Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:30
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - ветвь государственной власти. Ее наиболее существенной особенностью является то, что она может реализоваться только государственными судами, входящими в состав судебной системы, закрепленной в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации".
В наши дни к полномочиям, составляющим содержание С. в., Конституция РФ и иные законы относят: конституционные контроль;
правосудие, контроль за законностью и обоснованностью решении и действий государственных органов и должностных лиц; участие в обеспечении надлежащего исполнения приговоров и иных судебных решений;
разбирательство и разрешение материалов (дел) об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества. (К. Г.)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ - одно из основных подразделений, образуемых в гражданских судах общей юрисдикции среднего уровня и в Верховном Суде РФ, а также Высшем Арбитражном Суде РФ. С учетом объема работы они могут создаваться в других арбитражных судах и в военных судах среднего уровня.
Целью их создания является обеспечение специализации судей при рассмотрении конкретных категорий дел. В судах (гражданских) общей юрисдикции среднего уровня имеются отдельные С. к. для разбирательства уголовных и гражданских дел. В Верховном Суде РФ наряду с С. к. по гражданским делам и С. к. по уголовным делам имеются еще Военная коллегия и Кассационная коллегия. В арбитражных судах могут быть созданы две С. к.- по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и споров, возникающих из административных правоотношений. Но для арбитражных судов субъектов РФ, где объем работы незначителен, положение о создании двух С. к. не является обязательным.
В судах общей юрисдикции среднего уровня С. к. выполняют функции двух судебных инстанций - первой и второй (кассационной), а в Верховном Суде РФ - трех (первой, второй и надзорной инстанций). Особым видом судебных коллегий в данном суде является Кассационная коллегия (см.: Кассационная коллегия}. В арбитражных судах субъектов РФ С. к. рассматривают дела по первой, апелляционной инстанциям и по вновь открывшимся обстоятельствам, в судах округов - в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в Высшем Арбитражном Суде РФ - по первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. (См. также: Инстанция судебная.) (К. Г.)

СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ - 1) любой акт суда (судьи), которым подводится итог рассмотрению конкретного дела или возникшего в связи с ним вопроса, подтверждаются или не подтверждаются юридически значимые факты и определяются правовые последствия, которые должны наступить в соответствии с предписаниями закона. В таком смысле С. р. - это приговор суда по уголовному делу, решение по гражданскому делу, а также определение и постановление. (См. также: Приговор. Определение судебное. Постановление судебное}; 2) акт правосудия, принимаемый судом (судьей) в результате разбирательства гражданского дела по первой инстанции (по существу).
Такие С. р., как и приговоры по уголовным делам, выносятся именем Российской Федерации и являются общеобязательными на всей ее территории. (К. Г.)

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА - совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г., судебную систему РФ образуют федеральные суды и суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (эти суды составляют подсистему федеральных судов общей юрисдикции);
- Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ (эти суды составляют подсистему федеральных арбитражных судов).
К судам субъектов РФ относятся:
- конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
- мировые судьи (они являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ).
Такой вид С. с. приобрела сравнительно недавно. До этого, после судебной реформы 1922-1924 гг., она выглядела значительно проще: в нее входили только гражданские (общие) суды трех уровней (народные суды, суды среднего звена и Верховный Суд РСФСР). 15 декабря 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24 мая 1991 г. - арбитражных судов. 28 декабря 1991 г. принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР "О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР", в соответствии с которым эти органы, бывшие до тех пор судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию России. Ряд уточнений в структуру судебной системы внес вышеупомянутый Федеральный конституционный закон (в частности, введено новое наименование основного звена судов общей юрисдикции, законодательно признана возможность образования конституционных (уставных) судов, конкретизирован статус мировых судей субъектов РФ). (К. Г.)

СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ - одна из частей стадии судебного разбирательства уголовного дела, основная задача которой - исследование доказательств, подтверждающих или опровергающих обвинение либо предъявленный гражданский иск. При разбирательстве уголовных дел без участия присяжных заседателей в ходе С. с. исследуются также данные о личности подсудимого, которые могут потребоваться при определении меры наказания.
Начинается С. с. оглашением обвинительного заключения либо формулировки обвинения (в суде присяжных) и выяснением отношения подсудимого к предъявленному обвинению, а также принятием решения о порядке проведения судебно-следственных действий (допросы подсудимого, потерпевшего, свидетелей, осмотр вещественных и письменных доказательств и т. д.). Оканчивается С. с., когда суд приходит к выводу, что в ходе С. с. состоялось исследование всех доказательств; сторонам предлагается дополнить С. с. данными (если они таковыми располагают), которые могут иметь значение для вынесения законного, обоснованного и справедливого приговора. (К. Г.)

СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - учреждение, создаваемое для производства экспертиз по поручениям лиц, производящих дознание, следователей, прокуроров и судов в связи с предварительным расследованием или судебным разбирательством уголовных дел либо рассмотрением в судах гражданских дел.
Они имеются в системах министерств юстиции, обороны, здравоохранения и др. Обычно называются институтами, центрами, бюро, лабораториями и специализируются на производстве конкретных видов экспертиз - судебно-медицинских,судебно-психиатрических, криминалистических (почерковедческие,трасологические, баллистические, дактилоскопические и т. д.).
Среди С.-э. у. широкой известностью пользуется находящаяся в ведении Министерства юстиции РФ система учреждений такого рода, которые выполняют криминалистические бухгалтерские, автотехнические и многие другие виды экспертиз. Научное и методическое руководство входящими в эту систему лабораториями и бюро осуществляет Федеральный центр судебных экспертиз. Большая часть судебно-медицинских экспертиз приходится на долю бюро (лабораторий) судебных экспертиз органов здравоохранения. Специалисты в конкретных областях знания, работающие в экспертных учреждениях, являются государственными служащими и несут персональную ответственность за даваемые ими заключения. (К. Г.)

СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ - должностное лицо службы судебных приставов, входящей в систему органов Министерства юстиции РФ, а также соответствующих служб Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Основные задачи С. п. - обеспечение установленного порядка деятельности в высших судах, всех судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а также исполнение судебных актов и актов других органов (например, арбитражных судов, третейских судов), предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
С. п. по выполняемым функциям подразделяются на две группы. Одни из них призваны обеспечивать порядок в судах (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), а другие - исполнять судебные акты и решения других органов (судебные приставы-исполнители). Должностные лица последней из названных групп до принятия Федерального закона "О судебных приставах" 21 июля 1997 г. назывались судебными исполнителями.
По должностному положению С. п. могут называться: заместитель министра юстиции РФ - главный судебный пристав РФ; заместитель руководителя органа юстиции субъекта РФ - главный судебный пристав субъекта РФ; старший судебный пристав; судебный пристав. Непосредственно функции, возлагаемые на службу С. п., выполняют старшие судебные приставы и судебные приставы.
С. п. и старшие С. п. назначаются на должности и освобождаются от них главными С. п. субъектов РФ.
При исполнении служебных обязанностей С. п. носят форменную одежду, имеют знаки отличия и эмблему. Им присваиваются -классные чины, установленные для работников органов юстиции, а также разрешено применять в пределах, установленных законом, физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. (К. Г.)

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ - федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), включая военные суды и суды специализированные, которые могут быть созданы, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Возглавляет С. д. и его органы Генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ (см.: Органы судейского сообщества. Совет судей РФ). Систему органов С. д. образуют его центральный аппарат и управления (отделы), создаваемые в субъектах РФ. Непосредственно в судах организационным обеспечением их деятельности должны заниматься администраторы судов, контролируемые С. д. и его местными органами.
Одно из основных условий, предъявляемых к деятельности С. д. и его органов, - способствование укреплению самостоятельности судов, независимости судей и невмешательство в осуществление правосудия. (К. Г.)

СУДЕБНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ - ранее должностное лицо районного суда, наделенное полномочиями по принудительному исполнению судебных и иных актов. Его требования были обязательны для всех организаций, должностных лиц и граждан.
С. и. непосредственно приводили в исполнение решения, определения и постановления судов по гражданским делам и приговоры, определения и постановления по уголовным делам в части имущественных взысканий. Теперь эти задачи выполняют судебные приставы. (К. Г.)

СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ - решение суда по конкретному делу, которое служит образцом для принятия в будущем решений по другим делам, возникшим в связи с аналогичными фактическими обстоятельствами. В российской правовой системе С. п. не может использоваться в качестве юридического основания для принятия решения по конкретному делу даже в тех случаях, когда "автором" С. п. является вышестоящий суд. К ссылкам на С. п. обычно прибегают при истолковании конкретных правовых норм.
Значительно выше авторитет у С. п. в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и др.), где он является одним из главных источников неписаного права, составляющего основную часть системы такого рода. В некоторых странах при определенных обстоятельствах С. п. может быть придана большая юридическая сила, чем закону. (К. Г.)

СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО - см.: Корпус судейский. Органы судейского сообщества.
СУДОПРОИЗВОДСТВО - установленный законом порядок производства по конституционным, гражданским, уголовным и административным делам. С. регламентируется главным образом Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также рядом других правовых актов.
Обычно это понятие охватывает порядок совершения действий, происходящих в суде(Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и иных судах общей юрисдикции, Высшем Арбитражном Суде РФ и нижестоящих арбитражных судах). Однако по уголовным делам оно имеет в виду и то, что происходит до того, как дело попадает в суд, т. е. на стадии возбуждения или расследования, где действуют, как правило, органы дознания, предварительного следствия и прокуроры.
Термин "судопроизводство" нередко употребляется как синоним термина "судебный процесс". (К. Г.)

СУДОУСТРОЙСТВО - 1) см.: Судебная система. 2) Название учебной дисциплины, преподававшейся ранее студентам юридических вузов. В некоторых учебных заведениях и сейчас сохраняют такое название этой дисциплины. В ее рамках изучаются основы организации и деятельности судов и органов, взаимодействующих с судами. В большинстве случаев эту дисциплину называют иначе - "Правоохранительные органы". (К. Г.)

СУД ПРИСЯЖНЫХ - суд, разбирающий и разрешающий уголовные, а в некоторых странах - и гражданские дела с участием присяжных заседателей (см.: Заседатель присяжный. Состав суда. Вердикт).
Классическим вариантом такого суда является организация судебного рассмотрения дел, при которой суд четко подразделяется на две части: одну составляют судьи-профессионалы, а другую - непрофессионалы (присяжные). При рассмотрении уголовных дел первые наделены правом решать вопросы права (требующие юридических познаний), в том числе о юридической квалификации содеянного подсудимым и о мере наказания, а вторые - вопросы факта (об установлении или неустановлении виновности подсудимого в совершении преступления). Принятие решений по этим вопросам происходит раздельно. Примерно так же распределяются "роли" и при разбирательстве гражданских дел (в немногих странах, где такое возможно).
Родиной С. п. считается Англия периода раннего средневековья (IX- XI вв.). Наибольшим признанием он пользовался в XIX в., когда его ввели почти во всех странах континентальной Европы. Но в XX в. интерес к нему резко упал и от С. п. почти везде отказались.
В 1864-1917 гг. предпринималась потерпевшая неудачу попытка внедрить С. п. и в России. После большого перерыва, с 1993 г. попытки возобновились. Пока он реально функционирует лишь в нескольких краях и областях. (К. Г.)

СУД ТОВАРИЩЕСКИЙ - вид общественной самодеятельности, используемой для разбирательства фактов антиобщественного поведения либо конфликтных ситуаций, которые могут возникать в коллективах по месту работы или жительства граждан.
В 20-30, а потом в 60-80-х гг. С. т. были широко распространены. Их избирали практически на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе военных. Им доверялось выполнение даже некоторых государственных функций (например, наложение штрафа за малозначительное преступление, разбирательство уголовных дел по поручению правоохранительных органов и т. д.). В наше время С. т. - явление редкое. (К. Г.)

СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ - в соответствии со ст. 126 Конституции РФ это суды, надзор за деятельностью которых осуществляет Верховный Суд РФ. К ним относятся гражданские (общие) суды и военные суды (см.: Судебная система). (К. Г.)

