Главная » Словарь технических терминов


21:54
Словарь технических терминов
О__________________________________________________________________________

ОБГОННАЯ МУФТА, механизм свободного хода, – разновидность сцепных самоуправляющихся муфт, передающих вращающий момент только в одном направлении. Обгонная муфта выключается при превышении угловой скорости ведомого звена относительно ведущего, обеспечивая свободное вращение ведомого звена.
ОБЕЗЖИРИВАНИЕ (поверхности) – процесс удаления жировых, масляных покрытий различной толщины с поверхности твердого тела, которые обуславливают плохую воспроизводимость результатов измерений многих физико-химических констант (электропроводность, смачиваемость, коэффициент трения, эмиссия электронов и др.). Для очистки поверхности разработаны и применяются как химические, так и физические методы: 1) растворение граничных слоев с помощью различных органических растворителей (этиловый спирт и эфир, очищенный бензин, петролейный эфир, бензол, хлороформ, толуол, ксилол, четыреххлористый углерод и т. д.). Этот метод следует рассматривать как предварительный – удаляется лишь избыток загрязнений, адсорбционные слои, как правило, остаются; 2) механический и термический методы — протирание поверхности тщательно обезжиренной ватой, тканью, длительное нагревание при высокой температуре в вакууме; 3) адсорбционный метод — протирание поверхностей активированным углем, иногда в смеси с высокодисперсным абразивом. После протирания углем коэффициент трения составляет 0,6, после очистки растворителями – только 0,2…0,3; 4) очистка в газовом разряде, после которой коэффициент трения равен 0,7 (при трении стальных поверхностей). С этой целью применяются тлеющий разряд, электронно-ионная бомбардировка и др.
ОБЪЕМ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ, Vc - объем пространства над поршнем при его положении в ВМТ.
ОБЪЕМНЫЙ КПД – коэффициент η0, учитывающий объемные потери мощности в насосе (потери вследствие утечек жидкости через зазоры, уплотнения) равный отношению фактической подачи насоса к его теоретической подаче.
ОБЪЕМНЫЙ МОДУЛЬ УПРУГОСТИ ЖИДКОСТИ, Еж (Па) – величина обратная коэффициенту объемного сжатия: Еж=1/βр. Значение Еж зависит от температуры и давления. Вода при to=20°C и давлении 0,1 МПа имеет Еж =2060 МПа.
ОКИСЛЕНИЕ (масел) – изменение химического состава и свойств масел при взаимодействии их с кислородом. В зависимости от химического состава масел, температуры, давления, продолжительности процесса, наличия катализаторов в масле при окислении могут образовываться те или иные кислородсодержащие продукты: спирты, альдегиды, кетоны, кислоты, сложные эфиры, смолы, асфальтены, карбены, карбоиды. Вследствие накопления в масле продуктов окисления изменяется его цвет, увеличиваются вязкость и кислотность, появляется твердый осадок. При смазывании обычных подшипников скольжения продукты окисления и кислородной полимеризации не ухудшают смазочных свойств масел, а при смазывании стенок цилиндров, поршней, колец двигателей внутреннего сгорания эти продукты приводят к увеличению лако- и нагарообразования и заклиниванию колец.
ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО – характеризует антидетонационные свойства бензина.
ОПЕРЕЖЕНИЕ ЗАЖИГАНИЯ – воспламенение искрой топлива в двигателе внутреннего сгорания с принудительным зажиганием перед концом такта сжатия. У современных двигателей с принудительным зажиганием угол опережения зажигания составляет 10…35° и регулируется автоматически в зависимости от режима работы двигателя.
ОППОЗИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ – поршневой двигатель с развалом цилиндров в 180 градусов. Поршни расположены напротив друг друга.
ОПРЫСКИВАТЕЛЬ – машина для опрыскивания растений растворами, суспензиями или эмульсиями ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями. Применение находят авиационные, тракторные (прицепные и навесные) и ранцевые аппараты. По способу дробления рабочей жидкости различают гидравлические и вентиляторные опрыскиватели, по назначению – полевые, садовые, лесные и т.д.
