Главная » Словарь технических терминов


22:09
Словарь технических терминов
ПУТЕПРОВОД - мостовое сооружение, расположенное в месте пересечения двух дорог в разных уровнях.
ПУТЬ ЛЕТНИЙ - расположенный в пределах дорожной полосы автомобильной дороги, предназначенный для движения гужевого транспорта и машин на гусеничном ходу в сухое (летнее) время.
ПУТЬ ТОРМОЗНОЙ (путь торможения) - расстояние, проходимое автомобилем с момента, когда водитель, заметив препятствие, начинает тормозить, до полной остановки автомобиля.
ПУЧИНА - ненормальное протекание водно-теплового режима верхней части земляного полотна, вызывающее зимой отдельные, происходящие в результате пучинообразования взбугривания дорожной одежды, или нарушения ровности, а весной - снижение несущей способности и разрушения дорожной одежды.
ПУЧИНООБРАЗОВАНИЕ - явление перераспределения влаги в земляном полотне, вызывающее увеличение зимой грунтов земляного полотна в объеме за счет подтока и замерзания воды, заполнившей поры в пылеватом грунте.
ПЫЛЬ - дисперсная система, состоящая из твердых, различных по величине частиц, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии.
Р

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ (полная) - суммарный вес пропущенного по дороге между капитальными ремонтами подвижного состава брутто в тоннах.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ (частная) - суммарный вес пропущенного по дороге между средними ремонтами подвижного состава брутто в тоннах.
РАБОТЫ АРМАТУРНЫЕ - работы по заготовке, вязке и укладке арматуры в опалубку.
РАБОТЫ ВЗРЫВНЫЕ - работы по отбойке или дроблению горной породы взрывом заряда взрывчатых веществ.
РАБОТЫ ВСКРЫШНЫЕ - удаление поверхностных слоев, закрывающих полезное ископаемое в месторождении.
РАБОТЫ ГОРНЫЕ - проходка выработок, их поддержание и добывание горных пород.
РАБОТЫ ГОРНЫЕ ОТКРЫТЫЕ - разновидность горных работ, при которых разработку месторождений полезных ископаемых ведут непосредственно с дневной поверхности.
РАБОТЫ ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ - заготовка сырья и материалов, приготовление полуфабрикатов и производство изделий и деталей, а также их хранение на производственных предприятиях строительной организации.
РАБОТЫ ЗЕМЛЯНЫЕ - совокупность производственных процессов по разработке (выемке) грунта, перемещению и укладке земляных масс в определенное место, сопровождаемых разравниванием и уплотнением в целях создания инженерных сооружений из грунта.
РАБОТЫ ЛИНЕЙНЫЕ - отличающиеся сравнительно равномерным распределением объемов по длине дороги, отвечающие линейному характеру строительства.
РАБОТЫ ОПАЛУБОЧНЫЕ - заготовка, установка и разборка опалубки.
РАБОТЫ ПЛАКИРОВОЧНЫЕ - по укладке дерна на земляные откосы с целью укрепления их корнями трав и предохранения от размыва и оползания.
РАБОТЫ ПЛАНИРОВОЧНЫЕ - выравнивание россыпей грунта и материалов для придания им требуемой по проекту правильной геометрической поверхности.
РАБОТЫ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ - часть технологического процесса строительного производства, включающая рабочие процессы по нагрузке и разгрузке строительных материалов, полуфабрикатов, изделий и деталей, производимых для обеспечения строительного производства.
РАБОТЫ СВАЙНЫЕ - возведение свайного основания: погружение свай в грунт способами забивки, вибрирования, подмыва, ввинчивания и бурения.
РАБОТЫ СОСРЕДОТОЧЕННЫЕ - работы, характеризуемые значительной неравномерностью и прерывистостью распределения объемов по длине дороги с концентрацией крупных объемов, в несколько раз превосходящих средние объемы линейных работ, на коротких по протяжению участках.
РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ - возведение всех дорожных сооружений, устройство обстановки пути и возведение линейных зданий.
РАБОТЫ ТРАНСПОРТНЫЕ - доставки материалов, полуфабрикатов, изделии и деталей от железнодорожных станций, пристаней, промежуточных складов, производственных предприятий на дорогу, а также перевозка материалов, от мест добычи (карьеры и т.п.) к местам переработки (заводы и т.п.).
РАДИОИЗЛУЧЕНИЕ ГРУНТА РАССЕЯННОЕ - метод определения объемного веса грунта в насыпи, основанный на определении степени рассеивания радиоизлучений в грунте, окружающем погруженный в него зонд, источник радиоизлучения.
РАДИОПРОСВЕЧИВАНИЕ ГРУНТА - метод определения объемного веса грунта в насыпи, основанный на подсчете количества импульсов, принимаемых счетчиком от источника излучения, погруженного в грунт.
РАДИУС КРИВОЙ - радиус, которым описывают кривую на дороге, назначаемый в зависимости от расчетной скорости движения и измеряемый от оси дороги.
РАЗБИВКА (РАЗМЕТКА) СООРУЖЕНИЙ - перенесение с чертежа на место возведения основных осей сооружения, его размеров и вертикальных отметок при помощи геодезических и других инструментов.
РАЗВЕДКА ДЕТАЛЬНАЯ - разведка с целью получения достаточных и обоснованных данных о запасах горной породы по категории А2.
РАЗВЕДКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ - разведка с целью определения запасов горной породы по категории В и оценки ее качества.
РАЗДАВЛИВАНИЕ - разрушение при сжатии.
РАЗЖИЖИТЕЛИ БИТУМА - нефтяные дистилляты или сырые нефти и каменноугольные масла, служащие для получения жидких битумов из полутвердых.
