Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:18
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

МЕСТНОСТЬ - в конституционном и административном праве часть территории государства. Понятие "местность" используется, в частности, в связи с введением особых режимов управления. Например, согласно ст. 87 Конституции РФ, в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на всей территории РФ или в отдельных ее М. военное положение. Статья 88 Конституции РФ дает право Президенту РФ вводить на территории РФ или в отдельных ее М. чрезвычайное положение. В других отраслях права понятие "местность" также имеет применение: в связи с установлением режимов использования природных ресурсов, условий труда, трудового стажа и т. д. (С. А.)

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - понятие, широко использовавшееся Конституциями СССР и предшествовавшими ныне действующей Конституциями России и означавшее систему органов, действовавших в пределах автономных областей, автономных округов, административно-территориальных единиц - краев, областей, районов, городов, районов в городах, поселков и сельсоветов.
М. о. г. в. входили в единую систему представительных органов государственной власти. Иначе говоря, М. о. г. в. были лишь избираемыми населением местными Советами народных депутатов.
С провозглашением в 1992 г. краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов субъектами РФ избираемые здесь представительные (законодательные) органы государственной власти перестали называться местными.
С введением 24 мая 1991 г. в Конституцию РФ понятия "местное самоуправление" районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов стали считаться органами местного самоуправления. Правда, при этом сохранялась их характеристика как органа государственной власти. При реформе 21 апреля 1992 г. эти Советы были объявлены входящими в систему местного самоуправления, т. е. их характеристика как органа государственной власти была исключена из Конституции РФ. (С. А.)

МИГРАЦИЯ - переезд граждан на жительство из одного региона в другой.
М. может быть: внутренняя - перемещение граждан внутри своего государства; внешняя - приезд (возвращение) в государство его граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства из-за рубежа, желающих временно или постоянно проживать в данном государстве.
М. стала особенно злободневной проблемой в РФ в связи с тем, что появились вынужденные переселенцы, беженцы.
Вопросами М. занимается Федеральная миграционная служба РФ, ее территориальные и иные органы. (С. А.)

МИКРОНЕЗИЯ (Федеративные Штаты Микронезии) - государство, расположенное в западной части Тихого океана. Имеет статус "свободно ассоциированного" с США государства. Бывшая подопечная территория ООН под управлением США. Соглашение о "свободной ассоциации" с США подписано в октябре 1982 г., вступило в силу 3 ноября 1986 г. Член ООН с 17 сентября 1991 г. Столица - г. Колониа (Паликир).
По форме государственного устройства - федерация. Каждый штат имеет свои законодательные органы.
Административное деление - 4 штата.
Действует Конституция от 10 мая 1979 г. Глава государства - президент, избираемый всеобщим голосованием сроком на 4 года. Законодательный орган - Конгресс Федеративных Штатов Микронезии состоит из 14 депутатов, избираемых сроком на 2 года, за исключением четырех депутатов, избираемых сроком на 4 года от каждого из четырех штатов.
Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством. В правительство входит вице-президент страны, а также несколько секретарей департаментов. Поста министра не существует. (А. К.)

