Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:21
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ - одна из форм или разновидностей общесоциальной ответственности (включающая также политическую, национальную, историческую, партийную и др.).
В отечественной и зарубежной юридической литературе нет общего понятия, а тем более - единого определения юридической ответственности. Одними она определяется как "мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка". Другими - как "регламентированное нормами права общественное отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение". О. ю. рассматривается также и как "применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке".
Несмотря на широкий спектр определений понятия "юридическая ответственность", отечественные и зарубежные авторы сходятся на том, что О. ю. в отличие от других видов ответственности всегда связана с государственным принуждением, с практическим применением установленных законом санкций к правонарушителю. О. ю. всегда влечет за собой не только общественное, но и государственно-правовое осуждение поведения лица, нарушившего закон. Она сопровождается наступлением отрицательных последствий для правонарушителя в виде ограничений личного или имущественного порядка. Наконец, в отличие от других видов ответственности О. ю. всегда выступает в форме общественного отношения между государством в лице уполномоченных на то органов (суд, прокуратура, полиция и др.) и правонарушителем. Государство при этом выступает в качестве управо-моченной стороны, а правонарушитель - обязанной.
Для возникновения и осуществления на практике О. ю. требуются определенные, предусмотренные законом, основания и условия. Согласно российскому законодательству, основанием О. ю. является совершение правонарушения. Отсутствие в поведении лица хотя бы одного из признаков правонарушения вообще снимает вопрос об О. ю.
Весьма важным также при решении вопроса о характере и степени О. ю. является наличие в действиях отдельного лица или группы лиц всего состава правонарушения, образующего единство таких его сторон, как объект, субъект, объективная и субъективная стороны правонарушения. Учет каждой из них позволяет избежать ошибки при установлении факта самого правонарушения, а также при определении меры ответственности за его совершение.
Все действия участников правоотношения, возникающего в результате совершения правонарушения, строго регулируются законом и должны совершаться только в рамках закона. В особенности это касается действий по установлению виновности того или иного лица в совершении противоправных деяний, а также по определению характера и меры О. ю. за их совершение.
По своему содержанию О. ю. проявляется в виде возложения на виновное лицо штрафных, карательных санкций за совершенное правонарушение либо в виде вменения ему в обязанность восстановления (где это возможно) незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений.
Независимо от видов О. ю. должна реализовываться в строгом соответствии с установленными в рамках той или иной правовой системы принципами. Среди них общепризнанными являются принципы законности, обоснованности, справедливости, неотвратимости, целесообразности и недопустимости повторной или двойной (например, одновременно уголовной и административной) ответственности за совершение одного и того же правонарушения.(М. М.)

ОТЗЫВ ДЕПУТАТА - см: Депутат. Императивный мандат.
ОТКРЫТОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - способ голосования при выборах депутатов и выборных должностных лиц населением и при принятии решений коллегиальными органами, в том числе представительными органами государственной власти и местного самоуправления. При О. г., в отличие от тайного голосования, воля голосующего выражается в присутствии других лиц и видна им. О. г. проводится разными способами, например, поднятием рук. вставанием с мест, выходом в различные двери (тех, кто "за" и "против") из зала заседаний, входом через различные двери в зал заседаний и др. В парламентах О. г. чаще всего проводится с помощью электронной системы голосования. когда, во-первых, соседи видят, на какую кнопку нажимает данный депутат, во-вторых, машина фиксирует данные не только в целом, но и по каждому голосующему.
Выборы депутатов посредством О. г. применялись в нашей стране до 1936 г.: депутатов избирали на собраниях избирателей. Принятая в том же году Конституция СССР ввела тайное голосование. В настоящее время выборы депутатов, президентов и других должностных лиц проводятся населением исключительно на основе тайного голосования. Выборы должностных лиц на заседаниях представительных органов сегодня проводятся по-разному (и открытым, и тайным голосованием) - этот вопрос решается либо в регламенте представительного органа, либо при избрании конкретного должностного лица. Законы принимаются О. г. Как правило, и при принятии большинства иных решений парламенты и их палаты используют О. г. Однако порой проводится и тайное голосование. Например, в 1998 г. свои постановления о даче согласия на назначение соответствующих лиц Председателями Правительства РФ Государственная Дума принимала тайным голосованием.(С. А.)

