Главная » Словарь технических терминов


22:09
Словарь технических терминов
Т

ТАКЫРЫ - грунты пустынь, преимущественно глинистые, лишенные растительности, с гладкой поверхностью, разделенной в жаркое время трещинами на паркетообразные отдельности, содержащие в сравнительно небольшом количестве легко растворимые соли, а также поглощенный натрий в поверхностном горизонте.
ТАЛЬВЕГ - линия, соединяющая наиболее пониженные участки дна речной долины, балки, оврага; в более широком смысле - дно долины.
ТАНГЕНС ДОРОЖНЫЙ - расстояние от начала кривой до вершины угла.
ТАРАН ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ - водоподъемник, действие которого основано на полезном использовании явления гидравлического удара и осуществляющий поднятие воды из открытого источника; применяется для подачи воды при поливке цементобетонного покрытия в период ухода за бетоном.
ТВЕРДЕНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО ВЯЖУЩЕГО (материала) - постепенный процесс перехода минерального вяжущего, предварительно смешанного с водой, в камневидное состояние с частичной или полной кристаллизацией, начинающийся после схватывания.
ТВЕРДОСТЬ - свойство материала оказывать сопротивление при местных контактных воздействиях, пластической деформации или хрупкому разрушению в поверхности в определенных условиях испытания.
ТЕКУЧЕСТЬ [течение] - свойство некоторых материалов пластически деформироваться в определенных пределах при постоянных (или почти постоянных) напряжениях за пределом упругости.
ТЕКСТУРА ГОРНОЙ ПОРОДЫ - совокупность признаков строения горной породы, обусловленных относительным расположением и распределением составных частей ее в занимаемом ими пространстве.
ТЕЛО ИЗОТРОПНОЕ (упругое тело) - однородное и имеющее в каждой точке по всем направлениям одинаковые упругие свойства.
ТЕЛО УПРУГО-АНИЗОТРОПНОЕ - тело, имеющее во всех или некоторых точках различные упругие свойства по разным направлениям.
ТЕМП (СКОРОСТЬ) ПОТОКА - ежесуточная (или ежесменная) производительность потока в пог. м (или пог. км) дороги.
ТЕМПЕРАТУРА - величина, характеризующая тепловое состояние тела, степень его нагретости.
ТЕМПЕРАТУРА АБСОЛЮТНАЯ - температура, отсчитываемая от абсолютного нуля.
ТЕМПЕРАТУРА РАЗМЯГЧЕНИЯ - температура, при которой нагреваемый образец битума, дегтя или пека, заключенный в кольцеобразную форму, продавливается под действием веса стандартного стального шара.
ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ - температура, при которой пары, выделяемые битумом или дегтем при нагревании, в определенных условиях испытания образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую от поднесенного пламени.
ТЕМПЕРАТУРА ЗАТВЕРДЕВАНИЯ (или хрупкости) - температура, при которой битум (деготь) в тонком слое теряет пластические свойства и приобретает свойства хрупкого тела.
ТЕМПЕРАТУРА ТРОЙНОЙ ТОЧКИ ВОДЫ - температура равновесия между тремя фазами воды: твердой (лед), жидкой и газообразной (пар), которой присвоено числовое значение 273,16° К (или 0,01° С).
ТЕНЗОМЕТР - прибор для измерения абсолютных удлинений или укорочений на определенной базе.
ТЕОРИЯ УПРУГОСТИ - раздел механики, изучающий вызванные физическими воздействиями упругие деформации и напряжения в твердом теле.
ТЕПЛОЕМКОСТЬ - количество тепла в калориях, необходимое для нагрева 1 г материала на 1°.
ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ - способ передачи тепла, при котором теплообмен происходит только между смежными частицами тела.
ТЕПЛОУСТОЙЧИВОСТЬ - сохранение материалом или полуфабрикатом своих свойств в конструкции при изменении температуры.
ТЕРМИСТОР (сопротивление) - прибор, у которого величина электрического сопротивления зависит от температуры.
ТЕРМОПАРА (термоэлемент) - два разнородных проводника, спаянных концами для получения электрического тока при тепловом воздействии на спай; применяют для измерения температуры, главным образом, для контроля работы тепловых установок.