МИЛИЦИЯ - один из государственных органов исполнительной власти. М. образуют входящие в систему органов внутренних дел службы и подразделения, на которые возложены:
охрана общественного порядка и безопасности; уголовный розыск;борьба с организованной преступностью, экономическими преступлениями и незаконным оборотом наркотиков;
создание условий для безопасного дорожного движения и др.
Основные задачи М.: обеспечение безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; оказание помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным лицам, организациям, общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов.
М. состоит из милиции криминальной (М. к.) и милиции общественной безопасности (М. о. б.).
В состав М. к. входят подразделения уголовного розыска, борьбы с организованной преступностью, экономическими преступлениями и незаконным оборотом наркотиков, научно-технические и др. Ее задачи - производство оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных действий (дознание), обеспечивающих выявление и расследование дел о преступлениях, отличающихся повышенной сложностью и опасностью; розыск лиц, скрывающихся от органов расследования, суда и отбывания наказания по судебным приговорам, а также безвестно отсутствующих.
В состав М. о. б. входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, отрядов милиции особого назначения (ОМОН), Государственной инспекции безопасности дорожного движения, вневедомственной охраны (охрана объектов по договорам), участковые инспектора милиции, изоляторы временного содержания, подразделения дознания по уголовным делам и др. В сфере борьбы с преступностью она осуществляет оперативно-розыскные мероприятия и дознание, заменяющее предварительное следствие, по делам о преступлениях, не отличающихся повышенной сложностью и опасностью. (К. Г.)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - в соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Создание федеральных министерств, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Министерства возглавляют входящие в состав Правительства РФ министры РФ (федеральные министры). Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В структуру центрального аппарата министерства могут включаться департаменты, управления, отделы и другие подразделения.
Федеральные министерства могут иметь свои территориальные органы, действующие на территории отдельных субъектов РФ или нескольких субъектов (межрегиональные).
В Российской Федерации действуют федеральные министерства: по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; по атомной энергии; внутренних дел; государственного имущества; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; по делам СНГ;
здравоохранения; иностранных дел;
культуры; науки и технологий; обороны; образования; по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; по делам федерации и национальностей; по налогам и сборам; по физической культуре, спорту и туризму; природных ресурсов; путей сообщения; сельского хозяйства и продовольствия; топлива и энергетики; торговли; транспорта; труда и социального развития; финансов; экономики; юстиции. (С. А.)

МИНИСТР - должностное лицо государства, член правительства. Как правило, является руководителем министерства. В отдельных случаях может не возглавлять министерство, а отвечать в правительстве за тот или иной конкретный вопрос (см.: Министр без портфеля).
В российской практике используется понятие "в ранге министра":
1) это - лица, включаемые в состав Правительства РФ, но не являющиеся министрами (согласно ст. 110 Конституции РФ, Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров). Например, руководитель аппарата Правительства РФ одно время был заместителем Председателя Правительства, а затем вводился в состав Правительства в ранге М.;
2) это - лица, возглавляющие не министерства, а иные федеральные органы исполнительной власти. Они не входят в состав Правительства РФ, но по объему своих прав не отличаются от федеральных М. (С. А.)

МИНИСТР БЕЗ ПОРТФЕЛЯ - наименование (образное) министра, включенного в состав правительства, но не назначаемого руководителем конкретного министерства, а занимающегося определенными вопросами по поручению правительства или его председателя. (С. А.)

МИРОВОЙ СУДЬЯ - должностное лицо, учрежденное в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. и Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г.
М. с. может стать гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. М. с. не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Он должен назначаться (избираться) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираться населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Юрисдикция М. с. распространяется на территорию участка с населением 15-30 тыс. человек, образуемого в пределах административного района. Надзор за законностью и обоснованностью решений М. с. возложен на районные суды. Мировые суды входят в судебную систему РФ и являются судами общей юрисдикции субъектов РФ, их финансирование должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
М. с. уполномочен рассматривать единолично в первой инстанции: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспариваний отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Он может также рассматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений по гражданским делам, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.
В дореволюционной России неудачная попытка создать корпус М. с. была предпринята на основании законов, издававшихся в ходе судебной реформы 1864 г., а также закона 1912 г. М. с. должны были избираться земскими собраниями сроком на 3 года. К их ведению предполагалось отнести незначительные споры имущественного характера и дела о малозначительных преступлениях либо о проступках. Практически их удалось внедрить лишь в нескольких губерниях.
В зарубежных странах М. с. чаще всего занимаются разбирательством незначительных гражданских и уголовных дел, а также контролем за законностью и обоснованностью некоторых действий полиции и других органов, осуществляющих расследование уголовных дел (контроль за законностью арестов, обысков, предварительное рассмотрение доказательств и др.). (К. Г.)

МИТИНГ - с точки зрения конституционного права, один из способов реализации права на собрания и манифестации как одного из конституционных прав граждан. Согласно ст. 31 Конституции РФ, граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. "Митинг" обычно понимается как собрание единомышленников, доступное, в принципе, также и для любых желающих или интересующихся лиц. Проводятся М. преимущественно на открытом воздухе, заканчиваются принятием резолюции. Как правило, о проведении М. следует заблаговременно уведомить орган исполнительной власти. Отказ органа исполнительной власти принять уведомление означает невозможность (т. е. фактически запрет) проведения М. Подробно порядок осуществления права на собрания и манифестации должен урегулировать соответствующий федеральный закон, однако он еще находится в стадии принятия. (С. А.)

МНОГОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - см.: Избирательный округ.
МНОГОСТЕПЕННЫЕ ВЫБОРЫ - см.: Выборы.
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА - в соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. под М. п. понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время.
Мероприятия М. п. часто проводятся совместно с мероприятиями по мобилизации. (С. А.)

МОБИЛИЗАЦИЯ - в конституционном и административном праве в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 31 мая 1996 г. и Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, переводу органов государственной власти, местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Во-оруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. М. может быть общей или частичной, объявляется в случаях агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, Президентом РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации (СФ) и Государственной Думе (ГД). Президент РФ также утверждает мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, мобилизационные планы экономики, планы подготовки и накопления мобилизационных резервов. (С. А.)

МОЗАМБИК (Республика Мозамбик, до ноября 1990 г. - Народная Республика Мозамбик) - государство на юго-востоке Африки. Независимость провозглашена 25 июня 1975 г. Столица - г. Мапуту.
Административное деление: 11 провинций, включая столицу.
В 1975 г. с обретением независимости Президент М_. Самора Машел провозглашает режим народной демократии и социалистическую ориентацию. С 1977 г. начинаются боевые действия повстанцев. В 1986 г. Президентом становится Жоаким Чиссано, взявший курс на экономическую и политическую либерализацию. Первые свободные президентские и парламентские выборы на многопартийной основе прошли 27- 29 октября 1994 г.
Ныне действующая Конституция М. принята 30 ноября 1990 г.
Глава государства - президент, избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок.
Парламент - Ассамблея Республики - состоит из 250 депутатов (точнее: не менее 200 и не более 250), избираемых прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет.
Правительство - Совет Министров - возглавляется и формируется президентом. (А. К.)

