Главная » Справочник терминов


18:00
Справочник терминов
РУНИЧЕСКИЕ КАМНИ – камни, на которых выбиты рунические надписи или рисунки. Большинство из них относится к эпохе викингов. Рунические камни распространены по всей Скандинавии, где их насчитывается более 6 тысяч. Примерно половина из них датируется X-XII вв. и расположена в Швеции. Однако сделаны находки и за пределами Скандинавии. Основная масса найденных рунических камней сообщает о смерти людей. Традиция ставить рунические камни, вероятно, восходит к доисторическим временам, когда устанавливались так называемые менгиры – длинные камни, закопанные в землю вертикально. О рунических камнях упоминает Снорри Стурлусон в "Круге Земном". Рунические камни – основные памятники, по которым известны рунические надписи. Однако надписи делались не только на камнях, но и на оружии, украшениях и т. д.

регион

кол-во памятников

Дания

ок. 620

Норвегия (включая области Богуслен, Емтланд, о-в Мэн, Оркнейские о-ва)

602

Швеция

ок. 2500

Вестеръётланд

ок. 260

Вестманланд

33 (сохранилось 26)

Гастрикланд

22

о. Готланд

ок. 200

Сёдерманланд

390

Смоланд

170

Уппланд

1190

о. Эланд

55

Эстеръётланд

192

табл. Распространение рунических надписей в Скандинавии

РУНХЕНТ – единственный скальдический размер, в котором используется конечная рифма, мужская или женская, но всегда смежная. В строке содержится два, три или четыре ударных слога.

РУНЫ (букв. "секретное знание") – линейные знаки, линии которых изображены таким образом, чтобы их легко было вырезать на дереве. Рунический алфавит является самым ранним алфавитом Северной Европы, он применялся германцами как минимум с III в. до н. э., и, возможно, восходит к этрусскому. Древнейшим из рунических алфавитов являются 24 руны Старшего футарка. В течение полутора тысяч лет руническое письмо использовалось десятками германских народов на готских, фризских, англосаксонских и скандинавских языках. Различают старшие, или общегерманские, руны и развившиеся из них младшие, или скандинавские. Эти руны различаются не только по языку, но и по функциям. Так, старшие рунические надписи применялись в основном для магических целей и встречаются в основном на оружии, украшениях и камнях. Вместе со скандинавскими поселенцами руны проникли в Северную Америку, где найдено около 40 камней с краткими руническими надписями, многие из которых увековечивают боевую славу викингов. Основу большинства рун составляли одна или две вертикальные линии, вырезанные перпендикулярно в направлении древесного волокна, тогда как горизонтальных линий старались избегать. Кроме дерева, обнаружены руны, нацарапанные или вырезанные на пластинках из золота, монетах, каменных плитах и валунах, на глиняных горшках. Считалось, что руны, нанесенные на позолоченные дощечки, приносят счастье и удачу. Известны рунические надписи, сделанные викингами в соборе Святой Софии в Константинополе и на мраморном льве в Пирее. В руническом тексте не было фиксированного направления для письма. Сначала буквы записывались справа налево, позднее слева направо или в стиле боустрофедон, т. е. смешанной записи. Англосаксонский вариант VI в. содержал 28 символов, позднее алфавит был расширен до 33 букв для записи слов древнеанглийского языка и в таком виде дожил до начала Средних веков. Другой вариант с уменьшением до 16 букв в Скандинавии сохранился до XVII в. Лит.: Е. А. Мельникова. Скандинавские рунические надписи.

РУСЫ – возможно, одно из названий шведских племен.

РЮГИ – жители норвежской области Рогаланд.

С

СААМЫ – коренное население северной Скандинавии и Кольского полуострова.

САГА – эпическое сказание о богах или героях.

САЛЬД – мера сыпучих тел, причем разная в разных землях. Например, в Трённелаге сальд равнялся примерно 100 литрам.

