Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:24
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ - одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 22 Конституции РФ.
Свобода человека может быть интеллектуальной и физической. Интеллектуальная свобода означает право на свое личное мировоззрение, внутренний духовный мир. Частично она проявляется в личной жизни, частично в публичной сфере. Физическая свобода и неприкосновенность заключаются в том, что никто не вправе ограничивать передвижение человека, его действия иначе, как на основании закона. Статья 22 Конституции РФ предусматривает, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 час.(С. А.)

ПРАВО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА - одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 27 Конституции РФ.
Прежде всего данное право реализуется внутри страны и распространяется на всю ее территорию. В Российской Федерации принят Закон о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ от 25 июня 1993 г. Места, в которые может быть ограничен въезд, устанавливаются компетентными государственными органами по соображениям государственной безопасности, сохранения государственной тайны, распространенности инфекционных заболеваний, введения чрезвычайного или военного положения.
Местом жительства, согласно названному Закону, является жилое помещение, где гражданин проживает постоянно или преимущественно, а местом пребывания - жилое помещение общественного назначения (гостиница, кемпинг и др.) или личной собственности (дача), где гражданин находится временно. Закон предусматривает регистрационный учет граждан и по месту жительства, и по месту пребывания. Регистрационный учет как бы пришел на смену прописке, однако фактически мало чем от нее отличается.
Право на свободное передвижение, согласно ст. 27 Конституции РФ, имеет и второй аспект: каждый (гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства) вправе свободно выезжать за пределы РФ, а гражданин РФ - беспрепятственно возвращаться на Родину.(С. А.)

ПРАВО НА СОБРАНИЯ И МАНИФЕСТАЦИИ - одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 31 Конституции РФ. Она гласит, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Понятие ''манифестация" используется в данном случае как обобщающее научное понятие, охватывающее такие акции, как митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.
В ст. 31 Конституции РФ речь идет о так называемых публичных мероприятиях, проводимых гражданами для выражения своих интересов, требований, взглядов. Это может быть совсем не связано с политикой (собрание любителей старины), иметь к ней лишь косвенное отношение (протест против передачи исторического здания фирме) либо напрямую быть политическим мероприятием. Однако не исключено, что мероприятие может начаться в одном духе, а закончиться в другом (рабочие, собравшиеся по поводу длительной задержки выплаты заработной платы, заканчивают собрание требованием отставки правительства).
С организационной точки зрения, важно, чтобы о мероприятии, которое проводится как специальное, целевое и в общественном месте, были предварительно уведомлены соответствующие администрация или орган исполнительной власти. Специальным актом, регулирующим данный вопрос, пока является Указ Президента РФ о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования от 25 мая 1992 г., хотя находится в стадии принятия соответствующий федеральный закон. В столице важную роль играет утвержденное Указом Президента РФ временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города от 24 мая 1993 г.
Исходя из нормативных актов и практики различные мероприятия трактуются следующим образом:
собрание - акция людей, организационно не совсем посторонних друг другу (члены одной партии, одного или родственных коллективов и т. п.), в помещении или на открытом воздухе для обсуждения какой-то проблемы и принятия решения;
митинг - то же самое, что и собрание (чаще - для единомышленников, но в принципе - для всех желающих), проводится преимущественно на открытом воздухе, заканчивается принятием резолюции;
• шествие - движение по проезжей части улиц и площадей с плакатами или без них, но без громкоговорителей;
демонстрация - то же, что и шествие, но в дополнение еще с призывами через звукоусилители;
пикетирование - коллективное расположение у входа в здание (парламента, правительства, министерства и т. д.) или на какую-то территорию (предприятия, военной базы и др.) с плакатами, в которых отражена позиция пикетчиков.
Четкости в этих понятиях нет, их разделение порой условно (собрание-митинг, шествие-демонстрация). Кроме того, неясно, как характеризовать некоторые сходные мероприятия (например, пикет ли это, если не группа, а один человек стоит с плакатом у здания, а тем более - не у здания, а в переходе недалеко от него;
как характеризовать коллективную голодовку у здания или на площади города; шествие ли это, если группа из 5 - 8 чел. идет не по проезжей части, а по тротуару, но с плакатами и т. д.).(С. А.)

