Главная » СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ


13:22
СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ
Музеология (см. Музееведение)

Муляжи – предметы, которые воспроизводят размер, форму, цвет и фактуру подлинника, но могут отличаться по размерам.

Научно-вспомогательные материалы – предметы, не обладающие свойствами музейных предметов, но включаемые в состав музейных фондов, т. к. они необходимы при изучении и экспонировании музейных предметов. К научно-вспомогательным материалам относят: воспроизведения музейных предметов (копии, репродукции, слепки, модели, муляжи, голограммы, научные реконструкции); макеты, диаграммы, схемы, планы, карты, таблицы, графики).

Научно-исследовательская работа музеев – одно из основных направлений деятельности музеев, определяемое задачами накопления документальных свидетельств и источников знаний, их обработки и введения в научный оборот.

Научно-справочный аппарат музейных фондов (см. Фондовая документация)

Научно-фондовая работа музеев (см. Тезаврирование – от латинского «tesaurus» – «сокровищница») – весь комплекс работ, связанный с формированием, учетом и хранением коллекций.

Новодел – точная копия, выполненная из того же материала, что и подлинник.

Определитель – специальное, иллюстрированное музейное издание, выделяющее и описывающее признаки группы родственных предметов.

Организация городов Всемирного наследия (Organization of world heritage cites, сокращенно – OWHC) создана в 1993 г., объединяет на сегодняшний день более 100 городов. Ее задача – способствовать обмену знаниями и опытом управления, а также взаимной материальной поддержке в деле охраны памятников и исторических мест.

Панорама – вариант построения ландшафтной экспозиции, основой которой служит картина-задник, охватывающая полный круг горизонта (т. е. зритель помещается в центр такой экспозиции). Картина-задник дополняется макетом местности (трехмерными, объемными предметами, например, макетами характерных деревьев, имитацией травяного покрова и т. п. – для леса; макетами гористых склонов и каменных пляжей – для участков побережья и т. д.), и все это потом наполняется музейными предметами.

Пояснительный текст – аннотация к залу, теме, экспозиционному комплексу или отдельному экспонату. Пояснительные тексты дают информацию, лежащую за пределами восприятия экспонатов зрителем.

Просветительские музеи (массовые) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп и т. д. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, через организацию доступа исследователям к музейным коллекциям, через проведение рекреационной работы и т. п.). Деятельность просветительского музея, как правило, связана с выполнением всего многообразия социальных функций музея. Именно эти музеи относятся к музеям в полной мере публичным (общедоступным).

Профиль музея – отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также включать территориальные, хронологические границы, в рамках которых музей документирует социальные феномены.

Раскладка – этап проектирования экспозиции, предварительное размещение будущей экспозиции в предназначенных для нее залах.

Режим хранения – совокупность условий, необходимых для обеспечения сохранности музейного собрания. Включает в себя температурно-влажностный режим, световой режим, мероприятия по защите от загрязнителей воздуха, биологический режим, мероприятия по защите от механических повреждений; защиту музейных фондов в экстремальных ситуациях.

Реконструкция – научно аргументированное восстановление облика поврежденного или разрушенного памятника истории и культуры, природного объекта.

Репродукции – воспроизведение произведений живописи, графики, рукописей, карт ручного изготовления, рукописных и уникальных печатных книг и т. д., выполненное с использованием множительной техники с целью получения как можно большего числа повторений.

Реставрация (от лат. restauratio – восстановление) – комплекс мероприятий, направленных на сохранение памятника истории, культуры или ценного природного объекта. Реставрация ставит целью по возможности восстановление памятника (в идеале – в первоначальном виде), наблюдение за его состоянием, выявление его социальной значимости и ценности. Реставрация предполагает исследование памятников до и в процессе реставрации, изучение возможности применения различных материалов для реставрации, публикацию результатов этих исследований.

Реэкспозиция – обновление старой экспозиции без полного демонтажа.

Свойства музейного предмета – В зарубежной музеологии для обозначения особых свойств музейных предметов принят термин «музеальность» (от «музеалия» – т. е. музейный предмет). Отечественное музееведение чаще выделяет отдельные свойства, обладание которыми или некоторыми из них придает предмету особую ценность и музейное значение. К таким свойствам музейного предмета относят: информативность – способность предмета выступать в качестве носителя социально значимой информации; сохранность – способность предмета сохраняться длительно; коммуникативность – способность непосредственно передавать информацию; аттрактивность (от англ. «attractive» – привлекательный) – способность привлекать внимание посетителя; экспрессивность («expression» – эмоциональный) – способность вызывать ассоциации и оказывать эмоциональное воздействие; репрезентативность («represent» – представлять) – способность предмета представлять определенный феномен, служить как бы его символом; эстетичность – способность оказывать воздействие на эстетические чувства и др.