ОТБОЙНИК – 1) резиновая деталь, которая служит для смягчения удара одной детали о другую: отбойник подвески, отбойник капота/крышки багажника, отбойник лючка б/б; 2) ограждение из стальной профилированной ленты, препятствующее вылету автомобиля с трассы.
ОХРАНА ТРУДА – система обеспечения безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда, основанная на совокупности законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий.
ОЧИСТКА ВОЗДУХА – удаление из воздуха взвешенных частиц и примесей газов. Различают очистку приточного (вводимого в помещение) и удаляемого (отработавшего) воздуха. Очистка приточного воздуха осуществляется в системах вентиляции и кондиционирования воздуха. Для очистки удаляемого воздуха, загрязненного сверх установленных норм, применяют пылеуловители, абсорберы, адсорберы.

П__________________________________________________________________________

ПАЛЕЦ – 1) деталь в виде цилиндрического стержня 2) поршневой палец 3) палец рулевой тяги.
ПАРКТРОНИК – устройство помощи при парковке, в самом простом случае - указание расстояния от заднего бампера до препятствия, например, бордюра.
ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – совокупность свойств и конструктивных особенностей автомобиля, обеспечивающих снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
ПАТРУБОК – короткая труба для отвода газа, пара или жидкости из основного трубопровода или из резервуара. Патрубок называется переходным при неодинаковых по размеру или форме концах или соединительным при использовании для транспортирования рабочих тел под действием разности давлений.
ПАСКАЛЬ – единица давления (звукового, гидравлического и др.) и механического напряжения в Междунар. системе измерений (СИ). Давление, вызываемое силой в 1 ньютон (Н), равномерно распределенной по нормальной к ней поверхности площадью 1 м2.
ПАСКАЛЯ ЗАКОН – внешнее давление р0 действующее на свободную поверхность жидкости передается всем точкам этой жидкости и по всем направлениям одинаково. Или при р0= ратм (атмосферное давление ≈100 кПа) уравнение для точки на глубине h имеет вид: рабс = ратм + ρgh.
ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ (передаточное число) – отношение частоты вращения ведущего звена механизма, к частоте вращения ведомого; или отношение числа зубьев большого колеса к числу зубьев меньшего в зубчатой передаче; отношение числа зубьев колеса к числу заходов червяка в червячной передаче; числа зубьев большой звездочки к числу зубьев малой в цепной передаче, а также диаметра большого (ведомого) шкива или катка к диаметру меньшего (ведущего) в ременной передаче или фрикционной передаче (нерегулируемой). В механике, как правило, передаточное число всегда больше или равно 1.
ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ – механизм для воспроизведения заданной функциональной зависимости между перемещениями звеньев, образующих кинематические пары со стойкой.
ПЕРЕДАЧА – механизм, служащий для передачи движения, как правило, с преобразованием скорости и соответствующим изменением вращающего момента. С помощью передачи осуществляют: понижение (реже повышение) скорости; ступенчатое или бесступенчатое регулирование скорости в широком диапазоне при постоянной мощности; изменение направления движения; преобразование вращательного движения в поступательное, винтовое.
ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ – автомобиль (обычно легковой), у которого передние управляемые колеса – ведущие. Преимущества перед обычным заднеприводным легковым автомобилем: меньшая масса и большая экономичность, лучшая управляемость и большая безопасность движения.
ПЕРЕДНИЙ МОСТ – устройство, расположенное в передней части автомобиля или в другом транспортном агрегате, воспринимающий через подвеску (рессоры) вертикальную нагрузку от кузова (рамы) и передающий ее на колеса, а от них окружные и боковые усилия – на кузов (раму). Передние колеса обычно управляемые. В зависимости от типа подвески колес передний мост выполняют в виде балки и двух шарнирно связанных с ней с помощью шкворней поворотных цапф (при зависимой подвеске), либо из верхних и нижних качающихся рычагов, шарнирно связанных с кузовом (рамой); между рычагами размещают стойки со шкворнями или без них (при независимой подвеске).
