Главная » Словарь-справочник по обществознанию


20:56
Словарь-справочник по обществознанию
Политическая культура* — система сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способах оценивания и объяснения политических явлений. Создание политической культуры шло в неразрывной связи с развитием отношений политической власти. Люди не просто устанавливали правила властного взаимодействия, они запечатлевали их в образах, оценивали, формировали представления о целесообразности таких взаимодействий. Чем сложнее становились отношения политической власти, тем многообразнее становилась и политическая культура общества. В политической культуре можно выделить три составляющие: политический язык, модели политического поведения и коллективные представления о политике. Возникновение и развитие политических отношений связаны с политическим языком, т.е. системой терминов, понятий, символов {флаг, герб, гимн и т.п.), созданных людьми для обозначения различных политических явлений и процессов. Политическая культура— это также определенные модели политического поведения, своеобразные ценностные образцы, которые связаны с представлениями о правильной форме политического действия. Эти модели существуют в виде традиций и обычаев, ритуалов и стиля политической жизни. В политической культуре воплощены представления о самом мире политики, создаваемые многими поколениями. Они складываются на основе совокупности следующих компонентов: мифы, знания, в том числе научные, оценки, идеологии, ценности и многое другое. Политическая культура одновременно существует и как объективная реальность, и как процесс ее создания, и как мысли, устремления вовлеченных в политику людей. Типы политической культуры: патриархальный, подданнический, активистский и под-даннически-активистский. Политическая культура выполняет многообразные функции: идентификацию (потребность человека в понимании своей групповой принадлежности); ориентацию (стремление к пониманию политических процессов); адаптацию (приспособление к изменяющейся политической среде); социализацию (обретение определенных навыков и свойств, позволяющих реализовывать свои права и интересы) и др.

Политическая наука (политология) — отрасль научного знания, объектом изучения которой является многообразие политической жизни как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом. Эта наука складывалась на рубеже XIX—XX вв. по мере осознания значимости мира политики. Для его изучения потребовались специальные методо-логические приемы, теоретические концепции. Одной из первых стран, где начался процесс развития политической науки, стали США. В 1949 г. здесь была создана Международная ассоциация политической науки. В нашей стране Ассоциация политической науки была создана в 70-е гг. XX в., однако бурное развитие этой отрасли знания началось только в 90-е годы. Политическая наука изучает институты, структуры, культуру, процессы, поведение людей и групп в политике. Она создает теории, объясняющие развитие политических систем, возникновение политических конфликтов, создает научную основу для принятия политических решений, разработки стратегии управления, позволяет вырабатывать технологии решения политических задач.

Политическая система* — совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. К институтам политической системы общества относятся политические организации, среди которых первое место занимает государство. Из негосударственных политических организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии (см. Партия политическая) и обществен ко-политические движения. Другую часть институтов политической системы общества составляют организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни (профсоюзы, религиозные и кооперативные и др. организации). Важная подсистема политической системы общества — это отношения и формы взаимодействия, складывающиеся между классами, социальными слоями, группами, нациями, индивидами по поводу участия в осуществлении власти и выработки политики. Политические отношения являются результатом многочисленных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в такие отношения людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Политические нормы (см. Политическая норма) и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную систему политической системы общества (конституции, законы и другие нормативно-правовые акты). Культурно-идеологическая структура политической системы общества представляет собой различные по содержанию идеи, взгляды, представления, чувства участников политической жизни. Их политическое сознание функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология).

Политическая система Российской Федерации* — упорядоченная целостность взаимосвязанных, взаимозависимых политических институтов и политических организаций. Организация политической системы определена в Конституции Российской Федерации. Основными институтами политической системы РФ являются: институт президентства (Конституция РФ, глава 4); институт парламентаризма, представленный в России Федеральным Собранием (Конституция РФ, глава 5); институт исполнительной власти в лице правительства (Конституция РФ, глава 6); институты судебной власти (Конституция РФ, глава 7); институт гражданства; институт всеобщего избирательного права; институт политических партий и общественных организаций; институт местного самоуправления. Политические институты, в свою очередь, включают соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений. Например, институт всеоб-щего избирательного права предполагает создание избирательных комиссий, отвечающих за организацию выборов; институт политических партий реально представлен в виде множества партийных организаций, обладающих своими особенностями. Конституция формулирует и основные нормы, определяющие формы взаимной зависимости институтов и организаций в политической системе Российской Федерации. Например, формы взаимной зависимости института президентства и института законодательной власти заключаются в том, что президент обладает правом законодательной инициативы и может вносить законопроекты на рассмотрение Государственной Думы. Он подписывает принятый Государственной Думой закон и может воспользоваться правом вето и отклонить закон, может распустить Государственную Думу в двух случаях: во-первых, если она трижды не утверждает предложенных президентом кандидатов на пост председателя правительства; во-вторых, если Го-сударственная Дума по прошествии года с момента ее избрания в течение трех месяцев повторно выражает недоверие правительству, а президент не согласен с таким решением. Вместе с тем Государственная Дума может инициировать процедуру отрешения президента от должности (импичмент), выдвинув ему обвинение в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления. Российская политическая система переживает период своего становления и укрепления.

