Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:40
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

УЗБЕКИСТАН (Республика Узбекистан) - суверенная демократическая республика в соответствии с ее Конституцией, принятой Верховным Советом У. 8 декабря 1992 г. Названия государства "Республика Узбекистан" и "Узбекистан" - равнозначны. Государственным языком является узбекский язык. Согласно Конституции, У. обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития. Столица У. - г. Ташкент.
Народ является единственным источником государственной власти. Система государственной власти У. основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция провозглашает, что в У. общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.
Конституция У. определяет набор демократических прав и свобод, характерный для современных государств. В отдельных главах Конституции У. закреплены личные права и свободы, политические, экономические и социальные права, гарантии прав и свобод человека. Раздел третий Конституции У. "Общество и личность" состоит из глав об экономических основах общества, общественных объединениях, семье, средствах массовой информации.
По Конституции У. основу экономики У., направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен частной собственности только на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.
Высшим государственным представительным органом У. является Олий Мажлис (ОМ), осуществляющий законодательную власть. ОМ состоит из 150 депутатов, избираемых по территориальным избирательным
округам на многопартиинои основе сроком на 5 лет. Право быть избранным имеет гражданин У., достигший ко дню выборов 25-летнего возраста.
Конституция У. установила исключительные полномочия ОМ. Это, в частности: принятие Конституции и законов У., внесение в них изменений и дополнений;определение основных направлений внутренней и внешней политики и принятие стратегических государственных программ У.; определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей У.; принятие в состав У. новых государственных образований и утверждение решений о выходе из состава У.; законодательное регулирование таможенного, валютного и кредитного дела;
вопросы административно-территориального устройства, изменение границ У.; принятие по представлению Кабинета Министров бюджета У., контроль за его исполнением, установление налогов и других обязательных платежей; назначение выборов в ОМ и .местные представительные органы, образование Центральной избирательной комиссии; назначение даты выборов президента У. по истечении его полномочий; избрание Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда У.; утверждение указов президента о назначении и освобождении от должности премьер-министра, его первого заместителя, заместителей, членов Кабинета Министров, Генерального прокурора У. и его заместителей; по представлению президента У. назначение и освобождение от должности председателя правления Центрального банка (ЦБ) У.;
утверждение указов президента об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления; утверждение указов президента об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения; ратификация и денонсация международных договоров и соглашений; образование, упразднение, переименование районов, городов, областей и изменение их границ и др.
Президент У. является главой государства и исполнительной власти в У. Одновременно он является председателем Кабинета Министров (КМ) У. Президентом может быть избран гражданин У. не моложе 35 лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории У. не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть президентом У. более двух сроков подряд. Президент У. избирается путем всеобщих выборов сроком на 5 лет.
Президент У.: выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов У.; принимает меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности У., реализации решений по вопросам национально-государственного устройства; представляет У. внутри страны и в международных отношениях; ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения У., обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств; назначает и освобождает дипломатических и иных представителей У. в иностранных государствах;
ежегодно представляет ОМ информацию о внутреннем и международном положении; формирует аппарат исполнительной власти и руководит им, обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики, образует и упраздняет министерства, государственные комитеты, другие органы государственного управления У. с последу-Ю1цим.внесением своих указов на утверждение ОМ; назначает и освобождает от должности премьер-министра и других членов КМ, Генерального прокурора У. и его заместителей с последующим утверждением их ОМ;
представляет ОМ кандидатуры на должности председателя и членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда, председателя правления ЦБ У., председателя ГК У. по охране природы; назначает и освобождает судей всех иных судов; назначает и освобождает от должности хокимов (глав. -С. А.) областей и города Ташкента с последующим утверждением их соответствующими Советами народных депутатов; вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции и законов У. или совершения действий, порочащих их честь и достоинство; приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики, а также хокимов; подписывает законы У., обладает правом отлагательного вето; в исключительных случаях вводит чрезвычайное положение и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение ОМ; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами республики, назначает и освобождает от должности высшее командование ВС, присваивает высшие воинские звания; объявляет состояние войны в случае нападения на У. или необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и вносит принятое решение в течение трех суток на утверждение ОМ и др.
