Главная » Словарь-справочник по обществознанию
20:57
Словарь-справочник по обществознанию
Прецедент юридический — это принятое судебными или административными органами по конкретному юридическому делу решение, которому государство придает общеобязательное значение и которое впоследствии становится образцом для решения подобных дел. Юридический прецедент является основным источником права (см. Источник (форма) права) для англосаксонской системы права.

Применение права — это особая форма реализации права, которая осуществляется посредством специальной деятельности компетентных органов государства, которые организуют и контролируют соблюдение юридических норм. Применение права следует за реализацией права при наличии следующих условий: а) в случае невозможности воз-никновения и реализации прав и обязанностей, предусмотренных правовой нормой, без государственного вмешательства (например, реализация права на образование требует соответствующих форм государственной аттестации); б) когда возникают" препятствия для реализации субъективных прав или когда обязанности не исполняются добровольно; в) когда необходим профессионализм компетентных органов для определения меры юридического взыскания к правонарушителю. Применение права характеризуется следующими признаками: эта деятельность осуществляется только компетентными органами, она носит государственно-властный характер, ее сущность отражается в индивидуальном акте применения нормы права, осуществляется в строго установленном законом порядке. Процесс применения права имеет следующие стадии: а) установление фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ .юридических норм, подлежащих применению к установленным фактическим обстоятельствам; в) решение конкретного юридического дела и его документальное оформление.

Реализация права — процесс воплощения норм права в жизнь, в реальные общественные отношения, в фактическое поведение субъектов. Этот процесс осуществляется сознательно и добровольно самими субъектами правоотношений. 8 зависимости от реализуемых норм права выделяются три формы реализации права: а) использование — реализация субъектом тех возможностей, которые предоставляются ему нормой права. При этом субъект вправе сам решать вопрос об использовании этих возможностей. Например, гражданин может по собственному усмотрению воспользоваться (или нет) правом получить образование; б) исполнение — форма реализации права, при которой субъект для выполнения обязанностей, возложенных ,на него нормой права, вынужден совершать активные действия; в) соблюдение — форма реализации права, при которой субъект выполняет запреты, установленные правовой нормой, воздерживаясь от совершения определенных действий.

Семейное право — отрасль права, нормы которого регулируют семейные отношения, личные и имущественные отношения между членами семьи и другими лицами, урегулированные нормами семейного права. Основными из них являются отношения между супругами и между родителями и детьми. В юридическом смысле под семьей понимается группа людей, между которыми возникают взаимные права и обязанности в связи с вступлением в брак, на основе кровного родства, усыновления (удочерения). Под браком имеется в виду надлежащим образом оформленный союз мужчины и женщины, заключенный по доброй воле для создания семьи. Брак считается правомерным: а) при наличии взаимного согласия лиц, вступающих в брак; 6} при достижении ими определенного возраста и наличии у них дееспособности; в) при отсутствии у них на момент вступления в брак брачных отношений и родственно-семейных связей. Семейно-брачные отношения регулируются Семейным кодексом, принятым в 1995 г. и вступившим в силу в марте 1996 г. В Российской Федерации существует определенный порядок регистрации брака, который определен Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» (от 15 ноября 1997 г.). Брак регистрируется в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) на основе письменного заявления сторон, в котором фиксируется их взаимное согласие и готовность следовать правам и обязанностям супружества. Права и обязанности супругов подразделяются на личные и имущественные. При наличии детей в семье ус-танавливаются личные и имущественные права и обязанности между родителями и детьми. Основная забота родителей — обеспечение интересов детей. При их отсутствии эту задачу выполняют опекуны, попечители или орган по опеке и попечительству. Опека и попечительство устанавливаются для защиты личных и имущественных прав и интересов тех несовершеннолетних детей, которые по тем или иным причинам остались без родителей или совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязательства. Обязанности опекунов и попечителей состоят в воспитании несовершеннолетних подопечных, в охране личности и здоровья, прав и интересов совер-шеннолетних подопечных, в исполнении гражданско-правовых обязанностей.