ПЕРЕКРЫТИЕ КЛАПАНОВ – открытое положение впускных и выпускных клапанов между тактами впуска и выпуска.
ПОДВЕСКА - система механизмов и деталей соединения колёс с корпусом машины, предназначенная для снижения динамических нагрузок и обеспечения равномерного распределения их на опорные элементы при движении. Автомобильная подвеска по конструкции бывает зависимой и независимой.
ПИКАП – грузопассажирская модификация легкового автомобиля. Кузов пикапа обычно устанавливают на шасси стандартных легковых автомобилей; может быть выполнен открытым или закрытым с откидными сиденьями вдоль бортов и входом сзади. Грузоподъемность до 0,5 т.
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА – мазеобразный нефтепродукт или синтетический продукт, отличающийся наличием структурного каркаса, образованного частицами загустителя, в ячейки которого включено масло, и предназначенный для снижения износа трущихся поверхностей, консервации изделий, герметизации уплотнений и соединений (термин взят из ГОСТ). Согласно ГОСТ пластичные смазки делятся на группы (подгруппы): антифрикционные (общего назначения, многоцелевые, термостойкие, морозостойкие, противозадирные и противоизносные, химически стойкие, приборные, редукторные, приработочные, узкоспециализированные, брикетные); консервационные, канатные, уплотнительные (арматурные, резьбовые, вакуумные). Антифрикционные смазки составляют 80 % всех потребляемых смазок, консервационные – 14 %; уплотнительные – 2 %.
ПЛОТНОСТЬ, ρ (кг/м2) – масса тела (жидкости) в единице объема.
ПЛУНЖЕР – поршень, имеющий длину, значительно превышающую диаметр; деталь плунжерных насосов, золотников, гидравлических цилиндров.
ПЛУНЖЕР ТНВД – плунжер - часть ТНВД, служащая для точной дозировки топлива, создания высокого давления (совместно с плунжерной гайкой) и подачи топлива к форсункам двигателя.
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ – ручная машина с пневматическим приводом, изготовляются с поршневыми, винтовыми и другими двигателями. Распространены гайковерты клепальные и бурильные молотки, сверлильные или шлифовальные, машины, металлизационные, пескодувные и пескоструйные машины.
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ – опора или направляющая, в которой трение вала происходит при скольжении и которая определяет положение вала по отношению к другим частям механизма.
ПОЛНЫЙ ОБЪЕМ ЦИЛИНДРА, Vа - объем пространства над поршнем при его нахождении в НМТ.
ПОЛУОСЬ – вал ведущего моста самодвижущейся колесной машины (автомобиля, трактора, самоходного комбайна), передающий вращение от дифференциала непосредственно на ведущее колесо.
ПОЛУПРИЦЕП – 1, 2, 3-осная безмоторная повозка, буксируемая седельным тягачом с помощью опорно-сцепного устройства. Полуприцепы предназначаются либо для перевозки грузов или пассажиров, либо для выполнения нетранспортных работ (специальные полуприцепы), проводимых с помощью установленных на полуприцепе машины аппаратов или оборудования (мастерские, автолавки).
ПОРШЕНЬ – подвижная деталь машины или прибора, плотно перекрывающая поперечное сечение цилиндра и перемещающаяся в направлении его оси. В большинстве поршневых машин поршень кинематически связан с коленчатым валом с помощью механизма, преобразующего возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение вала. Герметичность поршней обеспечивается поршневыми кольцами.
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ - простейшее устройство для защиты электрических цепей и потребителей электрической энергии от перегрузок и токов короткого замыкания. Предохранитель состоит из одной или нескольких плавких вставок, изолирующего корпуса и выводов для присоединения плавкой вставки к электрической цепи.