РАЗМЕРЫ ГАБАРИТНЫЕ - наибольшие размеры данного предмета по высоте, длине и ширине, определяющие объем и площадь, занимаемые этим предметом.
РАЗМЕТКА ПОКРЫТИЯ - обозначения и надписи, наносимые непосредственно на покрытиях, бордюрах и тротуарах при помощи краски, металлических кнопок, керамических плит и других материалов для улучшения ориентировки водителей и пешеходов, в целях безопасности, улучшения организации движения, а также повышения пропускной способности.
РАЗМОКАНИЕ ГРУНТА - распад образца грунта после опускания его в воду.
РАЗОГРЕВАТЕЛЬ ДОРОЖНЫЙ - прибор для разогревания асфальтобетонных покрытий при проведении ремонтных работ.
РАЗОГРЕВАТЕЛЬ ДОРОЖНЫЙ ИНФРАКРАСНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ - разогреватель, основанный на применении инфракрасного излучения при сжигании жидкого газа, позволяющий производить ремонт асфальтобетонных покрытий с использованием разогретого асфальтобетона, не теряющего своих строительных свойств.
РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЯ [разработка карьера] - совокупность горных работ, обеспечивающих вскрытие и подготовку месторождения и извлечение горной породы из недр земли, осуществляемых в определенной последовательности.
РАЗРЕЗ ГОРНЫЙ - совокупность открытых горных выработок карьера.
РАЗРУШЕНИЕ МАТЕРИАЛА - процесс макроскопического нарушения сплошности материала в результате тех или иных воздействий на него.
РАЗРЫТИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА - раскопка земляного полотна с устройством котлованов и траншей при ремонте или прокладке подземных сооружений.
РАЗУПЛОТНЕНИЕ - увеличение объема грунта после снятия нагрузки, в частности, после снятия бытового давления при разработке выемок.
РАЙОНИРОВАНИЕ ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКОЕ СССР - разделение территории СССР на пять климатических зон по характеру и степени увлажнения с разными нормами проектирования.
РАСПАД ШЛАКА - разрушение шлака под действием воды и воздуха или за счет внутренних превращений.
РАСПАД ШЛАКА ЖЕЛЕЗНЫЙ - распад шлака на куски вследствие перехода под влиянием влаги содержащегося в нем серного железа (FeS) в новые соединения [Fe(OH)2+ H2S] со значительным увеличением объема вещества.
РАСПАД ШЛАКА ИЗВЕСТКОВЫЙ - самопроизвольный распад шлака на куски, происходящий преимущественно в мартеновских шлаках при гидратации, «гашении» пережога извести.
РАСПАД ШЛАКА МАРГАНЦЕВЫЙ - распад шлака на куски в результате соединения содержащегося в нем марганца с сульфидной серой во влажной среде.
РАСПАД ШЛАКА СИЛИКАТНЫЙ - распад шлака на куски и в мучнистый порошок (шлаковая мука) при переходе двухкальциевого силиката из бета-формы в гамма-форму, сопровождаемый значительным увеличением объема вещества.
РАСПАД ЭМУЛЬСИИ - состояние, при котором эмульсия разделяется на составные части.
РАСПОЛОЖЕНИЕ СТУПЕНЧАТОЕ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ - разделение (на крутых склонах) проезжей части на две, с расположением каждой, как самостоятельной проезжей части, раздельно в различных уровнях с целью снижения объемов земляных работ и повышения безопасности движения.
РАССТОЯНИЕ ВИДИМОСТИ - участок дороги (длина) перед автомобилем, свободно видный водителю в плане и профиле.
РАССТОЯНИЕ ВИДИМОСТИ РАСЧЕТНОЕ [расстояние безопасности] - длина участка дороги, на протяжении которого водитель сможет остановить автомобиль, увидев встречный автомобиль или препятствие на дороге.
РАСТВОРИМОСТЬ - весовое количество вещества, способное раствориться при данной температуре в определенном количестве (или объеме) растворителя (воды и др.).
РАСТВОРИТЕЛЬ ОРГАНИЧЕСКИЙ - органическое соединение или смесь используемое для растворения природных или синтетических смол, битумных и других веществ.
РАСТВОРОМЕШАЛКА - машина с мешалкой принудительного действия, предназначенная для приготовления строительных растворов.
РАСТВОРЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ - мелкозернистые бетоны, изготовленные из вяжущего вещества, воды и мелкого минерального материала.
РАСХОДЫ ЗАГОТОВИТЕЛЬНО-СКЛАДСКИЕ - определяемые в установленном проценте от стоимости материалов франко-приобъектный склад, предусматриваемые на содержание заготовительного и складского штата и на утерю материалов.
РАСЦЕНКА - сумма заработка рабочего (группы рабочих), которую выплачивают за выполнение единицы работы при сдельной оплате труда.
РАСТЯЖИМОСТЬ БИТУМА [тягучесть, дуктильность] - способность битума растягиваться в тонкую нить под влиянием приложенной силы, оцениваемая длиною нити в см, полученной до момента разрыва при испытании в дуктилометре.
РЕЖИМ ВОДНОТЕПЛОВОЙ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ - закономерность изменения влажности грунта и его температуры во времени в различных точках земляного полотна и дорожной одежды.
РЕЗЕРВ [кювет-резерв] - неглубокая выработка вдоль дороги, из которой берут грунт для отсыпки насыпи.
РЕКОГНОСЦИРОВКА - беглое ознакомление с местностью для установления возможных направлений проложения трассы дороги.