МОЛДОВА (Республика Молдова) - суверенное и независимое, единое и неделимое государство в соответствии с Конституцией, принятой парламентом 29 июня 1994 г. М. - демократическое правовое государство, в котором (ст. 1 Конституции) достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются (ст. 1 Конституции). Провозглашается также принцип разделения и взаимодействия властей - законодательной, исполнительной и судебной (ст.6).
Государственным языком является молдавский (на основе латинской графики). Государство признает и охраняет право на сохранение и функционирование русского и других языков, используемых на территории страны. Государство содействует изучению языков международного общения (ст. 13 Конституции). Столица - г. Кишинэу (Кишинев).
Ряд положений, включенных в Конституцию М., вызваны созданием Приднестровской Республики. Так, ст. 3 Конституции говорит о том, что территория М. неотчуждаема, ст. 10 - что основу государства составляет единство народа М. Молдова является общей и неделимой родиной всех ее граждан, признает и гарантирует право всех граждан на Сохранение, развитие и выражение этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности.
М. провозглашает себя нейтральным государством (ст. 11 Конституции), не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств.
Собственность в М. может быть публичной и частной. Рынок, свободная экономическая инициатива, добросовестная конкуренция являются основополагающими факторами экономики.
Конституция закрепляет широкий набор основных прав, свобод и обязанностей граждан.
Парламент является высшим представительным органом народа М. и единственной законодательной властью государства. Парламент состоит из 101 депутата, избираемых путем всеобщих выборов, со сроком полномочий 4 года. Основные полномочия парламента: принимает законы, постановления и резолюции; назначает референдумы; дает толкование законов и обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории страны, утверждает основные направления внутренней и внешней политики; утверждает военную доктрину государства; осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью в формах и пределах, предусмотренных Конституцией; ратифицирует, денонсирует, приостанавливает действие и аннулирует международные договоры, заключенные М.; утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением;
осуществляет контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи другим государствам, за заключением соглашений о государственных займах и кредитах из иностранных источников; избирает и назначает государственных должностных лиц в случаях, предусмотренных законом; утверждает ордена и медали М.; объявляет частичную или всеобщую мобилизацию; объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение; организует изучение и заслушивание любых вопросов, касающихся интересов общества; приостанавливает деятельность органов местного публичного управления в случаях, предусмотренных законом; принимает акты об амнистии и др.
Парламент принимает конституционные, органические и ординарные законы. Конституционные законы - это законы по пересмотру Конституции. Органические законы издаются по кругу вопросов, названных в Конституции: избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, правительства, Конституционного суда и др. Ординарные законы действуют во всех областях, кроме урегулированных конституционными и органическими законами.
Президент М. является главой государства. Он представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. Избирается путем всеобщих выборов. На должность президента могут выдвигаться граждане М., достигшие 35-летнего возраста, проживавшие или проживающие на ее территории не менее 10 лет и владеющие государственным языком. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.
Парламент может принять двумя третями избранных депутатов решение о возбуждении против президента обвинения в случае совершения им преступления. Судебное разбирательство входит в компетенцию Высшей судебной палаты. Президент отстраняется от должности по праву со дня вступления в законную силу обвинительного приговора.
Согласно ст. 82 Конституции, президент после консультаций с парламентским большинством выдвигает кандидатуру на должность премьер-министра и на основании вотума доверия, выраженного парламентом, назначает правительство. Президент может участвовать в заседаниях правительства (в таких случаях он председательствует на заседаниях).
Президент может проводить консультации с правительством по неотложным и особо важным вопросам.
Президент может присутствовать на заседаниях парламента. Он обращается к парламенту с посланиями по вопросам общенационального значения. В случае невозможности формирования правительства или блокирования в течение трех месяцев принятия законов президент после консультаций с парламентскими фракциями вправе распустить парламент. Последний может быть распущен в случае, если он не выразил вотума доверия правительству в 45-дневный срок после внесения предложения и только после отклонения предложения не менее двух раз.
Президент М. ведет переговоры и заключает международные договоры. Он является Главнокомандующим вооруженными силами государства. С предварительного согласия парламента президент может объявить частичную или всеобщую мобилизацию. В случае вооруженной агрессии против страны принимает меры по ее отражению, вводит военное положение и незамедлительно информирует об этом парламент.
Президент осуществляет промульгацию законов, обладает правом отлагательного вето.
При осуществлении своих полномочий президент издает указы. Ряд их контрассигнуется премьер-министром.
Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением (ст. 96 Конституции). Оно состоит из премьер-министра, первого заместителя и заместителей, министров и других членов, определенных органическим законом. Президент выдвигает кандидатуру на должность премьер-министра. В 15-дневный срок президент просит парламент выразить вотум доверия программе деятельности и всему составу правительства. Свои полномочия правительство осуществляет до признания выборов нового парламента действительными.
Правительство несет ответственность перед парламентом и представляет депутатам и его комиссиям необходимую информацию и документы (ст. 104 Конституции). Парламент по предложению не менее одной четверти депутатов может выразить недоверие правительству большинством голосов.
Для единиц административно-территориального устройства Конституция М. использует местное публичное управление. Категория "местное публичное управление" означает, что властями публичного управления, осуществляющими местную автономию в селах и городах, являются выборные местные советы и при-мари. Они действуют как самостоятельные управляющие власти и решают общественные дела сел и городов. Деятельность сельских и городских советов координируют районные советы. Отдельным городам может быть дан самостоятельный статус муниципий.
Конституция гласит, что населенным пунктам левобережья Днестра, а также некоторым населенным пунктам юга М. могут быть предоставлены особые формы и условия автономии в соответствии с особым статусом, установленным органическим законом.
Правосудие в М. осуществляется Высшей судебной палатой, Апелляционной палатой, трибуналами и судами. Судьи судебных инстанций назначаются президентом М. по представлению Высшего совета магистратуры (ВСМ) сначала на 5, затем на 10, а по истечении 15 лет - до достижения предельного возраста. Председатель и члены Высшей судебной палаты назначаются парламентом по представлению Высшего совета магистратуры; они должны иметь стаж судебной практики не менее 15 лет.
Высший совет магистратуры состоит из 11 магистратов, срок полномочий которых - о лет. В состав ВСМ входят по праву министр юстиции, Председатель Высшей судебной палаты, Председатель Апелляционной палаты, Председатель Экономического суда, Генеральный прокурор. Трех магистратов избирают объединенные коллегии Высшей судебной палаты, трех - парламент из числа штатных профессоров. ВСМ обеспечивает назначения, перемещения, повышения судей и применение к ним дисциплинарных мер.
В качестве органа конституционной юрисдикции учрежден Конституционный суд М., состоящий из шести судей, назначаемых на шестилетний срок. По двое судей КС назначают президент, парламент и Высший совет магистратуры. Судьи КС избирают тайным голосованием Председателя КС.
Конституционный суд: осуществляет по запросу контроль конституционности законов, регламентов и постановлений парламента, указов президента, постановлений и распоряжений правительства, а также международных договоров М.; дает толкование Конституции; высказывается по предложениям о пересмотре Конституции; подтверждает результаты республиканских референдумов; подтверждает результаты выборов парламента и президента М.; констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента, временное отстранение от должности президента или временное исполнение обязанностей президента; разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой; принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партий.
В М. действует система органов прокуратуры.
Инициатива пересмотра Конституции М. может исходить от не менее чем 200 тыс. граждан М., имеющих право избирать; не менее чем одной трети депутатов парламента; президента М.; правительства М. Проекты конституционных законов представляются парламенту только с заключением Конституционного суда, принятым не менее чем четырьмя судьями. Положения Конституции о суверенном, независимом и унитарном характере государства, а также его постоянном нейтралитете могут быть пересмотрены только путем их одобрения на всенародном референдуме. Остальные - путем принятия парламентом закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию.
(С. А.)

