Главная » Словарь-справочник по обществознанию


20:56
Словарь-справочник по обществознанию
Административное право — профилирующая отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с государственным управлением. Административное право относится к публичному праву. Это значит, что в административных правоотношениях стороны неравны, одной из сторон всегда выступает государственный (муниципальный) орган или должностное лицо, а другой стороной могут быть физические или юридические лица. В регулировании административных правоотношений используется императивный метод, т.е. метод, требующий однозначного и точного исполнения требований норм права. Структурно административное право состоит из трех частей. В первой (общей) части содержатся нормы, регулирующие отношения всех сфер государственного управления. В нее входят следующие элементы: источники и принципы государственного управления, административно-правовой статус субъектов, методы и формы государственного управления, понятие «государственная служба», правовой статус государственных и муниципальных служащих, административный процесс и механизм обеспечения закон-ности управления. Во второй (особенной) части содержатся нормы, которые регулируют отношения управления в различных сферах жизни общества: социально-политической, социально-культурной, хозяйственной деятельности, в различных отраслях и межотраслевых отношениях. Третья часть административного права включает нормы, которые определяют составы административных правонарушений и соответствующие административные взыскания, перечень органов и должностных лиц, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях и порядок исполнения административных взысканий. Виды административных взысканий разнообразны: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. К более жестким относятся: лишение специальных прав, исправительные работы, административный арест, выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Система административного права действует на двух уровнях: на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Федерации. Основными источниками адми-нистративного права являются Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях (2001), иные законы и подзаконные акты на уровне Российской Федерации и на уровне ее субъектов.

Г

Гражданское право — профилирующая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные (в стоимостной форме) и личные неимущественные отношения. Основная часть имущественных отношений существует в товарно-денежной форме и возникает при движении товара (услуги) и обмене его на денежные средства. При этом'возникают от-ношения между двумя (или несколькими) сторонами. Эти отношения и являются предметом регулирования гражданского права. Первую группу неимущественных отношений составляют отношения, возникающие в связи с объектами интеллектуальной собственности (права авторов, право на товарный знак и т.д.). Вторую группу неимущественных отношений образуют личные права: на честь, достоинство, репутацию. Эти отношения основаны на равенстве сторон. Участники этих отношений обладают имущественной самостоятельностью и независимостью воли. Субъектами гражданских правоотношений являются физические и юридические лица. Основными источниками гражданского права являются Конституция РФ 1993 г., Гражданский кодекс, ч. I (1994), ч. II (1995) и ч. Ill (2001). I часть вступила в силу 01.01.1995 г., II часть — 01.03.1996 г., Ill часть —01.03.2002 г.

Закон (юридический) — нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения, который принимается высшими органами государственной власти либо волей народа. Законы составляют основу системы права. Все остальные нормативно-правовые акты принимаются на основе и для исполнения их. Законы принимаются с соблюдением особой процедуры. Процедура принятия закона имеет ряд стадий: выдвижение законо-дательной инициативы, подготовка и обсуждение законопроекта, принятие закона высшими законодательными органами государства и его обнародование. Вступление в силу закона в современных государствах состоит из подписания принятого закона главой государства и последующего его официального опубликования. Неопубликованные законы не имеют юридической силы, т.е. не применяются. По степени значимости законы подразде-ляются на конституционные и обычные. Конституционные законы делятся на. Конституцию (Основной Закон) федерального значения \л федеральные конституционные законы (о президенте, о правительстве и т.п.), а также на конституции и конституционные законы республик, входящих в состав федерации (в России.21 республика). Обычные зако-ны делятся на кодифицированные (Кодекс о труде, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и т.д.) и текущие (закон о бюджете на 2004 г. и т.д.), а также на федеральные и законы субъектов федерации, причем первые имеют приоритетное значение по отношению ко вторым. Законы субъектов не должны противоречить федеральным и действуют только на территории субъекта.

Законность — это режим неукоснительного и точного соблюдения законов всеми субъектами права. Законность характеризуется следующими принципами: верховенство закона, единство, целесообразность, реальность закона. Верховенство закона означает, что в системе нормативно-правовых актов приоритетное значение принадлежит закону. Единство закона подразумевает применение законов ко всем субъектам права в равной мере. Под целесообразностью закона имеется в виду необходимость рационального выбора правовых вариантов в правотворческой и правоприменительной деятельности. Под реальностью закона подразумевается требование фактического исполнения требований н,орм права, обязательность ответственности за их нарушение.