РЕКОНСТРУКЦИЯ (ПЕРЕСТРОЙКА) ДОРОГИ - работы, при которых изношенные и устаревшие сооружения заменяют более прочными и экономичными, обеспечивающими с учетом движения на перспективу, повышение транспортно-эксплуатационных характеристик и технических нормативов для более высокой категории, чем та, к которой была отнесена дорога.
РЕЛАКСАЦИЯ [пластическое последействие] - изменение во времени усилий и напряжений деформированного материала при постоянной деформации.
РЕЛЬЕФ - совокупность форм неровностей (расчленения) земной поверхности, различаемая при трассировании по трудности строительства дороги на: равнинный, холмистый (пересеченный), горный и высокогорный рельефы.
РЕЛЬСФОРМЫ - собираемые из звеньев и укрепляемые штырями к основанию с образованием рельсового пути для передвижения комплекта машин, строящих цементобетонное покрытие (основание); служат базой, которая определяет поверхность строящегося покрытия, и являются опалубкой для укладываемой цементобетонной смеси.
РЕМОНТ - поддержание в исправном работоспособном состоянии оборудования, машин, аппаратуры, зданий, сооружений и т.п. путем смены или восстановления изношенных и поломанных в процессе эксплуатации деталей, узлов, элементов конструкции и отдельных сооружений.
РЕМОНТ ДОРОГ ТЕКУЩИЙ [ямочный] - работы, ежегодно проводимые на всем протяжении дороги по неотложному и предупредительному устранению остаточных деформаций и исправлению мелких разрушений дорожных сооружений.
РЕМОНТ ДОРОГ СРЕДНИЙ - периодическое возмещение износа дорожного покрытия и улучшение эксплуатационных качеств дорожных сооружений с учетом движения на перспективу, но в пределах норм, установленных СНиП II-Д5-62 для той категории, к которой отнесена данная дорога.
РЕМОНТ ДОРОГ КАПИТАЛЬНЫЙ - периодические работы, при которых повышают прочность дорожных сооружений, производят смену изношенных конструкций и дорожных сооружений на более прочные и экономичные, а также улучшение геометрических элементов дороги, с учетом роста движения на перспективу, в целях повышения транспортно-эксплуатационных характеристик и технических нормативов дороги, но в пределах норм, установленных СНиП II-Д5-62 для той категории, к которой отнесена данная дорога.
РЕМОНТЕР (Р) - рабочий линейной дорожной службы, на которого возложены надзор и охрана обхода с проведением некоторых неотложных работ по содержанию и текущему ремонту дорожных сооружений.
РЕОЛОГИЯ - наука о текучести вещества, рассматривающая деформационные процессы материалов, приводящие к практически равновесным состояниям или к стационарному течению.
РЕФУЛЕР - землечерпательный снаряд или землесос, перекачивающий по рефулерному грунтопроводу к месту выгрузки взвешенный в воде грунт.
РЕШЕТКА ВОДОПРИЕМНАЯ [р. ливнеприемная] - пропускающая воду в водоприемный колодец.
РИСБЕРМА - заглубленная в русло водотока каменная отсыпь, осуществляющая постепенный переход от более мощного типа укреплений к менее мощному.
РОВНОСТЬ ПОКРЫТИЯ - оцениваемая степенью отступления от теоретического поперечного и продольного профиля, измеряемая по величине просвета между поверхностью покрытия и рейкой в продольном направлении и шаблоном в поперечном или специальными приборами (профилографы и др.).
РОЗА ВЕТРОВ - схема, наглядно изображающая распределение ветров того или иного направления в определенном пункте в течение года или другого отрезка времени.
РУБЕРОИД - кровельный материал, изготовленный пропиткой картона мягким нефтяным битумом, с покрытием затем с обеих сторон тугоплавким битумом и присыпкой минеральным порошком или слюдой.
РУМБ - угол не превышающий 90°, составленный данной линией с географическим меридианом, считая от северной или южной его части.
С

САМОСВАЛ - автомобиль грузовой с опрокидывающейся грузовой платформой.
САПРОПЕЛЬ (сапропелит) - органический более или менее жидкий ил, накопляющийся на дне стоячих водоемов.
СВАЯ - деревянный, железобетонный или стальной стержень круглого, кольцевого, прямоугольного или иного сечения, обычно с заостренным нижним концом, погружаемый в грунт для передачи давления от сооружения на нижележащий более плотный слой грунта или на окружающий грунт за счет сил трения.
СВЕТОФОР - светосигнальный прибор для регулирования движения.
СВЕЧА (св) -единица измерения силы света, значение которой принимают таким, чтобы яркость полного излучателя при температуре затвердевания платины была равна 60 св на 1 см2 (ГОСТ 9867-61).
СВИЛЕВАТОСТЬ - волнистое или путаное расположение волокон в древесине, считаемое пороком конструктивной древесины.
СДВИГ ПОКРЫТИЯ - разновидность деформаций и разрушений дорожного покрытия при перемещении материала верхнего слоя, под воздействием горизонтальных усилий от колес автомобиля, по нижнему слою или основанию, с которым верхний слой не имеет достаточного сцепления.
СЕЛИ - внезапный и кратковременный поток, выносящий из горных ущелий большое количество грунта и крупных каменных глыб.
СЕТКА ТАРИФНАЯ - шкала, состоящая из определенного числа тарифных разрядов с соответствующей ставкой для первого разряда и тарифных коэффициентов к ставкам других разрядов.
СЕРПЕНТИНА - кривая, описываемая с внешней стороны угла, в котором сопрягаются оси прямых участков дороги, применяемая при развитии линии на крутых горных склонах.