САНКЕННИНГ – термин неясного значения. По-видимому, сложное слово, эквивалентное эпитету.

СВАДИ – слово, обычно употреблявшееся в качестве прозвища и обозначавшее "Скользкое место, каток", применительно к вымышленным персонажам использовалось как имя.

СВАРТ-АЛЬВЫ – темные альвы.

СВЕИ, свеоны, свитьод – германское племя, родственное гаутам (гётам), населявшее Скандинавию, предки шведов. Населяли среднюю часть современной Швеции. Их столица располагалась в районе нынешней Уппсалы. Во второй половине I тысячелетия н. э. свеи завоевали гётов, и эти два народа стали основой для формирования нации шведов, а их новое государство стало именоваться Свитьод. Постепенно название изменилось на Svearike (государство свеев), которое под влиянием датского языка превратилось в Sverige – современное шведское название Швеции. Исландцы, чей язык ближе всего к древнескандинавскому, называют Швецию словом, очень похожим на Свитьод. Название народа можно связать с современным шведским словом, которое значит "озеро", "море". Названия "свеи" и "Свитьод" упоминаются в сочинениях римских историков, германском эпосе, в рунических письменах на камнях, сохранившихся поныне.

СВЕИ ВЕРХНИЕ – жители Уппланда.

СВЕНЫ – служилые люди города.

СВЕОНЫ – см. свеи.

СЕГНАРТИНГ – по Вестгёталагу, тинг, на котором выносится окончательный приговор по делу.

СЁДЕРМАНЫ – жители Сёдерманланда (области в Швеции).

СЕЙДР – форма магии. При помощи сейдра творили волшбу и прорицали. Обычно эту магию использовали во вред – наслать болезнь, сумасшествие или даже смерть. В основном колдовали женщины. Иногда занятия подобной волшбой наказывалось смертью.

СЕКСЛИНГ – денежная мера на Готланде, равняется 2 эре пеннингов.

СЕРКИ – сарацины.

СЕТЕР – горные пастбища, на которых крестьяне пасли свой скот. Обычно с 14 июня по 14 сентября. Эти пастбища находились в общем владении.

СЕТТУНГ – тинг одной шестой части земли на о. Готланд.

СИСЛА – см. сюсла.

СКАЛЬДЫ – норвежские и исландские поэты IX-XIII вв. Стихи скальдов сохранились как фрагменты в исландских литературных памятниках XIII в. – "Младшей Эдде" и сагах. До записи скальдические стихи бытовали в устной традиции. Известны стихи около 250 скальдов. Древнейшие из них были норвежцами. Самый знаменитый скальд – исландец Эгиль Скаллагримссон (X в.). Скальды сочиняли хвалебные песни, хулительные стихи и отдельные строфы по разным поводам. Скальдические стихи, как правило, фиксируют факты, современные сочинению, поэтому они считаются надёжным историческим источником. Но по вычурности формы поэзия скальдов не имеет параллели в мировой литературе. Скальдические размеры отличаются строгостью и сложностью. Язык изобилует замысловатыми перифразами (кеннингами) и поэтическими синонимами (хейти); предложения переплетены друг с другом. Толковать скальдические стихи очень трудно.