И

Источник (форма) права — способ закрепления и воплощения нормы права. Сама по себе норма права представляет абстракцию, идеальную модель должного поведения. Идеальный образец такого поведения для своей реализации нуждается в определенной форме внешнего выражения, воплощения — в источнике права. Существуют несколько источников права. Правовой обычай — это правило поведения, сложившееся в результате постоянного повторения. Судебный прецедент (см. Прецедент юридический) — судебное решение по конкретному делу, являющееся обязательным для всех судов при решении аналогичных дел. Нормативно-правовой договор — основан на взаимном волеизъявлении сторон, которым и образуется правовая норма («Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти РФ и органами власти республик в составе РФ», 1992 г.). Правовая доктрина — изложение правовых принципов, правоположений представителями юридической науки и практики. Священные книги — сакральные тексты, в которых изложены религиозные правовые нормы (Библия, Коран и др.). Принципы международного права — отражены в декларациях, имеющих рекомендательный характер, но признанные тем или иным государством. Важным источником права является нормативно-правовой акт.

К

Кодекс (от лат. codex — книга) — единый нормативно-правовой акт, в котором в единую систему объединяются нормы права, регулирующие отношения определенной сферы общества. В кодекс по общему правилу систематизированы нормы определенной отрасли права (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс и т.д.).

Конституционное (государственное) право —профилирующая отрасль права, нормы которого юридически закрепляют государственно-политические, социально-экономические основы общества. Конституционные законы обладают высшей юридической силой, их положения являются базой для системы законодательства той пли иной страны. Конституционные нормы регулируют наиболее важные, фундаментальные общественные отношения: порядок формирования, организацию, компетенцию государственных органов и органов самоуправления, общественных организаций и движений, государственное устройство, способы и формы осуществления власти, основы правового положения личности и т. д. В России основным субъектом конституционного права является многонациональный народ.

Конституционный строй* — система политических и социально-экономических отношений, законодательно закрепленных в конституции и иных конституционных законах. Конституционный строй России характеризуется системой следующих принципов: демократизм, федерализм, верховенство права, приоритет прав человека, суверенитет Российской Федерации, экономическая свобода, разделение властей. Верховенство права было закреплено путем провозглашения России правовым государством (см. Государство правовое). Верховенство закона и обязательное его исполнение на всей территории страны, всеми лицами, органами, учреждениями, организациями и должностными лицами без исключения является основным принципом правового государства. Демократизм — означает свободное участие народа в осуществлении государственной власти, в формировании ее органов и контроле за их деятельностью, а также признание, уважение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина. Приоритет прав человека — означает признание прав и свобод человека высшей ценностью. В обязанность государства входит их признание и защита. Согласно этому принципу, политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и развитие личности. Разделение властей — это принцип сосуществования трех ветвей власти: законодательной,, исполнительной и судебной, при условии наличия развитой системы сдержек и противовесов между ними. Эта система устанавливается для того, чтобы избежать монополизации государственной власти, ее сосредоточения в одних руках. Суверенитет Российской Федерации — это принцип верховенства государственной власти. Для выполнения своих функций (установление правил общественной жизни, обеспечение правопорядка) государство располагает максимальным объемом своих полномочий. В деятельности такого рода государство независимо от иных организаций и объединений внутри страны. Оно также независимо от иных государств в выработке и осуществлении внешней политики (правда, абсолютной независимости в этом процессе нет). Федерализм предполагает федеративное устройство государства, т.е. союз относительно самостоятельных- государственно-политических образований — членов (субъектов) федерации. Россия состоит из 89 субъектов Федерации: 21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область, 6 краев, 49 областей, 2 города фе-дерального значения (Москва и Санкт-Петербург). В федеративном государстве существует двухуровневая система государственных органов и законодательства. Наряду с федеральными (центральными) органами власти и соответствующей системой законодательства существуют относительно самостоятельные органы государственной власти и законодательство членов (субъектов) федерации. Конституция и соответствующие нормативно-правовые акты определяют объемы полномочий и предметы ведения органов каждого субъекта федерации. Экономическая свобода подразумевает равенство правомерных форм собственности (государственной, муниципальной, частной и иной), свободу предпринимательства и установление единого экономического пространства (свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории страны).

