Главная » СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ


13:22
СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ
СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ

АДИТ (см. Ассоциация по документации и информационным технологиям в музеях)

Академические музеи (см. Исследовательские музеи)

Анастилоз – метод реставрации архитектурных сооружений, установка на место подлинных фрагментов, изменивших свое положение при разрушении памятника.

Ансамблевая экспозиция (см. Ансамблевый метод построения экспозиции)

Ансамблевый метод построения экспозиции сохраняет или реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни конкретного человека, типичную для определенного социального слоя конкретной исторической эпохи среду. Основная структурная единица ансамблевой экспозиции – «жизненный» экспозиционный комплекс: интерьер, где музейные предметы представлены в среде своего бытования благодаря воспроизведению реально существовавших между ними связей.

Ассоциация по документации и информационным технологиям в музеях (АДИТ) создана в 1996 г. по инициативе ГМИИ им. Пушкина, «Московского Кремля» Третьяковской галереи для координации усилий музеев в деле информатизации и использования компьютерных технологий. Современный устав принят 31 июля 2000 г. Член CIDOS.

Атрибуция (определение) – выявление присущих музейному предмету признаков. Исследуются как физические, химические и т. п. свойства предмета (это необходимо для выработки рекомендаций по хранению), так и свойства, позволяющие судить о назначении предмета, его происхождении и истории бытования.

Аудитория музейная – совокупность людей, включенных в сферу культурно-образовательной деятельности музеев (исключая сотрудников музеев, которые вовлечены в сферу этой деятельности в силу своей профессии).

Биогруппа – экспозиционный комплекс, представляющий собой композицию из животных (чучел) или растений (или животных и растений).

Ведущий текст – выражает основную идею экспозиции в целом, отдельных разделов, тем, залов, комплексов. По сути, напоминает эпиграф к художественным произведениям.

Виртуальные экспозиции – показ компьютерных изображений музейных предметов.

ВООПИК (см. Всероссийское добровольное общество охраны памятников истории и культуры)

Воспроизведения – предметы, точно передающие облик музейных предметов (копии; реконструкции; муляжи; репродукции; новоделы; макеты; модели; голограммы).

Всемирное культурно-историческое и природное наследие (World cultural and natural heritage) – понятие, сформулированное в конвенции UNESCO «Об охране Всемирного культурного и природного наследия» (принята 16 ноября 1972 г.). В соответствии с этой конвенцией выделяются объекты Всемирного наследия, представляющие ценность для всего мирового сообщества и находящиеся под его особой охраной. UNESCO составляет Список Всемирного наследия (World cultural and natural heritage list), в который и включаются такие особо ценные объекты.

Всероссийское добровольное общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), создан в 1965 г. – общественная организация, занимающаяся сохранением, изучением, популяризацией историко-культурного наследия Российской Федерации.

Выставка – временная экспозиция.

Голограммы – объемные трехмерные копии, созданные посредством лазерной техники или записи на светочувствительную пластину и с нее воспроизводимые.

Диорама – вариант построения ландшафтной экспозиции, основой которой служит одноплоскостная картина-задник (возможны и трехсторонние диорамы – альковные), выхватывающая характерный участок среды, не охватывающая полный круг горизонта. Картина-задник дополняется макетом местности (трехмерными, объемными предметами, например, макетами характерных деревьев, имитацией травяного покрова и т. п. – для леса; макетами гористых склонов и каменных пляжей – для участков побережья и т. д.), и все это потом наполняется музейными предметами.

Заглавный текст – помогает посетителю ориентироваться в экспозиции (содержат названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов).

Инсталляция (от англ. installation – установка) – метод построения музейной экспозиции. Инсталляция – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстов, визуальной информации.

Исследовательские музеи (академические музеи) чаще всего создаются при научных учреждениях. Такого рода музей нуждается, прежде всего, в коллекциях, служащих базой для организации научных исследований. Формирование фондов и их изучение (т. е. он выполняет по преимуществу научно-документационную функцию, охранную функцию и научно-исследовательскую функцию) – главное в его работе. Такой музей может вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций, не проводить выставок.