ПРЕРЫВАТЕЛЬ-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ – (трамблер) прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам зажигания. Состоит из прерывателя тока низкого напряжения и распределителя тока высокого напряжения. Прерыватель в определенный момент размыкает первичную цепь катушки зажигания, что вызывает индуктирование тока высокого напряжения в ее вторичной обмотке. Через распределитель ток высокого напряжения направляется по проводам к свечам зажигания соответствующих цилиндров. Регулирующие устройства распределителя автоматически изменяют момент опережения зажигания в зависимости от режима работы двигателя.
ПРИРАБОТКА – процесс изменения шероховатости поверхностей трения и физико-механических свойств поверхностных слоев материала в начальный период трения, обычно проявляющийся при постоянных внешних условиях в уменьшении работы трения и интенсивности изнашивания. В теории надежности под приработкой понимают возможный начальный период наработки объекта, в течение которого имеет место устойчивая тенденция к уменьшению параметра потока отказов (интенсивность отказов, что обусловлено постепенным выявлением скрытых дефектов).
ПРИРАБОТОЧНЫЕ МАСЛА – жидкие смазочные материалы, содержащие присадку, ускоряющую процесс приработки пары трения и защищающую поверхность тел от задиров, схватывания, возможных при жестких перегрузках не приработанных поверхностей. По завершении приработки такие масла, как правило, заменяются рабочими. При изготовлении приработочных масел в качестве базового масла выбирают в основном дизельные масла, в которые входят присадки ЦИАТИМ 339, ПМСя (до 2 %), а также поверхностно-активные ее вещества, содержащие хлор, фосфор, серу, жирные кислоты.
ПРИСАДКИ – вещества, добавляемые в незначительных количествах к топливам, смазочным материалам и специальным жидкостям для придания им новых свойств или с целью изменения существующих. Применяют присадки антиокислительные, антикоррозийные, моющие, маслянистные, противоизносные, противозадирные, противопенные, приработочные, многофункциональные, антистатические и др.
ПРИЦЕП – 1, 2- или многоосная безмоторная повозка, буксируемая автомобилем-тягачом или трактором. Прицеп предназначается для перевозки грузов или пассажиров либо для выполнения нетранспортных работ (специальный прицеп), выполняемых с помощью установленных на прицеп машин, аппаратов или оборудования.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ МАШИНЫ (станка, механизма) – количество продукции полученной, обработанной или перемещённой в единицу времени (смену, год, час и т. п.).
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ – совокупность транспортных средств – механизмов, сооружений, путей – промышленных предприятий, предназначенных для обслуживания производств, процессов, перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Различают промышленный транспорт внутризаводской и внутрицеховой; периодичного действия – автомобильный, железнодорожный, лифты – и непрерывного действия – конвейеры, трубопроводы, канатно-подвесные дороги.
ПРОТЕКТОР - толстый слой резины на наружной части пневматической шины с канавками и выступами, увеличивающими сцепление шины с поверхностью дороги.
ПУСКОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ – карбюраторный двигатель внутреннего сгорания небольшой мощности для пуска главным образом тракторных дизелей.

Р__________________________________________________________________________

РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО МАНИПУЛЯТОРА (автооператора, промышленного робота) – пространство, в котором может находиться исполнительное устройство при функционировании манипулятора (автооператора, промышленного робота).
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ – 1) поршневого двигателя внутреннего сгорания – объем, освобожденный поршнем в цилиндре при перемещении поршня от точки минимального объема до точки максимального объема (от объема камеры сжатия до полного объема). Рабочий объем равен произведению площади поршня на длину его хода и выражается в дм3 или литрах, а для мотоциклетных и лодочных подвесных двигателей – в см3. Суммарный рабочий объем всех цилиндров двигателя иногда называется литражом двигателя; 2) объем теоретически несжимаемой жидкости, вытесняемой за полный ход, цикл или оборот. Ст. ИСО 4391–83.
РАДИАТОР – 1) в теплотехнике – нагревательный прибор систем отопления. Состоит из отдельных секций или групп секций (блоков), имеющих каналы, по которым циркулирует теплоноситель (вода, пар). Радиаторы бывают одно- и много- канальные. Материал радиаторов – чугун или сталь; 2) радиатор двигателя внутреннего сгорания — устройство для снижения температуры охлаждающей жидкости или масла, циркулирующих по системе каналов (трубок). Охлаждение осуществляется теплообменом с окружающей средой и излучением теплоты внешними стенками радиатора.
