Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:16
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ - орган, предусмотренный Конституцией РФ и созываемый для решения вопросов, связанных с пересмотром Конституции РФ.
Согласно ст. 135 Конституции РФ, положения гл. 1 (Основы конституционного строя), 2 (Права и свободы человека и гражданина), 9 (Конституционные поправки и пересмотр Конституции) не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ (парламентом). Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации (СФ) и депутатов Государственной Думы (ГД), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (КС). КС либо подтверждает независимость Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями голосов от общего числа членов КС или выносится на всенародное голосование.
Однако федеральный конституционный закон о КС пока не принят, поэтому нет ясности, из кого может состоять КС, как оно должно формироваться и работать. Соответствующий законопроект находится в стадии подготовки. При этом, в частности, дискутируются несколько вариантов формирования КС:
включение в него всех депутатов ГД и членов СФ, Президента РФ, членов Правительства РФ, председателей высших федеральных судов и Генерального прокурора РФ, а наряду с ними - такого же общего числа членов КС, избираемых законодательными собраниями субъектов РФ в равном количестве от каждого субъекта РФ;
включение в состав КС только руководителей палат, их комитетов и комиссий (в ГД - также руководителей фракций и депутатских групп), Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей высших судов РФ и Генерального прокурора, а также равные по численности депутации, избранные законодательными собраниями субъектов РФ;
избрание всех членов КС населением путем прямых выборов по территориальным округам.
Предлагается отвести для работы КС определенный период времени (например, не более года), и если оно за этот срок не подготовит проекта новой Конституции, считать его деятельность прекращенной с сохранением действия нынешней Конституции РФ. Однако все эти идеи и предложения требуют дальнейшей проработки. (С. А.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН (федеральный конституционный закон) - один из видов нормативных правовых актов РФ, предусмотренных Конституцией РФ.
К. з. - одно из наиболее спорных понятий конституционного права, вызывающих различные трактовки.
По предмету регулирования можно обозначить следующие практические и научные подходы:
К. з. считают один или несколько актов, в совокупности образующих (официально или фактически) конституцию государства. Например, Конституция Австрии официально носит наименование Федеральный конституционный закон. Или, к примеру, с преобразованием в 1961 г. Тувинской автономной области в Тувинскую автономную республику в составе РСФСР Верховный Совет ТАССР принял 4 закона по вопросам ее общественного устройства и государственной организации. В то время предполагалось скорое принятие новой Конституции СССР, соответственно и РСФСР (фактически все затянулось до 1977 г.), поэтому принимать Конституцию автономной республики до их появления сочли нецелесообразным. Указанные акты в совокупности выполняли роль Конституции АССР (и восполняли ее отсутствие). Они не назывались Конституционными законами, хотя выполняли их назначение;
Конституционным называют закон, регулирующий определенные общественные отношения вместо отменяемой с его принятием главы конституции или в дополнение к конституции. Такой К. з. действует вместе с конституцией, становится ее частью. Например, до 1968 г. Чехословакия была унитарным государством. В 1968 г. она преобразуется в федеративное государство, принимается Конституционный закон о Чехословацкой федерации,заменивший соответствующую часть Конституции этой страны. Естественно, этот акт стал составной частью Конституции ЧССР;
К. з. в практике некоторых стран и по позиции отдельных ученых считаются законы о внесении изменений и дополнений в конституцию;
по мнению ряда авторов, к числу К. з. или актов, имеющих характер К. з., следует также отнести декларации о принятии конституции, о провозглашении конституции, о принятии и объявлении конституции, законы о порядке введения в действие конституции;
К. з., с точки зрения некоторых ученых, - все те законы, принятие которых либо прямо предусмотрено, либо вытекает из конституции;
К. з. - это законы по достаточно определенному кругу вопросов, обозначенному в конституции, причем принятые по этим вопросам акты официально именуются Конституционными законами. Критерием выделения этой группы вопросов в конституции является их важность, а наименование актов по этим вопросам придает особую значимость соответствующим общественным отношениям и направлено на повышенное обеспечение их стабильности.