Конституция (от лат. constitutio — установление, устройство) — нормативно-правовой акт наивысшей юридической силы, который принимается в результате прямого волеизъявления народа или специальным конституционным собранием. Конституция закрепляет общественно-политические и экономические основы устройства государства и жизнедеятельности общества и поэтому является базовым документом для законодательства. По форме конституция во многих современных странах является единым правовым актом, принимаемым непосредственно голосованием народа или парламентом, специальной конституционной ассамблеей. Есть страны (Австрия, Канада, Чехия, Финляндия, Швеция), в которых конституция состоит из нескольких законодательных актов. Конституция Швеции, например, образуется из трех законов. Великобритания, Новая Зеландия, Израиль формально не имеют конституции, но фактически роль конституции выполняет определенная совокупность законодательных актов, конституционных обычаев, судебных прецедентов. В России за всю историю принималось пять конституций (как единых законодательных актов). Первая Конституция была принята 10 июля 1918 г. — это была конституция победившего пролетариата; вторая — 11 мая 1925 г. в связи с образованием Союза Советских Социалисти-ческих Республик, на основе Конституции СССР 1924 г.; третья — 21 января 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г., которая провозглашала победу социализма в отдельно взятой стране и построение его основ; четвертая — 12 апреля 1978 г. на основе Конституции СССР 1977 г., которая декларировала вступление Советского государства в стадию «развитого социализма». Сейчас в России действует Конституция, принятая в декабре 1993 г. (см. Конституция Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации — принята референдумом 12 декабря-1993 г., а 25 декабря 1993 г. она вступила в силу. Конституция закрепила изменения, связанные с переходом страны к рыночной экономике и демократизацией политической и общественной жизни. По структуре Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов и включает 137 статей. Первый раздел содержит основную информацию и состоит из девяти глав: 1. Основы конституционного строя. 2. Права и свободы человека и гражданина. 3. Федеративное устройство. 4. Президент Российской Федерации. 5. Федеральное Собрание. 6. Правительство Российской Федерации. 7. Судебная власть. 8. Местное самоуправление. 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел не имеет глав и содержит «Заключительные и переходные положения». Конституция, в силу ее особого значения, обладает стабильностью, которая обеспечивается особым порядком ее принятия, внесения из-меЯений, поправок и дополнений. В Российской Федерации наряду с Федеральной конституцией существуют конституции республик, входящих в ее состав. Они закрепляют политический и правовой статус этих субъектов Федерации, являются законодательной основой их общественно-политической и экономической жизни, определяют полномочия и предметы ведения республик. Отношения между конституциями разных уровней основываются на положении о приоритетном статусе Феде-ральной конституции.

М

Международное право — система правовых норм, созданных государствами и международными организациями, регулирующая межгосударственные и связанные с ними отношения. Исполнение^ норм международного права обеспечивается государственной волей отдельных стран, группой стран или международной авторитетной организацией (ООН и др.). Международное право имеет две группы источников: национальное законодательство и международные акты (международные договоры, общие принципы права, признанные цивилизованными странами, судебные решения, обычаи). Практика международного законодательства включает следующие принципы: принцип суверенного равенства государств (см. Суверенитет), принцип неприменения силы и угрозы силой, мирное решение спорных вопросов, невмешательство во внутренние дела суверенных государств, принцип равноправия и самоопределения народов.

Механизм правового регулирования — органическая совокупность норм права, форм их реализации, фактических правоотношений (см. Правоотношение) и правосознания, обеспечивающая правовую организацию общественных отношений. Нормы права в этом механизме выполняют роль идеальной модели общественных отношений. Формы реализации права служат процессу воплощения юридических норм в жизнь. В. правоотношениях нормы права переводятся в конкретные права и обязанности сторон и воплощаются в фактические общественные отношения. Правосознание в механизме правового регулирования охватывает все его элементы, придает им осмысленный характер.