Политические отношения —- устойчивые взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики. Достигается эта устойчивость за счет появления норм, регулирующих поведение политических субъектов. Со временем эти нормы закрепляются, и люди воспроизводят определенные модели поведения, ориентируясь на ролевые (см. Роль социальная) ожидания и требования. Политические отношения современного общества многообразны. Их классификация: 1) по виду взаимосвязанных субъектов (отношения между активистами партии, партиями, институтами, общественно-политическими организациями, межгосударственные отношения и т.п.); 2) по предмету отношения {по поводу чего сложилось отношение: власти, политического управления, политического лидерства и т.п.); 3} по характеру отношения (сотрудничество, конкуренция, конфликт).

Политические права* — совокупность принципов, "норм, обеспечивающих участие граждан в общественно-политической жизни, в управлении делами государства (Конституция РФ, статьи 28—33, 63). К политическим правам относятся: предоставляемые гражданам права на участие в управлении делами государства: избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдумах, обращаться в государственные органы, иметь равный доступ к государственной службе, к участию в отправлении правосудия. Эта группа прав определяет характер отношений государства и гражданина, принципы его участия в формировании государственных органов, в осуществлении государственной власти. Права, обеспечивающие свободу выражения мнений: свобода мысли, слова, печати, других средств массовой информации, право искать информацию законным способом. Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры, т.е. отсутствие специальных государственных органов, которые наделены правом разрешать или не разрешать выход в свет какой-либо информации. Права, обеспечивающие свободу объединения граждан в различные организации — партии, общественно-политические движения. Это право гарантируется конституцией страны, а процедуры их создания регламентируются соответствующим законодатель-ством. Свобода собраний, митингов, манифестаций, шествий и пикетирования. Эта группа политических прав предоставляет возможность гражданам собираться вместе, выражать коллективное мнение по общезначимым вопросам.

Политические символы — знаки, образы, обобщающие и олицетворяющие какие-либо политические объекты, явления, процессы. Символами государства являются флаг, герб, гимн. Символами власти у разных народов считались скипетр и держава. Обращение к символам в политике имеет очень древние традиции. Уже у древних племен были знаки, позволяющие вождю племени выделяться среди своих сородичей. Однако чтобы символы могли выполнять свою функцию, они должны быть узнаваемыми. Государственная символика позволяет решать сложную задачу идентификации граждан со своим государством. С ее помощью люди осуществляют быстрое разграничение на своих и чужих, начинают сопереживать тем людям, которые выступают под национальными символами. Не случайно главы государств, другие высшие должностные лица появляются перед народом часто на фоне национального флага, герба. Смена государственной символики всегда происходит в периоды коренных изменений в самом обществе. Новые политические силы не просто меняют цвет флага или изображение герба, а стремятся изменить тем самым характер идентификации людей, чтобы они отождествляли себя с новой структурой властных отношений. Символы являются обязательными атрибутами и отдельных политических партий, и объединений. Они помогают им решать задачи усиления групповой сплоченности.

Политический институт — устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий властные отношения в обществе. В современном обществе существуют разнообразные политические институты (см. Институт социальный). Институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм, законов и представительства интересов различных социальных групп в государстве. Институты исполнительной власти, регулирующие систему взаимодействий, складывающихся между органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением. Институт государственной службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе; институт главы государства, обеспечивающий устойчивое воспроизводство в обществе отношений, по-зволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан. Институты судопроизводства, регламентирующие отношения по поводу споров и конфликтов. Политические институты создают условия для функционирования поли-тических отношений, делают взаимодействия людей достаточно определенными, устойчивыми.

Политический лидер* (от англ. leader — ведущий) — человек, способный влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей благодаря определенным личностным качествам, авторитету. Свойства политического лидера разнообразны. Он всегда имеет образ (имидж). Этот образ формируется под влиянием запросов тех людей, чьим интересам служит данный лидер «короля делает свита»). Образ лидера не всегда может соответствовать его собственному характеру, манерам, наклонностям. Политический лидер несет в себе определенную систему ценностей, тождественную тем ценностям, которых придерживаются члены руководимой им организации, Лидер также жестко связан со своей организацией, как и организация с лидером. Лидер может быть формальным (назначенным). Его могущество в данном случае основывается на авторитете занимаемой им долж-ности (см. Авторитет). Существуют и неформальные лидеры. Их влияние на людей определяется личными качествами лидера. Различают три типа политического лидерства. Традиционный — основан на принадлежности лидера к элите, на вере в святость традиций (короли, князья, цари и т.д.). Харизматический (см. Харизма) — основан на вере в сверхъестественное свойство лидера, культ личности (И. В. Сталин и т.д.). Рациональный — основан на вере в законность существующего лидера, необходимости подчиняться выбору большинства, вере в то, что данный лидер выразит интересы определенной социальной группы (западные лидеры).

