Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:27
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - конституционный принцип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в двух аспектах: а) разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, - законодательную, исполнительную и судебную, разграничение полномочий между ними; б) разделение властных функций по уровням системы государственных органов: например, в условиях РФ - федеральный уровень, уровень субъекта РФ и уровень местного самоуправления (хотя и не являющегося государственной категорией, но участвующего в управлении жизнью членов общества).
При внесении 21 апреля 1992 г. изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. принцип Р. в. был отражен в обоих названных аспектах. Статья 3 гласила, что система государственной власти в РФ основывается на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также на разграничении предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее субъектами и местным самоуправлением.
Действующая Конституция РФ отражает только первый аспект. Статья 10 гласит, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Как известно, организация государственной власти в стране может основываться на двух различных принципах. Один известен из истории нашего государства и может быть назван принципом верховенства представительных органов("верховенство Советов"). Суть его состоит в том, что на всех уровнях, а тем более - на общегосударственном, представительные органы занимают главенствующее положение. А это значит, что, во-первых, они имеют право принять к своему рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства, соответствующей территории, в том числе и независимо от того, в чьей компетенции этот вопрос. Во-вторых, все другие государственные органы формируются представительными органами и подотчетны им. Так, высший представительный орган формирует правительство страны. Он может в любой момент изменить его состав или переформировать полностью, вправе заслушать отчет, предложить отменить решение либо при необходимости сам отменить решение правительства. Хотя провозглашена независимость судей и их подчинение только закону, соответствующий представительный орган, официально не вмешиваясь в функции правосудия, может заслушать отчет суда о том, как он осуществляет политику государства в части борьбы за укрепление законности, а может и переформировать его состав.
После Октябрьской революции 1917 г. до 90-х гг. именно концепция верховенства представительных органов - Советов - была конституционной основой нашей представительной и в целом государственной системы. По действующим тогда Конституциям (СССР и РСФСР) именно Советы обладали верховенством в государстве. Фактически же деятельность представительных органов, в том числе и высших (Союза ССР, республик) предопределялась Коммунистической партией. К тому же Советами правили еще и исполнительные органы, формально образуемые ими.
Другая модель основана на принципе разделения властей. Согласно ему, представительные органы верховенства не имеют. Они не вправе принять к рассмотрению и решать любые вопросы и дела компетенции государства и других органов. Следовательно, представительные органы на основе разделения полномочий между государственными органами рассматривают и решают лишь те вопросы, которые отданы в их ведение.
Разумеется, и при этой модели у представительных органов есть средства воздействия на другие органы и прежде всего - на исполнительные. Они вправе контролировать, как исполнительные органы реализуют законы. Для этого у представительных органов есть определенные средства воздействия, в том числе - заслушивание отчетов и сообщений, выражение доверия или недоверия, приводящее к отставке. Однако, в свою очередь, исполнительные и судебные органы имеют свои средства воздействия на представительные органы, предотвращающие принятие ими необоснованных решений или приводящие к их последующей отмене. Итак, существует взаимное влияние этих органов друг на друга, получившее название "система сдержек и противовесов", при которой они как бы уравновешивают друг друга.
Конечно, в каждой стране данная модель работает по-своему. Поэтому на вопрос о равенстве представительных, исполнительных и судебных органов или верховенстве одних над другими трудно дать однозначный ответ. Но в принципе в данной модели следует исходить из того, что и представительные, и исполнительные, и тем более судебные органы занимают в системе свои ниши, а возможности воздействия друг на друга никак не могут использовать для того, чтобы поставить себя выше других.
Итак, в Российской Федерации введение Р. в. прежде всего выразилось в том, что представительные органы утратили верховенствующие позиции, возможность рассматривать вопросы за исполнительные органы, подменять их, соединять в себе черты и тех, и других.
Однако, в свою очередь, не менее важно учитывать и то, что при Р. в. не может иметь места возвышение исполнительных органов за счет принижения роли представительных. Исполнительная власть, а также Президент РФ, стоящий по российской модели вне Р. в. и над всеми ветвями власти, не подменяют законодательную власть. В принципе исполнительная власть действует во исполнение актов законодательной власти - законов. Разумеется, исполнительная власть может оказывать влияние на деятельность законодательной власти, содержание законов. Это - вполне нормальная практика. Однако исполнительная власть не может взять на себя функции представительной власти. Из Конституции РФ не вытекает, в том числе, и того, что Президент РФ вправе посвящать свои акты вопросам, составляющим предмет законодательного регулирования. Если в этом изредка возникает необходимость, целесообразно, чтобы законодательная власть официально поручала (делегировала) этим органам нормативное регулирование общественных отношений, ооычно регулируемых законами (так называемое делегированное законодательство). Однако это не должно носить массового и систематического характера, в противном случае подрывается принцип Р. в. В некоторых отношениях (выполнение законов, исполнение бюджета) исполнительная власть действует под контролем законодательной власти.
Судебная власть в системе Р. в. выполняет функции прямого правосудия не только по обращениям физических или юридических лиц. В некоторых случаях органы судебной власти оценивают акты законодательной и исполнительной власти, разрешают их споры. Своими решениями судебная власть способствует укреплению законности в деятельности других ветвей власти, вправе отменять (признавать утратившими силу) их незаконные (неконституционные) акты. (С. А.)

