Главная » Справочник дорожных терминов


16:09
Справочник дорожных терминов
Кривые односторонние - сопряженные кривые с односторонней кривизной.

Кромка проезжей части - линия, отделяющая проезжую часть от обочины.

Линия воздушная - прямая, соединяющая начальную и конечную точку трассы дороги.

Линия нулевых работ - вариант расположения трассы, при котором заданный проектный уклон дороги выдерживается без устройства насыпей и выемок.

Линия поверхности земли - линия, изображающая на продольном профиле вертикальную проекцию естественной поверхности земли по оси трассы.

Линия проектная - линия, изображающая положение бровки земляного полотна дороги на продольном профиле. Установление положения проектной линии по отношению к поверхности земли называется проектированием продольного профиля, или нанесением проектной линии.

Мари - болота, распространенные в районах вечной мерзлоты с границей на глубине 0,3-1,0 м.

Мерзлотный пояс - мерзлотная перемычка, вызывающая образование наледи на пути притекающей воды в стороне от дороги на безопасном для нее расстоянии. Простейший тип - расчищенная от растительности полоса земли (3...10 м ). Более эффективно устройство канавы глубиной 1 м и шириной по дну 2...3 м.

Начертание сети дорог - графическое изображение проектируемой сети дорог.

Нивелирование - определение разности высот точек трассы.

Нормы проектирования - допускаемые значения технико - экономических показателей и параметров основных элементов дороги. Нормы дифференцированы в зависимости от категории дороги и особенностей автомобилей. По мере роста автомобильного парка страны, накопления опыта и развития научной базы проектирования и строительства дорог нормы периодически пересматривают.

Основная кривая серпантины - кривая, вписываемая в центральный угол серпантины.

Осыпь - длительное и непрерывное движение на крутых склонах массы продуктов выветривания скальных пород в виде крупнообломочного материала. Различают по степени подвижности.

Ось автомобильной дороги - условная линия, проходящая по середине проезжей части или разделительной полосы.

Ответвление соединительное - элемент пересечения или примыкания дорог в разных уровнях, предназначенный для сопряжения проезжих частей дорог между собой и перехода движения с одной дороги на другую. Существуют соединительные ответвления в виде левоповоротных и правоповоротных съездов.

Отгон виража - участок дороги, предназначенный для перехода от двускатного поперечного профиля проезжей части на прямолинейных участках к односкатному поперечному профилю на вираже.

Отметка нулевая - на продольном профиле точка с рабочей отметкой, равной нулю, - точка перехода продольного профиля дороги от насыпи к выемке.

Отметка поверхности земли - высота поверхности земли ( в метрах и сантиметрах ) над уровнем моря или некоторым условным уровнем.

Отметка проектная - высота проектной линии ( бровки земляного полотна ) на продольном профиле над уровнем моря или некоторым условным уровнем.

Отметка рабочая ( высота насыпи, глубина выемки ) - разность проектной отметки ( бровки земляного полотна ) и отметки земли по оси дороги.

Отметка руководящая - минимальное возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли, обеспечивающее снегонезаносимость земляного полотна и ее возвышение над источниками увлажнения в разных дорожно - климатических зонах.

Переезд железнодорожный - пересечение автомобильной дороги с железной в одном уровне, устраиваемое, как правило, вне пределов железнодорожных станций и маневровых путей. Переезды бывают регулируемые и нерегулируемые.

Перекресток - пересечение улиц в пределах населенного пункта.

Перелом проектной линии - точка пересечения прямых проектной линии при изменении продольных уклонов.

Пересечение дорог - узел автомобильных дорог, в котором сходящиеся дороги не прерываются и возможно сквозное движение по каждой из них. Пересечение дорог в зависимости от их значения и интенсивности движения устраивают в одном или в разных уровнях.

Пересечение дорог в одном уровне - вид пересечения дорог, в котором встречающиеся дороги и все специальные устройства для перевода движения с одной дороги на другую расположены в одном уровне. В зависимости от интенсивности движения пересечения дорог в одном уровне выполняют в виде простого пересечения дорог или сложного ( канализированного ) с применением комплекса специальных устройств ( островков, переходно - скоростных полос ) для повышения безопасности движения при разделении, слиянии и пересечении транспортных потоков.

Пересечение дорог в разных уровнях - см. Транспортная развязка.

Переход пешеходный - обустройство дороги, предназначенное для безопасного перехода дорог ( улиц ) пешеходами: специально выделенная поперечная полоса на проезжей части, обозначенная дорожными знаками и разметкой, подземный переход ( тоннель ) под автомобильной дорогой, надземный пешеходный путепровод.