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 39 Конституции РФ, которая гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение - это прежде всего материальные выплаты гражданам, имеющим на то право (пенсионеры, инвалиды, дети, больные, и др.), из специальных источников (бюджет, фонды), являющихся государственными либо находящихся под патронажем государства. Конституция (ч. 2 ст. 39) говорит о двух основных видах выплат - государственных пенсиях и социальных пособиях. Пенсии назначаются тем, кто уже отработал определенное время, либо может не работать по состоянию здоровья или при наличии определенных заслуг перед государством, либо в силу несовершеннолетия не в состоянии работать (т. е. пенсии по возрасту (старости), за выслугу лет, инвалидности, по случаю потери кормильца). Социальные пособия - выплаты, предоставляемые в качестве компенсации утраченного заработка либо для поддержания жизненного стандарта (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком, безработице, на детей, ритуальное и др.).
Денежные выплаты могут сочетаться, дополняться и заменяться так называемыми натуральными формами социального обеспечения (помещение в дом для престарелых, инвалидов, детский дом. интернат и др.). Развивается социальное обслуживание на дому.
Одновременно начинает складываться разветвленная система государственно-общественной заботы о гражданах, которые в этом особенно нуждаются. Такая забота касается как материальной стороны жизни этих людей, так и защиты их интересов; нельзя забывать и о том, что они нуждаются во внимании общества и в человеческом тепле. Этот комплекс мер получил наименование "социальная защита населения". В системе органов местного самоуправления создаются отделы социальной защиты населения. Постепенно право на социальную защиту либо станет всеобъемлющим, охватывая и социальное обеспечение, либо перерастет в самостоятельное конституционное право человека и гражданина в РФ.
Конституция говорит также о том, что в Российской Федерации поощряются социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39).(С. А.)

ПРАВО НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ - предусмотренная Конституцией РФ (ст. 46), другими законами, международными договорами Российской Федерации возможность каждого обратиться в суд за защитой прав и свобод от действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, равно как и от действий (бездействия) негосударственных организаций и частных лиц.(К. Г.)

ПРАВО НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ, ПОЧТОВЫХ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ - одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 23 Конституции РФ. Оно означает невозможность для кого-либо без разрешения знакомиться с чьей либо корреспонденцией, содержанием телефонных переговоров. В свою очередь для работников соответствующих служб (например, почтово-теле-графной) это означает обязанность не разглашать сведений, проходящих через них в силу характера работы. Ознакомление с материалами, изъятие данных, касающихся граждан, а тем более установление устройств прослушивания телефонных переговоров возможны лишь в исключительных случаях по решению компетентных органов(суда, прокурора). (С. А.)

ПРАВО НА ТРУД - см.: Право на свободный труд.
ПРАВО НА УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ, ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ, НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ - одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 44 Конституции РФ. Это право предоставляется каждому лицу, пребывающему на территории государства. Вместе с тем каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.(С. А.)

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ - предоставленная гражданам Конституцией РФ и другими законами возможность участвовать в осуществлении специально уполномоченными государственными органами (судами) особого вида правоохранительной деятельности, именуемого правосудием. Законодательство допускает различные формы такого участия.
Наиболее распространенным в наши дни является выполнение функций народных, присяжных или арбитражных заседателей (см.: Заседатель арбитражный. Заседатель народный. Заседатель присяжный). Статья 32 Конституции РФ гласит, что выполнение гражданами такой функции является их правом.(К. Г.)

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА - одно из прав граждан РФ, закрепленное в ст. 32 Конституции, которая гласит, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. К этому следует добавить и право граждан участвовать в осуществлении местного самоуправления, предусмотренное и Конституцией РФ (ст. 130), и Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 1995 г.
Непосредственное участие в управлении делами государства и местного самоуправления выражается в следующих возможностях граждан РФ:
в праве участвовать в принятии государственных решений (законы и др.) на референдуме РФ, а также субъекта РФ и местном референдуме;
в праве участвовать в избрании представительных и исполнительных органов государственной, власти РФ и субъектов РФ, представительных органов и должностных лиц местного самоуправления;
в праве постановки вопросов перед государственными органами и органами местного самоуправления в порядке народной инициативы (сбор подписей за проведение референдума, подготовка и принятие законопроекта и т. п.);
в праве занять государственную должность: Конституция РФ (ч. 4 ст. 32) гласит, что граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (конечно, и к службе в системе органов местного самоуправления);
в праве участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32); правосудие. как известно, осуществляется от имени государства и выражается в возможностях граждан быть судьей, народным заседателем или присяжным заседателем.(С. А.)

ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ - одно из основных прав гражданина, закрепленное в ст. 35 Конституции РФ.
П. ч. с. является одной из форм собственности, существующих и гарантируемых в России. Впервые П. ч. с. было предусмотрено еще Законом о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г.
Суть П. ч. с. - в возможности владеть не только предметами потребления и личного обихода (тогда бы это называлось правом личной собственности), но и средствами производства, ценными бумагами и т. д.
В ст. 35 Конституции сказано, что '"право частной собственности охраняется законом". Предусматривается, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Конституция гарантирует также, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция гарантирует и право наследования.
Разновидностью частной собственности в РФ является собственность на землю. Согласно ст. 36 Конституции, граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Владение,пользование и распоряжение землей и другим природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.(С. А.)

ПРАВОНАРУШЕНИЕ - противоправное, виновное, наносящее вред обществу деяние право-, дееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность. Характерные признаки и черты, которые отличают правонарушение от других связанных с ним явлений и понятий, в разной степени отражены в определении правонарушения.
Любое правонарушение - всегда определенное деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. Это - волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или бездействии человека. Неотъемлемыми признаками правонарушения являются его противоправность, наличие вины, наличие вреда, причиненного лицу или организации другими лицом или организацией, и наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом.
В зависимости от характера правонарушения, степени его вредности и опасности для общества, а также от характера применяемых санкций за их совершение правонарушения подразделяются на преступления и проступки.(М. М.)

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - вид государственной правоприменительной деятельности, осуществляемой с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Многоплановость П. д. проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следует относить:
конституционный контроль;
правосудие;
организационное обеспечение деятельности судов;
прокурорский надзор;
выявление и расследование преступлений;
оказание юридической помощи и защиту по уголовным делам.(К. Г.)

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - преимущественно государственные учреждения, основное предназначение которых - правоохранительная деятельность. Важную правоохранительную функцию выполняют также адвокатура и некоторые другие негосударственные структуры.
Чаще всего к П. о. относят Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, прокуратуру, органы внутренних дел (см.: Милиция}, налоговой полиции (см.: Федеральная служба налоговой полиции РФ), юстиции (см.: Организационное обеспечение деятельности судов}. В тесном контакте с ними работают другие государственные органы и должностные лица, которые наряду с осуществлением важных и ответственных государственных задач выполняют также правоохранительную функцию, связанную с выявлением и расследованием преступлений (органы ФСВР, ФСО, ФАПСИ, ФПС, командиры воинских частей и др.).(К. Г.)

ПРАВОПОРЯДОК - одна из важнейших составных частей общественного порядка как системы различных социальных норм, регулирующих общественные отношения.
П. представляет собой определенное состояние общественных отношений, которое достигается в результате строгого и неуклонного следования предписаниям, содержащимся в правовых нормах, всеми субъектами права. П. складывается только на основе правовых норм и в обязательном порядке обеспечивается государством. В формировании и поддержании П. задействуются все без исключения составные части, или элементы механизма правового регулирования общественных отношений.(М. М.)

ПРАВОСОЗНАНИЕ - совокупность идей, взглядов, чувств, переживаний и представлений отдельных людей, социальных групп, слоев и классов о действующем праве, правосудии и законности, а также о том, какими они должны быть.
П. как одна из форм общественного сознания, существующая наряду с политическим, нравственным, религиозным сознанием,оперирует категориями сущего и должного, правомерного и неправомерного. Будучи одной из важнейших составных частей правовой жизни общества, П. находится в неразрывной связи и взаимодействии с другими ее составными частями:правовыми принципами и нормами, различными правовыми процессами и институтами.
В структурном плане П. распадается на два основных составных элемента - правовую идеологию (научное правосознание) и правовую психологию (обыденное правосознание). Правовая идеология - это система идей, взглядов и представлений о праве, сформированных на основе определенных научных позиций. Теоретическое отражение правовая идеология находит в исследованиях различных государственно-правовых явлении, институтов и учреждений и их обнародовании в различных научных изданиях. Правовая психология представляет собой совокупность чувств, привычек, эмоций и настроений отдельных граждан или групп граждан в отношении различных правовых явлений (вновь принимаемых или отменяемых правовых актов, состояния законности и правопорядка в стране, эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности и др.).(М. М.)