Муниципальное право* — отрасль права, регули-рующая общественные отношения, связанные с местным самоуправлением. Под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, совершаемая под ответственность самого населения. Основные юридические источники му-ниципального права РФ: Конституция РФ, Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. Муниципальное право относится к комплексным отраслям права.

Н

Норма права* — обязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой закрепления нормы права являются нормативно-правовые акты (см. Нормативно-правовой акт). В правовой теории принято выделять различные элементы внутреннего строения правовой нормы. Элементы нормы права — гипотеза, диспозиция, санкция. Каждый из них отражает соответсвующие стороны нормы права. В гипотезе приводятся условия, при которых содержание правовой нормы вступает в силу, а также указываются лица, на которых распространяется правило должного поведения, время и пространство, в пределах которых действует это правило. В гипотезе и указываются определенные события, при наличии которых реализуется модель должного поведения. Например, нормы пенсионного обеспечения применяются к лицам, достигшим определенного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет), трудовой стаж которых составляет определенное количество лет (в зависи-мости от сферы профессиональной деятельности и предприятия), а также на иные категории населения, как это предусмотрено законом. Диспозиция — это элемент нормы права, раскрывающий содержание должного поведения. В этом элементе содержится совокупность прав и обязанностей граждан и организаций, участвующих в правоотношениях. Например, в пункте 2 статьи 44 Конституции РФ говорится: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». А в пункте 3 той же статьи укзывается на обязанности, связанные с приведенными правами: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Санкция — это элемент нормы права, в котором указываются действия, применяемые к нарушителю должного поведения (диспозиции) со стороны государства в соответствии с законом. Каждая санкция связана с определенным видом ответственности и наказания. Норма права отличается от статьи закона [см. Закон (юридический)] или иного нормативно-правового акта. Не все составные элементы нормы права содержатся в соответствующей статье закона. Например, в статьях Конституции РФ редко встречается санкция. А в статьях Уголовного кодекса РФ она присутствует постоянно. Однако там редко встречается диспозиция. Норма права регулирует отношения между людьми. С этой целью формулируются общие правила поведения (нормы), выраженные нормативно-правовых актах. Норма права имеет позитивную социальную значимость и только в этом качестве способна порождать права и обязанности субъектов и оправдывать их действия. Любая норма права адресована не одному конкретному человеку, а определяет порядок отношений между субъектами, устанавливая их взаимные права и обязанности. Это относится к любым видам норм и не зависит от того, как выражено нормативное правило: в виде правомочия, обязывания или запрета. Норма права — это правило поведения обязательное для исполнения всеми, кому оно адресуется. В зависимости от отраслей права (см. Отрасль права) различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы права, а также нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права.

Нормативно-правовой акт* — официальный акт, появляющийся в результате правотворчества компетентных органов государственной власти, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативно-правовой акт является одним из видов источников права (см. Источник права), он характерен для романо-германской сис-темы права; делится на законы и подзаконные акты. Действие нормативно-правового акта определяется: а) временем, в течение которого он сохраняет свою юридическую силу; б) территорией, на которую он распространяется; в) предметом, т.е. определенной областью общественных отношений, которую он регулирует; г) лицами, на которых он распространяется. Действие нормативно-правового акта в пространстве распространяется на терри-торию государства, включающую сухопутную территорию, недра, внутренние воды, акваторию, воздушное пространство страны, морские суда под флагом государства в нейтральных водах, военно-морские суда независимо от их нахождения, территории посольств и дипломатических представительств. Действие нормативно-правового акта во времени определяется началам действия юридической силы и окончанием ее действия. Начало действия фиксируется моментом его официального опубликования или указывается в самом акте. Прекращение действия акта наступает при его отмене другим актом или истечении указанного срока. Действие нормативно-правового акта распространяется на всех лиц, находящихся на территории государства. Действие акта конкретизируется по отношению к определенным категориям лиц, на которые он рассчитан (например, пенсионеры, военнослужащие, несовершеннолетние и т.п.). Действие нормативно-правового акта по предмету определяется областью общественных отношений, которые охраняются или регулируются соответствующими нормами, содержащимися в акте.

Общественный порядок — показатель организо-ванности общества, состояние системы общественных отношений. Он формируется в результате реализации всех социальных норм (см. Социальная норма):

Обычай правовой — правило поведения, сложившееся в результате многократного повторения однородных действий, которому государство придает общеобязательное юридическое значение (санкционирует его). Правовой обычай часто встречается в сфере регулирования имущественных отношений.

