Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:20
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЬИ - ограждение судьи от произвольного совершения действий, направленных на привлечение к уголовной или иной ответственности либо применение мер принуждения, к коим обычно прибегают при производстве по уголовным делам. Наиболее детально гарантии Н. с. обозначены в ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г., где в отношении судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов сказано:
"1. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
2. Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
3. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
4. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда.
5. Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган, в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.
6. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр, личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.
7. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации".
Аналогичные гарантии неприкосновенности предусмотрены для судей Конституционного Суда РФ законом об этом суде.(К.Г.)

НЕСМЕНЯЕМОСТЬ СУДЬИ - положение, в соответствии с которым судья без его согласия не подлежит переводу на другую должность или в другой суд, а предоставленные ему полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке,установленным законом.(К. Г.)

НИГЕР (Республика Нигер) - государство в Западной Африке. Независимость провозглашена 3 августа 1960 г. Столица - г. Ниамей.
Административное деление: 7 департаментов, подразделяемых на округа и коммуны.
27 января 1996 г. в результате военного переворота было приостановлено действие Конституции 1992 г., свергнут избранный президент, распущен парламент, запрещена деятельность политических партий. Совет национального спасения взял курс на стабилизацию внутренней жизни.
Действующая Конституция принята 12 мая 1996 г. общенациональным референдумом и вступила в силу 22 мая 1996 г.
Глава государства - президент, избираемый прямым всеобщим голосованием только на один срок в 5 лет.
Парламент - Национальное собрание - состоит из 83 депутатов со сроком мандата в 5 лет. Правом роспуска парламента обладает только президент.
Исполнительная власть осуществляется ответственным перед парламентом правительством, глава которого назначается президентом.(А. К.)

НИГЕРИЯ (Федеративная Республика Нигерия) - крупнейшее по численности населения африканское государство (по оценкам 1997 г. - более 100 млн. чел.) в Западной Африке. Независимость провозглашена 1 октября 1960 г. Столица - г. Абуд-жа (до 1992 г. - г. Лагос).
Административное деление - 36 штатов и столичный округ.
Страна пережила несколько политических кризисов. В 1963 г. провозглашена республика; в этом же году начались конфликты между регионами, в результате которых восточная часть страны провозгласила независимость и стала называться Биафра. Война федеральных войск с Биаф-рой длилась несколько лет. Основная причина межрегиональных конфликтов - несправедливое распределение доходов от добычи нефти. В 1979г. принята Конституция. 27 августа 1985 г. совершен государственный переворот, свергнувший правительство. Власть в стране перешла Правящему совету вооруженных сил, состоящему из представителей армии и полиции. Провозглашенный Президентом генерал-майор Н. Бабангида взял курс на переход к гражданской форме правления.
3 мая 1989 г. была провозглашена новая Конституция. Однако результаты состоявшихся 12 июня 1993 г. президентских выборов, на которых победил лидер социал-демократической партии М. Абиола, были аннулированы военными под предлогом фальсификации итогов выборов, и переход страны к гражданскому правлению был приостановлен. Череда новопровозглашенных глав государства не обеспечила долгожданной стабилизации в стране.
Временный правящий совет, взявший власть в ноябре 1993 г., отменил Конституцию 1989 г. и восстановил Конституцию 1979 г. (с многими изъятиями). Было объявлено о созыве конституционной конференции по выработке новой конституции.
Парламент, избранный 4 июля 1992 г., до его роспуска 18 ноября 1993 г. состоял из Сената (91 сенатор) и Палаты представителей (593 депутата).
Правительство - Федеральный исполнительный совет, - сформированное в марте 1995 г. военными, провозгласило курс на поэтапную передачу власти гражданскому правительству и выработку новой конститции. (А. К.)