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ - установленная законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Она выступает в качестве первоначального условия, общей предпосылки участия в правоотношениях. Наличие П. означает наличие юридической возможности лица своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.
В правовой теории и на практике различают три основных вида правоспособности: общую, отраслевую и специальную. Общая правоспособность - это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового. Она признается государством за гражданами с момента рождения. Отраслевая правоспособность означает юридическую способность быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли права сроки ее наступления могут быть различны. Специальная правоспособность - способность быть участником правоотношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента и др.) или принадлежностью к определенным категориям субъектов права (работник ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.). Возникновение специальной правоспособности всегда обусловливается требованием выполнения особых условий.
Например, по российскому законодательству, чтобы стать судьей и быть участником соответствующих правоотношений, необходимо не только иметь высшее юридическое образование, определенный практический опыт, но и возраст не моложе 25 лет (ст. 119 Конституции РФ). Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет (п. 2 ст. 81). Для избрания на должность Президента США требуется достижение тридцатипятилетнего возраста и постоянное проживание на территории США в течение не менее четырнадцати лет (ст. II, разд. 1 Конституции США).
П., как и многие правовые категории, имеет исторический характер. Не каждый человек признавался правоспособным. Из истории известно, что правоспособностью не обладали рабы, в ряде стран - иностранцы. Ограниченную П. имели крепостные. В царской России подвергалась значительным ограничениям П. некоторых категорий людей (например, евреев).
В настоящее время П. во всех странах рассматривается как всеобщий принцип и распространяется на всех граждан. Определенные ограничения устанавливаются лишь в отношении дееспособности граждан и организаций.(М. М.)

ПРАВО СУБЪЕКТИВНОЕ - предусмотренная законом и обеспечиваемая государством мера возможного (дозволенного) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов. В отличие от объективного права (совокупности, или системы реально существующих юридических норм) П. с. выступает как право, принадлежащее лишь определенному субъекту и реализуемое не иначе как по усмотрению только этого лица.
П. с. как мера возможного, или дозволенного поведения не может осуществляться его носителем произвольно, независимо от других юридических норм. Реализуя свое П. с., участник правоотношений действует на основе и в рамках существующих правовых норм. Например, осуществляя свое право собственности на вещь, строение, участок земли, заключающееся в свободном пользовании, владении и распоряжении ими, лицо не может не считаться с законными интересами и правами других лиц. Предоставляя гражданам и их объединениям определенные права и свободы, законодатель любой страны устанавливает в то же время конституционные пределы осуществления таких прав.
Так, объявляя, что граждане России и их объединения "вправе иметь в частной собственности землю" (ст. 36), Конституция РФ в то же время устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками ''свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц". Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции РФ).
Провозглашая, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и "принадлежат каждому от рождения" (ст. 17), Конституция России одновременно устанавливает пределы их осуществления путем указания на то, что осуществление прав и свобод человека и гражданина "не должно нарушать права и свободы других лиц". Кроме того, Конституция РФ указывает на возможные ограничения П. с. и свобод "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства" (ст.55).
В случае незаконного ограничения прав и свобод граждан или их объединений в отношении виновных лиц и организаций должны следовать меры правового воздействия. Конституция РФ (ст. 53) особо декларирует, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Это касается также возмещения вреда, причиненного противоправными действиями одних лиц в отношении других.(М. М.)

