Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:14
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ИСПОЛНЕНИЕ ПРИГОВОРА - деятельность по реализации предписаний постановленного судом приговора. По конкретному уголовному делу такая деятельность длится до тех пор, пока не будут претворены в жизнь все его предписания.
В И. п. вовлекается широкий круг государственных учреждений и должностных лиц, а иногда и негосударственных организаций. К их числу относятся органы Министерства юстиции РФ и в первую очередь те из них, которые ведают исполнением приговоров к исправительным работам, обязательным работам, ограничению свободы и лишению свободы (исправительные центры, исправительные колонии, тюрьмы, колонии-поселения, воспитательные колонии, уголовно-исполнительные инспекции), суд, прокуратура и др.
Наряду с таким широким пониманием И. п. существует и более узкое. Оно сложилось в уголовно-процессуальном законодательстве и практике его применения. В данной сфере под И. п. понимают процессуальные действия суда: по обращению приговора к исполнению в части реализации назначенного наказания, а также по рассмотрению и разрешению вопросов, которые могут возникнуть в ходе исполнения приговора (отсрочка исполнения приговора, досрочное освобождение от отбывания наказания, замена одной меры наказания на другую и многие другие вопросы). Этот этап уголовного судопроизводства называется стадией исполнения приговора. (К. Г.)

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - один из видов (ветвей) государственной власти в РФ. В соответствии с провозглашенным в РФ принципом разделения властей государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Органами федеральной исполнительной власти являются Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти (см.: Федеральные органы исполнительной власти). В субъектах РФ органами И. в. являются: в большинстве республик - президенты, правительство, министерства и ведомства, в иных субъектах РФ - губернаторы, главы администраций, правительства, министерства, департаменты и иные органы исполнительной власти.
На уровне местного самоуправления (районы, города, волости и т. д.) исполнительские функции выполняют некоторые должностные лица и органы. Однако законодательство РФ не предусматривает разделения властей в местном самоуправлении, следовательно, и выделения И. в.
Суть И. в. - не только наличие специальных органов, но и само ее назначение, которое заключается в реализации законов, исполнении их требований (отсюда и сам термин "исполнительная власть"), управлении и обеспечении повседневного функционирования государственного механизма, экономики и рынка, удовлетворении запросов и нужд населения. Чтобы выполнять свои задачи, И. в. располагает и использует (на основе законов и утвержденного парламентом государственного бюджета) финансы, материальные объекты (транспорт, связь, иные промышленные предприятия), а также военные и военизированные подразделения. Наконец, важнейшей чертой И. в. является не только исполнение нормативных предписаний, но и распорядительная деятельность: главным образом - правоприменительная, а в определенном объеме - также и подзаконная нормативно-регулирующая (в целом данная черта И. в. характеризуется как исполнительно-распорядительная деятельность). (С. А.)

ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид деятельности государственных органов исполнительной власти и органов системы местного самоуправления (глав муниципальных образований и подразделений их аппарата). Направлена на организацию исполнения законов. В необходимых случаях сопровождается принятием своих нормативных правовых актов в дозволенных законом рамках. Выражается также в распоряжении соответствующей собственностью и в распорядительных действиях, адресованных объектам, должностным лицам и гражданам, вступающим в данной сфере в общественные отношения.
Понятие широко использовалось раньше, в настоящее время применяется редко. (С. А.)

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ - распространенное в годы советской власти наименование государственных органов.
Например, Всероссийский съезд Советов - верховный орган государственной власти РСФСР в 20- 30-е гг. - избирал Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) в качестве своего органа и одновременно - второго высшего представительного органа власти государства.
Местные Советы до 1991 г. избирали из числа депутатов исполнительные комитеты (сокращенно - исполкомы), официально считавшиеся их исполнительными и распорядительными органами, но одновременно - частью системы органов государственного управления.
По официальной теории И. к. были органами, полностью подотчетными соответствующим Советам, призванными проводить в жизнь их решения. В действительности исполкомы стояли над Советами. И. к. находились в системе так называемого двойного подчинения - своему Совету и вышестоящему исполкому или Совету Министров республики. Поэтому практически руководство соответствующих партийных органов и исполкомов предопределяло как состав, так и содержание деятельности Советов. (С. А.)

ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - учреждение, исполняющее наказания в виде ограничения или лишения свободы. До принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г. и Федерального закона от 21 декабря 1996 г. учреждения подобного рода официально именовались исправительно-трудовыми.
По Уголовно-исполнительному кодексу РФ к И. у. относятся: исправительные колонии (см.: Колония исправительная), воспитательные колонии (см.: Колония воспитательная), тюрьмы и лечебные исправительные учреждения (см.: Принудительные меры. Лечение принудительное).
Основными обязанностями таких учреждений являются: обеспечение исполнения исправительного законодательства; создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории;
обеспечение привлечения в установленном законом порядке осужденных к труду и осуществление их общего и профессионального образования;
обеспечение охраны здоровья осужденных; развитие своей материально-технической базы и социальной сферы; оказание, в пределах своей компетенции, содействия оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии с уголовным законодательством наказание в виде лишения свободы совершеннолетние осужденные отбывают в колониях-поселениях, исправительных колониях общего режима, исправительных колониях строгого режима, исправительных колониях особого режима, а иногда и в тюрьмах; несовершеннолетние - в воспитательных колониях общего режима и воспитательных колониях усиленного режима (см.: Колония исправительная. Колония воспитательная. Следственный изолятор. Тюрьма).
Наказание в виде ограничения свободы приводится в исполнение учреждениями, именуемыми исправительными центрами (см.: Исправительный центр).
В соответствии с Указом Президента РФ "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" от 28 июля 1998 года ¦ 904 исправительные учреждения после многолетнего вхождения в систему органов внутренних дел изменили свою ведомственную подчиненность. (К. Г.)

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ - вид уголовного наказания, отбываемого осужденным по месту работы. Цель данного наказания достигается путем удержания в доход государства от пяти до двадцати процентов заработка осужденного. И. р. могут быть назначены на срок от двух месяцев до двух лет. Исполнение И. р. обеспечивается уголовно-исполнителъными инспекциями.
В случае злостного уклонения от И. р. суд может заменить осужденному неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета: один день ограничения свободы - за один день И. р., один день ареста - за два дня И. р. или один день лишения свободы - за три дня И. р. (К. Г.)

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР - специальное учреждение, создаваемое по представлению органов уголовно-исполнительной системы органами местного самоуправления для обеспечения исполнения судебных приговоров к наказанию в виде ограничения свободы. Границы территории, отводимой под И. ц., и правила поведения населения на этой территории устанавливаются органами местного самоуправления, а правила внутреннего распорядка в таких центрах - Министерством юстиции РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.
На лиц, отбывающих наказание в И. ц., возлагается ряд обязанностей:
к примеру, работать там, куда их направит администрация; постоянно находиться в пределах территории центра и не покидать ее без разрешения администрации; проживать в специально отведенном общежитии и не покидать его без разрешения администрации; участвовать без оплаты труда в порядке очередности в работах по благоустройству территории и помещений центра. Осужденные, отбывающие наказание в И. ц., и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а их вещи - досмотру. Для них устанавливаются также и некоторые иные правоограничения, предусмотренные законом.
Вместе с тем осужденным такого рода предоставляются такие права, которых нет у лиц, содержащихся в иных уголовно-исполнительных учреждениях. В частности, тем из них, кто не нарушает Правил внутреннего распорядка И. ц., начальник центра может разрешить проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади. Они вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все предметы, изделия и вещества, перечень которых устанавливается законодательством и Правилами внутреннего распорядка И. ц. (К. Г.)