ОТЛАГАТЕЛЬНОЕ ВЕТО - см.: Вето.
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ БОЛЬШИНСТВО - см.: Большинство.
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ВЕТО - см.: Вето.
ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - мера конституционной ответственности Президента РФ, выражающаяся в досрочном прекращении его полномочий в связи с совершением определенных правонарушений.
О. от д. П. РФ было предусмотрено при введении поста Президента в 1991 г. Согласно Конституции, он отрешался от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР, а также данной им присяги. Такое решение принималось Съездом народных депутатов РСФСР на основании заключения Конституционного Суда РСФСР большинством в две трети голосов от общего числа депутатов по инициативе Съезда, Верховного Совета РСФСР или одной из его палат.
Процедура голосования Съезда народных депутатов РФ применялась один раз - в марте 1993 г. На апрель 1993 г. Съездом был назначен референдум по основным положениям новой Конституции РФ. Однако 11 марта 1993 г. VIII Съезд принял решение об отмене референдума. В ответ 20 марта 1993 г. Президент объявил по телевидению о своем Указе об особом порядке управления страной и о назначении на 25 апреля 1993 г. референдума - по вопросу о доверии Президенту РФ, а также по проекту новой Конституции (всего текста, а не только основных положений) и закона о выборах в федеральный парламент.
На срочно созванном IX внеочередном Съезде народных депутатов 28 марта 1993 г. голосовались предложения об отрешении Президента РФ от должности и об отзыве Председателя Верховного Совета РФ. Голосование было тайным с одним бюллетенем по обеим кандидатурам. Из 1033 депутатов получили бюллетени для голосования 924, при вскрытии в ящиках обнаружено 909 бюллетеней. За отрешение проголосовало 617 депутатов, против - 268. Для принятия решения требовалось квалифицированное большинство в две трети, т. е. 689 голосов, поэтому предложение об отрешении не прошло.
По Конституции РФ 1993 г. (ст. 93), Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой (ГД) обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Других оснований отрешения Конституция РФ не предусматривает.
Процедура отрешения такова. Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов ГД от общего их числа. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса. Согласно Регламенту ГД, обсуждение предложения депутатов проводится на заседании ГД, на котором выступают уполномоченный от депутатов группы, выдвинувшей обвинение, и председатель специальной комиссии. Выступают депутаты, эксперты; полномочные представители Президента и Правительства в ГД могут получить слово вне очереди. ГД принимает решение о выдвижении обвинения против Президента двумя третями от общего числа депутатов палаты. Решение принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней.
Решение ГД передается в Совет Федерации (СФ), а также в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента, а Верховный Суд - заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления. На заседании СФ рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя ГД об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется Председателю КС и Председателю Верховного Суда для оглашения заключения этих органов. Заслушивается заключение Комитета СФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. На заседание СФ приглашается Президент, ему или его представителю по их желанию может быть предоставлено слово. Решение СФ об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов данной палаты. Голосование - тайное с использованием бюллетеней. Решение должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения ГД обвинения против Президента. Если решение СФ в указанный срок не принято, обвинение против Президента считается отклоненным.(С. А.)

ОТСТАВКА - добровольное или недобровольное оставление должности отдельным должностным лицом или прекращение полномочий коллегиального органа в полном составе.
Обе возможности предусмотрены конституционным правом РФ. Например, согласно ст. 92 Конституции РФ, Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий досрочно, в частности, в случае его О. Это - его личное (и в этом плане добровольное) решение, независимо от сопутствующих факторов и обстоятельств.
А согласно ст. 117 Конституции РФ, либо Правительство РФ может подать в О., которая принимается или отклоняется Президентом РФ, либо Президент РФ может принять решение об О. Правительства (не считаясь с желанием самого Правительства).(С. А.)