СУДЬЯ - должностное лицо, олицетворяющее судебную власть. С. наделен законом полномочиями по осуществлению правосудия и исполняет свои обязанности на профессиональной основе.
Закон устанавливает порядок наделения судейскими полномочиями, максимально ограничивающий возможность занятия должности С. лицом, не имеющим должных профессиональной подготовки, опыта и необходимых нравственных качеств. Это проявляется, прежде всего, в установлении в Конституции РФ требований, чтобы кандидаты были
гражданами Российской Федерации и имели высшее юридическое образование (для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт: они должны обладать "признанной высокой квалификацией в области права").
Что касается требований к возрасту кандидатов и опыту их работы по юридической профессии, то они для судов различного уровня и разных ветвей(подсистем)неодинаковы. Для назначения в суды основного звена (в том числе военные и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, среднего звена, включая военные, - 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - 35 лет, а в Конституционный Суд РФ - 40 лет. Предельный возраст формально не ограничен.
Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты на должность С. высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (Конституционного Суда РФ - не менее 15 лет). В отношении кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено (ст. 119 Конституции РФ), что они должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет. Кандидаты в военные судьи могут иметь не менее чем пятилетний стаж военной службы на офицерских должностях.
Законодательство предусматривает и иные требования. К их числу можно отнести, прежде всего, те, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих свои обязанности. С., например, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. С учетом этого к кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. С. не могут быть депутатами и принадлежать к политическим партиям и движениям. В силу этого лицо, назначаемое на должность С., должно прекратить свои полномочия депутата.
Лица, отвечающие указанным требованиям, должны сдать квалификационный экзамен состоящей при местном органе Судебного департамента при Верховном Суде РФ экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Экзамен обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. Результаты экзамена действительны в течение трех лет.
Следующая стадия назначения С. происходит после получения председателем суда субъекта РФ свидетельства об успешной сдаче экзамена и положительных заключений квалификационной коллегии судей и местного законодательного (представительного) органа. При согласии со всеми документами председатель со своим положительным заключением направляет их Председателю Верховного Суда РФ, который и вносит представление Президенту РФ о назначении кандидата на должность С. Решение о назначении оформляется указом Президента РФ. С. высших судебных инстанций назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Судьи, назначенные впервые, занимают свою должность в течение трех лет. Зарекомендовавшие себя положительно могут быть назначены Президентом РФ бессрочно (ограниченные сроки полномочий установлены для С. Конституционного Суда РФ, военных судов и мировых судей).
Законодательство предусматривает многочисленные средства, обеспечивающие всем С. нормальные условия для выполнения ими своих ответственных обязанностей (см. также:
Неприкосновенность судьи. Независимость судьи. Отставка судьи.
Корпус судейский. Преступление против правосудия. Всероссийский съезд судей. Совет судей РФ. Высшая квалификационная коллегия судей. Мировой судья. Квалификационная коллегия судей. Квалификационная аттестация судей. Председатель Верховного Суда РФ. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ. Председатель суда. Председатель судебной коллегии. Присяга судьи. Присяга судьи Конституционного Суда РФ). (К. Г.)

СУРИНАМ (Республика Суринам) - государство в северо-восточной части Южной Америки. Бывшее владение Нидерландов. Независимость провозглашена 25 ноября 1975 г. Столица - г. Парамарибо.
Административное деление: 9 округов.
Действует Конституция, принятая референдумом 30 сентября 1987 г. Форма правления - республика.
Глава государства - президент, избирается, как и вице-президент, квалифицированным большинством (двумя третями) депутатов парламента сроком на 5 лет. Однопалатный парламент - Национальная ассамблея - состоит из 51 депутата, избираемого всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет.
Исполнительная власть осуществляется вице-президентом, являющимся премьер-министром и формирующим правительство. (А. К.)

