Главная » Словарь специальных терминов


19:25
Словарь специальных терминов
О
ОБМЕТЫВАНИЕ ДЕТАЛИ — ниточное закрепление среза детали для предохранения от осыпания. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОБОРКА — косая или поперечная полоска ткани, собранная сборками, заложенная складками или плиссированная. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ОБРАБОТКА ДЕТАЛИ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ ВЛАЖНО-ТЕПЛОВАЯ — обработка детали или изделия посредством специального оборудования с использованием влаги, тепла и давления. Влажно-тепловая обработка может быть внутрипроцессная и окончательная. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОБРАБОТКА ДЕТАЛИ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ УТЮЖИЛЬНАЯ — придание детали или изделию желаемой формы посредством утюжильного оборудования. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОБРАЗЕЦ — новое художественное и конструктивное решение внешнего вида изделия. Существует в виде готовой модели или рисунка.

ОБТАЧИВАНИЕ —соединение двух деталей с последующим их вывертыванием (например, обтачать воротник, борта). (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОБТАЧКА — деталь швейного изделия для обработки открытых срезов (например, обтачка горловины, проймы и т.п.). (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В.1996)

ОБХВАТ — дуговой поперечный периметр какой-либо части тела человека, измеренный с помощью полотняной сантиметровой ленты. Обхваты — размерная характеристика (признак) тела человека, который используется для конструирования одежды. Измеряются обхваты в поперечных плоскостях, при измерениях сантиметровая лента должна плотно прилегать к телу, не деформируя его. Обхват головы измеряют по лобной части над уровнем бровей и по самой выпуклой затылочной части. Обхват шеи — по ее основанию. Обхват груди — по наиболее вдавленным или выступающим участкам туловища (при измерении первого обхвата лента на спине проходит горизонтально по нижним углам лопаток, касаясь верхним краем задних углов подмышечных впадин, затем — по подмышечным впадинам, замыкается спереди над основанием грудных желез; при измерении второго обхвата лента со стороны спины и подмышечных впадин проходит так же как в первом случае, а впереди — через наиболее выступающие точки грудных желез). Обхват груди первой и второй измеряют непосредственно один за другим, не допуская сдвига сантиметровой ленты на спине. При измерении третьего обхвата груди лента проходит горизонтально вокруг туловища через выпускающие точки грудных желез. Обхват талии измеряют по завязанной на ней нитке в горизонтальной плоскости. Обхват бедер измеряют с учетом выпуклости живота и при втянутом животе. На конечностях измеряют обхваты щиколотки, колена, бедра, икры, запястья, плеча; определяют также обхваты колена при согнутом положении ноги, обхват подъема стопы, обхват кисти. Всего измеряется девятнадцать обхватов. По данным третьего обхвата груди ведут нумерацию типов фигур и одежды по размерам. По обхвату бедер с учетом выпуклости живота проводят нумерацию типов фигур и одежды по полнотам. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОБШЛАГ — отворот на нижнем конце рукава мундира и других видов обмундирования или ведомственной одежды.

ОДЕЖДА — совокупность покровов, защищающих человека от внешних воздействий. Включает комплекс предметов: белье, легкое и верхнее платье, головные уборы, обувь, перчатки и др.

ОДЕЖДА ПЛЕЧЕВАЯ — одежда, опирающаяся на верхнюю опорную часть тела, ограниченную сверху линиями сочленения плечевого пояса с шеей и руками, а снизу линией проходящей через выступающие точки лопаток и груди. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА-ПОЛУФАБРИКАТ — одежда с незаконченным циклом технологической обработки. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА ПОЯСНАЯ — одежда, опирающаяся на нижнюю опорную часть дела, ограниченную сверху линией талии, а снизу линией бёдер. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДНОБОРТНЫЙ ПИДЖАК - вид покроя мужского пиджака; однобортный пиджак имеет один ряд пуговиц.

ОКАНТОВКА ДЕТАЛИ — обработка среза детали полоской материала, тесьмой для отделки или предохранения от осыпания. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОЛЬСТЕР — длинное просторное пальто из грубошерстного сукна, обычно с кушаком, иногда с капюшоном. Первоначально шилось из ирландского бобрика, названо по исторической области в Ирландии. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ОПЛАВЛЕНИЕ СРЕЗА— обработка среза деталей швейного изделия из термопластичных материалов тепловым методом для предохранения от осыпания. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОТЛЁТ ВОРОТНИКА — отгибающаяся часть воротника, расположенная выше верхней линии стойки воротника.

ОПОРНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ ОДЕЖДЫ — участки контакта одежды и тела человека. Для плечевой одежды (пальто, платье, пиджак) опорная поверхность сверху ограничивается линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а снизу — выступающими точками лопаток и груди. Этот участок называется верхняя опорная поверхность. Для поясных изделий опорная поверхность ограничивается вверху линией талии, внизу — верхней частью бедер и живота. Участок называется нижней опорной поверхностью. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОПУШКА — меховая отделка по краям одежды. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОТПАРИВАНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ — обработка изделия паром для удаления лас. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОТТЯГИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ — увеличение линейных размеров некоторых деталей на отдельных участках посредством влажно-тепловой обработки для получения желаемой формы (например, оттянуть участок бокового шва у линии талии). (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения).

ОТУТЮЖИТЬ - удалить замины, сгибы и т.д. на деталях или изделии.

ОСНОВА и УТОК — две системы нитей, образующие ткань. Основа — нити, расположенные параллельно друг другу и идущие вдоль ткани. Уток — нити, расположенные перпендикулярно основе. В результате последовательного переплетения нитей основы и утка на ткацком станке вырабатывается ткань. Основа перед ткачеством подвергается шлихтованию — дополнительной обработке клеевыми веществами для придания ей большей гладкости и увеличения прочности. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОСЫПАЕМОСТЬ ТКАНИ — одно из технологических свойств тканей; выпадение нитей из открытых срезов; возникает вследствие недостаточно прочного закрепления нитей в ткани. Осыпаемость ткани зависит от параметров структуры пряжи и нитей, строения ткани, ее волокнистого состава, видов отделки и пр. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОТВАРИВАНИЕ, ОТВАРКА — одна из основных отделочных операций при выработке хлопчатобумажных и льняных тканей; производится в варочных котлах в растворах щелочей при атмосферном или повышенном давлении с целью удаления примесей и подготовки к белению, крашению и набивке. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОТДЕЛКА ОДЕЖДЫ — один из декоративных элементов одежды. При моделировании отделку увязывают с формой и конструкцией изделия, материалом, цветом. Это дополнение и украшение, которое может вообще отсутствовать в одежде, т. к. не для всякой одежды оно обязательно. Отделка может быть постоянной (вышивка, оборка, кант, пуговицы и т. д.) и съемной (бант, пояс, цветок и пр.). При съемной отделке имеется возможность варьирования, например, строгое деловое платье, украшенное бантом, нарядным поясом или букетиком искусственных цветов, может быть надето для торжественного случая. Современные отделки в одежде очень разнообразны по виду, форме, способу изготовления, материалам. Условно их можно разделить на следующие группы: — выполненная непосредственно на поверхности деталей одежды (рельефные швы, отделочные строчки, складки, буфы, драпировки, сборки, плиссе, гофре); — выполненная из ткани изделия или отделочной ткани и являющаяся деталью изделия (оборки, воланы, банты, бейки, канты, клапаны, хлястики и т. д.); — сделанная из текстильных материалов (кружево, ленты, тесьма, шнур, бахрома); — выполненная вышиванием, аппликацией; — выполненная из др. (не основного) материала (из меха, замши, искусственной или натуральной кожи, бархата, трикотажа и др.); — выполненная фурнитурой (с использованием пуговиц, пряжки, молнии и т.д.); — выполненная печатным рисунком граффити; — сделанная из съемных деталей (жабо, воротники, галстуки и т. д.). (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — материалы и изделия, предназначенные для украшения или отделки предметов одежды. К отделочным текстильным материалам относятся кружева (край, прошва, мотив) и кружевные изделия (воротники, пелерины, манжеты и др.), ленты, тесьма, эмблемы, бахрома, кисти, крученые изделия (шнуры, нитки вышивальные и вязальные, мулине), а также ткани, трикотажные изделия, шитьё, гипюры, натуральные и искусственный мех, кожа. К не текстильным отделочным материалам относятся различного вида металлическая, деревянная и пластмассовая фурнитура (пуговицы, пряжки, кнопки, молнии и т.п.). (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОТКОСОК — деталь передней половинки брюк для обработки потайной застежки, предназначенная для пришивания пуговиц, кнопок, молнии, текстильной застежки. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

П
ПАЛАНТИН — женская наплечная накидка из меха, бархата или другой ткани. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПАЛЬТО — верхняя распашная одежда, обычно из плотного материала, по возможности с карманами.

