Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:24
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - в соответствии с Конституцией РФ (ст. 110) исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Федеральный конституционный закон о П. РФ принят Государственной Думой (ГД) 11 апреля 1997 г., одобрен Советом Федерации (СФ) 14 мая 1997 г.. подписан Президентом РФ 17 декабря 1997 г., действует с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1997 г.
Закон характеризует П. РФ как высший исполнительный орган государственной власти РФ. П. РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. В своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Закона). П. РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей (в том числе первых заместителей) Председателя и федеральных министров. Кроме министерств в структуру федеральных органов исполнительной власти входят государственные комитеты, федеральные службы и др. Но их руководители не входят в состав П. РФ, хотя порой объявляется, что кто-то из них имеет ранг федерального министра.
П. РФ формируется Президентом РФ, который назначает с согласия ГД Председателя П. РФ, причем в случае трехкратного отказа в согласии Президент РФ самостоятельно назначает Председателя П. РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. По предложению Председателя П. РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя П. РФ, федеральных министров.
Председатель П. РФ освобождается от должности Президентом РФ:
по заявлению Председателя об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем своих полномочий. Освобождение от должности Председателя П. РФ одновременно влечет за собой отставку П. РФ.
Председатель, заместители Председателя и федеральные министры П. РФ обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы РФ сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы направляют эти сведения Президенту РФ и в Федеральное Собрание (ФС). Такие сведения могут быть опубликованы.
Закон устанавливает некоторые ограничения, связанные с пребыванием в составе П. РФ. Члены П. РФ не вправе:
быть членами СФ, депутатами ГД, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;
занимать должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены П. РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе П. РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;
использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена П. РФ;
получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;
выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
П. РФ подотчетно Президенту РФ. Перед каждым вновь избранным Президентом РФ существующее Правительство слагает полномочия, и Президентом РФ формируется новое П. РФ. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он принимает решение об отставке П. РФ как по просьбе последнего, так и по своей инициативе. Постановления и распоряжения П. РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
П. РФ руководит работой федеральных министерств и иных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются П. РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Согласно названному Закону, деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий, руководит Президент РФ; он утверждает по представлению Председателя П. РФ положения об этих органах, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. П. РФ координирует деятельность указанных органов исполнительной власти.
П. РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
П. РФ утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппарата и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
П. РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при П. РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
П. РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
П. РФ в определенной мере подотчетно ГД. В частности, оно представляет ГД федеральный бюджет и отчет о его исполнении, члены П. РФ обязаны давать ответ на запросы депутата ГД. Но ГД не в состоянии отправить П. РФ в отставку, даже если и выразит ему недоверие, на что имеет конституционное право. Окончательное решение остается за Президентом РФ, который может либо согласиться с ГД и отправить П. РФ в отставку, либо оставить его и распустить саму ГД. Кроме того, Председатель П. РФ вправе поставить вопрос о доверии Правительству. В этом случае ГД вправе либо выразить доверие Правительству, либо отказать ему в доверии. В последнем случае Президент РФ решает, отправить Правительство в отставку или распустить ГД и назначить новые выборы.
Каких-то элементов подотчетности П. РФ верхней палате в Конституции РФ нет вообще, хотя на граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Федеральный конституционный закон о П. РФ развивает нормы Конституции в главе о полномочиях П. РФ. В Законе выделяются: общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (о них частично говорилось выше); общие полномочия; полномочия в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, в социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обороны и государственной безопасности РФ, внешней политики и международных отношений.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ П. РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений П. РФ. Акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений П. РФ. Постановления и распоряжения П. РФ подписываются Председателем Правительства. Датой официального опубликования постановления или распоряжения считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ. Постановления П. РФ, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну или - конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости безотлагательно доводятся до всеобще-
