Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


17:29
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР (СИЗО) - охраняемое помещение преимущественно тюремного типа, специально оборудованное для содержания в нем подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, заключенных под стражу по уголовным делам, принятым к производству органами дознания и следствия; заключенных под стражу обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела в отношении которых приняты к производству судами (подсудимых); осужденных по уголовным делам, в отношении которых обвинительные приговоры не вступили в законную силу; осужденных, привлекаемых к ответственности по другим уголовным делам, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.
В С. и. (СИЗО) также отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы следующие категории лиц: осужденные, оставленные в С. и. или переведенные из учреждений, исполняющих наказания (см.: Исправительное учреждение. Уголовно-исполнителъная система), в связи с проведением расследования по другому уголовному делу, в отношении которых не применено в качестве меры пресечения заключение под стражу; осужденные по уголовным делам, подлежащие в установленном порядке направлению в учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, или на принудительное лечение; осужденные, оставленные в С. и. или переведенные в них из учреждений, исполняющих наказание, в связи с производством следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами, или в связи с рассмотрением этих дел в судах; осужденные, привлекаемые к труду по хозяйственному обслуживанию С. и.
Порядок содержания в С. и. подозреваемых, обвиняемых и подсудимых регламентируется Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями), в отношении осужденных указанных категорий - Уголовно-исполнительным кодексом РФ, а также ведомственными нормативными актами.
Перемещение лиц, которые должны содержаться в СИЗО, в изоляторы временного содержания и в исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы МВД РФ допускается только в случаях, предусмотренных законодательством. (К. Г.)

СЛЕДСТВИЕ - см.: Предварительное следствие.
СЛОВАКИЯ (Словацкая Республика) - государство в Центральной Европе. 17 июля 1992 г. принята Декларация о суверенитете Словацкой Республики как этап процесса по разъединению Чешской и Словацкой Федеративной Республики, прекратившей свое существование 31 декабря 1992 г., согласно Федеральному закону ЧСФР от 25 ноября 1992 г. о прекращении существования Федерации с 1 января 1993 г.Столица - г. Братислава.
Административное деление: 8 краев.
Действует Конституция, принятая 1 сентября 1992 г. Форма правления - республика.
Глава государства - президент, избирается парламентом большинством в три пятых голосов сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок.
Парламент - Национальный совет Словацкой Республики, состоит из 150 депутатов, избираемых всеобщим голосованием сроком на 4 года.
Правительство на коалиционной основе формируется президентом. Программное заявление правительства должно быть одобрено парламентом. (А. К.)

СЛОВЕНИЯ (Республика Словения) - государство на северо-западе Балканского полуострова. До 1991 г.входило на правах союзной республики в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия. Декларация о суверенитете принята Скупщиной (парламентом) С. 2 июня 1990 г., а 23 декабря 1990 г. состоялся референдум по вопросу о провозглашении С. самостоятельным государством. 25 июня 1991 г. Скупщина провозгласила независимость и суверенитет С. 25 июня - национальный праздник (День Словенской государственности). 25 мая 1992 г. принята в ООН. Столица - г. Любляна.
Административное деление - 62 района.
Действующая Конституция принята 23 декабря 1991 г. Форма правления - республика.
Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок.
Парламент - Скупщина - состоит из двух палат: Государственного собрания (90 депутатов, избираемых сроком на 4 года. при этом итальянская и венгерская общины имеют по одному представителю) и Государственного совета (40 членов, избираемых сроком на 5 лет: из них 22 - представители партий, 4 - представители трудящихся, 4 - работодатели, 4 - представители крестьянства, ремесленников и лиц свободных профессий, 6 - представители иных сфер деятельности).
Исполнительная власть осуществляется правительством, ответственным перед парламентом. Формируется на коалиционной основе. Председатель правительства по предложению президента утверждается Государственным собранием. Парламентские группы численностью не менее 10 депутатов могут выдвигать своих кандидатов на пост Председателя правительства. В этом случае происходит голосование по каждой кандидатуре. (А. К.)

СЛОЖЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ - объявление органа или должностного лица о прекращении своих полномочий. В принципе - это то же самое, что и отставка.
Для одних органов или должностных лиц с объявлением о С. п. прекращается их исполнение. Для других требуется реакция иного органа, должностного лица, которое может принять отставку, но поручить продолжить исполнение полномочий до формирования нового состава органа или назначения должностного нового лица либо отказать и тогда орган или должностное лицо обязаны продолжить деятельность. Самовольное С. п. будет рассматриваться как нарушение закона. (С. А.)

СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ - система государственных органов (официальное название - органы федеральной службы безопасности РФ), призванных действовать по двум основным направлениям: контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью.
Контрразведывательная деятельность органов С. 6. включает в себя меры по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.
Борьба с преступностью - осуществление в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.
Центральным органом С. б. является Федеральная служба безопасности РФ, возглавляемая директором (в ранге федерального министра), которого назначает Президент РФ.
С. б. сформирована в 1995 г. в результате реорганизации существовавшей до этого Федеральной службы контрразведки. (К. Г.)

СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ - совокупность специально созданных государством органов, призванных участвовать в обеспечении безопасности личности, общества и государства от внешних угроз, с использованием установленных законодательством методов. Согласно закону, в эту систему входят: Федеральная служба внешней разведки РФ, органы внешней разведки Министерства обороны РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ и Федеральной пограничной службы РФ. Цели разведывательной деятельности:
- обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
- обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности;
- содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ.
Руководители разведывательных органов назначаются Президентом РФ. (К. Г.)

СЛУЖБА ПОГРАНИЧНАЯ - система исполнительных органов, включающая Пограничные войска РФ, органы пограничного и иных видов контроля, оперативные органы, органы обеспечения безопасности, учебные заведения, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении Федеральной пограничной службы РФ (центрального аппарата С. п.).
Основными ее задачами являются, в частности: обеспечение охраны Государственной границы РФ; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих все виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу; добывание и обработка информации об угрозах безопасности Российской Федерации; взаимодействие с соответствующими органами зарубежных государств и международными организациями.
Центральный аппарат С. п. возглавляется директором (в ранге федерального министра), назначаемым Президентом РФ. (К. Г.)

СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ - государственные органы и должностные лица, призванные обеспечивать установленный порядок деятельности судов, входящих в судебную систему РФ, и исполнение судебных актов и решений иных органов (см. также: Судебный пристав).
Возглавляет С. с. п. заместитель министра юстиции РФ - главный судебный пристав РФ. Она состоит из:
департамента судебных приставов Министерства юстиции РФ; С. с. п. субъектов РФ; районных, межрайонных или соответствующих им подразделений судебных приставов. Департаментом руководит заместитель главного судебного пристава РФ, С. с. п. субъекта РФ - заместитель руководителя министерства, управления (отдела) юстиции, а подразделением судебных приставов - старший судебный пристав.
Кроме того, соответствующие службы, автономные от перечисленных, образуются в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ. (К. Г.)

СЛУЖБА ТАМОЖЕННАЯ - система органов, в которую входят Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты и другие учреждения (например, лаборатории, учебные заведения).
Основные задачи: участие в разработке таможенной политики и ее реализации; организация и совершенствование таможенного дела;
участие в обеспечении экономической безопасности и единства таможенной территории; защита экономических интересов РФ; участие в международном сотрудничестве по таможенным вопросам и т. д.
Государственный таможенный комитет РФ возглавляет Председатель, назначенный Президентом РФ. (К. Г.)

СОБРАНИЕ - термин, довольно популярный в российском конституционном лексиконе. Наиболее типичны следующие словосочетания:
1) для обозначения наименования представительного органа или его палат - народное С. (например, Болгария), верховное народное С. (КНДР), национальное С. (например, Франция), государственное С. (Венгрия), законодательное С. (например, многие субъекты РФ), всекитайское С. народных представителей (КНР), С. представителей (например, наименование представительных органов местного самоуправления во многих городах РФ); Федеральное Собрание (например, Россия, Швейцария, Австрия и др.);
2) для обозначения наименования сборника (бюллетеня) законодательства, нормативных актов. Например:
нынешнее издание в РФ - С. законодательства Российской Федерации (в нем публикуются все федеральные законы, акты Совета Федерации и Государственной Думы, Президента РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ и другие документы); ранее выходившие издания - С. актов Президента РФ и Правительства РФ, С. постановлений и распоряжений Правительства СССР, РСФСР и других республик;
3) для обозначения института непосредственной демократии - С. (сходов) граждан. Так, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. предусматривает, что в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться С. (сходы) граждан. Уставом соответствующего муниципального образования устанавливаются, помимо прочего, пределы компетенции С. (сходов), порядок принятия ими решений. (С. А.)