НИДЕРЛАНДЫ (Королевство Нидерланды) - государство в Западной Европе. Член-учредитель Общего рынка и Европейских сообществ (Европейского Союза). Столица - г. Амстердам. Местопребывание парламента и правительства - г. Гаага.
Административное деление: 12 провинций, которые состоят из общин и кантонов.
Действует Конституция 1983 г., заменившая Конституцию 1887 г.Н.- конституционная наследственная монархия. 30 апреля 1980 г. на престол вступила Королева Нидерландов Бе-атрикс (Беатрикс Вильгельмина Арм-гард) из династии Оранских Нассау. При королеве созывается совещательный орган - Государственный совет, - члены которого назначаются монархом пожизненно из числа бывших депутатов, министров, судей, бизнесменов. В компетенцию Государственного совета входит предварительное рассмотрение законопроектов и решение административных споров.
Законодательная власть, состоящая из Первой (верхней) и Второй (нижней) палат, осуществляется совместно монархом, парламентом и Генеральными штатами. Первая палата в составе 75 депутатов избирается членами провинциальных советов сроком на 6 лет с обновлением половины состава каждые три года. Вторая палата, состоящая из 150 депутатов, избирается путем всеобщих прямых выборов на основе пропорционального представительства сроком на 4 года. Правом законодательной инициативы и утверждения правительства обладает Вторая палата. Законы принимаются обеими палатами и направляются королеве на утверждение.
Исполнительная власть осуществляется совместно монархом и правительством. Премьер-министр и члены правительства назначаются королевой из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Правительство ответственно перед Генеральными штатами; члены правительства имеют право присутствовать на заседаниях парламента и принимать участие в дискуссиях.
Система общих судов состоит из Верховного суда, пяти Апелляционных судов, 19 окружных и около 70 кантональных судов.
Система органов административной юстиции представлена специальными судами - Советами, решения которых могут быть обжалованы в Центральный апелляционный совет в г. Утрехте либо в Юридическое отделение Государственного совета.(А. К.)

НИКАРАГУА (Республика Никарагуа) - государство в Центральной Америке. Независимо с 15 сентября 1821 г. Столица - г. Манагуа.
Административное деление: 9 регионов, которые делятся на 17 департаментов.
Действующая Конституция принята 9 января 1987 г. (поправки - в 1995 г.). По Конституции Н. - республика.
В 1912-1926 гг. страна оккупирована войсками США. В 1936 г. Ана-стасио Сомоса захватывает власть и правит безраздельно вплоть до его убийства в 1956 г., после чего страна продолжает находиться под диктатурой клана Сомосы до 1978 г. - начала сандинистской революции. В 1984 г. сандинисты легитимируют свою власть, проведя свободные выборы. Президентом избирается Д. Орте-га. В 1990 г. на фоне разгорающегося движения сопротивления "контрас" сандинисты проигрывают президентские выборы (избрана Виолетта Чаморро). В 1996 г. Президентом избран кандидат правых сил А. Алеман Лакайо.
Глава государства - президент, - а также вице-президент избираются всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Конституция налагает на президента некоторые ограничения: президент не может быть избран на два срока подряд; одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух раз; запрещается выдвигать свою кандидатуру родственникам действующего президента. Президент обладает широкими полномочиями с точки зрения обеспечения стабильности и порядка в стране, включая введение чрезвычайного положения.
Законодательный орган - Национальное собрание - состоит из 93 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием сроком на 6 лет.
Исполнительную власть осуществляет президент, возглавляющий и формирующий правительство.(А. К.)

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ - государство в юго-западной части Тихого океана. Бывшая "белая колония" Великобритании, получившая в 1907 г. статус доминиона, а в 1947 г. - независимость. Член Британского Содружества. Столица - г. Веллингтон.
Административное деление: 10 провинций.
Конституция включает Конституционный акт, принятый британским парламентом в 1852 г., а также большое число британских и собственно новозеландских актов.
Глава государства - британская королева, назначающая генерал-губернатора сроком на 5 лет. При генерал-губернаторе действует Исполнительный Совет, в который входят министры правительства.
Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент - Палата представителей, - состоящий из 120 депутатов: 99 членов, избираемых на 3 года по унономинальной мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а также депутатов, избираемых по квоте для коренного населения страны - маори.
Правительство во главе с премьер-министром формируется на однопартийной основе. При этом Национальная партия Новой Зеландии и Лейбористская партия чередуются. (А. К.)

