Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:18
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

МОНАРХИЯ - форма правления государства, при которой главой государства является монарх. М. может быть абсолютной, или неограниченной, при которой монарх имеет абсолютную власть, и ограниченной, или конституционной, представленной дуалистической или парламентарной монархией.
Абсолютная М. - форма правления, при которой монарх имеет всю полноту государственной власти. Прежде всего он издает законы и иные общеобязательные правила (в форме указов, декретов, распоряжений). Непосредственно управляет государством, решает важнейшие государственные дела. Может создать для этих целей правительство, формирует его состав, наделяет полномочиями и отменяет акты правительства. Является верховным судьей, осуществляет высшее правосудие, амнистию и помилование. Юридических ограничений власти монарха в абсолютной М. нет, фактическое влияние на выполнение им своих функций оказывают окружение, семья, государственные органы, высшее военное командование, церковь, руководство территорий и общин. В осуществлении власти монархи также считаются с обычаями, религиозными нормами. Юридически подданные полностью зависимы от монарха.
Исследователи называют Оман государством, где абсолютная М. пока еще сохраняется в чистом виде. Здесь нет конституции, роль основного закона выполняет Коран, нет парламента, король является верховным судьей и высшим духовным лицом страны. Такую М. можно назвать абсолютно-теократической монархией.
Некоторые другие страны (Бахрейн, Кувейт, Бруней, Катар, Саудовская Аравия) близки к абсолютной М., поскольку сохраняют ее основные черты. Там есть конституции, дарованные монархами, а в отдельных странах - парламенты. И все-таки считается, что вся законодательная, исполнительная и судебная власть исходит от монарха, ему же принадлежит и высшая духовная власть.
Конституционной, или ограниченной М. является форма правления, при которой монарх уже не имеет абсолютной власти; его власть ограничена наличием парламентского учреждения. Конституционную М. принято подразделять на дуалистическую и парламентарную.
В дуалистической (дуализм - двойственность) М. государственную власть делят монарх и парламент, избираемый всем или определенной частью населения. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх - исполнительную. Но в осуществлении последней монарх независим от парламента. Он назначает правительство, которое ответственно только перед ним. Парламент не имеет влияния на формирование, состав и деятельность правительства. Законодательные полномочия парламента ограничены, монарх имеет право абсолютного вето (т. е. без его утверждения закон не вступает в силу). Он может издавать свои акты (указы), имеющие силу закона, а то и более высокую силу. Монарх может назначать членов верхней палаты парламента, распускать парламент (зачастую на неопределенное время); при этом от него зависит, когда состоятся новые выборы, а на соответствующий период он обладает всей полнотой власти. Государствами с дуалистической М. считаются Иордания, Марокко.
В парламентарной М. парламент занимает главенствующее положение, имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от парламента. Оно не несет ответственности перед монархом, зато несет ее перед парламентом. Последний имеет право контроля в отношении правительства;
если парламент выразил недоверие правительству, оно должно уйти в отставку.
По отношению к монарху исследователи данной формы правления используют выражение "царствует, но не правит". Монарх назначает правительство или главу правительства в зависимости от того, какая партия (или их коалиция) имеет большинство в парламенте. Монарх либо не имеет права вето, либо осуществляет его по указанию ("совету") правительства. Он лишен права издавать акты, равнозначные законам. Исходящие от монарха акты обычно подготовлены правительством; они должны быть скреплены (контрассигнованы) подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего они не имеют юридической силы. При возникновении конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти уходит в отставку не только правительство. По предложению правительства монарх может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, чтобы в парламенте могло образоваться более стабильное большинство, при котором правительство либо укрепит свои позиции, либо будет сменено.
Не следует рассматривать монарха в парламентарной М. только как декоративную фигуру или пережиток, оставшийся от феодальных времен. Наличие М. считается одним из факторов внутренней стабилизации государственной системы в соответствующих странах. Монарх стоит над партийной борьбой и демонстрирует политическую нейтральность. В своих обращениях к парламенту монарх может обратить внимание на важные для государства проблемы, требующие законодательных решений и консолидации общества. Парламентарные М. - Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Таиланд, Непал и др.
В некоторых странах монарх является высшим духовным лицом или главой церкви. Выше уже говорилось о том, что во многих арабских М. глава государства - одновременно высшее духовное лицо. А, например, монарх Великобритании является главой англиканской и пресвитерианской церкви. Для таких случаев используется понятие "теократическая монархия". (С. А.)