ТЕТРИЛ - взрывчатое вещество высокобризантного действия, применяемое главным образом в детонаторах.
ТИКСОТРОПИЯ - способность тел обратимо восстанавливать свою пространственную структуру во времени после ее механического разрушения.
ТИПЫ МЕСТНОСТИ - разделение местности на три типа по характеру и степени увлажнения (I - сухие места без избыточного увлажнения, II - сырые места с избыточным увлажнением в отдельные периоды года, III - мокрые места с постоянным избыточным увлажнением); используют для проектирования земляного полотна и дорожных одежд.
ТОЛЧКОМЕР - прибор для оценки ровности покрытия по измеряемой сумме фактического изменения расстояния между задним мостом и кузовом (в см/км) при колебаниях кузова и заднего моста во время движения автомобиля.
ТОЛЬ - кровельный материал, изготовленный пропиткой картона каменноугольным дегтем и с присыпкой его с обеих сторон песком.
ТОНКОСТЬ ПОМОЛА (дисперсность) - характеристика цемента, минерального порошка и др. по величине удельной поверхности (см2/г) или по просеиванию через сита различных размеров.
ТОПЛИВО [горючее] - твердые, жидкие и газообразные материалы, сжигаемые для использования выделяемого при этом тепла и газов.
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ - очищенные и неочищенные дистиллаты прямой перегонки нефти - газойль, соляровое масло или смесь солярового масла с керосином.
ТОРМОЖЕНИЕ - процесс принудительного снижения скорости или принудительной остановки автомобиля.
ТОРФЫ - волокнистые, сильно сжимаемые, водонасыщенные грунты в виде органо-минеральной массы, содержащей более 60 % растительных остатков, являющихся продуктами неполного разложения (оторфовывания) в условиях повышенной влажности и затрудненного, недостаточного доступа воздуха.
ТОРФОПЛИТЫ - теплоизоляционный материал, изготовляемый из торфа прессованием и специальной термообработкой, в результате которой волокна торфа склеиваются; применяют для устройства теплоизолирующих дополнительных слоев оснований.
ТРАКТОР - гусеничная или колесная самоходная тяговая машина, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных, землеройных, дорожных, транспортных и других работ.
ТРАНСПОРТ ВИБРАЦИОННЫЙ - применяемый для перемещения, подачи и распределения сыпучих, кусковых и вязкопластичных материалов с помощью вибрационных транспортных машин.
ТРАНСПОРТ ВНЕШНИЙ - предназначенный для доставки строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий из точек снабжения, расположенных вне района строительства, по общегосударственной сети железных, автомобильных и водных путей сообщения.
ТРАНСПОРТ ВНУТРИПОСТРОЕЧНЫЙ (внутренний) - перемещение строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий в пределах строительной площадки, а также доставка их к ней с обслуживающих строительство производственных предприятий.
ТРАНСПОРТ ЦЕМЕНТА АЭРАЦИОННЫЙ - основанный на свойстве пылевидных материалов приобретать текучесть при непрерывной подаче и распределения в их массе воздуха низкого давления, так как насыщенный воздухом пылевидный материал (аэропульпа) легко перемещается подобно жидкости по поверхности, имеющей небольшой уклон.
ТРАНШЕЯ - открытая горная выработка значительной длины (по сравнению с глубиной и шириной) и обычно трапецеидального поперечного сечения.
ТРАНШЕЯ ПИОНЕРНАЯ - траншея, для въезда в карьер и устройства первого, рабочего уступа.
ТРАССА - воображаемая линия в пространстве, отвечающая проектному положению оси дороги по отношению к земной поверхности.
ТРАССИРОВАНИЕ - проложение оси дороги на картах и на местности с соблюдением заданных продольных уклонов и геометрических элементов плана и профиля через заданные пункты по наиболее короткому расстоянию.
ТРЕНИЕ - процесс, возникающий на поверхности соприкосновения тел, как находящихся в состоянии покоя, так н взаимного перемещения.
ТРЕПЕЛЫ - слабо сцементированные пористые горные породы белого или желтоватого цвета, состоящие из мельчайших частиц кремнезема с примесью пылеватых или глинистых частиц, размокающие при увлажнении.
ТРОТУАР - составная часть улицы или площади, предназначенная для движения пешеходов.
