Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:16
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие Конституции РФ проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630, или 58,49с избирателей, .принявших участие в голосовании.
Задача К. РФ - оформление отказа России от советской формы власти, утверждение нового конституционного строя, демократизма государства и общества, политического плюрализма, основных прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти и основ местного самоуправления, федеративного устройства государства, плюрализма форм собственности и свободы предпринимательской деятельности.
В сжатом виде можно выделить следующие особенности структуры и содержания К. РФ 1993 г.
Многие конституции имеют преамбулу - вводный текст, - как правило, с политической направленностью. Назначение преамбулы - осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, раскрыть сущность и главные задачи государства, цели конституции и провозгласить ее принятие. Объем преамбулы - дело конкретной страны и подхода создателей конституции. Текст преамбулы К. РФ невелик и лаконичен. Но несмотря на компактность, преамбула все же имеет концептуально-идеологическую нагрузку. Так, она содержит идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на внутренний (гражданский) мир. В преамбуле последовательно отражена идея сохранения государственного единства России, возрождения ее суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов;
подчеркнута направленность усилий на то, чтобы обеспечить благополучие и процветание России, думать об ответственности за настоящее и будущее и жить по правилам мирового сообщества. Такое емкое содержание при компактном тексте - несомненная удача составителей Конституции.
Конституция РФ состоит из Раздела первого - это ее основной текст - и Раздела второго "Заключительные и переходные положения". Раздел первый делится на 9 глав.
В главе 1 "Основы конституционного строя" К. РФ отражает следующие характеристики конституционного строя России:
а) наличие Российского государства как государственной основы конституционного строя и его выражения в масштабах всей страны.
В ст. 1 провозглашается, что Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
б) народовластие.
Согласно К. РФ (ст. 3), носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
в) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
В соответствии с К. РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Провозглашая этот принцип конституционного строя, Россия учитывает международный опыт и цели цивилизации, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и гласящей: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
г) демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима;
д) идеологическое многообразие и политический плюрализм.
Ст. 13 К. РФ гласит, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной, или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Гражданам гарантируется право на объединение. Общественные объединения - равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
е) свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.
В соответствии с К. РФ (ст. 8) в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" К. РФ отражает ценности мирового сообщества и эволюцию подхода нашей страны к основам статуса личности. Приоритет личности, ее прав и свобод является одной из основ конституционного строя РФ.
Исходными принципами, которые развивают эти постулаты и стали базовыми в конституционном статусе личности в РФ, являются: свобода личности; принадлежность человеку от рождения основных прав и свобод и их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в Российском государстве требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей; юридическое равенство, т.е. равноправие граждан, включая равенство всех перед законом и судом, равные права и свободы для мужчины и женщины; непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие статуса личности конституционным основам и его закрепление в текущем законодательстве и практической реализации; гарантированность конституционного статуса личности, ее прав и свобод.
Особенностью конституционного регулирования, которая была заложена еще в некоторых новых актах Союза ССР, затем в актах РФ, а теперь нашла отражение в действующей К. РФ, является провозглашение новой концепции основных прав и свобод.
В прежних подходах человек рассматривался как часть определенной социально-экономической системы, далее - как непременный, активный участник политической жизни страны и затем уже шла речь о человеке как об индивиде, личности, до известных пределов неприкосновенной для публичного интереса и охраняемой государством. Отсюда - деление основных прав и свобод на группы: социально-экономические;
политические; личные.
Поскольку сейчас на первом плане человек, его достоинство, индивидуальная свобода, возможности свободно распоряжаться своими воззрениями, силами и способностями, в К. РФ личные права и свободы также стоят на первом месте. Не исключая интереса личности к публичной сфере, нельзя в то же время все сводить к политическому началу. Наряду с отношениями политического властвования есть еще и отнюдь не всегда политизированная, а нередко и далекая от политики, общественная жизнь, удовлетворяющая потребности и интересы многих людей и основывающаяся, в принципе, на тех же правах и свободах. Поэтому вторая группа теперь - не политические, а общественно-политические, или публично-политические права и свободы. Безусловно, следует сказать и о месте человека в системе социально-экономических связей,поскольку каждый человек должен что-то делать и чем-то пользоваться для поддержания своего материального существования и социального положения. Причем и содержание социально-экономических прав, и их последовательность стали принципиально иными, чем раньше. На первом плане - свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, право частной собственности, свобода труда, затем уже - все остальное. Наконец, большое внимание уделяется теперь обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Помимо того что гарантии сопровождают указанные выше права и свободы, появляется потребность в выделении в К. РФ специальной группы основных прав, служащих для обеспечения всех иных прав и свобод личности.
