Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:30
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - принадлежность гражданина по своему происхождению, полу, имущественному и должностному положению к той или иной общественной группе. Конституционное право учитывает данное понятие и использует его либо в прямой форме, либо в совокупности составляющих характеристик. Например, согласно ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы, а также равные возможности для их реализации. (С. А.).
СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО - равенство человека с человеком независимо от социального положения. Конституционное право обеспечивает С. р. в плане равноправия (юридического равенства), иначе говоря - равенства перед законом. (См. также: Равноправие.)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА - см.: Основные права и свободы.
СОЮЗНАЯ ТЕРРИТОРИЯ - часть территории федеративного государства, находящаяся в подчинении (управлении) федерации и не входящая в состав ее субъектов. Например, в Индии - семь С. т. Систему их органов возглавляют управляющие, назначаемые президентом государства. В принципе, по решению центрального парламента на С. т. могут создаваться свои представительные и исполнительные органы, высшие суды. С. т. считаются значительно ограниченной автономией в сравнении с правами штатов как субъектов федерации. (С. А.)

СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО - федеративное государство, возникшее в результате заключения союза независимых государств. СССР как федерация возник путем принятия Договора и Декларации об образовании СССР, в результате чего в Союз вошли четыре государства: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР (Закавказская федерация была образована в 1922 г. в составе Азербайджана, Армении и Грузии, просуществовала до 1936 г., когда эти республики вошли непосредственно в Союз ССР), ставшие союзными республиками в составе СССР. Далее в результате внутреннего национально-государственного размежевания образовывались новые союзные республики. Кроме того, в союз вступили некоторые республики, бывшие до этого независимыми. (С. А.)

СПИКЕР - наименование председателя парламента или его палаты. В российских средствах массовой информации часто С. называют председателей палат Федерального Собрания РФ, особенно Председателя Государственной Думы. Однако в нормативных актах этот термин не употребляется. (С. А.)

СПИСОК ИЗБИРАТЕЛЕЙ - список участников голосования, совершеннолетних граждан, обладающих избирательным правом. С. и. составляются соответствующими избирательными комиссиями на основании данных, представляемых по установленной форме главой муниципального образования не позднее определенного до дня выборов срока.
В С. и. включаются все граждане РФ, имеющие место жительства (как постоянное, так и преимущественное, - в том числе студенты, аспиранты, проживающие в общежитиях, военнослужащие, вынужденные переселенцы и т. д.) на территории соответствующего избирательного участка и достигшие 18-летнего возраста на день выборов (если избирателю исполняется 18 лет непосредственно в день выборов, он включается в список и имеет право голосовать). Лица, которым не предоставлено право избирать, в С. и. не включаются.
С. и. составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (для 18-летних - дополнительно день и месяц рождения) и адрес места жительства избирателя.
С. и. подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии (в случае ее отсутствия - окружной избирательной комиссии), а после передачи списка в участковую избирательную комиссию (УИК) - также председателем и секретарем УИК. Каждому гражданину обеспечивается возможность ознакомиться со списком. Избиратель имеет право заявить в УИК о невключении его в список, а также о любой ошибке или неточности, допущенной в списке (как в отношении себя, так и других лиц). УИК обязана проверить жалобу (заявление) и устранить ошибку или неточность не позднее чем через 24 часа, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения либо дать заявителю ответ в письменной форме с указанием причин отклонения заявления. Решение УИК может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в 3-дневный срок, а за три дня до голосования и в день выборов - немедленно.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещено.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления С. и. для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, включаются в С. и. УИК дополнительно на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка. (С. А.)

СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ГРАЖДАНСКИХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ - верховные суды республик, суды краев, областей, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов.
Основные полномочия: разбирательство гражданских и уголовных дел по первой инстанции; проверка законности и обоснованности приговоров и иных решений нижестоящих судов (см.: Районный суд) в кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам (см.: Кассация. Надзорное производство. Производство по вновь открывшимся обстоятельствам. Инстанция судебная).
Основные структурные подразделения: две судебные коллегии (по гражданским и уголовным делам) и президиум (см.: Судебная коллегия. Президиум суда. Председатель суда общей юрисдикции среднего звена. Судебная система). (К. Г.)

СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - в соответствии с Законом РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год); радио-, теле-, видео- и кинохроникальная программы, а также иные формы периодического распространения массовой информации. Понятие "массовость" определяется названным Законом не по тиражу, а по иному критерию - предназначенность для неограниченного круга лиц. (С. А.)

СТАТС-СЕКРЕТАРЬ - заместитель министра в федеральном министерстве для обеспечения связи министерства с палатами ФС. координации законопроектных работ, подготовки предложений Правительства по рассматриваемым палатами законопроектам и т. д., должность, учрежденная постановлением Правительства РФ "О мерах по обеспечению взаимодействия Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания" от 16 декабря 1994 г. (С. А.)

СТАТУС - понятие, широко используемое в праве, в том числе в конституционном. Обозначает оформленное нормативным актом положение (отсюда - правовое положение) органа, организации, объединения, должностного лица, личности (гражданина). С. характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия. (С. А.)

СТАТУТ - обобщенное наименование нормативных актов, комплексно регулирующих группы общественных отношений либо правовое положение -государственных органов или органов местного самоуправления.
В наше время понятие используется сравнительно редко и лишь в научном плане. (С. А.)

СТАТУТНОЕ ПРАВО - используемое правовой наукой условное наименование групп нормативных актов, посвященных закреплению правового статуса органов государства. (С. А.)

СТЕНОГРАФИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ - ведущаяся специальными служащими дословная запись заседания законодательного (представительного) или иного коллегиального органа. Кроме того, к С. о. возможны приложения письменных текстов выступлений участников заседания, не получивших слова, иных материалов (например, вносившихся проектов решений), а также решений (актов), принятых соответствующим органом.
Достоверность С. о. удостоверяется подписью лица, председательствующего на заседании. С. о. имеет значение официального документа и подлежит хранению. (С. А.)

СТОЛИЦА - официальный административный центр государства. Предусматривается в конституции государства, но наряду с этим зачастую принимается специальный закон о столице (например, в Российской Федерации - Закон "О статусе столицы Российской Федерации" от 15 апреля 1993 г.). (С. А.)

СУБЪЕКТ ПРАВА - лицо или организация, за которыми государством признается способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В современной юридической литературе понятие "субъект права" чаще всего используется в качестве синонима понятия "субъект" или "участник правоотношений". В юридических источниках к. XIX - н. XX вв. понятие "субъект права" употреблялось лишь для обозначения "носителя субъективных прав".
Только государство в реальной действительности определяет, кто и при каких условиях может быть С. п., а следовательно, и участником правоотношений, какими качествами он должен обладать. Только закон может устанавливать и признавать то особое юридическое качество или свойство, которое позволяет лицу или организации стать С. п. Это качество или свойство называется правосубъектностью. Его невозможно произвольно установить, изменить или отменить, оно не зависит от воли и желания частных лиц и организаций. Как и составляющие ее звенья - правоспособность и дееспособность, - она возникает, изменяется или прекращается только с помощью объективного права.
Чтобы лицо или организация имели право полностью распоряжаться своим имуществом, самостоятельно совершать сделки, быть участниками правоотношений, они непременно должны обладать правоспособностъю и дееспособностью. В настоящее время правоспособность во всех странах рассматривается как всеобщий принцип и распространяется на всех граждан. Дееспособность граждан и организаций может быть ограничена.
С. п. как физическое лицо - все граждане, иностранцы и лица без гражданства. Они обладают всеми видами правоспособности: общей, отраслевой и специальной. В сфере гражданско- и частноправовых отношений они обладают равной правоспособностью. Однако правоспособность и дееспособность физических лиц по времени своего возникновения, а также и в других отношениях, не всегда совпадают.
В качестве С. п. - юридического лииа, участника гражданско-правовых отношений, выступают государственные органы и организации, общественные объединения, учреждения, которые обладают следующими признаками: а) имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; б) могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; в) имеют самостоятельный баланс или смету; г) несут обязанности, вправе быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно гражданскому законодательству России, юридическими лицами могут быть коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческие, не преследующие таковой. Юридические лица - коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, различных государственных организаций. Юридические лица - некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных объединений, а также в других формах, предусмотренных законом (см. также: Правоспособностъ. Дееспособность). (М. М.)