ТРУБА - водопропускное сооружение, располагаемое в земляном полотне для пропуска небольших водотоков, ливневых и снеговых вод, местного движения или скотопрогона под автомобильной дорогой.
ТУФЫ ВУЛКАНИЧЕСКИЕ - пирокристаллические горные породы, представляющие цементированные продукты извержения вулканов (вулканический песок, пепел, вулканические бомбы и др.).
ТРЕЙЛЕР (тяжеловоз) - прицепное или самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозки машин и негабаритных грузов с передачей давления на покрытие в установленных для автомобилей размерах.
У

УГОЛ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТКОСА - наибольший острый угол, который может быть образован свободным откосом сыпучего тела с горизонтом в состоянии равновесия.
УГОЛ ПОВОРОТА - угол, образуемый продолжением направления трассы (или оси дороги) с ее новым направлением.
УДАР - совокупность явлений, происходящих при внезапной встрече двух движущихся в одном или в разных направлениях тел или одного движущегося и другого покоящегося тела.
УДАРНИК - прибор созданный для ускоренного определения степени уплотнения грунта в насыпи по величине осадки его под ударами падающей гири прибора.
УДОБООБРАБАТЫВАЕМОСТЬ СМЕСЕЙ - свойство смесей, позволяющее укладывать и уплотнять их имеющимся оборудованием.
УДОБОУКЛАДЫВАЕМОСТЬ ЦЕМЕНТОБЕТОННОЙ СМЕСИ - способность смеси формоваться и уплотняться под действием вибрирующих и др. уплотняющих машин.
УДЛИНЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ - отношение приращения длины образца или ее части при растяжении к его исходной длине.
УКЛОН - мера превышения одной точки продольного (поперечного) профиля над другой, определяемая как отношение величины превышения к расстоянию между этими точками, выраженная в промилле (%о).
УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТА [стабилизация грунта] - способ придания грунту устойчивого сцепления при воздействии воды с сохранением в результате этого постоянной прочности.
УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТОВ ВЯЖУЩИМИ [стабилизация грунта] - введение в грунт вяжущих материалов, органических и неорганических, раздельно или комплексно.
УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТОВ СОЛЕВОЕ - введение в грунт солей, вызывающих коагуляцию коллоидно-глинистой составляющей, гигроскопических солей для сохранения оптимальной влажности или нескольких видов солей, образующих с коллоидной частью нерастворимые соединения.
УЛИЦА [проезд, городская дорога] - часть территории города или населенного пункта, предназначенная для пропуска всех видов городского движения, а также используемая для размещения различных элементов благоустройства, подземных сооружений и зеленых насаждений.
УЛЬТРАЗВУК - механические колебания упругой среды, например воздуха, с частотами свыше 20 000 гц, не воспринимаемые человеческим ухом.
УПЛОТНЕНИЕ ГРУНТА СТАНДАРТНОЕ - определенный способ уплотнения образца грунта в лаборатории, позволяющий установить оптимальную влажность и наибольшую плотность грунта, соответствующую существующим средствам уплотнения.
УПРУГОСТЬ [эластичность] - свойство твердых тел восстанавливать первоначальный объем и форму, если действующие силы, вызывавшие деформацию, исчезают.
УСАДКА БЕТОНА, РАСТВОРА И ЦЕМЕНТНОГО КАМНЯ - уменьшение их объема в процессе твердения.
УСТАЛОСТЬ МАТЕРИАЛА - разрушение материала путем образования и постепенного развития трещин при многократном повторении силовых воздействий, заканчивающееся внезапным изломом или разрывом элемента сооружения или машины.
УСТАНОВКА - применительно к машинам, сочетание нескольких агрегатов, объединенных для выполнения сложного технологического процесса по переработке сырья или приготовлению полуфабрикатов или изготовлению деталей.
УСТАНОВКА БИТУМНАЯ - состоящая из нескольких битумных котлов или оборудования, предназначенных для непрерывного обезвоживания органических вяжущих и их нагрева до рабочей температуры.
УСТАНОВКА ДРОБИЛЬНО-СОРТИРОВОЧНАЯ - передвижная или стационарная установка в виде комплекта дробильных, сортировочных и транспортирующих машин, расположенных в определенной последовательности, предназначенная для механизации переработки горных пород.
