме поступивших в их И. ф. Если они использовали иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата либо федерального списка.
Кандидату в депутаты, избирательному объединению, блоку на основе письменного сообщения соответствующей избирательной комиссии отделения Сбербанка России открывают специальные избирательные счета, на которые и поступают средства И. ф.
Новшеством, введенным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г., является то, что И. ф. теперь создаются перед началом сбора подписей в поддержку кандидата, списка (ранее - только после их регистрации избирательными комиссиями).
Соответственно уточнены и цели, на которые расходуются средства И. ф.:
финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов);
предвыборная агитация;
оплата труда граждан РФ за выполненные (оказанные) ими работы (услуги), непосредственно связанные с проведением избирательной кампании;
оплата аренды помещений, оборудования, командировочных и транспортных расходов, услуг связи, приобретение канцелярских товаров и оплата других расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании;
внесение избирательного залога. Избирательные комиссии, кандидаты в депутаты, избирательные объединения и блоки обязаны вести учет всех поступлений и расходов. Кандидат в депутаты Государственной Думы по одномандатному избирательному округу представляет в окружную избирательную комиссию три финансовых отчета, итоговой - не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. В ЦИК РФ представляют три финансовых отчета и избирательные объединения, блоки. Копии отчетов избирательные комиссии передают в средства массовой информации.
Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не позднее чем через 30 дней после дня выборов возвращают соответствующей избирательной комиссии неизрасходованные средства в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных этой комиссией. Далее кандидаты и избирательные объединения, блоки, не набравшие определенного процента голосов избирателей, возмещают стоимость предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади в СМИ. После этого полагается возвратить средства организациям и лицам, осуществившим пожертвования, пропорционально вложенным средствам с разрешения соответствующей избирательной комиссии. Сумма средств, которая после этого остается на счетах перечисляется в федеральный бюджет.
Аналогичные правила предусмотрел и Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. Что касается цифр, то И. ф. кандидатов в Президенты могут формироваться из следующих средств:
средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию ЦИК РФ;
собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 1000 раз;
средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, блоком, инициативной группой избирателей; их размер не может превышать минимальный •размер оплаты труда более чем в 50 тыс.раз;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц; сумма пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 50 раз, а отдельного юридического лица - в 5000 раз.
Предельная сумма расходов кандидата на должность Президента РФ за счет средств И. ф. не может превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 250 000 раз. (С. А.)

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЯЩИК - официальное название в избирательном законодательстве закрытой и запечатанной емкости с узким отверстием для опускания избирателями заполненных бюллетеней, устанавливаемой на избирательных участках (в обиходном обозначении - избирательная урна).(С. А.)

ИЗБРАНИЕ - получение депутатского мандата или должности путем выборов населением, коллегией выборщиков, специально созданным для этой цели органом или представительным органом. (С. А.)

ИЗОЛЯТОР ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ - помещение, оборудованное для содержания в нем преимущественно лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Подозреваемые, в отношении которых избрана мера пресечения (арест), и лица, обвиняемые в совершении преступлений, могут содержаться в таких помещениях, как правило, не более трех суток. Лишь при наличии указанных в законе обстоятельств (к примеру, в случаях когда это требуется для производства следственных действий или судебного разбирательства за пределами населенного пункта, где находится следственный изолятор, и ежедневная доставка оттуда находящегося под стражей подозреваемого, обвиняемого или подсудимого невозможна) разрешается перевод в И. в. с., но не более чем на десять суток в течение месяца.
Создание И. в. с. допускается в органах внутренних дел или пограничных войсках РФ. В порядке исключения функции И. в. с. могут возлагаться на учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ при наличии в этих учреждениях специально оборудованных помещений. Разрешается также капитанам судов, находящихся в плавании, и начальникам зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками обеспечивать содержание под стражей подозреваемых в совершении преступлений в помещениях, приспособленных для этого. Разрешается также содержать подозреваемых и обвиняемых военнослужащих на гауптвахтах.
И. в. с. органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности. В своей деятельности эти И. в. с. руководствуются Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ приказом МВД РФ от 26 января 1996 г. ¦ 4.
И. в. с. пограничных войск создаются непосредственно в пограничных частях, осуществляющих охрану Государственной границы РФ. (К. Г.)

