Главная » СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
17:40
СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

г. Новосибирск | 2010 г.
Редакция: Мандрик Р.А.

УПРАВЛЕНИЕ - понятие, широко используемое как в целом в гуманитарных науках, так и конкретно в праве, причем в различных значениях:
1) в общем плане У. есть функция, осуществляемая внутри той или иной системы и состоящая в воздействии управляющего органа, лица (субъекта У.) на управляемые органы, лица (объекты У.). В У. учитываются свойства и закономерности соответствующей сферы, а также определенная субординация (а то и прямое подчинение) управляющих и управляемых. Цель У. - обеспечение действия (функционирования) системы в целом, каждого ее звена;
упорядочение общественных отношений в данной системе; достижение задач, стоящих перед нею. как части задач, соответственно, общества, государства;
2) административное У. - руководство той или иной областью общественных отношений преимущественно методами приказа, распоряжения. В этом плане понятие "административное управление" может использоваться в негативном смысле для обозначения перекоса в методах У. в сторону директивности (отсюда - понятие "административно-командной системы"). Кроме того, об административном У. говорят применительно к некоторым сферам жизни государства, где метод директивного руководства более естествен, хотя и не исключает использования других методов У. Это - оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция, в какой-то мере иностранные дела, налоговая служба, государственный надзор, таможня и др. Многие из этих отраслей специалисты в области административного права называют обобщенно административно-политической сферой;
3) государственное У. - понятие, вытесненное в последнее время понятием "исполнительная власть", однако не совсем обоснованно. Государственное У. - специальный вид государственной деятельности, целью которого является руководство конкретными сферами (областями, отраслями) государственной жизни и (или) разрешение конкретных вопросов распорядительного характера. Причем это - подзаконная деятельность, т. е. она осуществляется на основе и во исполнение законов и либо вообще не приводит к созданию новых норм права, либо приводит. но таких, которые продиктованы необходимостью исполнения законов, проведения их в жизнь. Они не заменяют и не подменяют, а развивают требования законов. В случае необходимости государственное У. опирается на силу государства, государственное принуждение.
Можно утверждать, что государственное У. - понятие более широкое, чем понятие "исполнительная власть", как по функциям, так и по органам, его осуществляющим.
Участие в государственном У. путем решения конкретных вопросов У. могут принимать Президент РФ, СФ, ГД, т. е. органы, официально не относящиеся к исполнительной власти. Например, если СФ дает согласие на использование российских воинских контингентов за рубежом, а Президент РФ отдает распоряжение о направлении соответствующего подразделения, они осуществляют государственную власть в сфере государственного У.
Государственное У. осуществляют государственные органы исполнительной власти - Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти, аналогичные органы субъектов РФ.
Наконец, в государственном У. участвуют государственные органы, не относимые Конституцией РФ к числу органов исполнительной власти, но решающие государственные дела, в том числе - финансово-кредитные, контрольно-финансовые (Центральный банк РФ, Счетная палата РФ) и др.;
4) У. делами государства - обобщенная категория, охватывающая все вопросы, решаемые государственными органами, и носящая в какой-то мере декларативный характер. Чаще всего она используется тогда, когда речь идет о возможностях граждан, общественных объединений. Например, согласно ст. 32 Конституции РФ, граждане РФ "имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей". Здесь резюмируется принципиальная возможность, которая конкретно развивается как в положениях Конституции, так и в различных нормативных актах;
5) У. государственными и общественными делами - категория, использовавшаяся прежними конституциями в значении, о котором сказано выше, в п. 4. Например, ст. 7 Конституции СССР 1977 г. гласила, что общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами;
6) общественное У. - решение дел негосударственного, т. е. общественного, характера населением на своих собраниях путем массовых обсуждений и, возможно, голосований, либо общественными объединениями и их органами, либо трудовыми коллективами. Общественное У. осуществляется на основе организационных приемов, убеждения участников процессов государственного У., применения, в случае необходимости, методов общественного воздействия и принуждения. В некоторых случаях в общественное У. передаются объекты государственной собственности;
тогда оно мало чем отличается по методам от государственного У., однако осуществляется общественной организацией;
7) У. обществом - организованное воздействие на жизнь общества через систему организаций, существующих в нем: государство и его органы, партии, движения и иные общественные объединения;
8) особое У. - см.: Особые формы управления;
9) социальное У. - в значительной мере то же, что и У. обществом, хотя в принципе социальное У. несколько шире, так как охватывает все формы совместной деятельности людей, включая и производственные. Суть социального У., так же как и У. обществом, - в выработке общей воли членов общества, в подчинении их тем органам, которые созданы людьми для У. их жизнедеятельностью. Иначе говоря, социальное У., У. обществом - это, в конечном счете, осуществление власти, разумеется, с созданием соответствующих механизмов, системы отношений в обществе и между конкретными участниками процессов У.;
10) экономическое У. - использование хозяйственных методов и рычагов в воздействии на участников хозяйственной деятельности (цена, прибыль, налоги, льготы и т. д.). Однако если все эти методы и рычаги отражаются в нормативных актах государства и используются государственными органами, то экономичи-ческое У. либо переплетается с государственным У., либо зачастую выглядит по форме как государственное У. (С. А.)