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ - функция, возложенная Конституцией РФ на Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Непосредственно она выполняется пленумами этих судов на основе результатов обобщения судебной практики и статистических данных. Оформляются такие разъяснения документами, именуемыми постановлениями соответствующих пленумов.
Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов общей юрисдикции, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение, а разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ - для арбитражных судов. (К. Г.)

РАЙОН - понятие, которое в соответствии с его семантическим значением используется в праве, в том числе в конституционном, в разных аспектах.
В частности, Р. - одна из административно-территориальных единиц. Территория субъекта РФ имеет в своем составе районы и города. В этом плане Р. - административно-территориальная единица в сельской местности (сельский Р.). Р. в сельской местности имеет достаточно развитую социально-экономическую инфраструктуру. В большинстве субъектов РФ Р. является территорией местного самоуправления, т. е. муниципальным образованием, здесь избираются представительный орган местного самоуправления (районное собрание депутатов, представителей) и глава Р. В сельской местности Р. делится на сельсоветы, волости, сельские округа, охватывающие группы сельских населенных пунктов (сел и деревень), поселки. В некоторых субъектах РФ концепция местного самоуправления относительно Р. не применяется, поэтому на данном уровне образуются не органы местного самоуправления, а органы государственной власти. На фактической деятельности органов управления Р. их трактовка как органов местного самоуправления или органов государственной власти мало отражается.
Большие города, как правило, делятся на Р. (городские Р.), также являющиеся административно-территориальными единицами. В одних субъектах городские Р. рассматриваются как муниципальные образования с созданием здесь представительного органа и избранием главы Р.; в других городской Р. считается лишь единицей административного управления, где создаются подразделения городской администрации.
Понятие "район" используется в законодательстве также для обозначений определенных достаточно больших территорий, применительно к которым устанавливаются особые условия снабжения, труда: например, Р. Крайнего Севера, Р. Сибири и др. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской федерации" от 24 мая 1996 г. говорит о Р. с дискомфортными условиями проживания, с ограниченными сроками ввоза продукции. Естественно, имеются в виду не конкретные административно-территориальные единицы, а территории со специфическими условиями. В последующих нормативных правовых актах определяется, какие конкретно административно-территориальные единицы подпадают под указанные характеристики, что крайне важно для обеспечения населения, создания условий жизнедеятельности, предоставления социальных льгот и т. д.
Наконец,понятие "экономический район" используется для обозначения определенных регионов нашей страны, охватывающих группы соседних субъектов РФ, имеющих примерно общие природно-климатические и демографические характеристики, давние хозяйственные связи. Сегодня в рамках таких Р. создаются ассоциации местных властей, координирующих и объединяющих усилия отдельных субъектов РФ. (С. А.)