СУБЪЕКТ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ - орган или лицо, которому принадлежит право внесения законопроектов в парламент государства. Так, в Российской Федерации, согласно ст. 104 Конституции РФ, С. п. з. и. на федеральном уровне являются: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. С п. з. и. (но только по вопросам их ведения) являются также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. (С. А.)

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономные округа, а также территориальные (по мнению некоторых ученых и практиков, территориально-государственные) образования - края, области, города федерального значения.
Россия как федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов - равноправных С. РФ, Статус субъекта определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом субъекта.
Равноправие С. РФ означает, что все они имеют юридически равные права и обязанности по отношению друг к другу и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Иными словами, субъекты РФ не могут в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса. Характеризуя статус субъектов РФ (включая и республики-государства), Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" применительно к ним и использует ее лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для субъектов РФ, включая и республики, не предусмотрено также право одностороннего выхода из РФ. Следовательно, если кто-то захочет это сделать, вопрос придется решать по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта.
Федеративные отношения субъектов с Российской Федерацией характеризуются следующими положениями: разделение вопросов ведения на вопросы, которые относятся только к ведению РФ (исключительное ведение РФ), и вопросы совместного ведения РФ и С. РФ. Все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению С. РФ, и, согласно ст. 73 Конституции РФ, здесь они обладают всей полнотой государственной власти;
разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции, так и на основе договоров между ними о разграничении предметов ведения и полномочий;
все С. РФ имеют представительство на федеральном уровне и возможность обращения к Президенту РФ, Правительству РФ, в Конституционный Суд РФ и другие органы РФ, которые обязаны на это реагировать. Кроме того, С. РФ имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.
У каждого С. РФ есть свой основополагающий акт (конституция - у республик, устав - у остальных субъектов) и свое законодательство (законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда - общий принцип верховенства федеральных актов и в его развитие - специальные правила о субординации актов, а именно: если закон принят по вопросам ведения РФ - он действует на всей территории РФ и акты С. РФ не могут ему противоречить. В случае противоречия действует федеральный закон. Если акт С. РФ издан по вопросам С. РФ, а появился федеральный закон, который ему противоречит, то действует нормативный акт С. РФ. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С. РФ и не допускает произвольного вмешательства в сферы его ведения.
В частности, в сфере совместного ведения РФ и С. РФ - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. С. РФ вправе принимать свои нормативные акты по многим другим вопросам совместного и собственного ведения.
Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается С. РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом.
Наиболее типичная система органов С. РФ: в республике - президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства, верховный суд, высший арбитражный суд (в некоторых республиках - конституционный суд), прокурор; в иных субъектах - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрация (в ряде субъектов - правительство), управление, департамент (министерство), суды, арбитражные суды (кое-где - уставные суды или палаты), прокурор.
Для осуществления своих полномочий на территории С. РФ Российская Федерация может иметь там свои органы или соответствующих должностных лиц.
Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия субъекта. Границы между С. РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. Вместе с тем территория РФ является единой, а это означает, что внутри Российской Федерации не допускается установление (в том числе и С. РФ) таможенных границ,сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Каждый С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свои бюджет, налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются Федерацией).
Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С. РФ человек проживает. Причем если по Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, то регулирование статуса - исключительное ведение РФ. Федерация обеспечивает на всей территории РФ единый общественный порядок, для чего создается единая система правоохранительных органов, безопасности, единые Вооруженные Силы. С. РФ, включая и республики, нет необходимости иметь свои Вооруженные Силы, внутренние войска, пограничников, поскольку вооруженную защиту территории страны обеспечивает Федерация. Федеральными являются и службы безопасности, внешней разведки, охраны. Разумеется, создавая свои территориальные органы и осуществляя те или иные действия в рамках закона, указанные системы должны согласовывать принципиальные вопросы с С. РФ.
Поскольку республики являются государствами, существует понятие гражданства республики. Однако и это не создает особого статуса личности в республике. Вместе с тем каждый С. РФ вправе принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан на своей территории, в том числе по созданию дополнительных гарантий в части их реализации.
У С. РФ есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях. Эта сфера относится к совместному ведению, и Россия координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Следовательно, субъекты обязаны учитывать интересы РФ. Дипломатические и консульские учреждения РФ являются едиными для России, в них могут работать и представители соответствующих С. РФ. Не исключено создание в других государствах представительств С. РФ. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции.
С. РФ, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, направлять друг к другу делегации, представителей и т. д.
В С. РФ - республиках допускается наличие своего государственного языка, который в органах власти и местного самоуправления употребляется наряду с государственным языком РФ. Для других С. РФ наличие государственного языка не предусмотрено. Но есть четкое положение в Конституции РФ: ''Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Кроме того, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь свои герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки и символы. (С. А.)

