Главная » ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
20:33
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

АНДРАГОГ — специалист в области обучения, управления, консультирования,
социальной, реабилитационной, коррекционной работы в среде взрослых людей.

АНДРАГОГИКА (от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago —
веду) — наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность взрослых
обучающихся и обучающих по организации процесса обучения.
АНДРАГОГИКА — раздел теории обучения, раскрывающий специфические
закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности,
а также особенности руководства этой деятельностью со стороны
профессионального педагога.

АНДРАГОГИКИ ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ:
1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения
(потому он обучающийся, а не обучаемый).
2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности,
к самоуправлению и осознает себя таковым.
3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным,
профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного
источника обучения как его самого, так и его коллег.
4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и
достижения конкретной цели.
5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение
полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.
6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени
детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными,
социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу
обучения.
7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной
деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования,
реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — организация деятельностей обучающегося
и обучающего, при которой:
а) обучающийся в силу объективных факторов (сформированность личности,
независимое экономическое, юридическое, социальное и психологическое положение,
большой жизненный опыт, наличие серьезных проблем, для решения которых
необходимо учиться, ориентация на немедленное использование полученных в
процессе обучения ЗУНКов) играет ведущую роль в организации процесса своего
обучения, определяя совместно с обучающим все его параметры: цели, содержание,
формы и методы, средства и источники обучения, б) обучающий выступает в роли
консультанта, эксперта по технологии обучения, оказывая обучающемуся помощь в
организации процесса обучения.

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ — наиболее общие принципы организации
процесса обучения взрослых людей.
1. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность
обучающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся.
2. Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает
совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими
обучающимися по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения.
3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный
(бытовой, социальный, профессиональный) опыт обучающегося используется в
качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его
товарищей.
4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый
обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими
обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на
конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт,
уровень подготовки, психо-физиологические, когнитивные особенности обучающегося.

5. Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение
соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания
результатов обучения.
6. Контекстность обучения (термин А.А.Вербицкого). В соответствии с этим
принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для
обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или
совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом
профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его
пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий).
7. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает
безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний,
умений, навыков, качеств.
8. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся
определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников,
средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а
также самих обучающих.
9. Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу,
во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления
реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без
освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых,
процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых
образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после
достижения определенной цели обучения.
10. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление
обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по
организации процесса обучения.

АНДРОЛОГИЯ (социальная) — наука о взрослых. Несуществующая, но в принципе
возможная область комплексного знания об особенностях жизнедеятельности
взрослого человека как физического индивида, а также как носителя многообразных
социальных ролей и субъекта различных видов деятельности. Могла бы заполнить не
отраженный в социальной теории пробел между предметными областями педологии и
геронтологии, сделав своим особым предметом период жизни от вступления в сферу
профессионального труда до выхода из нее или смены рода оплачиваемых занятий в
связи с наступлением пожилого возраста. Актуальны вопросы о стадиях взрослости,
об особенностях целей, задач и характера учебно-познавательной деятельности на
каждой из них, о динамике образовательных потребностей, связанных с периодом
возрастных изменений.

АНТРОПОСФЕРА — ближайшая сфера взаимодействия человека с окружающим миром.


БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ — образование, сориентированное на подготовку человека
к карьере в сфере коммерции или промышленного производства.

БИЛЛЬ О ПРАВАХ ВЗРОСЛОГО УЧАЩЕГОСЯ - законопроект, изданный Американской
коалицией организаций образования взрослых. Провозглашает право граждан на
надлежащее образование независимо от возраста, пола, этнической принадлежности,
имеющегося учебного опыта, материального положения, состояния здоровья, а также
право на экономическую поддержку со стороны государства и общества и на условия
обучения, соответствующие особенностям взрослого субъекта учебной деятельности.
К числу основных отнесено и право взрослого на официальное признание его
фактической квалификации, приобретенной посредством неформального и
информального образования.

ВЕЧЕРНЕЕ ОБУЧЕНИЕ — одна из форм безотрывного образования. Практикуется в
общеобразовательной школе, а также на всех трех ступенях профессионального
образования. Занятия проходят по лекционно-семинарской форме и в этом аспекте
не отличаются от занятий на дневных отделениях. Диплом равноценен диплому
дневного отделения.