РАДИУС ПОВОРОТА – приводится по оси следа внешнего (относительно центра поворота) переднего колеса.
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ ЦИЛИНДРОВ (ЛИТРАЖ ДВИГАТЕЛЯ), Vа - сумма рабочих объемов всех цилиндров, т.е. произведение рабочего объема одного цилиндра Vh на количество цилиндров двигателя i.
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ ЦИЛИНДРА, Vh – объем пространства, освобождаемого поршнем при перемещении его от верхней мертвой точки (ВМТ) до нижней мертвой точки (НМТ).
РАЗВАЛ КОЛЕС – положение колеса автотранспортного средства под определенным углом к вертикали, которое необходимо для компенсации отклонений колес при прогибе переднего моста под нагрузкой и при наличии зазоров во втулках шкворней и подшипниках ступиц. Угол развала колес разных автомобилей составляет 0 – 2°.
РАЗРЕШЕННАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ МАССА автотранспортного средства – состоит из снаряженной массы, массы груза или пассажиров и водителя.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ - имеет кулачки, которые при вращении вала взаимодействуют с толкателями и обеспечивают выполнение машиной (двигателем) операций (процессов) по заданному циклу.
РАСХОД МАСЛА – количество масла (моторного или другого) в литрах, расходуемое на каждые 100 км пробега при эксплуатации ТС.
РАСХОД ТОПЛИВА – количество потребляемого машиной бензина - количество топлива в литрах, расходуемое ТС на 100 км пробега.
РЕВЕРС – механизм, предназначенный либо для изменения направления движения машины (двигателя), либо для изменения направления движения отдельных элементов машины, на противоположное. В двигателях реверс чаще всего служит кривошипно-кулисный или кулачковый механизм, в станках – зубчатое зацепление с добавочным (промежуточным) колесом. Более сложные реверсы изменяют как направление, так и скорость движения.
РЕСИВЕР – емкость, которая пополняется рабочим газом в процессе работы пневмопривода. (ГОСТ 17752–81).
РЕССОРА – упругий элемент подвески транспортных машин и повозок, смягчающий удары от неровностей дороги и выдерживающий рабочую нагрузку без остаточной деформации. Различают рессоры листовые, торсионные, винтовые, а также гидравлические и пневматические
РОСПУСК – одно- или двухосный прицеп для перевозки длинномерных грузов. Вместо кузова роспуск имеет поворотное приспособление (коник) для укладки и крепления груза, а также снабжен сцепным устройством в виде крестообразной сцепки для соединения его с тягачом и копировании траектории
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ – механизм для изменения направления движения безрельсовых колесных машин. У большинства машин применяется рулевое управление автомобильного типа, состоящее из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевые механизмы современных машин имеют кинематическую пару в виде червяка и ролика (сектора) или винта и гайки. На многих моделях автомобилей и автобусов устанавливают гидравлические или пневматические усилители рулевого управления. Рулевой привод состоит из системы рычагов, образующих рулевую трапецию, обеспечивающую поворот внутреннего колеса на больший угол, по сравнению с внешним, что является обязательным условием качения колес без скольжения при движении на повороте.
РУЛЕВОЙ ВАЛ - вал (стержень, вращающийся на опорах), передающий вращение с руля на рулевой механизм (на его ведущий вал) и позволяющий (у некоторых авто) производить регулировку положения руля в некоторых пределах (вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад).
РУЧНАЯ ДУГОВАЯ СВАРКА – дуговая сварка, при которой возбуждение дуги, подача электрода и его перемещение осуществляются вручную.
РУЧНАЯ СВАРКА – сварка, выполняемая человеком с помощью инструмента, получающего энергию от специального источника.
РУЧНОЙ ИНСТРУМЕНТ – инструмент, приводимый в действие мускульными усилиями человека.