ПРАВОСУДИЕ - осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.
Сущность П., его роль и значение проявляются не только и не столько в том, что оно как ведущее и весьма ответственное направление (функция) правоохранительной деятельности венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков. К их числу следует отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно по усмотрению каких-либо должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. однозначно говорит, что правосудие должно осуществляться путем:
рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;
рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.
Отличительным признаком П. является и то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется Законом. Как было отмечено выше, Закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных з а с е д а н и я х. А это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможны лишь при неуклонном соблюдении предписаний гражданского процессуального, арбитражного процессуального или уголовно-процессуального законодательства. Предписания эти регулируют практически все наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности,последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п.). Все эти и им подобные процессуальные предписания в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу вопросов, возникших в связи с данным судебным делом.
К отличительным признакам П. относится также то, что оно может осуществляться только особым органом - судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность При этом важно иметь в виду, что органом П. может быть не всякое учреждение, в наименовании которого имеется слово "суд", а только такое, которое специально уполномочено на отправление П. Так, третейские суды, суды чести, Международный коммерческий арбитражный суд, Судебная палата по информационным спорам органами правосудия не являются.(К. Г.)

ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА - см.: Инициатива право-творческая. Законодательная инициатива.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО - одна из важнейших сторон деятельности государства, форма его активности, имеющая непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, дополнение или отмену. По своей социальной сути П. выступает как процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различные юридические акты, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям - общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.
В каждом государстве П. обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.
П. является важнейшей составной частью всего процесса правообразо-вания. Последний включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Существование этого этапа вызвано потребностью повышения качества издаваемых актов, обусловлен уровнем собственно правотвор-ческой деятельности государственных органов и проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.
Адекватность юридическим потребностям жизни общества и его эффективность зависят от решения (до его принятия) проблем, касающихся характера, формы, внутренней структуры этого акта, его места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Весьма важно также определить круг факторов,способствующих и, наоборот, препятствующих подготовке и принятию того или иного нормативно-правового акта. Необходимо четко спрогнозировать позитивные и возможные негативные (побочные) последствия реализации требований и установок, содержащихся в различных нормативно-правовых актах.
Правотворческая деятельность осуществляется в различных формах. Так, в России Правотворческая деятельность осуществляется органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления и непосредственно самим народом путем проведения референдума. Возможно также заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, аналогичных договоров между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти договоры носят нормативно-правовой характер, т.е. являются формой П.(М. М.)

ПРАВЯЩАЯ ПАРТИЯ - так принято в условиях демократии называть партию, которая получила большинство депутатских мандатов в парламенте государства - его нижней палате - и благодаря этому может влиять на формирование правительства. Последнее может состоять только из представителей данной партии, и тогда оно считается однопартийным правительством.
Понятие "правящая партия" в определенной мере условно, поскольку победа на выборах не дает П. п. права не считаться с действующими законами и совершать акции, противоречащие им. Ни парламент, ни правительство не может учитывать только интересы определенной части общества, они обязаны действовать в интересах всего народа.
Специфическим вариантом П. п. является пример СССР. В ст. 6 Конституции СССР закреплялась руководящая роль КПСС, т. е. положение П. п. здесь имело конституционное закрепление. Однако и в этом случае не предполагалось каких-либо особых интересов П. п., отличных от интересов народа. Наоборот, предполагалось, что интересы партии и народа едины. Поэтому ст. 6 Конституции СССР гласила, что КПСС существует для народа и служит народу.
Закрепление положения отдельных партий как руководящих, правящих можно найти в истории и практике ряда зарубежных стран.(С. А.)

ПРАЙМЕРИЗ - выдвижение кандидатов в депутаты путем первичных выборов в США. Избиратели, поддерживающие соответствующую партию, путем голосования решают, чья кандидатура (из предлагаемых партией) затем будет включена в качестве кандидата от партии, которую они поддерживают. При открытых П. избирателю либо не надо доказывать свою партийную принадлежность вообще, либо определять ее в упрощенном порядке. Избиратель получает от чиновника по выборам бюллетень той партии, за кандидатов которой он намерен голосовать. При закрытых П. избиратель должен доказать свою партийную принадлежность: произнести присягу или сделать заявление о том, что на предшествующих выборах он голосовал именно за эту партию. Поскольку голосование тайное, принципиальной разницы между открытыми и закрытыми П.нет.(С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 41 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar
close