Система права — это внутренне согласованная и организованная совокупность норм права, которые образуют относительно самостоятельные правовые комплексы; институты и отрасли. Правовой институт — это комплекс юридических норм, регулирующий определенный круг однородных отношений (отношения собственности, наследования и т.д.). Правовой институт является обособленной частью системы права. Совокупность правовых институтов образует отрасль права. Отрасль права — это комплекс правовых норм и институтов, регулирующих значительную сферу однородных общественных отношений. Отрасль права является обособленным подразделением системы права и характеризуется единым предметом и методом. Под предметом имеется в виду комплекс общественных отношений, которые регулируются нормами соответствующей отрасли. Методом правового регулирования является совокупность определенных способов правового регулирования тех отношений, которые являются предметом отрасли права. Все отрасли права мож-но разделить на следующие группы: профилирующие, специальные, комплексные, материальные, процессуальные. Профилирующие отрасли — основные отрасли права, нормы которых регулируют наиболее важные общественные отношения и воплощают главные конституционные правовые режимы. В эту группу входят три материальные отрасли — конституционное (гражданское), административное, уголовное право — и три процессуальные отрасли — гражданско-процессуальное, административно-процессуальное и уголовно-процессуальное право. Специальные отрасли — отрасли права, их нормы регулируют особые сферы общественных отношений, в соответствии с которыми модифицируются правовые режимы. Это следующие отрасли права: трудовое, земельное, финансовое, семейное, исправительно-трудовое. Комплексные отрасли представляют собой соединение правовых институтов профилирующих и специальных отраслей права. К ним относятся морское, экологическое, предпринимательское, коммерческое право и право прокурорского надзора.

Социальная норма* — обязательное правило по-ведения, рассчитанное на постоянное многократное применение к неограниченному кругу лиц. Предназначение социальных норм состоит в придании обществу организованного характера. Социальная норма является таким образцом, моделью поведения, следуя которому люди и их объединения достигали бы относительной гармонии отношений, а в обществе в целом устанавливался бы определенный порядок, обеспечивающий нормальное сосуществование людей. В каждой из сфер жизнедеятельности общества отношения регулируются определенными формами нормативности, в соответствии с этим выделяют следующие виды социальных норм. Обычай — общеобязательное правило поведения, которое сформировалось в результате многократного повторения одних и тех же действий и поступков людей и поэтому приобрело устойчивую силу привычки, нормы. Некоторые из обычаев перешли в разряд правовых норм. Например, принятый в хозяйственном обороте обычай возвращать долги впоследствии приобретает правовой статус (обычное право). Традиция —- исторически сформировавшееся общеобязательное правило поведения, которое устанавливает и закрепляет социальные устои общества (этнические, национальные, семейные). Традиция часто вырастает из обычая: особо важные для существования определенного компактно проживающего сообщества людей обычаи передаются из поколения в поколение. Традиции являются важной и очень древней формой самосознания людей, ставших членами определенного сообщества. У многих народов таковыми они остаются и по сей день. Норма морали (нравственности) — общеобязательное правило поведения, которое вырабатывается в соответствии с бытующими в обществе представлениями о добре и'злё. В формировании норм морали принимают участие все члены общества, а их исполнение обеспечивается общественным мнением, авторитетом, совестью. Следование нормам морали, в отличие от иных видов социальных норм, зависит от свободного выбора самого индивида, поэтому для их исполнения необходим достаточно высокий уровень самосознания человека. Мораль (нравственность) означает сознательный выбор такого способа поведения, который ведет к гармонизации отношений всех членов общества. В этом универсальность нравственности, ее ориентация на об-щечеловеческие ценности. Норма права — обще-обязательное правило, модель должного поведения, которое устанавливается или санкционируется государством и исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. Норма права признана регулировать наиболее жизненно важные общественные отношения, которые требу-ют защиты и создания условий для их реализации. Деятельность по формированию норм права и контролю над их исполнением осуществляется уполномоченными на это специальными органами государства. Норма права (юридическая норма) является основным элементом права и отражает его основную специфику. Комбинации норм права образуют основные подразделения системы права (правовые институты и отрасли права). Корпоративная норма — норма, выработанная определенной группой людей и распространяющаяся только на членов этой группы. Особую роль корпоративные нормы играли в Средневековье. Они регулировали значительную часть хозяйственной деятельности людей. В наше время эти нормы получили дополнительный импульс, так как они позволяют провести мобилизацию внутренних ресурсов экономических и политических объединений, благодаря которой возможно достижение лучших результатов в соответствующих сферах общественной деятельности.