Политический плюрализм (от лат. pluralis — мно-жественный) — 1)тип организации политической жизни, предполагающий свободу деятельности многообразных, в том числе оппозиционных, политических, общественных организаций; 2) принцип, выражающий существование многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Плюрализм в демократическом обществе существует как в системе организации государственной власти, воплощенный в принципе разделения властей, так и в многообразии политической активности граждан, обладающих правом создавать различные ассоциации для защиты своих интересов. Политический плюрализм предполагает социальную дифференциацию, различие интересов. У каждой из этих групп могут быть несовпадающие взгляды на некоторые принципы организации общественной жизни. Демократическое общество, утверждая принцип политического плюрализма, позволяет гражданам свободно реализовывать свое право на защиту собственных интересов, отстаивать свои политические ценности, создавать с этой целью различные организации. Однако этот процесс может привести к острым конфликтам между организациями, к хаосу и даже расколу общества. Вот почему принцип политического плюрализма наряду с предоставлением гражданам права на создание организаций предполагает также запрещение деятельности таких, которые возбуждают социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Политический плюрализм неизбежно связан с наличием норм, регламентирующих деятельность всех общественно-политических организаций, позволяющих избежать между ними открытой вражды, выливающейся в насилие.

Политический режим* — совокупность методов и приемов осуществления государственной власти (см. Власть политическая), характеризующая политическую обстановку в стране. Все общества можно сравнить по: объему государственной власти; степени самоорганизации индивидов (см. Индивид) в общественные организации; контролю за экономикой, социальной и культурной сферами общества; степени автономности индивида, его свободы и права выбора; степени правовой защищенности граждан; характеру отношений между государственными должностными лицами и гражданами; методами и приемами государственного управления; влиянию масс на формирование правящей элиты (см. Элита социальная) и на принятие политических решений. В каждой стране перечисленные методы и приемы осуществления политической власти имеют свои особенности, что обусловлено конкретно-историческими факторами, культурой, сложившимися традициями политической жизни. Виды политических режимов: демократический, автори-тарный и тоталитарный.

Политическое участие — 1) в широком смысле слова — это все многообразие действий людей, имеющих отношение к политике (голосование на выборах в государственные органы, участие в политической манифестации, вступление в партию и т.д.); 2) в узком смысле слова — это только те виды действий людей, которые способствуют воспроизводству политических институциональных отношений и не выходят за рамки сложившегося в обществе политического нормативного порядка. В демократическом обществе, гарантирующем граж-данам политические права и свободы, политическое участие может принимать и оппозиционные формы, когда индивид руководствуется идеологическими принципами, отличающимися от принципов правящей группы. Но при этом его действия по реализации этих принципов не должны выливаться в противоправные акции, дестабилизирующие данную политическую систему.

Политология — см. Политическая наука.

Правительство Российской Федерации — высший коллегиальный орган исполнительной власти в нашей стране. Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Структура Прави-тельства и его персональный состав утверждаются Президентом по представлению Председателя Правительства. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Оно также обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Правительство осуществляет управление федеральной собственностью, реализует меры по обеспечению обороны страны, государст-венной безопасности, проведению внешней политики, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству большинством голосов от общего числа депутатов. Если решение Государственной Думы поддерживается Президентом, то Правительство уходит в отставку, если — нет, то Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить свое недоверие Правительству. В этом случае Президент либо принимает отставку Правительства, либо распускает Государственную Думу.

Представительная демократия — форма общественно-государственного устройства, в котором народ признается источником власти, но сама государственная власть осуществляется специальными, в том числе выборными, органами, которым народ делегирует свое право на управление общественными делами. Во всех современных странах утвердилась представительная демократия, народным массам предоставлено право лишь эпизодически, во время референдумов или выборов, участвовать в принятии государственных решений. Все это приводит к реальному ограничению власти народа, которое проявляется в том, что возрастает риск отрыва правящей группы от населения. Решения могут ориентироваться на интересы узкого круга людей. Существует возможность оказания влияния группы, обладающей значительными финансовыми и экономическими ресурсами, на должностных лиц. Представительная демократия дает возможность народу посредством выборов сменять неугодных государственных деятелей; гарантирует гражданам права и свободы; предоставляет гражданам более широкий диапазон личной свободы; позволяет людям выражать и защищать свои интересы, в том числе путем создания соответствующих политических организаций; способствует развитию инициа-тивы, творчества людей.

Президент Российской Федерации* — глава го-сударства и гарант Конституции, прав и свобод граждан России (Конституция РФ, глава 4). Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие других органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает меж-дународные договоры Российской Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, а также Генерального прокурора. Он может распустить Государственную Думу в случаях, предусмотренных Конституцией, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент избирается гражданами РФ на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Прямая демократия — форма общественно-по-литического устройства, главной особенностью которой является то, что всему взрослому населению предоставлено право участвовать в обсуждении и принятии общественно значимых, государственных решений. Как способ осуществления власти в обществе прямая демократия имеет ряд существенных недостатков. Широкие народные массы далеко не всегда обладают знаниями и умениями, необхо-димыми для компетентного решения сложных госу-дарственных дел. Часто они действуют, исходя из собственного понимания ситуации, под давлением эмоций, что не способствует принятию продуманных политических решений. Если решение принято всеми, то трудно найти тех, кто будет отвечать за его неисполнение. На больших территориях или при решении срочных, неотложных проблем прямую демократию просто трудно реализовать. В совре-менных обществах прямая демократия существует в виде отдельных элементов — референдумов, общих собраний. Общие собрания проводятся только в рамках местного самоуправления, когда жители одного небольшого населенного пункта, микрорайона имеют реальную возможность собраться вместе для обсуждения волнующей их проблемы.

