Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:19
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА - право совершеннолетних граждан (определенной численности) внести на рассмотрение представительного органа власти или органа местного самоуправления либо соответствующего должностного лица проект их решения или предложение о рассмотрении какого-то важного вопроса, отнесенного к их ведению, об организации народного обсуждения данного вопроса или проведении по нему народного голосования (референдума). Н. и. реализуется сбором подписей граждан, реже - принятием решения о Н. и. на собрании граждан по месту их жительства или работы.
Н. и. закрепляется в ряде конституционно-правовых актов. Например, Федеральный конституционный закон о референдуме РФ 1995 г. предусматривает, что инициатива проведения такого референдума может принадлежать не менее чем двум миллионам граждан РФ и реализуется путем сбора их подписей. При этом предлагается конкретная формулировка вопросов референдума. Рассмотрев внесенное в порядке Н. и. предложение и получив положительное заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении требований Конституции, Президент РФ назначает референдум.
В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" 1995 г. ст. 25 "Народная право-творческая инициатива" предусматривает, что население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотвор-ческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения,а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).(С. А.)

НАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ - см.: Обсуждение.
НАРОДНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО - 1) принятие государственных законов и местных актов народом путем голосования на референдуме; 2) подготовка проекта закона или иного нормативного акта и внесение его посредством народной инициативы на рассмотрение компетентного государственного органа или органа местного самоуправления (см. также: Правотворчество ).(С. А.)

НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - система представительных (т. е. избираемых народом) органов государственной власти и местного самоуправления.
С понятием "народное представительство" связаны и система отношений Н. п., т. е. отношения по формированию представительных органов, статус депутатов, их взаимоотношения с избирателями, населением, политическими партиями и движениями, организация работы представительных органов, подготовка и принятие актов, законодательный процесс, влияние населения на деятельность представительных органов, отношения представительных органов с иными органами и т. д.(С. А.)

НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ - официальное наименование депутатов всех видов представительных органов в СССР по Конституции 1977 г., когда все эти органы являлись политической основой государства. Вместе с тем в наименовании конкретных депутатов отражалась их принадлежность к соответствующему Совету (депутат Верховного Совета СССР, депутат Верховного Совета РСФСР, депутат областного Совета народных депутатов и т. д.).
С учреждением Съездов народных депутатов СССР (1988 г.) и РСФСР (1989 г.) избранные в их состав депутаты стали именоваться, соответственно, народный депутат СССР, народный депутат РСФСР.(С. А.)

НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ - см.:
Контроль. Государственный контроль.
НАРОДНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ - то же, что и депутат.
НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - см.:Суверенитет.
НАРОДОВЛАСТИЕ - принадлежность всей полноты власти народу. Отражена во многих статьях Конституции РФ, прежде всего - в ст. 3, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в данной стране, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (см. также: Суверенитет).
Власть народа в РФ - это публичная власть: целью ее осуществления является общественное благо (иначе говоря - публичный интерес);
она обращена ко всему обществу и каждому его члену; всем доступна (каждый человек вправе участвовать в реализации тех или иных функций и форм власти). Власть осуществляется: народом в целом, его частью, проживающей на соответствующей территории, избранными народом представителями, сформированными им и производными от последних органами. Власть использует: методы убеждения, воспитания, поощрения, организации населения, а если необходимо - то и принуждения; она осуществляется гласно (открыто), и все ее мероприятия имеют (должны иметь) общественный резонанс.
Осуществлять власть - значит управлять делами общества, государства, отдельных территорий, объединений людей; совершать действия и добиваться желаемого поведения (результата) во имя определенных целей.
Власть народа (публичная власть) в РФ осуществляется в трех основных формах:
1)Государственная власть, суть которой выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а если необходимо - то и принуждением со стороны государства. В отличие от общественной власти она распространяется на всех граждан. Государственная власть осуществляется непосредственно народом или органами государственной власти.
Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления государственной власти народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти (парламентов РФ и субъектов РФ), государственных выборных должностных лиц (Президента РФ, президентов республик и губернаторов других субъектов РФ).
Органы государственной власти, осуществляющие власть народа, делятся на три вида - органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. А по уровням - это органы федеральные и субъектов РФ.
Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент (состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ, суды РФ (существует единая судебная система РФ, ее высшими звеньями являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ). В субъектах РФ действуют органы законодательной (представительной) власти (законодательные соорания, думы и др); исполнительной власти (президенты, губернаторы, правительства); суды.
2) Общественная власть как объединение отдельных групп граждан (нередко массовых) внутри политических партий, иных общественных организаций и движений, религиозных общин, семьи, трудовых коллективов, при проведении совместных акций (митинг, собрание, демонстрация и др.). Члены и участники общественных формирований, совместных акций добровольно подчиняются коллективно установленным правилам, опираются на методы общественного воздействия. Даже если здесь и прибегают к принуждению, оно исходит не от государства и его органов. Оно состоит в организационных мерах (исключение из объединения, общественные порицания и т. п.).
3) Смешанная общественно-государственная форма в виде власти местного самоуправления в городах, районах, волостях (сельских округах, сельсоветах), поселках, селах и деревнях. Местное самоуправление - это форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, т. е. управлять своей жизнью и делами на соответствующей территории. Оно реализуется на собраниях (сходах) граждан по месту их жительства либо на местных референдумах. Вопросы местного характера могут решаться избранными представительными органами местного самоуправления (соответственно, дума, собрание депутатов, представителей) и должностными лицами местного самоуправления (главы муниципальных образований и др.)-
При решении вопросов чисто местного характера проявляется общественная (негосударственная) природа местного самоуправления, хотя его решения обязательны для населения на данной территории. Вместе с тем согласно Конституции (ч. 2 ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. При их осуществлении акты органов местного самоуправления обеспечиваются государственно-обязательной силой. Совокупное осуществление двух видов задач и делает власть местного самоуправления смешанной общественно-государственной формой публичной власти народа в РФ.(С. А.)