СИЕНИТЫ - изверженные глубинные равномерно кристаллические горные породы, состоящие из полевых шпатов (до 15 %) темноцветных минералов.
СИЛА ТЯЖЕСТИ - сила притяжения тела к Земле, определяемая в единицах силы (н).
СИЛИКАЛЬЦИТ - искусственный камень, получаемый в результате помола кварцевого песка и смешения его с воздушной известью с последующей доформовкой и обработкой в автоклаве под давлением 12 атм.
СИЛИКАТ НАТРИЯ (растворимое стекло) [жидкое стекло] - вяжущий материал, применение которого основано на разложении его при обработке пористых минеральных материалов; получаемый при сплавлении в стекловарочных печах при температуре 1300-1400° кварцевого песка с содой или сульфатом натрия.
СИЛИКАТИРОВАНИЕ - способ закрепления грунтов и рыхлых минеральных материалов последовательной обработкой их коллоидным раствором жидкого стекла и затем раствором кремнефтористого натрия.
СИНЕВА - порок древесины, встречающийся на всех породах и характеризующийся ненормально синевато-серой окраской заболонной древесины.
СИСТЕМА ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ - совокупность единиц измерения, охватывающих все или только некоторые области измерения (механические, электрические, тепловые и др.).
СИСТЕМА ЕДИНИЦ ИЗМЕРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ (СИ) - единая система единиц измерения физических величин, введенная в СССР с 1.1. 1963 г. ГОСТ 9867-61 «Международная система единиц».
СИСТЕМА МЕР МЕТРИЧЕСКАЯ - система единиц измерения длин, площадей, объемов, вместимостей и масс, в основание которой положены две единицы - метр и килограмм.
СИСТЕМЫ ДИСПЕРСНЫЕ - физико-химические системы, состоящие не менее чем из двух фаз, разделенных сильно развитой поверхностью: одна из фаз - дисперсная, распределена в виде частиц весьма малых размеров, в другой - наружной, непрерывной дисперсионной среде.
СКВАЖИНА - искусственное цилиндрическое углубление в горной породе, диаметром более 75 мм при глубине до 5 м и любого диаметра при глубине более 5 м, служащее для помещения заряда взрывчатого вещества при производстве буровзрывных работ.
СКЛАДЫ - сооружения и устройства для хранения, учета и выдачи всех материальных ценностей на строительстве, в виде закрытых помещений, навесов, штабелей под открытым небом и специальных помещений (битумохранилища и т.п.).
СКЛАДЫ ПРИОБЪЕКТНЫЕ - устраиваемые непосредственно вблизи мест использования материалов на дороге или на территории производственных предприятий.
СКЛАДЫ ПЕРЕВАЛОЧНЫЕ - устраиваемые у железнодорожных станций или у пристаней для приемки и временного хранения грузов и материалов, прибывающих по железной дороге или по воде, с учетом дальнейшей отправки.
СКЛАДЫ ЦЕМЕНТНЫЕ - закрытые склады с полами, изолированными от проникновения сырости, закромного, бункерного и силосного типа для хранения цементов раздельно по сортам и маркам.
СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ РАСЧЕТНАЯ - скорость движения автомобилей при нормальных условиях сцепления в сухую погоду, обеспечиваемая дорогой и принимаемая для расчета геометрических элементов дороги, назначаемая по СНиП в соответствии с категорией дороги.
СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ - скорость, измеряемая количеством километров, проходимых автомобилем в среднем за час движения.
СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ - условная средняя скорость, за все время пребывания подвижного состава в наряде, определяемая отношением количества пройденных автомобилем километров ко времени наряда с учетом всех простоев на линии.
СКОРОСТЬ СООБЩЕНИЯ - отношение пройденного автобусом пути ко времени, затраченному на движение и стоянки в промежуточных пунктах для посадки и высадки пассажиров.
СКОТОПРОГОНЫ - малые инженерные сооружения (мосты, трубы), приспособленные для прогона через дорогу (под ее проезжей частью) стад и табунов.
СКРЕПЕРЫ - землеройные прицепные, полуприцепные и самоходные машины цикличного действия, с рабочим органом в виде ковша, предназначенные для разработки грунтов, транспортирования и послойной укладки их в земляное сооружение или отвал с разравниванием и частичным уплотнением.
СКТН-1 - полисилоксановый каучук, введение 3-4 капель которого в котел с битумом емкостью 10-12 т прекращает вспенивание битума.
СЛАНЦЫ - метаморфические горные породы, характеризующиеся параллельным расположением частиц (сланцеватостью), в зависимости от состава именуемые: гнейсовые, роговообманковые, пироксеновые, слюдяные, глинистые и др.
СЛАНЦЫ ГОРЮЧИЕ - глинистые песчанистые и известковистые горные породы, обладающие горючими свойствами вследствие присутствия в них продуктов разложения органических веществ.
СЛЕЖИВАЕМОСТЬ - способность измельченных материалов под влиянием давления собственных пластов переходить в более или менее монолитную массу.
СЛОЙ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ - слой из обработанного вяжущим грунта, устраиваемый на некоторой глубине от дорожной одежды для преграждения доступа капиллярной воде и уменьшения увлажнения верхней части земляного полотна; также слой грунта в естественных условиях напластования, не допускающий воду, на котором происходит скопление грунтовой воды, а на уклонах сползает оползень.
СЛОЙ ВЫРАВНИВАЮЩИЙ - дополнительный слой покрытия, устраиваемый для выравнивания основания или придания ему проектного поперечного профиля.
СЛОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОСНОВАНИЯ - нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняющий наряду с передачей нагрузок на земляное полотно, также функции морозоустойчивого, дренирующего и др.