Разделение властей — разграничение полномочий и автономность законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разделение власти между различными уровнями управления в обществе. Принцип разделения властей был сформулирован в работах английского мыслителя Дж. Локка и французского философа Ш. Монтескье. Именно их идеи о недопустимости концентрации всей государственной власти в одних руках легли в основу Конституции Соединенных штатов Америки 1787 г., а затем получили свое воплощение в конституционных актах других демократических государств. Принцип разделения властей означает: распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вер-тикали, так и по горизонтали. Каждая ветвь власти имеет свое поле ответственности, при этом никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными по Конституции другой власти. Равенство законодательной, исполнительной и судебной властей проявляется в том, что ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой. Механизм сдержек и противовесов пред-ставляет собой общепринятые нормы, регулирующие порядок взаимодействия различных ветвей власти. Вертикальное разделение — это разделение власти между различными уровнями управления в обществе: общенациональном, региональном, местном. В Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в Конституции. Статья 10 определяет принцип горизонтального разделения: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Статьи 11 и 12 определяют принцип вертикального разделения властей: «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий» (статья 11). «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (статья 12).

Расизм — идеология и психология, в основе которых лежит идея о неравенстве человеческих рас. Представления о природном неравенстве рас возникли еще в Античности, но у истоков расизма как идеологии стоят английский историк и философ Т. Карлейль (1795—1881), автор «Случайного рас-суждения по негритянскому вопросу», и французский дипломат и писатель Ж. А. де Гобино (1816— 1882), создавший четырехтомный «Опыт о неравенстве человеческих рас». В своих сочинениях «отцы» расизма говорили о биологическом и культурном превосходстве белой расы над прочими. Этим положением оправдывалось право белых людей не только на управление другими расами, но и на их дискриминацию. Расистские теории активно ис-пользовались и используются во внешней и внутренней политике различных государств, оправдывая такие явления, как колониализм (Великобритания, Франция и др.), расовая сегрегация (США), апартеид (ЮАР). В последнее время появились не только белые, но и «цветные» расистские теории: например, зародившееся в Африке учение о негри-тюде утверждает, что культура негритянских народов является наивысшей по сравнению с другими культурами и должна служить им образцом для подражания.

Республика (от лат. res — дело и pubiicus — обще-ственный; respublica — букв, общественное дело) — форма государства, основанная на принципе народовластия. В республике существуют выборные представительные органы, В современном мире республики разделяются на три вида: президентские, парламентские и смешанные, или полупрезидентские. В президентских республиках президент одновременно является главой государства и возглавляет правительство. Он избирается всеми гражданами независимо от парламента. В президентской республике президент, назначенные им министры не несут политической ответственности перед парламентом и не могут быть отправлены им в отставку. В свою очередь, президент не имеет права роспуска парламента. Такое достаточно жесткое разделение законодательной и исполнительной властей может усугубляться и разделением по партийному принципу, потому что правительство формируется партией, победившей на президентских, а не на парламентских выборах. Президентская республика сложилась в США, Бразилии, Мексике. В парламентских республиках исполнительная власть концентрируется в руках премьер-министра и возглавляемого им правительства, ответственного перед парламентом. Президент в таких странах избирается либо парламентом, либо с его активным участием и пользуется ограниченными полномочиями. Глав-ной особенностью парламентской республики является то, что пост премьер-министра занимает лидер партии, получившей большинство на парламентских выборах, или кандидат, предложенный блоком партий, располагающих, большинством голосов в законодательном органе. Такая форма государства существует в Германии, Италии, Австрии, Индии, Португалии. В смешанных, или полупрезидентских республиках существует правительство, ответственное одновременно перед парламентом и президентом. Порядок назначения премьер-министра или правительства в целом является согласительной процедурой между парламентом и президентом, избранным независимо от парламента. При этом и глава государства, и парламент обладают правом отправить правительство в отставку. Полупрезидентская республика существует во Франции, в России, в Украине.

Ресурсы власти — средства, возможности, ис-пользуемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями. Ресурсы подразделяются на три группы: принудительные — подчинение осуществляется под страхом наказания или в результате прямого насилия; утилитарные — влияние обеспечивается в обмен на материальные блага или другие возможности удовлетворения определенных потребностей (например, потребности быть причастным к группе, в уважении и т.д.); нормативные — обеспечивающие подчинение, в силу сложившихся в обществе норм и правил, которые могут наделить властными полномочиями. Этот вид ресурсов называют еще статусным, т.е. предоставляющим человеку власть в соответствии с его статусом.