ИЗОЛЯТОР ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ - помещение, оборудуемое в воспитательных колониях для несовершеннолетних. а также в исправительных центрах. В них могут быть помещены находящиеся в таких учреждениях лица за нарушение режима отбывания наказания.
Срок водворения в И. д. - до семи суток (с выводом на учебу), а отбывающих наказание в виде ограничения свободы - до пятнадцати суток. Основания применения такой меры и условия ее реализации во многом сходны с теми, которые установлены для карцеров и штрафных изоляторов. (К. Г.)

ИЗОЛЯТОР СЛЕДСТВЕННЫЙ - см.: Следственный изолятор.
ИЗОЛЯТОР ШТРАФНОЙ - помещение, оборудуемое в исправительной колонии или тюрьме для водворения в него (с выводом или без вывода на работу либо учебу) за нарушение порядка отбывания наказания находящихся в этих учреждениях осужденных (об основаниях применения такой меры взыскания см.: Карцер).
Срок водворения в И. ш. - до пятнадцати суток (в арестных домах - до десяти суток). Во время содержания в И. ш. осужденным запрещаются свидания, телефонные переговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользование настольными играми. Содержащиеся в И. ш. пользуются ежедневной прогулкой
продолжительностью в один час. Тем из них, кто не работает, питание может предоставляться по пониженным нормам. Посылки, передачи и бандероли вручаются после окончания срока пребывания в И. ш. (К. Г.)

ИЗРАИЛЬ (Государство Израиль) - государство на Ближнем Востоке в западной части Азии. Образовано 14 мая 1948 г. на территории Палестины (бывшая подмандатная территория под управлением Великобритании) согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. о разделе Палестины на еврейское и арабское государства. В ходе военных действий 1948-1949 гг. И. захватил 6,7 тыс. кв. км территории арабского государства, а в результате войны в июне 1967 г. -часть территории Сирии, Иордании и Египта (часть этих территорий возвращена после 1987 г.). Остро стоит проблема палестинских беженцев и палестинской автономии (см.: Палестина).
Столица - г. Тель-Авив, однако в 1980 г. Иерусалим провозглашен "вечной и неделимой" столицей Израиля.
Административное деление: 6 округов.
Единой Конституции нет. Основы конституционного строя И. заложили Закон 1948 г., Временный закон 1949 г. об организации законодательной и исполнительной власти, Закон о возвращении 1950 г., Закон о гражданстве 1952 г., Основной закон о кнес-сете 1958 г. и др.
Форма правления - республика. Глава государства - президент, избирается кнессетом сроком на о лет.
Законодательный орган - кнес-сет, состоит из 120 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 4 года по системе пропорционального представительства партийных списков, собравших более 1,5% голосов избирателей.
Исполнительная власть осуществляется ответственным перед кнессетом правительством. Правительство формируется на коалиционной основе и утверждается парламентом. С 1996 г. премьер-министр страны избирается всеобщим голосованием одновременно с выборами в кнессет. (А. К.)

ИММИГРАНТ - обобщенное наименование граждан других государств или лиц без гражданства, прибывших в данное государство на временное или постоянное жительство. Причины въезда могут быть различными: например, поиск заработка, политические мотивы и др.
В связи с большим наплывом И. ряд зарубежных стран принял специальные законы об И. или об иммиграционном контроле с целью упорядочить и приостановить нерегулируемый приток И., их правовое положение внутри страны, порядок высылки нелегальных И. или И., нарушающих законы страны пребывания. Таким образом, в этих странах категория "иммигрант" из научного лексикона перешла также и в лексикон конституционно-правового и административно-правового регулирования.
По этому пути идет сейчас и Российская Федерация. 16 декабря 1993 г. Президент РФ принял Указ "О мерах по введению иммиграционного контроля". Во исполнение этого Указа постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. утверждено "Положение об иммиграционном контроле" (см.: Иммиграционный контроль). (С. А.)

ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ - осуществляемая миграционной службой или иным специальным государственным подразделением деятельность по регулированию миграции и осуществлению мер по предупреждению неконтролируемой миграции на территорию государства иностранных граждан и лиц без гражданства.
В Российской Федерации Указом Президента "О мерах по введению иммиграционного контроля" от 16 декабря 1993 г. и утвержденным Постановлением Правительства РФ "Положение об иммиграционном контроле" от 8 сентября 1994 г. эта задача возложена на Федеральную миграционную службу РФ.
И. к. осуществляется постами И. к. органов миграционной службы в пунктах пропуска через государственную границу РФ. Эти посты: осуществляют И. к., определяют основания и правомерность въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища, следующих транзитом через территорию РФ, производят первичное рассмотрение соответствующих ходатайств, предупреждают неконтролируемую миграцию и организуют депортацию иностранных граждан и лиц без гражданства в установленных законодательством РФ случаях и порядке, направляют иммигрантов в центры временного их размещения для проведения полного комплекса мероприятий по признанию их статуса. Работники постов имеют право беспрепятственного доступа ко всем транспортным средствам заграничного следования. Они вправе оформлять представления на физических и юридических лиц, независимо от гражданской принадлежности и форм собственности, представления о наложении штрафных санкций за доставку или содействие в доставке иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ с нарушением паспортно-визового режима. (С. А.)

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА - невозможность привлечения государством к суду другого государства в качестве ответчика, за исключением случаев когда оно само дает на это согласие. Распространяется на государство и его собственность (имущество). Собственность (имущество) государства не может быть предметом принудительных изъятий, ареста и иных мер обеспечения исков и исполнения судебных решений судов других государств. Применение таких мер возможно с согласия государства.
Государства могут согласиться на учреждение международного суда, решения которого будут касаться имущественных обязательств государств и их собственности. Однако выполнение решений таких судов обеспечивается самими государствами.
Мнение государства может не иметь решающего значения (хотя может и учитываться) в случае развязывания им войны. Победившее государство в прежние времена (до начала XX в.) могло получить контрибуцию (дань победителю), позднее - репарации (возмещение причиненного ему материального ущерба) в соответствии с договором (соглашением) государств-победителей или двусторонним соглашением с побежденным государством. Первоначальный вывоз ценностей из побежденного государства является, как правило, принудительной акцией победивших государств. Последующие выплаты являются выражением вынужденного согласия побежденного государства с волей государств-победителей.(С. А.)

ИММУНИТЕТ ДЕПУТАТСКИЙ - см.: Депутатская неприкосновенность.
ИММУНИТЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ - личная неприкосновенность дипломата, неприкосновенность его жилища и помещения, в котором он работает, а также невозможность привлечения дипломата к уголовной ответственности. Кроме того, невозможность привлечения (с некоторыми изъятиями) к административной и гражданско-правовой ответственности в стране пребывания, освобождение от личного досмотра багажа дипломата. Вопросы И. д. регулируются международными конвенциями, двусторонними соглашениями, а также принимаемыми в их развитие внутренними нормативными правовыми актами государств. (С. А.)

ИММУНИТЕТ СВИДЕТЕЛЬСКИЙ - понятие, толкуемое по-разному: как освобождение некоторых лиц от обязанности давать свидетельские показания и от ответственности за отказ от дачи показаний, как запрет подвергать допросу в качестве свидетеля, а также как недопустимость использования данных лицом против самого себя показаний для обоснования его виновности в совершении преступления, выявленного благодаря такому показанию (последний вариант истолкования в российской практике употребляется редко).
Конкретно под И. с. нередко понимается ряд предусмотренных правовыми предписаниями положений:
правило, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников;
запрет допрашивать защитника обвиняемого (об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника); лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; адвокатов, представителей профсоюзов и других общественных объединений (об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя, например, при разбирательстве гражданского дела в суде);
особые правила для допроса лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, членов экипажей иностранных торговых судов, находящихся в российских портах (по поводу обстоятельств преступлений, совершенных на борту этих судов);
освобождение от обязанности давать показания священнослужителей (по поводу сведений, полученных ими на исповеди), депутатов (об обстоятельствах, о которых они узнали в связи с выполнением депутатских обязанностей), журналистов (о полученной ими информации и ее источнике), нотариусов (о сведениях, которые стали им известны в связи с осуществлением их профессиональной деятельности), врачей (о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания, фактах обращения за врачебной помощью в психиатрические учреждения, в учреждения по проверке на ВИЧ-инфекцию), служащих банков (об операциях, счетах и вкладах клиентов банка и корреспондентов, а также об иных сведениях), судей и других лиц, осведомленных о фактах усыновления, лиц, вызванных для допроса в качестве свидетелей из Других государств в соответствии с международными соглашениями о взаимной правовой помощи;
освобождение от уголовной ответственности лжесвидетелей, которые до вынесения приговора добровольно заявят о ложности своих показаний по данному делу. (К. Г.)