НОРВЕГИЯ (Королевство Норвегия) - государство на Севере Европы. Полную независимость обрело в 1905 г. (до 1814 г. - владение Дании, в 1814-1905 гг. - в унии со Швецией). Столица - г. Осло.
Административное деление: 19 областей (фюльке), включая г. Осло. Фюль-ке подразделяются на сельские и городские коммуны.
Действует с последующими поправками Эйдсволльская Конституция от 17 мая 1814 г. (принята Учредительным собранием в местечке Эйд-сволль как первый шаг к достижению независимости).
Форма правления - наследственная конституционная монархия. Престол (с 1990 г.) наследуется как по мужской, так и по женской линии. 21 января 1991 г. на престол вступил Король Норвегии Харальд V из династии Шлезвиг-Гольштейн-Зондер-бург-Глюксбург.
Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту - Стортингу, - состоящему из двух палат - Лагтинга и Одельстинга. По существующей избирательной системе на основе пропорционального представительства сроком на 4 года избираются всеобщим прямым голосованием 165 депутатов Стортинга. Затем 1/4 из них избирается самим Стортингом в верхнюю палату - Лагтинг, а остальные депутаты образуют Одельстинг. Парламент избирает сроком на 4 года омбудсмена - уполномоченного по правам человека.
Правительство - Государственный совет - формируется королем из парламентского большинства. Правительство не может быть распущено до окончания срока полномочий парламента, хотя премьер-министр может увольнять отдельных министров в ходе частичных реорганизаций правительства. Большинство законопроектов исходит от правительства. Правительство ответственно перед парламентом.
При правительстве действует совещательный орган - Полярный совет, - 15 членов которого избираются сроком на 4 года. Его компетенция - содействие решению проблем Крайнего Севера страны.
Система общих судов состоит из Верховного суда, в составе которого действует Специальный контрольный апелляционный комитет, судов провинций в пяти крупных городах, окружных и городских судов (около ста). Судебная процедура предусматривает попытку примирения сторон по большинству гражданских дел в Согласительных советах, образуемых при каждом муниципалитете.
В Н. существует также большое число специальных судов: по вопросам публичного управления имуществом, по рыболовству, по делам об опеке, по жилищным спорам и т. д.
Для пресечения случаев коррупции и злоупотребления властью со стороны высших чиновников, депутатов, судей создан Суд импичмен-та, в который входят десять членов нижней палаты и пять членов Верховного суда.(А. К.)

НОРМА ПРАВА - общеобязательное правило поведения, содержащееся в статье, пункте, части нормативного юридического акта.
ГС. А.)

НОРМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА - число избирателей или населения, являющееся основой для создания избирательных округов. Количество избирателей или населения на один территориальный избирательный округ является равным или примерно равным (с возможным отклонением в сторону увеличения или уменьшения на определенный процент). Например, при создании одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Государственной Думы должно быть равенство числа избирателей в избирательных округах в пределах одного субъекта РФ с допустимым взаимным отклонением не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных районах - не оо-лее 15% (см. также: Избирательный округ).(С. А.)

НОРМАТИВНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ - документ, принимаемый народом на государственном или местном референдуме, компетентным органом государства или местного самоуправления, регулирующий общественные отношения и содержащий нормы права. Н. ю. а. являются конституции, законы; таковыми могут быть постановления парламентов и их палат, указы и распоряжения президентов, постановления правительств, приказы и инструкции министерств, акты органов законодательной (представительной)и исполнительной власти субъектов федерации, некоторые акты городских и районных дум, иных органов местного самоуправления.
Признаком, характеризующим документ как Н. ю. а., является так называемое первичное регулирование общественных отношений, содержание в нем норм права. Юридический акт может быть и актом применения права, т. е. нормативно он не регулирует общественных отношений, не содержит норм права, а направлен на применение таких норм, установленных Н. ю. а. Если в документе есть и нормы права, и ненормативные положения распорядительного характера (например, возложить ответственность за реализацию акта на конкретное лицо; утвердить состав комиссии и т. п.), акт является Н. ю. а. лишь в соответствующей части.(С. А.)

НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА - профессиональное объединение лиц, занимающихся частной нотариальной практикой на территории одного субъекта РФ. Н. п. представляет и защищает интересы нотариусов, содействует развитию частной нотариальной практики, организует стажировку лиц, желающих стать нотариусами, и повышение квалификации уже работающих частных нотариусов, а также выполняет некоторые другие функции.
Н. п. - самоуправляющаяся организация. Высшим органом Н. п. является собрание занимающихся частной практикой нотариусов, помощников нотариусов и стажеров. Собрание утверждает уставы Н. п. и избирает правления и президентов, которые действуют в соответствии с предписаниями уставов (см. также: Феберолъ-ная нотариальная палата).(К. Г.)