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ – совокупность мифологических представлений древних скандинавов во второй половине II тыс. до н. э. – I тыс. н. э. Ветвь древнегерманской мифологии. Основные источники – Старшая Эдда и Младшая Эдда. О скандинавской мифологии раннего периода известно очень мало. Очевидно, она была связана с культами плодородия и культом мертвых; уже во второй половине II тыс. до н. э. скандинавы поклонялись божествам плодородия и богу, держащему в руках топор. Позже объектами почитания стали бог-громовержец Тор, бог плодородия и солнца Фрейр, бог ветра и бури Ньерд и бог мертвых и болезней Один. Систематизация древнескандинавских мифологических представлений произошла только в конце I тыс. н. э., в эпоху викингов. К этому времени усложнились представления о структуре вселенной, ее происхождении и грядущей судьбе, установилась иерархия между богами, усилилась теомонархическая тенденция, особое значение приобрели мифы, связанные с Одином и военно-небесной тематикой. Скандинавский пантеон состоит из двух категорий богов – асов (основная группа) и ванов (небольшая группа богов плодородия). Его возглавляет Один, который в мифологии I тыс. н. э. превратился в бога войны и неба, оттеснив на второй план двух других богов-асов с похожими функциями – Тора и Тюра. Один – бог военной магии (мудрости и пророчества) и военного раздора, покровитель героев и владыка "военного рая" (Вальхалла), тогда как Тор – бог грома, защитник богов и людей от хтонических чудовищ, а Тюр – бог-хранитель воинских правил, покровитель поединков и военных собраний. Подробнее о богах и богинях см. асы и ваны. Небесная семья представляет собой подобие патриархальной родовой общины. Важную роль в ней играют собрания ее членов и ритуальные пиры. Помимо асов и ванов, мифологический мир древних скандинавов населен различными демоническими существами и духами. Это противостоящие богам хтонические чудовища (волк Фенрир, змей Ермунгард, хозяйка царства мертвых Хель, пес Гарм) и ётуны, а также цверги, альвы, норны, валькирии и эйнхерии. Согласно скандинавским мифологическим представлениям, основой вселенной является мировое древо – ясень Иггдрасиль ("конь Игга", т. е. "конь Одина"), ветви которого простираются над всеми мирами. На его вершине сидит орел, в середине четыре оленя щиплют листву ясеня, дракон Нидхегг и змеи грызут его корни, по стволу носится белка Рататоск. Иггдрасиль соединяет верх (небо), середину (земля) и низ (подземный мир). На небе, которое по углам поддерживают четыре цверга с именами сторон света (Аустри, Вестри, Нордри, Судри), находятся крепость богов-асов Асгард и жилище эйнхериев Вальхалла, в подземном мире – царство мертвых Хель и разнообразные водные источники. В центре округлой земли располагается обиталище людей ("срединный замок" Мидгард), на ее пустынных, каменистых и холодных окраинах (по другой версии, на востоке) – страна великанов (Утгард, или Етунхейм). Землю омывает Океан, в глубинах которого пребывает чудовищный змей Ермунганд. В ранний период считалось, что все люди и смертные боги после кончины уходят в Хель, находящийся под одним из корней Иггдрасиля. Его сторожит чудовищный пес Гарм. Чтобы попасть в него, нужно преодолеть мост через реку Гьелль ("ужасная"), охраняемый девой Модгуд. Владычица загробного мира обитает во дворце, носящем имя "Мокрая морось". Прибывшие в Хель обречены на медленное мучительное исчезновение, они либо голодают, либо едят и пьют нечистоты, их тела терзают орел, дракон и волк. В эпоху викингов родилось представление о втором царстве мертвых, во всем противоположном Хель, – небесной Вальхалле, куда после гибели в бою валькирии переносят доблестных воинов, минуя реку Тунд и врата Вальгринд. В огромном чертоге Вальхаллы 540 дверей, стропила ее сделаны из копий, крыша – из шлемов и щитов, скамьи покрыты кольчугами. От восхода до захода солнца эйнхерии под началом Одина сражаются, как и на земле, а после битвы участвуют в пире воскрешения, вкушая неиссякаемое медовое молоко от козы Хейдрун и мясо постоянно оживающего вепря Сэхримнира. Этот цикл возрождения и смерти бесконечен. В скандинавской мифологии особое значение имеет тема возникновения мира и его грядущей