ОТСТАВКА СУДЬИ - почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию, независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, исчерпывающе перечисленным в Законе о статусе судей: например, по собственному желанию, по состоянию здоровья или иной уважительной причине, мешающей работать судьей, в связи с отказом от перевода в другой суд и др. Ушедший в отставку судья, имеющий стаж работы судьей десять и более лет, считается почетным судьей.
За пребывающим в отставке судьей сохраняются гарантии личной неприкосновенности (см.: Неприкосновенность судьи) и принадлежность к судейскому сообществу (см.: Корпус судейский. Органы судейского сообщества). Ему предоставляются соответствующее материальное обеспечение (пенсия или ежемесячное пожизненное содержание) и льготы, которыми пользуются работающие судьи.(К. Г.)

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ - см.: Символы государства.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК - см.: Язык официальный.
ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА - меры по ограждению порядка, сложившегося в обществе под воздействием экономических, политических, социальных, юридических, нравственных и других факторов, от каких бы то ни было посягательств, иных попыток причинения ему вреда. Спектр мер такого рода широк - от коренных экономических преобразований и повышения активности правоохранительных органов до нравственно-воспитательных усилий. О. о. п. предполагает охрану общественных отношений, которые сформировались под воздействием как правовых предписаний, так и норм морали.
Практикуется и иное ("ведомственное") толкование данного термина - как совокупность мер по предупреждению и пресечению грубых нарушений установленного в общественных местах порядка.(К. Г.)

ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА - совокупность мер по достижению целей режима законности (см.: Законность), его конечного результата - упорядоченности общественных отношений (правопорядка) в соответствии с существующими правовыми предписаниями. "Охрана правопорядка" - понятие более узкое, чем общепринятое понятие "охрана общественного порядка".
По сути своей О. п. - это то, что делается для устранения каких бы то ни было препятствий, мешающих воплощению в жизнь велений права: признание законов и других правовых актов не соответствующими Конституции РФ (конституционный контроль); издание законов и других нормативных актов, способствующих успешному преодолению всех разновидностей противоправных действий, в том числе предупреждению, пресечению - и борьбе с преступлениями и иными правонарушениями; повседневная деятельность уполномоченных государственных органов по применению юридической ответственности и восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций и т. д.(К. Г.)

ПАКИСТАН (Исламская Республика Пакистан) - государство на юге Азии. Независимость провозглашена 14 августа 1947 г., однако полный суверенитет государство обрело 23 марта 1956 г., когда была провозглашена Исламская Республика Пакистан в составе Британского Содружества. В декабре 1971 г. отделилось независимое государство - Народная Республика Бангладеш, бывшая территория Восточного Пакистана. Столица - г. Исламабад.
Административное деление: 4 провинции (Белуджистан, Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция), федеральная столичная территория Исламабад и территории племен, управляемые центральным правительством.
Действует (с изменениями и поправками) Конституция от 14 августа 1973 г. (в 1977-1985 гг. была отменена).
Глава государства - президент, избирается обеими палатами парламента сроком на 5 лет.
Парламент состоит из двух палат:
Сената и Национального собрания. Сенат состоит из 87 сенаторов, которые избираются законодательными собраниями провинций сроком на 6 лет. Одна треть Сената обновляется каждые два года. Национальное Собрание состоит из 237 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. При этом 217 депутатов избираются прямым голосованием по религиозному признаку: 207 мест зарезервированы за мусульманами, 10 - за "религиозными меньшинствами" (четыре - за христианами, четыре - за индусами, одно - за сикхами, буддистами и другими немусульманами, одно - за сектой кадиане-ахмади). 20 остальных мест зарезервированы за женщинами.
Исполнительную власть осуществляют президент и правительство. Премьер-министр назначается президентом.(А. К.)