Референдум* (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — всенародный опрос, голосование, проводимое с целью выявления мнения граждан по наиболее важным вопросам жизни общества. Референдумы могут быть как местные, проводимые в рамках отдельного региона, города, района, микрорайона, так и общенациональные, в которых могут принимать участие все граждане страны, имеющие избирательные права. Референдум дает возможность народу путем голосования выразить свою волю непосредственно. На общенациональные референдумы выносятся, как правило, самые важные вопросы политической жизни общества. Так, 12 декабря 1993 г. в России прошел референдум, в ходе которого граждане выразили свое отношение к проекту Конституции Российской Федерации и большинством голосов Конституция была принята. Однако следует помнить, что референдум как форма прямой демократии неизбежно несет в себе ее издержки. Вопросы, выносимые на всена-родное голосование, далеко не всегда могут быть понятны широким массам, доступны для их всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей.

Социал-демократия — влиятельная политическая идеология, видящая задачу построения общества в духе базовых ценностей: свободы, справедливости, солидарности. Партии социал-демократического направления имеют разные названия: социал-демократические, социалистические, лейбористские, рабочие. В настоящее время в мире на-считывается более 80 партий этой ориентации, имеющих 20 млн членов и 200 млн избирателей. Эти партии неоднократно формировали правительства или входили в коалиции. Социал-демократические партии объединены в Социалистический интернационал на следующих базовых принципах: приверженности идеям демократического социа-лизма; устойчивой связи с профсоюзным движением; приверженности принципу политического консенсуса; признания приоритета социальной цели над экономической. Программы их социальных реформ включают: стремление к высоким темпам экономического роста, создание и развитие системы социального обеспечения и обслуживания («государство благосостояния»), широкое использование механизмов государственного регулирования экономики. Можно выделить две группы социал-демократических партий. Одна основывает свою политику на концепции «функционального социализма», где главным является достижение экономического права распоряжаться собственностью в условиях рыночных отношений (социалистические партии Северной Европы, Англии и т.д.). Другая стремится к обобществлению ключевых отраслей промышленности и созданию доминирующего общественного сектора с элементами государственного планирования. Реализация многих программных установок социал-демократов усиливает кризисные процессы в экономике, деформирует рыночный механизм и т.д. Преследуя социальные цели формирования «государства благосостояния», они ослабляют экономический фундамент, обеспечивающий рост благосостояния.

Социальное государство — государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности. Его деятельность направлена прежде всего на оказание помощи наиболее обездоленной части населения. Оно заботится о предоставлении работы гражданам и соответственно получения ими источника средств существования; помогает материально тем, кто не может полноценно трудиться; стремится создать равные условия для всех граждан в получении образования, охране здоровья, сделать доступным для каждого приобщение к ценностям культуры. Социальная деятельность государства осуществляется за счет перераспределения социального дохода в пользу малообеспеченных слоев. Конституция РФ в статье 7 провозглашает Россию государством социальным.

Стратификация и мобильность в политике {стра-тификация — от лат. stratum — слой, пласт и fatio — делаю) — способ организации неравенства в обществе. В основе политической стратификации лежит неравенство статусных позиций в системе политических отношений. Чем больше дает человеку та или иная статусная позиция прав в принятии политических управленческих решений, чем больше поле ее ответственности, тем выше расположена она в иерархии властных отношений. Например, степень влияния и поле ответственности высших государственных должностных лиц выше, чем у среднего государственного чиновника. Но статусная позиция государственного чиновника в политической иерархии выше, чем позиция простого гражданина. Политическая мобильность — это движение человека по ступеням политической иерархии, его переме-щение из одной политической страты в другую. В современных демократических обществах складываются определенные политические институты, обеспечивающие подготовку и продвижение политических кадров: политические партии, выборы, институт государственной службы.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый, полный) — вид политического режима, характеризующийся тем, что государство и сросшиеся с ним политические структуры обладают правом и реальными возможностями осуществлять управление практически всеми сферами социальной жизни. Все организации, объединения людей, создаваемые для решения локальных конкретных практических задач, находятся в поле государственного влияния. Государство определяет приоритеты экономического развития страны, культурную политику, на-правления научных исследований. Оно стремится к тотальному контролю над всеми производственными и научными объединениями, культурными и образовательными учреждениями. Система государственного управления при тоталитаризме основана на признании за государством или за правящей политической партией исключительного права на определение целей и приоритетных направлений развития общества. Особенностью тоталитаризма является выдвижение на роль ведущей политической силы правящей партии. Ее партийный аппарат фактически срастается с государственным. Это приводит к соединению силы государства, опирающегося на значительные материальные ресурсы и репрессивные органы, с силой партии, опираю-щейся на разветвленную сеть партийных организаций, создаваемых практически в каждом трудовом коллективе. В итоге создается сверхмощный аппарат, способный осуществлять самый пристальный контроль над населением страны и подавлять любое нарушение установленного порядка. Партийно-государственный аппарат монополизирует средства массовой информации и утверждает принцип господства одной правящей идеологии. В условиях тоталитаризма люди уверены, что сами творят свою историю, сами определяют рамки и пределы принуждения, в результате чего они могут быть безгранично расширены. Это приводит к тому, что характерной чертой режима становится насилие как способ решения существующих проблем. По-добные режимы существовали в фашистских государствах (Италия, Германия), в СССР в период правления И. В. Сталина и наиболее одиозно в пол-потовской Кампучии. Поскольку такое состояние общества противоестественно, то оно обречено на уничтожение.