УРНА ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ - см.: Избирательный ящик.
УРУГВАЙ (Восточная Республика Уругвай) - государство в восточной части Южной Америки. Независимость провозглашена 25 августа 1825 г. Столица - г. Монтевидео.
Административное деление: 19 департаментов.
Конституция утверждена плебисцитом 27 ноября 1966 г. Форма правления - республика.
Глава государства - президент, избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. Одновременно избирается и вице-президент. Двухпалатный парламент - Генеральная ассамблея - состоит из Сената (31 сенатор) и Палаты представителей (99 депутатов). Избираются одновременно сроком на 5 лет. Вице-президент страны является по должности председателем Генеральной ассамблеи и Сената. Выборы президента, вице-президента и обеих палат обычно проходят одновременно.
Исполнительная власть осуществляется президентом республики, который формирует Совет Министров. (А. К.)

УСТАВ - вид нормативных актов, широко применяемый в праве. Представляет собой комплексный (кодифицированный) документ, предназначенный для закрепления (регулирования) статуса субъектов Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, отдельных видов государственной деятельности, воинской службы, дисциплины и др. Форма У. используется также в нормативных актах, относящихся к конституционному праву. В частности, У. предусмотрен Конституцией РФ как основной нормативный правовой акт для таких субъектов РФ, как края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Он принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта. В У. отражается широкий круг вопросов: характеристика субъекта, его административно-территориальное устройство, полномочия, статус органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, формы непосредственной демократии (референдум и др.), экономические, бюджетные и финансовые основы субъекта, его отношения с РФ и др.
Каждое муниципальное образование обязано иметь свой У. Он принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. определяет набор позиций, которые должны быть отражены в У.
Федеральный закон "Об общественных объединениях"1995 г.предусматривает необходимость утверждения общественным объединением своего У., определяет требования к его содержанию и говорит о том, что общественное объединение, желающее иметь права юридического лица, представляет свой У. на государственную регистрацию.
Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" 1997 г. предусматривает У. для религиозной организации, представляемый при ее государственной регистрации, и определяет, какие позиции должны быть отражены в этом документе. (С. А.)

УСТАНОВЛЕНИЕ - понятие, которое употребляется в конституционном праве в следующих значениях:
1) введение нормативного правила;
2) норма, обычай, порядок дел; 3) выявление (обнаружение) фактических обстоятельств. (С. А.)

УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - субъект РФ, входит в состав Иркутской области. Устав У.-О. Б. а. о. принят Законодательным собранием У.-О. Б. а. о. 30 мая 1995 г. В соответствии с Конституцией РФ государственным языком округа является русский язык;
создаются условия для сохранения и развития бурятского языка и языков народов, проживающих на территории округа. В состав У.-О. Б. а. о. входят 6 районов. Окружной центр - поселок Усть-Ордынский.
Законодательным органом государственной власти округа является Дума У.-О. Б. а. о. Она состоит из 19 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Выборы 15 депутатов проводятся по территориальным избирательным округам; выборы 4 депутатов - по мажоритарной системе по единому окружному избирательному округу, включающему всю территорию У.-О. Б. а. о. Правом выдвижения кандидатов в депутаты по единому окружному избирательному округу обладают политические партии и иные общественные объединения. Депутаты могут работать на профессиональной (постоянной, оплачиваемой) основе.
Дума принимает законы округа и постановления по рассматриваемым вопросам. Правом законодательной инициативы Устав округа наделяет главу администрации округа, органы местного самоуправления, депутатов Думы, прокурора округа, окружной суд по вопросам их ведения.
Полномочия Думы могут быть прекращены досрочно в случаях: принятия решения о самороспуске; сложения полномочий более чем половиной депутатов от их установленного числа.
Исполнительную власть округа возглавляет высшее должностное лицо округа - глава администрации У.-О. Б. а. о. Он избирается населением сроком на 4 года не более чем на два срока подряд. Органом исполнительной власти округа является администрация округа.
Судебную власть в округе осуществляют суды, входящие в судебную систему РФ. Прокуратура округа входит в единую систему прокуратуры РФ.
В районах, сельских поселениях, а также на иных территориях осуществляется местное самоуправление. Депутаты представительных органов и должностные лица местного самоуправления избираются населением сроком на 4 года. (С. А.)

УТРАТА ГРАЖДАНСТВА - см.: Прекращение гражданства Российской Федерации.
УЧАСТОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ - см.: Избирательный участок.
УЧАСТОК ПОЛИЦЕЙСКИЙ - 1) территория, на которой должен действовать низовой орган полиции (российский дореволюционный и зарубежный опыт); 2) помещение, в котором расположен такой полицейским орган. (К. Г.)

УЧАСТОК СУДЕБНЫЙ - часть населенного пункта или территория.на которые распространяется юрисдикция конкретного суда или судьи. (К. Г.)

УЧРЕЖДЕНИЕ - понятие, которое в конституционном праве употребляется в нескольких значениях: 1) создание нового органа, правового института; 2) государственный, муниципальный орган или подразделение органа, выполняющее определенные функции. (С. А.)

УЩЕРБ ИМУЩЕСТВЕННЫЙ - ущерб, урон, убыток, порча, нанесенные имуществу физического или юридического лица в результате причинения вреда или неисполнения заключенного с ним договора. (К. Г.)

УЩЕРБ МОРАЛЬНЫЙ - см.: Моральный вред (ущерб).