ПАЛАТА ПАРЛАМЕНТА - структурное подразделение парламента.
Отношения между палатами (как правило, их две) могут строиться по принципу равноправия и равной численности депутатов (членов) либо по принципу верхней и нижней палат. В последнем случае палата, которая рассматривает законопроект первой, называется нижней, рассматривающая второй - верхней. Субординации между палатами нет. Верхняя палата может отклонить законопроект, но нижняя палата вправе преодолеть это вето квалифицированным большинством голосов.
При равенстве палат компетенция парламента осуществляется ими совместно. При принципе верхней и нижней палат каждая из них не только занимает свое место в законодательном процессе, но и обладает другими самостоятельными правами по решению тех или иных вопросов государственной жизни. Численность верхней и нижней палат обычно также бывает различной.
Большей по численности является нижняя палата, формируемая на основе более широкого народного представительства. Верхняя палата обычно меньше по численности, состоит чаще всего из представителей от частей государства (субъектов федерации), которые либо избираются населением, либо делегируются представительными или исполнительными органами регионов, либо получают членство в верхней палате в силу должности руководителей представительного и исполнительного органов в регионе(см.также: Федеральное Собрание Российской Федерации).(С. А.)

ПАЛАУ (Республика Палау) - государство в группе Каролинских островов в западной части Тихого океана. Бывшая подопечная территория ООН под управлением США. После неудавшихся семи плебисцитов о "свободной ассоциации" с США лишь на восьмом плебисците 9 ноября 1993 г., когда порог положительных ответов был понижен с 75 до 51%, удалось провести решение о добровольном присоединении к США сроком на 50 лет. С 1 октября 1994 г. Республика Палау получила независимость в рамках "свободной ассоциации" с США, но без опеки. С 15 декабря 1994 г. - член ООН. Столица - г. Корор.
Административное деление: 16 штатов.
Действует Конституция от 1 января 1981 г. Глава государства - президент, избираемый всеобщим голосованием сроком на 4 года.
Законодательную власть осуществляет парламент, состоящий из Сената (14 сенаторов) и Палаты делегатов (16 делегатов). Сенаторы назначаются сроком на 8 лет и представляют острова пропорционально их населению. Делегаты избираются прямым голосованием, по одному от каждого штата.
Правительство возглавляется президентом и вице-президентом,включает всего три министра и одного государственного министра.(А. К.)

ПАЛЕСТИНА (Государство Палестина) - государственное образование в Азии, на Ближнем Востоке. Провозглашено 15 ноября 1988 г. на сессии Национального совета Палестины в г. Алжире.
Согласно резолюции ¦ 181 Генеральной Ассамблеи ООН, 29 ноября 1947 г. прекратился мандат Великобритании на П. и образовались еврейское и арабское государства. Однако вскоре после одностороннего образования Государства Израиль началась арабо-израильская война, которая привела к захвату основной части территории арабского государства Израилем и переходу сектора Газа под контроль Египта и Западного берега реки Иордан - Иордании (впоследствии также оккупированного Израилем).
В результате подписания 13 сентября 1993 г. в Вашингтоне "Декларации о принципах промежуточного урегулирования" между Израилем и Организацией Освобождения Палестины (ООП) началось создание предусмотренного в ней ограниченного самоуправления палестинцев в секторе Газа и в районе г. Иерихон (Западный берег р. Иордан). Создается Палестинская промежуточная администрация самоуправления на переходный период до окончательного урегулирования палестинской проблемы.
Высшим органом ООП является Национальный совет П. (около 400 членов), в котором представлены все ведущие политические и религиозные организации, известные общественные деятели. Консультативным органом ООП является Центральный совет (около 100 членов). Практическое руководство деятельностью ООП осуществляет Исполком (18 членов) во главе с Председателем.
Председатель ООП Ясир Арафат назначен Исполкомом ООП 29 марта 1989 г. (решение утверждено Центральным советом ООП 2 апреля 1989 г.) президентом П.
Высшим законодательным и исполнительным органом палестинского самоуправления является сформированная в мае 1994 г. Палестинская национальная администрация.Глава администрации (правительства) председатель Исполкома ООП Я. Арафат курирует также министерство внутренних дел и безопасности.(А. К.)