МОНГОЛИЯ (до 1992 г. - Монгольская Народная Республика, с 1992 г. - Монгол Улс) - государство в Центральной Азии. Обрело самостоятельность в результате народной революции 11 июля 1921 г. Столица - г. Улан-Батор.
Административное деление: 18 областей (аймаков) и 3 города центрального подчинения (Улан-Батор, Дар-хан, Эрдэнэт).
Действующая Конституция принята 13 января 1992 г. и вступила в силу 12 февраля 1992 г.
Глава государства - президент, избирается всеобщим голосованием сроком на 4 года с правом переизбрания еще на один срок.
Высший орган государственной власти и законодательный орган - Великий государственный хурал (ВГХ) в составе 76 членов, избираемый всеобщим голосованием сроком на 4 года. Председатель ВГХ в случае отсутствия президента или невозможности находиться на своем посту берет на себя исполнение его функций.
Правительство формируется ВГХ по предложению премьер-министра и по согласованию с президентом, который представляет кандидатуру премьер-министра на сессии ВГХ. (А. К.)

МОНОПОЛИЯ ГОСУДАРСТВА - закрепление государством за собой исключительного права на выпуск определенной продукции и на определенные виды деятельности. Чаще всего М. г. распространяется на выпуск, продажу и ввоз (импорт) алкоголя и в целом на внешнюю торговлю (импорт и экспорт любой продукции).
М. г. может устанавливаться его конституцией. Например, к ведению Союза ССР по Конституции СССР 1936 г. относилась "внешняя торговля на основе государственной монополии" (ст. 14), по Конституции СССР 1977 г. - "внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии" (ст. 73).
В Конституции РФ 1993 г. понятие "монополия государства" не используется. Однако отнесением определенных видов деятельности к исключительной компетенции государства предопределяется его монополия в соответствующих сферах (например, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, деятельность в космосе, производство ядовитых и наркотических веществ и др.).
Федеральный закон '"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 7 июля 1995 г. предусматривает также возможность М. г. на экспорт и(или) импорт отдельных товаров, которая устанавливается федеральными законами. Но М. г. в данном случае выражается в выполнении экспортно-импортных операций не самим государством, а выдачей лицензий на осуществление соответствующей деятельности исключительно государственным унитарным предприятиям. (С. А.)

МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД (УЩЕРБ) - физические или нравственные страдания (ст. 151 ГК РФ). Это лаконичное и не поддающееся однозначному истолкованию определение уточнено постановлением Пленума Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" ¦ 10 от 20 декабря 1995 г. В нем сказано: "Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред может заключаться, в частности, в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем или иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий".
Закон ставит в особо благоприятные условия лиц, потерпевших М. в. в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Им компенсация М. в. должна выплачиваться независимо от вины его причинителя.
М. в. компенсируется в различных формах (возложение на причинителя вреда обязанности принести извинение, восстановление на работе, публикация в средствах массовой информации и т. д.), в том числе и денежной (см.: Реабилитация}. Размер денежной компенсации определяет суд в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер страданий оценивается с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен М. в., и индивидуальных особенностей потерпевшего. Принимается во внимание и степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации подлежат учету и требования разумности и справедливости.
При причинении М. в. преступлением иск о выплате денежной компенсации может быть предъявлен потерпевшим в ходе производства по уголовному делу об этом преступлении. (К. Г.)