УСТОЙЧИВОСТЬ ЭМУЛЬСИИ ПРОТИВ РАСПАДА - способность эмульсии выдерживать хранение без отделения вяжущего, оцениваемая в лаборатории количеством отделившегося вяжущего по отношению к общему его содержанию при семидневном хранении образца эмульсии в открытом цилиндре при температуре 18-20°.
УЧАСТОК ДОРОЖНЫЙ (ДУ) - основная производственная и хозяйственная единица службы ремонта и содержания дорог, находящаяся на самостоятельном балансе, имеющая в своем ведении в зависимости от категории от 100 до 300 км дороги.
УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ - определение непосредственным измерением или механическими счетчиками величины интенсивности или грузонапряженности движения по дороге с отнесением их к установленной единице времени (сутки, год).
Ф

ФАЗА ДИСПЕРСНАЯ - тело, распределенное в виде мелких отдельных твердых частиц, капелек жидкости или пузырьков газа в окружающей сплошной среде, называемой дисперсионной.
ФАКТОР ДИНАМИЧЕСКИЙ АВТОМОБИЛЯ ПО СЦЕПЛЕНИЮ - разница между полной силой тяги на ведущих колесах и сопротивлением воздушной среды, отнесенная к единице веса автомобиля; для нормального движения автомобиля должна быть меньше или равна силе сцепления ведущих колес автомобиля с покрытием.
ФАКТОР ДИНАМИЧЕСКИЙ АВТОМОБИЛЯ ПО ТЯГЕ - разница между полной силой тяги на ведущих колесах и сопротивлением воздушной среды, отнесенная к единице веса автомобиля; для нормального движения автомобиля должна быть больше или равна сумме сил сопротивления движению.
ФАРЫ - электрические фонари, служащие у автомобиля для освещения дороги.
ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ - область химии, тесно связанная с физикой, изучающая теоретические основы многообразных химических явлений и процессов, включающая учение о строении вещества, химическую термодинамику, химическую кинетику и другие разделы.
ФОРСУНКА - прибор для распыления жидкого топлива с целью достижения более совершенного его сгорания.
ФОТОГРАММЕТРИЯ - дисциплина, занимающаяся определением формы, размеров и положения различных объектов по измерениям их изображений на фотоснимках, применяемых при изысканиях дорог и создании топографических карт.
ФРЕЗА ДОРОЖНАЯ - машина самоходная навесная или прицепная, многопроходная, осуществляющая измельчение грунта или рыхлого минерального материала и его перемешивание с минеральным или органическим вяжущим.
Х

ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИЧЕСКАЯ АВТОМОБИЛЯ - график зависимости величины динамического фактора от скорости движения автомобиля (предложена акад. Г. А. Рудаковым, как основной показатель тяговых качеств автомобилей) и является основой тяговых расчетов на автомобильных дорогах.
ХЕМОСОРБЦИЯ - предельный случай адгезии; химическое взаимодействие на поверхности раздела тел с образованием поверхностного химического соединения.
ХИМИЧЕСКАЯ ФИЗИКА - раздел физики, изучающий химические явления на основе законов строения атомов и молекул.
ХОЗЯЙСТВО СКЛАДСКОЕ - система складов предприятия, предназначенных для снабжения строительства сырьевыми материалами (снабженческие склады) полуфабрикатами и инструментами (производственные склады), а также временного хранения готовой продукции и отходов (сбытовые склады).
ХРУПКОСТЬ - свойство материала в данных условиях разрушаться без заметной пластической деформации.
Ц

ЦЕМЕНТОБЕТОН (цементный бетон, бетон) - искусственный конгломератный материал, состоящий из зернистого минерального скелета, скрепленного затвердевшим цементным камнем, полученный в результате твердения уплотненной цементобетонной смеси.
ЦЕМЕНТОГРУНТ - искусственный материал, получаемый при закреплении грунта перемешиваемым с ним цементом с увлажнением смеси водой, применяемый для устройства дорожных оснований и на дорогах низших категорий нижних слоев покрытий.
ЦЕМЕНТЫ - минеральные вяжущие вещества, которые при смешивании с водой, образуют пластичное тесто, способное схватываться и затвердевать, образуя камень, отличающийся различными свойствами.
