Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:24
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ -данное право граждан в качестве конституционного закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением.
В основе этого права лежит государственная политика, заключающаяся в заботе государства об окружающей среде. мерах по обеспеченпю экологически чистых производств. предотвращении загрязнений воздуха, воды, почв: установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду: ликвидации последствий аварий и экологических катастроф:
создании государственных экологических и иных фондов, аккумулирующих средства на охрану природы.
В соответствии с данным правом граждане могут: требовать соблюдения экологического законодательства. предоставления соответствующей достоверной информации: создавать в данной сфере общественные объединения: проявлять гражданские инициативы, ставить вопрос о привлечении виновных к ответственности и т. д., а также требовать компенсации за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу в результате экологических катастроф. При этом учитываются все неблагоприятные последствия, включая меру утраты трудоспособности, затраты на лечение. вынужденную смену профессии и образа жизни, места жительства, различные медицинские патологии, ставшие прямым последствием катастроф, и т.д. 19 декабря 1991 г. в Российской Федерации принят Закон об охране окружающей среды.(С. А.)

ПРАВО НА ВНЕСЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ - одно из конституционных прав граждан, которое закреплялось в Конституции СССР 1977 и Конституции РСФСР 197:5 гг. Статья 49 союзной Конституции гласила: каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.(С. А.)

ПРАВО НА ЖАЛОБУ - часть пра-ва на обращение, которым наделяются граждане РФ.(С. А.)

ПРАВО НА ЖИЗНЬ - одно из основных прав граждан, закрепленное в ст. 20 Конституции РФ. Она гласит: каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь - впредь до ее отмены - может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.(С. А.)

ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ - одно из основных прав граждан, закрепленное в ст. 40 Конституции РФ. Она гласит: каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Суть этого права заключается: в возможности иметь жилье (т. е. пользоваться благоустроенным помещением той или иной формы собственности, получить жилье в установленном порядке, построить либо купить его);
находиться в части жилищных интересов под защитой государства, включая неприкосновенность жилища, создание благоприятной среды обитания в жилище и вокруг него (например, граждане на равных основаниях могут претендовать на подведение к их жилищу освещения, воды, газа, отопления, соблюдения санитарных норм строительства, в том числе сохранения санитарной зоны вокруг домов и др.), а также в невозможности выселения из жилища, его изъятия без законных оснований.
Праву на жилище гражданина корреспондирует жилищная политика государства. Ее основы закреплены в Конституции: органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления П. на ж. Раньше основная часть жилья возводилась и предоставлялась гражданам самим государством. Теперь Конституция ориентирует на то, что граждане в большей мере сами должны обеспечивать себя жильем. Вместе с тем Конституция выражает заботу государства о том, кто не может решить жилищную проблему сам или имеет право на поддержку в реализации П. на ж.:
согласно ст. 40, малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.(С. А.)

ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ - право, предусмотренное в ст. 37 Конституции РФ в связи с закреплением права на свободный труд. В ч. 4 ст. 37 говорится: признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Более детально осуществление данного права регулируется Кодексом законов о труде (КЗоТ) и Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 20 октября 1995 г.
Согласно названному Закону, забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. В ст. 13 Закона говорится: если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая П. на з.
Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в ней. Лица, принуждающие работников к участию или к отказу от участия в забастовке, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Забастовка может быть объявлена, если примирительные процедуры (рассмотрение примирительной комиссией, с участием посредника или в трудовом арбитраже) не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур. После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней. Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В соответствии с постановлением Правительства РФ "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" от 15 апреля 1996 г. в редакции от 21 марта 1998 г. ее образуют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития РФ и его соответствующие территориальные органы.
Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работ -
ников орган или соответствующий орган профсоюза. Этот орган вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Данный орган вправе приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией,посредником или в трудовом арбитраже. Работодатель и служба по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за 3 рабочих дня.
Забастовка является незаконной, если она объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Законом. Кроме того, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ признаются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 г. государственные служащие, в том числе всех видов Вооруженных Сил, правоохранительных органов, органов ФСБ, не имеют права на забастовку. По Закону "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" незаконными являются и забастовки работников тех же государственных структур, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства.
Право на забастовку может быть ограничено в соответствии с законом о чрезвычайном положении.
Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик в составе РФ, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда о признании забастовки незаконной подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку.
В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся - приостановить на тот же срок.
В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов РФ или отдельных территорий, Президент и Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.
Если забастовка угрожает основам конституционного строя РФ, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, решение по коллективному трудовому спору принимает Президент РФ.
Участие работников в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и оснований для расторжения трудового договора, кроме случаев, когда они приступили к проведению забастовки или не прекратили ее на следующий день после получения решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановлении забастовки.
На время забастовки за участвующими в ней лицами сохраняются место работы и должность. Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.
Работникам, не участвующим в забастовке, но не имевшим в связи с ней возможности выполнять свою работу, оплата простоя (не по вине работника) производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде. Работодатель вправе перевести этих работников на другую работу в порядке.предусмотренном КЗоТ.
В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещаются локаут - увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, - а также ликвидация или реорганизация предприятия, филиала, представительства.(С. А.)