Акты президента У. - указы, постановления и распоряжения.
При возникновении в составе ОМ непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу его нормальное функционирование, или неоднократного принятия им решений, противоречащих Конституции У., ОМ может быть распущен решением президента, принятым по согласованию с Конституционным Судом У.
Конституция У. не предусматривает ответственности президента в виде отрешения его от должности. Президент, ушедший в отставку по истечении своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Конституционного Суда У. Если президент по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, не может исполнять свои обязанности, ОМ в 10-дневный срок избирает из числа депутатов временно исполняющего обязанности президента на срок до трех месяцев. В течение 30 месяцев должны быть проведены новые выборы.
Состав КМ формируется президентом и утверждается ОМ. В состав КМ входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан (РК).
КМ обеспеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, иных решений ОМ, указов, постановлений и распоряжений президента У.
Специфика внутреннего устройства У. отражена в разд. 4 "Административно-территориальное и государственное устройство" Конституции У. В гл. XVI "Административно-территориальное устройство Узбекистана" говорится, что У. состоит из областей, районов, городов, поселков, кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан. Последней посвящена специальная глава Конституции У., где сказано: "Суверенная Республика Каракалпакстан входит в состав Республики Узбекистан" (ст. 70). Суверенитет РК охраняется У. РК имеет свою Конституцию. Территория и границы РК не могут быть изменены без еT согласия. РК обладает правом выхода из состава У. на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана. РК имеет свои высший представительный орган, правительство, Верховный суд, Хозяйственный суд. Как было сказано выше, глава правительства РК входит в состав КМ У. Кроме того, одним из заместителей председателя ОМ является депутат ОМ - представитель РК.
Представительными органами власти в областях, районах и городах являются Советы народных депутатов, возглавляемые хокимами. Срок полномочий Советов и хоки-мов - 5 лет. Хоким возглавляет представительную и исполнительную власть на территории области, района, города. Хоким области и г. Ташкента назначается и освобождается от должности президентом и утверждается соответствующим Советом. Хоким района и города назначается и освобождается от должности хоки-мом области и утверждается соответствующим Советом. В городских районах Советов нет, здесь хокима района назначает хоким города и утверждает городской Совет.
Судебная система У. состоит из Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда У., Верховного Суда РК, Хозяйственного суда РК, областных, Ташкентского городского суда, районных, городских, хозяйственных судов У. Срок полномочий всех судов - 5 лет. КС рассматривает дела о конституционности актов законодательной и исполнительной власти, дает толкование Конституции У. КС избирается из числа специалистов в области политики и права в составе председателя, заместителя председателя и судей КС, включая представителя от РК.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществляют Генеральный прокурор У. и подчиненные ему прокуроры. (С. А.)

УЗУРПАЦИЯ ВЛАСТИ - см.: Захват власти.
УКАЗ - правовой акт Президента РФ, президента республики в составе РФ.
Согласно ст. 90 Конституции РФ, Президент РФ издает У. и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории РФ. У. и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
У. Президента РФ могут быть как нормативными актами, так и ненормативными, т. е. актами применения права. Нормативными являются те У., которыми устанавливаются новые общеобязательные правила поведения. Ненормативными являются У., которыми Президент РФ реализует некоторые свои полномочия, установленные законодательством: например, о награждении орденами и медалями РФ, присвоении почетных званий, приеме в российское гражданство и др.
Вопрос о пределах прав Президента РФ при издании нормативных У. - объект давней дискуссии. Главной при этом является проблема предмета У. и его соотношения с законом. Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 апреля 1996 г. определил, что не противоречит Конституции РФ издание Президентом РФ "указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов". (С. А.)

УКОРЕНЕНИЕ - обозначение порядка приобретения гражданства государства иностранцем или лицом без гражданства путем подачи ходатайства (заявления) на имя главы государства (см. также: Гражданство. Гражданство Российской Федерации. Приобретение гражданства. Натурализация). (С. А.)