МОРДОВИЯ (Республика Мордовия) - в соответствии с Конституцией, принятой 21 сентября 1995 г. Конституционным Собранием М., - демократическое правовое государство, являющееся субъектом РФ. Наименования Республика Мордовия и Мордовия - равнозначны (ст. 1). Государственными языками М. являются русский и мордовский (мокшан-ский, эрзянский) языки (мокша и эрзя - две ветви мордовской нации). Столица М. - г. Саранск.
В систему органов государственной власти М. входят: глава М. - глава государства и высшее должностное лицо М.; Государственное Собрание М. - высший представительный и законодательный орган власти; правительство М. - высший орган исполнительной власти; суды М.
Главой М. может быть избран гражданин М. не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом. Глава М. избирается сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность главы М. более двух сроков подряд.
Глава М. выступает гарантом Конституции М., прав и свобод человека и гражданина, представляет Мордовию во внутренних и международных отношениях, принимает меры по согласованному функционированию государственных органов М., их взаимодействию с государственными органами РФ и ее субъектов.
Для главы М. характерны президентские полномочия. В частности, он формирует и возглавляет Совет безопасности М., формирует правительство М., вправе председательствовать на заседаниях правительства, принимает добровольную отставку правительства или отправляет его в отставку, отменяет постановления и распоряжения правительства, подписывает и обнародует законы М., представляет Государственному Собранию кандидатуры на должности председателя Верховного Суда М. и его заместителей, председателей районных (городских) народных судов и их заместителей, обращается к Государственному Собранию М. с ежегодными посланиями о положении в М. и т. п. Однако ряд полномочий глава М. может осуществлять лишь по согласованию с Государственным Собранием М.: утверждение структуры правительства;
образование и упразднение министерств, государственных комитетов и ведомств М.; назначение Председателя правительства; назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя правительства, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств.
Государственное Собрание М. согласно ст. 79 Конституции М. состоит из 75 депутатов, работающих, как правило, на непостоянной основе. Государственное Собрание избирается сроком на 4 года. К ведению Государственного Собрания относятся, в частности: внесение изменений в Конституцию М.; обеспечение соответствия Конституции и законов М. Конституции и законам РФ; контроль за исполнением законодательства РФ и М.; правовое регулирование по вопросам ведения М.; толкование Конституции и законов М.; утверждение бюджета М., его изменений, отчета об исполнении бюджета; установление республиканских налогов, сборов, пошлин, тарифов, ставок и платежей; утверждение социально-экономических программ М.;
назначение референдумов М.; решение вопроса об отставке правительства М. или его членов; решение вопроса о досрочном прекращении полномочий главы М., отрешение его от должности; согласование представленной Генеральным прокурором РФ кандидатуры для назначения на должность прокурора М.; назначение и освобождение от должности председателей и заместителей председателей Верховного Суда М. и районных (городских) народных судов; избрание судей Верховного Суда, судей районных (городских) судов, а также народных заседателей Верховного Суда М.;
согласование назначения на должность судей федеральных судов; регулирование административно-территориального устройства М. и др.
Государственное Собрание принимает законы и постановления, а также конституционные законы.
Работу Государственного Собрания М. организует Совет Государственного Собрания. Совет в период между сессиями Государственного Собрания с последующим представлением на его утверждение может, в случае необходимости, исполнять отдельные функции Государственного Собрания по его уполномочию.
Правительство М. подотчетно Государственному Собранию и главе М. Из Конституции следует, что ему отводится роль органа руководства экономическим и социальным развитием М.'
В состав М. входят 22 района и 3 города республиканского значения. В районах и городах республиканского значения могут создаваться органы государственной власти М.
В Мордовии Конституцией гарантируется право на осуществление местного самоуправления населением в границах сельских и городских населенных пунктов, а также на иных территориях. Для реализации функций местного самоуправления местное сообщество образует выборные и иные органы местного самоуправления, выбирает и назначает должностных лиц местного самоуправления и наделяет их соответствующими полномочиями. Глава района (города) избирается представительным органом местного самоуправления из своего состава по предложению главы М.
ГС. А.)