Отрасль права — комплекс правовых норм (см. Норма права) и институтов (см. Правовой институт), регулирующих значительную сферу однородных об-щественных отношений. Отрасль права является обособленным подразделением системы права, которая характеризуется предметом и методом. Под предметом имеется в виду комплекс общественных отношений, которые регулируются нормами соответствующей отрасли. Методом правового регулирования является совокупность правовых способов воздействия на различные стороны общественных и межличностных отношений посредством различных отраслей права.

408



П

Подзаконный акт — норматиёно-правовой акт, действующий на основе и во исполнение законов [см. Закон (юридический)]. Он обладает меньшей юридической силой и принимается, как правило, исполнительными органами власти. Подзаконные акты призваны, конкретизировать положения законов, сводить их к реализуемым формам. В зависимости от субъекта правотворчества {т.е. от лиц и органов, их принимающих) подзаконные акты под-разделяются: на указы (принимаются президентом), постановления (принимаются правительством, министерствами, федеральными агенствами, комитетами и комиссиям и т.п.), инструкции (принимаются министерствами, ведомствами, комиссиями, службами и т.п.), приказы (самая распространенная форма). По сферам приложения подза-конные акты делятся на общие (акты высших органов власти), местные (акты местных органов власти), ведомственные (распространяются на специальные сферы общественных отношений).

Политическая норма — норма, регулирующая от-ношения между людьми и их объединениями в сфере политики. Политические нормы выделяются по сфере их приложения. Они могут быть заимствованы из иных видов социальных норм. Собственно политические нормы большей частью зафик^ сированы в конституции, в политических программах, в принципах политического сотрудничества между странами, политическими партиями, движениями и т.д.

Права человека* — давно стали одной из глобальной проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. Представление мирового сообщества о правах и свободах человека отражены в Международном билле по правам человека. В настоящее время Билль включает в себя следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и полити-ческих правах (1966); Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989). Наиболее распространенной классификации прав и свобод человека является их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на гражданские; политические, экономические, социальные и культурные. Восприняла эту классификацию и Конституция РФ (1993). Гражданские (личные) права (Конституция РФ, статьи 19—25, 45—54, 60, 62) — это права, принадлежащие человеку как биосоциально-му существу. К ним относятся право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство, равенство перед законом и судом и т.д. Политические права и свободы (Конституция РФ, статьи 28—33, 63) — это права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны. К ним относятся право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести (см. Свобода совести), мирных собраний, создание союзов и объединений и т.д. Экономические права (Конституция РФ, статьи 34—37), к которым относятся право быть собственником, право наследования, право на свободное занятие предпринимательской деятельностью, на труд и отдых, на защиту от безработицы и т.д. Социальные права (Конституция РФ, статьи 38—42) — это права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение (по возрасту, болезни, потере кормильца), на жилище, образование, благоприятную окружающую среду. Культурные права (Конституция РФ, статьи 26, 44) — права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности. К ним относятся право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и т.д. Конституция РФ содержит лишь основные права и свободы человека \л гражданина. В различных законах и международных обязательствах России закреплены и другие права. Государством разработаны и закреплена в нормативных актах (см. Нормативно-правовой акт) целая система гарантий прав человека, установлена от-ветственность (в том числе и уголовная) за их нарушения. В международных организациях и в некоторых странах существует должность омбудсме-на (от швед, ombudsmen — представитель чьих-либо интересов), на которого возлагается функция контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. В РФ эти функции возложены на Уполномоченного по правам челове-ка, назначаемого Госдумой.

Право* — система общеобязательных правил (норм) поведения, санкционированных или установленных государством, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства. Право может рассматриваться с трех сторон: как нормативная система (система норм), как юридическая практика и как правовая идеология. В данном определении за основу принят нормативный аспект. Следующие признаки, которые отличают право от других нормативных систем: а) общеобязательность; б) сформированность государством; в) обеспеченность исполнения его принудительной силой; г) формальная определенность. Право как система норм, зафиксированных в соответствующих формах (в статьях законов, в положениях иных нормативно-правовых актов, в правовых обычаях и т.п.), представляет собой объективное право. В реальных пра-воотношениях содержание этого права как бы расслаивается на субъективное право и юридическую обязанность. Право как нормативная система разделяется на отрасли: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, экологическое право. Система правовых норм, регулирующих отношения между двумя и более государствами, образует международное право. Право может разделяться и по географическому принципу. На основе этого принципа образуются правовые системы {см. Правовая система).