ВИД ОБРАЗОВАНИЯ — разновидность обучения, организованная в соответствии с
тем или иным основным типологическим принципом (например, степень
организованности, способ организации индивидуальной работы обучающегося, способ
взаимодействия обучающегося и обучающего).

ВЗРОСЛЫЙ — лицо, выполняющее социально значимые продуктивные роли
(гражданина, работника, члена семьи), обладающее физиологической,
психологической, социальной, нравственной зрелостью, относительной
экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания,
достаточными для ответственного самоуправляемого поведения, совмещающее или
чередующее учебную деятельность с иными видами деятельности.

ВЗРОСЛОСТЬ — период жизни человека, наступающий после юности и
характеризующийся, как правило, шестью основными признаками: хронологический
возраст; психофизическая зрелость; социальная зрелость; полная
гражданско-правовая дееспособность; экономическая самостоятельность;
вовлеченность в сферу профессионального труда. Последний признак предполагает
наличие предыдущих и потому может рассматриваться как интегральный критерий
взрослости.

ВЗРОСЛЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ — человек, обладающий пятью основополагающими
характеристиками, отличающими его от невзрослых обучающихся: 1) он осознает
себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) он накапливает
все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта,
который становится важным источником обучения его самого и его коллег; 3) его
готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи
учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной
цели; 4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений,
навыков и качеств; 5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена
временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными
факторами (условиями).

ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ — программы и соответствующие им учреждения,
сгруппированные под общим названием по признаку сходства выполняемых функций.
Совокупность видов подразделяется по разным основаниям, главные из них: а)
направленность образовательной деятельности на выполнение тех или иных задач,
вытекающих из социальных функций образования взрослых: дополнительное,
компенсаторное, адаптирующее, опережающее; б) характер связи с ранее полученным
образованием и пройденными ступенями образовательной лестницы — постбазовое,
модернизирующее, «освежающее», возобновленное. Названная связь может быть
формальной, содержательной, сущностной. В первом случае имеются в виду группы
учреждений, обеспечивающих количественный прирост знаний и умений; во втором —
обогащение уже имеющихся; в третьем — обогащение всех сторон творческого
потенциала личности (идеальный вариант, соответствующий замыслу концепции
непрерывного образования).

ВНЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (англ. — non-formal education) — организация
обучения, характеризующаяся двумя параметрами:
1. Систематизированное обучение.
2. Обучение, отличающееся целенаправленной деятельностью обучающихся.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, направленное на приведение в норму
функций организма, нарушенных в результате какого-либо заболевания. Особое
значение имеет в случаях поражения головного мозга, периферической нервной
системы, приводящих к нарушениям функций движения, речи, письма, чтения.

ГЕРОНТОЛОГИЯ (социальная) — область комплексного знания об особенностях
жизнедеятельности лиц пожилого возраста, связанных прежде всего с выходом на
пенсию или вынужденной переменой рода оплачиваемых занятий, порожденной
изменениями физического состояния и вытекающим отсюда снижением
работоспособности. Учебно-познавательная деятельность в этот период жизни
является особо важным фактором поддерживания социального самочувствия. Обычно
она ориентирована на такие цели, как: а) адаптация к реалиям, сопряженным с
новым социальным статусом; б) освоение новых видов деятельности, доступных по
состоянию здоровья; в) обогащение умений передавать свой опыт другим; г)
углубление познания и самопознания; д) содержательный досуг; е) продуктивное
участие в любительских и других добровольных объединениях.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ - система учреждений, основными
функциями которых являются: организация переобучения безработных; проведение
профориентационной работы среди населения; предоставление посреднических услуг
гражданам в трудоустройстве; выплата пособий безработным.

ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ — вид обучения, организованный группой обучающихся,
избравших и (или) совместно создавших одну программу обучения.

ДИСТАНТНОЕ ОБУЧЕНИЕ (англ. — distance education) — вид обучения,
основанный на комплексном использовании обучения по переписке и технических
средств передачи информации (радио, телевидения, аудио-, видео-, киноматериалов,
компьютеров, телефона).