практике члены П. РФ и его Председатель нередко выступают с сообщениями перед СФ по вопросам внутренней жизни и внешней политики.
П. РФ обладает правом законодательной инициативы в ФС. Оно может вносить в ГД законопроекты, а также поправки к находящимся на ее рассмотрении законопроектам. П. РФ дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налетов, освобождении от их уплаты, а также по другим вопросам финансово-бюджетного характера. П. РФ может направлять в палаты ФС официальные отзывы о рассматриваемых ими законах и законопроектах. При рассмотрении законов и законопроектов ГД и СФ отзывы подлежат обязательному оглашению или распространению.
Члены П. РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат ФС, их комитетов и комиссий. Для представления в палатах ФС внесенных П. РФ законопроектов назначаются официальные представители Правительства.
В ст. 114 Конституции РФ определены следующие основные вопросы деятельности П. РФ:
а) оно разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГД отчет об исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свободго сведения через средства массовой информации. Постановления П. РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления П. РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения П. РФ вступают в силу со дня их подписания. Акты П. РФ обязательны к исполнению в РФ. Они могут быть обжалованы в суд.
П. РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
Организация деятельности П. РФ определяется названным Федеральным конституционным законом, в котором предусмотрены также такие акты, как Регламент Правительства и Положение об Аппарате П. РФ.
Заседания П. РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя и федеральные министры участвуют в заседаниях П. РФ лично, а в случае невозможности участия в заседании - информируют об этом Председателя П. РФ.
Некоторые вопросы компетенции П. РФ решаются исключительно на его заседаниях: о представлении ГД федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов: о проектах программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; о номенклатуре товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; об объемах выпуска государственных ценных бумаг; о внесении П. РФ законопроектов в ГД; о проектах программ приватизации федеральной государственной собственности;о предоставлении дотаций,субсидий,оказании иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также оказании финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет; о приобретении государством акций на суммы, превышающие размеры, установленные П. РФ; о заключении подлежащих ратификации международных договоров РФ; о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;
об образовании Президиума П. РФ:
утверждении положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; о порядке создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; об утверждении Регламента П. РФ и Положения об Аппарате П. РФ.
В соответствии с названным Законом для решения оперативных вопросов П. РФ по предложению его Председателя может образовать Президиум П. РФ. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях П. РФ. Последнее вправе отменить любое решение Президиума.
Структура Аппарата П. РФ была утверждена распоряжением П. РФ от 8 апреля 1997 г. В нее входят: руководство Аппарата; Секретариаты - Председателя П, РФ; первых заместителей Председателя П. РФ; заместителей Председателя П. РФ; Руководителя Аппарата; департаменты - экономики; финансов; социального развития; собственности и регулирования естественных монополий; науки, образования и высоких технологий; международного сотрудничества; по вопросам СНГ; административный; по взаимодействию с субъектами РФ и связям с СФ; по взаимодействию с ГД и общественными организациями; государственной службы и кадров; реформ в жи-лищно-коммунальной сфере, строительстве и производственной инфраструктуре; реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды; реформирования промышленности и конверсии;
культуры и информации; Управление делопроизводства; Юридическое управление; Правительственный архив; Управление организационного и социального обеспечения; Управление главного военного эксперта;
Управления протокола П. РФ; Секретариат Экспертного совета при П. РФ; Секретариат полномочного представителя П. РФ в Чеченской Республике; Секретариат полномочного представителя Президента РФ в Республиках Северная Осетия - Алания и Ингушетия.
Следует иметь в виду, что обычно новый Председатель П. РФ обновляет структуру Аппарата.(С. А.)