ЦЕМЕНТЫ ГЛИНОЗЕМИСТЫЕ (алюминатные) - отличающиеся быстрым нарастанием прочности, получаемые сплавлением или спеканием пород, богатых глиноземом (бокситов), с известняком (или известью) и последующим тонким помолом их.
ЦЕМЕНТЫ ШЛАКОВЫЕ - изготовляемые на основе доменного гранулированного шлака с добавками гипса, обожженного доломита, извести или портландцементного клинкера путем их совместного помола.
Ч

ЧАСТИЦЫ ГЛИНИСТЫЕ - элементарные частицы грунтов размером до 0,005 мм.
ЧАСТИЦЫ ПЫЛЕВАТЫЕ - элементарные частицы грунтов размером от 0,005 до 0,05 мм
ЧАСТИЦЫ И ЗЕРНА ПЕСЧАНЫЕ - элементарные частицы и зерна грунтов размером от 0,05 до 2(5) мм.
ЧАСТЬ ПРОЕЗЖАЯ [проезд] - основной элемент автомобильной дороги, улицы или площади, предназначенный для движения автомобильного и других видов безрельсового транспорта. (Fahrbahn - нем., Chaussee - фр., Carriage way - англ. Carregiata - ит.).
ЧЕРВОТОЧИНА - порок древесины в виде поверхностных и глубоких ее повреждений, причиняемых некоторыми насекомыми.
ЧЕРНОЗЕМЫ - грунты с высоким содержанием гумуса, (в верхнем слое 10 % и более) зернистой или комковатой структуры, с наличием карбонатов кальция в нижних слоях, с большим содержанием пылеватых и глинистых частиц, отличающиеся повышенной влагоемкостью, липкостью, пластичностью и набухаемостью.
ЧЕРТЕЖИ - графические изображения, выполненные по правилам начертательной геометрии посредством чертежных инструментов.
ЧЕРТЕЖИ РАБОЧИЕ - чертежи определяющие окончательные формы и размеры всего проектируемого объекта или отдельных его элементов, а также уточняющие техноэкономические показатели.
ЧИСЛО ПЛАСТИЧНОСТИ ГРУНТА - интервал влажности, в пределах которого грунт находится в пластичном состоянии, определяемый как разность между влажностью границы текучести и границы раскатывания грунта, характеризующий степень глинистости, а также физико-механические и йодные свойства грунта.
Ш

ШАБЛОН - инструмент, применяемый при строительных работах для проверки геометрических элементов и придания конструктивным элементам заданной формы.
ШАГ ПРОЕКТИРОВАНИЯ - минимальное расстояние между точками перелома проектной линии продольного профиля дороги.
ШАШКА - колотый из камня или шлака определенных размеров материал для мощения мостовых и откосов.
ШАШКА МОЗАИКОВАЯ [клейнпфлястер] - грубоколотые механическим путем куски камня, приближающиеся к кубической форме, размером 8-10 см, применяемые для мощения мозаиковых мостовых.
ШВЫ - постоянные разрезы (прорези) в сооружении или конструкции, допускающие независимое перемещение, осадку или деформацию разделенных ими частей.
ШВЫ ДЕФОРМАЦИОННЫЕ - сквозные прорези, допускающие деформацию отдельных элементов сооружения под действием нагрузок, в результате температурных влияний, осадок грунта и т.п.
ШВЫ ОСАДОЧНЫЕ - устраиваемые при наличии различного давления на грунт от отдельных частей сооружения или когда основание расположено на разнородных грунтах.
ШВЫ КОРОБЛЕНИЯ - устраиваемые в цементобетонных покрытиях для обеспечения возможности коробления плит за счет разности температур их верхней и нижней частей, но препятствующие удлинению или сжатию плит.
ШВЫ ЛОЖНЫЕ - устраиваемые в цементобетонных покрытиях поперек плиты не на всю ее толщину, с целью ослабления сечения в продольном направлении.
ШВЫ ПОПЕРЕЧНЫЕ - устраиваемые в цементобетонных покрытиях во избежание образования поперечных трещин.