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОДИНА - понятие, используемое в политологии, а также в науке конституционного права, особенно часто - после распада СССР. Понятие "историческая родина" может обозначать: 1) место рождения конкретного человека, т. е. то государство, на территории которого он родился; 2) государство, к титульной нации которого данный человек относится по рождению, независимо от места рождения (например, связь русского по национальности с Россией, украинца - с Украиной и т. д.); 3) связь человека с государством, которое стало правопреемником государства, гражданином которого он был (например, многие лица не русской национальности, родившиеся и жившие в СССР, после распада СССР считают своей исторической родиной Российскую Федерацию, продолжая проживать на территории других бывших союзных республик СССР). (С. А.)

ИСТОЧНИК ПРАВА - нормативный акт, принятый народом путем голосования на референдуме (населением территории на референдуме или на собрании), компетентным органом государства или органом местного самоуправления и устанавливающий нормы права. И. п. - это, следовательно, и внешняя форма существования нормативных предписаний, правотворческой деятельности. Нормативными актами могут быть Конституция и другие законы государства, указы и распоряжения главы государства, постановления парламента или его палат, постановления и распоряжения правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств, акты компетентных органов субъектов федерации, местного самоуправления.
И. п. могут существовать не только в виде нормативных актов. Так, истории известен такой И. п., как правовой обычай - правило поведения, сложившееся в процессе длительной повторяемости общественных отношений и применяемое их участниками. Обычно со временем правовые обычаи оформляются нормативными актами государства. В Российской Федерации правовые обычаи возникают и применяются, если они не противоречат правовым нормам, а дополняют их.
Ряду стран известен такой И. п., как прецедент, или судебный прецедент, под которым понимается решение суда, вынесенное по конкретному делу и вошедшее в законную силу, служащее основой для решения аналогичных случаев иными органами. В какой-то мере применение прецедентного права можно наблюдать сегодня и в Российской Федерации. Например, решения Конституционного Суда РФ, имеющие обязательную силу лишь по обстоятельствам конкретного дела, учитываются при принятии решений различных государственных органов в аналогичных ситуациях.
Практике нашей страны известен и такой вид И. п., как нормативный, или государственно-правовой договор. В частности, таким источником был Договор 1922 г. об образовании СССР, а для Российской Федерации важное значение имеет заключенный в 1992 г. Федеративный договор, включающий в себя три договора о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ. (С. А.)

ИТАЛИЯ (Итальянская Республика) - государство на юге Европы, на Апеннинском полуострове. Как единое государство - существует с 1870 г., когда завершился длительный процесс объединения разрозненных итальянских государств (рисорджименто - борьба за освобождение и объединение страны - длилась со второй половины XVIII в. до 1870 г.). Член-учредитель Общего рынка и Европейских Сообществ (Римские договоры 1957 г.). Столица - г. Рим.
Административное деление: 15 областей с обычным статусом (Пьемонт, Ломбардия, Венеция, Лигу-рия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Апулия, Бази-ликата, Калабрия) и 5 областей со специальным статусом (Сицилия, Сардиния, Валле-д'Аоста, Трентино-Альто Адидже, Фриули-Венеция-Джулия). Области делятся на провинции. По форме государственного устройства И. - так называемое региональное государство. В настоящее время обсуждается проблема федерализации государственного устройства.
Действующая Конституция принята 22 декабря 1947 г., вступила в силу 1 января 1948 г. До принятия Конституции 2 июня 1946 г. была отменена монархия и провозглашена республика (2 июня - Национальный праздник Италии).
Глава государства - президент республики, избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием представителей областей сроком на 7 лет. Проекты конституционной реформы предусматривают утверждение полупрези-денсткой формы правления с избранием президента всеобщим голосованием.
Двухпалатный парламент состоит из Сената республики и Палаты депутатов. Для выбора обеих палат законом о выборах 1993 г. устанавливается смешанная избирательная система: 75% мест распределяются на основе выборов в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, остальные 25% мест - на основе пропорционального представительства списков партий и блоков при условии, что они собрали более 4% голосов избирателей. В Сенат избираются 315 сенаторов, кроме того, 11 сенаторов назначаются президентом пожизненно. В нижнюю палату избираются 630 депутатов (475 - по мажоритарной системе, 155 - по пропорциональной). Кандидатами в Сенат не могут быть лица, имевшие парламентский мандат свыше 15 лет.
Исполнительная власть принадлежит правительству - Совету Министров. Премьер-министра назначает президент, и по его предложению происходит назначение министров. Правительство должно получить доверие обеих палат парламента.
В иерархии системы судебных органов особое место занимает созданный в 1956 г. Конституционный суд (15 судей: 5 назначаются президентом, 5 - парламентом на совместном заседании палат, 5 - высшими общими и административными судами). Круг полномочий Конституционного суда весьма широк: от решений о конституционности норм закона до решений по спорам, возникающим в ходе судебного разбирательства в общих судах и по спорам о компетенции органов власти всех уровней.
Высший Кассационный суд рассматривает кассационные жалобы в трех палатах по гражданским делам и в трех палатах по уголовным делам.
Апелляционные суды (23 суда по всей стране) заседают в главных городах судебных округов, рассматривают апелляционные жалобы на приговоры и решения по первой инстанции трибуналов. Трибуналы (около 160) рассматривают уголовные и гражданские дела в первой инстанции, при этом наиболее серьезные дела рассматриваются судами присяжных. Менее тяжкие преступления рассматриваются в преториях (более 1 тыс.) единолично судьей - претором. Существуют также мировые судьи (более 10 тыс.) для единоличного рассмотрения гражданских дел с небольшой суммой иска. Все судьи, за исключением мировых судей, действуют на профессиональной основе.
Самостоятельную систему образуют суды административной юстиции во главе с Государственным советом. (А. К.)