Каталог музейный – это аннотированный перечень входящих в фонды предметов, расположенных в определенном порядке (в соответствии с принятой в какой-либо профильной дисциплине системой классификации или по иным критериям: хронологическому, географическому, принадлежности определенному лицу и т. д.). Каталоги можно разделить на разные группы: 1) по полноте отражения музейных фондов – на общие (государственный каталог музейного фонда, общий каталог фондов какого-либо музея), специальные (каталоги отдельных фондов или музейных коллекций); 2) по способу систематизации информации – на систематические (представляющие информацию в соответствии с принятой в данной стране системой индексов профильных дисциплин и их разделов) и алфавитные (построены по алфавитному принципу); 3) по способу записи информации – на бумажных носителях, на электронных носителях.

Каталогизация в музее – совокупность работ по созданию каталогов музейных фондов.

Классификация музеев – группировка по существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности признакам. Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев: по масштабам деятельности (музеи центральные, региональные, местные); по форме собственности (государственные, ведомственные, общественные, частные); по административно-территориальному признаку (республиканские, краевые, областные, городские, районные и т. п.), по типам (учебные, академические, просветительские); по признаку осуществления музеем научно-документационной функции (музеи коллекционного и музеи ансамблевого типов); по профилю музея.

Коллекция музея (см. Музейная коллекция)

Комитет по музейной документации (CIDOC – International Committee for Documentation) – центр координации усилий по созданию компьютерных баз данных и каталогов. Создан в 1963 г. в рамках ICOM.

Комплексные музеи – одна из групп классификации музеев по профилю, музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам. В их коллекциях представлены источники всех видов по различным отраслям знания. Деятельность музея может быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных (как в краеведческих музеях), так и только гуманитарных (историко-художественные, литературно-художественные и т. п. музеи) или только естественнонаучных дисциплин (музеи науки и техники, политехнические музеи и т. п.). Наиболее распространенный вид комплексного музея в Российской Федерации – краеведческий музей.

Комплектование музейных фондов – направление музейной работы, связанное с формированием музейных коллекций и дальнейшим их пополнением.

Консервация (от лат. conservatio – сохранение) – комплекс мер, направленных на стабилизацию физического состояния памятника истории, культуры или ценного природного объекта, обеспечение сохранности в конкретных условиях бытования, обеспечение долговременной защиты от воздействия влаги, перепадов температуры, света, механических повреждений и т. п. В современном музееведении понятие «консервация» имеет два аспекта: 1) «консервация» как один из аспектов реставрации (так понимают «консервацию» только в отечественном музееведении; в других музееведческих школах: в странах Скандинавского полуострова, в Польше и др., «консервацию» считают более широким понятием, чем «реставрация»), 2) консервация как различного рода охранительные меры.

Консультация музейная – форма культурно-образовательной работы музеев. Роль консультанта сродни роли экскурсовода, но работа ведется не с массовым, а с индивидуальным посетителем (или очень узкой группой, связанной общим интересом, по которому и обращаются за консультацией).

Копия – предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого предмета, выступающего по отношению к копии как подлинник (точно повторяет все свойства подлинника). Могут быть авторскими повторениями (выполнена тем же автором, что и подлинник); историческими воспроизведениями (как римские копии греческой скульптуры); современными воспроизведениями. В первых двух случаях копии, как правило, относят к музейным предметам, а в последнем – к научно-вспомогательным материалам.

Культурно-образовательная работа (культурно-воспитательная, массовая, просветительская и т. п.) музея – направление музейной работы, связанное с удовлетворением различного рода потребностей и запросов посетителей музея: в новых знаниях (образовательная), в коммуникации и проведении досуга (рекреационная), в приобщении к достижениям мировой культуры (культурная) и т. д.

Ландшафтная экспозиция (см. Ландшафтный метод построения экспозиции)

Ландшафтный метод построения экспозиции – в результате его применения появляется ландшафтная экспозиция. Применяется в естественнонаучных музеях. Задача такой экспозиции воспроизвести взаимосочетания, взаимосвязи и взаимозависимость каких-то компонентов явления или процесса. Характерная черта ландшафтной экспозиции – использование диорам или панорам, содержание которых раскрывается и дополняется музейными предметами, ландшафтными картами, профилями и т. п.