УКРАИНА - в соответствии с Конституцией, принятой Верховной Радой У. 28 июля 1996 г., У. есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Согласно Конституции, У. является унитарным государством, республикой. Государственный язык У. - украинский. Гарантируются свободное развитие и защита русского и других языков национальных меньшинств У. Столица - г. Киев.
Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств У.
Земля, ее недра, воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории У., природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. От имени украинского народа в пределах, определенных Конституцией У., права собственника осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. Каждый гражданин У. в соответствии с законом имеет право пользоваться объектами права собственности народа. Право собственности на землю гарантируется, приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.
Общественная жизнь в У. основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Государство гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной Конституцией и законом У.
Конституция., У. содержит традиционный для нашего времени набор прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Учрежден пост Уполномоченного Верховной Рады У. по правам человека.
Государственная власть в У. осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в У. является народ. Народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии. Всеукраинский референдум назначается Верховной Радой или Президентом У. по народной инициативе - по требованию не менее 3 млн. граждан У.
Единственным органом законодательной власти У. является парламент - Верховная Рада (ВР) У. Конституционный состав ВР - 450 депутатов, избираемых населением сроком на 4 года. Народным депутатом У. может быть гражданин У., достигший ко дню выборов 21-летнего возраста, имеющий право голоса и проживающий в У. в течение последних 5 лет. Народные депутаты У. осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
К полномочиям ВР У. относится:
внесение изменений в Конституцию У.;
назначение всеукраинских референдумов; принятие законов (В Конституции У. специально перечислены более 30 вопросов, по которым решения принимаются исключительно законами У.); утверждение государственного бюджета, внесение в него изменений, контроль за исполнением, принятие решения по отчету об исполнении государственного бюджета; определение основ внутренней и внешней политики; утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды; назначение выборов Президента У.; заслушивание ежегодного и внеочередных посланий Президента У. о внутреннем и внешнем положении У.; объявление по представлению Президента У. состояния войны и заключение мира, одобрение решений Президента У. об использовании Вооруженных Сил У. и иных воинских формирований в случае вооруженной агрессии против У.; смещение Президента У. с поста в порядке особой процедуры (импичмента); рассмотрение и принятие решения по одобрению программы деятельности Кабинета Министров У.;
дача согласия на назначение Президентом У. премьер-министра У.; осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров У. в соответствии с Конституцией У.; утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной займов от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций, не предусмотренных государственным бюджетом У., осуществление контроля за их использованием; избрание, назначение, освобождение от должности, а также дача согласия на назначение и освобождение от должности лиц в случаях, предусмотренных Конституцией У.; в частности, Председателя и других членов Счетной палаты;
Уполномоченного ВР по правам человека с заслушиванием его ежегодного доклада о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в У.; Председателя Национального банка У. по представлению Президента У., а также половины Совета Национального банка У. и половины состава Национального совета У. по вопросам телевидения и радиовещания; утверждение общей структуры, численности, определение функций Вооруженных Сил У., Службы безопасности и МВД У., а также иных созданных в соответствии с законами У. воинских формирований;
одобрение решений о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сил У. в другое государство или о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию У.; дача согласия на назначение и освобождение от должности Президентом У. Председателя Антимонопольного комитета У., Председателя фонда государственного имущества У., Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания У.;
дача согласия на назначение Президентом У. Генерального прокурора У., выражение недоверия Генеральному прокурору У., что влечет его отставку; назначение трети состава Конституционного Суда У.; избрание судей бессрочно; досрочное прекращение полномочий ВР Автономной Республики Крым при наличии заключения КС У. о нарушении ею Конституции или законов У.;назначение внеочередных выборов в ВР Автономной Республики Крым; образование и ликвидация районов, установление и изменение границ районов и городов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов; назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления; утверждение в течение двух дней с момента обращения Президента У. указов о введении военного или чрезвычайного положения в У. либо в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации; дача в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров У. и денонсация международных договоров У.; утверждение перечня объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации; определение правовых основ изъятия объектов частной собственности и др.