По правовым признакам К. з. характеризуют: необходимость большего числа поданных голосов при их принятии парламентом или его палатами (квалифицированное большинство); специфика вступления в силу (например, невозможность вето президента на такие законы); более высокая юридическая сила по сравнению с иными законами, а тем более с иными нормативными правовыми актами - все они должны соответствовать не только конституции, но и К. з.
В Российской Федерации федеральные конституционные законы (ФКЗ) - это законы по определенному кругу вопросов, названных в Конституции РФ (по предмету - это последняя из групп К. з., названных выше). ФКЗ принимается квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания РФ, имеет более высокую юридическую силу по сравнению с обычными федеральными законами и тем более с иными правовыми актами. Для принятия ФКЗ требуется одобрение не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый ФКЗ подлежит подписанию в течение 14 дней Президентом РФ и обнародованию (в отличие от простых федеральных законов право вето Президента не предусмотрено). Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции, федеральные законы РФ не могут противоречить ФКЗ.
Конституция РФ не дает оснований для того, чтобы ставить ФКЗ на один уровень с самой Конституцией и тем более считать их частью Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 15, законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Данное положение распространяется и на ФКЗ. (Более подробно о круге вопросов ФКЗ см.: Федеральный конституционный закон.) (С. А.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ - осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. К. к. осуществляют специальные органы - конституционные суды или комитеты конституционного контроля (надзора), а также иные государственные органы в рамках возложенных на них полномочий (президент, парламент и др.). Иногда К. к. совмещается с конституционным надзором в руках одного государственного органа. К.к. дает этому органу право отмены или признания недействующим акта, признанного противоречащим конституции. Конституционный надзор такого права не дает и выражается в том, что орган предлагает тому, кто принял неконституционный акт, или органу, стоящему над ним, отменить этот акт (см.: Конституционный надзор). (С. А.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР - осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. Суть К. н. состоит в том, что надзирающий орган осуществляет наблюдение за соответствием правовых актов конституции, по сигналам или по своей инициативе находит противоконсти-туционные акты и предлагает соответствующим органам их отменить. Сам он отменить такие акты не может, если выполняет в чистом виде функции К. н. Однако если одновременно он является органом конституционного контроля, то может и сам отменять, признавать недействующими подобные акты (см.: Конституционный контроль).
К. н. могут осуществлять различные государственные органы, для которых К. н. - одна из функциональных задач (например, президент, прокуратура). Однако как правило К. н. поручается специально уполномоченному на то органу - комитету конституционного надзора (ККН). Например, таковыми были ККН СССР и союзных республик, предусмотренные при реформе Конституции СССР 1 декабря 1988 г. (Закон о конституционном надзоре в СССР был принят на втором Съезде народных депутатов СССР 23 декабря 1989 г., ККН СССР функционировал с этого времени до ликвидации СССР). В Российской Федерации при конституционной реформе 27 октября 1989 г. тоже был предусмотрен ККН, однако он так и не был создан. А при конституционной реформе 12 декабря 1990 г. вместо ККН был учрежден Конституционный Суд РСФСР. (С. А.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОБЫЧАЙ - правило, используемое в конституционных отношениях наряду с конституционными нормами. Следует выделить две группы К. о.:
правила, еще не вошедшие в число конституционных норм, однако подлежащие рано или поздно включению в их круг (например, свобода манифестаций предполагает не только право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, но и пикетирование: до включения соответствующего уточнения в конституцию в данном вопросе исходили из обычной нормы, теперь об этом прямо сказано в ст. 31 Конституции РФ);
правила, которые не могут войти в круг конституционных норм, поскольку они из более гибких превратились бы в твердые правила, порождающие неувязки. Например, по Конституции СССР 1977 г. в Президиум Верховного Совета СССР, избираемый из числа депутатов Верховного Совета СССР, входило 15 заместителей Председателя - по одному от каждой союзной республики. По сложившемуся К. о. заместителями избирались председатели Президиума Верховного Совета союзных республик. Но нельзя было это делать нормой Конституции СССР - ведь в этом случае заместителем Председателя мог стать человек, даже не являющийся депутатом Верховного Совета СССР (если председатель Президиума Верховного Совета союзной республики еще не стал союзным депутатом), и союзная республика была бы поставлена перед необходимостью либо избирать председателем своего Президиума лишь лицо, уже являющееся депутатом Верховного Совета СССР, либо, если председатель еще не является таковым, немедленно организовывать его избрание. И хотя на практике таких проблем почти не возникало, К. о. в подобных случаях был удобнее и поэтому директивной нормой не заменялся. (С. А.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПОРЯДОК - такой ход государственных дел и организации жизни людей, который вытекает из норм конституции и соответствует ей. В сфере законности, безопасности и защиты прав граждан обеспечение конституционного порядка - соответствие конституции деятельности органов, учреждений и организаций, действий должностных лиц и граждан. (С. А.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.
Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это - народовластие (народный суверенитет); наличие Российского государства как организации всего народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни и политического режима в России; идеологическое многообразие и политический плюрализм;
свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. (С. А.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД - судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (см.: Конституционный контроль). (С. А.)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства согласно ст. 1 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде (КС) РФ 1994 г.
КС РФ был учрежден при российской конституционной реформе 12 декабря 1990 г. вместо Комитета конституционного надзора РСФСР, предусмотренного Конституцией при реформе 27 октября 1989 г., но так и не созданного. Первый Закон о КС РФ был принят 12 июля 1991 г., он предусмотрел пожизненное избрание судей КС РФ и предельный возраст - 65 лет- для пребывания в должности. Число членов КС РФ на то время составляло 15 судей.
КС РФ был избран Съездом народных депутатов РСФСР 29-30 октября 1991 г. в составе 13 судей и функционировал до октября 1993 г., когда его деятельность была приостановлена Президентом РФ из-за того, что КС РФ признал противоречащим Конституции РФ Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г., которым он распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ, и не поддержал его дальнейших действий. Впоследствии рассматривался вопрос о замене КС РФ конституционной коллегией Верховного Суда РФ, однако все-таки было решено сохранить Конституционный Суд.
По Конституции 1993 г. КС РФ состоит уже из 19 судей. Теперь они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. На открывшиеся 6 вакансий судьи КС РФ были назначены в первой половине 1994 г.
24 июня 1994 г. был принят Государственной Думой и 12 июля 1994 г. одобрен Советом Федерации предусмотренный Конституцией Федеральный конституционный закон о КС РФ. Согласно этому Закону, судьей КС РФ может быть назначен гражданин РФ не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья КС РФ приносит присягу. Он не может быть депутатом, занимать или сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Судья КС РФ не может принадлежать к политическим партиям и движениям, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в избирательных кампаниях, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.
Теперь судья КС РФ назначается на должность на срок 12 лет (однако это ограничение не касается ранее избранных 13 судей). Назначение на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.
Полномочия КС РФ определены ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о КС РФ. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ (если субъект вторгается в федеральную компетенцию. - С. А.)', в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. В частности, Федеральным конституционным законом о референдуме Российской Федерации 1995 г. предусмотрено, что КС РФ проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, в связи с назначением референдума РФ. Лишь по получении положительного заключения КС РФ Президент РФ обязан назначить референдум.
Закон подчеркивает, что КС РФ решает исключительно вопросы права. Иначе говоря, КС РФ не вмешивается в политику. Разумеется, политическую подоплеку имеют многие вопросы, с которыми обращаются в КС РФ. Однако КС РФ обсуждает и решает лишь то, что имеет правовой аспект.
Решения КС РФ обязательны на всей территории РФ для всех видов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению -в действие и применению (см. также: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации).
КС РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат КС РФ. Он состоит из двух палат, включающих, соответственно, 10 и 9 судей КС РФ. Ряд категорий дел рассматривается и разрешается только в пленарных заседаниях: о соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ; толкование Конституции РФ; дача заключения о соблюдении установленного порядка обвинения Президента РФ; принятие посланий КС РФ; решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой.
Аппарат КС РФ состоит из Секретариата КС РФ и иных подразделений. Официальным изданием КС РФ является "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации". (С. А.)

КОНСТИТУЦИЯ - основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
По форме К. - всегда документ государства, правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа и имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую юридическую силу, т. е. К. стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. По сути и содержанию К. - документ и общества, и государства. Иначе говоря, К. - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, по-"ложении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.
Принятие К. обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. К. прежде всего отражает, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и каково отношение к ним граждан, а также закрепляет основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. К. фиксирует систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.