ИММУНИТЕТ УГОЛОВНО-ПРО-ЦЕССУАЛЬНЫЙ - наделение конкретных категорий лиц правом на особые условия возбуждения уголовных дел о деяниях, совершенных ими, привлечения их в качестве обвиняемых и применения к ним мер процессуального принуждения.
И. у.-п. предоставляется как некоторым российским гражданам, так и иностранцам. Пределы такого иммунитета могут быть разными. Он может выражаться в требовании получения согласия какого-то (не участвующего в производстве по уголовным делам) органа на возбуждение уголовного дела или совершение других уголовно-процессуальных действий. К примеру, уголовное дело в отношении судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судьи Конституционного Суда РФ - с согласия этого суда; уголовное дело в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в связи с его действиями, совершенными при осуществлении депутатской деятельности, может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Арестовать, например, судью можно только с санкции Генерального прокурора РФ и с согласия квалификационной коллегии судей, задержать или подвергнуть приводу оперативного работника органа Федеральной службы безопасности можно только в присутствии официального представителя этой службы или по решению суда. Производство любых следственных действий по поводу преступления на борту иностранного торгового судна, находящегося в российском порту, возможно только при соблюдении особых условий, оговоренных в международных соглашениях, заключенных с тем государством, под флагом которого плавает данное судно. Процессуальные действия в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, совершаются по их просьбе или с их согласия, полученного через Министерство иностранных дел РФ. Законодательство предусматривает и иные изъятия из общего порядка производства по уголовным делам.
Для граждан Российской Федерации в той или иной форме и в конкретных пределах такие изъятия предусмотрены в отношении: Президента РФ и зарегистрированных кандидатов для избрания на эту должность;
членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы и зарегистрированных кандидатов в депутаты этого органа; судей Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; прокуроров и следователей прокуратуры; оперативных работников органов федеральной службы безопасности, Агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Государственной службы охраны;
членов избирательных комиссий и комиссий по проведению референдумов с правом решающего голоса; депутатов законодательных собраний и избранных населением глав исполнительной власти субъектов РФ и зарегистрированных кандидатов в депутаты на указанные должности; депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления и зарегистрированных кандидатов на эти должности; Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ. (К. Г.)