Принятый ВР У. закон подписывается Председателем ВР и безотлагательно направляется Президенту У. Президент в течение 15 дней либо подписывает и обнародует закон, либо использует право отлагательного вето и возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в ВР У. Последняя может преодолеть президентское вето не менее чем двумя третями голосов.
Президент У. является главой государства и выступает от имени государства. Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности У., соблюдения Конституции У., прав и свобод человека и гражданина. Президент избирается населением сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд. Президентом У. может быть избран гражданин У., достигший 35-летнего возраста, имеющий право голоса, владеющий государственным языком и проживающий в У. в течение 10 последних лет перед днем выборов.
Президент У.: обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства; обращается с посланиями к народу и с ежегодным и внеочередными посланиями к ВР У. о внутреннем и внешнем положении У.; представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство его внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры У.; принимает решения о признании иностранных государств; назначает всеукраинские референдумы в отношении изменения Конституции, по народной инициативе провозглашает результаты всеукраинского референдума; назначает внеочередные выборы в ВР У.; прекращает полномочия ВР, если она в течение 30 дней очередной сессии не может начать пленарного заседания; назначает с согласия ВР премьер-министра, прекращает его полномочия и принимает решения об его отставке; назначает и освобождает от должности по представлению премьер-министра членов Кабинета Министров (КМ), руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций; назначает и освобождает от должности с согласия ВР Генерального прокурора У.;
назначает половину состава Совета Национального банка У. и половину состава Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания; по представлению премьер-министра создает, реорганизует и ликвидирует министерства и другие центральные органы исполнительной власти; отменяет акты КМ и акты Совета Министров Автономной Республики Крым; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами У.; осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны государства, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны У., вносит в ВР У. представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил У. в случае вооруженной агрессии против У.; принимает в соответствии с законом решения о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в У. либо в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности для государственной независимости У.;
принимает в случае необходимости решения о введении в У. либо в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности У. зонами чрезвычайной экологической ситуации с последующим утверждением этих решений ВР У.;
назначает треть состава Конституционного Суда У.; создает суды в определенном законом порядке; подписывает законы, имеет право отлагательного вето; осуществляет помилование, награждения, присваивает высшие звания и ранги, принимает решения по вопросам гражданства и т. д.
Полномочия Президента У. прекращаются досрочно в случае: отставки, невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья, смещения с поста в порядке импичмента, смерти.
Невозможность исполнения Президентом своих полномочий по состоянию здоровья должна быть установлена на заседании ВР У. и подтверждена решением, принятым большинством ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда У. - по обращению ВР и медицинского заключения (ст. 110 Конституции У.). Импичмент возможен при совершении Президентом У. государственной измены или иного преступления. Процедура такова: сначала вопрос инициируется большинством от конституционного состава ВР У.; далее для проведения расследования ВР создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи; выводы комиссии рассматриваются на заседании ВР; при наличии оснований ВР не менее чем двумя третями голосов от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента; затем после проверки дела КС У. и получения его заключения в отношении соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об им-пичменте и заключения Верховного Суда о том, что деяния, в которых обвиняется Президент, содержат признаки государственной измены или иного преступления, принимается решение о смещении в порядке импичмента не менее чем тремя четвертями голосов от конституционного состава ВР.
Кабинет Министров является высшим органом в системе органов исполнительной власти (ст.113 Конституции У.). Он ответствен перед Президентом У., подконтролен и подотчетен ВР У. Конституция У. фиксирует положение КМ прежде всего как органа, руководящего экономическим и социальным развитием страны.