ШВЫ ПРОДОЛЬНЫЕ - устраиваемые в цементобетонных покрытиях при их ширине более 4-4,5 м, во избежание образования продольных трещин при возможных неравномерных осадках и вспучиваниях земляного полотна.
ШВЫ РАБОЧИЕ - устраиваемые в цементобетонных покрытиях в конце рабочего дня или при неожиданном перерыве в укладке бетона.
ШВЫ РАСШИРЕНИЯ - поперечные швы, устраиваемые в цементобетонных покрытиях и в сооружениях большой длины для обеспечения возможности удлинения плит покрытия или участков сооружений при повышении температуры и их укорочения при понижении температуры и от усадки бетона.
ШВЫ СЖАТИЯ - устраиваемые в цементобетонных покрытиях для обеспечения возможности укорочения плит при понижении температуры, а также и удлинения их в тех случаях, когда абсолютное значение повышающейся температуры бетона не превышает его температуру в момент устройства покрытия.
ШВЫ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ - страиваемые в монолитных сооружениях для предотвращения трещин от температурных колебаний и возможности свободного горизонтального перемещения смежных частей сооружения.
ШЕЛУШЕНИЕ ПОКРЫТИЯ - отделение от покрытия наружных тонких пленок материала, вызванных воздействием воды и мороза
ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОКРЫТИЯ - наличие на поверхности покрытия малых неровностей, не отражающихся на деформации шины и обеспечивающих развитие сцепления с шиной, характеризуемое величиной снижения скорости движения автомобиля при торможении и оцениваемое по степени сцепления покрытия с шиной колес автомобиля непосредственными измерениями коэффициента сцепления (φ).
ШИРИНА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА - условное название расстояния между бровками земляного полотна.
ШИРИНА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ - расстояние между кромками ее дорожной одежды.
ШЛАГБАУМ - подъемный или выдвижной брус на заставах и переездах, открывающий и закрывающий путь.
ШЛАКИ - камневидные побочные продукты и отходы металлургической промышленности (гранулированные и отвальные) и топливных установок, применяемые как минеральные материалы для строительства дорожных одежд.
ШЛАКИ ВАГРАНОЧНЫЕ - отход, получаемый при переплавке чугуна в ваграночных печах.
ШЛАКИ ГРАНУЛИРОВАННЫЕ - получаемые при быстром охлаждении огненно-жидких шлаков в бассейнах с водой, паром, сжатым воздухом и представляющие собой пористые зерна стекловатой структуры размером до 6 мм, применяемые при производстве цементов и в качестве активных добавок.
ШЛАКИ ДОМЕННЫЕ - побочный продукт, получаемый при выплавке чугуна в доменных печах.
ШЛАКИ КИСЛЫЕ - металлургические шлаки, имеющие модуль основности менее единицы и не подверженные известковому распаду.
ШЛАКИ МАРТЕНОВСКИЕ - разновидность сталелитейных шлаков, побочный продукт при выплавке стали в мартеновских печах.
ШЛАКИ МЕДЕПЛАВИЛЬНЫЕ - побочный продукт и отходы, получаемые при выплавке меди из руд.
ШЛАКИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ - побочный продукт и отходы, получаемые в черной и цветной металлургии при выплавке металлов из руд, в процессах передела чугуна на сталь, при плавке чугуна в вагранках и т.п.
ШЛАКИ ОГНЕННОЖИДКИЕ - шлаки в расплавленном состоянии при выходе их из металлургических печей.
ШЛАКИ ОСНОВНЫЕ - металлургические шлаки, имеющие модуль основности более единицы, склонные к известковому распаду.
ШЛАКИ ОТВАЛЬНЫЕ - шлаки, находящиеся в отвалах при промышленных предприятиях, вывезенные как отход.
ШЛАКИ СТАЛЕЛИТЕЙНЫЕ - шлаки металлургические, получаемые при выработке стали из чугуна в различных сталелитейных печах.
ШЛАКИ ТОПЛИВНЫЕ (котельные) - отход, получаемый при сжигании каменного угля, углистого сланца и другого минерального топлива, в виде рыхлой массы ноздреватоячеистых и пористых частиц и зерен, применяемый для устройства дополнительных слоев дорожных оснований.
ШЛАКИ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ - получаемые при выплавке из руд цветных металлов - медные, никелевые и др.