РАЙОННЫЙ СУД - гражданский суд основного звена в подсистеме судов общей юрисдикции. До принятия Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. он официально именовался по-разному: районным (городским) народным судом, городским судом, районным судом, межмуниципальным судом (г. Москва).
Его основные полномочия - рассмотрение в первой инстанции (см.:
Инстанция судебная) большинства гражданских и уголовных дел, подсудных судам общей юрисдикции, разрешение всех дел (материалов) об административных правонарушениях, взыскания за которые должны налагаться судами (см.: Арест. Административное взыскание), многих видов жалоб граждан на незаконные действия и решения государственных органов и должностных лиц, в том числе органов дознания, дознавателей, следователей, прокуроров, а также вопросов, возникающих при принятии решений о производстве по уголовным делам следственных или оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (прослушивание телефонных переговоров, обыск, выемка и просмотр почтово-телеграфной корреспонденции. проникновение в помещения против воли проживающих в них лиц, арест, задержание и т. п.), исполнением приговоров и др. (К. Г.)

РАСПОРЯЖЕНИЕ - в конституционном и административном праве акт органа или должностного лица системы государственной власти или местного самоуправления, изданный в рамках их полномочий и обязательный для всех, кому он адресован. Р. чаще всего посвящены конкретным, относительно частным случаям. Исполнение Р. исчерпывает ситуацию. Однако Р. может быть и актом длительного действия (например, о назначении должностного лица, об образовании комиссии, о финансировании какого-то мероприятия и т. п. на соответствующий срок). Р. - подзаконный акт: оно должно соответствовать Конституции и законам. Как правило, Р. не носит нормативного характера, т. е. им не устанавливаются новые правила. Иначе говоря, Р. - акт применения права. Однако на практике Р., исходящие от отдельных органов, например, распоряжения Президента РФ, могут быть нормативными актами. (С. А.)

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА - правовой акт Правительства РФ, правительства субъекта РФ.
В соответствии со ст. 115 Конституции РФ: Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, ооеспечивает их исполнение. Постановления и Р. П. РФ обязательны к исполнению в РФ. Постановления и Р. П. РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
Акты Правительства РФ. имеющие нормативный характер, издаются в форме его постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме Р. П. РФ.
Р. П. РФ подписывается его Председателем и вступает в силу со дня подписания. (С. А.)

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА - правовой акт Президента РФ, президента республики в составе РФ.
Согласно ст. 90 Конституции РФ, Президент РФ издает указы и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и Р. П. РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Общий подход к изданию указов и Р. П. РФ таков: указы используются для нормативного регулирования либо для реализации наиболее важных полномочий Президента РФ по отношению к гражданам РФ, например: о награждении орденами и медалями РФ, присвоении почетных званий, приеме в российское гражданство и др. Распоряжения - акты более конкретного характера, касающиеся, например, назначения должностных лиц, проведения каких-либо мероприятий и их финансирования и др. Однако это - именно общий подход, поскольку до последнего времени в отношении распоряжений было немало исключений, состоящих в том, что Президент РФ издает их и как нормативные акты, особенно в области статуса различных подразделений Администрации Президента РФ и иных органов. В последнее время для этой цели все чаще используются указы. (С. А.)

РАССЛЕДОВАНИЕ - термин, употребляемый для обозначения видов регламентируемой уголовно-процессуальным законодательством деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении (см.: Дознание. Предварительное следствие). (К. Г.)

РАССЛЕДОВАНИЕ ДЕПУТАТСКОЕ - см.: Депутатское расследование.
РАТИФИКАЦИЯ - одна из форм выражения согласия государства на обязательность для него международного договора. Р. означает утверждение парламентом договора, заключенного от имени государства его президентом или правительством.
В соответствии с Конституцией РФ (например, ст. 106) Р. и денонсация международных договоров РФ осуществляются палатами федерального Собрания (ФС) - Государственной Думой (ГД) и Советом Федерации (СФ) - путем принятия федерального закона.
Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 16 июня 1995 г. называет следующие формы выражения согласия РФ на обязательность для нее международного договора: ратификация, утверждение, принятие и присоединение к международному договору.
Согласно п. 1 ст. 15 названного Закона, Р. подлежат международные договоры РФ: исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные Законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; о территориальном разграничении РФ с другими государствами; об основах межгосударственных отношений по вопросам, затрагивающим обороноспособность РФ, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ. Помимо этого, согласно п. 2 ст. 15 данного Закона, Р. подлежат международные договоры РФ, при заключении которых стороны условились о последующей Р.
Международные договоры, решение о подписании которых было принято Президентом РФ, вносятся им на Р. в ГД. Если решение о подписании принято Правительством РФ, соответственно оно вносит международный договор на Р. в ГД. Но в случае необходимости Правительство может представить предложение Президенту о внесении им на Р. международного договора, подписанного по решению Правительства.
Предложение о Р. договора должно содержать заверенную копию официального текста договора, обоснование целесообразности его Р., а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий Р. Если предложение о Р. внесено иным субъектом права законодательной инициативы, оно направляется Президенту РФ для предложений по данному законопроекту.
Вопрос о Р. договора рассматривается по правилам законодательного процесса сначала в ГД, далее - в СФ. Принятый палатами ФС федеральный закон о Р. международного договора направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На основании федерального закона о Р. международного договора РФ Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ.
Согласно Закону 1995 г., в отношении договоров, указанных в п. 1 ст. 15, решения об утверждении и принятии международных договоров, а также присоединении к ним принимаются так же, как и решение о Р. международного договора. - в форме федерального закона. (С. А.)