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ГОСУДАРСТВОМ МАТЕРИНСТВА, ДЕТСТВА И СЕМЬИ - согласно ст. 38 Конституции. материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
В значительной мере положения ст. 38 Конституции РФ развивают и гарантируют принцип равноправия женщины и мужчины (ч. 3 ст. 19 Конституции). но направлены на обеспечение учета функции, выполняемых в силу природы и по традиционному общественному раскладу женщиной. Законодательство содержит широкие гарантии в связи с материнством, включая получение поддержки многодетных и малообеспеченных семей. В основе государственной политики и законодательства - учет интересов детей и родителей, равные права супругов в браке, в том числе по воспитанию детей. (С. А.)

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ - право, являющееся одной из гарантий права на труд, реализуемого выполнением работы по найму или самостоятельно, закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Это право следует понимать в двух аспектах: во-первых, как невозможность необоснованного увольнения работника; во-вторых, как систему защитных мер для человека со стороны государства и предпринимателей:
подбор другой работы, трудоустройство, бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации, выплата пособий по безработице и др. Подробно эти вопросы регулируются Законом "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. (в редакции от 22 марта 1996 г., с изм. и доп. от 3 июля 1998 г., 7 апреля и 23 июня 1999 г.).
В соответствии с названным Законом безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости (ОСЗ) в поисках подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Государство гарантирует безработным гражданам: бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению ОСЗ; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению ОСЗ;
бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Безработным гарантируется государством выплата пособия по безработице, стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению ОСЗ.
Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Во всех иных случаях пособие по безработице устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, но не ниже минимального размера оплаты труда.
Продолжительность срока выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Если по истечении 18 месяцев оплачиваемая работа не предоставляется, безработный имеет право на повторное получение пособия.(С. А.)

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ ОБВИНЕНИЯ - предусмотренная Конституцией РФ, иными законодательными актами и международными договорами РФ возможность лиц, привлекаемых к уголовной ответственности (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых), оспаривать выдвигаемое обвинение (подозрение), добиваться полной реабилитации, смягчения последствий признания виновности в совершении преступления, принятия законного, обоснованного, справедливого итогового решения. (См.: Защита от обвинения в преступлении.} (К. Г.)

ПРАВО НА ЗАЩИТУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ - см.: Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ - право граждан, закрепленное в ч. 3, 4 ст. 29 Конституции РФ.
Суть этого права заключается в том, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну.определяется федеральным законом (это Закон о государственной тайне от 21 июля 1993 г.).
В определенной мере П. н. и.корреспондирует праву на защиту персональных данных, поскольку оно тоже связано с получением человеком информации. Однако там речь идет об информации, касающейся лично гражданина, здесь же предусматривается возможность широкой реализации П. н. и. в обществе, государстве. Особенно важно то, что Конституция РФ позволяет каждому гражданину создавать и распространять информацию. Этому особенно содействует право гражданина учреждать средства массовой информации (СМИ) - газеты, журналы, теле- и радиокомпании. До недавнего времени последние оставались государственными. Однако постепенно начинают появляться и негосударственные каналы теле- и радиовещания.
Конституция РФ гласит, что гарантируется свобода массовой информации. Запрещается цензура, т. е. контроль за содержанием публикаций и передач. Порядок создания и гарантии для СМИ отражены в Законе РФ о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями. Важное значение для реализации П. н. и. имеют также федеральные законы: "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г., "Об участии в международном информационном обмене" от 5 июня 1996 г. и "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" от 15 декабря 1994 г. (С. А.)