СЛОЙ ДРЕНИРУЮЩИЙ - дополнительный слой основания, устраиваемый из хорошо фильтрующих материалов, предназначенный для сбора и последующего отвода воды, поступающей в основание, для предохранения его и верхней части земляного полотна от переувлажнения.
СЛОЙ ЗАМЫКАЮЩИЙ - самый верхний слой, устраиваемый на усовершенствованном облегченном покрытии для придания ему водонепроницаемости и шероховатости.
СЛОЙ ЗАЩИТНЫЙ - устраиваемый на покрытии на время его формирования для придания водонепроницаемости и увеличения сцепления между материалами на его поверхности.
СЛОЙ ИЗНОСА - верхний конструктивный слой покрытия, предназначенный для восприятия непосредственного воздействия колес автомобилей и природных факторов и заменяемый при среднем и капитальном ремонтах по мере его разрушения (износа).
СЛОЙ КАПИЛЛЯРОПРЕРЫВАЮЩИЙ - прослойка из крупного щебня или гравия устраиваемая в земляном полотне для недопущения подъема капиллярной воды.
СЛОЙ МОРОЗОУСТОЙЧИВЫЙ [морозозащитный] - дополнительный слой основания, устраиваемый под дорожной одеждой на всю ширину земляного полотна из морозоустойчивых и хорошо фильтрующих материалов при необходимости предохранения дорожной одежды от неравномерного сезонного вспучивания, а также для сбора и последующего отвода воды, поступающей в основание проезжей части.
СЛОЙ ПОДСТИЛАЮЩИЙ - дополнительный слой основания, устраиваемый из материалов меньшей прочности, чем для основания.
СЛОЙ ПРОТИВОЗАИЛИВАЮЩИЙ - слой из торфа, высевок и других тонкопористых материалов, предназначенный для предохранения располагаемого на нем основания или дополнительного слоя основания от проникания грунта из земляного полотна.
СЛОЙ СВЯЗУЮЩИЙ [биндер] - нижний слой двухслойного асфальто- (дегте)- бетонного покрытия, предназначенный для восприятия нагрузок и обеспечения связи покрытия с основанием.
СЛОЙ ТЕПЛОИЗОЛИРУЮЩИЙ - дополнительный слой основания, устраиваемый из теплоизолирующих материалов (шлак, торфоплиты, и др.) в целях снижения глубины промерзания и предохранения этим верхней части земляного полотна от переувлажнения.
СЛУЖБА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ ДОРОГ [эксплуатационная служба] - дорожные подразделения, на которые возложено проведение работ по содержанию и ремонту дорожных сооружений.
СМЕСИ - общее название дорожных материалов и полуфабрикатов в виде различных минеральных материалов, подобранных по крупности, смешанных с каким-либо вяжущим или без него.
СМЕСИ МИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ВЯЖУЩИМИ - различные виды дорожных полуфабрикатов, разделяемые на группы в зависимости от примененного вяжущего (битума, дегтя, цемента и т.п.), крупности минерального материала (крупнозернистые, среднезернистые, мелкозернистые и песчаные), способа уплотнения (литые, укатываемые), температуры приготовления и укладки смеси (горячие, теплые, холодные), требовании к материалам и смесям (асфальтобетонные, битумоминеральные и т.п.).
СМЕСИ ГОРЯЧИЕ - смеси, изготовляемые из минеральных материалов с органическими вяжущими в установках с подогревом всех составляющих до температуры 130-180° и укладываемые сразу после изготовления (при температуре 100-150°).
СМЕСИ ТЕПЛЫЕ - смеси, изготовляемые из минеральных материалов с органическими вяжущими малой вязкости в установках с подогревом всех составляющих до температуры 80-120° и укладываемые при температуре 50-110°.
СМЕСИ ХОЛОДНЫЕ - смеси, изготовляемые из минеральных материалов с органическими вяжущими в установках или смешением на дороге как с подогревом всех составляющих при изготовлении их в установке, так и без подогрева минеральных материалов, но с подогревом органических вяжущих (кроме эмульсий), укладываемые при температуре наружного воздуха, допускающие хранение на складе длительное время.
СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ (ИЛИ ДЕГТЕБЕТОННЫЕ) [асфальтовые] - рационально подобранные по плотности смеси минеральных материалов (щебня или дробленого гравия, песка и минерального порошка) с битумом (или дегтем). В зависимости от наибольшей крупности минерального материала, различают смеси: песчаные (до 5 мм), мелкозернистые (до 15 мм), среднезернистые (до 25 мм) и крупнозернистые (до 40 мм): в зависимости от способа приготовления различают смеси: горячие, теплые и холодные.
СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ЛИТЫЕ [литой, мастичный, синтетический асфальты] - разновидность горячих мелкозернистых асфальтобетонных смесей с повышенным содержанием битума (на 0,5 % больше объема пустот в уплотненной минеральной части смеси), обладающие повышенной пластичностью и легко уплотняемые ручными инструментами.
СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ (ИЛИ ДЕГТЕБЕТОННЫЕ) ПЕСЧАНЫЕ - [песчаный асфальт] - асфальтобетонные смеси, в которых наибольшим по крупности минеральным материалом является песок.
СМЕСИ БИТУМО(ДЕГТЕ)-ГРУНТОВЫЕ [грунт-асфальт] - песчаные или супесчаные природные грунты оптимального по плотности гранулометрического состава, обработанные битумом (дегтем).