ПАНАМА (Республика Панама) - государство в Центральной Америке. Независимость провозглашена 3 ноября 1903 г. (с 1821 по 1903 г. - в составе Колумбии). По договору 1903 г. с США часть территории П. - зона Панамского канала - передана США в бессрочное пользование. Новые договоры о Панамском канале 1 октября 1979 г. признают суверенитет П. над зоной канала и предусматривают поэтапную передачу канала под ее юрисдикцию. Окончательная передача контроля над этой частью территории панамскому государству произойдет к 31 декабря 1999 г. Столица - г. Панама.
Административное деление: 9 провинций и 3 автономные индейские резервации.
Форма правления - республика. Долгое время страной правили диктатор О. Торрихос (1977-1981 гг.) и генерал Норьега, обвиненный властями США в наркобизнесе (похищен американцами в 1989 г.).
Ныне действующая Конституция принята в октябре 1972 г. (изменения внесены в 1978 и 1983 гг.). Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. Одновременно на этот же срок избираются два вице-президента.
Законодательная ассамблея состоит из 72 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием по пропорциональной системе сроком на 5 лет.
Правительство страны формируется и возглавляется президентом. (А. К.)

ПАПУА - НОВАЯ ГВИНЕЯ - государство к северу от Австралии. Бывшее владение Германии и Великобритании, затем - подмандатная территория Лиги Наций и ООН под управлением Австралии. Независимо с 16 сентября 1975 г. Член Британского Содружества. Столица - г. Порт-Морсби.
Административное деление: 19 провинций. В отдельную административно-территориальную единицу выделен столичный округ.
Действует Конституция 1975 г.
Форма правления - парламентская монархия. Британскую королеву представляет генерал-губернатор, назначаемый с согласия правительства страны. На практике генерал-губернатора избирает тайным голосованием парламент, после чего его кандидатуру утверждает королева. Срок полномочий - 6 лет.
Законодательную власть осуществляет однопалатный Национальный парламент, состоящий из 109 депутатов, избираемый сроком на о лет.
Правительство - Национальный исполнительный совет. Парламент избирает премьер-министра, который формирует правительство.(А. К.)

ПАРАГВАЙ (Республика Парагвай) - государство в центральной части Южной Америки. Независимость провозглашена 14 мая 1811 г. Столица - г. Асунсьон.
Административное деление: 19 департаментов и столичный округ. Действующая Конституция принята Национальной конституционной ассамблеей, вступила в силу 21 июня 1992 г. По Конституции П. - республика.
С 1954 по 1989 г. страной правил диктатор Стресснер ("долгожитель" среди всех диктаторов), свергнутый в 1989 г. генералом А. Родригесом, избранным в том же году президентом.
Глава государства - президент - избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет без права переизбрания на второй срок. Одновременно избирается и вице-президент. Парламент - Конгресс - состоит из двух палат. Сенат (45 сенаторов) и Палата депутатов (80 депутатов) избираются всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет.
Исполнительную власть осуществляет Совет Министров, возглавляемый президентом страны, который и формирует правительство.(А. К.)

ПАРЛАМЕНТ - один из органов государственной власти государства. П. - представительное учреждение, депутаты которого избираются народом и представляют в П. его интересы. П. осуществляет законодательную власть, т. е. имеет исключительное право принимать законы государства. П. участвует в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, устанавливает основы налоговой системы государства и виды общегосударственных налогов и сборов. П. принимает участие в формировании других государственных органов и назначении высших должностных лиц государства - либо он это делает сам, либо с ним согласуются соответствующие кандидатуры. П. осуществляет функцию парламентского контроля в части исполнения законов государства и деятельности органов исполнительной власти.
П. выступает органом консолидации различных слоев и групп населения, регионов государства.
П. бывают однопалатные и двухпалатные (реже может быть и большее число палат). В двухпалатном П. одна палата построена по принципу общенародного представительства. Ее депутаты избираются по территориальным избирательным округам, на которые разбивается территория государства (мажоритарная избирательная система), либо по пропорциональной избирательной системе, т. е. по спискам, предлагаемым политическими партиями и движениями, либо по смешанной системе. Другая палата построена по принципу представительства от частей государства. Члены этой палаты избираются населением соответствующей территории или законодательными собраниями регионов либо становятся членами палаты в силу занимаемых должностей глав законодательной и исполнительной власти в регионах, либо назначаются органами исполнительной власти регионов.
В двухпалатных П. реже используется принцип равенства и одновременной работы палат, чаще - принцип так называемых верхней и нижней палат, которые работают самостоятельно, причем законодательный процесс начинается в нижней палате, и принятый ею закон идет на рассмотрение и одобрение в верхнюю палату.
П. работают в сессионном порядке. Сессии состоят из пленарных заседаний П. или его палат, работы депутатских комитетов, комиссий, фракций и групп, парламентских слушаний и других мероприятий. Депутаты одних П. работают на сессионной основе, других - после признания их мандатов оставляют прежние должности и переходят в П. на постоянную работу.
Помимо законов государства П. принимают также постановления, заявления, декларации, обращения, резолюции и другие документы.
Основным актом, регулирующим организацию работы П., является его регламент (регламенты палат). Могут быть также законы о П., о статусе депутатов (членов) П., о его комитетах и комиссиях и др.(С. А.)