Правовая культура — это уровень развития права, отражающий состояние законодательства, эффективность работы правотворческих и правоприменительных органов, уровень правосознания граждан.

Правовая система — комплексная характеристика права. Это совокупность системы права, юридической практики и правовой идеологии, т.е. наряду с государственными составляющими права она включает и негосударственные правовые институты (см. Правовой институт). В масштабах страны говорят о национальной правовой системе. Подчеркивая общие черты права совокупности стран, правовую систему отождествляют с правовой семьей. В мире выделяются три правовые системы: ро-мано-германская (континентальная), англосаксонская (англо-американская) и мусульманская (традиционалистская).

Романо-германская правовая система характерна для стран континентальной Центральной и Западной Европы. Основным источником права [см. Источник (форма) права] для этой системы является нормативно-правовой акт.

Англосаксонская правовая система распространена в Великобритании, Северной Америке, Австралии и других англоязычных странах. Основным источником права для этой системы является юридический прецедент (см. Прецедент юридический). Традиционалистская (мусульманская) правовая система характерна для стран исламского Востока (Иран и др.). Типичным источником права для этой системы является религиозная традиция (шариат)

Правовое регулирование — процесс воздействия государства на общественные отношения с целью организации их определенным образом. Моделью такой организованности и самого воздействия выступают нормы права. Правовое регулирование осуществляется при помощи определенных способов и методов. Способ правового регулирования представляет собой устоявшийся прием, используемый в процессе юридического воздействия на общественные отношения. В зависимости от характера правового воздействия выделяются три способа правового регулирования: а) дозволение — это предоставление лицу законной возможности, права на совершение определенных действий;

б) обязывание — возложение на определенное лицо обязанности совершения определенных действий;

в) запрещение — возложение на субъекта обязанности не совершать определенные действия. На основе сочетания способов правового регулирования образуются методы правового регулирования. Метод правового регулирования — совокупность определенных способов правового регулирования, дающая возможность эффективно воздействовать на общественные отношения. В юриспруденции выделяются два метода правового регулирования: а) императивный основывается на применении властных однозначных предписаний, не допускающих отклонений («запрещено все, кроме дозволенного»); б) диспозитивный дозволяет совершать любые действия в пределах правовых предписаний («разрешено все, что не запрещено»).

Правовой институт — комплекс норм права, который регулирует определенный круг однородных общественных отношений. Например, институт собственности представляет собой совокупность норм права, которые охраняют и регулируют устойчивые имущественные отношения, значимые для человека и общества.

Правовой порядок — это состояние общественных отношений, регулируемых нормами права. Правопорядок устанавливается в результате реализации правовых норм в условиях законности. Правопорядок является важной частью общественною порядка.

Правомерное поведение — это поведение в со-ответствии с требованиями норм права. Правомерное поведение — необходимое условие правопорядка (см. Правовой порядок), нормальной жизнедеятельности всего общества.