ПАНАМА — плотная, сравнительно тяжелая шелковая ткань из искусственного волокна, идущая на шитье женских костюмов, платьев; летняя широкополая шляпа либо из соломки, либо из ткани типа жесткого полотна, пике. По названию республики Панама в Центральной Америке. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПАРЕО — элемент пляжной одежды; большие платки с яркими рисунками, которые завязываются вокруг бедер или под мышками; их родина — остров Таити. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПАРКА - удлиненная куртка с поясом на кулиске, большими карманами и двойной застежкой.

ПАТА — деталь швейного изделия для его декоративного оформления, настроченная или втачанная одним концом в шов. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПАЧКА — пышная короткая многослойная юбка танцовщицы. Впервые была сделана в 1839 году для М. Тальони, по рисунку художника Э. Лами. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПЕЛЕРИНА — накидка на плечи, обычно не доходящая до талии; воротник в виде такой накидки. Первоначально накидка без рукавов, которую носили паломники. В укороченном виде она появляется в эпоху Возрождения, например, в Испании. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПЕЙСЛИ – восточный узор, базовым элементом которого является капля, или огурец со слегка суженным концом. Родиной причудливого узора считается Персия, где орнамент получил широкое распространение в эпоху Сефевидов, т. е. с XVI века. Несмотря на простонародное происхождение (изначально это символ плодородия), он украшал царские регалии и одежду знати. Из Персии «огурец» перенесся в Индию, а оттуда, вместе с расшитыми кашмирскими шалями, которые непременно прихватывали в подарок из колоний, он попал в Англию. Шали пользовались таким безумным успехом, что в начале XIX века в шотландском городе Пейсли было налажено производство их имитаций (отсюда европейское название орнамента).Производство процветало полвека, а затем шали вместе с самим узором оказались забыты на целое столетие. Следующий взрыв популярности пришелся на 1960-е годы: Джон Леннон даже обзавелся желтым Роллс-Ройсом, украшенным пейсли. И снова десятилетия забвения, возвращением из которого орнамент обязан в первую очередь итальянской марке Etro. Еще в 1980-е годы она сделала «огурец» своим фирменным знаком и с тех пор не перестает поражать обилием современных вариаций на эту тему. Пока Etro украшала восточным орнаментом текстиль, английская марка Cole & Son выпустила с ним несколько коллекций обоев, которые сразу же стали классикой. Затем подтянулись и другие дизайнеры, в том числе Дом Kenzo. Теперь «огурцы» растут везде — от одежды, штор и обоев до фарфоровой посуды.

ПЕНЬЮАР — домашняя кружевная одежда.

ПЕРЕД — передняя деталь швейного изделия цельновыкроенная или состоящая из частей. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПЕТЛЯ — навесная или вырезанная деталь швейного изделия предназначенная для его застёгивания. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПЛАНКА — деталь швейного изделия в виде полоски материала для обработки и декоративного оформления краёв застежки. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПЛАСТРОН — нагрудник или манишка. Был особенно популярен в середине 80-х, когда в моду вошли геометрический стиль и асимметрия. Пластрон делался из ткани контрастного цвета и свободно отгибался. Его широко применяли и в женской, и в мужской одежде.

ПЛАТЬЕ — в широком смысле слова — одежда, в узком — женская одежда первоначально накладная, а затем и распашная. Платье для коктейлей — короткое нарядное платье для приемов и других светских раутов во второй половине дня; платье-пальто — платье свободного, прямого или расширенного силуэта, производит впечатление летнего пальто, шьется из сравнительно толстого материала. Вошло в моду в 1967 году; платье «Принцесс» —не отрезное по талии платье, прилегающей формы, линия наибольшего прилегания расположена чуть выше талии. Названо так англичанином Вортом, создавшим этот покрой; платье-рубашка — платье прямого покроя, не отрезное по линии талии. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПЛИССЕ — мелкие, не застроченные, приглаженные складки на ткани, могут быть фигурными. Плиссе было известно еще в Древнем Египте. Применяется для отделок юбок, платьев и т.п. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПЕРЧАТКИ — швейное или трикотажное изделие, покрывающее частично или полностью предплечье, ладонь руки и пять пальцев, каждый из них в отдельности. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ПИДЖАК - английский термин "pea-jacket" - разновидность грубой ткани и куртка; куртка с длинными рукавами и отложным воротником, застёгивающаяся на пуговицы. Служит верхней частью классического костюма. Существуют два основных вида покроя пиджака: однобортный и двубортный.