НОТАРИАТ - специально учрежденные государственные органы, некоторые государственные служащие и занимающиеся частной практикой граждане-профессионалы, уполномоченные совершать нотариальные действия.
Государственные органы - это государственные нотариальные конторы, создаваемые Министерством юстиции РФ и его местными органами по согласованию с администрациями субъектов РФ или органами местного самоуправления. Нотариусы, работающие в таких конторах, являются государственными служащими, труд которых оплачивается за счет бюджетных средств. Для них установлены форменная одежда и классные чины.
Допускается производство некоторых несложных нотариальных действий служащими других государственных учреждений и органов местного самоуправления (главные врачи лечебных учреждений, командиры воинских частей, начальники учреждений уголовно-исполнительной системы, работники российских консульских учреждений, находящихся на территории других государств, сельские старосты и т. д.).
С момента вступления в силу Основ законодательства о нотариате (11 февраля 1993 г.) на территории России допускается и поощряется частная нотариальная практика. Такой практикой, как и выполнением функций нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе (государственного нотариуса), могут заниматься граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. При некоторых обстоятельствах срок стажировки может быть сокращен до шести месяцев. Квалификационный экзамен сдается комиссии, образуемой при местном органе юстиции. Решение такой комиссии может быть обжаловано в Апелляционную комиссию при Министерстве юстиции РФ, а решение последней - в суд. Лицензии выдаются местными органами юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.(К. Г.)

НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - юридически значимые действия, совершаемые нотариусами и имеющие своей целью способствовать охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, граждан и иных лиц.
Обширный перечень допустимых Н. д. дан в ст. 35. Основ законодательства о нотариате. Это - не только привычные всем свидетель-ствования верности копий документов и выписок из них, подлинности подписей на документах, но и многое другое: удостоверение сделок, выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, наложение и снятие запрещения отчуждения имущества, удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте или факта его нахождения в живых, обеспечение доказательств, совершение исполнительных надписей (см.: Надпись исполнительная) и т. д. Все нотариальные действия, так или иначе, имеют отношение к осуществлению правоохранительных функций, оказывают или могут оказать содействие органам, осуществляющим функции такого рода, а равно гражданам и иным лицам в защите их прав и свобод, законных интересов.(К. Г.)

НУЛИФИКАЦИЯ - право не признавать для себя действующими акты вышестоящих органов. Например, в конфедерации государства - члены принимают решения о действии на их территории решений органов конфедерации, а могут и не признавать для себя обязательными их акты.(С. А.)

ОБЛАСТНАЯ АВТОНОМИЯ - см.: Автономия. Автономия административная и политическая. Автономия государственная. Автономия национально-территориальная. Автономия областная. (С. А.)

ОБЛАСТНАЯ, КРАЕВАЯ ДУМА - наименование законодательного (представительного) органа государственной власти во многих областях (по нашим подсчетам - в 28), в двух (из шести) краях РФ. В Ставропольском крае и Ярославской области орган именуется Государственной Думой, в Самарской области - Самарской губернской думой.(С. А.)

ОБЛАСТНОЕ, КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - наименование законодательного (представительного) органа государственной власти в ряде областей (по нашим подсчетам - в 18), в трех (из шести) краях РФ. В Амурской области орган именуется областное Собрание, в Архангельской, Липецкой, Псковской областях - областное Собрание депутатов, Астраханской области - областное Представительное собрание. (С. А.)

ОБЛАСТНОЙ, КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ - наименование представительного органа государственной власти области, края по Конституции РСФСР 1978 г. Осенью 1993 г. большинство этих Советов прекратило существование в порядке самороспуска, некоторые были распущены соответствующими главами администраций. Конституция РФ 1993 г. не называет органов государственной власти субъектов РФ. Она предусматривает (ст. 77), что систему органов государственной власти субъекты устанавливают самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Большинство представительных органов государственной власти областей, краев выбрало для себя названия "дума", "законодательное собрание", "собрание". Слово "Совет" сохранено в наименовании одного субъекта РФ этой группы - Новосибирский областной Совет депутатов.(С. А.)

ОБЛАСТНОЙ СУД - см.: Среднее звено гражданских судов общей юрисдикции.
ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР - административный центр области как субъекта РФ. (С. А.)