МОРСКАЯ АРБИТРАЖНАЯ КОМИССИЯ - один из постоянно действующих третейских судов. Образована при Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ) и функционирует на основании Положения о Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ, утвержденного Законом Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г.
В ее компетенцию входит разрешение споров, вытекающих из договорных и других гражданско-правовых отношений, касающихся торгового мореплавания (к примеру, фрахтование судов, морские перевозки грузов, морское страхование, спасание и подъем затонувших судов, столкновение судов, повреждение орудий рыбного промысла и т. д.).
Список арбитров МАК формируется президиумом ТПП РФ раз в четыре года. Арбитром может быть лицо, обладающее специальными знаниями в области разрешения споров, принимаемых к рассмотрению МАК. Лица, включенные в список арбитров, избирают своего председателя и его заместителя. Президиум ТПП РФ утверждает акты, регламентирующие работу МАК, - Положение об арбитражных сборах и расходах и об издержках сторон, Правила производства в Морской арбитражной комиссии. (К. Г.)

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ), один из видов собственности, предусмотренный Конституцией РФ(ст. 8, 9, 130, 132). Согласно Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В состав М. с. входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в М. с., муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество (ст. 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г.).
Органы местного самоуправления управляют М. с. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав М. с., от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, - непосредственно население.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты М. с. во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в М. с., иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. (С. А.)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - понятие, используемое Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. Закон дает следующее определение М.о.: это - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная данным Законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Согласно названному Закону, территории М. о. - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других М. о. - устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Закон гласит, что территорию М. о. составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах М. о. независимо от форм собственности и целевого назначения. Иначе говоря, неважно, находятся ли земли в муниципальной, государственной, частной или иной собственности, в границах данного М. о.: все они в совокупности образуют его единую территорию. (С. А.)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО - отрасль права, регулирующая так называемые муниципальные отношения, т. е. отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления. Соответственно есть наука "муниципального права", а в учебных заведениях - учебная дисциплина "муниципальное право". В России М. п. - относительно новая категория. В понимании муниципальных отношений нет единства. Можно выделить следующие блоки вопросов М. п.: 1) природа местного самоуправления, его место в системе народовластия;
2) конституционно-правовые основы местного самоуправления; 3) структура (система) местного самоуправления: представительные органы местного самоуправления, иные выборные коллегиальные органы местного самоуправления; глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления; институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народные инициативы); территориальное общественное самоуправление; 4) муниципальная собственность, экономические и финансовые основы местного самоуправления; 5)полномочия органов местного самоуправления по руководству хозяйственной, социально-культурной жизнью территории, обеспечению законности и охране прав и свобод граждан; 6) гарантии и ответственность местного самоуправления. (С. А.)

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ - избрание населением органов местного самоуправления, именуемых во многих странах обобщенно муниципалитетами, муниципальными органами. (С. А.)

МЬЯНМА (Союз Мьянма, до 1989 г. - Бирма или Бирманский Союз) - государство в Юго-Восточной Азии. Независимость провозглашена 4 января 1948 г. Столица - г. Рангун (с 1989 г. именуется Янгон).
М. (по Конституции 1947 г.) - федеративная республика, в состав которой входили 7 областей, 4 автономных государства и особый национальный округ. Конституция 1974 г. фактически устанавливала унитарную форму государственного устройства, хотя и сохраняется деление страны на 7 национальных и 7 административных областей.
После государственного переворота 1962 г. действие Конституции приостановлено, парламент распущен.
В годы правления генерала Не Вина (1962-1983 гг.), провозгласившего однопартийный режим и строительство "бирманского социализма", вся полнота власти осуществляется Революционным советом в составе председателя и 12 членов, который функционирует и как законодательный, и как исполнительный орган.
В результате военного переворота 18 сентября 1988 г. власть в М. осуществляет Государственный совет по восстановлению законности и порядка. Фактической формой правления стала военная диктатура. Военные власти в последние годы ведут диалог с представителями политических организаций и национальных окраин по выработке новой Конституции, созвав национальную конституционную конференцию. (А. К.)