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - официальное периодическое издание, в котором публикуются федеральные конституционные законы
(ФКЗ), федеральные законы (ФЗ), акты палат Федерального Собрания (ФС) - Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД); указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда (КС) РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.
СЗ РФ состоит из пяти разделов:
в первом публикуются ФКЗ, ФЗ; во втором - акты палат ФС; в третьем - указы и распоряжения Президента РФ; в четвертом - постановления и распоряжения Правительства РФ; в пятом - решения КС РФ. Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат ФС, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат РФ (ст. 102 и 103 Конституции РФ); во второй - иные акты палат. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части публикуются нормативные акты, во вторую включаются акты ненормативного характера.
Публикуемые в СЗ РФ акты располагаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты. При публикации ФКЗ и ФЗ указываются наименование закона, даты его принятия ГД и одобрения СФ, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты ФС указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер. Аналогичные реквизиты есть и у других актов, публикуемых в СЗ РФ. (С. А.)

СОБСТВЕННОСТЬ - одно из ключевых понятий конституционного, гражданского и других отраслей права. Объектами С. могут быть имущество, денежные средства, ценные бумаги, средства бюджетов, внебюджетные фонды, земля и иные природные ресурсы, предприятия и организации, банки и другие финансово-кредитные организации, жилищный фонд и нежилые помещения, социально-культурные учреждения, другое движимое и недвижимое имущество.
Конституция РФ говорит о том, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы С.
Частная С. может быть С. граждан и юридических лиц (в числе последних Гражданский кодекс (ГК) называет коммерческие и некоммерческие организации, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды). Государственная С.подразделяется на федеральную государственную С. и государственную С. субъектов РФ. Муниципальная С. принадлежит муниципальным образованиям.
В отличие от прежнего этапа развития нашей страны в настоящее время нет принципиальной разницы между различными видами С. Вместе с тем, согласно ст. 212 ГК, законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной С. (С. А.).
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. При конституционной реформе 24 мая 1991 г. обозначен в Конституции. Учрежден Законом РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. Согласно действующей Конституции РФ, Президент РФ формирует и возглавляет СБ РФ, статус которого определяется Федеральным законом (п. "ж" ст. 83). Президент РФ Указом от 2 августа 1999 г. утвердил Положение о СБ РФ.
Основными задачами СБ РФ являются: определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности:
разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения: подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства: подготовка оперативных решении по предотвращению чрезвычайных ситуации, которые могут привести к существенным социально-политическим. экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации: подготовка предложении Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения; разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности: совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений но реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
Основными функциями СБ РФ являются: рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики РФ в области обеспечения безопасности, обороноспособности, военно-технического сотрудничества и т. п.: подготовка соответствующих решении Президента РФ: рассмотрение законопроектов данной сферы, подготовка проектов указов Президента РФ; организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики. военно-технического сотруд
ничества и информационной оезопас-ности РФ, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности и выявление их источников; осуществление контроля за реализацией органами исполнительной власти соответствующей стратегии; рассмотрение вопросов создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности, а также вопросов их деятельности и т. д.
Постоянные члены и члены СБ РФ назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря СБ РФ. Работой СБ РФ руководит Председатель СБ РФ. Присутствие на заседаниях СБ РФ постоянных членов и членов СБ РФ обязательно. Решения СБ РФ по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения - протоколами.
Межведомственные комиссии СБ РФ являются основными его рабочими органами. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Положения о межведомственных комиссиях, председатели этих комиссий и их составы по должностям утверждаются Президентом РФ по представлению Секретаря СБ РФ.
Деятельность СБ РФ обеспечивается его аппаратом. Положение об аппарате СБ РФ и его структура утверждаются Президентом РФ по представлению Секретаря СБ РФ, согласованному с Руководителем Администрации Президента РФ. (С. А.)

СОВЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - создается для предварительной подготовки рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В состав С. ГД входят Председатель ГД, руководители фракций и депутатских групп. Заместители Председателя ГД и председатели комитетов ГД участвуют в его работе с правом совещательного голоса.
Согласно Регламенту ГД 1998 г., С. ГД: формирует проект примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию; принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы ГД на текущую сессию;
формирует проект календаря рассмотрения ГД вопросов на очередной месяц; формирует проект порядка работы ГД на очередное заседание;
созывает внеочередные заседания ГД по предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов ГД, или по предложению Председателя ГД; назначает комитет ГД, ответственный за подготовку законопроекта при его внесении в ГД, направляет законопроект в другие комитеты, комиссии ГД, иным субъектам права законодательной инициативы - для получения их отзывов, предложений и замечаний;
направляет законопроект, подготовленный к рассмотрению в ГД, Президенту РФ, Правительству РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам ГД; согласовывает с Правительством РФ вопрос о сроке подготовки заключения на законопроект;
принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования, связанные с представлением и оформлением законопроекта; принимает решение о проведении парламентских слушаний; награждает Почетной грамотой ГД; решает иные вопросы организации работы ГД в соответствии с ее Регламентом.
Решения С. ГД оформляются в виде протокольных записей, которые подписываются ее Председателем. Государственная Дума может отменить решение С. ГД. (С. А.)

СОВЕТ МИНИСТРОВ - распространенное наименование правительства во многих государствах. В Российской Федерации также использовалось длительное время. В настоящее время официальное наименование - Правительство РФ (см. также: Правительство. Правительство Российской Федерации). (С. А.)

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ - наименование Правительства в РСФСР (с октября 1917 г.), СССР (с 1922 г.), союзных и автономных республиках. В 1946 г. переименовывается в Совет Министров. (С. А.)

СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР - одна из двух равноправных палат (Совет Национальностей и Совет Республики) Верховного Совета РСФСР. Учреждена при конституционной реформе 27 октября 1989 г. Палаты были сформированы в июне 1990 г. (см.: Верховный Совет РСФСР). (С. А.)

СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР - одна из двух равноправных палат (Совет Национальностей и Совет Союза) Верховного Совета СССР по Конституции СССР 1936 г. С учреждением при конституционной реформе 1 декабря 1988 г. Съезда народных депутатов СССР и превращением Верховного Совета СССР в более профессионально и постоянно работающий представительный орган С. Н. ВС СССР продолжает быть одной из двух равноправных палат Верховного Совета (см.: Верховный Совет СССР). (С. А.)

СОВЕТНИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 1, 2 И 3-ГО КЛАССА - один из пяти квалификационных разрядов, установленных Федеральным законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 г. Присваивается государственным служащим, замещающим старшие государственные должности. Выше данного разряда (по восходящей) - разряды советника РФ 1, 2 и 3-го класса, государственного советника РФ 1, 2 и 3-го класса и действительного государственного советника РФ 1, 2 и 3-го класса; ниже - разряд референта государственной службы 1, 2 и 3-го класса. (С. А.)

СОВЕТНИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1,2 И 3-ГО КЛАССА - один из пяти квалификационных разрядов, установленных Федеральным законом РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 г. Присваивается государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности. Выше данного разряда (по восходящей) - разряды государственного советника РФ 1, 2 и 3-го класса и действительного государственного советника РФ 1, 2 и 3-го класса; ниже - разряды (по нисходящей) советника государственной службы 1, 2 и 3-го класса, референта государственной службы 1, 2 и 3-го класса. (С. А.)

СОВЕТ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действовавший совещательный орган, осуществлявший подготовку решений Президента РФ в области военного строительства, реализации важнейших решений Совета Безопасности (СБ) РФ по стратегическим вопросам оборонной политики. С. О. РФ был образован Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г., одновременно утверждены Положение о С. О. РФ и его состав.
Председателем С. О. РФ являлся Президент РФ, членами - Председатель Правительства РФ (заместитель Председателя С. О. РФ), секретарь СБ РФ, Руководитель Администрации Президента РФ, министры (обороны, иностранных дел, внутренних дел, экономики, оборонной промышленности РФ), директор ФСБ России, директор Федеральной пограничной службы России, директор Службы внешней разведки России, статс-секретарь - 1-й заместитель министра обороны РФ, начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ - 1-й заместитель министра обороны РФ, 1-й заместитель министра финансов РФ, вице-президент РАН, руководитель Административного департамента Аппарата Правительства РФ, помощник Президента РФ (секретарь С. О. РФ). Упразднен Указом Президента РФ от 3 марта 1998 г. (С. А.)

СОВЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ - действующий при Высшем Арбитражном Суде РФ орган, состоящий из Председателя этого суда и председателей всех арбитражных судов. Заседания проводятся по мере необходимости. Является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Для реализации решений Совета Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения. (К. Г.)

СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР - одна из двух равноправных палат (Совет Республики и Совет Национальностей) Верховного Совета РСФСР. Учреждена при конституционной реформе 27 октября 1989 г. Палаты были сформированы в июне 1990 г. (см.: Верховный Совет РСФСР). (С. А.)

СОВЕТСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО - наименование комплексной правовой науки, которая с привлечением элементов науки управления и других гуманитарных наук изучала порядок организации и деятельности Советов (соответственно историческому периоду - Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, Советов депутатов трудящихся, Советов народных депутатов) - представительных органов государственной власти Советского государства. В вузах существовала учебная дисциплина аналогичного наименования.
С прекращением существования Советов прекратила существование и наука С. с. Вопросами организации и деятельности органов, действующих на местных уровнях, занимается наука муниципального права, а представительных органов государственной власти РФ и субъектов РФ - наука конституционного права. (С. А.)

СОВЕТ СОЮЗА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР - одна из двух равноправных палат (Совет Союза и Совет Национальностей) Верховного Совета СССР по Конституции СССР 1936 г. С учреждением при конституционной реформе 1 декабря 1988 г. Съезда народных депутатов СССР и превращением Верховного Совета СССР в более профессионально и постоянно работающий представительный орган С. с. ВС СССР продолжал быть одной из двух равноправных палат Верховного Совета СССР (см.: Верховный Совет СССР). (С. А.)

СОВЕТ СТАРЕЙШИН - совещательный орган, существовавший в Верховном Совете СССР. Состоял из представителей от групп депутатов, избранных (независимо от того, в какую палату) на территориях союзных, автономных республик, краев и областей. Обсуждал проект повестки дня очередной сессии Верховного Совета СССР, порядок обсуждения вопросов, а также кадровые вопросы внутри Верховного Совета. Решения С. с. носили характер рекомендаций, но практически предопределяли соответствующие решения Верховного Совета. С. с. существовали и в Верховных Советах республик. (С. А.)

СОВЕТ СУДЕЙ РФ - один из высших органов самоуправления судейского сообщества (см. также: Корпус судейский). Его состав избирается из числа членов сообщества Всероссийским съездом судей. В период между съездами он обеспечивает выполнение задач, возложенных на судейское сообщество. (К. Г.)

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - одна из палат Федерального Собрания - парламента РФ - в настоящее время. Согласно ст. 11 Конституции РФ, Совет Федерации (СФ) участвует в осуществлении государственной власти. Он относится к законодательной ветви власти.
В СФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ). Согласно Федеральному закону "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. в СФ входят по должности главы законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Если законодательный орган субъекта РФ является двухпалатным, представитель определяется совместным решением обеих палат.
Таким порядком формирования СФ был одновременно решен и вопрос о порядке работы членов СФ и палаты в целом. Члены СФ не работают в палате на профессиональной постоянной основе, они периодически заседают и выполняют иные функции в Москве, остальное время проводят в своих субъектах, где исполняют штатные функции.
СФ считается верхней палатой парламента, Государственная Дума (ГД) - нижней. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что между ними существует соподчиненность, что ГД подчинена СФ. Палаты - самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы "снизу" и идет "вверх". Первой должна рассматривать законопроекты ГД. Поскольку далее принятый ею закон поступает в СФ, у СФ есть право как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, однако уже квалифицированным большинством - не менее двух третей от общего числа депутатов ГД.
К ведению СФ относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного, чрезвычайного положений;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
СФ участвует в законотворческом процессе. Принятые ГД федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение СФ. Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ. Причем принятые ГД законы подлежат обязательному рассмотрению в СФ по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ;
войны и мира.
Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент наложит вето, оно может быть преодолено не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов в ГД и членов СФ.
Структура и организация работы СФ в главных чертах определяются Конституцией РФ, в деталях - Регламентом палаты (принят 6 февраля 1996 г.). СФ избирает из своего состава Председателя СФ и его заместителей. В первом созыве СФ эти лица работали на постоянной основе. СФ имеет 11 комитетов: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; по вопросам социальной политики; по вопросам экономической политики; по международным делам;
по делам СНГ; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов. Кроме того, СФ имеет комиссию по регламенту и парламентским процедурам. (С. А.)

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 181 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 31692

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close