Лекторий музейный – цикл лекций, читаемых на базе музея и объединенных общей темой. Одна из форм культурно-образовательной работы музеев.

Макет – объемное воспроизведение внешнего вида подлинника, выполненное в масштабе и допускающее условность изображения (за счет опущения или утрировки каких-то, считающихся несущественными, деталей подлинника).

Массовые музеи (см. Просветительские музеи)

Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (International council conservation and restouration of monuments, сокращенно – ICCROM), создан в 1956 г. – межправительственный орган, осуществляющий экспертную поддержку по сохранению объектов, включенных в список Всемирного наследия, а также проводящий тренинги по реставрационным технологиям (см. Реставрация).

Международный совет музеев (International council of museums, сокращенно – ICOM) – создан в 1946 г. в Париже делегатами из 14 стран, ООН, ЮНЕСКО, Международного бюро музеев. ICOM имеет систему национальных и международных комитетов. На 2002 г. в организации состоит 12 тысяч индивидуальных членов и 106 национальных комитетов. В соответствии с принятым в 1989 г. Уставом высший руководящий орган ICOM – Генеральная ассамблея, созываемая 1 раз в 3 года. Между сессиями ICOM координацию действий его членов осуществляет Исполнительный комитет этой организации. Существует также совещательный орган – Консультативный совет. Организация издает ежеквартальный бюллетень «News of ICOM» и совместный с ЮНЕСКО ежеквартальный журнал «Museum – International». Советское отделение ICOM создано 08. 04. 1957 г. приказом № 000 Министра культуры СССР. Первым главой советского отделения ICOM был – член-корреспондент Академии художеств СССР, директор ГМИИ им. . Правопреемником Советского отделения ICOM с 1992 г. является Российское отделение ICOM.

Международный совет по охране памятников и исторических мест (International council on monuments and sites – сокращенно ICOMOS), создан в 1965 г. – осуществляет оценку объектов, предлагаемых к включению в Список Всемирного наследия, а также сравнительный анализ, техническую поддержку и составление периодической отчетности о состоянии включенных в Список объектов. При ICOMOS действуют 13 комитетов по различным вопросам музейного дела. Членство в организации имеют более 70 стран. ICOMOS издает журнал «Monumentum».

Метод построения музейной экспозиции – порядок группировки и организации экспозиционного материала. Методика построения экспозиций постоянно развивается, появляются новые методы. Основными методами на сегодняшний день считаются: систематический метод построения музейной экспозиции, ландшафтный метод построения музейной экспозиции, ансамблевый метод построения музейной экспозиции и тематический метод построения музейной экспозиции. Хотя возможны и иные: эстетический метод построения музейной экспозиции, инсталляция и т. д.

Модели – копии, сохраняющие конструктивные принципы и фактуру оригинала.

Монтаж экспозиции – сборка оборудования, технических средств, размещение экспозиционных материалов в соответствии с принятым ранее проектом. Монтаж осуществляет хозяйственно-техническая служба музея – рабочие-монтажники (со специальной подготовкой) при участии экспозиционеров и авторов художественного проекта.

Музеальность (см. Свойства музейного предмета) – термин, используемый в зарубежной музеологии для обозначения особых свойств, присущих музейным предметам (от «музеалия» – т. е. музейный предмет).

Музееведение (Музеология) – общественная наука, которая изучает процессы сохранения социально значимой информации, познание и передачу знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как социальный институт, социальные функции музея и формы их реализации в различных социальных, экономических, политических и культурных условиях. Музееведение формирует теоретические и методологические основы музейного дела.

Музеефикация – преобразование недвижимых памятников истории и культуры или природных объектов в объекты музейного показа с целью консервации и сохранения оставшихся комплексов, выявления их ценности, научного исследования и активного включения в современную культуру.

Музей (по уставу ICOM, принятому на XVI Генеральной ассамблее этой организации в 1989 г.) – «постоянно действующее, некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся исследованием, приобретением, хранением, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей».