В главе 3 "Федеративное устройство" учтено, что Россия - федерация, имеющая три вида субъектов - республики (государства), национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа), территориальные (или территориально-государственные) образования (края, области, города федерального значения).
К. РФ 1993 г. фиксирует этот же субъектный состав РФ. Вместе с тем она четко определяет, что субъекты РФ являются равноправными между собой и в отношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 1 и 4 ст. 5). В соответствии с К. РФ (ч. 3 ст. о) федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.
К. РФ выделяет принцип единства государства. Она использует понятие "суверенитет" только по отношению к Российской Федерации и провозглашает, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Определено, что К. РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Уважая право субъектов на свою территорию, Российская Федерация, тем не менее, не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Виды форм собственности, определенные К. РФ, могут существовать на территории каждого субъекта РФ и им обеспечивается равная защита государства. Денежная единица - едина для всей страны, а общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом.
К. РФ определяет вопросы ведения РФ, сферы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Она провозглашает принцип: вне пределов ведения РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Обеспечивая самостоятельность субъектов, К. РФ, тем не менее, исходит из необходимости единства основ их системы органов государственной власти, системы местного самоуправления, законодательства субъектов. Поэтому она оставляет в ведении РФ установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ. В отношении законодательства К. РФ требует соответствия актов субъектов РФ Конституции и законам РФ, но в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъек-та, изданным последним, в правовых рамках действует акт субъекта РФ.
Задачей К. РФ является установление формы государственного правления и системы органов власти. Из существующих на этот счет основных форм - парламентарной(парламентской) и президентской - республик наша К. РФ для 4:>едерального уровня явно предпочла не просто президентскую, а "суперпрезидентскую" форму республики.
В главе 4 "Президент Российской Федерации" отражены следующие важнейшие элементы правового статуса Президента: он является главой государства; избирается народом путем прямых выборов; является гарантом К. РФ, прав и свобод человека и гражданина; стоит как бы над другими государственными органами, поскольку обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с К. РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; руководит их осуществлением; назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ и самостоятельно (хотя формально по предложению Председателя) - остальных членов Правительства; фактически направляет работу Правительства, а согласно К. РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, может отправить Правительство в отставку; представляет кандидатуры на ряд высших государственных должностей - членов Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора РФ, Председателя Центробанка РФ; отвечает за обеспечение безопасности государства, формирует и возглавляет Со-• вет Безопасности РФ; отвечает за руководство обороной страны, утверждает военную доктрину РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и смещает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет военное или чрезвычайное положение; назначает выборы ГД, распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ, вносит законопроекты в ГД, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом вето; назначает референдумы РФ; регулирует своими указами (а порой и распоряжениями) общественные отношения, в том числе по вопросам, составляющим предмет федеральных законов - в случае их отсутствия и на период до принятия соответствующих законов;
обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней политики России.
В главе 5 "Федеральное Собрание" К. РФ закрепила основы его статуса как парламента, представительного и законодательного органа РФ.
К. РФ предпочла принципу равенства палат принцип верхней и нижней палаты. В К. РФ возможности парламента как бы ограничены двумя функциями - представительством народа и законотворчеством. На самом деле Федеральное Собрание и его палаты осуществляют и другие функции - участвуют в высшем руководстве делами страны, формировании некоторых государственных органов и назначении определенного круга должностных лиц, в парламентском контроле.
Нижняя палата - Государственная Дума - по К. РФ работает на профессиональной постоянной основе, состоит из 450 депутатов. Половина из них избирается по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам, другая - по пропорциональной системе по спискам политических партий и движений. Верхняя палата - Совет Федерации - формируется по принципу вхождения в нее по два представителя от каждого субъекта РФ - от представительного и исполнительного органов государственной власти. К. РФ предопределяет, что палаты обязаны работать самостоятельно. Законодательный процесс начинается с рассмотрения проекта закона в ГД, затем принятый ею закон передается в СФ на одобрение его верхней палатой, после чего закон поступает к Президенту РФ для подписания и опубликования. Каждая следующая инстанция в рассмотрении закона может не согласиться с мнением предшественника(ов). В этом случае позиции согласовываются или, соответственно, ГД либо ГД и СФ принимают закон не простым, а квалифицированным большинством голосов, т. е. не менее чем двумя третями голосов.