СУВЕРЕНИТЕТ - верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти. В конституционном праве принято выделять три следующих аспекта (разновидности) С.
1)С. народа, или народный С. Суть концепции народного С. в том, что народ является носителем С. и единственным источником власти в обществе и государстве, ему принадлежит вся полнота власти.
Власть народа осуществляется в трех формах - государственной, общественной и власти местного самоуправления. Государственную власть осуществляют либо народ непосредственно (например, путем референдума или выборов государственных органов), либо органы государства. Решения и действия государственной власти обязательны для всех, они исполняются добровольно, но при необходимости обеспечиваются организационным воздействием и принудительной силой государства. Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан, она обязательна только для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия. Власть местного самоуправления осуществляется на территории муниципальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления. При решении вопросов местного значения власть местного самоуправления ближе к общественной власти, при решении переданных полномочий государственных органов она выступает от имени государства. Таким образом, во власти местного самоуправления переплетаются общественные и государственные начала.
В Российской Федерации основы С. народа заложены в Конституции РФ, которая гласит, что носителем С. и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ст. 3);
2) С. государств а. Он выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости.
Верховенство государственной власти состоит в том, что только она полномочна отражать (закреплять) в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений, устанавливать правопорядок, правомочия физических и юридических лиц, порядок (процедуры) их реализации, меры юридической ответственности.
Единство государственной власти заключается в том, что на всех уровнях осуществления она обладает одинаковой сущностью, формами и методами деятельности, причем между всеми органами государственной власти должны быть связь, распределение полномочий (разделение властей), дисциплина, субординация и взаимообусловленность, исключающие противопоставление государственных органов друг другу.
Самостоятельность и независимость государственной власти проявляются в том, что в соответствии с распределением функций управления общественными и государственными делами органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо как от иных форм власти в данной стране (например, политических партий, движений, органов местного самоуправления и др.), так и от иностранных государств и международных организаций. Разумеется, влияние на государственную власть при реализации ее функций оказывается, но ни ограничение государственной власти, ни подмена ее функций какими-либо внутренними или зарубежными структурами невозможны.
Таким образом, С. государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении - на всю его территорию. Конституционные основы С. государства отражены в некоторых статьях Конституции РФ.
Так, согласно ст. 4, С. РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Она обеспечивает целостность и неприкосновенность территории. В соответствии со ст. 67 территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Она обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права;
3) С. национальный. Он выражается в праве нации определять характер своего бытия, решать вопросы как внутренние (язык, письменность, обычаи, традиции, культура и т. д.), так и касающиеся отношений с другими нациями, народностями (создание новых государственного образования или национально-государственной (автономной)единицы, вхождение в состав какого-то государства и т. д.).
Все три формы С. взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. В принципе, народный С. как осуществление всей полноты власти народом можно считать предпосылкой и С. государственного, и С. национального. Вместе с тем реализация народного С. в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, поскольку лишь в этом случае воле народа придается государственно обязательная сила. В свою очередь, реализация национального С. должна сочетаться с настроениями граждан других национальностей, проживающих на той же территории. Если национальный С. приводит к провозглашению государства лишь данной нации, это может ущемить интересы остальных граждан и даже вызвать противостояние между ними. Таким образом: С. государства, с одной стороны, корреспондирует с народным С., когда народом считаются все граждане, проживающие на территории государства, независимо от их национальной принадлежности, с другой стороны, - с национальным С., когда государство одновременно воплощает интересы (С.) главной (титульной) нации. В Конституции РФ (ст. 5) в качестве одной из основ ее федеративного устройства назван не национальный С., а равноправие и самоопределение народов в РФ. (С. А.)