Каждая К. (независимо от социальной системы государства) выполняет следующие функции: учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую, юридическую.
Учредительная функция К. состоит в том, что К., появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. "Учредительная" в данном случае означает:
К. либо закрепляет то, что уже существует как результат человеческих деяний, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, уже созревших в обществе, но еще не могущих возникнуть до тех пор, пока не будет необходимой для них правовой базы, которая и учреждается с принятием К. Таким образом, учредительные начала К. могут проявляться как в отношении к общественной (политической) системе в целом так и к конкретным государственно-правовым институтам.
Организаторская функция К. заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. К. должна не только отражать роль соответствующих факторов, но и содержать определенные механизмы их достижения.
Внешнеполитическая функция К. состоит в том, что она не только обращена к внутренней жизни страны, но и одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.
Идеологическая функция К. может заключаться в закреплении постулатов определенного политического учения в качестве господствующих (все советские конституции). Такой вариант идеологического предназначения К. исключает теперь К. РФ 1993 г. Иначе говоря, никакая идеология в Российской Федерации не является государственно обязательной. Однако с другой стороны К. просто не может не быть идеологическим (в смысле мировоззрения) документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в К. институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Каждая К. закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.
Юридическая функция К. заключается в том, что она, во-первых, становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются), во-вторых, сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть почвой для их возникновения, в-третьих, дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения К.
У каждой К. есть юридические свойства, т. е. признаки ее как основного закона государства, а именно:
1) любая К. относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами.
В нашей стране К. - это единый акт. В науке конституционного права основной закон, представленный единым актом, принято называть "писаной конституцией". Если же у государства нет такого акта, а имеющими конституционное значение признаются несколько актов разных лет, то их в совокупности обычно именуют "неписаной конституцией" (например, в Великобритании).
Часто текст К. называется "Конституция (Основной Закон)" государства. И хотя такого наименования не могут иметь иные политические и правовые документы, все предшествующие К. в нашей стране назывались именно так. В названии действующей Конституции РФ словосочетание "Основной закон" не используется.
В некоторых странах к основному акту может примыкать еще один или несколько актов. Они называются обычно конституционными законами. Если официально обозначена роль таких актов как дополнение к К., то, конечно, в совокупности с нею их можно рассматривать как единую писаную К. Тем более есть основания так считать в том случае, если конституционный закон заменяет собой часть норм К., перестающих действовать. Если же конституционными законами считаются акты, изданные по кругу вопросов, указанных в К., или развивающие ее положения, - это еще не означает, что появляются акты, равные К., даже если в ней самой часть таких актов и поименована "конституционными законами";
2) юридическим свойством К. является и ее юридическое верховенство. Оно означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать К. и не могут ей противоречить.
Юридическое верховенство К. обычно подчеркивается в тексте К. (см., например: ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993г.):
3) К. является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания К., исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений. Наряду с этим К. часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих их положения;
4) К. характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок принятия и изменения.
Принятие К. проходит в обстановке гласности и повышенного интереса общества, так как это - историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то, и текстом проекта, и дискуссиями о содержании К., и раскладом сил в обществе ''за" и "против" нового основного закона, как правило, интересуется гораздо больше граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных, публикуются далеко не всегда, в то время как проекты К. появляются на страницах газет, издаются отдельными брошюрами большим тиражом.
Особый порядок принятия может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения проекта К.В отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились в 1936 и 1977-78 гг.
Наконец,особый порядок принятия может выражаться в вынесении проекта К. на всенародное голосование (референдум). Так, действующая К. РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие К. народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу,хотя это и не исключает официального провозглашения принятия К. и вступления ее в силу парламентом либо президентом государства, либо центральной избирательной комиссией.
Особый порядок изменения К. - это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в нее изменений.
В том случае, если закон об изменениях и дополнениях К. принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1997 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ Законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст. 185).
Специальные требования к процедуре изменения и дополнения К. вызваны прежде всего необходимостью обеспечения стабильности К. Наглядный тому пример - процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в ее гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" (см.: Конституция Российской Федерации). (С. А.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 11 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close