РЕАБИЛИТАЦИЯ (юридическое понятие) - восстановление доброго имени лица, незаконно привлекавшегося к уголовной ответственности, его нарушенных или ограниченных имущественных и иных прав и законных интересов.
Р. - результат постановления оправдательного приговора или прекращения уголовного дела по одному из реабилитирующих оснований. Основаниями такого рода являются: отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления и недоказанность участия обвиняемого (подсудимого) в совершении преступления. Решение (постановление, определение)о прекращении уголовного дела должно быть принято лицом, производившим расследование, судьей в стадии назначения судебного заседания, вышестоящей судебной инстанцией, проверявшей законность и обоснованность приговора, а оправдательный приговор - судом первой инстанции.
Восстановление прав и законных интересов предполагает не только отмену незаконных решений правоохранительных органов, опорочивших доброе имя привлекавшегося к уголовной ответственности лица. Оно должно также повлечь обязательное устранение, по возможности, любых негативных последствий решения такого рода. Это необходимо и тому, кого реабилитируют, и правосудию, включая иные направления правоохранительной деятельности, для поддержания их престижа на соответствующем уровне.
Действующее законодательство (см., к примеру, ст. 1064, 1069, 1070, 1099-1101 ГК РФ, Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г.) предусматривает полное устранение всех негативных последствий незаконного привлечения к уголовной ответственности. Возмещению подлежат: заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий; пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы; имущество (в том числе деньги, денежные вклады и проценты на них, облигации государственных займов и выпавшие на них выигрыши, иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест; штрафы, взысканные во исполнение незаконного приговора суда; судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями; суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи.
Кроме того, предусматривается устранение негативных последствий, которые прямо не поддаются денежному выражению: восстановление на работе, возврат жилья, восстановление в воинском и иных званиях, возвращение государственных наград, а также информирование трудовых коллективов или общественности по месту жительства об оправдании или прекращении дела по реабилитирующему основанию. К приведенному перечню возмещаемого или устраняемого вреда следует добавить также возможность денежной компенсации морального вреда.
Все денежные затраты на возмещение вреда и восстановление нарушенных прав должны производиться за счет казны РФ, нсзависимо от вины конкретного должностного лица правоохранительного органа. Регрессное требование к такому должностному лицу возможно лишь в том случае, если его вина в незаконных действиях, причинивших вред, установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
В последние годы сложился свой порядок восстановления нарушенных прав лиц, подвергшихся репрессиям по политическим мотивам. В качестве основания для восстановления прав в таком порядке может служить факт лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрическое лечебное учреждение, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иного лишения или ограничения прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшегося по решению суда и других органов, наделявшихся судебными функциями ("особые совещания", "тройки" и пр.), либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами.
Круг тех, кто может быть признан жертвами политических репрессий и реабилитирован, довольно широк. К ним могут быть отнесены не только лица, непосредственно подвергавшиеся таким репрессиям, но и их дети, находившиеся вместе с ними в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Наряду с восстановлением прав и денежными выплатами в виде компенсаций или возмещения вреда реабилитированным предоставляется ряд льгот: право на внеочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха, оказание медицинской помощи, бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год; снижение на 50% оплаты жилой площади, коммунальных услуг и др. (К. Г.)