ЙЕМЕН (Йеменская Республика) - государство в Азии, в южной части Аравийского полуострова. Образовано 22 мая 1990 г. на заседании президиумов законодательных органов Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республики Йемен. Противоречия между руководством традиционалистского Севера и "марксистского" Юга привели в мае 1994 г. к двухмесячной гражданской войне. После неудачных попыток южан воссоздать независимое государство (Демократическую Республику Йемен) его лидеры бежали из страны и в июне 1994 г. было воссоздано единое государство. Столица - г.Сана.
Административно-территориальное деление - 17 провинций.
Действующая Конституция была принята 28 сентября 1994 г. Конституция закрепляет республиканскую форму правления. Глава государства - президент. 1 октября 1994 г. Президент Али Абдалла Салех был избран парламентом, однако по истечении его полномочий новый президент будет избираться прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет с правом повторного переизбрания еще на один срок. Учреждена должность вице-президента. С мая 1990 г. по май 1994 г. верховную власть в стране осуществлял Президентский совет в составе пяти человек, избиравшийся парламентом сроком на 5 лет.
Парламент страны - Совет депутатов, избирается на 4 года всеобщим голосованием в составе 301 депутата. В Совет депутатов первого созыва (1993 г.) вошли депутаты Законодательного совета ЙАР (159 членов), депутаты Верховного народного совета НДРЙ (111 членов) и 31 депутат, назначенный Президентским советом. Новые выборы состоялись 27 апреля 1997 г.
Правительство формируется на коалиционной основе и ответственно перед парламентом. (А. К.)