В соответствии с Конституцией У. исполнительную власть в областях, районах, городах Киеве и Севастополе (в У. он считается городом республиканского подчинения) осуществляют местные государственные администрации. Их председатели назначаются на должность и освобож-даются от должности Президентом У. по представлению КМ. В областях, районах, указанных городах есть и представительные органы - Советы как органы местного самоуправления. Они могут делегировать какие-то вопросы местным государственным администрациям и осуществлять контроль за их осуществлением. Кроме того, Советы могут выразить недоверие председателю соответствующей местной администрации, на основании чего Президент У. принимает решение и дает обоснованный ответ. Однако если недоверие выражено двумя третями голосов депутатов, Президент принимает решение об отставке председателя администрации.
Местные государственные администрации подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти. Решения председателей этих администраций, противоречащие Конституции. иным актам законодательства У., могут быть отменены Президентом У. или председателем местной государственной администрации высшего уровня.
Согласно Конституции У., в состав У. в качестве ее неотъемлемой части входит Автономная Республика Крым (АРК). Она имеет свою Конституцию, принимаемую ее ВР и утверждаемую ВР У. Представительным органом АРК является ее ВР, правительством - Совет министров АРК. Председатель Совета министров назначается на должность и освобождается от должности ВР АРК по согласованию с Президентом У.
В У. признается и гарантируется местное самоуправление. Оно является правом территориальной громады (общины. - С. А.) - объединения жителей села или добровольного объединения жителей нескольких сел, поселков, городов - самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов У. Местное самоуправление осуществляется населением как непосредственно, так и через органы местного самоуправления - сельские, поселковые, городские Советы и их исполнительные органы (ст. 140 Конституции У.). Органами местного самоуправления, представляющими общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов, являются районные и областные Советы.
У. имеет единую систему органов прокуратуры. Правосудие осуществляется судами. Это - суды общей юрисдикции. Наивысшими органами этой системы являются Верховный Суд У. и Конституционный Суд У. Действует Высший совет юстиции, делающий представления по кадровым вопросам и решающий вопросы дисциплинарного производства в отношении судей и прокуроров.
КС У. является единственным органом конституционной юрисдикции (ст. 147 Конституции У.). Он решает вопросы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции У. и дает официальное толкование Конституции и законов У. КС У. состоит из 18 судей: по 6 судей назначают Президент, ВР и съезд судей У. Квалификационные требования - 40-летний возраст, владение государственным языком, высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживание в У. в течение последних 20 лет. (С. А.)

УНИТАРИЗМ - одна из форм устройства государства (другой формой является федерализм, или федеративное государство). Унитарное государство обычно называют простым государством, оно делится на административно-территориальные единицы. В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной. Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов. (С. А.)

УЛИЧНОЕ ШЕСТВИЕ - см.: Право на собрания и манифестации.
УНИНОМИНАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - см.: Избирательный округ.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - см.: Унитаризм.
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должность, учрежденная Конституцией РФ 1993 г. Действует в соответствии с Федеральным конституционным законом (ФКЗ) об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации от 26 февраля 1997 г.
Институт Уполномоченного по правам человека "пришел" в Россию из зарубежных стран, где он имеет сходное и иные названия (омбудсман, народный защитник и др.), но суть, в принципе, едина: главная задача данного лица - защита прав человека.
Российский ФКЗ гласит, что должность Уполномоченного учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Должность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Уполномоченный назначается Государственной Думой сроком на 5 лет. На эту должность может быть назначено только лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
В соответствии с ФКЗ Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие)государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Уполномоченный не рассматривает жалоб на решения палат Федерального Собрания и законодательных органов субъектов РФ.
Приняв жалобу к рассмотрению, Уполномоченный информирует соответствующий орган, должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе: беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части и общественные объединения;
запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей; проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений;
знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, воинских формирований, администраций мест принудительного содержания.
Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5) обращаться в Конституционный Суд (КС) РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Уполномоченный вправе направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Уполномоченный может ставить перед субъектами права законодательной инициативы вопрос о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы (ГД). Он вправе обратиться в ГД с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно или через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаний. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, в СФ и ГД, Правительство РФ, КС РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору РФ. Возможны и специальные доклады, направляемые в ГД.
Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат, а также может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина. (С. А.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 20 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close