Суд* — высший юрисдикционный орган, обладающий правом окончательного рассмотрения и решения гражданских, уголовных и иных дел. Суд, в отличие от других юрисдикционных органов, вправе не только судить о самом деле, но также трактовать, интерпретировать правовую норму, т.е. судить о праве. Упорядоченная совокупность судов образует систему судов. В Российской Федерации она состоит из конституционных судов, судов обшей юрисдикции и арбитражных судов (см. Суды Российской Федерации).

Суды Российской Федерации* — органы, наделенные правом вершить правосудие. Суды независимы и подчиняются только Конституции, и федеральному закону. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытых заседаниях допускается только в случаях, предусмотренных законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Вер-.ховный суд Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов президента, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства, а также конституций, законов субъектов Российской Федерации. Разрешает споры между федеральными органами государственной власти; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле; дает толкование конституции. Экономические споры разрешаются в арбитражных судах. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный суд Российской Федерации.

Трудовое право — профилирующая отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие при вступлении лица в производственный коллектив на добровольной основе в качестве наемного работника. Трудовые общественные отношения подразделяются на непосредственно трудовые и связанные с ними. Непосредственно трудовые отношения — это отношения, возникающие при выполнении работы личным трудом ра-ботника, при его добровольном подчинении трудовой дисциплине, при определении и оплате вознаграждения за труд. Связанные с ними отношения включают отношения, возникающие при трудовых спорах, при заключении коллективных договоров и соглашений, при участии работников в управлении, при образовании безработицы, при профессиональной подготовке без отрыва от производства. Трудовые отношения в РФ регулируются Трудовым кодексом РФ, который принят в 2001 г. и вступил в действие 1 февраля 2002 г.

Уголовное право — профилирующая отрасль права, которая определяет преступность и наказуемость деяний, основания и принципы уголовной ответственности, виды и размеры наказаний. Уголовное право решает три основные задачи: охрана от преступных посягательств на общественный порядок и безопасность, на конституционный строй, на права и свободы человека и гражданина, на соб-ственность, на окружающую среду; предупреждение преступлений в обществе в целом и со стороны конкретных лиц; обеспечение глобальной безопасности. Система уголовного права сосредоточена в Уголовном кодексе. Он состоит из двух частей: общей и особенной. Общая часть определяет задачи уголовного права, содержит определения понятий преступления и других институтов уголовного права, принципы уголовной ответственности, перечень уголовных наказаний. Особенная часть определяет виды конкретных преступлений и соответствующие виды и меры наказаний. Уголовный кодекс содержит следующие основные принципы работы уголовно-правового механизма: равенства (ответственность всех лиц за совершенные преступления), законности (рассмотрение и решение дел только на основе норм Уголовного кодекса), гуманизма (охрана прав и свобод личности — первая задача уголовного права), вины (ответственность только за виновное деяние), справедливости (соответствие наказания характеру и степени общественной опасности преступления) и принцип обоснования уголовной ответственности (меры уголовно-правового воздействия возможны только при наличии всех признаков состава преступления). Уголовное право относится к публичному праву, поэтому одной из сторон таких правоотношений обязательно является государство (в лице управомоченных специальных органов или должностных лиц). Другим же субъектом может быть только индивид, поэтому наказание за преступление носит персональный характер. Метод правового регулирования в уголовном праве обладает повышенной императивностью, т.е. исполнение норм уголовного права отличается особой точностью, неукоснительностью и обязательностью. Уголовные дела рассматриваются исключительно судами. В РФ источниками уголовного права являются Уголовный кодекс РФ, принятый в 1996 г. и вступивший в силу 1 января 1997 г. и Уголовно-процессуальный кодекс, принятый в декабре 2001 г. и вступивший в силу с 1 июля 2002 г.