ПОКРОЙ - вид, придаваемый одежде с помощью выкраивания; покрой одежды определяется рядом конструктивных особенностей: типом рукавов (втачные, реглан, цельнокроеные, комбинированные и др.); видом застежки (распашные, однобортные, двубортные и др.); конструкцией карманов (прорезные, накладные, расположенные в шве изделия и т.д.); формой воротника (стойка, пальтовый, шалевый и др.); конструкцией полочки и спинки, которые могут быть цельнокроеными, отрезными по линии талии, с отрезной (отлетной) кокеткой, с отрезным бочком и т.д.. Использование разных силуэтов и форм, видоизменение деталей и элементов покроя, а также швов, складок и отделок обеспечивают возможность создания многообразия фасонов швейного изделия.

ПИЖАМА — легкий костюм — спальный, домашний, или больничный — из брюк и свободной куртки. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПИКОТ — то же, что и бушлат. Когда-то их носили лишь профессиональные моряки (в Англии и Голландии). Они были исключительно темно-синего цвета + пуговицы с якорями. Сейчас ткань и цвет бушлата —исключительно свободный выбор.

ПОГОН — деталь или узел швейного изделия, прикрепленной к изделию в области плеча, для его декоративного оформления. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПОДБОРТ — деталь швейного изделия для обработки краёв разреза переда. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПОДЗАКРЕПКА — деталь швейного изделия предохраняющая место соединения среднего шва брюк с шаговыми от растяжения. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПОДЗОР — деталь кармана, закрывающая подкладку кармана в месте его отверстия. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПОДКЛАДКА — деталь или узел швейного изделия для оформления его изнаночной стороны. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПОЛОТНИЩЕ ЮБКИ — деталь швейного изделия передняя и (или) задняя, покрывающая часть туловища и ног. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПОДШИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — закрепление подогнутого края изделия или детали потайными стежками. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

Покрой — это вид, придаваемый одежде тем или иным способом выкраивания и пошива. Он определяет общую характеристику конструктивного построения одежды. К основным признакам покроя плечевой одежды относятся: покрой рукава (форма его соединения с проймой), членение основных деталей (спинки и полочки) продольными (рельефами) и поперечными (характер соединения лифа с юбкой, наличие кокетки) швами. Основными покроями рукава, существенно отличающимися друг от друга по силуэтной форме и характеру соединения рукава с основными деталями (спинкой и полочкой), являются: втачной, реглан и цельнокроеный. Втачной рукав может иметь две разновидности: обычный и рубашечный. Различные сочетания основных покроев рукава образуют дополнительный, четвертый, покрой, называемый комбинированным.
Форма и размеры основных деталей одежды зависят, прежде всего, от ее покроя.

ПОЛО — спортивная рубашка, тенниска, мягкая и легкая, с мягким воротником и застежкой до середины груди, чаще с короткими рукавами. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПОЛОТНО — ткань полотняного переплетения: льняная, хлопчатобумажная, шелковая и штапельная. Полотно из льна, конопли и хлопка было известно еще в древние времена. Используется для изготовления белья, скатертей, сорочек и т.п. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПОНЧО — традиционный шерстяной плащ с вырезом для шеи у индейцев Латинской Америки. В 70-х годах XX века приобрел популярность и стал элементом женской моды. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПОРТНОВСКАЯ БУЛАВКА — инструмент, предназначенный для прикалывания, закалывания чего-либо. Представляет собой иглу с тупой головкой на одном конце. Булавка может быть с декоративным украшением.