НАТУРАЛИЗАЦИЯ - приобретение гражданства государства иностранным гражданином или лицом без гражданства путем подачи ходатайства на имя главы государства или иного высшего органа государственной власти. В отличие от лиц, становящихся гражданами государства в силу рождения, тех, кто приобретает гражданство по ходатайству, в литературе порой называют натурализованными гражданами. С точки зрения прав, свобод и обязанностей разницы между названными категориями граждан, как правило, нет. Однако некоторые исключения возможны: например, в отдельных странах право занимать должность на государственной службе, избираться на выборную должность или депутатами натурализованным гражданам предоставляется по истечении определенного срока после приобретения гражданства. В Российской Федерации в прямой форме данного правила нет, но в косвенной форме оно как бы присутствует. Например, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Следовательно, если иностранец, только что приобретший гражданство РФ, решит баллотироваться в российские президенты, ему придется выждать указанный срок. Аналогичные правила установлены и в некоторых субъектах РФ. "Натурализация" является понятием науки конституционного и международного права, но может употребляться и в законодательстве. В Законе о гражданстве от 28 ноября 1991 г. он не используется. Этот способ приобретения гражданства РФ Закон называет приемом в гражданство (см.: Гражданство. Приобретение гражданства Российской Федерации).(С. А.)

НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ - совещательные органы, образованные при Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ и в Генеральной прокуратуре РФ. Они состоят преимущественно из представителей юридической науки и практиков высокой квалификации. Основная их задача - выработка рекомендаций по сложным вопросам, возникающим в деятельности соответствующих органов.(К. Г.)

НАУРУ (Республика Науру) - островное государство в юго-западной части Тихого океана. Бывшая подопечная территория Лиги Наций и ООН под управлением Австралии. Независимость провозглашена 31 января 1968 г. Ассоциированный член Британского Содружества.
Официальной столицы нет. Резиденция правительства - в округе Мененг, правительства и парламента - в округе Ярен.
Административное деление: 8 округов.
Действующая Конституция принята в 1968 г. Форма правления - республика. Глава государства - президент, избирается парламентом на три года.
Законодательная власть осуществляется Законодательным советом, состоящим из 18 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 3 года. Правительство - Государственный совет - возглавляется президентом, который назначает министров из числа депутатов (всего - 5 министров).
Продолжает функционировать На-уруанский местный правительственный совет, в компетенцию которого входят, в частности, вопросы распределения доходов от продажи бокситов, управления морским портом и рыболовной корпорацией.(А. К.)

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - переход (перевод) материальных объектов из частной и(или) иных негосударственных форм собственности в государственную собственность с выплатой собственнику компенсации или без таковой. Н. осуществляется принятием акта государственного органа, который может касаться как отдельных отраслей в целом, так и конкретных предприятий.
В России Н. в массовых масштабах проводилась после Октябрьской революции 1917 г., особенно в 1918- 1922 гг., что соответствовало идеологии победившего строя, отвергавшего частную собственность и признававшего своим экономическим фундаментом общественную (общенародную) собственность, которой от имени народа управляет государство, как раз и становящееся субъектом собственности.
В принципе Н., хотя и не в массовых масштабах, возможна в государствах с приматом частной собственности. Она проводится в том случае, если при нахождении в частных руках отрасль или предприятие становится убыточным, закрывается. Но поскольку на предприятии занято много рабочих рук (например, угольная промышленность) либо отрасль важна для экономики страны в целом (например, отдельные виды транспорта), государство национализирует предприятие, отрасль и своими инвестициями поддерживает их функционирование.(С. А.)