НАГРАДА ГОСУДАРСТВЕННАЯ - см.: Государственная награда.
НАДЗОР АДМИНИСТРАТИВНЫЙ - см.: Административный надзор.
НАДЗОР КОНСТИТУЦИОННЫЙ - см.: Конституционный надзор.
НАДЗОР ПРОКУРОРСКИЙ - главное направление деятельности прокуратуры. Его основное содержание заключается в выявлении нарушений предписаний Конституции РФ и законов, действующих на территории Российской Федерации, и принятии предусмотренных законом мер по устранению таких нарушений.
В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) четко определен круг государственных органов, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц, чьи действия и нормативные акты подлежат Н. п.
Принято различать отрасли Н. п.:
- общий надзор (надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов перечисленными в названном Законе органами и должностными лицами);
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В том же законе конкретно регламентируются средства, используя которые прокурор реагирует на установленные нарушения или незаконные нормативные акты. К таким средствам отнесены: протест (см.:
Прокурорский протест), представление (см.: Представление прокурора), постановление (см.: Постановление прокурора), предостережение, требование либо указание. (К. Г.)

НАДЗОР СУДЕБНЫЙ - вытекающая из Конституции РФ (ст. 126 и 127) и осуществляемая в установленных процессуальным законодательством формах деятельность вышестоящих судов по обеспечению надлежащей реализации своих полномочий нижестоящими судами.
В судах общей юрисдикции Н. с. поставлен в рамки, определяемые, как правило, соответствующими положениями ГПК РСФСР, УПК РСФСР и КоАП РСФСР, которые регламентируют (наряду с другими вопросами, возникающими при производстве по делам определенных категорий) порядок проверки законности и обоснованности приговоров и иных решений нижестоящих судов. Применительно к гражданским и уголовным делам для такой проверки в названных законах установлены специальные процедуры (см.: Кассация. Надзорное производство. Производство по вновь открывшимся обстоятельствам). Для проверки законности и обоснованности судебных постановлений по итогам рассмотрения материалов об административных правонарушениях имеется свой порядок, закрепленный в КоАП РСФСР.
В арбитражных судах Н.с. осуществляется в соответствии с процедурами, предусмотренными АПК РФ. По своему наименованию эти процедуры идентичны с процедурами, используемыми в судах общей юрисдикции, но их содержание существенно отличается (см.: Кассация. Надзорное производство. Производство по вновь открывшимся обстоятельствам}.(К. Г.)

НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - один из регламентируемых процессуальным законодательством способов проверки законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.
Поводом для начала такого производства могут послужить не только жалобы заинтересованных лиц (осужденного, его защитника, потерпевшего, гражданского истца или ответчика, их представителя), но и любая другая информация о допущенной судебной ошибке (заявления родственников осужденных, соседей и товарищей по работе, сообщения средств массовой информации и т. д.). Сроки для начала Н. п. с целью отмены обвинительного приговора или применения закона, улучшающего положение осужденного, не ограничены. Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу.
Завершается Н. п. рассмотрением дела в надзорной инстанции (в судах общей юрисдикции - президиумы судов среднего звена, судебные коллегии Верховного Суда РФ и его Президиум, а в арбитражных судах - только Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ).
Рассмотрение производится п о протестам особо уполномоченных должностных лиц (председатели судов общей юрисдикции среднего звена и прокуроры того же уровня, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ и их заместители).
По результатам рассмотрения протеста, например, по уголовному делу, надзорная инстанция вправе вынести одно из следующих постановлений (определений): 1) оставить протест без удовлетворения; 2) отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления и прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или новое судебное рассмотрение; 3) отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение; 4) отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение; 5) внести изменения в приговор, определение или постановление суда. Аналогичными полномочиями наделены надзорные инстанции, рассматривающие гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции и арбитражным судам.(К. Г.)

НАДПИСЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ - исходящее от нотариуса и составленное по установленной форме письменное требование о взыскании по подлинному документу, подтверждающему неисполненные обязательства конкретного лица, соответствующих денежных сумм или движимого имущества. Н. и. реализуется непосредственно судебным приставом без проверки в судебном порядке обоснованности претензий кредитора. К Н. и. нередко прибегают при взыскании задолженностей по квартирной плате. (К. Г.)