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА - республика в составе РФ. Конституция К.-Б.Р. принята парламентом К.-Б.Р. 1 сентября 1997 г. По Конституции К.-Б.Р. - суверенное демократическое правовое государство. Государственными языками К.-Б.Р. являются кабардинский, балкарский и русский языки. К.-Б.Р. состоит из 9 районов и 2 городов республиканского подчинения. Столица - г. Нальчик.
Президент К.-Б.Р. является главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом К.-Б.Р. Он избирается гражданами К.-Б.Р. сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд, должен быть не моложе 35 лет, свободно владеть одним из государственных языков К.-Б.Р.. и постоянно проживать в К.-Б.Р. не менее 10 лет. Вместе с президентом избирается вице-президент. Президент является гарантом Конституции К.-Б.Р., прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета К.-Б.Р., ее безопасности и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, в соответствии с Конституцией и законами К.-Б.Р. определяет основные направления ее внутренней и внешней политики. Президент назначает с согласия парламента Председателя правительства К.-Б.Р., по его предложению утверждает структуру правительства, назначает на должность и освобождает от должности членов правительства; имеет право председательствовать на заседаниях правительства; принимает решение об отставке правительства; формирует и возглавляет Совет общественной безопасности К.-Б.Р.; назначает выборы в парламент К.-Б.Р., вносит в него законопроекты, подписывает и обнародует законы К.-Б.Р., обладает правом вето, может распускать парламент; назначает республиканские референдумы и др.
Представительный и законодательный орган К.-Б.Р. - парламент. Он состоит из двух палат - Совета Республики (СР) и Совета Представителей (СП). СР состоит из 36 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам в основном с равным количеством избирателей и 36 депутатов, представляющих административно-территориальные единицы, избираемых по трехмандатным округам (районам) путем прямого тайного голосования (в г. Нальчике образуются 2 трехмандатных округа). Парламент К.-Б.Р. избирается на 5 лет. Депутаты СР работают на постоянной профессиональной основе. Палаты заседают раздельно. Однако для принятия Президента К.-Б.Р., заслушивания посланий Президента К.-Б.Р., выступлений руководителей РФ и иностранных государств и рассмотрения вопросов совместной компетенции они собираются совместно. Палаты образуют общий Комитет по межнациональным отношениям, который формируется депутатами кабардинской, балкарской, русской и иных национальностей на паритетной основе, а также комиссии, в том числе и совместные.
К совместному ведению палат относятся: принятие Конституции К.-Б.Р., внесение в нее изменений и дополнений; назначение выборов Президента К.-Б.Р.; принятие решения о проведении и назначение референдума о доверии Президенту К.-Б.Р.; отрешение Президента К.-Б.Р. от должности; дача согласия на назначение Председателя (премьер-министра) правительства К.-Б.Р.; решение вопросов о доверии, отставке правительства или его отдельных членов; регулирование межнациональных отношений; решение вопросов административно-территориального устройства; утверждение государственного бюджета; установление республиканских налогов и сборов; ратификация и денонсация договоров и соглашений К.-Б.Р.; принятие решений о проведении референдума и др.
К ведению СР относятся: разработка и принятие законов по вопросам ведения; первичное обсуждение республиканского бюджета; толкование законов К.-Б.Р.; наименование и переименование городов и населенных пунктов; утверждение указов президента К.-Б.Р. о введении чрезвычайного положения; дача согласия на назначение ряда высших должностных лиц, назначение на должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря и судей Конституционного Суда К.-Б.Р., назначение (избрание) мировых судей К.-Б.Р. и др.
К ведению СП относятся: первичное обсуждение республиканского бюджета, внесение его на утверждение парламента; дача согласия Президенту К.-Б.Р. на представление для назначения на должность ряда должностных лиц.
Правительство (Кабинет Министров) К.-Б.Р. является исполнительным органом государственной власти, подотчетным Президенту К.-Б.Р. Правительство ответственно перед президентом. Парламент может выразить недоверие правительству.
Согласно Конституции К.-Б.Р., в городах, районах, поселках и сельских поселениях республики осуществляется местное самоуправление.
Правосудие в К.-Б.Р. осуществляют Конституционный Суд (КС), Верховный Суд, Арбитражный Суд, районные суды и мировые судьи. КС в соответствии с Конституцией К.-Б.Р. состоит из 5 судей. К ведению КС относятся: разрешение дел о соответствии Конституции К.-Б.Р. законов К.-Б.Р., нормативных актов президента К.-Б.Р., парламента К.-Б.Р. и его палат, правительства К.-Б.Р., актов местного самоуправления, а также не вступивших в силу международных и внутригосударственных договоров К.-Б.Р.;
разрешение споров о компетенции между органами государственной власти К.-Б.Р., между ними и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления; оценка конституционности законов К.-Б.Р. и иных нормативных актов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов; толкование Конституции К.-Б.Р.
Надзор за исполнением законов осуществляется прокурором К.-Б.Р. и подчиненными ему прокурорами. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 186 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 24260

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close