Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:21
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ОМБУДСМАН - должностное лицо ряда государств, назначаемое парламентом и имеющее задачи защиты прав и свобод человека и гражданина (в литературе употребляется и написание термина "омбудсмен"). В России - Уполномоченный по правам человека Российской Федерации.(С. А.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЕ - один из видов решений, принимаемых судами, как правило, коллегиально. Предметом О. с. обычно являются возникающие в связи с производством по делу вопросы, не составляющие его существа.
В уголовном судопроизводстве О. с. считается: каждое (помимо приговора) решение, вынесенное коллегиально судом первой инстанции;
каждое решение суда второй инстанции; решение, принятое вышестоящим судом, кроме президиумов судов, при пересмотре судебных приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу.
Особенностью О. с. в гражданском судопроизводстве является то, что они при установленных в законе обстоятельствах при производстве в суде первой инстанции могут быть вынесены судьей единолично (ст. 58, 129, 130 ГПК РСФСР). Почти так же определены условия, при которых должно выноситься О. с. в арбитражных судах (ст. 20, 66, 71, 86 АПК РФ).
В Конституционном Суде РФ определениями называются все его решения, кроме итоговых, т. е. принимаемых по результатам (итогам) разбирательства дел, отнесенных Конституцией РФ к ведению данного суда.(К. Г.)

ОПРОС - 1) выявление мнения населения (общественного мнения) по какому-либо общественно значимому вопросу посредством анкет, заполняемых гражданами (см.: Анкета. Анкетный опрос. Анкетирование), их ответов на вопросы, задаваемые соответствующими лицами на улицах, по месту работы, по телефону и т.д.
2) выявление мнения народа государства, населения территории посредством голосования по общественно значимому вопросу (такое голосование называют также консультативным референдумом). Позиция, получившая поддержку большинства участников О., оформляется принятием нормативного правового акта компетентного органа государства или органа местного самоуправления.(С. А.)

ОПРОТЕСТОВАНИЕ - один из способов обеспечения законности и обоснованности решения суда и иных государственных органов. Реализуется оно с помощью официальных документов (протестов), исходящих от уполномоченных на то должностных лиц (см.: Кассация. Надзорное производство. Прокурорский протест).(К. Г.)
ОРГАН ДОЗНАНИЯ - орган, которому закон разрешает производить расследование в форме дознания (см.:
Дознание). К таким органам отнесены:
- милиция;
- командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
- органы федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению;
- начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
- органы государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ - по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;
- оперативные органы системы Федеральной пограничной службы РФ - по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
- капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
- федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению;
- таможенные органы РФ - по делам о контрабанде, о нарушении таможенного законодательства РФ, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также по делам о некоторых других преступлениях, касающихся таможенного дела.(К. Г.)

ОПТАЦИЯ - один из способов приобретений или прекращения гражданства в конституционном и международном праве, связанный с территориальными изменениями, предусмотренный в том числе и Законом о гражданстве РФ 1991 г.
О. - право на выбор гражданства для лиц, проживающих на территории, изменившей государственную принадлежность. Если территория включается в состав РФ, по общему правилу проживающие на ней лица приобретают гражданство РФ (можно также сказать - переходят в гражданство РФ) без специального личного обращения с ходатайством в компетентные органы государства. Приобретение российского гражданства оформляется выдачей паспорта гражданина РФ. Такое обращение необходимо лишь для тех лиц, которые, решив не приобретать российского гражданства, делают на этот счет специальное заявление в установленный срок.
Если территория исключается из состава РФ, проживающие на ней лица выходят из гражданства РФ.
Специального обращения в государственные органы РФ по этому поводу также не требуется. Однако если эти лица хотят остаться в гражданстве РФ, они должны заявить об этом в установленный срок.
Конкретный порядок и срок выбора гражданства при территориальных изменениях определяются международным договором РФ. По истечении определенного договором срока возможность изменения гражданства посредством О. исключается.(С. А.)