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - одна из особенностей организации государственной жизни, характеризующаяся существованием постоянно действующего, избираемого населением парламента, его авторитетом и влиянием на государственные дела, политическую жизнь общества, а также специфическими формами работы и отношениями членов парламента и избирателей.
Первая черта П. - наличие представительного учреждения, которое функционирует постоянно, т. е. значительную часть времени заседает в пленарных заседаниях, комитетах и комиссиях.
Следующая черта П. - наличие полномочий, специфических для парламента: принятие законов; всестороннее обсуждение и утверждение бюджета государства, налогов; участие в формировании и реализации государственной внутренней и внешней политики, в формировании ряда государственных органов и назначении высших должностных лиц; выполнение функции парламентского контроля.
П. характеризуется также специфическими формами и приемами работы парламента: пленарные заседания с широкой дискуссией по рассматриваемым вопросам, парламентские слушания, запросы депутатов, парламентский правительственный час, работа парламентских комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп.
Кроме того П. отличается особыми отношениями депутатов и избирателей. Депутаты, как правило, обладают свободным мандатом, т. е. не связаны наказами избирателей, не отчитываются перед избирателями и не могут быть ими досрочно отозваны (за исключением случаев отзыва избирателями депутатов, не оправдавших их доверия либо совершивших неблаговидные поступки). Вместе с тем депутаты поддерживают постоянные связи с избирателями, информируют их о своей работе, содействуют решению их личных проблем и т. д.(С. А.)

ПАРЛАМЕНТАРИЙ - депутат, член парламента, палаты.
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА - разновидность государства с республиканской формой правления (см. также: Президентская республика). Зачастую существуют смешанные варианты, сочетающие элементы парламентарной и президентской республик.
Специфика П. р. - ведущая роль парламента в государстве, который не только принимает законы, но и оказывает сильное влияние на правительство и иные органы государственного управления. Состав правительства предопределяется парламентским большинством, принадлежащим либо одной партии, имеющей более половины депутатских мест, либо коалиции партий. Если в государстве нет монарха (президента), парламент утверждает либо председателя правительства и по его представлению весь состав правительства, либо только председателя правительства, который сам формирует правительство. Если же в государстве есть монарх (президент), то он утверждает председателя правительства, но это лишь - формальный акт, поскольку кандидатура председателя правительства исходит от парламентского большинства.
Парламент определяет своими актами и действиями основы внутренней и внешней политики государства.
В П. р. правительство несет ответственность перед парламентом, заслушивает и одобряет программу деятельности правительства. Нередко в П. р. у парламента есть право заслушивать годовой отчет правительства либо требовать внеочередного отчета или доклада правительства по принципиальным вопросам внутренней и внешней политики. Парламент вправе выразить правительству недоверие, что чаще всего влечет его отставку, а также отдельно председателю либо члену правительства, что также приводит к их отставке (обычно с председателем уходит в отставку и все правительство).
В П. р., конечно, нет какого-то всевластия парламента. Законно сформированное правительство самостоятельно в выполнении своих функций, предусмотренных конституцией и законами государства. Но в определенных ситуациях парламент может быть распущен: например, если не получается коалиции, позволяющей сформировать правительство парламентского большинства, или предложение о недоверии правительству либо его председателю не набирает необходимого числа голосов, а также в случае, если парламент в силу внутренних раздоров между депутатами и фракциями не в состоянии собираться на сессии, парализован в своей деятельности.
В литературе наряду с выражением "парламентарная республика" используется выражение ''парламентская республика", что, в принципе, - одно и то же.(С. А.)