гибели. Первоначально существовала лишь бездна, пустое неорганизованное пространство – Гинунгагап. Затем на севере образовался Нифльхейм ("темный мир"), страна тумана и холода, а на юге – Муспелльсхейм ("огненный мир"), страна жары и света. В Нифльхейме бил родник Хвергельмир ("кипящий котел"), из которого вытекали 12 подземных рек (Эливагар). Чем дальше они отдалялись от своего истока, тем больше покрывались льдом, от которого образовался ядовитый иней, заполнивший всю северную часть Гинунгагапа. Под воздействием теплого воздуха из Муспелльсхейма иней стал таять и превратился в инеистого великана (хримтурса) – гермофродита Имира, первое человекообразное существо. Из подмышек Имира и от трения его ног родились другие хримтурсы. Из растаявшего инея возникла также корова Аудумла, выкормившая Имира своим молоком. Она лизала соленые ледяные глыбы. В первый день из них появились волосы, на второй – голова, на третий – тело Бури, предка богов. Бури произвел на свет великана Бора, от которого родились три первых бога-аса – Один, Вили и Ве. Они убили Имира, в потоках крови которого погибли все хримтурсы, кроме его внука Бергельмира. Из тела Имира асы сотворили мир: из плоти – землю, из крови – море, из костей – горы, из зубов – камни, из черепа – небо, из волос – деревья, из мозга – облака. Из земли, словно черви, выползли цверги. Залетевшие из Муспелльсхейма искры огня асы поместили на небесную твердь в качестве солнца, луны и звезд. Они повелели богине Соль править колесницей солнца, а ее брату Мани – колесницей луны. На морском берегу Один вместе с Вили и Ве (по другой версии, с Лодуром и Хениром) нашли два дерева и сделали из них людей: Один вдохнул в них жизнь и душу, Вили одарил их разумом и движением, Ве же наделил их человеческим обликом, речью, слухом и зрением (по другой версии, разум дал Хенир, а облик и кровь – Лодур). Так появились первый мужчина Аск ("ясень") и первая женщина Эмбля ("ива"). Для них асы огородили середину землю, выстроив из ресниц Имира стены Мидгарда, новому поколению великанов (ётунам) отвели окраины, а для себя возвели на небе Асгард, соединив его с землей радужным мостом Биврёст. Вслед за сотворением мира и после того как асы обуздали хтонических чудовищ (Фенрира, Хель), воцаряется золотой век. Боги и люди наслаждаются покоем и благополучием. Конец ему кладет война асов и ванов – первая война в мире, которая завершается включением ванов в небесную общину асов. Те века наполнены беспрестанной борьбой богов и великанов за обладание чудесными атрибутами (молот Тора, копье и кольцо Одина, ожерелье Фрейи и проч.) и священными эликсирами (мёд поэзии и проч.), изготовленными цвергами. Этому миру, однако, суждено погибнуть. После убийства юного бога Бальдра наступят "сумерки богов". Вселенная погрузится в хаос, на земле будут ниспровергнуты законы и моральные нормы, умножатся распри. Один волк проглотит солнце, другой – луну. Кровью будет залито все небо, настанет трехлетняя стужа (Фимбульветр), на свободу вырвутся хтонические чудовища (Фенрир, Гарм и др.). Змей Ермунганд выползет на берег, и море хлынет на сушу. Из Хель приплывет Нагльфар, корабль мертвецов, явятся полчища "сыновей Муспелля" (огненных духов). В последней битве (Рагнарёк) боги, великаны и чудовища взаимно уничтожат друг друга. Огненный великан Сурт испепелит мир своим огненным мечом, в пожаре и наводнении погибнут почти все люди. Однако вселенная возродится: возникнут новое небо, новая земля и новый Хель. Выживут и заселят восстановленный Асгард младшие боги (Видар, Вали, Магни, Моди, воскресший Бальдр), останутся в живых и два человека – мужчина Ливтрасир и женщина Лив, которые дадут начало новому человечеству. Скандинавская мифология оказала большое влияние на скандинавскую, особенно норвежскую и исландскую литературу – героическую поэзию (песни "Старшей Эдды"), сагическую прозу (первый раздел "Младшей Эдды", "Сага о Тидреке", "Сага о Вёльсунгах", "Круг Земной"), средневековые народные баллады. Она стала богатейшим источником образности для скандинавских писателей-романтиков XIX в. Лит.: Е. М. Мелетинский. "Эдда" и ранние формы эпоса; М. И. Стеблин-Каменский. Миф; А. Я. Гуревич. Избранные труды; Скандинавская мифология; Мифы народов мира.