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - понятие, употреблявшееся Конституцией СССР 1977 и Конституцией РСФСР 1978 гг. В принципе - то же самое, что и государственное устройство. Но включение в данное понятие "национального" нюанса как бы в большей мере подчеркивает, что данное государство является многонациональным, что национальные особенности учитываются в его устройстве, и государство уделяет повышенное внимание своей национальной политике.(С. А.)

НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО - понятие, используемое в конституционном, а также международном праве. Например, согласно п. "в" ст. 71 Конституции, в ведении РФ находятся "регулирование и защита прав национальных меньшинств", а согласно п. "б" ст. 72, в совместном ведении РФ и ее субъектов - "защита прав национальных меньшинств".
Понятие "национальное меньшинство" пока не определено в российском законодательстве, хотя проект соответствующего федерального закона существует в Государственной Думе. По этому проекту Н. м. признаются граждане РФ, которые не имеют на территории РФ своих национально-государственных или национально-территориальных образований и не относятся к коренным малочисленным народам. По докладу Женевского совещания экспертов СБСЕ (1991 г.). Н. м. может быть как компактно проживающая этническая общность в составе суверенного государства, имеющая свое национально-государственное или иное образование, так и рассредоточенно живущие лица некоренной национальности.
Но основным для Н. м. следует считать не столько степень его организованности, сколько необходимость защиты от дискриминации и нарушения его гражданских, политических и иных прав.
В Российской Федерации государство конституционно закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности.(С. А.)

НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - избирательная единица, создававшаяся на выборах народных депутатов СССР в 1989 и народных депутатов РСФСР в 1990 гг. (см.: Съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов РСФСР. Избирательный округ).(С. А.)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОКРУГ - см.: Автономный округ.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ - один из видов режима, устанавливаемых в государстве применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства (другими являются дипломатический режим и режим наибольшего благоприятствования). Суть Н. р. заключается в том, что иностранцам и лицам без гражданства предоставляются - за определенными изъятиями- те же права и свободы, на них возлагаются те же обязанности, что и в отношении собственных граждан.
Понятие "национальный режим" не всегда используется в законодательстве государств, однако соответствующие правила в нем все равно существуют. Конституция РФ, не используя данного понятия, тем не менее содержит основу его применения в стране. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. В частности, иностранцы и лица без гражданства не пользуются избирательными правами (хотя возможно предоставление им таких прав при муниципальных выборах и референдумах), не участвуют в политической жизни и деятельности политических партий и движений, не могут состоять на государственной службе, не несут воинской обязанности.(С. А.)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ - см.: Суверенитет.
НЕДЕЕСПОСОБНОСТЬ - неспособность физического лица в силу возраста или психического состояния своими действиями приобретать юридические права, возлагать на себя обязанности.
В избирательном праве - невозможность участия в выборах (т. е. избирать и быть избранным) по решению суда о признании гражданина недееспособным. (С. А.)

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВЫБОРОВ - принятие решения соответствующей избирательной комиссией, констатирующего многочисленные нарушения избирательного закона в ходе голосования, что не позволяет с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. В случае объявления недействительности выборов повторные выборы должны быть проведены по истечении времени, указанного в законе, с выдвижением заново кандидатов в депутаты или на выборную должность. Возможно полное или частичное переформирование состава избирательных комиссий.
Например, при выборах депутата Государственной Думы (ГД) по одномандатному избирательному округу окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении или установлении итогов голосования нарушения закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны ею недействительными не менее чем на четверти избирательных участков, а также по решению суда.
При выборах по федеральному избирательному округу выборы признает недействительными ЦИК РФ, если допущенные при их проведении или установлении итогов голосования нарушения закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны недействительными не менее чем на четверти избирательных участков либо итоги голосования по федеральному округу признаны недействительными не менее чем в одной трети одномандатных избирательных округов, а также по решению суда. Кроме того, ЦИК РФ может признать выборы недействительными и в любом одномандатном избирательном округе. В каждом случае решение о проведении повторных выборов принимает ЦИК РФ. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, но не более чем на треть. ЦИК РФ может ставить в судебном порядке вопрос о расформировании ранее созданных тех или иных избирательных комиссий.
По указанному выше основанию ЦИК РФ вправе признавать недействительными и выборы Президента РФ. Но повторные выборы в этом случае назначает не ЦИК РФ, а Совет Федерации. Они проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня первоначальных выборов. Федеральный закон о выборах Президента РФ 1995 г. устанавливает сокращение сроков всех избирательных действий на треть (это обязательное правило), но не предусматривает возможного переформирования избирательных комиссий. Зато указано, что кандидаты на должность Президента, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными, не могут быть выдвинуты вновь.(С. А.)