СМЕСИ БИТУМО (ДЕГТЕ)-МИНЕРАЛЬНЫЕ - смеси с битумом (или дегтем) разных минеральных материалов различной крупности, отличающиеся от асфальтобетонных (дегтебетонных) содержанием минеральных материалов, не отвечающих техническим требованиям на материалы для асфальтобетонных (или дегтебетонных) смесей, или отсутствием в них минерального порошка
СМЕСИ ЛАТЕКСЦЕМЕНТНЫЕ - разновидность полимерцементных смесей, в которых в качестве вяжущего, кроме цемента, применен натуральный или синтетический латекс.
СМЕСИ ПОЛИМЕРЦЕМЕНТНЫЕ - разновидность цементобетонных смесей, в которых кроме обычных материалов применено и полимерное вяжущее.
СМЕСИ МИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ОПТИМАЛЬНЫЕ - наилучшие смеси из данных материалов, удовлетворяющие предъявляемым к ним требованиям по плотности, зерновому составу и др.
СМЕСИ ОПТИМАЛЬНЫЕ ГРАВИЙНЫЕ - естественные или приготовленные из зерен гравия и песка, с содержанием пылеватых и глинистых частиц определенного зернового состава, по принципу наибольшей плотности.
СМЕСИ ОПТИМАЛЬНЫЕ ГРУНТОВЫЕ - искусственные смеси грунтов или естественный грунт, отличающиеся наибольшей плотностью, с определенным содержанием песчаных зерен, пылеватых и глинистых частиц.
СМЕСИ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ (бетонные) - рационально подобранные смеси минеральных материалов (щебня или гравия и песка) с цементом и водой, при определенном водоцементном отношении и консистенции, обеспечивающие получение цементобетона требуемой прочности и долговечности.
СМЕСИТЕЛИ - машины стационарные, полустационарные и передвижные для приготовления бетонных и других смесей и обработки минеральных материалов вяжущими.
СМЕТА (и сметно-финансовый расчет) - расчет затрат при определении потребности в денежных средствах, в трудовых и материальных ресурсах для осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта дорог, мостов и др. дорожных сооружений.
СМЕШЕНИЕ В УСТАНОВКЕ - способ приготовления смеси или обработанного вяжущими минерального материала с вяжущим в установке - самоходной на дороге или стационарной, установленной на базе.
СМЕШЕНИЕ НА ДОРОГЕ - способ устройства покрытия или основания из минеральных материалов, обрабатываемых вяжущим путем их перемешивания на земляном полотне или на основании.
СМОЛА - дисперсионная среда в битуме, представляющая собой высокомолекулярные соединения углеводородов, растворяемые в бензине, бензоле, хлороформе и обусловливающие вязкопластичные свойства битума, его эластичность.
СМОЛЫ (сырые дегти) - естественные и искусственные смеси органических веществ, в большинстве случаев высокомолекулярных соединений, или высококипящие продукты термического разложения органических веществ.
СМОЛЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ - искусственные смолы, основные составляющие пластических масс.
СМОЛЫ КУМАРОНОВЫЕ - получаемые в процессе полимеризации ненасыщенных соединений, в основном индена и кумарона, содержащихся в сыром бензоле и в фенольной фракции каменноугольной смолы, отвечающие требованиям ГОСТ 9263-59; осветленные применяют для приготовления цветных смесей типа асфальтобетонных и битумоминеральных.
СМОЛЫ ФУРФУРОЛОВЫЕ - получаемые осмолением фурфурола при нагревании его с водным раствором едкой щелочи.
СМОЛЫ ЭПОКСИДНЫЕ - синтетические смолы, образующиеся при сочетании различных органических соединений, содержащих эпоксидную группу с веществами, имеющими подвижный атом водорода (фенолами, спиртами, аминами).
СНАРЯД - совокупность машин, инструментов, приспособлений и т.п., относящихся к какой-либо области техники, ремеслу и т.д.
СНАРЯД ЗЕМЛЕСОСНЫЙ - судно технического флота для подводной разработки грунтов и транспортирования их в виде пульпы по трубам.
СНАРЯД ЗЕМЛЕЧЕРПАТЕЛЬНЫЙ - судно технического флота для подводной разработки грунтов черпанием, применяемое для дноуглубительных работ.
СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ - предохранение дороги от занесения ее снегом путем задержания его вне земляного полотна специальными устройствами.
СНЕГОЗАЩИТА ДОРОГИ - приспособления для задержания снега за пределами земляного полотна или продувания его через земляное полотно.
СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ ПАТРУЛЬНЫЙ - автомобиль с приспособлением для патрульной очистки дороги от снега слоем до 0,2-0,5 м при курсировании его по дороге на высокой скорости во время снегопада или метели.
СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ ТРАКТОРНЫЙ - трактор со сменным оборудованием в виде мощного двухотвального снегового плуга и крыльев для очистки проезжей части от снеговых отложений глубиною от 0,5 до 1,5 м.
СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ РОТОРНЫЙ - машина, оборудованная роторным винтом для отбрасывания захватываемого ею снега в сторону от дороги, применяемая для уборки валов или расчистки снеговых отложений, глубиной более 1 м.
СНЕГООЧИСТКА - удаление снеговых отложений, образовавшихся на проезжей части и прилегающих к ней частях земляного полотна (обочины, откосы, боковые канавы).
СОДЕРЖАНИЕ - ежегодно проводимые работы по поддержанию дорожных сооружений в течение всего года на всем протяжении дороги в чистоте и порядке.
СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГИ ЗИМНЕЕ - комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного и удобного движения по дороге в зимнее время
СОДЕРЖАНИЕ ПАТРУЛЬНОЕ - система организации работ по содержанию, при которой служебный персонал на самоходных шасси или автомобилях со сменным оборудованием непрерывно движется по дороге и устраняет все, что мешает нормальному движению.