ПРАВО - совокупность (система) общеобязательных социальных норм, выражающих волю государства и охраняемых его силой. Такое представление о праве является весьма распространенным не только в отечественной, но и зарубежной юридической литературе.
При анализе права как явления и понятия выделяются следующие его признаки и черты.
1. Право - прежде всего совокупность, а точнее - система норм или правил поведения. Это - не случайный набор норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность определенных правил поведения. Как и любая система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Связи, возникающие между ее отдельными структурными элементами - нормами, - как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение регулятивных
и иных функций, на достижение единых целей.
2. Право - система норм, установленных или санкционированных государством. Существует множество различных социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются различными негосударственными - общественными, партийными и иными - органами и организациями.
Правовые акты могут приниматься также путем референдума.
3. Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая, в свою очередь, согласно существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает волю класса, правящей группы, общества, народа или нации.
Мировой опыт существования и функционирования государства и права показывает, что в праве выражается прежде всего воля правящей элиты. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что последняя, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.
4. Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и изменяется.
5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, поддерживается государственным принуждением. Государство не может безразлично относиться к актам, издаваемым или санкционируемым им: создает все условия для их реализации, охраняет от нарушений и гарантирует их. Одним из широко используемых при этом методов является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках и на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.(М. М.)

ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством. Их характерные признаки и особенности:
1. П. о. представляет собой особую разновидность общественных отношений. Опосредствуя бесчисленные экономические, политические, социальные и иные общественные отношения, правоотношения служат юридической формой взаимодействия между участниками этих отношений.
Урегулированные посредством норм права экономические, политические и другие общественные отношения не утрачивают своей природы и характера, не теряют своих изначальных свойств и особенностей данного типа отношений. Они лишь приобретают новый вид, новую форму общественных отношений, становятся правоотношениями.
2. П. о. складывается на основе правовых норм, в которых выражается и закрепляется государственная воля. Многие общественные отношения регламентируются с помощью норм, содержащихся в обычаях, традициях, актах различных общественных организаций, однако характер и форму правоотношений они могут приобрести только благодаря их регулированию посредством норм права. Это касается всех без исключения общественных отношений - семейных, трудовых, имущественных, личных и иных, независимо от их природы, характера, сферы возникновения и способа существования.
3. П. о. представляет собой такой вид общественных отношений, который складывается в результате сознательно-волевых действий их участников.
Сознательно-волевой характер проявляется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, П. о. возникает на основе норм, создаваемых по воле и желанию законодателя, и, во-вторых, содержащиеся в них государственно-правовые веления, а также заложенные в нормах права юридические права и обязанности осуществляются благодаря сознательно-волевым действиям лиц.
4. П. о. представляет собой многочисленные и многообразные связи их участников, осуществляемые посредством возлагаемых на них субъективных прав и юридических обязанностей. Наряду с совокупностью реальных действий, направленных на их использование и осуществление, они составляют содержание правоотношений.
5. Реализация любых П. о. гарантируется возможностью государственного принуждения.
Разумеется, в подавляющем большинстве случаев требования норм права и содержание возникающих на их основе П. о. опираются на добровольное и сознательное поведение их участников. Однако в случае нарушения правовых предписаний не исключается применение государственного принуждения.
Обладая общими родовыми признаками и чертами, П. о. в то же время подразделяются на виды. Существует несколько классификаций П. о. по различным основаниям. В зависимости от отраслевой принадлежности норм все П. о. подразделяют на административно-правовые, уго-ловно-правовые, гражданско-правовые, трудовые и др. В зависимости от количества участвующих в них сторон и характера распределения между ними прав и обязанностей различают односторонние,двусторонние и многосторонние П. о. Основная отличительная особенность односторонних П. о. заключается в том, что каждая из участвующих в них двух сторон несет по отношению друг к другу только права или только обязанности. Типичный пример односторонних П. о. - договор дарения, согласно которому у одной стороны имеется только субъективное право (требовать передачи подарка), а у другой - только обязанность (передать подарок). Характерным признаком двусторонних П. о. является наличие у каждой из двух участвующих в нем сторон и прав, и обязанностей по отношению друг к другу. Примером может служить договор подряда, найма, купли-продажи и др. В многосторонних П. о. участвуют три и более сторон, причем у каждой и права, и обязанности по отношению друг к другу. В таких П. о. каждому субъективному праву одной стороны соответствует субъективная юридическая обязанность другой. Примером многосторонних П. о. может служить любая гражданско-правовая сделка, в которой помимо двух основных сторон участвует третья сторона - посредник.(М. М.)

ПРАВОВОЙ АКТ - официальный письменный документ или действие, исходящие от уполномоченных органа государственной власти или местного самоуправления, должностного лица, которыми устанавливаются определенные правила поведения участников общественных отношений. П. а. могут быть нормативными (см.:
Нормативный юридический акт) - ими устанавливаются нормы права, и ненормативными, или индивидуальными, - на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников определенных общественных отношений. Ненормативные П. а. часто называют также актами применения права. Это могут быть как документы, так и действия компетентных органов и лиц.(С. А.)

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ - санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате многократного и длительного применения. Характерные черты и особенности П. о. в основном совпадают с типичными признаками неправовых обычаев, с тем различием, что первые имеют юридическую силу и обеспечиваются в случае их нарушения государственным принуждением.
Исторически П. о. возник как первый источник права на переходном этапе от первобытно-общинной организации общества к государственной в результате санкционирования существующих обыкновений государством. В древних государствах П. о. занимал ведущее положение. В Древнем Риме, например, из П. о. складывались важнейшие отрасли и институты права. Среди обычаев выделялись обычаи предков; обычаи, сложившиеся в практике жрецов, магистратов и др.
По мере развития общества и государства П. оL а вместе с ним и обычное право постепенно вытеснялись законами и другими формами и институтами права, становились второстепенными источниками права. В настоящее время наиболее распространены обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.(М. М.)