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ - гарантируемая Конституцией РФ (ст. 120) и другими законами возможность принимать ответственные решения при осуществлении правосудия на основании предписаний закона по внутреннему убеждению без какого бы то ни было давления, вмешательства или иного воздействия извне.
Н. с. - одна из коренных основ судебной власти. Она обеспечивается с помощью многих средств. В частности, предусмотренной федеральным законом процедурой разбирательства судебных дел; запретом под угрозой ответственности, вплоть до уголовной, вмешиваться в деятельность по осуществлению правосудия;
установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку;
неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества;
мерами по достаточному обеспечению материальных и социальных потребностей судьи.
Гарантии Н. с. распространяются и на заседателей (нарооны-г, присяжных и арбитражных) в период исполнения ими своих обязанностей по участию в разбирательстве гражданских и уголовных дел.(К. Г.)

НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - субъект РФ, входит в Архангельскую область. Статус Н.а. о. определяется Конституцией РФ и Уставом Н. а. о., который принят Собранием депутатов Н. а. о. 11 сентября 1995 г. и действует с изменениями от 1 марта и 9 августа 1996 г. В плане административно-территориального устройства в состав Н. а. о. входят город окружного подчинения Нарьян-Мар - административный центр Н. а. о., рабочие поселки и сельсоветы.
Согласно Уставу, органом представительной законодательной власти Н. а. о. является Собрание депутатов - окружное Собрание в количестве не менее 15 депутатов, которое избирается населением округа на срок 4 года. Конкретное количество депутатов, в том числе работающих на постоянной основе, определяется Законом о выборах Н. а. о. Депутаты, работающие на постоянной основе, образуют Палату законодательных предположений, Положение о которой утверждается Собранием депутатов.
Собрание депутатов принимает Устав и законы Н. а. о., утверждает его бюджет, устанавливает налоги, сборы, пошлины и иные платежи, порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, решает другие вопросы, отнесенные к его ведению, в том числе утверждает по представлению главы администрации округа схему управления округом и структуру администрации, заслушивает ежегодные доклады главы администрации о его деятельности и деятельности исполнительного органа государственной власти округа, согласовывает с главой назначение его заместителей, руководителей органов социальной защиты, управления финансами и имуществом округа и руководителей других органов администрации в соответствии с окружным законом.
Полномочия Собрания депутатов могут быть прекращены досрочно в случае принятия им не менее чем двумя третями голосов решения о самороспуске, а также по итогам окружного референдума,
Органом исполнительной власти в округе является администрация округа. Руководство деятельностью администрации осуществляет Глава администрации, избираемый населением сроком на 4 года и не более чем на два срока подряд. Глава осуществляет руководство деятельностью администрации по всем вопросам социально-экономического развития округа.
Глава администрации участвует в работе Собрания депутатов с правом совещательного голоса. Глава ежегодно представляет Собранию депутатов доклад о своей деятельности и деятельности исполнительной государственной власти округа. Глава подписывает и обнародует законы округа. Он обладает правом отлагательного вето, однако повторно принятый закон в обязательном порядке подписывается главой, поскольку в случае необнародования и неотклонения закона в установленный срок закон обнародуется Собранием депутатов и вступает в законную силу. В случае нарушения Конституции РФ, федеральных законов, Устава и законов округа на основании вступившего в силу решения суда и незаконности его действий, полномочия главы прекращаются досрочно по решению Собрания депутатов, принятому двумя третями от общего числа депутатов.
В Н. а. о.обеспечивается местное самоуправление населения.
В Уставе Н. а. о. имеется специальная глава о гарантиях социальных прав и интересов ненецкого народа. Предусматривается, в частности, что органы государственной власти и управления признают и гарантируют права ненецкого народа на сохранение и развитие уклада жизни, культуры, языка, среды обитания, ведения традиционных отраслей хозяйствования, создают для этого экономические и правовые условия, осуществляют политику протекционизма. Образуются территории приоритетного природопользования в интересах ненецкого и других малочисленных народов Севера. Эти народы участвуют в осуществлении власти и местного самоуправления. Вопросы социально-экономического развития ненецкого народа органы государственной власти и управления округа решают с участием ассоциации ненецкого народа "Ясавэй".(С. А.)