НАКАЗАНИЕ - в широком смысле слова неблагоприятное последствие для лица, совершившего порицаемый поступок; в правоприменительной и правотворческой практике - мера государственного принуждения, применяемого по приговору суда к лицам, признанным виновными в совершении преступлений. Его суть - ограничение или лишение прав и свобод соответствующего лица, а цель - восстановление справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (см. также: Мера -наказания. Арест).(К. Г.)

НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ - одна из характеристик императивного мандата депутата (см.: Депутат). Ее суть состоит в том, что депутат связан волей и поручениями своих избирателей, несет ответственность за их выполнение, обязан отчитываться о своей работе и может быть отозван избирателями, если они считают, что он не оправдывает их доверия.
Н. и. воплощают волю избирателей. Это - их поручения общественно значимого характера, которые соответствующий представительный орган (Совет) должен положить в основу своей деятельности. Юридическим фундаментом Н. и. были нормы Конституции СССР 1977 г., конституций союзных и автономных республик, указы и положения о порядке работы с наказами, законы о статусе депутатов.
Н. и. вносились, как правило, в период избирательной кампании при встречах кандидатов в депутаты с избирателями. Были попытки установить, что Н. и. вносятся также при отчетах депутатов перед избирателями, однако этот вариант не имел распространения.
Принимались Н. и. открытым голосованием избирателей на собраниях-встречах с кандидатами в депутаты. Долгие годы у кандидата не было права отказаться от наказов. Но на последнем этапе (конец 90-х гг.) использования Н. и. законодательство предоставило кандидату право отказаться от принятия такого Н. и., с которым он не мог согласиться.
Принятый Н. и. передавался кандидатом в исполнительный комитет местного Совета или Президиум Верховного Совета. Эти органы обобщали Н. и., объединяли повторяющиеся и подготавливали план мероприятий по реализации Н. и. Окончательное право принятия или отклонения Н. и. имел соответствующий Совет народных депутатов. Он же утверждал указанный план мероприятий. Таким образом, императивность Н. и. была относительной: нереальные Н. и. Совет мог отклонить.
При введении выборов народных депутатов от общественных организаций (1988 г.) были также предусмотрены их наказы депутатам.
Н. и. играли определенную конструктивную роль, особенно на местном уровне, помогая депутатам полнее охватить своей деятельностью круг проблем избирательного округа, всей территории Совета. Кроме того, депутаты в большей степени ощущали свою ответственность перед избирателями.(С. А.)

НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ - местный орган Государственной налоговой службы РФ, создаваемый на территории субъекта РФ, города, района. В соответствии с Налоговым кодексом (см. ст. 31-35 Части первой) Н. и. наделены широкими правами и выполняют ряд обязанностей, обеспечивающих эффективное выполнение ими своих функций.(К. Г.)

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ - см.: Федеральная служба налоговой полиции РФ.
НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА - см.: Государственная налоговая служба РФ.
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ - основной федеральный закон, который должен установить систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов.
31 июля 1998 г. принята, пока что лишь Часть первая НК, содержащая семь разделов:
- Общие положения:
- Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях;
- Налоговые органы. Органы налоговой полиции. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов налоговой полиции и их должностных лиц;
- Общие правила по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
- Налоговая отчетность и налоговый контроль;
- Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
- Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.(К. Г.)

НАМИБИЯ (Республика Намибия, до 1968 г. - Юго-Западная Африка) - государство в Юго-Западной Африке. Независимость провозглашена 21 марта 1990 г. Столица - г. Виндхук.
Административное деление: 13 районов.
Действующая Конституция принята 9 февраля 1990 г.
Глава государства - президент, избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок-Парламент- двухпалатный. Национальный совет - верхняя палата - состоит из 26 депутатов (по два от каждого района), избираемых сроком на 6 лет. Национальная ассамблея, состоящая из 72 депутатов, избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется президентом и назначаемым им правительством во главе с премьер-министром.(А. К.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 15 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close