ОПУБЛИКОВАНИЕ ЗАКОНА - публикация текста закона в официальном издании государства, территориальной единицы или соответствующего органа, осуществляемая компетентными органами и(или) должностными лицами. О. з. - одна из разновидностей (хотя и главная) обнародования закона.
В отношении федеральных законов (Ф. з.) РФ обязанность их обнародования возложена на Президента РФ. Получив из Совета Федерации принятый закон, Президент РФ, если он не налагает свое вето, в течение 14 дней подписывает и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). В такой же срок он подписывает и обнародует федеральные конституционные законы (Ф. к. з.), причем в отношении этих законов Президент РФ права вето не имеет.
В соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 25 мая 1994 г. Ф. к. з., Ф. з. подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
Кроме того, Ф. к. з., Ф. з. могут быть опубликованы в других печатных изданиях, переданы по телевидению, радио, разосланы соответствующим органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Субъекты РФ предусматривают аналогичные правила для своих законов.
Ф. к. з., Ф. з. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Согласно ст. 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. Обнародование закона в виде информации либо текста, передаваемых по телевидению, радио, вручаемых исполнителям и т. п., не заменяет собой основной формы обнародования - опубликования закона, которое в любом случае является обязательным.(С. А.)

ОРГАН ГОСУДАРСТВА - коллектив граждан или один гражданин, которые уполномочены государством на осуществление его функций. О. г. наделяется государственно-властными полномочиями, образуется и действует в установленном порядке, занимает свое место в единой системе государственных органов.
Ранее О. г. делились на четыре группы: органы государственной власти (занимавшие ведущее место в системе О. г.), органы государственного управления, органы суда и органы прокурорского надзора. В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ существует единая государственная власть. Она делится на законодательную, исполнительную и судебную (причем Конституция включает статью о прокурорском надзоре в главу о судебной власти). Поэтому О. г., по существу, сегодня то же самое, что и орган государственной власти.(С. А.)

ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть. В Российской Федерации существуют федеральные О. г. в. и О. г. в. субъектов РФ. К федеральным О. г. в. относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, к О. г. в. субъектов РФ - их органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Все остальные суды, действующие на территории субъектов РФ, входят в системы федеральных судов.(С. А.)

ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - по существовавшей ранее концепции, один из видов органов государства, задачей которых было общее управление (например, правительство, исполнительный комитет местного Совета) или управление в конкретных сферах, отраслях народного хозяйства (министерства, государственные комитеты, комитеты, отделы, управления и др.). Это управление осуществлялось на принципах исполнения действующих законов и иных нормативных правовых актов и распоряжения делами в соответствующих сферах, отраслях. Поэтому О. г. у. назывались также исполнительными и распорядительными органами.
По господствующей в настоящее время концепции, государственное управление является видом осуществления государственной власти, это - исполнительная власть. Поэтому О. г. у. теперь есть орган исполнительной власти.(С. А.)

ОРГАН ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - представительный (избираемый населением) орган государственной власти РФ и субъекта РФ. На федеральном уровне О. з. в. - федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. На уровне субъекта РФ О. з. в.- законодательные собрания, государственные собрания, государственные советы, думы и иные представительные органы власти.
Осуществление законодательной власти - прежде всего принятие законов РФ или субъекта РФ. Однако наряду с этим О. з. в. осуществляет функции представительства населения, участия в руководстве делами РФ или субъекта РФ, в формировании иных государственных органов и назначении должностных лиц, осуществлении контроля за исполнением законов.(С. А.)

ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - коллегиальный или единона-чальный государственный орган, осуществляющий особый вид государственной деятельности, связанный с исполнением законов и иных нормативных правовых актов, организацией управления сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства, совершением в этих целях распорядительных действий. О. и. в. делятся на органы общей компетенции, которые ведают всеми или многими вопросами исполнительной деятельности (например, правительство, областная администрация и др.), и органы специальной компетенции, ведающие отдельными сферами и отраслями (например, министерство, департамент и др.). Последние делятся на отраслевые (руководят конкретными отраслями управления) и межотраслевые (осуществляют функции межотраслевого управления, координации, контроля, регулирования).
В РФ О. и. в. могут быть федеральными или О. и. в. субъектов РФ. К числу федеральных О. и.в.относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры. К числу О. и. в. субъектов РФ относятся президенты некоторых субъектов, губернаторы, правительства, министерства, комитеты, департаменты и др.(С. А.)