Унитарное государство — вид территориально-государственного устройства, характеризующийся концентрацией власти в центральных государственных органах. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы {области, провинции, кантоны, коммуны и т.п.), которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Создаваемые в этих административно-территориальных единицах органы управления ограничены в своих полномочиях и контролируются центральными органами власти. Они обязаны действовать в соответствии с теми нормативными актами, которые принимаются центральными органами, а их собственная законотворческая деятельность носит сугубо подчиненный характер. Унитарные государства неоднородны. Они различаются по степени и формам контроля со стороны центральной власти над местными органами самоуправления. Например, в некоторых странах центральная власть обладает правом назначать чиновников во все органы местной власти. В других — складывается практика выборов местных органов власти. Унитарные государства принято делить на централизованные (Турция, Япония и др.) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия и др.). Однако несмотря на некоторые отличия, во всех этих государствах сохраняется его главный принцип, в соответствии с которым центральные органы государственной власти определяют всю властную структуру общества без его согласия. Административно-территориальные единицы не вправе осуществлять какие-либо изменения и преобразования. Унитарные государства с большей или меньшей степенью централизации управления в настоящее время существуют в большинстве современных стран. Понятие «унитаризм» используют также для подчеркивания чрезмерного централизованного, стандартизированного, жесткого контроля за деятельностью какого-либо административно-территориального образования, отраслей хозяйства, учреждений культуры, общественных организаций, всей жизни общества. Унитарным может быть не только государство, общественное движение, организация, но и коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней имущество. Это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, так как принадлежит предприятию на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Такие предприятия, созданные на принципах унитаризма, могут быть созданы государством или муниципальными органами.

Ф

Фашизм* (от ит. fascismo и от лат. fascis — пучок, связка) — идеология и практика антигуманизма, шовинизма и расизма, крайне реакционные политические течения, а также открытая террористическая диктатура, направленная на уничтожение демократии, установление тоталитарного режима и на завоевание других стран. Фашизм возник после Первой мировой войны и использовал символику Древнего Рима, где пучок прутьев с топором посередине служил знаком власти и наказания тех, кто ей не подчиняется. Впервые появился в Италии, затем в Германии. Фашизм — вариант тоталитарного режима, особенностью которого является стремление к установлению жесткой, иерархической власти, проповедь беспрекословного повиновения авторитету вождя, оправдание применения насилия, введение однопартийной системы, огосударствление всех сторон жизни общества и монополия одной идеологии. Все идеологи фашизма — от Б. Муссолини, А. Гитлера до Н. Устрялова — клеймили парламентскую демократию, были антикоммунистами и проповедовали ненависть к иным нациям. Фашизм имеет специфическую социальную опору в лице люмпенизированных и маргинальных (см. Маргинальность) слоев общества. Острота социальных проблем создает условия для возрождения этой идеологии. Организации, использующие фашистскую идеологию, нелегально существуют и по сей день (неофашизм).

Федерализм (от лат. foederatio — союз, объединение) — см. Федеративное государство.

Федеральное Собрание Российской Федерации — парламент Российской Федерации, выполняющий законодательную функцию. Состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Две палаты обычно собираются вместе для заслушивания посланий Президента, Конституционного суда и выступлений руководителей иностранных государств. Совет Федерации (см. Конституция РФ, глава 5, статья 102) утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации, указы Президента о введении чрезвычайного положения, решает вопросы о возможности использования Вооруженных Сил страны за пределами территории России, рассматривает вопросы об отрешении Президента от.должности, назначает на должность судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда, назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора. К ведению Государственной Думы (см. Конституция РФ, глава 5, статья 103) относятся: согласие на назначение Президентом Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

Федеративное государство* — форма государственно-территориального устройства, основанного на принципах федерализма, отличительной чертой которой является то, что входящие в состав государства государственные образования (субъекты федерации) обладают значительной самостоятельностью и имеют собственное административно-территориальное деление. Субъекты федерации самостоятельны и независимы в управлении делами соответствующих территорий, однако лишены права вести самостоятельную внешнюю политику, должны действовать в рамках конституции страны, не могут в одностороннем порядке выйти из состава федерации, они обладают ограниченным суверенитетом. В федеративном государстве существуют два уровня государственного управления: фе-деральный уровень, представленный федеральным парламентом, федеральным правительством, высшими судебными органами, а также уровень субъектов федерации, представленный соответствующими законодательными, исполнительными и судебными органами. Для того чтобы между федеральными властями и властями субъектов федерации не возникали споры, конфликты по поводу того, какие вопросы должны решаться на каждом уровне госу-дарственного управления, принимаются нормативные акты, регламентирующие решение этой проблемы. Разграничение компетенции и ответственности между двумя уровнями управления в федеративном государстве осуществляется таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить целостность страны, препятствовать созданию барьеров между регионами, создать единое нормативное пространство для рыночных отношений, единую систему защиты прав и свобод граждан. С другой стороны — предоставить регионам свободу в решении тех проблем, которые им близки, которые они могут решать более компетентно, чем чиновники из центральных государственных органов. В федеративном государстве действует двухпалатный парламент, где верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Федеративными государствами являются, например, США, Россия (см. Конституция РФ, глава 3, статьи 65—79). Здесь прослеживается двухуровневая система правления, где власть осуществляется одновременно федеральным органом и субъектом федерации, т.е. налицо один из атрибутов классического понимания принципа федерализма.