СКАНДИНАВЫ – группа народов, принадлежащих по языку к северогерманской ветви (шведы, норвежцы, датчане и исландцы).

СКАТТ – 1) обязательное подоходное обложение, подать, взимаемое конунгами или ярлами; 2) дань, которой облагали Норвегию чужеземные государи или которую налагали конунги на чужие страны, завоеванные в эпоху викингов. В сагах не указываются размеры дани, не вполне ясен самый принцип обложения ею. Введение дани "Сага об Инглингах" приписывает божественному основателю династии Одину: "Во всей Швеции Одину платили дань, каждый человек по одному пеннингу, а он должен был защищать страну от нападений и совершать жертвоприношения, для того чтобы был урожай". Похожий налог установил Олав Харальдссон, требовавший от исландцев платить "с человека один пеннинг, каких по десяти идет за кусок сукна мерою в локоть".

СКАТТЕБОНДЫ – обязанные государству налогами крестьяне, способные нести полное тягло.

СКЕАТТАС – фризские или, возможно, датские монеты.

СКЕЙТИНГ – формальная передача земельной собственности. Означает акт, при совершении которого прах или горсть земли бросали в полу приобретавшего владение.

СКИППУНД – корабельный фунт, мера веса.

СКИР – исландский молочный продукт, изготовляемый с добавлением сычуга.

СКОГЕ – лесные духи, обладают огромной властью над людьми.

СКОГСНЕРТЕ – в некоторых частях Норвегии так называют ульдра.

СКОГСНУФВОР – шведский аналог ульдра.

СКОТБАККА – разновидность игры в мяч.

СКОТХЕНДИНГ – консонанс, употребляющийся в поэзии скальдов в нечетных строках. Исследователи толкуют термин, во-первых, как "рифму скоттов – шотландскую рифму", усматривая в значении этого термина доказательство влияния ирландской поэзии на скальдическое искусство, во-вторых, как "подстреленную, хромую рифму", в-третьих, как "встреленную, вставную рифму".

СКРЭЛИНГИ – туземцы Северной Америки.

СКУТА – парусно-весельное судно небольших размеров, с 6-16 парами весел.

СКУТИЛЬСВЕЙН – королевский стольник. Скутильсвейном был, например, Снорри Стурлусон.

СЛИТТУНГИ (букв. "оборванцы") – крестьянское движение, действовавшее на территории Норвегии в Вике в начале XIII в. Их возглавлял священник Бенедикт. В 1218 г. слиттунги даже захватили Осло, но потом были разгромлены объединенными силами биркебейнеров и баглеров.

СЛУГА (воен.) – рядовой дружинник.

СМОЛАНДЫ – мелкие области в Швеции, например, Мёре, Амбюрд, Аспеланд, Тьюст, Севеде и др.

СНАППХАНЕРЫ – крестьяне Сконе, которые во время войны между Данией и Швецией в XVII в., действовали в тылу шведских войск и наносили им ощутимые потери.

СНЕККЕР – корабль.

СОВИЛО (букв. "солнце") – шестнадцатая руна футарка, руна победы, счастья.

СОКМЕНЫ – крестьяне Денло.

СПАННМОЛЬ – один из видов налога.

СПЕ – одна из магических техник.

СПРИНГАР – национальный норвежский танец.

СТАРУХА – мачта для паруса.

СТЕВ – канонизированный повтор, разбивающий драпу на три ее составные части и через равные промежутки, пронизывающий ее среднюю часть. Выделяются два вида стева: "связанный" двустишный или четырехстишный стев, как правило, занимающий, соответственно своему объему, заключительный фьордунг или второй хельминг строфы, и "расщепленный" стев, который разъединяется построчно не принадлежащими к нему стихами и может распространяться на группу сфер, образующих промежутки между стевами.