ОРГАН ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ - руководящий орган, созываемый или создаваемый для рассмотрения вопросов жизни общественного объединения, руководства (управления) его делами. Обычно высший О. о. о. - съезд, конференция;
постоянно действующие О. о. о. - избираемые съездом, конференцией центральный комитет, совет, правление и др.(С. А.)

ОРГАН ОБЩЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ - см.: Общественное объединение.
ОРГАН СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ - см.:Суд.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ - меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. К ним относятся, в частности, разработка и осуществление мер по созданию новых судов там, где возникает в них потребность; организация приема экзаменов у лиц, впервые назначаемых (избираемых) на должность судьи;
материально-техническое обеспечение судов, в том числе своевременная постановка вопроса о выделении необходимых финансовых средств для своевременной выплаты заработной платы работникам судов, строительства или ремонта зданий, приобретения оборудования и инвентаря; организация судебной статистики; обеспечение судов законодательными и иными нормативными материалами, необходимыми для их деятельности; повышение квалификации судей.
В отношении высших судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) деятельность такого рода осуществляется ими самими - руководителями и вспомогательным аппаратом, - а также исполнительными органами соответствующего уровня.
Такая деятельность, обеспечивающая нормальные условия для работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов среднего и основного звена, строится несколько иначе. В отношении судов общей юрисдикции она лежит на руководителях этих судов всех уровней, на подчиненных им администраторах судов, на Судебном департаменте при Верховном Суде РФ и его органах, в определенной мере - на Министерстве юстиции РФ, а также представительных и исполнительных органах субъектов РФ и местного самоуправления. В отношении арбитражных судов подобную работу по прямому предписанию закона должны выполнять прежде всего Высший Арбитражный Суд Российской Федерации при сотрудничестве с Советом председателей арбитражных судов и местными властями, а также сами нижестоящие арбитражные суды - их руководители и вспомогательный аппарат.(К. Г.)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - понятие, порой используемое в науках теории государства и права и конституционного права для характеристики общественных отношений, связанных с конституированном (формированием и внутренней организацией) и порядком (процессом, процедурами) деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.(С. А.)

ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - понятие науки конституционного права, а в некоторых странах - также и законодательства. Чаще всего под О. з. понимают законы, определяющие статус органов (возможно, отсюда и "органические") государства, основы местного самоуправления или регулирующие важнейшие государственные процедуры - например, референдумы. Некоторые авторы считают О. з. акты, принятие которых, так сказать, "органически" вытекает из конституции государства, т. е. либо конституция прямо предусматривает их существование, либо их появление логически следует из нее. (С. А.)

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - избираемые населением органы, которым поручается осуществление задач местного самоуправления. Кроме того, О. м. с. могут формироваться О. м. с., избранными населением. К числу О. м. с. относятся:
представительный О. м. с. - избираемые населением дума, собрание, совет, состоящие из депутатов (представителей), решающие ключевые вопросы местного самоуправления, в том числе установление общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, принятие местных бюджетов, установление местных налогов и сборов и др. (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены также и иные коллегиальные выборные О. м. с.);
глава муниципального образования - избираемое населением или представительным органом О. м. с. должностное лицо (глава города, района, мэр и т. д.), возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования (уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности иных выборных должностных лиц О. м. с.).(С. А.)

ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА - органы, образуемые исполняющими свои обязанности судьями и судьями, пребывающими в отставке (почетными судьями), для решения вопросов, касающихся жизни и деятельности судейского корпуса (см.:
Корпус судейский).
О. с. с. являются: Всероссийский съезд судей, а в период между съездами - Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей;
собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
съезды (конференции) судей республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов и флотов, арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) - избираемые ими советы судей. Активная роль отведена также квалификационным коллегиям судей (см.: К верификационная коллегия судей}.
Органы такого рода уполномочены: обсуждать вопросы судебной практики и совершенствования законодательства; проводить общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей; рассматривать актуальные проблему работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей; представлять интересы судей в государственных органах и общественных объединениях.
Порядок образования и полномочия О. с. с. определяются Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. и Положением об органах судейского сообщества Российской Федерации, утвержденным постановлением II Всероссийского съезда судей от 30 июня 1993 г.(К. Г.)