ОБЛАСТЬ - понятие, используемое в конституционном праве во многих значениях:
1) территориальное (территориально-государственное) образование, являющееся субъектом РФ. В настоящее время в Российскую Федерацию входят 49 областей;
2) административно-территориальная единица. До провозглашения в 1992 г. России федерацией, в которую в качестве субъектов наряду с другими входят и О., они считались обычными административно-территориальными единицами. Главные отличия субъекта Федерации от административно-территориальной единицы: субъект имеет в Федерации свой статус, устав или иной акт как основу статуса; право на принятие законов; возможность отмены положений этих актов только в порядке рассмотрения спора в Конституционном Суде РФ, а не путем административной отмены; специальное представительство на федеральном уровне и др. (см.: Субъекты Российской Федерации),
3) вид автономии. В этом случае в наименование области добавляется слово "автономная". В настоящее время в Российской Федерации имеется только одна автономная О. - Еврейская. Для того чтобы как-то различать автономные и обычные О., последние до 1992 г. зачастую называли административными О. С объявлением О. субъектами РФ такое наименование используется реже и с гораздо большей долей условности;
4) как сфера деятельности, хозяйственного и социально-культурного строительства. Законы, закрепляю- . щие компетенцию различных государственных органов и органов местного самоуправления, зачастую делят ее на группы и соответствующие нормы начинают со слов "в области"
(бюджета, культуры, здравоохранения, благоустройства и т. д.).
В царской России О. являлись административно-территориальные единицы, расположенные на окраинах и в местах проживания казачества. О. входили в состав генерал-губернаторств и краев (имевших статус генерал-губернаторств) и управлялись, как правило, через администрацию, подчиненную ведомству военного министра.
Употребляемое в литературе выражение ''историческая область" обозначает какой-то исторически сложившийся географический регион страны, имеющий специфику хозяйства, населения, некогда игравший важную роль в жизни страны или претендовавший (а, возможно, и сейчас претендующий) на особое положение в государстве. В конституционно-правовом смысле может отражаться в категориях автономии, особых административно-территориальных единиц, самоуправления.(С. А.)

ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА - официальное доведение закона до всеобщего сведения компетентными органами и (или) должностными лицами.
Что касается федеральных законов (Ф. з.), обязанность их обнародования возложена на Президента РФ. Получив из Совета Федерации принятый закон. Президент РФ, если он не налагает на него вето, в течение 14 дней подписывает и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). В такой же срок Президент подписывает и обнародует федеральные конституционные законы (Ф. к. з.), причем в отношении их он права вето не имеет.
Главным способом О. з. является опубликование текста закона в официальном издании государства, территориальной единицы или соответствующего органа. В соответствии с Федеральным законом ''О порядке опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 25 мая 1994 г. Ф. к. з., Ф. з. подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
Кроме того, Ф. к. з., Ф. з. могут быть опубликованы в других печатных изданиях, переданы по телевидению, радио, разосланы соответствующим органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Субъекты РФ предусматривают аналогичные правила для своих законов.
Ф. к. з., Ф. з. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Таким образом, по общему правилу проходит 17 дней после дня подписания закона Президентом РФ и вступления его в силу. Причем не следует путать даты подписания закона и его вступления в силу с датой принятия закона. Датой принятия Ф. з. считается день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции. В отношении даты принятия Ф. к. з. нет полной ясности. Согласно ст. 2 упомянутого Закона 1994 г., датой принятия Ф. к. з. считается день, когда он был одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Но поскольку каждая палата принимает Ф. к. з. не в один и тот же день, неясно, какой из них считать датой принятия закона. Поэтому основной является дата вступления закона в силу.
Поскольку опубликование является наиболее распространенным видом О. з., они иногда отождествляются. Согласно ст. 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Следовательно, О. з. в виде информации либо текста, передаваемого по телевидению, радио, вручаемого исполнителям и т.п., не заменяет собой основной формы обнародования - опубликования закона, которое в любом случае является обязательным.(С. А.)

ОБОРОНА - термин, используемый в конституционном праве, под которым понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. Конституцией РФ к ведению РФ отнесены О. и безопасность, оборонное производство (п. "м" ст. 71). Общее руководство О. осуществляет Президент РФ - Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. В состав Правительства РФ входит Министр О. РФ. Действует Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г.
В целях О. с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы Российской Федерации, привлекаются другие войска, а также инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при некоторых федеральных государственных органах;
устанавливается воинская обязанность граждан РФ, военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органи заций, независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.(С. А.)

ОБРАЗОВАНИЕ - используется в конституционном праве для обозначения:
1) государства, учреждения, органа, объединения и т. п.;
2) характеристики той или иной единицы с государственными (государственное образование) или территориальными признаками (территориальное образование):
3) получения знаний (конституционное право на О. - ст. 43 КОНСТИТУЦИИ РФ).(С. А.)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ - 1) предоставление избирательного права гражданам данного государства при наличии определенного образования либо образовательного уровня, проверяемого через его способность понимать и толковать конституцию государства; 2) прием в гражданство государства лица, которое посредством сдачи специального (как правило, письменного) экзамена подтверждает знания национального языка и основ конституционного строя этой страны.(С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 179 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 30195

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close