РЕГИОН, РЕГИОНАЛЬНЫЙ - понятия, часто употребляемые в науке конституционного права и в законодательстве. Понятие "регион" применяется, в основном, либо к территории одного субъекта РФ, либо территории двух и более соседних субъектов. Например, при выборах депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу (по спискам, выдвигаемым партиями и движениями) в списке есть центральная часть, состоящая из 18 кандидатов. Остальные кандидаты входят в "региональные группы" по субъектам РФ или группам субъектов РФ.
В Федеральном законе "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995 г. по территории действия выделены, в частности, межрегиональные общественные объединения, действующие на территории менее половины субъектов РФ, и региональные, осуществляющие свою деятельность в пределах территории одного субъекта. (С. А.)

РЕГИСТРАЦИЯ - действие (акт) компетентного органа или должностного лица, которым оформляется определенное официальное состояние личности или документа и т. п. В соответствии с его семантическим значением понятие "регистрация" используется достаточно широко, а именно:
1) Р. является одним из способов приобретения гражданства РФ. Лицо, имеющее соответствующие основания, обращается на территории РФ в органы внутренних дел, а за рубежом - в дипломатическое или консульское представительство РФ и просит зарегистрировать его в качестве гражданина РФ. Акт Р. означает приобретение лицом российского гражданства;
2) Р. используется в избирательном праве. Кандидат в депутаты или список кандидатов в депутаты, выдвинутый избирательным объединением, кандидат на выборную должность регистрируются соответствующей избирательной комиссией. С момента Р. разрешены предвыборная агитация в пользу кандидата или списка, начинается финансирование избирательной кампании, наступают определенные гарантии статуса кандидатов в депутаты;
3) после создания общественного объединения следует его государственная Р. соответственно Министерством юстиции РФ или органом юстиции субъекта РФ. Общественное объединение может действовать и без Р., однако если оно хочет получить права юридического лица, иметь банковские счета, свои СМИ и т. д., Р. обязательна.
Р. должна прийти на смену прописке в деле учета граждан по месту их проживания или пребывания. Каждое лицо, прибывшее на новое место на определенный срок, обязано в установленном порядке зарегистрироваться в органах внутренних дел в сроки, названные законом. В данном случае Р. означает законность пребывания лица на данной территории, а зачастую также возможность его трудоустройства, перевода ему пенсии, получения социальной защиты, медицинского обслуживания и др.
Р. используется в деятельности коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления. В частности, прибывшие на заседание любого представительного органа депутаты обязаны зарегистрироваться. При отсутствии должного числа депутатов (кворума) орган не вправе проводить заседание и принимать решения.
Р. имеет важное значение в делах, связанных с рассмотрением обращений граждан, т. е. их жалоб, заявлений, предложений, ходатайств. В частности, факт Р. является документальным подтверждением получения обращения. С момента Р. начинается исчисление срока, в течение которого обращение должно быть рассмотрено. В некоторых случаях устанавливаются сроки, истечение которых исключает выполнение соответствующих действий (например, подача кассационной жалобы на судебное решение, заявление претензий на наследство и др.). Но поданное лицом обращение все равно подлежит принятию, Р. и рассмотрению. Другое дело, что шансы на положительное решение в этом случае, хотя уменьшаются полностью и не исключаются (рассмотрение обращения в порядке надзора, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и т. д.). (С. А.)