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - образование, цели и содержание которого не
предусмотрены обязательной программой учебного заведения, однако имеют важное
значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе,
соответствуют его склонностям и интересам. Это могут быть факультативные курсы
в самом учебном заведении, а также различные виды неформального и информального
образования.

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — виды образовательной деятельности, сориентированные
на женщин, вступающих в сферу труда или возвращающихся в нее после длительного
перерыва, а также на тех, кто стремится расширить спектр жизненного выбора или
обогатить свой личный и социальный опыт. Используются методы обучения,
соответствующие специфике женских потребностей.

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ обучающегося — опыт деятельности обучающегося в бытовой,
профессиональной, социальной сферах.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ - совокупность законов,
издаваемых высшим органом государственной власти, и подзаконных нормативных
актов, определяющих порядок и условия реализации прав взрослых членов общества
на образование. Предметом правового регулирования являются две основные сферы:
а) деятельность учреждений образования; б) отношения между работником,
продолжающим образование, и предприятием (право на дополнительный отпуск,
благоприятный для учебы режим работы и т.п.).

«ЗАКРЫТОЕ» ОБУЧЕНИЕ (англ. — "closed learning") — традиционная форма
организации процесса обучения, характеризующаяся полной обусловленностью
деятельности обучающихся учебным учреждением.

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ (англ. — education by correspondence) — вид обучения,
организованный в форме обучения по переписке.
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ — одна из форм безотрывного образования, Получившая
наибольшее распространение в системе высшего и среднего специального
образования. Студенты посещают краткий курс установочных лекций. Ход
дальнейшего освоения учебного материала контролируется и направляется
преподавателем через проверку самостоятельно выполняемых письменных работ.
Диплом заочного отделения приравнивается к диплому, полученному в стационарном
учебном заведении. Срок обучения продолжительнее на год.

ЗУНКи — аббревиатура, обозначающая знания, умения, навыки и качества,
приобретаемые обучающимися в процессе обучения.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — вид обучения, организованный в стенах
учебного заведения, при наличии опытных преподавателей, хороших источников
обучения.

ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — процесс формирования и обогащения установок,
освоения новых знаний и умений, протекающий вне рамок системы образования как
специфического социального института, т.е. в ходе повседневной
жизнедеятельности человека через общение, чтение, посещение учреждений культуры,
учение на своем опыте и опыте других. Не имеет атрибутов педагогической формы.
Префикс «ин» употреблен в значении «без».

ИСХОДНЫЕ ПОСЫЛКИ АНДРАГОГИКИ — см. Андрагогики исходные посылки.

КАТЕГОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ - совокупности его программ и учреждений,
предназначенных для лиц, составляющих группы и категории населения, которым
присущи определенные социально-демографические особенности: возраст, пол,
социальное или имущественное положение, потребность в особых мерах социальной
защиты. К примеру, пенсионеры, женщины, рабочие, переселенцы, инвалиды.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ — интегральная характеристика образовательного
процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в
обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким
целям он должен служить. Поскольку мнения по этому вопросу заметно расходятся,
расходятся и трактовки термина. В целом качество современного образования
определяет ряд факторов, обусловливающих его социальную эффективность: а)
содержание, включающее лучшие достижения духовной культуры и опыта в той или
иной сфере деятельности; б) высокая компетентность педагогических работников и
других образователей; в) новейшие образовательные технологии и соответствующая
им материально-техническая оснащенность; г) гуманистическая направленность; д)
полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях, понимании, умениях.

КВАЛИФИКАЦИЯ — мера освоения профессии или специальности, характеризуемая
по степени готовности ее носителя к выполнению задач определенного уровня
сложности. В более широком употреблении термин обозначает готовность субъекта к
успешному разрешению проблем и выполнению задач, сопряженных с тем или иным
видом деятельности, и в этом смысле близок по значению терминам
«компетентность» и «грамотность». Постановка вопроса о квалификации человека
(профессиональной, жизненной, социальной, академической) имеет в виду
ранжированную оценку его способностей к деятельности того или иного уровня
сложности, тем самым позволяя говорить о ступенях квалификационного роста.

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ — особенности познавательной деятельности человека.

КОМПЕНСАТОРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - образование, восполняющее ранее
отсутствующие или упущенные возможности учиться. Учреждения к. о. обеспечивают
уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, обычно достигаемый в
детском и юношеском возрасте, и представляют собой своеобразную копию
регулярных учебных заведений для лиц, готовящихся к вступлению в сферу труда.
Обучение осуществляется через вечерние, заочные и комбинированные формы. К
услугам к. о. обычно прибегают работники, не удовлетворенные своим социальным
статусом и стремящиеся изменить его в лучшую сторону. Основные учреждения к. о.
— вечерняя школа, вечерние и заочные отделения вузов и средних специальных
учебных заведений, работающие по объемным и особым программам. В современном
варианте к. о. представлено учреждениями открытого образования.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ — общий оценочный термин, обозначающий способность к
деятельности «со знанием дела». Обычно употребляется применительно к лицам
определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру
соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности
выполняемых ими задач и разрешаемых проблем. В отличие от термина
«квалификация», нейтрального в нравственно-этическом отношении, имеет в виду
способность оплачиваемого работника принимать ответственные решения и
действовать адекватно требованиям служебного и общественного долга. В этом
контексте компетентность понимается как личностное качество субъекта
специализированной деятельности в системе социального и технологического
разделения труда.

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - современная альтернативная система
взглядов на развитие образовательной практики» Провозглашает учебную
деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его
образа жизни во всяком возрасте. В силу этого предусматривает необходимость
целостного и согласованного преобразования всех ступеней образовательной
лестницы, а также ее достройку новыми ступенями, рассчитанными на все периоды
взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования
рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.

МАСТЕРСТВО — высокая степень овладения определенным видом
специализированной деятельности; основывается на глубоком понимании дела,
сочетаемом с развитыми умениями осуществлять рациональные и эффективные
действия.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — способ организации деятельности активных участников
процесса обучения (обучающего и обучающегося) по передаче и приобретению знаний,
умений, навыков, качеств и нравственных ценностей.

МИГРАНТЫ — лица, переместившиеся на постоянное жительство из одной
местности в другую, сменив привычную социально-культурную среду на новую или
малознакомую. Не имея достаточного опыта успешной жизнедеятельности в данных
условиях, они испытывают значительные трудности социально-психологического и
иного характера. В этой связи образование взрослых служит необходимым
инструментом, помогающим переселенцам быстрее и безболезненнее адаптироваться к
новой для них социальной ситуации. Обычно это образовательные услуги,
помогающие выучить язык, если это требуется, освоить традиции, обычаи, ритуалы,
нормы поведения, способы действия в затруднительных обстоятельствах.

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — система действий и функций, выполняемых участниками
деятельности.

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГО (ОБУЧАЮЩЕГОСЯ) — система действий и
функций, выполняемых обучающим (обучающимся) на каждом из этапов процесса
обучения.

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ — умения, знания, навыки, качества и ценностные
ориентации, необходимые для выполнения той или иной социальной роли.

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — систематизированный комплекс основных закономерностей
организации деятельностей обучающегося и обучающего при осуществлении обучения.

НЕВЗРОСЛЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ (ОБУЧАЕМЫЙ) — лицо, характеризующееся: а)
несформированностью основных физиологических, социальных, психологических черт
(свойств); б) невысоким уровнем самосознания; в) несамостоятельным
экономическим, юридическим, социальным, психологическим положением; г)
отсутствием или незначительным объемом жизненного опыта; д) отсутствием
реальной жизненной проблемы, для решения которой необходимо обучаться.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — организованное обучение, детерминированное
системой факторов и условий, обеспечивающих непрерывное обучение человека.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — термин, не имеющий общепринятого определения.
Пока он отражает не столько утвердившуюся в жизни реалию, сколько идею о том,
как изменить к лучшему сложившуюся образовательную практику, с тем чтобы
повысить ее социальную эффективность, т. е. сделать ее более соответствующей
логике развития человека и его интересам на различных стадиях жизненного цикла.
Непрерывность образования мыслится как стадийный и целостный в своих
элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие
творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.
Его основные этапы: а) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие
его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование; б)
учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами
практической деятельности, — образование взрослых.
Непрерывность образования иногда трактуется формально как
непрекращаемость учебной деятельности, ее продолжение после завершения так
называемого базового образования. В философии под непрерывностью понимается
целостность процесса, состоящего из отдельных дискретно идущих стадий.
Применительно к пожизненному образовательному процессу это означает, что он
должен состоять из последовательно возвышающихся ступеней специально
организованной учебы, т. е. в той или иной мере формального образования,
дающего человеку право на благоприятные для него изменения социального статуса.
Преемственная связь между отдельными ступенями и их интеграция в единое целое
достигаются посредством надлежаще построенного неформального и информального
образования, они же обеспечивают человеку свободу познавательной активности и
выбора увлечений.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ — способ жизнедеятельности человека, процесс
приобретения им необходимых знаний, умений, навыков и качеств по мере
возникновения потребности в них, происходящий на протяжении всей жизни человека.


НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (англ. — informal education) — неорганизованное
обучение, не имеющее ни одного из параметров, характеризующих формальное
обучение.
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — программа и курсы, завершение которых не
сопровождается получением сертификата, дающего право заниматься
профессиональной деятельностью по профилю их содержания. Неформальное
образование обычно связано с любительскими занятиями, с увлечениями в какой-то
области науки или искусства, со стремлением расширить культурный кругозор или
приобрести знания и умения, необходимые в быту и сфере личностного общения.

ОБРАЗОВАНИЕ — 1. Организованный процесс целенаправленных передачи и
приобретения систематизированных знаний, умений, навыков, качеств и
нравственных ценностей. 2. Результат осуществленного процесса образования.

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — сфера образовательных услуг (формального и
внеформального образования) для лиц, отнесенных к взрослым обучающимся.
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — составная часть системы образования, ее
относительно обособленное подразделение, основной задачей которого является
содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни.
В этом смысле образование взрослых выступает как социальный институт,
преемственно продолжающий процесс превращения имеющегося в обществе
социально-культурного опыта в достояние всех его членов и через это
обеспечивающий пожизненное обогащение творческого потенциала личности. От
детско-юношеского образования отличается тремя главными особенностями: а)
спецификой контингента: субъекты учебной деятельности — лица, вовлеченные в
сферу профессионального труда, имеющие опыт такого рода занятости или
потенциально свободные; б) своеобразием образовательных учреждений, форм и
методов их деятельности — ориентация на образовательные потребности лиц,
являющихся субъектами различных видов практической деятельности, и на режим их
социальной жизни; в) содержанием целей и задач образовательного процесса,
особенностями форм и методов педагогической работы с субъектами учебной
деятельности — преимущественный акцент на основании нового (современного,
прогрессивного) социально-культурного опыта и на формирование способности к его
обогащению собственным вкладом; использование по большей части активных форм и
методов обучения.

«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ» — выдвинутая ЮНЕСКО и широко обсуждаемая
глобальная концепция развития образования, признающая учебную деятельность
человека естественным Элементом его образа жизни во всяком возрасте и
провозглашающая право всех членов общества на качественное образование
независимо от их пола, социального положения и уровня материального обеспечения.
Особое внимание уделяется развитию образования взрослых, поиску путей
реализации его приоритетной задачи — обеспечить человека пониманием жизни,
знаниями и умениями, необходимыми для творческой и приносящей удовлетворение
жизнедеятельности в современном обществе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — потребность в овладении знаниями, умениями,
навыками и качествами, предусматриваемыми прогностической моделью
компетентности, которой необходимо овладеть обучающемуся для решения жизненно
важных проблем.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - система специализированных
учреждений, объединенных общностью задач и составляющих обособленное
подразделение в системе общественного разделения труда, обеспечивающее
жизнедеятельность социального организма посредством осуществления присущих ему
специфических функций. К числу основных функций относятся: а)
культурно-историческая — передача новым поколениям накопленного социального
опыта; б) социальная — социализация индивидов и последующее развитие их
личности; в) социально-экономическая подготовка работников для различных
отраслей системы общественного разделения труда.

Ссылка на страницу: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Теги: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Просмотров: 19 | Добавил: creditor | Теги: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИ | Рейтинг: 0.0/0

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar
close