Правонарушение* — виновное деяние праводеес-нособного лица, причиняющее вред людям и обществу, нарушающее нормы права, влекущее за собой юридическую ответственность. Правонарушение обладает следующими признаками: определенное поведение, выраженное в действии (или бездействии), общественная вредность этого поведения, его противоправность, виновность субъекта права, наказуемость такого деяния. Правонарушение имеет свою структуру (состав); его элементами являются: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Под объектом понимаются регулируемые и охраняемые правом общественные отношения, которым правонарушение причиняет вред. Субъект — право- и дееспособное физическое или юридическое лицо, совершающее правонарушение. Объективная сторона представляет собой конкретное внешнее проявление противоправного деяния. Субъективная сторона — это психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям, которое конкретно проявляется как цель, мотив правонарушения и ви-на в его совершении. Цель представляет собой модель результата противоправного деяния. Мотив — это то, что осознанно побуждает лицо к противоправному деянию. Вина — это психическое отношение субъекта к совершению противоправного деяния и к его последствиям. Вина имеет два элемента психологического содержания: интеллектуальный и волевой. Интеллектуальный элемент состоит из двух аспектов: осознание процесса противоправ-ного деяния и осознание его результатов. Волевой элемент характеризуется тоже двумя сторонами: желанием совершить правонарушение и желанием наступления его последствий. Вина выступает в двух формах: умысел и неосторожность. Когда в противоправном деянии присутствуют все интел-лектуальные и волевые элементы, вина квалифицируется как прямой умысел (умышленное убийство, грабеж). В том случае, когда лицо осознавало общественную вредность деяния, предвидело наступление вредных последствий, сознательно допускало их, но не желало их наступления, его деяние оценивается как косвенный умысел (например, драка в пьяном виде с применением режущих предметов, приведшая к тяжелым увечьям). Неосторожность может быть двух видов: противоправная самонадеянность и противоправная небрежность. Противоправная самонадеянность характеризуется возможностью лица предвидеть вредные последствия противоправного деяния, но при этом он легкомысленно рассчитывает на их предотвращение. Когда виновный не предвидит возможность наступления вредных последствий от своих поступков, вина квалифицируется как противоправная небрежность. Вина является обязательным условием наступления юридической ответственности.

Правоотношение* — это юридическая связь между сторонами отношений, в которых реализуются их законные права и обязанности. Правоотношение — разновидность таких общественных отношений, которые требуют правовой регламентации. Они характеризуются следующими признаками: их тесной связью с нормами права, сознательно-волевым характером, наделением взаимными правами и обязанностями участников правоотношений. Структура правоотношения включает следующие элементы: субъект правоотношения — граждане и организации, являющиеся носителями юридических прав и обязанностей в соответствии с правовыми нормами. Носителями юридических прав и обязанностей они могут быть только при условии обладания правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность — возможность лицам иметь права и выполнять обязанности, признанные и гарантированные законом. Правоспособность наступает с момента рождения любого человека и за-канчивается с его смертью и не зависит от психического и физического здоровья. Дееспособность — способность человека или организации самостоятельно и осознанно своими действиями осуществлять предоставленные ему субъективные права и исполнять возложенные на него юридические обязанности. Дееспособность не дается человеку с рождения. Она наступает по достижении физическими лицами определенного возраста и при наличии у них психического здоровья. Она зависит от личных качеств человека, и прежде всего от обладания волей и способностью осознавать свои поступки и их последствия, которые появляются и укрепляются по мере его взросления, умственного и физического развития. Дееспособность бывает полной, неполной и ограниченной. При полной дее-способности лица вправе своими действами осуществляют любые права. Дееспособность и правоспособность организаций наступают одновременно, с момента их регистрации. Субъективное право — это предусмотренная законом возможность субъекта по своему усмотрению совершать действия, которые закреплены в объективном праве (то есть в нормативных актах). Это мера возможного правомерного поведения. Субъективное право проявляется в трех формах: а) как возможность положительного поведения в целях удовлетворения законных интересов (например, реализация законного права гражданина получить образование осуществляется его напряженным трудом); б) как возможность управомоченного лица (в пределах своей компетенции) требовать определенных действий от лиц, которые ему чем-то обязаны (например, работник вправе требовать денежное вознаграждение за выполненную работу); в) как возможность управомоченного лица на защиту своих интересов и прав, а также на обращение в компетентные органы государства в случае их нарушения (например, в случае угона автомобиля собственник вправе обратиться в правоохранительные органы с целью ее возврата). Юридическая обязанность — это предусмотренная законом необходимость должного поведения в интересах того лица, которое вправе этого требовать {управомоченного лица).

Это мера должного поведения. Юридическая обязанность проявляется в трех формах: а) как необходимость не совершать противозаконные действия, то есть в выполнении требования воздерживаться от совершения действий, запрещенных нормами права (например, требование не нарушать правил дорожного движения); б) как требование совершать активные положительные действия в пользу управо-моченного лица (например, соблюдать обязательства трудового договора); в) как необходимость обя-зательственной стороны претерпевать неблагоприятные последствия, которые влечет за собой неисполнение ею своих обязанностей. Это новая юридическая обязанность, которая по сути является юридической ответственностью (например, за неудовлетворительную успеваемость студент лишается стипендии). Объект правоотношения — это то, на что воздействует право. Под объектом понимается поведение людей.и организаций как участников правоотношений. Цель правоотношения — это то, ради чего оно осуществляется. В качестве цели могут выступать потребности, интересы личности или организации, которые должны быть удовлет-ворены благодаря этим отношениям.