В главе 6 "Правительство Российской Федерации" К. РФ определяет Правительство как орган, осуществляющий исполнительную власть в РФ. Если судить по основным указанным в К. РФ направлениям деятельности, Правительство отвечает за все - за бюджет, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, социально-культурной политики; осуществление управления федеральной собственностью, а также мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Более четко проявляется роль Правительства как органа в осуществлении стратегии в экономической и социальной сферах.
В главе 7 "Судебная власть" определяется, что правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается К. РФ и федеральным конституционным законом. К. РФ закрепляет принципы независимости судей и их подчинения только К. РФ и федеральному закону, несменяемости судей и их неприкосновенности.
В системе судов на первое место поставлен Конституционный Суд. К. РФ определяет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а Высший Арбитражный Суд РФ - как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
В эту же главу включена статья о прокуратуре РФ. Она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Однако никаких задач и полномочий прокуратуры К. РФ не закрепляет, а только определяет, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
В К. РФ содержатся многие правила относительно обеспечения прав граждан в области правосудия и организации судебной системы в РФ. В К. РФ имеется отдельная группа основных прав граждан по защите других прав, которая большинством норм как раз призвана гарантировать справедливое и объективное правосудие в нашей стране.
Особенность К. РФ 1993 г. по сравнению с предшествующими заключается в том, что она не закрепляет даже основ системы органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Статья 77 К. РФ гласит, что эта система органов субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Зато Конституция содержит ряд норм относительно местного самоуправления, которое является частью конституционного строя РФ.
В главе 8 "Местное самоуправление" говорится, что оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Закон может наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Местное самоуправление обеспечивается правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления и другими гарантиями.
Глава 9 называется "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".
Согласно ст. 134 К. РФ, предложения о поправках и пересмотре положений К. РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.
В гл. 9 ее положения о порядке изменения К. РФ разделены на четыре части.
Первая часть - это положения гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой гл. 9. Эти положения не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Часть 2 ст. 135 К. РФ гласит, что если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 К. РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3 ст. 135, либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой К. РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования К. РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (от списочного состава).
Вторая часть - это поправки к гл. 3-8 К. РФ (т. е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (согласно ст. 108 К. РФ, для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов - не менее трех четвертей в СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. В постановлении КС РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к гл. 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправках к Конституции РФ. Этот акт - Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" принят в 1998 году.
Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Четвертая часть - это изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 К. РФ указано, что в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 К. РФ. КС РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 К. РФ определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (субъектом) порядке.
Заканчивается К. РФ Разделом вторым ''Заключительные и переходные положения". В нем объявляется, что К. РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования, а этот день - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия Конституции РФ. Одновременно прекращается действие Конституции 1978 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
В Разделе втором четко обозначен приоритет К. РФ перед иными актами. Если ей не соответствуют положения Федеративного договора, других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, а также договоры между органами власти субъектов РФ, действуют положения К. РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу К. РФ, применяются в части, не противоречащей ей. (С. А.)

КОНСТИТУЦИОННАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - см.: Договорная федерация.
КОНСТИТУЦИОННО-ДОГОВОРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - см.: Договорная федерация.
КОНТРАССИГНАТУРА - предварительное одобрение правительством либо главой правительства и(или) соответствующим министром планируемого решения главы государства (монарха, президента). К. осуществляется путем вынесения решения коллегиальным органом либо визирования должностным лицом проекта акта. Например, согласно Конституции Украины (ст. 106), акты Президента Украины, изданные в пределах его полномочий, предусмотренных некоторыми нормами Конституции, скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его исполнение (см. также: Визирование). (С. А.)

КОНТРОЛЬ - вид деятельности, осуществляемый в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов, указаний вышестоящих органов, соблюдения дисциплины, должного использования финансовых средств и имущества, организации работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан и т. д.
В прежние годы термин "контроль" широко применялся в различных словосочетаниях, поскольку одной из основ организации жизни государства и общества считался государственный и общественный К.
К. ведомственный - К. в рамках тех или иных отраслей (например, К. на транспорте).
К. государственный - К. за соблюдением законов и иных нормативных актов, указаний государственных органов, государственной дисциплины и т. д. (см.: Государственный контроль).