РЫЧАГ – устройство, уравновешивающее силы различной величины. Представляет собой твердое тело с точкой опоры, находящейся под действием сил, расположенных в плоскости, проходящей через эту точку. Применение рычага в машинах и механизмах дает выигрыш в силе, при этом столько же проигрывается в перемещении.
РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ – механизм, составленный из звеньев (рычагов), которые образуют только низшие кинематические пары (механизмы: карданный, кривошипно-ползунный, шарнирный, кулисный и др.). Преимущества рычажных механизмов перед кулачковыми и зубчатыми – простота изготовления, высокая прочность и износостойкость. Применяют для передачи значительных усилий в двигателях, прессах, ковочных машинах.

С_________________________________________________________________________

САЙЛЕНТБЛОК – деталь автомобиля, предназначенная для нейтрализации дребезжания и вибраций в соединениях деталей подвески.
САЛЬНИК - уплотнение, применяемое в соединениях машин с целью герметизации зазоров между вращающимися и неподвижными деталями.
САМОСВАЛ, автомобиль-самосвал, – разновидность грузового автомобиля с опрокидывающимся кузовом. Различают самосвалы общего назначения и специальные карьерные. Самосвалы общего назначения изготовляют на базе серийных грузовых автомобилей (иногда с укороченной базой). Их используют для перевозки грунта из котлованов; строительных материалов от карьеров, причалов и железнодорожных станций на предприятиях строительной индустрии и на сооружаемые дороги, а также для перевозки асфальтовой массы, строительного мусора и навалочных грузов. Кузов самосвала прямоугольной, трапецеидальной или корытообразной формы делается опрокидывающимся, с углом наклона до 60°. Различают самосвалы с задней разгрузкой (кузов опрокидывается только назад), с боковой (разгрузка на одну или обе стороны) и трехсторонней разгрузкой. Опрокидывание кузова осуществляется чаще всего гидравлическим подъемником, приводимым в действие от двигателя.
САМОХОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО – сухопутное средство для перевозки пассажиров или (и) грузов, конструктивно выполненное для самостоятельного управляемого движения.
СВАРКА – получение неразъемных соединений посредством установления межатомных связей между соединяемыми частями при их нагревании и (или) пластическом деформировании. (ГОСТ 2601 – 84).
СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ – прибор для воспламенения горючей смеси в двигателях внутреннего сгорания при помощи искры, возникающей между электродами. Напряжение в поршневых двигателях на центральном электроде свечи зажигания составляет 10–30 кВ и до 16 кВ в реактивных двигателях.
СЕДАН – название кузова легкового автомобиля, оборудованного четырьмя дверями, с двумя или тремя рядами сидений.
СЕДЕЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЕЗД – транспортное средство, состоящее из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа.
СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО – механизм для соединения и разъединения седельного автомобиля-тягача с полуприцепом.
СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (СО) – техническое обслуживание, выполняемое с целью подготовки изделия к использованию его в летних и зимних условиях. Сезонное техническое обслуживание включает операции замены сезонных эксплуатационных материалов с промывкой соответствующих систем, установки или снятия утеплений и приборов предпускового подогрева двигателей. Сезонное техническое обслуживание производится только для изделий, используемых в условиях, когда происходят существенные изменения состояния окружающей среды в течение года.
СЖИМАЕМОСТЬ – свойство жидкости изменять свой объем под действием давления. Характеризуется коэффициентом объемного сжатия βр (1/Па), который выражает относительное изменение объема жидкости V0 к единице давления р и определяется βр=∆V/V0•∆p.
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА – механизм, предназначенный для передачи мощности от двигателя к потребителям энергии с увеличением сил (вращающих моментов) за счет уменьшения скорости (частоты вращения), а иногда – для изменения характера движения.
СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАСЛА – жидкие смазочные материалы из синтезированных органических или элементоорганических соединений. Наиболее распространенные из них – эфирные, полигликолевые, полисилоксановые, фтор- и фторхлоруглеродные масла. Синтетические масла применяются в особо сложных эксплуатационных условиях — при высоких и низких температурах, радиоактивном облучении. Производство синтетических масел, их стоимость намного выше, чем нефтяных масел. В качестве примера можно привести синтетическое масло ВНИИНП 50-14Ф (ГОСТ 13076–86), применяемое для смазывания узлов трения турбореактивных, турбовинтовых, газотурбинных двигателей самолетов, вертолетов и т. д., синтетическое масло Б-ЗВ (ТУ 38 101295–75) предназначено для редукторов вертолетов. Его получают на основе сложных эфиров с противоизносной присадкой и антиокислительной присадкой.
СИСТЕМА МАШИН – целая единая совокупность машин определенного назначения. Важными преимуществами системы машин являются решение проблем облегчения труда, повышение его содержательности, возрастание роли творческих начал и функций в трудовых процессах, улучшение условий труда, значительное повышение удельного веса умственного труда.
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА – совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества и работоспособности изделий,
СМАЗКА – действие смазочного материала на поверхность трения, в результате чего уменьшаются сила трения и скорость изнашивания. В технической литературе термин часто используется в смысле «смазочный материал» или «смазывание».
СНАРЯЖЕННАЯ МАССА АВТОМОБИЛЯ - определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслом, охлаждающей жидкостью) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т.п.), но без груза или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала и их багажа.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АВТОМОБИЛИ – грузовые автомобили, предназначенные для перевозки однотипных грузов, к которым приспособлены их платформы, надстройки или кузова с учетом физико-механических, химических, весовых, геометрических и других свойств и параметров этих грузов.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ (коммунальные, пожарные, медицинские, автокраны) служат для размещения, транспортировки и эксплуатации различного, в том числе технологического оборудования и выполнения других функций, не связанных с перевозкой народнохозяйственных грузов.
СПИДОМЕТР – прибор, указывающий скорость (км/ч) движения транспортных машин. Спидометры бывают магнитоиндукционными, реже механического действия с электрическим или механическим приводом. осуществляемым от трансмиссии либо от колеса. Обычно в один узел со спидометром монтируется счетный механизм, показывающий суммарно пройденный путь в км.
СРЕДНИЙ РЕМОНТ (CP) — это ремонт малой трудоемкости, выполняемый совместно с ТО (при ТО-1 — 5...7 чел-мин, при ТО-2 — 20...30 чел-мин). Допускается выполнять одновременно с ТО.
СТАРТЕР – 1) устройство для пуска двигателя внутреннего сгорания. По принципу действия стартеры подразделяются на инерционные, прямого действия и комбинированные. Управление стартером может быть непосредственно нажатием на педаль или дистанционным; 2) в светотехнике – устройство для зажигания люминесцентных ламп.
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ – устройство в виде щеток, укрепленных в зажимах перед ветровым стеклом автомобиля. Служит для очистки стекол во время дождя, снега. Применяют стеклоочистители с электрическим, вакуумным и пневматическим приводом. Иногда стеклоочистители устанавливают в комплекте с опрыскивателем.
СТЕКЛОПОДЪЕМНИК – устройство для подъема и опускания стекла в двери автомобиля. По конструкции стеклоподъемники могут быть рычажного или тросового типа. В положении полного открытия и закрытия, а также в промежуточных положениях стекло фиксируется специальным тормозным устройством.
СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ, Е – отношение полного объема цилиндра двигателя внутреннего сгорания к объему камеры сжатия. В дизелях степень сжатия составляет 12–22, а в двигателях с принудительным воспламенением 6–11. Повышение степени сжатия сопровождается увеличением КПД двигателя, но до определенного предела, связанного с ухудшением рабочего процесса двигателя, чрезмерным ростом нагрузки на детали цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма и возникновением детонации.
СТУПИЦА КОЛЕСА – вращающаяся деталь подвески (трансмиссии - если колеса ведущие), на которую крепятся колеса и передние/задние тормоза.
СУППОРТ – устройство дискового тормоза для размещения колесных рабочих тормозных цилиндров.