СТОЛА – часть служебной одежды священника, длинная и довольно широкая лента; она клалась вокруг шеи и свисала с плеч на грудь.

СТОРТИНГ (совр.) – высший законодательный орган в Норвегии. Состоит из 155 депутатов, избираемых населением на 4 года. На первой сессии стортинга депутаты избирают из своего состава 1/4 депутатов, образующих лагтинг, остальные депутаты составляют одельстинг.

СТРАНДХУГГ – захват скота и другого продовольствия непосредственно в округе военных действий.

СТРОМКАРЛЫ – водяные духи.

СТУРБОНДЫ – см. стурманы.

СТУРМАНЫ (букв. "сильные люди") – зажиточные бонды, обладавшие большой властью. Владения стурманов обычно становились центрами общественной жизни в отдельных местностях, здесь искали покровительства и помощи, за которую расплачивались своей независимостью.

СТЮРИМАН – командир корабля, стоявший во главе "корабельного округа".

СУД ДВЕНАДЦАТИ – одна из форм судебных слушаний в Исландии. Решал тяжбы о серьезных преступлениях, повлекших болезнь или смерть жертвы. Обычно в состав суда двенадцати входили 12 судей, которые назначались годи того годорда, в который входит ответчик. Приговор выносился большинством голосов.

СУД СОСЕДЕЙ – одна из форм судебных слушаний в Исландии. Решал рядовые тяжбы, в отличие от "суда двенадцати". В состав суда соседей входили ближайшие соседи истца и ответчика, вызываемые ими. Обычно их число равнялось девяти.

СУД У ДВЕРЕЙ – разновидность т. н. "частного суда", в экстраординарных случаях проводимого за пределами тинга.

СЮГНЫ – жители норвежской области Согн.

СЮСЕЛЬМАН – см. сюсломанн.

СЮСЛА, сисла (букв. "дело", "работа", "должность", "служба"), Адальсюсла (букв. "основная сюсла"), Эйсюсла (букв. "островная сюсла") – округ управления в Исландии, во главе которого поставлен сюсломанн. В источниках термин в этом смысле слова встречается с начала XIII в.

СЮСЛОМАНН – должностное лицо конунга. Упоминаются в источниках начиная с конца XII в. До этого сбором штрафов и податей ведали управители владений конунга – арманны. В отличие от арманнов сюсломанны выполняли только административные и фискальные функции и в отличие от лендрманнов не были представителями местной знати. Появление института сюсломаннов – важный шаг в оформлении государственного аппарата в Норвегии. Конунг мог назначить на должность сюсломанна незнатного человека, который своим возвышением и положением всецело был ему обязан и который от него зависел. Сюсломаннов, по-видимому, начали назначать еще при конунге Магнусе сыне Эрлинга (1162-1184), однако этот институт укрепился и получил развитие при Сверрире.

Т

ТАВЛЕИ – игра в шашки или кости на специально разлинованном на квадраты столе.

ТАРАНДЫ – каменные прямоугольные оградки с трупоположенями. Термин эстонского происхождения.

ТЁГЛАГ – четырехсложный скальдический размер с двумя ударными слогами в строке; нечетные строки имеют по два аллитерирующих слога и консонанс, четные – один аллитерирующий слог и полную рифму. Отклонения от канона допускаются в количестве слогов, местоположении аллитерации, звуковом составе хендингов.

ТЁГН – согласно Младшей Эдде, синоним слова бонд. Однако, по-видимому, термин имеет и другие значения.

ТИВАЗ (букв. "Тюр") – семнадцатая руна футарка, руна посвящена Тюру – богу войны.