Система хранения – одна из составляющих такого направления музейной работы, как хранение музейных фондов. Вырабатывает рекомендации, направленные на решение двух задач: 1) обеспечение наилучшей сохранности предметов, их защиту от механических повреждений и деформаций во время хранения и 2) обеспечение доступности предметов, возможность быстро их найти.

Систематическая экспозиция (см. Систематический метод построения экспозиции)

Систематический метод построения экспозиции – в результате его применения появляются систематические экспозиции, т. е. экспозиции, построенные в соответствии с классификацией принятой в определенной профильной дисциплине, отрасли культуры или отрасли общественного производства. Основная структура систематической экспозиции – типологический (систематический) ряд музейных предметов, отражающий эволюцию тех или иных процессов природы, человеческого общества.

Социально-значимая информация – знания, навыки, традиции, представления и т. п., необходимые для нормального функционирования общества и его институтов, для осуществления межчеловеческой коммуникации.

Список Всемирного наследия (World cultural and natural heritage list) (см. Всемирное культурно-историческое и природное наследие (World cultural and natural heritage))

Таксидермия – вид работ, включающий консервацию и реконструкцию объектов животного мира. В результате изготовляется объемное чучело, воссоздающее живую натуру или целые биогруппы.

Тезаврирование (см. Научно-фондовая работа музеев) – от латинского «tesaurus» – «сокровищница» – весь комплекс работ, связанный с формированием и хранением коллекций.

Тексты в экспозиции – продуманная как целое и систематически организованная совокупность заголовков к разделам и темам экспозиции, аннотаций, этикеток, указателей и пр., т. е. всех надписей, используемых в экспозиции, не являющихся экспонатами, а выполняющих служебные функции. Тексты в экспозиции подразделяются на заглавные тексты, ведущие тексты, пояснительные тексты, этикетаж, указатели.

Тематическая экспозиция (см. Тематический метод построения экспозиции)

Тематический метод построения экспозиции – метод, раскрывающий посредством музейных предметов определенный сюжет, создающий в сознании посетителя музейный образ отображаемых явлений или процессов. Тематическая экспозиция строится как система взаимосвязанных разделов, тем, подтем, содержание которых связано и обосновано общей концепцией. В центре такой экспозиции должен быть предмет, обладающий наивысшей коммуникативностью, репрезентативностью, экспрессивностью и т. д. – «ударный экспонат», «маяк». Остальные предметы формируются вокруг него с целью сопоставления, взаимного документирования.

Технические посредники (см. Технические средства) в музее

Технические средства (см. Технические посредники) в музее – устройства, передающие вербальную, визуальную, звуковую, аудиовизуальную информацию с помощью специальной аппаратуры. Могут быть визуальными, звуковыми, аудиовизуальными.

Тип музея – категория в классификации музеев по выполнению этими учреждениями социальных функций и приоритета этих функций в деятельности музея. В соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские.

Типовые музейные предметы – имеющиеся в большом количестве экземпляров, каждый из которых обладает одинаковыми или аналогичными свойствами, взаимозаменяемостью.

Указатели – тексты, помогающие ориентироваться в музейных помещениях, самостоятельно ориентироваться в экспозиции (последовательность залов, экспозиционных комплексов и т. д.). Указатели могут располагаться на стенах, специальных стендах и т. п., т. е. собственно в музейном помещении. Роль указателей могут играть схемы, планы, помещенные в путеводители.

Уникальные музейные предметы – определяются редкостью, отсутствием аналогов.

Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, функции культурно-образовательной. Как правило, они создаются при школах, вузах и др. учебных заведениях, иногда при ведомствах (особенно военизированных: таможня, МВД и т. п., где есть необходимость выработки у сотрудников особых навыков). Школьные, вузовские и т. п. музеи формируют коллекции, помогающие в приобретении необходимых навыков в процессе образования, помогающие в реализации учебных программ и педагогических методик. Часто относятся к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей.

Учет музейных фондов – направление фондовой работы, направленное на закрепление за отобранными предметами определенного юридического статуса (принадлежность к всемирному, национальному и т. п. достоянию, принадлежность к определенной форме собственности, принадлежность данному конкретному учреждению и т. п.); юридическую охрану музейного собрания и прав музея на полученные в результате изучения музейных предметов и музейных коллекций научные данные о них.

Учетная документация – часть фондовой документации, включающая документы, которые призваны обеспечить юридический статус и юридическую охрану музейных фондов.

Фандрейзинг (fundraising – fund – денежные фонды и raising – увеличение) – совокупность действий, направленных на привлечение и аккумуляцию финансовых поступлений из различных источников.