НЕПАЛ (Королевство Непал) - государство в Центральной Азии. Столица - г. Катманду.
Административное деление: 14 зон, которые делятся на районы.
Действующая Конституция провозглашена королем 9 ноября 1990 г.
Форма правления - конституционная монархия. 31 января 1972 г. на престол вступил Король Бирендра Бир Бикрам Шах Дев из династии Шах.
Королю принадлежит законодательная и исполнительная власть, но пользоваться своими полномочиями король вправе только на основе рекомендаций и с согласия Совета Министров.
Двухпалатный парламент состоит из Национального совета и Палаты представителей. Национальный совет формируется из 60 членов, из которых 10 назначаются королем, 35 избираются Палатой представителей, 15 - коллегиями выборщиков от экономических зон. Срок полномочий - 6 лет. Каждые два года состав Национального совета обновляется на одну треть. Он является постоянно действующим органом и не подлежит роспуску.
Палата представителей состоит из 205 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 5 лет.
Исполнительную власть осуществляют король и Совет Министров. Король назначает премьер-министром лидера парламентского большинства или лидера той партии, которая получила наибольшее число мест. Остальные министры назначаются по рекомендации премьер-министра из числа депутатов (в ноябре 1994 г. таким образом было сформировано однопартийное правительство Коммунистической партии Непала - Объединенной марксистской и ленинской, получившей на выборах 15 ноября 1994 г. 88 из 205 мест в Палате представителей). Правительство должно получить вотум доверия парламента. В случае вынесения вотума недоверия оно уходит в отставку либо король распускает парламент. (В августе-сентябре 1995 г. по этой причине пало коммунистическое правительство).(А. К.)

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ - понятие, охватывающее совокупность форм и средств (институтов) непосредственного осуществления народом в РФ принадлежащей ему власти. Основу Н. д. составляет Конституция РФ, ст. 3 которой гласит, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Помимо референдумов и выборов институтами Н. д. являются также народные обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, петиции, народные инициативы, собрания (сходы) граждан по месту их жительства и работы.
В науке конституционного права принято делить институты Н. д. на две группы: императивного и консультативного характера.
Особенность императивных форм Н. д. состоит в том, что принимаемое народом решение является окончательным, обязательным, никакому последующему утверждению государственных органов или органов местного самоуправления не подлежит (только может официально провозглашаться ими как состоявшееся, принятое). Императивными формами Н. д. являются императивный референдум и выборы депутатов и выборных должностных лиц населением.
Особенность консультативных форм Н. д. состоит в том, что выявленная с их помощью воля народа (населения) отражается в решении соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления (становится основой такого решения). Однако хотя орган самостоятельно формулирует окончательный текст своего акта, он не может при этом изменить, исказить волю народа(населения). Консультативными формами Н. д. принято считать консультативные референдумы (опросы), народные обсуждения, инициативы (в том числе и право-творческие), петиции.
Решения собраний (сходов) граждан в одних случаях носят императивный (например, при выборах органов территориального общественного самоуправления, выдвижении кандидатов в депутаты), в других - консультативный характер (например, при выражении своего мнения по вопросам строительства в микрорайоне или населенном пункте нового объекта, обсуждении сообщения главы муниципального образования и др.).
В том же значении, что и "непосредственная демократия", употребляются понятия "прямая демократия", "непосредственное народовластие".(С. А.)

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТСКАЯ - см.: Депутатская неприкосновенность.
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА - установленный Конституцией РФ (ст. 25) и другими законодательными актами запрет проникать в жилое помещение против воли проживающих в нем лиц. Отступление от этого запрета возможно лишь в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.(К. Г.)

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - в широком смысле слова означает запрет совершать произвольно какие бы то ни было действия, посягающие на жизнь, здоровье, свободу, личную жизнь и другие блага, принадлежащие человеку и гражданину.
В законодательстве преобладает более узкое понимание этой категории. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 22), под неприкосновенностью личности подразумевается запрет произвольного задержания, ареста, заключения под стражу и содержания под стражей (см.: Лишение свободы). Совершение таких действий возможно только с соблюдением установленного законом порядка. Конституционные предписания ориентированы на то, что со временем, после создания необходимых условий, свободу личности можно будет ограничивать только по судебному решению.(К. Г.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 12 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close