СУВЕРЕННОСТЬ - понятие, используемое в науке конституционного права, а иногда - ив законодательстве. Среди ученых нет единства в понимании С. Одни считают ее синонимом суверенитета, другие полагают, что суверенитет - нечто большее, полностью сформировавшееся явление, а С. - как бы зачатки суверенитета, отдельные его проявления. С. предполагает обладание суверенными правами, однако не всеми и не в таком полном объеме, как при суверенитете.
В общем плане, для неспециалиста, этот спор носит отвлеченный характер, и можно рекомендовать ему считать С. и суверенитет в целом тождественными понятиями. (С. А.)

СУВЕРЕННЫЕ ПРАВА - понятие, применяемое в конституционном праве преимущественно по отношению к сферам государственного, федеративного устройства для обозначения полномочий государства, субъекта федерации, осуществляемых им самостоятельно и независимо от других государств, международных организаций, а также организаций внутри страны.
Понятие С. п. использует и Конституция РФ. Например, согласно ст. 67, Российская Федерация обладает С. п. и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. В принципе С. п. можно считать все полномочия, отнесенные к ведению РФ ее Конституцией и федеральными законами, поскольку ни субъекты РФ, ни иностранные государства не могут покушаться на компетенцию РФ, навязывать ей какие-либо варианты их осуществления, а тем более - подменять Российскую Федерацию в реализации ее полномочий. (С. А.)

СУД (понятие, виды) - орган, на который возложено осуществление одной из ветвей государственной власти - судебной власти. От законодательных (представительных) и исполнительных органов С. отличается особенностями порядка его формирования, наделения полномочиями судей, процедуры разбирательства подведомственных дел, а также властностью и ответственностью принимаемых решений, их юридической значимостью.
Термин "суд" довольно часто употребляется для наименования негосударственных образований, у которых, естественно, нет права осуществлять полномочий судебной власти (третейский суд, Международный •коммерческий арбитражный суд, суды чести и т. д.).
Виды судов: Конституционный Суд РФ, суды. общей юрисдикции, арбитражные суды, суды субъектов РФ, военный суд. Судебная система. (К. Г.)

СУДАН (Республика Судан, в 1969- 1985 гг. - Демократическая Республика Судан) - государство в Северо-Восточной Африке. Независимость провозглашена 1 января 1958 г. Столица - г. Хартум.
Административное деление: 26 штатов.
С момента провозглашения независимости на юге страны началась война за отделение от С. Усиление противостояния между мусульманами и христианами, переросшее затем в геноцид христиан на юге, серьезно дестабилизировало обстановку в стране.
В 1985 г. принята временная Конституция. 6 мая 1986 г. Переходный военный совет передает всю полноту власти Учредительному собранию, избранному путем всеобщих выборов 1-12 апреля 1986 г. сроком на 4 года. Учредительное собрание наделило функциями коллективного главы государства Верховный совет С. Однако в результате очередного военного переворота 30 июня 1989 г. приостановлено действие временной Конституции; распущены Верховный совет, Учредительное собрание, правительство; запрещены партии и профсоюзы. Всю власть сконцентрировал Совет командования революции национального спасения (СКРНС).
24 февраля 1992 г. создан временный парламент - Переходный национальный совет. Объявлено, что основу представительной системы составят местные народные конгрессы.
В марте 1996 г. состоялись президентские выборы и выборы в Национальную ассамблею. В Национальную ассамблею избрано 400 депутатов.
Правительство - Совет Министров - возглавляет президент, он же - премьер-министр. (А. К.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 13 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close