ИНГУШЕТИЯ (Республика Ингушетия) находится в составе РФ. Согласно Конституции И., принятой всенародным голосованием населения республики 27 февраля 1994 г., - это демократическое, правовое, светское государство, образованное на основе реализации народом И. своего неотъемлемого права на национально-государственное самоопределение (ст. 1). Согласно ст. 2 Конституции, в И. принята президентская форма правления. Наименования "Республика Ингушетия" и "Ингушетия" - равнозначны.
Государственными языками в И. являются ингушский и русский языки. При этом согласно Конституции И. (ст. 14), сохранение, защита и развитие ингушского языка являются обязанностью государства. Гарантируется право на функционирование ингушского языка в государственных органах, предприятиях, учреждениях и организациях (ст. 35). Согласно ст. 112 Конституции И., административный центр И. временно располагается в г. Назрань.
В закреплении своего конституционного строя И. исходит из общих положений, закрепленных в Конституции РФ. Однако некоторые ее нормы специфичны. Например, согласно ст. 10 Конституции И., земля, недра, другие природные ресурсы на территории И. являются ее собственностью (таким образом, в этой сфере исключаются, во-первых, федеральная собственность, во-вторых, возможность частной и иных форм собственности, что разрешено Конституцией РФ). Земельные отношения в И. регулируются, согласно ст. 10 Конституции И, республиканским законодательством, в то время как по Конституции РФ это вопрос совместного ведения РФ и ее субъектов.
Часть территорий, где проживают ингуши, не входит в состав И., поэтому в Конституцию И. включена ст. 11, гласящая, что возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности И. - важнейшая задача государства.
Президент И. является главой государства и его высшим должностным лицом. Президентом может быть гражданин в возрасте от 35 до 65 лет, владеющий государственными языками И. и обладающий избирательным правом. Президент избирается населением сроком на 5 лет (не более чем на два срока подряд).
Совместно с президентом избирается вице-президент И. Президент И. выступает гарантом Конституции, прав и свобод граждан, суверенитета и территориальной целостности И. Он представляет республику во внутренних и международных отношениях, принимает меры по согласованному функционированию государственных органов И., их взаимодействию с государственными органами РФ и ее субъектов.
Наиболее важные полномочия президента И.: он обладает правом законодательной инициативы, вправе участвовать в работе парламента И., вносить для безотлагательного обсуждения любой вопрос, входящий в компетенцию законодательного органа, подписывает и обнародует республиканские законы, обладает правом вето; представляет не реже одного раза в год доклад парламенту о положении в республике, обращается с посланиями к парламенту и с обращениями к народу И.; может принять решение о роспуске парламента и назначении новых выборов, в случае если Верховный Суд И. даст заключение о нарушении законодательным органом основных положений Конституции И., а также если конфликт законодательной и исполнительной властей создаст кризисную ситуацию, угрожающую государственной и общественной безопасности И.; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на территории И.; руководит осуществлением внешней политики И., ведет переговоры и подписывает межреспубликанские и международные договоры и соглашения от имени И.;
принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности И., формирует и возглавляет Совет Безопасности И.; вводит чрезвычайное положение на территории И. или в отдельных ее местностях; представляет парламенту республики для утверждения кандидатуру Председателя правительства И., формирует состав правительства и вправе решать вопрос об его отставке, назначает и освобождает членов правительства; вправе председательствовать на заседаниях правительства; отменяет акты правительства, решения местных органов власти в случае их противоречия Конституции, законам и интересам И.; принимает отставку правительства и вице-президента; назначает и освобождает от должности глав администраций районов и населенных пунктов И.; принимает решение о проведении всенародных референдумов и др.
Народное Собрание (Халкъа Гулам) - парламент И. - является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом И. Состоит из 27 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Основные полномочия НС: принимает законы И. и вносит в них изменения и дополнения; вносит поправки в Конституцию И. и принимает конституционные законы; устанавливает порядок организации и деятельности органов местной власти и управления; принимает решения по вопросам территориального устройства; утверждает республиканский бюджет и отчет о его выполнении, заслушивает отчеты Пенсионного фонда республики; утверждает программы социально-экономического и культурного развития И.; утверждает Председателя Правительства И. по представлению Президента И.; ратифицирует и денонсирует договоры и соглашения, заключенные от имени И.; отменяет решения местных органов власти и управления, противоречащие законодательству И.; подтверждает или отменяет акты президента о введении чрезвычайного положения; назначает выборы президента и депутатов НС; возбуждает производство об отрешении президента от должности (само отрешение производится в И. референдумом) и др.
Правительство И. является исполнительным и распорядительным органом государственной власти И. Оно ответственно перед президентом и парламентом И. Вновь образованное правительство представляет на рассмотрение президента программу предстоящей деятельности и не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед НС.
Правосудие в И. осуществляют Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, районные и городские суды.
Местную власть и управление в И. образуют исполнительно-распорядительные органы - администрации районов, городов, сел, станиц, иных административно-территориальных единиц.
В И. признается и гарантируется местное самоуправление - деятельность граждан в форме прямого волеизъявления (собрания, сходы, референдумы), а также через выборные и другие органы местного самоуправления. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 133 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 30512

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close