ОСНОВА - понятие, используемое в праве, в том числе конституционном (в единственном и множественном числах) в его исходном семантическом значении, т. е. как база, базис, фундамент чего-либо. Например, гл. 1 Конституции РФ называется "Основы конституционного строя", в ней закреплены начала организации нашего государства и общества. Они являются ключевыми, поэтому данная глава заканчивается статьей 16, гласящей, во-первых, что положения настоящей главы составляют основы конституционного строя РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией, во-вторых, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.
В конституционном праве на различных этапах его развития использовалось несколько специфических понятий, образованных словосочетаниями со словом "основа":
политическая основа - система государственных органов, составляющих основу государства, его аппарата (механизма). От них произ-водны и им подотчетны все иные органы государства. Например, ст. 2 Конституции СССР 1936 г. гласит, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата, а ст. 2 Конституции СССР 1977 г. говорит о том, что вся власть в СССР принадлежит народу и он осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Аналогичные статьи были и в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 гг. Естественно, что понятие "политическая основа" может существовать только в государстве, отдавшем приоритет одному виду органов (представительных) в системе государственных органов. В государстве, построенном на принципе разделения властей, такой подход практически исключается;
экономическая основа - О. экономической системы, тип системы хозяйства и собственности, признаваемые господствующими в данном государстве и обществе. Так, согласно ст. 4 Конституции СССР 1936 г., экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Статья 10 Конституции СССР 1977 г. гласила, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Такие же нормы были в Конституциях РСФСР 1937 и 1978 гг. На смену им пришли конституционные положения о плюрализме форм собственности, их равной защите государством, свободе экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ);
социальная основа - служение государства и общества определенным социальным слоям, или их союз как фундамент общественных отношений. Например, Конституция РСФСР 1918 г. хотя прямо не использует понятие "социальная основа", но гласит, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Конституция СССР 1936 г. говорит о том, что СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян и что вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Конституция СССР 1977 г. определяет СССР как социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех нации и народностей страны. Вместе с тем Конституция прямо вводит понятие "социальная основа": согласно ст. 19, "социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции". Нынешняя концепция общества и власти в РФ, не исключая социальной природы государства, его служения различным слоям общества (Конституция содержит специальную ст. 7, характеризующую Российскую Федерацию как социальное государство), тем не менее не рассматривает классовые начала организации общества и власти в качестве основополагающих.(С. А.)

ОСНОВНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ - закрепленная в конституции государства необходимость определенного поведения гражданина, то же, что и конституционная обязанность. От других обязанностей О. о. отличается именно тем, что она относится к числу важнейших, закрепляется в конституции и может предопределять многие иные обязанности граждан.
В Конституции РФ к числу О. о. отнесены: обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); обязанность защищать Отечество и нести военную либо альтернативную гражданскую службу (ст. 59);
обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и обязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
обязанность получения основного общего образования (ст. 43); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.44). (С. А.)

ОСНОВНОЕ ПРАВО - закрепленная в конституции государства возможность определенного поведения гражданина, то же, что и конституционное право гражданина. От других прав О. п. отличается именно тем, что оно относится к числу важнейших, закрепляется в конституции и может предопределять многие иные права граждан.(С. А.)

ОСНОВНОЙ ЗАКОН - понятие, употребляемое для характеристики конституции государства. О. з. и конституция - по общему правилу тождественные понятия. Нередко оба они используются в названии конкретного документа. Например, предшествующие Конституции РСФСР, а также Конституции СССР официально назывались "Конституция (Основной Закон)...", и далее следовало полное название государства. В некоторых странах главный правовой документ называется официально основным законом. Например, в ФРГ федеральная Конституция именуется Основным Законом, а конституциями в собственном смысле данного слова называются главные правовые акты земель.(С. А.)