ПОШИВ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ — изготовление швейных изделий с применением ниточного соединения. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРЕССОВАНИЕ — влажно-тепловая обработка швейного изделия посредством пресса. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРИКЛЕИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — клеевое соединение мелкой детали швейного изделия с основной. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРИМЁТЫВАНИЕ — временное ниточное соединение мелких деталей швейного изделия с крупными (например, приметать манжеты к рукаву, клапан к полочке). (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРИТАЧИВАНИЕ —ниточное соединение мелких деталей с крупными (например, притачать манжеты к рукавам). (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРИУТЮЖИВАНИЕ ШВА — уменьшение толщины шва, сгиба или края детали посредством утюжильной обработки (например, приутюжить низ изделия, сгиб складки, шов стачивания деталей). (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРИШИТЬ - прикрепить одну деталь к другой или фурнитуру, украшение к изделию.

ПРОКЛАДКА — деталь или узел швейного изделия для придания устойчивости формы или теплозащиты, расположенные между верхним и нижним слоями материала. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

ПРОКЛЕЕВАНИЕ ШВА — нанесение клея на края детали в области шва с последующим приклеиванием полоски материала или тесьмы. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПРОПАРИВАНИЕ — влажно-тепловая обработка, обеспечивающая насыщение швейного изделия паром. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ПУЛОВЕР — трикотажная фуфайка без воротника и без застежек, надевающаяся через голову. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ПУГОВИЦА— застежка, предназначенная для соединения деталей изделия через петлю. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

ПЫЛЬНИК - легкое летнее пальто из плотной хлопчатобумажной, шерстяной или шёлковой ткани (диагонали, поплина, репса, габардина, тафты). Форма — свободная, прямая или расширенная.

Р
РАЗДВИГАЕМОСТЬ НИТЕЙ, РАЗДВИЖКА НИТЕЙ — смещение нитей в тканях под воздействием внешних сил. Чаще всего происходит около швов, а также на участках, испытывающих значительные многократные напряжения (пройма, локтевые участки рукавов и т. п.). Возникает из-за недостаточного тангенциального сопротивления взаимному перемещению нитей в ткани (недостаточного трения между нитями). Уменьшить раздвигаемость нитей в швах готовой одежды можно соответствующим подбором конструкции и модели изделия. При изготовлении изделий из тканей повышенной раздвигаемости (например, ацетатного шелка) рекомендуется в конструкциях изделий избегать применения среднего шва спинки, ограничить размеры изделий и др.. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАЗЛЕТАЙКА — верхняя одежда (плащ, накидка и т. п.) со свободно расходящимися, не застегивающимися полами. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАЗМЕР — величина изделия в каком-нибудь измерении; мерка, номер, обозначающий величину предмета одежды (например, размер платья, пальто, размер обуви, перчаток).

РАЗУТЮЖИВАНИЕ ДЕТАЛИ ИЛИ ШВА — технологический термин, обозначающий раскладывание припусков ткани на шов или складку на две противоположные стороны и закрепление их в этом положении посредством утюжильной обработки. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАМКА—фиксируемая часть замка, закрепляемая на обеих смыкаемых сторонах кожгалантерейного изделия. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

РАСКЕП — участок отложного воротника от конца (от внешнего угла) до линии перегиба; участок, место, где соединяются воротник и лацканы в изделиях с отворотами (пиджачного типа). Зависит от модели и может быть небольшим, средней величины и значительной величины. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАСКЛАДКА ЛЕКАЛ — схема расположения лекал деталей швейного изделия; может быть однокомплектной и многокомплектной. Однокомплектная раскладка лекал — это раскладка, включающая комплект лекал деталей одного швейного изделия. Многокомплектная раскладка лекал включает более одного комплекта лекал деталей швейного изделия. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАСКРОЙ МАТЕРИАЛА — разрезание материала (настила), вырезание и вырубание деталей швейных изделий и их частей в соответствии с конструкцией изделия. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАССТРАЧИВАНИЕ ШВА — технологический термин, обозначающий прокладывание строчек на деталях для закрепления припусков шва, складки, направленных в противоположные стороны (например, расстрочить складки, швы). (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РАСТРУБ — расширение в виде воронки на предмете или детали; расширяющаяся часть одежды (например, рукава с раструбом). (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РЕГЛАН — покрой рукава, названный по имени английского генерала Реглана, для которого была сшита одежда с рукавами такого фасона, чтобы замаскировать поврежденное плечо. Также фасон одежды, у которой рукав составляет одно целое с плечевым участком изделия; пальто или плащ такого покроя. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РЕДИНГОТ — один из долгожителей моды, его появление на свет относят к XVIII веку. Именно тогда англичане изобрели удобный для верховой езды костюм-редингот. Очень скоро он приобрел черты, определявшие его длительную популярность. Редингот плотно прилегал к груди, застегивался двумя рядами пуговиц, его высокий воротник хорошо закрывал шею, пелерина защищала от дождя, прямые длинные рукава заканчивались обшлагами, вертикальные прорезные карманы были вместительны. Сначала костюм для верховой езды превратился в удлиненную верхнюю мужскую одежду, в таком виде редингот понравился женщинам, которые увидели в нем одежду, наиболее соответствующую идеям эмансипации. Англичане и французы наперебой трудились над усовершенствованием редингота, предлагая для него самые разные ткани и отделки. В Эрмитаже хранится образец женского редингота начала XIX века — российский его образец, украшенный вышивкой в чисто русском стиле. И сейчас художники время от времени вспоминают о рединготе, и в современной моде не редкость рединготы-плащи, рединготы-пальто и жакеты. (Азбука моды. Орлова Л., 1988).