СХЕМА ДВИГАТЕЛЯ, СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ – способ расположения поршней: рядные, V-образные, оппозитные, лучевые
СХОЖДЕНИЕ КОЛЕС – установка передних колес автомобиля симметрично под углом к его продольной оси так, что расстояние между колесами спереди меньше, чем сзади. Необходимость схождения колес вызвана развалом колес.
СЦЕПЛЕНИЕ, сцепная муфта, – механизм транспортных машин для соединения и разъединения валов (например, двигателя и коробки передач).
СЪЕМНИК – приспособление, ускоряющее и облегчающее разборку и сборку узлов и агрегатов машин, снятие и установку отдельных деталей. Применение съемника обеспечивает сохранность деталей при разборно-сборочных работах. Съемники делятся на универсальные и специализированные. Привод съемников ручной или механический.

Т_________________________________________________________________________

ТАХОМЕТР – прибор для измерения частоты вращения (угловой скорости) деталей машин и механизмов. Различают тахометры магнитные, вибрационные, часовые интегрирующие, стробоскопические, электронно-интегрирующие, магнитно-индукционные, магнитоэлектрические, частотно-импульсные, ферродинамические, электронно-счетные цифровые, пневматические. Пределы измерений тахометра от 0 до 10 мин. Допускаемая погрешность в пределах рабочего диапазона от ±0,05 до ±4 %. Тахометр с автоматической записью значений измеряемой величины называют тахографом.
ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ – это комплекс мер, направленный на устранение причин неисправности и неработоспособности автомобильного транспорта.
ТЕРМОСТАТ - прибор для поддержания постоянства температуры. В интервале температур от -60 до 500 °С применяют жидкостные термостаты (теплоизолированные сосуды с жидкостью, в которой находятся нагреватель и терморегулятор): - спиртовой (от -60 до +10 °С), - водяной (10-95 °С), - масляный (100-300 °С), - солевой (300-500 °С); в области от 300 до 1200 °С электрической печи.
ТЕПЛОВОЗ – автономный локомотив с двигателем внутреннего сгорания (дизелем), энергия от которого через силовую передачу (электрическую, гидравлическую или механическую) передается на колесные пары. На тепловозах устанавливают двухтактные и четырехтактные двигатели. На железных дорогах страны используются главным образом тепловозы с электропередачей – серии ТЭ.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – один из разделов охраны труда, представляющий собой систему организации и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производств, факторов. Проведение мероприятий по технике безопасности, а также создание и применение технических средств техники безопасности осуществляются на основании утвержденной в установленном порядке нормативно-технической документации — стандартов, правил, санитарных норм, инструкций.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ – часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт машины (ГОСТ 25866– 83).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – это комплекс мер, направленных на поддержание автомобильного транспорта в исправном состоянии.
ТО-1 заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозной системы, приборов освещения и сигнализации.
ТО-2 включает более углубленную проверку всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания, электрооборудования и других механизмов для их контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку действия агрегатов, механизмов и приборов в процессе их работы.
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными в технической документации на объект (ГОСТ 19919–74).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – часть производственного процесса, совокупность технологических операций, содержащая целенаправленные действия по изменению и последующему определению состояния предмета производства. Например, технологический процесс сварки может состоять из операций подготовки, установки, сварки деталей и зачистки сварного узла. Технологический процесс излагается в технологических или маршрутных картах, входящих в состав технологической документации. Для определения типов изделий разрабатывают типовой или групповой технологический процесс, позволяющий ускорить подготовку производства новых изделий.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ – воздействующие на предмет труда средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещаются материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическая оснастка. К технологическому оборудованию относятся металлорежущие станки, литейные и сварочные машины, прессы, печи, гальванические и моечные ванны, лазерные установки для резки, покрасочные и сушильные камеры, испытательные и доводочные стенды, автоматы для сборки и контроля деталей и т. д.

Ссылка на страницу: Словарь технических терминов
Теги: Словарь технических терминов
Просмотров: 239 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 34852

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close