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - понятие, широко используемое в конституционном лексиконе и означающее те права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса личности в данных государстве и обществе, они предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.
Понятие "основные права и свободы" используется в Конституции РФ. Так, если в ст. 2 сказано, что человек, его права и свободы ( без слова "основные", то есть - все) являются высшей ценностью, то в ст. 17 говорится, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". То, что к числу О. п. и с. относятся именно те, которые названы в Конституции РФ, хорошо видно из ч. 1 ст. 55, которая гласит: перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Закрепленные в Конституции РФ О. п. и с. принято в науке конституционного права классифицировать, т. е. делить на несколько групп. В основе таких классификаций находятся воззрения на личность, ее предназначение в обществе и государстве. В соответствии с этим О. п. и с. человека и гражданина можно разделить на следующие группы:
1) личные (в области личной жизни и индивидуальной свободы) - право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; право на определение своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести и свобода вероисповедания;
2) публично-политические (в публично-политической сфере) - свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; свобода собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства; избирательное право; право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
3)социально-экономичес-кие (в социально-экономической сфере) - право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности; право на свободный труд; право на отдых; право на защиту материнства, детства, семьи; право заботиться о детях и их воспитании; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;
4) права по защите других прав и свобод - сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностью лично защищать себя; судебная защита прав и свобод; право на компетентное правосудие; право на получение квалифицированной юридической помощи;
презумпция невиновности; право на гуманизм правосудия; право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона; право на применение действующего закона, отказ от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, невозможность ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, применение
нового закона, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена.(С. А.)

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - вид нормативного акта (по юридической силе - закона), характерный для федеративного государства и издаваемый на федеральном уровне. Задача О. з. - осуществление первичного регулирования общественных отношений, установление норм, являющихся исходными для их развития. Вслед за федеральными О. з. появляются кодексы, законы субъектов федерации, более детально регулирующие соответствующие общественные отношения с учетом положений, зафиксированных в О. з.
О. з. широко применялись в СССР и назывались "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик", за их принятием следовали кодексы или законы союзных республик. На практике эти О. з. не были актами прямого действия; непосредственно судами и другими государственным органами применялись кодексы, законы союзных республик, что, впрочем, не имело принципиального значения в СССР в условиях высокой централизации: кодексы, законы союзных республик обязательно согласовывались в партийных и государственных органах союзного уровня.
Вопрос об О. з. встал и для России, особенно после провозглашения в 1992 г. ее субъектами не только республик в составе РФ, но и краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Издание федеральных О. з. было предусмотрено в Конституции РФ. Однако вопрос о том, что это лишь основы законодательства, т. е. не акты прямого действия, а база для нормативных актов субъектов, вызвал неоднозначный подход. В условиях СССР, как сказано выше, легче было обеспечивать единство правового регулирования. В условиях децентрализации в РФ использование категории О. з. могло бы привести к ослаблению государственного единства и сепаратизму в регулировании сходных общественных отношений. Поэтому возобладала оценка О. з. как актов, в одной части прямо регулирующих общественные отношения и непосредственно действующих, применяемых субъектами права, в другой - являющихся О. з. для субъектов РФ.
Итак, Конституция РФ не оперирует понятием "основы законодательства". На практике акты с таким названием в Российской Федерации имеются, но они выполняют именно те задачи, о которых было сказано выше, т. е. и непосредственно регулируют некоторые общественные отношения, и создают базу для нормо-творчества субъектов РФ. (С. А.)

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА - территориальная единица или значительная ее часть, где установлен особый и льготный порядок хозяйственной деятельности.
Например, в соответствии с Федеральным законом РФ ''Об особой экономической зоне в Калининградской области" от 15 ноября 1995 г. О. э. з. - территория области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для РФ, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Развитие указанной О. э. з. осуществляется на основе федеральной государственной программы развития О. э. з., утверждаемой Правительством РФ по представлению органов государственной власти Калининградской области. В О. э. з. устанавливается особый, льготный режим инвестиций и предпринимательской деятельности,в том числе внешнеэкономической и инвестиционной.(С. А.)

ОСОБО ОХРАНЯЕМАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ним, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны в соответствии с Федеральным законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях" 1995 г. Закон называет следующие категории О. о. п. т.: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
О. о. п. т. могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Это означает, что они находятся, соответственно, в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности и ведении федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.(С. А.)

ОСОБЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ - категория, используемая российским законодательством применительно к нестандартным ситуациям, когда требуется создание специальных государственных органов для выполнения задач специального и/или чрезвычайного характера. Например, О. ф. у. могут вводиться на территории, где введено чрезвычайное положение.(С. А.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 34 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close