Ф

Физическое лицо* — граждане и иные индивиды, обладающие гражданской правовой способностью и дееспособностью. Правоспособность — способность иметь гражданские права и обязанности, возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Дееспособность — это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. Она делится на частичную, ограниченную и полную. Частичная дееспособность .(до 14 лет) дает право совершать мелкие бытовые сделки, имущественную ответственность при этом несут родители или опекуны. Ограниченная дееспособность (от 14 до 18 лет) дает право распоряжаться своим заработком, вносить денежные вклады в банки и совершать иные незначительные сделки, а с 16 лет стать членом кооператива. С 18 лет гражданин приобретает дееспособность в полном объеме. Гражданин может быть субъектом гражданского права в качестве ин-дивидуального предпринимателя. В этом случае после соответствующей регистрации гражданин приобретает право совершать хозяйственную коммерческую деятельность без образования юридического лица. Гражданин-предприниматель несет материальную ответственность всем своим имуществом.

Экологическое право* — отрасль права, нормы которого регулируют отношения в области сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Экологическое право относится к комплексным отраслям системы права, т.е. к тем отраслям, которые состоят из институтов (см. Правовой институт) и специальных отраслей права. Юридические источники экологического права: Конституция РФ (особенно статьи 9 и 42) определяет основные принципы взаимодействия человека и общества с природой, которые конкретизируются в следующих законах: Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 июня 1991 г., Закон РФ «О животном мире» от 22 марта 1995 г.

Ю

Юридическая ответственность — применение к правонарушителю санкций норм права. Это применение осуществляется уполномоченными органами государства в строгом соответствии с процессуальным порядком, установленном законом. Определение и наложение юридической ответственности осуществляется на основе некоторых принципов. Принцип законности означает наступление юридической ответственности не за мысли, а за реальное виновное деяние (действие или бездействие) на основе закона. Принцип справедливости устанавливает, что ответственность несет только виновный, наказание должно соответствовать тяжести совершенного деяния и не должно приносить физических страданий и сопровождаться жестоким обращением. За одно правонарушение должно следовать одно наказание. Принцип целесообразности предполагает, что мера воздействия на ви-новного должна соответствовать целям юридической ответственности. Принцип неотвратимости ответственности означает, что существование угрозы наказания будет до тех пор, пока оно не будет реализовано. Виды юридической ответственности, как правило, подразделяются в соответствии с основными отраслями права (гражданско-правовая, дисциплинарная, административная, уголовная). Гражданско-правовая ответственность состоит в невыгодных для правонарушителя последствиях имущественного характера и направлена на возмещение нарушенных прав другого лица (кредитора). Этот вид ответственности носит имущественный характер и основан на принципе полного возмещения ущерба, нанесенного правонарушителем. Дис-циплинарная ответственность налагается администрацией учреждения, организации, предприятия в виде следующих взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Административная ответственность наступает за совершение проступка, предусмотренного законодательством об административных правонарушениях. Взыскания налагаются судом (штраф, исправительные работы, административный арест), либо компетентными органами или должностными лицами (штраф, замечание, задержание и др.)- Уголовная ответственность определяется положениями Уголовного кодекса, применяется только в судебном порядке и характеризуется жесткими мерами государственного воздействии. Уголовная ответственность имеет персональное применение (т.е. применяется только к индивидам) и носит публичный характер (т.е. привлечение к уголовной ответственности осуществляется только государством). Уголовное наказание применяется в виде лишения свободы, исправительных работ, штрафа и др.