МОНАКО (Княжество Монако) -
государство в Западной Европе, на побережье Средиземного моря. Столица - г. Монако.
Административное деление: 4 округа (Монако, Монте-Карло, Конда-мин и Фонвьель).
По действующей Конституции 1962 г. М. - конституционная наследственная монархия.
Глава государства - князь (9 мая 1949 г. на престол вступил Князь Монако Ренье III из династии старинного генуэзского рода Гримальди).
Законодательную власть осуществляют князь и однопалатный парламент - Национальный совет, - состоящий из 18 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет. В выборах участвуют только граждане М. - монегаски (около 6 тыс. из 30 тыс. населения княжества).
Исполнительную власть от имени князя осуществляет Правительственный совет во главе с Государственным министром, назначаемым князем из числа трех кандидатов - французских граждан, рекомендованных Францией.
(А. К.)

МОНАРХ - глава государства в государстве с монархической формой правления. Наименования М. - король, царь, император, шах, шейх, султан. М. - лицо, действующее по принципу единовластия. К власти он приходит чаще всего в порядке наследования престола. Первый М. - родоначальник династии - может быть избран (например, первый из династии последних русских царей Михаил Романов был избран в 1613 г. на Земском соборе, состоявшем из представителей большинства общественных сословий). М. становились также в результате завоевания престола путем военных действий и иных форм борьбы. Может иметь место приглашение на престол (например, в 1730 г. на русский престол была приглашена (возведена) Верховным тайным советом - верховным органом по вопросам внутренней и внешней политики, состоявшим из узкого круга представителей знати, - племянница Петра I герцогиня Кур-ляндская, вошедшая в историю как императрица Анна Иоанновна). Известны примеры провозглашения лица, обладающего верховной властью в государстве, М. (например, бывший с 1799 г. первым консулом Наполеон в 1804 г. был провозглашен императором). (С. А.)

МОНАРХИЧЕСКИЙ СТРОЙ - форма правления в государстве, при которой во главе государства стоит монарх. Строго формально о монархическом строе можно говорить применительно к любому государству, где главой государства является монарх. Но, как правило, выражение "монархический строй" чаще употребляют по отношению к государствам, где монарх играет важную роль, а сам государственный строй можно назвать довольно консервативным. Если же роль монарха скромна, о монархическом строе обычно не упоминают. Иначе говоря, реальный политический режим зависит не столько от наличия этого института власти, сколько от полномочий и влияния монарха, парламента и правительства (см.: Монардгия). (С. А.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 11 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close