СОЛОНЦЫ - грунты, характеризуемые сильным набуханием, большой липкостью и пластичностью; содержат поглощенный натрий
СОЛОНЧАКИ - засоленные грунты, содержащие в поверхностных солях в свободном состоянии более 1 % легкорастворимых солей, в основном хлористых, сернокислых и углекислых солей натрия, кальция и магния.
СООРУЖЕНИЯ ВОДОПРОПУСКНЫЕ - устраиваемые в местах пересечения автомобильной дороги с реками, оврагами или балками, по которым протекает вода дождевая и от таяния снега.
СООРУЖЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫЕ (искусственные) - сооружения различного вида (мосты, тоннели, трубы под насыпями, опоры линий электропередач, промышленные здания и др.), проектируемые и возводимые на основе расчета их на прочность, устойчивость и жесткость.
СООРУЖЕНИЯ ФИЛЬТРУЮЩИЕ (насыпи) - каменная отсыпь из одномерного крупного морозостойкого камня в теле земляного полотна, служащая для пропуска сквозь него воды постоянных водотоков или сухих логов.
СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ - наука о расчете элементов сооружений и машин на прочность, устойчивость и жесткость.
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ ИЗМЕЛЬЧЕНИЮ (износу) - лабораторное испытание образца щебня, гравия и другого рыхлого (минерального) материала в полочном барабане (по ГОСТ 8269-64) для оценки его сопротивляемости измельчению (износа) по величине потери в весе при истирании и окалывании за счет образования зерен и частиц мельче 3 мм
СОРБЦИЯ - физико-химический процесс как поверхностного (адсорбция), так и объемного (абсорбция) поглощения газообразных или растворенных веществ твердыми телами или жидкостями из окружающей среды.
СОСТАВ ДВИЖЕНИЯ - распределение в процентном отношении всего движения по видам транспортных средств (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили тяжелые, средние и легкие).
СОСТАВ ГРАНУЛОМЕТРИЧЕСКИЙ [гранулометрия, механический] - содержание в грунтах, тонкозернистых рыхлых материалах и породах частиц различной крупности (до 0,14 мм), выраженное в процентах от веса исследуемого образца.
СОСТАВ ЗЕРНОВОЙ [гранулометрический, механический] - содержание в рыхлых минеральных материалах зерен различной крупности (свыше 0,05 мм), выраженное в процентах от веса исследуемого образца материала.
СПИДОМЕТР - прибор, показывающий пройденный автомобилем путь в км и скорость его движения в км/час.
СПЛАВИНА - торфяной ковер, плавающий на поверхности воды или сапропеля.
СПОСОБ ПОТОЧНЫЙ -организация строительства с применением комплексной механизации и сосредоточением средств производства в подвижных строго специализированных подразделениях (отряды, колонны и т.п.), которые непрерывно передвигаются вдоль трассы дороги, причем каждое подразделение выполняет только определенные виды работ, непрерывно и технологически последовательно, в результате чего обеспечивается ритмичная работа с окончанием подготовленных к сдаче в эксплуатацию равных по длине участков дороги в определенные промежутки времени (смена, рабочий день и т.п.).
СПОСОБНОСТЬ НЕСУЩАЯ ДОРОГ - удельная нагрузка при единичном проходе, которую может выдержать покрытие, основание, дорожная одежда в целом и земляное полотно при условии, что деформация не превзойдет определенного предела.
СПОСОБНОСТЬ ПРОПУСКНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (расчетная) - наибольшее количество единиц подвижного состава, которое может пропустить проезжая часть дороги при непрерывном движении в единицу времени из расчета на одну полосу движения.
СПОСОБНОСТЬ ПРОПУСКНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ - фактическое количество единиц подвижного состава, проходящее в единицу времени (в час) по одной полосе движения проезжей части данной дороги в конкретных дорожных условиях и при сложившемся на нем составе движения.
СПОСОБНОСТЬ ЦЕМЕНТИРУЮЩАЯ ПОРОДЫ - свойство породы образовывать вместе с водой в тонкоизмельченном состоянии тесто, способное после высыхания приобретать некоторую связанность, оцениваемую по времени разрушения образца, помещенного в воду.
СРЕДА ДИСПЕРСИОННАЯ - одна из фаз дисперсной системы, окружающая дисперсное тело, распределенное в ней в виде отдельных твердых частиц, капелек жидкости или пузырьков газа.
СРОК МЕЖРЕМОНТНЫЙ - установленный срок между средними и капитальными ремонтами.
СРОК ОКУПАЕМОСТИ - величина, обратная коэффициенту эффективности капитальных вложений, равная отношению разности капиталовложений при экономическом сравнении двух вариантов к величине ежегодной экономии от реализации более дорогого варианта.
СРОК СЛУЖБЫ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ - период времени от строительства до первого среднего ремонта или между средними ремонтами.
СРОК СЛУЖБЫ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ - период времени от строительства до первого капитального ремонта или между капитальными ремонтами.
СРОК СЛУЖБЫ ДОРОГИ - период времени от сдачи построенной дороги в эксплуатацию до ее реконструкции или между реконструкциями.
СТАБИЛИЗАТОР - вещество, задерживающее процессы старения или разложения, например, взрывчатого вещества, или повышающее устойчивость золя, предупреждающее его коагуляцию путем увеличения электрического заряда или увеличения сольватной оболочки у коллоидных частиц.
СТАВКА ТАРИФНАЯ - величина заработной платы, установленной тарифной системой и выплачиваемой за работу различной квалификации, разделяемой на разряды.
СТАНДАРТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕСОЮЗНЫЙ (ГОСТ) - документ, устанавливающий единые технические требования и нормы на строительные материалы, изделия, полуфабрикаты, детали, машины, сооружения и т.п.
СТАНОК - машина для обработки металла, дерева и других материалов, название которых связано с неподвижным, и в ряде случаев, тяжелым (чугунным) основанием - станиной, на котором располагают все ее части.
СТАНОК БУРОВОЙ - машина для бурения скважин при взрывных работах при разработке и добыче горных пород, а в инженерно-геологических изысканиях - для выяснения состава и свойств грунтов.
СТАНЦИЯ КОМПРЕССОРНАЯ - стационарная установка для получения сжатого воздуха на различных производственных предприятиях.
СТАРЕНИЕ - изменение свойств материала во времени вследствие внутренних процессов без существенного изменения микроструктуры.
СТЕНКИ ОДЕВАЮЩИЕ - сооружения из камня, каменной кладки и других материалов для наружной защиты от размыва водой и обрушения устойчивого откоса.
СТЕНКИ ПОДПОРНЫЕ - сооружения из камня, каменной кладки, бетона, железобетона или железобетонных деталей для удержания земляного откоса от сползания или обрушения.
СТЕРАДИАН (стер) - телесный угол, вершина которого расположена в центре сферы и который вырезает на поверхности сферы площадь, равную площади квадрата со стороной, равной радиусу сферы.
СТОЙКОСТЬ - свойство материала противостоять в относительной степени определенным повреждениям или изменениям свойств (например, стойкость против изнашивания, против коррозии и т.п.).
СТОКС (ст) - единица измерения кинематической вязкости, применяемая в системе СГС (см2/сек).
СТРОЙФИНПЛАН - сводный годовой детальный производственный и финансовый план строительной организации, отражающий все стороны ее производственной и хозяйственной деятельности, составленный по широкому кругу показателей.
СТРУКТУРА (строение) - взаиморасположение и связь составных частей вещества.
СТРУКТУРА БЕТОНА (лучше ТЕКСТУРА) - совокупность особенностей строения бетона - определяемая количеством и качеством минеральных составляющих, их взаимным расположением и характером связей между ними.
СТРУКТУРА ГОРНОЙ ПОРОДЫ - совокупность особенностей строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей.
СУБЛИМАЦИЯ (возгонка) - процесс непосредственного превращения твердого тела (например, льда) в пар с последующим сгущением до твердого состояния (обычно кристаллическое, например изморозь), минуя при этом стадию плавления - жидкую фазу (в данном примере - вода).
СУГЛИНКИ - суглинистые грунты с числом пластичности от 7 до 17, содержащие от 12 до 25 % глинистых частиц.
СУГЛИНКИ ЛЕГКИЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 7 до 12, содержащие более 40 % песчаных зерен.
СУГЛИНКИ ЛЕГКИЕ ПЫЛЕВАТЫЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 7 до 12, содержащие менее 40 % песчаных зерен.
СУГЛИНКИ ТЯЖЕЛЫЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 12 до 17, содержащие более 40 % песчаных зерен.
СУГЛИНКИ ТЯЖЕЛЫЕ ПЫЛЕВАТЫЕ - суглинистые грунты с числом пластичности от 12 до 17, содержащие менее 40 % песчаных зерен.
СУГЛИНКИ И СУПЕСИ ГРАВЕЛИСТЫЕ - суглинистые и супесчаные грунты, содержащие 20-50 % окатанных зерен крупнее 2 мм.
СУГЛИНКИ И СУПЕСИ ЩЕБЕНИСТЫЕ - суглинистые и супесчаные грунты, содержащие 20-50 % острореберных неокатанных зерен крупнее 2 мм.
СУПЕСИ - супесчаные грунты, с числом пластичности от 1 до 7, содержащие 3-12 % глинистых частиц.
СУПЕСИ ЛЕГКИЕ - супесчаные грунты, с числом пластичности от 1 до 7, содержащие песчаных зерен более 50 %.
СУПЕСИ ЛЕГКИЕ КРУПНЫЕ - супесчаные грунты с числом пластичности от 1 до 7, содержащие песчаных зерен размером 2-0,25 мм более 50 %.
СУПЕСИ ПЫЛЕВАТЫЕ - супесчаные грунты с числом пластичности 1-7, содержащие песчаных зерен от 20 до 50 %.
СУПЕСИ ТЯЖЕЛЫЕ ПЫЛЕВАТЫЕ - супесчаные грунты с числом пластичности 1-7, содержащие песчаных зерен менее 20 %.
СХВАТЫВАНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЯЖУЩИХ (материалов) - физико-химический процесс, в результате которого пластичное тесто (смесь минерального вяжущего и воды) постепенно становится более вязким и менее подвижным, после чего протекает процесс твердения.
СЦЕПЛЕНИЕ - процесс объединения вяжущего с грунтом или минеральным материалом, обусловленный созданием новой структуры за счет молекулярного или хемсорбционного воздействия.
СЦЕПЛЕНИЕ МОЛЕКУЛЯРНОЕ - сцепление, обусловленное молекулярными силами взаимодействия между молекулами.
СЫРЬЕ - находящиеся в природе и залегающие в месторождениях горные породы, деревья в лесу и т.п., не подвергавшиеся разработке и добыче.
СЪЕМКА - совокупность полевых геодезических действий, в результате которых получают план снимаемой местности с рельефом, выраженным горизонталями; виды съемок: угломерная, тахеометрическая, стереофото, магнитная и др.

Ссылка на страницу: Словарь технических терминов
Теги: Словарь технических терминов
Просмотров: 358 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 41816

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close