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - орган, предусмотренный Конституцией РФ (ст. 102- 103). Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 18 ноября 1994 г. гласит, что С. п. РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием (ФС) РФ и подотчетным ему.
Задачи С. п. РФ: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также совершенствование бюджетного процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
регулярное представление Совету Федерации (СФ) и Государственной Думе (ГД) информации о ходе исполнения федерального бюджета и о результатах проводимых контрольных мероприятий.
С. п. РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата С. п. РФ. Председатель и 6 аудиторов С. п. РФ назначаются ГД сроком на 6 лет. Заместитель Председателя и другие 6 аудиторов С. п. РФ назначаются СФ сроком на 6 лет.
С. п. РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспортно-аналитическую, информационно-аналитическую и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Контрольные полномочия С. п. РФ распространяются на все государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и др., если они получают, перераспределяют или используют средства из федерального бюджета, федеральную собственность либо предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества..
Все органы, предприятия, учреждения и организации, включая банки, обязаны представлять информацию, запрашиваемую С. п. РФ.
По результатам проведенных контрольных мероприятий С. п. РФ направляет соответствующим органам, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Представление С. п. РФ должно быть рассмотрено в срок, указанный в нем, или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом решении и о мерах по его реализации незамедлительно информируется С. п. РФ.
При выявлении на проверяемых объектах нарушений, наносящих прямой ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений С. п. РФ, создания препятствий для контрольных мероприятий, С. п. РФ имеет право давать администрации проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний С. п. РФ вправе по согласованию с ГД принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых организаций.
С п. РФ ежеквартально представляет ФС РФ отчет о ходе исполнения федерального бюджета. По поручению палат, запросам комитетов и комиссий палат, депутатов ГД и членов СФ, Президента и Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ С. п. РФ готовит заключения и дает ответы по вопросам, входящим в ее компетенцию. (С. А.)

СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР - высший орган государственной власти РСФСР, учрежденный при конституционной реформе 27 октября 1989 г. Впервые избран в марте 1990 г. Начал работать в мае 1990 г. Распущен Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г.
С. н. д. РСФСР состоял из 1068 народных депутатов РСФСР. 900 депутатов избирались от территориальных избирательных округов, 168 - от национально-территориальных округов (по 4 депутата от каждой республики в составе РСФСР, 2 - от автономной области, по 1 - от каждого автономного округа, 84 депутата - от краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга).
В соответствии с Конституцией РСФСР С. н. д. РСФСР был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. К исключительному ведению С. н. д. РСФСР относились: принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений; определение внутренней и внешней политики РСФСР;
ратификация и денонсация международных договоров, влекущих изменения и дополнения Конституции РСФСР; принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению РСФСР; решение вопросов об изменении границ РСФСР; утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития РСФСР, ее военного строительства; формирование Верховного Совета РСФСР; избрание Председателя Верховного Совета РСФСР; избрание Первого заместителя и трех заместителей Председателя Верховного Совета РСФСР;
утверждение Председателя Совета Министров РСФСР; утверждение Генерального прокурора РСФСР, Председателя Верховного Суда РСФСР, Председателя Высшего Арбитражного Суда РСФСР; избрание Конституционного Суда РСФСР; принятие решения об отрешении от должности Президента РСФСР; отмена актов, принятых Верховным Советом РСФСР, а также указов и распоряжений Президента РСФСР; принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума). С. н. д. РФ был вправе принимать законы РСФСР.
С. н. д. РФ сыграл немаловажную роль в демократических преобразованиях в России. Им принимались законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию РСФСР, отражавшие, в частности, отмену руководящей роли одной партии, политический плюрализм, возможности предпринимательства и частной собственности в России, включение в Конституцию комплекса основных прав и свобод человека и гражданина, соответствующих международным стандартам, развитие парламентаризма в России, введение поста Президента и Конституционного Суда РСФСР, современного федеративного устройства России, институтов местного самоуправления. С выполнения функций народных депутатов РСФСР начинали многие известные в настоящее время политические и государственные деятели.
Разумеется, в деятельности Сад. РФ имелось немало недостатков, в том числе вызванных сложностью переходного периода, отсутствием опыта, субъективными чертами депутатов и руководителей. Наличие двух органов - С. н. д. РСФСР и Верховного Совета РСФСР, выполняющих функции парламента России, можно также считать временным явлением. Не случайно большинство появившихся проектов новой Конституции РФ не предусматривало такого органа, как Съезд народных депутатов. (С. А.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 10 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close