ТИНГ, иногда ландстинг – общее название народных собраний свободных мужчин страны или области. Играл роль главного центра социального и культурного общения бондов. За время существования претерпел значительные изменения. В Норвегии существовали четыре основных тинга – Фростатинг, Гулатинг, Эйратинг и Боргартинг. Помимо них в каждом фюльке собирались местные тинги. В Исландии всеобщим тингом назывался альтинг. В Швеции собирались тинги всех ётов, тинги всех гутов и тинги всех свеев. Созвать тинг мог любой свободный человек – бонд. В некоторых случаях, например, убийство или ранение, он даже обязан был созывать народное собрание. Позже право собирать тинг присвоил себе король. Участников тинга называли тингманами. Неявка на тинг грозила большим штрафом. Несмотря на то, что в раннее средневековье на тинги собиралось практически все свободное население области, решающим влиянием пользовался не "народ", а представители местной знати, с которой конунгу и приходилось считаться в первую очередь. Вплоть до начала XIII в. крестьянские тинги сохраняли некоторые черты автономии и не переставали играть роль органов местного самоуправления. Часть штрафов, взимавшихся королевскими слугами с преступников по решению тинга, нередко шла в пользу его участников. На тингах не только творили суд, но и принимали законы: тексты ранних редакций областных судебников хранят свидетельства того, что частично они вырабатывались на тингах от имени бондов. Вплоть до второй половины XII в. сохранялся обычай обязательного провозглашения конунга на крестьянских тингах. Нарушение мира на тингах каралось специальными штрафами, лишением собственности и права пользоваться защитою закона. На тинге даже рабы находились под охраной закона. Численный состав тингов было различным, но с течением времени снижался. В XIII в. тинги стали перемещаться из сельской местности в города – резиденции короля и его чиновников, а руководящую роль на них стали играть лагманы. Состав участников сузился, из тингов были окончательно исключены малоимущие крестьяне. Судебные функции сосредоточились в руках верхушки бондов, а к королю перешли высшая судебная власть и контроль над всеми судебными инстанциями. Тем не менее, бонды все же не были лишены прав участвовать в местных тингах, более того, присутствие на них самостоятельных хозяев приобрело характер обязательной повинности. Лит.: А. Я. Гуревич. Крестьянство средневековой Норвегии.

ТИНГ ВОСЬМИ ПЛЕМЕН – другое название Эйратинга.

ТИНГ ВСЕХ ГУТОВ – народное собрание Готланда.

ТИНГ ВСЕХ ЁТОВ – народное собрание вестъётов.

ТИНГ ВСЕХ СВЕЕВ – народное собрание свеев в Уппсале.

ТИНГАМАННЫ – дружинники английского короля.

ТИНГЛИД – личная дружина Кнута Могучего, с чьей помощью он управлял Англией.

ТИНГМАН – полноправный участник тинга. С течением времени количество таких полноправных участников неуклонно снижалось. Например, в XI в. число бондов, составлявших Гулатинг, равнялось примерно 400. Постановлением конунга Магнуса Эрлингссона от 1164 г. это число было снижено до 250. Сокращение представительства бондов коснулось всех фюльков.

ТИНГСМАН – видимо, то же, что и тингман. Этот термин встречается в "Гуталаге".

ТМЕСИС – стилистический прием, состоящий в том, что между морфемами одного сложного слова помещается другое слово или даже несколько слов. Восходит к греческим (Гомер) и римским классикам и получает особенное распространение у поэтов каролингского периода (например, у Алкуина). В исландской литературе впервые упоминается как термин в "Третьем грамматическом трактате" Олава Белого Скальда: "Тмесис разрезает на куски одно слово и помещает другую его часть в середину".

ТОМТЕ – домашние духи, всегда готовые услужить людям.

ТРЁНДЫ – жители Трандхейма.

ТРИДЬУНГ – одна треть земли на о. Готланд и в некоторых других районах Швеции. Отсюда же название тинга на Готланде.

Ссылка на страницу: Справочник терминов
Теги: Справочник терминов
Просмотров: 249 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 26589

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close