ФЕДЕРАЛИЗМ - в конституционном праве одна из форм устройства государства (другой является унитаризм, или унитарное государство). Суть Ф. заключается: а) в характере внутренней структуры государства;
б) в характере связей центра и частей федеративного государства; в) в специфике прав центра и субъектов федеративного государства. Рассмотрим эти черты более подробно.
1) Если унитарное государство делится на административно-территориальные единицы, то федеративное государство состоит из субъектов, которые могут быть государствами (это касается прежде всего республик), национально-территориальными (автономными) образованиями или территориальными единицами со специфическим статусом, превращающим их скорее в территориально-государственные (государственно-территориальные) единицы.
2) Характер отношений центра и субъектов в федеративном государстве выражается, как правило, в том, что субъекты равноправны в отношениях с федеративным государством и друг с другом. Они имеют представительство на федеральном уровне, вправе обращаться в федеральные органы, т. е. в тех или иных специальных организационных формах могут участвовать в решении интересующих их вопросов на федеральном уровне. В унитарном государстве у административно-территориальных единиц тоже есть возможности влияния на решение вопросов в центре, однако они гораздо скромнее и выражаются, как правило, в виде просьб и ходатайств, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов.
3) С этим связан и еще один фактор: в унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства, в федеративном - на уровне федерации концентрируются важнейшие вопросы жизни страны, далее предполагается большая мера децентрализации как в руководстве делами, так и их правовом регулировании.
Унитарное государство имеет чаще всего единую правовую основу статуса административно-территориальных единиц. В федеративном государстве наряду с федеральной базой существует основа и в самих субъектах федерации (например, в Российской Федерации - конституции республик и уставы остальных субъектов, право законодательства субъектов).
В унитарном государстве возможна большая мера вмешательства (специалисты говорят "интервенции") центра в дела территорий. В федеративном государстве это также не исключается, но масштабы вмешательства меньше и происходит оно только при экстремальных ситуациях или явном нарушении субъектом законодательства федерации, ущемлении прав и свобод человека и гражданина. Если в унитарном государстве наблюдаются директивные средства воздействия центра на административные единицы, включая отмену их актов и действий, в федеративном государстве такие средства применяются как исключение. Более естественным путем является предложение субъекту самому исправить положение либо оспаривание его акта в федеральном органе конституционного правосудия и контроля (см.также: Российская Федерация - Россия. Субъекты Российской Федерации. Федерация). (С. А.)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИИ - в соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с изменениями от 6 сентября 1996 г.) один из видов федеральных органов исполнительной власти. Осуществляет на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к ее ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
Создание, реорганизация и ликвидация Ф. к. Р. осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Ф. к. Р. возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Но руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ.
Согласно Указу Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 25 мая 1999 г., существуют следующие Ф. к. Р. по рынку ценных бумаг; энергетическая. (С. А.)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в области миграции населения и координирующий работу по этому направлению в Российской Федерации. В субъектах РФ создаются органы ФМСР, юридически не подчиняющиеся органам государственной власти субъектов РФ. ФМСР и указанные органы субъектов образуют государственную систему управления миграционными процессами в РФ. Основные задачи ФМСР и ее органов: общая оценка миграционных процессов, разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ, обеспечение их реализации; организация приема и размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, оказание им помощи; разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции граждан РФ; разработка и осуществление мер, связанных с использованием в РФ труда иностранных граждан; организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране. (С. А.)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА - объединение, образуемое нотариальными палатами субъектов РФ. Это - самоуправляющаяся организация. Ее высшим органом является собрание представителей местных палат, утверждающее Устав Ф. н. п. и избирающее ее правление и президента для ведения текущей организационной работы. На Ф. н. п. возложены, в частности: координация деятельности нотариальных палат; представление их интересов в органах государственной власти и управления, других организациях; защита социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой. (К. Г.)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ - один из видов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения в соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с изменениями от 6 сентября 1996 г.).
Создание, реорганизация и ликвидация Ф. с. Р. осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Ф. с. Р. возглавляет руководитель (директор) федеральной службы, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Но руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ.
В настоящее время функционируют следующие Ф. с. Р.: архивная;
безопасности; внешней разведки;
воздушного транспорта; геодезии и картографии; железнодорожных войск; лесного хозяйства; миграционная; налоговой полиции; охраны;
по валютному и экспортному контролю; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; пограничная; по финансовому оздоровлению и банкротству. (С. А.)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ - один из правоохранительных органов, призванных участвовать в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации.
Задачами ФСНП РФ являются:
выявление, предупреждение и пресечение в сотрудничестве с другими правоохранительными органами налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Для выполнения этих задач ФСНП РФ обязана: проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба; осуществлять в пределах своей компетенции производство по Делам о налоговых преступлениях и нарушениях; принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку; обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность; исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий; оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства; проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции; осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также информировать высшие органы государственной власти и управления РФ о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения.
Выполнение этих обязанностей обеспечивается теми широкими правами, которые предоставлены органам ФСНП РФ Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. (с последующими поправками и уточнениями).