Музейная коллекция – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный или познавательный, или художественный интерес как единое целое. Складываются в результате целенаправленных усилий по их формированию. Коллекции, в зависимости от критериев, положенных в основу их формирования, делятся на типологические (систематические) – состоящие из однотипных предметов и сгруппированные по признаку классификации (обычно принятой в какой-либо науке: коллекция кораллов, коллекция минералов и т. п.); тематические – формируются из предметов различного типа, но в совокупности способных раскрыть какую-то тему (этнографические коллекции, исторические коллекции и т. п.); мемориальные – связанные с каким либо историческим событием или выдающимся лицом; персональные – состоящие из предметов, принадлежавших определенному лицу и лично им переданных в виде коллекции в фонды музея.

Музейная педагогика – специальная научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики, психологии и профильной для данного музея дисциплины (или их комплекса), предметом которой выступает музейная коммуникация. Ее задача – разработка новых методик работы с посетителем, музейно-педагогических программ, изучение воздействия форм музейной коммуникации на различные группы аудитории музейной.

Музейная сеть – исторически сложившаяся совокупность музеев, действующая на определенной территории. Употребляется в двух смыслах: 1) музейная сеть определенной страны, региона независимо от профиля музеев, включенных в нее (музейная сеть СССР, музейная сеть РФ и т. п.) или 2) совокупность музеев определенного профиля (сеть исторических музеев, сеть технических музеев и т. п.).

Музейная социология – специальная научная дисциплина на стыке социологии (прежде всего, социологии культуры), менеджмента культуры и музееведения. Музейная социология изучает функционирование музея как социального института; реализацию в его деятельности общественных потребностей, запросов и ожиданий; воздействие музея на общество и общества на музей (см. функции музея); отношение к музею различных социальных, профессиональных, возрастных и т. п. групп, их потребности и ценностные ориентации.

Музейное дело – вид общественной деятельности, включающий комплектование, учет, хранение, охрану, изучение и использование культурного наследия, и осмысление этих процессов; музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство – создание музеев и музейной сети, организацию управления музеями – менеджмент музейный, подготовку, переподготовку и повышение квалификации музейных работников, создание соответствующих учреждений); музейную практику (научно-фондовую, научно-просветительскую, рекреационную, экспозиционную, издательскую работу); музееведение как науку.

Музейное законодательство – законодательство в области музейного дела, охраны памятников истории, культуры и природы. В России начало формироваться при Петре I. Но единого музейного и по охране памятников законодательства в Российской Империи не сложилось. Начало формированию единого музейного законодательства было положено в 1917–1918 гг. Современное музейное законодательство РФ представлено: законами РФ (1993 г. – «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; 1996 г. – «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; 1998 г. – «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»; 2002 г. – «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), указами Президента РФ («Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» 1992 г. и др.); Положениями МК РФ (№ 000 2001 г. «О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» и др.).

Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов, научно-вспомогательных материалов и средств научной информации, обеспечения, хранящихся в музее. В состав собрания входят фонды музея (основной, обменный, дублетный, научно-вспомогательный), библиотека и архив музея. В более узком смысле – совокупность музейных коллекций.

Музейные фонды – совокупность всех материалов, поступивших на хранение в музей в соответствии с принятыми правилами (законами, инструкциями, положениями и т. д.), документирующие социально-значимые феномены и процессы, связанные с профилем музея, и служащие средством музейной коммуникации, а также относящиеся к ним научно-вспомогательные материалы. Состоят из фонда музейных предметов и фонда научно-вспомогательных материалов (в естественнонаучных музеях есть еще фонды научных сырьевых материалов).

Музейные функции (см. Функции музея)

Музейный менеджмент – вся совокупность мер по управлению музеем: политика формирования коллекций (тезаврирование), и политика управления музейными фондами (режим хранения и система хранения, организация научных исследований и т. д.), и политика управления персоналом, и изучение аудитории музейной, и политика музейных продаж (выставочных проектов, различных образовательных программ, музейных и научных изданий и т. п.).

Музейный предмет – извлеченный из реальной действительности (среды бытования) объект музейного значения, включенный в музейное собрание и способный сохраняться длительно, носитель социально значимой информации, аутентичный источник знаний, эмоций и т. п. Отличается от предметов музейного значения, т. е. ценностей, не включенных в музейные собрания или коллекции, продолжающих бытовать в естественной для данного предмета среде.

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ
Теги: СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ
Просмотров: 410 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 21093

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close