РЕЙТУЗЫ — первоначально узкие мужские брюки, обычно для верховой езды, плотно обтягивающие ноги; в настоящее время — длинные облегающие брюки, женские или детские, трикотажные или вязанные из шерсти. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

РЕЛЬЕФНЫЕ ШВЫ — швы, сделанные на поверхности неразрезанного материала, а также соединительные швы, имеющие декоративное значение. Рельефные швы могут быть выполнены с вытачками и без них, на лицевой стороне детали или на изнаночной, заутюженными на ребро или приутюженными. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) РУБАШКА — мужская плечевая одежда, употребляемая как принадлежность белья (нательная рубашка) или как верхняя одежда (то же, что и сорочка). (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РУКАВ — деталь одежды, покрывающая руку или часть руки; может быть различной длины и конструкции (одношовным, двух- и трехшовным, втачным, реглан, цельновыкроенным со спинкой, полочкой и др.). Рукав долгое время были самостоятельным предметом одежды. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

РЮШ — полоска ткани, по середине собранная в сборку или заложенная в складки. Выкраивается по косой или поперечной нити. Идет на отделку платьев, блузок и т.п. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

С
САРАФАН — традиционное женское платье, обычно без рукавов у народов северных и центральных областей Восточной Европы. Существовало множество разновидностей по покрою и тканям. Это же название употреблялось в старину для обозначения мужского длинного кафтана особого покроя. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

СИГАРЕТЫ БРЮКИ — брюки, узкие по всей длине.

САРОНГ — юбки длинные, без шва, свободно драпирующиеся на бедрах; носят в Индии и Индонезии. Используют яркие ткани, нередко украшенные узорами, часто выполненные в технике «батик». Впервые вошли в моду в 70-е годы в качестве летней пляжной одежды.

СВИТЕР — теплая фуфайка без застежек, с высоким воротом надевающаяся через голову. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

СИЛУЭТ — геометрический прообраз формы. В статьях о моде используется как термин, позволяющий передать главные очертания того или иного вида одежды (силуэт прямой, трапециевидный и т.п.). Кроме того, обычно даются уточнения о том, в какой степени одежда облегает фигуру (полуприлегающий, прилегающий и т. д.).

СМЕТЫВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ — временное ниточное соединение двух или более деталей швейного изделия (например, сметать боковые, плечевые или другие срезы деталей). (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

СМОКИНГ - английский термин — "одежда для курильщика"; "изобретателем" смокинга считают премьер-министра Великобритании Бенджамина Дизраэли. Он стал носить специальный костюм для курения — это был шелковый халат, шалевый воротник и обшлага которого были из блестящего атласа; на голову надевалась небольшая шапочка с кисточкой (они должны были защищать одежду и прическу от скверного запаха табака). Новинка понравилась и уже со второй половины ХIX века название «смокинг» закрепилось за мужским вечерним пиджаком с атласным воротником. Вначале смокинг шили только черного цвета, затем появились темно-синие, темно-зеленые, коричнево-красные и белые смокинги, но блестящие отвороты остаются неизменными. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Ссылка на страницу: Словарь специальных терминов
Теги: Словарь специальных терминов
Просмотров: 307 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 30046

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close