Форма правления* — способ организации государства, включающий порядок образования государственных органов и характер взаимоотношений между ними. Принято выделять две основные формы правления: монархию и республику, которые различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В современных условиях возникают смешанные формы, когда государственная власть сочетает монархические элементы с чертами республики (выборами законодательных органов).

Харизма (от греч. charisma — благодать, божественный дар) — одна из форм политического господства, которая характеризуется отношением к политическому лидеру как высшему сверхъестественному существу. Термин «харизма» в политологию и социологию ввел М. Вебер. Харизматической легитимностью (харшмой) обладают лидеры со способностями, выходящими за рамки обычных, которые, как правило, выполняют функции пророков, вождей или реформаторов. Для стран с хариз-матическими отношениями характерна низкая политическая культура. От харизматизма совсем недалеко до культа личности лидера, вождя. В России харизмой обладали Петр 1, В. И. Ленин, И. В. Сталин. Эти качества многие приписывали и Б. Н. Ельцину, а также любому другому действующему правителю. Харизматологией называют совокупность господствующих или насаждаемых в обществе представлений об особой одаренности, исключительности, непогрешимости какого-либо лица.

Ш

Шовинизм (от франц. chauvinisme^ — термин получил распространение благодаря герою произведений французских драматургов Э. Скриба («Николя Шовен») и братьев И. и Т. Коньяр («Трехцветная кокарда») Николя Шовену, фанатичному сверхпатриоту, безгранично преданному Наполеону Бонапарту и его завоевательной политике. Обычно шовинизмом называют крайне радикальную форму националистической идеологии (см. Национализм), оправдывающую завоевательную внешнюю политику и притеснение национальных меньшинств в границах «своего» государства. В основе этой идеологии лежит представление об исключительности собственной нации и претензия на ее «высшее» положение относительно других наций. Шовинизм может носить великодержавный характер, когда государственная политика направлена на уничтожение, подавление, угнетение, вытеснение других наций, лишение их самостоятельности, разжигание национальной вражды (см. Геноцид, Фашизм). Более распространен и укоренен бытовой шовинизм, где проявляется нетерпимость друг к другу совместно проживающих людей различных национальностей на почве непонимания норм поведения, традиций и обычаев.

Электорат (от лат. elector -г. избиратель) — население, формирующее власть в результате выборов; круг избирателей, которые голосуют за определенную партию на парламентских, президентских и муниципальных выборах. В электорат входят как часть избирателей, голосующих за определенную партию или кандидата, так и все избиратели, имеющие право участвовать в выборах. Электорат может формироваться по принципу единства интересов, поэтому каждая политическая сила имеет свой электорат. Если какая-либо партия не выражает интересы достаточного количества людей, то в строгом смысле она партией не является. В этом случае она выступает как самостоятельная элита, которая пытается использовать существующую социальную ситуацию для борьбы за власть. Такие партийные образования называют партиями власти. Поскольку демократия в России только зарождается, подобная ситуация является для нее типичной. Кроме того, неудовлетворенность народа властью порождает пассивность на выборах, абсентеизм. Инфантильность электората ведет к укоренению привычки подчиняться любой власти, голосовать за кандидатов, обладающих «ресурсами власти», в надежде на «чудесные» улучшения. Наиболее отрицательным проявлением инфантилизма электората является политический цинизм, аполитичность, вера в харизматическую личность (см. Харизма). Слаборазвитый электорат России очень неустойчив и непредсказуем. Опасность заключается в том, что разочарование в реформах может подтолкнуть его к поддержке непредсказуемых политических сил.

Этатизм (от франц. etat — государство) — политика, направленная на укрепление позиций государства в обществе, на огосударствление, усиление регулирующего воздействия государственных органов на все сферы жизни общества, особенно экономическую. В XX в. практически во всех странах с целью повышения управляемости обществом стали создаваться многочисленные государственные учреждения и полугосударственные ведомства, решающие специализированные задачи, в результате произошло беспрецедентное разбухание государственного аппарата. Государственные чиновники получили право распоряжаться различными, в том числе и значительными финансовыми ресурсами. Стал создаваться и расширяться государственный сектор экономики. Современные технические средства позволяют государству контролировать перемещения индивидов, вести учет их финансовой и экономической активности, быстро устанавливать политическое прошлое, лиц, интересующих государственных чиновников. Крайними формами этатизма являются деспотические государства, коммунистические режимы и примыкающие к ним тоталитарные общества. Тенденция к усилению государственного влияния в обществе имеет много оснований: давление отдельных классов и социальных слоев; стремление с помощью государства решать собственнические и хозяйственные проблемы; укрепление господства или, наоборот, равенства и социальной справедливости; выполнение государством общественных функций, требующих крупных материальных и финансовых затрат, а иногда и действенного контроля над производством, например в период войны.