РЕГЛАМЕНТ - в конституционном праве: нормативный акт, посвященный порядку осуществления полномочий и процедуре деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления. В наши дни каждый такой орган, приступая к работе, начинает с принятия Р. Например, Р. ГД принят 25 марта 1994 г., с этого времени в него вносились многочисленные изменения и дополнения. 22 января 1998 г. ГД приняла новый Р. Ныне функционирующий СФ принял Р. 23 января 1996 г. В дальнейшем палаты ^вносили в Р. изменения и дополнения.
По юридической силе Р. имеет значение закона, т. е. его нельзя рассматривать как сугубо внутренний акт палаты ФС, законодательного собрания субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления.
Р. - обычно комплексный нормативный акт.
Так, в Р. СФ включен следующий круг вопросов:
органы и общий порядок работы СФ (общие положения; Председатель СФ, заместители Председателя СФ; Совет палаты: комитеты и комиссии СФ; Аппарат СФ; порядок проведения заседаний СФ; порядок формирования повестки дня заседания СФ; порядок голосования и принятия решений; контроль за использованием электронной системы; порядок подготовки "правительственного часа"; парламентские слушания);
участие СФ в законодательной деятельности (порядок рассмотрения СФ федеральных законов, принятых ГД; порядок преодоления возникших разногласий между СФ и ГД в связи с отклонением СФ принятых ГД законов; порядок повторного рассмотрения СФ федеральных законов, отклоненных Президентом РФ; порядок рассмотрения СФ федеральных конституционных законов; порядок рассмотрения поправок к Конституции РФ; осуществление СФ права законодательной инициативы);
порядок рассмотрения вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению СФ (порядок утверждения изменения границ между субъектами РФ; порядок утверждения указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; порядок решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; порядок назначения выборов Президента РФ; порядок рассмотрения СФ вопроса об отрешении Президента РФ от должности; порядок назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ; порядок назначения на должность и освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; порядок назначения на должность и освобождения от должности членов Центральной избирательной комиссии РФ; порядок рассмотрения вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества; порядок проведения консультаций по вопросам о назначении и отзыве дипломатических представителей; порядок подготовки, рассмотрения и принятия обращения СФ в Конституционный Суд РФ; порядок утверждения и внесения изменений и дополнений в Регламент).
Р. ГД включает следующие вопросы:
общие положения;
внутреннее устройство и органы ГД (Председатель ГД; первый заместитель Председателя ГД; заместители Председателя ГД; Совет ГД; депутатские объединения; комитеты и комиссии ГД);
общий порядок работы ГД (начало работы ГД; порядок проведения заседаний ГД; парламентские слушания; мероприятия в ГД; работа депутатов с избирателями; обеспечение деятельности ГД; порядок голосования и принятия решений; контроль за использованием электронной системы);
законодательная процедура (порядок внесения законопроектов в ГД и их предварительное рассмотрение;
порядок рассмотрения законопроектов ГД; повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных СФ; повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом РФ; рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ);
порядок рассмотрения ГД вопросов, отнесенных к ее ведению (дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов; порядок рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями ГД и Центрального банка РФ (Банка России); порядок выдвижения
ГД обвинения против Президента РФ;
объявление амнистии; порядок назначения на должность членов Центральной избирательной комиссии РФ);
внешнеполитические вопросы и международное сотрудничество (порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов; ратификация, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ, согласие на обязательность которых для РФ выражено в форме федерального закона; международные связи ГД; порядок консультаций с комитетами ГД при назначении и отзыве дипломатических представителей);
обращения в Конституционный Суд РФ;
заключительные положения. Следует обратить внимание на обиходное понимание термина "Регламент" как совокупности правил, относящихся к проведению собрания или заседания и касающихся продолжительности доклада, содоклада, выступления в прениях и т. п. Правила, касающиеся порядка проведения заседаний представительных органов, обязательно включаются в их Р. Однако, как можно видеть из приведенного выше текста, они составляют лишь малую часть содержания Р. (С. А.)

РЕЖИМ - термин, употребляемый в праве в ряде словосочетаний с различными значениями. Например, существует понятие "правовой Р." - применительно к характеру общественных отношений после их урегулирования нормами права, статусу участников этих отношений.
Понятие "политический Р." используется при определении соотношения конституционно-правовой основы общественных отношений и их фактического состояния.
Конституционное и международное право говорят о Р. иностранных граждан и лиц без гражданства (а также иностранных юридических лиц) на территории государства. В связи с этим могут устанавливаться: национальный Р. - при нем иностранцы и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в равном объеме с гражданами данного государства или с определенными изъятиями, устанавливаемыми законами государства или его международными договорами; Р. наибольшего благоприятствования -- когда государства договариваются о том, что их граждане на территории друг друга будут иметь более широкие права или возможности, чем граждане третьих государств; дипломатический Р. - особый статус лиц. обладающих дипломатическим иммунитетом, в том числе освобождение их от ответственности по законам данного государства. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 174 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 34379

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close