Пикет - точка, фиксируемая на местности для нивелирования трассы. Различают собственно пикеты, располагаемые на нормальных расстояниях друг от друга (100 м ), и плюсовые точки, расположенные между ними.

Пикет рубленый - пикет, длина которого не равна 100 м.

Пикетаж - комплекс работ, включающий промер длины трассы, разбивку трассы на пикеты, подготовку для нивелирования и съемку плана дорожной полосы - ситуации.

План дороги - горизонтальная проекция дороги со всеми сооружениями, расположенными на дороге.

План трассы - горизонтальная проекция оси дороги. Элементы плана трассы: прямые - расстояния от начала трассы до начала кривой или от конца одной кривой до начала последующей ; углы поворота ; кривые постоянного и переменного радиусов.

Плотность транспортного потока - количество автомобилей, приходящихся на единицу длины однородного по транспортно - эксплуатационным качествам участка дороги, обычно протяжением 1 км.

Подъем - отклонение проектной линии от горизонтали вверх.

Полоса варьирования - полоса местности, в пределах которой могут располагаться конкурирующие варианты трассы дороги.

Полоса движения - продольная полоса проезжей части, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд. Ширину полосы движения рассчитывают по ширине расчетного автомобиля с учетом зазоров безопасности. Нормируется в зависимости от категории дороги.

Полоса движения дополнительная - полоса движения, устраиваемая путем уширения проезжей части и используемая как полоса отвода движения на затяжных участках подъемов при смешанном составе транспортного потока, а также как полоса разгона и торможения автомобилей, полоса слияния потоков и полоса разделения потоков на пересечениях и примыканиях.

Полоса краевая - уширение дорожной одежды на дорогах высших категорий с целью размещения на ней разметки для организации движения автомобилей и предохранения кромки дорожных покрытий от разрушения. Как правило, отличается цветом от проезжей части.

Полоса переходно - скоростная - полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона или торможения автомобилей при выезде из транспортного потока или въезде в общий поток, движущийся по основным полосам, преимущественно на пересечениях и примыканиях, а также в местах разворота автомобилей, у автобусных остановок и т. п. Устраивают двух типов: постоянной ширины параллельно основной проезжей части и с постепенным изменением ширины на длине отгона полосы.

Полоса разгона - переходно - скоростная полоса движения, устраиваемая на отдельных участках дороги ( в районе пересечений и примыканий, автобусных остановок, бензозаправочных колонок и др.) и служащая для увеличения скорости автомобилей до скорости общего потока на соседней полосе движения для входа в него.

Полоса разделительная - полоса, разделяющая две смежные проезжие части дороги или два противоположных направления движения в целях предотвращения переезда автомобилей с одной проезжей части ( полосы ) на другую. Устраивают на дорогах I категории.

Полоса стоянки - полоса обочины с твердым покрытием, устраиваемая на дорогах высших категорий для остановки автомобилей.

Полоса торможения - переходно - скоростная полоса, устраиваемая на отдельных участках дороги, служащая для выезда автомобилей из общего потока с последующим снижением скорости без воздействия на основной поток.

Полоса укрепления - полоса с твердым покрытием, ограничивающая проезжую часть и, как правило, отличающаяся от нее цветом. Устраивается на обочине и разделительной полосе с целью повышения безопасности движения и предотвращения разрушения кромок проезжей части.

Полумост - поперечный профиль дороги в горной местности, когда пролетное строение располагается с одной стороны в полувыемке, а с другой опирается на опоры.

Понур - элемент плотины с верховой маловодопроницаемой противофильтрационной преградой в виде экрана, выполненного из маловодопроницаемого грунта, асфальтобетона, полиэтиленовой пленки и т. п.

Поток транспортный - одновременное движение по дороге большого числа автомобилей разных типов с разной степенью загрузки и в разном техническом состоянии.

Привязка трассы - комплекс работ по определению координат и отметок трассы относительно пунктов государственной опорной геодезической сети.

Примыкание дорог - узел автомобильных дорог, где к одной дороге примыкает в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в этом узле. В зависимости от категории сходящихся дорог и перспективы перевода примыкания в пересечение применяют различные типы примыканий дорог.

Прогнозирование интенсивности движения - установление перспективной интенсивности движения на основании изучения отчетных данных автотранспортных предприятий и непосредственного учета движения в районе прохождения проектируемой дороги с введением коэффициента прироста на перспективу. См. также Интенсивность движения расчетная, разд. 1.

Ссылка на страницу: Справочник дорожных терминов
Теги: Справочник дорожных терминов
Просмотров: 260 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 10687

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close