К. народный - привлечение граждан к выполнению контрольных функций государства. Народным контролем называлась специальная система органов во главе с Комитетом народного контроля, соответственно, СССР, РСФСР. В настоящее время народный контроль не имеет прежнего распространения.
К. общественный - наделение общественных организаций (например, профсоюзов), а также общественных комиссий, создававшихся трудовыми коллективами, контрольными полномочиями в отношении государственных учреждений и предприятий. Например, профсоюзы могли контролировать соблюдение администрацией предприятий и учреждений законодательства о труде; общественные комиссии - работу государственных предприятий торговли и общественного питания.
К. партийно-государственный - переплетение на отдельных этапах развития страны партийного и государственного К Была создана система специальных органов во главе с Комитетом партийно-государственного контроля СССР.
К. партийный - специальная система К.: во-первых, внутри КПСС - за соблюдением нижестоящими организациями партийного устава и решений вышестоящих органов, членами партии - устава и партийной дисциплины; во-вторых, К. партийных организаций за отдельными сторонами работы государственных органов, администраций предприятий, учреждений и организаций, что позволяло вмешиваться в разные стороны производственного процесса и особенно кадровой политики.
К. специальный - различные виды специализированного К., применявшиеся и во многом применяемые сегодня. Нередко они переплетаются с функциями надзора - например, К. госавтоинспекции,санитарно-эпи-демиологический К. (надзор) и др. (С. А.)

КОНФЕДЕРАЦИЯ - объединение государств, их союз, достаточно тесный, но все же международно-правовой, а не государственный, который не ведет к образованию нового государства, хотя такая перспектива предполагается (или, во всяком случае, не исключается). В истории есть примеры образования К. с последующим ее перерастанием в федеративное государство. Некоторые страны сохраняют в своем наименовании слово "конфедерация", хотя уже давно являются федерациями (Швейцария, Канада). Но не меньше примеров обратного характера, когда К. существовала недолго и распадалась, а входившие в нее государства продолжают существовать в качестве независимых государств (например, Се-негамбия - объединение Сенегала и Гамбии в 1981-1988 гг.).
Основные различия федерации и конфедерации состоят в следующем:
правовой основой федерации сначала может быть договор, затем - все же конституция; правовой основой К. является договор;
федерация - государственно-правовое объединение, в результате которого возникает новое государство;
К. - международно-правовое объединение, союз, но (пока еще) не государство;
территория федерации - едина;
у К., строго говоря, нет единой территории, это совокупность территорий входящих в нее государств;
в федерации - единое гражданство; в К. нет единого гражданства, хотя и могут устанавливаться нормы, обеспечивающие близость или в чем-то даже принципиальное единство статуса личности;
федерация имеет единые (федеральные) органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); К. таких органов не имеет, хотя здесь и создаются координационные органы для ведения ее общих дел;
в федерации действует принцип приоритета актов федерации перед актами ее субъектов, соответствия актов субъектов актам федерации; в федерации возможна отмена федеральными органами актов субъекта, противоречащих федеральным актам либо директивным путем, либо органами конституционного контроля по рассмотрению спора. В К. решения координационного органа К. проводятся в жизнь решениями органов государств-членов К., для чего они прежде всего ратифицируются или иным способом признаются членами К., причем последние имеют возможность не признавать для себя такие решения обязательными (так называемый принцип нулифика-ции - непризнания);
в федерации - единые вооруженные силы. Лишь изредка в отдельных федерациях - скорее в политических целях - признается право субъектов иметь свои войсковые формирования, являющиеся, конечно, частями единых вооруженных сил (например, на отдельных этапах существования СССР союзным республикам давалось право иметь свои войсковые формирования). В К. существуют армии отдельных государств - членов К., они могут быть объединены под общим командованием. По соглашению государств может быть создана и единая армия из объединенных воинских контингентов отдельных государств, но, тем не менее, они вправе сохранить и свои вооруженные силы;
в федерации - единые налоги, причем они либо полностью устанавливаются федерацией,либо федерация устанавливает исходные, основополагающие нормы в области налогообложения, финансовой политики. В К. свои налоги и финансовые системы имеет каждое государство- член К., а источниками средств К. являются взносы ее членов;
в федерации - единая денежная система, в К. у каждого государства - своя валюта, хотя и возможны процессы сближения систем;
федерация имеет единую экономическую политику и либо единое руководство ею, либо ее единое регулирование. В К. могут иметь место координация,начала регулирования, но, как было сказано, с признанием государствами - членами К. соответствующих актов К. (С. А.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 14 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close