РАЗДЕЛ VIII. ПРАВО

Право — особая нормативная система в обществе, обеспечивающая существование и самоорганизацию общества в определенных исторических условиях. Для решения этой задачи истории появляются два института: государство и право. Любая социальная норма адресуется не к одному человеку, а всем сразу (или большой группе лиц). Нравственные законы заложены в самой природе человека и проявляются в зависимости от ситуации, в которой он оказался. Правовые же нормы (законы) исходят от государства и обязывают всякого неукоснительно следовать им. Нормы права и нормы морали имеют много общего, прежде всего основываются на стремлении людей к свободе и справедливости. Однако право выражает волю большинства людей, связано с государством, выражено в нормах и системно. Система права представляет собой един-ство взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Различные системы права возникают из сочетания норм права, институтов и отраслей права. Существует множество классификаций правовых систем, основанных на разных критериях — религиозных, географических, исторических, классовых и т.п. Наиболее популярной является классифи-кация, главная роль в которой отводится источникам права. На этом основании выделяются четыре правовые системы: романо-германская, англосаксонская, социалистическая, религиозная, или традиционная. Романо-германская правовая система сложилась на базе римского права и кодекса Юстиниана (IV в.). На первый план здесь выдвигаются нормы и принципы справедливости, доброй совести. Все право здесь кодифицировано, а основной формой выражения является закон, он часто зависит от методов толкования. Возрастает роль подзаконных нормативных актов: регламентов, декретов, ордонансов и т.д. Во всех странах этой системы действуют конституции, нормы которых имеют высшую юридическую силу. В большинстве стран рома-но-германской правовой системы признается де-ление права на публичное и частное. Такое деление возможно только в условиях реализации права, т.е. в сфере правоотношений. Юристы XIX в. предложили материальный критерий разграничения права. Согласно ему, ту или иную норму права можно отнести к сфере публичного либо частного права в зависимости от содержания регулируемых ею отношений. Так, нормы, регулирующие отношения имущественного характера, относятся к частному праву, а нормы, регулирующие отношения власти и подчинения, связаны с публичным правом. Однако не все стороны жизни общества и индивидов поддаются строгой классификации по нормам права. Так, формирование бюджета страны носит имущественный характер, но нормы, регулирующие его, относятся к публичному праву/ Для публичного права характерен подход, состоящий из методов предписаний, указаний, распоряжений, которые не могут быть изменены волей отдельного лица. И наоборот, в области применения частного права гражданам предоставляется возможность свободно выбрать содержание отношений. Публичное право включает такие отрасли, как финансовое, конституционное, административное право. Основу частного права составляет гражданское право и выделившееся из него в прошлом столетии семейное, а также трудовое и торговое право. В разных школах права выдвигались различные критерии разграничения публичного и частного права. От решения этого вопроса зависит право государства на вмешательство в частную жизнь, предпринимательскую деятельность, на ущемление гражданских прав. Деление права является ос-новополагающей классификацией норм и правовых институтов в странах романо-германской правовой системы, классическим выразителем которой являются Франция и Германия. Англосаксонская правовая система, она же англо-американская, связана с историей Англии, где с XIII в. королевские суды были источниками права для всей страны. Не во всех странах этой правовой системы есть писаная конституция. Право здесь остается некодифициро-ванным и прецедентным, т.е. созданным судами, что не исключает принятия большого числа законов. В романо-германской системе права существует четкая структура судебных органов — уголовные, административные и гражданские суды. Система социалистического права тяготеет к романо-германской системе, однако правовые системы социализма носили явно выраженный классовый характер. Основным источником права являлось творчество правящей партии и исполнительной власти. Большую часть нормативных актов составляли подзаконные акты (приказы, инструкции, рас-поряжения). Долгое время в СССР игнорировали относительную свободу частного права от интересов государства и политической системы в целом. В настоящее время эта правовая система сохранилась на Кубе, в Северной Корее. В России происходят изменения в правовой доктрине, проводятся правовые и судебные реформы. Реформы больше ориентированы на романо-германскую систему. Система традиционного права охватывает в основ-ном страны Азми, Африки и островных государств. В ней нет большого единства и четкости, как в других правовых системах. Сюда входят мусульманское, иудейское, индусское, китайское и японское право. Все эти правовые системы заимствуют идеи и доктрины европейских систем права, но применяют их через призму своих традиций, прежде всего религиозных. Так, основным источником мусульманского права являются священные книги, а индусского — учение о кастах. В индийской правовой системе, несмотря на то что она основана на англосаксонском праве, верность кастовому делению общества ощущается в реальной судебной практике.

Ссылка на страницу: Словарь-справочник по обществознанию
Теги: Словарь-справочник по обществознанию
Просмотров: 317 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 54365

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close