Правоохранительная деятельность — деятельность, осуществляемая специально уполномоченными государственными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия. Она осуществляется в строгом соответствии с законом, при точном соблюдении установленного порядка. Основными задачами правоохранительной деятельности являются: охра-на государственного и общественного строя, укрепление законности и правопорядка, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана законных прав и интересов предприятий' и учреждений.

Выделяют следующие основные виды правоохра-нительной деятельности: конституционный контроль, правосудие, организационное обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Перечисленные функции осуществляют соответствующие правоохранительные органы.

Правоохранительные органы* — органы государства, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами. Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности. В России конституционный контроль осуществляют Конституционный суд РФ, а в республиках Российской Федерации — конституционные суды этих республик. Правосудие осуществляется различными судами общей юрисдикции. Правосудие занимает центральное место в правоохрани-тельной деятельности. Прокуратура осуществляет прокурорский надзор. Адвокатура оказывает юридическую помощь гражданам и организациям, а также защиту по уголовным делам. Особое место в системе правоохранительных органов занимают органы Министерства внутренних дел. На них возлагается задача непосредственного обеспечения правопорядка в стране. Они образуют определенную систему, которая строится и осуществляет свою деятельность на основе двух принципов: функциональном и территориальном. ,

Правосознание — одна из форм общественного сознания, которая представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, психологических стереотипов, отражающих отношение людей к сложившейся системе права, правовым институтам, юридической практике. Правовое сознание формируется через представления людей о законном и незаконном, справедливом и несправедливом. Структура правосознания включает два уровня: правовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология — это система идей, теорий, представлений, выработанных специально подготовленными людьми и отражающих существенные процессы и стороны правовых явлений общественной жизни. Правовая идеология отличается от правовой психологии: а) системностью; б) специальной проработанностью; в) ориентацией на отражение существенных сторон правовых явлений. Правовая психология — это совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся системе права и к практике их реализа-ции, к правовым учреждениям. Правосознание под-разделяется на виды. В зависимости от уровня правовой культуры оно делится на обыденное, профессиональное, научное. Обыденное правосознание отражает личный опыт, непосредственные жизненные ситуации, связанные с правом, и поэтому ограничено рамками житейских проблем. Профессиональное — формируется намеренно, по специаль-ной методике, с опорой на правовую науку и совершенствуется в юридической практике. Научное правосознание формируется в специальных научно-образовательных учреждениях и в теоретической форме отражает самые существенные стороны и процессы правовых явлений общества. В зависимости от количества субъектов правосознание делится на общественное, групповое, индивидуальное. Между данными видами существует тесное, взаимодействие. Уровень и степень развития правосознания и права в целом закрепляются в правовой культуре.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов. Правотворческая деятельность осуществляется тремя способами: путем установления правовых норм полномочными органами государства, путем санкционирования этими органами значимых для общества правил поведения, путем непосредственного волеизъявления народа (всенародного голосования — референдума). Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность. Она совершается в несколько этапов. Принятие законов в Российской Федерации начинается с выдвижения законодательной инициативы (правом законодательной инициативы обладают президент, правительство, депутаты обеих палат и др.), затем в со-ответствующем комитете или комиссии парламента (Государственной Думы) готовится законопроект, на соответствующем заседании парламента проходит его обсуждение, которое осуществляется в трех чтениях. В результате первого чтения принимаются или не принимаются основные положения законопроекта. Во втором чтении обсуждаются и принимаются поправки. В третьем чтении принимается окончательный вариант законопроекта, который далее должен пройти процедуру утверждения в верхней палате парламента — Совете Федерации. В случае утверждения Советом Федерации закон подписывается президентом и подлежит обнародованию.

Ссылка на страницу: Словарь-справочник по обществознанию
Теги: Словарь-справочник по обществознанию
Просмотров: 290 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 44516

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close