Систему органов ФСНП РФ РФ составляют: Федеральная служба налоговой полиции РФ (на правах государственного комитета РФ); территориальные органы ФСНП РФ в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (управления, отделы); местные органы налоговой полиции - органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП РФ.
ФСНП РФ возглавляет Директор Федеральной службы налоговой полиции РФ (в ранге председателя государственного комитета РФ), который назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. (К. Г.)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ - в федеральном государстве территория, не входящая в состав субъекта федерации, находящаяся в непосредственном управлении федеральных органов или назначенных ими лиц. Ф. т. имеются в Австралии, Бразилии, Венесуэле, Мексике, США и других государствах. Можно наблюдать несколько разновидностей федеральных территорий:
федеральный округ, в котором расположена столица государства, имеющий элементы особого статуса (например, федеральный округ Колумбия, где находится столица США г. Вашингтон, не представлен в палатах Конгресса США; и только с 1961 г. жители округа имеют право участвовать в выборах Президента США);
Ф. т., приближающаяся по своему статусу (особенно в части организации управления и самоуправления) к субъектам федерации (например, в Бразилии);
отдельная часть территории, не находящаяся под юрисдикцией субъекта федерации и иной единицы (например, в Мексике - острова, островки и рифы; в Венесуэле - федеральные зависимые территории как части территории республики, не входящие в состав штатов, федерального округа и Ф. т., а также острова, образовавшиеся или возникшие в территориальном море или в море над континентальным шельфом).
Ф. т. первых двух названных групп постепенно приближаются к статусу субъекта федерации. В некоторых странах наименование территории "федеральный округ" не означает принципиальных особенностей его статуса. По существу - это также субъект федерации, хотя и со специфическим наименованием. (С. А.)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО - см.: Министерство Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - согласно ст. 94 Конституции РФ, ''Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации". ФС - один из федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, это орган законодательной власти (ст. 10-11 Конституции РФ).
Однако полномочия палат и содержание их деятельности шире, чем только представительство населения и законотворчество. Палаты принимают участие в рассмотрении и решении многих важных вопросов верховного управления государством, утверждают бюджет государства. Они также участвуют в формировании ряда федеральных государственных органов; по некоторым направлениям осуществляют функцию парламентского контроля.
ФС РФ состоит из двух палат - Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД). В СФ входят по два представителя от каждого из 89 субъектов РФ - главы органов законодательной (представительной) и исполнительной власти (всего 178 чел.). По отношению к ним Конституция РФ использует понятие "член Совета Федерации". Члены СФ не работают в палате на профессиональной постоянной основе, а периодически заседают и выполняют в Москве иные функции. В остальное время они исполняют штатные обязанности в своих субъектах.
ГД состоит из 450 депутатов, избираемых непосредственно населением РФ. Из них 225 депутатов избираются в территориальных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства и 225 депутатов - по федеральным спискам партий и движений по пропорциональной избирательной системе. Все депутаты ГД обязаны работать в ней на профессиональной постоянной основе. Они получают вознаграждение за выполнение депутатских полномочий, не вправе находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
ФС РФ не имеет компетенции, которую палаты осуществляли бы на совместных заседаниях. Более того, согласно ст. 100 Конституции РФ, СФ и ГД заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только для заслушивания (но не для обсуждения) посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Основа отношений между палатами ФС РФ - принцип верхней и нижней палат. СФ считается верхней, ГД - нижней палатой. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что между ними существует соподчиненность; ГД не подчинена СФ. Палаты - самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта как бы идет "снизу вверх". Поскольку первой законопроекты должна рассматривать ГД, ее и именуют нижней палатой. Далее принятый ею закон поступает в СФ, поэтому его называют верхней палатой. У СФ есть право как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, но уже квалифицированным большинством - не менее чем двуми третями от общего числа депутатов ГД.
ФС РФ находится в системе разделения властей, его палаты взаимодействуют в процессе осуществления своих функций с Президентом и Правительством РФ, федеральными судами, Генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ. (С. А.)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другими нормативными актами РФ. В соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. (с последующими изменениями) в систему этих органов входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента РФ.
Министерство РФ - Ф. о. и. в., проводящий государственную политику, осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных Ф. о. и. в. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).
Государственный комитет РФ и федеральная комиссия России - Ф. о. и. в., осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, федеральную комиссию возглавляет председатель.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - Ф. о. и. в., осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.
Создание Ф. о. и. в., их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Федеральный министр назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Председатель государственного комитета, федеральной комиссии, руководитель (директор) федеральной службы, генеральный директор российского агентства и начальник федерального надзора назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.
Таким образом, министерства РФ в принципе можно считать имеющими более высокий ранг по сравнению с иными Ф. о. и. в., поскольку министры назначаются Президентом РФ и входят в состав Правительства РФ, а руководители остальных органов назначаются Правительством РФ и не входят в его состав.
Однако следует иметь в виду, что по указу от 14 августа 1996 г. руководители Ф. о. и. в., подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке, т. е. назначение на должность и освобождение от должности в этом случае производит Президент РФ (см. также: Государственный комитет Российской Федерации. Министерство 'Российской Федерации. Российское агентство. Федеральная комиссия России. Федеральная служба России. Федеральный надзор России). (С. А.)
Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Просмотров: 34 | Добавил: creditor | Теги: СЛОВАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close