Фондовая документация (см. Научно-справочный аппарат музейных фондов) – весь комплекс документации, связанный с фондовой работой. Включает учетную документацию, документацию по комплектованию, систематизации и классификации фондов, а также документы по соблюдению режима хранения и системы хранения. Иногда к фондовой документации относят монографические исследования отдельных музейных предметов и их групп (в форме отдельных статей, научных сборников, монографий), исследования по профильной дисциплине, созданные на основе музейных фондов, и т. д.

Фонды музея (см. Музейные фонды)

Функции музея (см. Музейные функции): 1) Научно-документационная функция связана с реализацией музеем процессов документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества. Деятельность музея по осуществлению этой функции состоит, прежде всего, в отборе предметов, которые способны стать материальными свидетельствами социально-значимых феноменов. 2) Охранная функция состоит в том, что музеи призваны решать задачи по сохранению культурных, исторических и природных ценностей в интересах мирового сообщества и его отдельных (национальных, региональных и т. п.) частей. Музей не только должен отобрать объекты, способные стать музейными предметами, но и сохранить их. 3) Научно-исследовательская функция состоит в том, что, обладая коллекциями, способными служить источниковой базой научных исследований (по какой научной дисциплине зависит от профиля музея), музеи становятся организаторами и местом проведения таких исследований, научными центрами. 4) Образовательная (культурно-образовательная или образовательно-воспитательная) функция – музей, наряду с библиотеками, средствами массовой информации (радио, телевидение, Internet и т. п.), школами и иными учебными заведениями и т. д., участвует в формировании картины мира современного человека, его социализации. 5) В современном музееведении также выделяют рекреационную функцию (от «recreation» – досуг, свободное время) – реализуя эту функцию музей выступает как организатор досуга, развлекательное учреждение.

Хранение музейных фондов – направление научно-фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения с целью обеспечения физической сохранности и доступности для использования предметов музейных фондов.

Экскурсанты – участники экскурсии.

Экскурсия музейная (от латинского excursio – поездка)– форма музейной работы, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа по заранее определенной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода.

Экскурсовод – музейный работник, ведущий экскурсию.

Экспозиционер – участник экспозиционной работы, научный сотрудник музея, задействованный в процессе создания экспозиции (иногда в число экспозиционеров включают и штатного художника).

Экспозиционная работа – одно из основных направлений музейной деятельности, отвечающее за создание экспозиций. Экспозиционная работа включает: 1) проектирование экспозиции (научное проектирование – разработку основной идеи и конкретного содержания; художественное проектирование – разработку архитектурно-художественных принципов и решений); техническое и рабочее проектирование – монтаж экспозиции; 2) демонтаж экспозиции; 3) реэкспозицию.

Экспозиционное оборудование – комплекс элементов и приспособлений, осуществляющих конструктивно-пространственную организацию экспозиции, обеспечивающих сохранность и фиксацию экспонатов в любой точке экспозиционного пространства, выполняющих определенные художественные, символические функции.

Экспозиционный комплекс – тематически связанная, пространственно и художественно организованная группа музейных предметов, научно-вспомогательного материала, текстов в экспозиции и экспозиционного оборудования.

Экспозиционный материал (см. Экспонат)

Экспозиция музейная – целенаправленная, научно обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов.

Экспонат – музейный предмет, выставленный для обозрения в экспозиции музейной. Экспонаты встраиваются в систему образов, раскрывающих определенную тему, формирующую знание по этой теме и эмоционально воздействующую на посетителя. Под экспонатами в отечественном музееведении подразумеваются и музейные предметы, и сопровождающие их научно-вспомогательные материалы (экспозиционные материалы). Для отечественного музееведения понятия экспонат и экспозиционный материал – синонимы. Зарубежное музееведение чаще всего относит к экспонатам только демонстрируемые музейные предметы (подлинники) и отделяет понятия экспонаты и экспозиционный материал.

Экспонент – лицо или учреждение, предоставляющее музею или иному учреждению для экспонирования принадлежащие ему материалы.

Эстетический метод построения экспозиции используется только в музеях художественного профиля или на выставках предметов искусства. Предметы группируются не систематически (по странам и школам, их в данном случае может и не быть), не тематически (т. е. с единством сюжетной линии), а исходя из принципа привлечения наибольшего внимания и эстетичности экспозиции. Это может быть цветовой контраст висящих рядом работ, контраст техники и манеры исполнения или, наоборот, единство эстетических принципов в разных жанрах (живописи и скульптуре, графике и керамике и т. п.).

Этикетаж – совокупность всех этикеток в экспозиции.

Этикетка – текст-аннотация к отдельному предмету, содержащий атрибутивные данные о предмете: название, авторство или происхождение, материал, размер, способ и время изготовления, наличие у предмета мемориального значения, сведения о том, что демонстрируется – подлинник или копия.

Ссылка на страницу: СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ
Теги: СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ
Просмотров: 330 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 17560

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close