ПРАВО НА КРИТИКУ - одно из прав граждан, закреплявшееся в Конституции СССР 1977 и Конституции РСФСР 1978 гг.
Статья 49 Конституции СССР говорила о том, что каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Конституция также гласила: "Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности". (С. А.)

ПРАВО НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ - право, закрепленное в ст. 37' Конституции РФ в связи с регулированием права на свободный труд. Конституция гласит: признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Более детально осуществление данного права регулируется Кодексом законов о труде, Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 20 октября 1995 г. и другими нормативными правовыми актами.(С. А.)

ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ, ЛИЧНУЮ И СЕМЕЙНУЮ ТАЙНУ, ЗАЩИТУ СВОЕЙ ЧЕСТИ И ДОБРОГО ИМЕНИ - одно из основных прав гражданина, закрепленное в ст. 23 Конституции РФ.
Кратко все перечисленное нередко формулируется как право на защиту данных (или персональных данных). Закрепление в Конституции этого права в полном объеме означает, что Россия становится на путь, уже хорошо известный многим странам, где есть разветвленная система законодательства, направленного на обеспечение интересов личности и ее права активно защищать себя от неправомерных попыток собирать о себе информацию, хранить досье, т. е. делать человека потенциальной жертвой (например, преследований, шантажа) специальных государственных органов, преступных групп, других граждан и их сообществ.
В связи с этим особенно важно включение в Конституцию РФ ст. 24, согласно которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Кроме того, в этой статье предусмотрено:
"Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом". Здесь подразумеваются и "компромат" на человека, и обычные решения, прямо касающиеся его (например, отвод земельного участка, отказ в предоставлении квартиры и др.). При этом не может быть ссылок на служебную нецелесообразность. Если сведения составляют государственную тайну, это определяет не сам служащий, к которому обратился гражданин, а Закон о государственной тайне от 21 июля 1993 г. (в редакции от 19 сентября 1997 г.) и иные нормативные акты, устанавливающие перечень особо охраняемых сведений.
Итак, с одной стороны, право на защиту данных предполагает не только возможности гражданина, но и обязанности соответствующих органов и лиц. Например, существует тайна: почтово-телеграфного сообщения, врачебная, усыновления и других актов гражданского состояния, завещания и других нотариальных действий, предварительного следствия и судопроизводства, исповеди и др. Все, кто имеет отношение к названным тайнам, обязаны не разглашать информации, касающейся человека. Изъятие данных, касающихся человека, возможно лишь по решению компетентных органов (например, суда, прокурора). Определенные лица и органы вправе не оглашать данных, не давать показаний, проводить закрытые заседания, если это связано с защитой интересов личности (например, ограничение гласности судебного разбирательства при преступлениях против личности;
отказ следователя сообщить прессе данные о ходе расследования уголовного дела, фамилии подозреваемых; отказ священника дать показания по обстоятельствам, ставшим ему известными в результате исповеди, и др.).
С другой стороны, исходя из неприкосновенности частной жизни, личной тайны, чести и доброго имени, каждый гражданин может защищать себя и обращаться в соответствующие инстанции с заявлениями, жалобами. Его обращения подлежат рассмотрению. Граждане и должностные лица, причинившие ущерб интересам человека, привлекаются, соответственно, к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности, а соответствующие органы несут также и материальную ответственность за ущерб, причиненный гражданам их работниками.(С. А.)

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ - одно из основных прав гражданина, закрепленное в ст. 43 действующей Конституции РФ.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. При этом основное общее образование - обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. В государстве устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования. В соответствии с ч. 2 ст. 43 каждому дано право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Допускаются и частные платные вузы. Специальным нормативным правовым актом данной сферы является Федеральный закон "Об образовании", принятый в 1992 г. и получивший новую редакцию в 1996 г.(С. А.)

ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ - одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 33 Конституции РФ. Она гласит, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Традиционными видами обращений граждан считаются предложения, заявления и жалобы, для некоторых случаев, связанных, например, с приобретением или выходом из гражданства, - ходатайства. Устное обращение имеет место на личном приеме гражданина, письменное - можно также подать на приеме, оставить в канцелярии (приемной), отправить по почте. Коллективное обращение может иметь характер предложения, заявления, жалобы. В том случае, когда граждане хотят рассмотрения какого-либо вопроса компетентным органом и принятия им соответствующего решения, их коллективное обращение может иметь форму петиции. Независимо от формы обращения оно должно быть рассмотрено, а его авПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - право граждан РФ, вытекающее из Конституции РФ и прямо закрепленное в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. Согласно Конституции РФ (ст. 3), народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Развивая это и другие положения Конституции, Федеральный закон 1995 г. в ст. 3 "Право граждан Российской Федерации на осуществление местного са-
торам должен быть дан ответ по существу.(С. А.)

ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ - одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 30 Конституции РФ.
Понятие "объединение граждан" довольно обширно по своему значению и может использоваться применительно к различным формированиям, создаваемым гражданами. В частности, объединения могут иметь место:
по определенным общественным (общественно-политическим) интересам - общественные объединения;
по личным духовным интересам (признаку веры. верований) - религиозные объединения;
по общим территориальным интересам - органы местного самоуправления (в том числе разновидность последних - органы территориального общественного самоуправления).
по общим коммерческим интересам - различные хозяйственные товарищества.
Все это - негосударственные объединения и в этом смысле - объединения общественные.
Однако в науке конституционного права с П. на о. принято связывать лишь одну из этих четырех групп - сферу общественных (общественно-политических) интересов, а остальным формам реализации П. на о. корреспондируют, соответственно, свобода совести, право граждан на осуществление местного самоуправления, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности.
Объединения создаются гражданами для выражения, а если потребуется, то и защиты своих интересов. Согласно Конституции, гарантируется свобода деятельности общественных объединении. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Суть данного права заключается в том, что граждане могут создавать свои партии, движения, профсоюзы, общества, фонды, школы искусств. родительские комитеты в школах. библиотечные советы, общественные советы музеев, клубов и другие общественные объединения. Выражением П. на о. являются кружки по интересам, встречи и создание клубов болельщиков по отдельным видам спорта или командам, общества. землячества, культурные центры граждан определенных национальностей, проживающих среди титульных наций, иные средства нес}эормально-го (и далеко не всегда регулярного) общения по интересам.
Порядок создания общественных объединений регулирует Федеральный закон об общественных объединениях 1995 г. (С. А.)

ПРАВО НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ - одно из прав гражданина, закрепленное в ч. 1 ст.26 Конституции РФ. Она гласит, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности,(С. А.)

ПРАВО НА ОТДЫХ - одно из прав гражданина, закрепленное в ч. 5 ст. 37 Конституции РФ.
Согласно Конституции, каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. В соответствии с Кодексом законов о труде нормальная продолжительность рабочего времени для работников, выполняющих работу по трудовому договору, не может превышать 40 часов в неделю. Ежегодный отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы предоставляется всем работникам. Общепринятыми выходными днями являются суббота и воскресенье, хотя с учетом условий производства для работников конкретных предприятий и учреждений могут быть и иные дни отдыха. Праздничные дни, установленные законом как общегосударственные праздники, также являются для всех днями отдыха. Перерывы в работе и иные виды ежедневного и еженедельного отдыха устанавливаютсся трудовым законодательством (С. А.)

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ - одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 41 Конституции РФ.
Первая часть данного права - права на охрану здоровья - обеспечивается гражданам многими путями, включая создание необходимых условий труда, быта, отдыха, занятий физкультурой и спортом, производство продуктов питания должного качества и т. д.
Вторая часть этого права - права на медицинскую помощь - обеспечивается наличием государственных, муниципальных и негосударственных медицинских учреждений, обязанных оказывать населению такую помощь. Исходя из реальности, т. е- существования различных видов медицинских учреждений, Конституция РФ указывает, что бесплатная медицинская помощь оказывается гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих средств бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно Конституции, в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемио-логическому благополучию.
Одной из гарантий права на охрану здоровья является своевременная информированность общества о санитарном состоянии населенных пунктов, вспышках инфекций, распространенности заболеваний и т. п. Поэтому в ст. 41 Конституции РФ указано, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
В России принят ряд нормативных актов, специально направленных на защиту интересов граждан и регулирование политики в области здравоохранения, - Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., Закон о медицинском страховании граждан РФ от 28 июня 1991 г. и др.(С. А.)

ПРАВО НА ПОЛЬЗОВАНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ - одно из прав гражданина, закрепленное в ч. 2 ст. 26 Конституции РФ. Она гласит, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции). Конституция РФ предусматривает, что республики, входящие в Российскую Федерацию, вправе устанавливать свои 'государственные языки; эти языки употребляются в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ (но не вместо него).
В районах, где компактно проживают группы населения определенной национальной принадлежности, в местных учреждениях используется их язык. В Конституции сказано, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст.68).
Действует Закон о языках народов РСФСР от 25 октября 1991 г. в редакции от 5 июня 1998 г. 25 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была принята "Декларация о языках народов России" (см. также: Язык государственный).(С. А.)

ПРАВО НА СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 34 Конституции РФ.
Согласно Конституции, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Это право является одним из ключевых в условиях рыночной экономики, которая строится на активности индивида. Его предпринимательская деятельность есть инициативная организация хозяйственных отношений в целях извлечения прибыли. А под "иной", не запрещенной законом, экономической деятельностью Конституция подразумевает либо "продажу" гражданином своего труда, его результатов, либо работу на самого себя (строительство дома, обработка участка и т. д.).
Согласно Конституции, недопуска-ется экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34). Задачам поддержки здоровой конкуренции, предупреждения и преодоления монополизма и недобросовестной конкуренции служит Закон РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Созданы антимонопольные органы - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные органы.(С. А.)

ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ТРУД - одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 37 Конституции РФ. Это право раньше традиционно именовалось просто "правом на труд". Однако в него на разных этапах развития нашего государства вкладывалось различное содержание. Так, раньше право на труд связывалось, во-первых, с правом на получение гарантированной работы, во-вторых, с необходимостью (обязанностью) трудиться прежде всего на благо общества, а уж затем для себя, в-третьих, заниматься трудовой деятельностью не вообще, а преимущественно в сфере общественного производства.
В настоящее время в обществе другой подход к праву на свободный труд. Оно рассматривается с позиций индивидуального пользования этим правом каждым гражданином - ив целом, и в плане выбора сферы приложения своих сил. Поэтому ст. 37 Конституции прежде всего гласит, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распорядиться своими способностями к труду, выбрать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Следовательно, человек может работать по найму либо сам быть работодателем, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью или иным законным способом добывать деньги к существованию (например, игрой на биржевом курсе рубля, дачей денег взаем под проценты и т. д.).
Теперь не требуется иметь определенного места работы. Согласно ст. 1 Закона РФ о занятости населения от 19 апреля 1991 г. (в редакции от 22 марта 1996 г.), незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. Соответственно, в Конституции не только снято указание на обязанность трудиться, но и из законодательства исключена категория "тунеядство". За тунеядство раньше привлекали как к административной, так и к уголовной ответственности, что и олицетворяло принудительное привлечение человека к труду. Разумеется, не является принудительным трудом выполнение некоторых публичных обязанностей: например, воинской службы, привлечения к ликвидации последствий стихийных бедствий. В нашей стране не считается принудительным и труд заключенных, хотя не секрет, что многих из них приходится заставлять работать (в некоторых странах выполнение трудовых функций лицами, находящимися в местах отбытия наказания, не является обязательным).
С учетом сказанного центр тяжести в понятии "право на труд" сместился с возможности получить работу (через посредство государства) на гарантии условий труда и сохранения рабочего места для тех, кто имеет работу, т. е. лиц наемного труда. В ч. 3 ст. 37 Конституции говорится, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на за-щиту от безработицы". Учитывая возможность разных коллизий, Конституция гласит: признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.(С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 179 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 35666

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close