ШЛАКОПОРТЛАНДЦЕМЕНТ - полученный путем совместного тонкого измельчения цементного клинкера, гранулированного доменного шлака (30-60 %) и гипса; отличается пониженной скоростью твердения и повышенной водостойкостью; применяемый в подводных и подземных сооружениях, эффективен в производстве с пропаркой.
ШНУР ДЕТОНИРУЮЩИЙ - шнур с сердцевиной из детонирующего взрывчатого вещества, применяемый для взрыва заряда.
ШНУР ОГНЕПРОВОДНЫЙ - шнур с сердцевиной из дымного пороха, применяемый для взрыва заряда.
ШПУНТ - ряд отдельных деревянных, стальных или железобетонных элементов (шпунтин), последовательно забитых в грунт и плотно прилегающих друг к другу с помощью гребня и паза или подобных им соединений, предотвращающий доступ грунтовых вод в котлован или другое ограждаемое место.
ШПУР - искусственное цилиндрическое углубление в горной породе диаметром до 75 мм и глубиной до 5 м, пробуриваемое в горной породе и служащее для размещения заряда взрывчатого вещества, с целью отбойки горной породы от массива или ее дробления.
ШТАБЕЛЬ - сложенные ровно и в правильную геометрическую форму строительные материалы.
ШТЫРЬ - металлический стержень, устанавливаемый в цементобетонном покрытии поперек швов, чтобы обеспечить передачу нагрузки с одной плиты на другую при сохранение возможности свободного перемещения плит в направлении штыря.
ШУРФ - стволообразная вертикальная или наклонная прямоугольная выработка (обычно малого сечения и небольшой глубины), предназначенная для обследования почвенно-грунтовых слоев, разведки полезных ископаемых или для массовых взрывных работ.
ШУРФОВАНИЕ - один из способов ведения поисков и разведки месторождений горных пород, а также разведки грунтов посредством проведения шурфов.
Щ

ЩЕБЕНЬ - продукт искусственного или естественного дробления горных пород и шлаков с острореберными зернами крупностью от 5(3) до 120 мм.
ЩЕБЕНЬ (ГРАВИЙ) МЕЛКИЙ - с зернами размером 15-20-25 мм.
ЩЕБЕНЬ (ГРАВИЙ) СРЕДНИЙ - с зернами размером 20-40 мм.
ЩЕБЕНЬ (ГРАВИЙ) КРУПНЫЙ - с зернами размером 40-70 мм.
ЩЕБЕНЬ (ГРАВИЙ) ОЧЕНЬ КРУПНЫЙ - с зернами размером 70-120 мм.
ЩЕБЕНЬ РЯДОВОЙ - полученный от дробления материал, у которого отделены высевки (мельче 3-5 мм), с зернами размером до 40 мм (нормальный рядовой щебень) или размером до 70 мм (крупный рядовой щебень).
ЩЕБЕНЬ СОРТОВОЙ [фракционный] - щебень, полученный после дробления и отделения высевок мельче 5(3) мм и зерен крупнее 70 мм, разделенный на сорта по крупности путем прогрохотки через набор сит с отверстиями 10, 15, 20, 25 и 40 мм.
ЩЕБЕНЬ, ОБРАБОТАННЫЙ ВЯЖУЩИМ [черный] - изготовленный путем обработки в установке органическим вяжущим рядового щебня или щебня отдельных сортов по крупности, применяемый для сооружения покрытий и оснований.
ЩЕБЕНЬ ШЛАКОВЫЙ ЛИТОЙ - полученный при разливе огненножидких шлаков и их отжиге или при медленном охлаждении водой.
ЩЕБЕНЬ ШЛАКОВЫЙ ОТВАЛЬНЫЙ - полученный при дроблении кислых отвальных шлаков.
ЩЕБНЕУКЛАДЧИК (распределитель щебня) - самоходная или прицепная машина, предназначенная для равномерного распределения гравийных и щебеночных материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог.
ЩЕЛОК СУЛЬФИТНО-ЦЕЛЛЮЛОЗНЫЙ - отход производства целлюлозных заводов по сульфитному способу варки, отработанный варочный раствор, имеющий кислый характер, вследствие присутствия сернистого ангидрида, условно названный щелоком.