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ - право внесения законопроектов в парламент государства.
Согласно ст. 104 Конституции РФ, П. з. и. (в Федеральном Собрании РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации (СФ), членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы (ГД), Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
По Регламенту ГД 1998 г. П. з. и. осуществляется в форме внесения в ГД:
проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам.
В соответствии с Конституцией РФ законопроект вносится в ГД. Это значит, что законодательный процесс начался и закон принимается сначала в этой палате. Совет Федерации не вправе рассматривать и принимать закон первым.
При внесении законопроекта в ГД субъектом П. з. и. должны быть представлены: а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта П. з. и., внесшего законопроект; в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); д) заключение Правительства РФ (в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).
Конституция РФ (ч. 3 ст. 104) говорит о том, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
По Регламенту ГД законопроекты не отклоняются по мотивам отсутствия заключения Правительства. Установлено, что законопроекты направляются на заключение Правительства РФ Советом ГД. Правительство в месячный срок с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет ГД.
В практике прежнего Верховного Совета РФ имели место два вида актов - собственно закон и постановление Верховного Совета о порядке его введения в действие. ГД решила от этого отказаться. Теперь непосредственно в текст законопроекта должны быть включены следующие положения: о сроках и порядке вступления закона в силу; об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона; предложение Президенту РФ и поручение Правительству РФ о приведении в соответствие их правовых актов с вновь принятым законом.
Законопроекты, внесенные в ГД, подлежат регистрации.
Если представленный законопроект не отвечает требованиям, касающимся порядка подготовки законопроектов, или не представлены необходимые материалы, он может быть возвращен Советом ГД его инициатору для выполнения им установленных требований.
Законопроект направляется Советом ГД в депутатские объединения и соответствующий комитет палаты, назначенный ответственным по законопроекту.
Так начинается законодательный процесс в Государственной Думе.(С. А.)

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - разновидность социального поведения людей. В условиях существования правового государства и гражданского общества - определенный стандарт социально значимых действий и поступков людей. Правомерное поведение является антиподом неправомерного или противоправного поведения.
Главной особенностью П. п. считается строгое и неуклонное следование содержащимся в нормах права правовым требованиям и велениям. О правомерности или неправомерности поведения можно судить по тому, согласуются ли действия или поступки людей с правовыми предписаниями. Это же касается и деятельности различных государственных и негосударственных органов и организаций, а также издаваемых ими различных юридических актов.
Можно говорить о различной степени П. п. Критерием определения степени правомерности служит степень соответствия реальных действий и поступков людей заложенным в нормах права поведенческим моделям.
Таким образом, П. п. можно определить как поведение людей, в полной мере согласующееся со всеми требованиями норм права.
Если то или иное деяние лица либо действие государственного органа или должностного лица даже в незначительной степени нарушает существующие правовые предписания, его нельзя отнести к правомерным. Действия государственных органов и должностных лиц, которые не согласуются с установленными законом правовым статусом, компетенцией, процедурой принятия, а также формой и характером решений, следует относить к разряду неправомерных.
Важная особенность П. п. заключена в том, что оно является общественно необходимым и общественно полезным. Оно создает основу стабильности и организованности общества, формирует необходимые предпосылки для его дальнейшего развития и совершенствования. П. п. способствует укреплению законности и конституционности.
Существуют различные виды П. п. В зависимости от характера внешнего проявления П. п. может выступать в виде активных действий или, наоборот, в виде предусмотренного законом пассивного поведения - бездействия. В зависимости от принадлежности норм к различным отраслям права, на основе которых совершаются правомерные деяния, последние подразделяются на гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые и иные.
С точки зрения форм реализации правовых предписаний, содержащихся в нормах права, П. п. осуществляется как соблюдение, исполнение, использование или применение. В зависимости от сферы осуществления правомерные деяния бывают политическими, экономическими, социальными и др. Существуют и иные классификации. Выделение различных видов П. п. позволяет глубже понять их природу, мотивы, содержание, роль в общественной и государственно-правовой жизни, их назначение.(М. М.)

ПРАВОМОЧИЯ - то же, что и полномочия, т. е. права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, иных участников общественных отношений, установленные нормативным юридическим актом.(С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 40 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar
close