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГРУППА - обобщенное наименование объединений, создаваемых депутатами парламента (см. также: Депутатская группа).(С. А.)

ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОАЛИЦИЯ - это, как правило, объединение партии, движения, которое имеет больше депутатских мест в парламенте, чем другие партии, движения (но не более половины от общего числа депутатов, в силу чего не может сформировать однопартийное правительство), еще с какой-либо партией, движением в целях формирования коалиционного правительства и обеспечения ему парламентской поддержки.(С. А.)

ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОМИССИЯ - постоянный или временный орган, создаваемый парламентом (палатой парламента) из числа своих депутатов (см. также: Комитеты и комиссии Государственной Думы. Комитеты и комиссии Совета Федерации).(С. А.)

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ОППОЗИЦИЯ - 1) в парламентарной республике - совокупность депутатов или депутатских объединений, охватывающая тех парламентариев, которые не составляют большинства в парламенте (палате парламента) и поэтому не имеют прямого влияния на формирование правительства, состав которого предопределяется партией (партиями), движением (движениями), имеющими большинство.
П. о. либо фактически существует как меньшинство, либо в дополнение к этому провозглашает себя "парламентской оппозицией".
2) В президентской республике П. о. - совокупность депутатов парламента (палаты парламента), которые фактически - в силу своей деятельности - или в дополнение к этому еще и официально объявляют себя "противниками курса президента государства". (С. А.)

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ - публичное обсуждение какой-либо важной государственно-общественной проблемы, проводимое парламентом или палатами парламента (чаще раздельно), в том числе и тогда, когда в парламент, палату представлен соответствующий законопроект или он уже находится в процессе рассмотрения.
Инициатором П. с. чаще всего являются комитеты, комиссии парламента (палаты), иногда - субъекты права законодательной инициативы, готовящие или внесшие законопроект либо вопрос для включения в повестку дня парламента (палаты), другие заинтересованные организации. Решение о проведении П. с. принимает руководство парламента (палаты). Подготовку П. с. осуществляют соответствующие комитеты, комиссии парламента (палаты) и их аппарат. На П. с. приглашаются депутаты, входящие в профильные комитеты, комиссии, иные депутаты, а также представители заинтересованных организаций, общественности, ученые, эксперты, представители средств массовой информации.
П. с. начинаются со вступительного сообщения, которое делает представитель от профильных комитета, комиссии. Далее выступают депутаты, иные участники П. с. Обсуждение заканчивается, как правило, принятием рекомендаций П. с., которые далее учитываются при подготовке вопроса на рассмотрение парламента (палаты), в работе над законопроектом.(С. А.)

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОМИТЕТ - как правило, постоянный, но иногда и временный орган, создаваемый парламентом (палатой) из числа своих депутатов для предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовки к обсуждению парламентом (палатой), содействия выполнению функции парламентского контроля, проведения парламентских слушаний и т. д. (см. также: Комитеты и комиссии Государственной Думы. Комитеты и комиссии Совета Федерации).(С. А.)

ПАРЛАМЕНТСКОЕ БОЛЬШИНСТВО - обладание политической партией или движением большинством мест в парламенте государства. П. б. может быть абсолютным - если у партии, движения более 50% депутатских мандатов, либо относительным - если у партии, движения хотя и менее половины мандатов, однако более, чем у других партий, движений, взятых по отдельности.(С. А.)

ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ - см.: Депутатское расследование.

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 177 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 33836

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close