Э

ЭКСКАВАТОРЫ - самоходные землеройные машины цикличного (одноковшовый э.) или непрерывного (многоковшовый э.) действия, предназначенные для разработки грунтов и материалов и перемещения их с отсыпкой в отвал или в транспортные средства.
ЭКСТРАГИРОВАНИЕ - способ извлечения битума из смеси для количественного определения его содержания.
ЭКСТРАКТ СУЛЬФИТЦЕЛЛЮЛОЗНЫЙ - продукт обработки щелоков, получаемых в виде отходов при изготовлении целлюлозы сульфитным методом.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДОРОГИ - комплекс мероприятий по обеспечению пользования дорогой, при экономичном, безопасном и бесперебойном движении автотранспорта.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ - способность материала испытывать более или менее значительные упругие обратимые деформации без разрушения при сравнительно небольших усилиях.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ВЫСОКАЯ - особое свойство, присущее высокомолекулярным веществам (высокополимерам) и некоторым коллоидным системам.
ЭЛЕКТРОВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ [электрозапал] - устройство, состоящее из двух проводов с припаянным к ним мостиком накаливания и нанесенным на него воспламенительным составом.
ЭЛЕКТРОДЕТOHATOP - капсюль-детонатор, соединенный с электровоспламенителем.
ЭЛЕКТРОПРОГРЕВ - способ ухода за цементобетоном при укладке его при отрицательной температуре, осуществляемый раскладкой по поверхности плоских электродов из листовой стали, укрытых утепляющим материалом, и включением их в электрическую сеть передвижной электростанции.
ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ДОРОГИ - совокупность прямых, кривых, уклонов и т.п., характеризующих дорогу в трех измерениях: в плане, в продольном и поперечном профилях.
ЭМУЛЬГАТОР - поверхностно-активное вещество, необходимое для образования стабильной эмульсии, благодаря созданию механически прочных оболочек вокруг частиц дисперсной фазы, в результате чего они не слипаются между собой.
ЭМУЛЬСИЯ - дисперсная система, состоящая из двух практически нерастворимых друг в друге жидкостей.
ЭМУЛЬСИЯ ДОРОЖНАЯ - дисперсная система, состоящая из двух нерастворимых друг в друге жидкостей - воды и битума (или дегтя), применяемая в качестве вяжущего при строительстве и ремонте усовершенствованных покрытий или обеспыливании покрытий переходного типа.
ЭМУЛЬСИЯ ОБРАТНАЯ - эмульсия, в которой диспергирована на мельчайшие капельки вода, а непрерывной фазой служит органическая жидкость.
ЭМУЛЬСИЯ ПРЯМАЯ - эмульсия, в которой органическая жидкость является дисперсной фазой и в виде мельчайших капелек распределена в непрерывной дисперсной среде - воде.
ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ - статистически-экономический показатель, характеризующий отношение сумм затрат всех видов энергии, используемой в производственном процессе, к числу рабочих.
ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА - общая установленная мощность (в квт) двигателей машин и установок, используемых на строительстве, приходящаяся на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ.
ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ РАБОЧИХ - общая установленная мощность двигателей, используемых на строительстве машин и установок (в квт), приходящаяся на одного рабочего, занятого в строительстве.
ЭНЕРГОЕМКОСТЬ - экономический показатель, характеризующий количество затраченной энергии (в квт) на изготовление единицы продукции.
ЭРОЗИЯ - удаление водой или ветром всей почвы или только отдельных ее частей, в результате чего происходит разрушение почвенного покрова.
ЭТАЛОН - меры и измерительные приборы, предназначенные для хранения и воспроизведения единиц измерения с наивысшей достижимой при данном состоянии науки и техники точностью и принятые в общегосударственном или международном масштабе.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИИ - показатель, характеризующий выгодность капиталовложений в строительство дороги, измеряемую коэффициентом эффективности, и обусловленную снижением транспортных издержек, сокращением потерь от бездорожья и созданием условий для роста общественного производства.
Я

ЯРКОСТЬ - излучение светящейся поверхности, измеряемое как отношение силы света к проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную направлению излучения; единицей измерения яркости принят нит.

Ссылка на страницу: Словарь технических терминов
Теги: Словарь технических терминов
Просмотров: 226 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 31779

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close