Юридический факт — это реальное жизненное об-стоятельство, событие, с которым нормы права связывают наступление, изменение или прекращение правоотношений. В зависимости от наличия волевого признака юридический факт делится на события и действия. Событие возникает независимо от сознания и воли людей (стихийное бедствие, естественная смерть). Действия — это такие юридические факты, которые возникают благодаря участию воли и сознания человека (заключение трудового контракта, ограбление банка, загрязнение отходами производства определенной акватории и т.д.). В свою очередь, юридические факты действия разделяются на правомерные и неправомерные в зависимости от соответствия или несоответствия этих действий нормам права. Другая классификация производится на основании характера правовых последствий. В соответствии с этим признаком выделяются пра-вообразующие и правоизменяющие юридические факты. Правообразующими являются те факты, с которыми нормы права связывают возникновение правоотношений (зачисление в студенты вуза, получение гражданства и т.д.). Правоизменяющие юридические факты — те, с которыми нормы права свя-зывают изменение, правоотношений (принятие нового договора).

Юридическое лицо* — это организация (учреждение, предприятие), являющаяся самостоятельным участником гражданского оборота, имеющая для этого в собственности обособленное имущество, отвечающая этим имуществом по своим обязательствам, способная от своего имени приобре-тать и осуществлять имущественные и личные не-имущественные права, нести'обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность и дееспособность юридического лица наступают одновременно с момента регистрации его устава в Регистрационной палате РФ или в Министерстве юстиции РФ. Юридическое лицо характеризуется следующими признаками: организационной офор-мленностью, наличием обособленного имущества, правом совершать сделки от собственного имени. По цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. Целью коммерческих предприятий является получение прибыли. Некоммерческие организации и предприятия полученную прибыль направляют на некоммерческие уставные цели. Коммерческие организации имеют следующие организационные формы: полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, коммандитные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества (открытого и закрытого типа), производственные кооперативы. Некоммерческие организации представлены следующими организационными формами; общественные и религиозные организации, фонды, некоммерческое парт-нерство, учреждения, автономные организации, ассоциации и союзы, потребительские общества, товарищества собственников жилья, государственные корпорации. Государство как субъект гражданских правоотношений обладает рядом особенностей, отличающих его от других юридических лиц. Особенности гражданско-правового статуса государства: наличие законотворческих полномочий, наличие в его ведении органов разрешения гражданско-правовых споров, наличие специальных органов распоряжения государственным имуществом, исключительное обладание исключенными из оборота вещами и предметами.



РАЗДЕЛ IX. ПЕРСОНАЛИИ

Августин Аврелий, Блаженный Августин (354— 430) — христианский мыслитель, богослов. Родился в семье язычника и христианки. Духовные поиски истины через изучение философии приводят его к христианству. Был епископом североафриканского г. Гиппона. Главные произведения: «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем», в которых он борется с языческой философией, осуждает скептицизм и еретические христианские учения. Философско-религиозное учение Августина определяет характер и содержание западного богословия в Средние века, становится каноном для христианской философии. Традиционные философские проблемы Августин рассматривал с позиции тео-центризма (от греч. theos — Бог). Его учение основано на фундаментальных христианских догматах. Бог — высшая абсолютная сущность, из первич-ности Бога следует превосходство души над телом, воли и чувств над разумом. Бессмертная душа божественна, предметом ее забот является познание Бога как бесконечного бытия и любовь к нему как к божественной личности. Познание Бога осуществляется преимущественно посредством веры. Разум и вера, дополняя друг друга, являются ориентирами человека в жизни. Для защиты христианских догматов Августин сформулировал доказательство бытия Бога, обосновывая это идеей его абсолютного совершенства. Бог не только сотворил мир, но и творит его непрерывно. В работе «О граде Божьем» он развивает теологическое учение об обществе, рассматривая историю как продукт божественного участия. Общественную жизнь трактует как борьбу двух противоположных ценностных ориентаций (града Божьего и града Земного), воплощенных в церкви и государстве. Несмотря на критику государства и признание авторитета власти духовной, учение Августина стало обоснованием и утверждением необходимости государственной власти. В творчестве Августина, так же как и в его биографии, отразилась сложная историческая эпоха перехода к новым ценностно-мировоззренческим ориентирам, от античности к христианству.

Аристотель (384—322 до н.э.) —- древнегреческий философ, ученик Платона, родился в Стагире (Македония) в семье придворного врача. С 17-летнего возраста в течение 20 лет пребывал в Академии Платона, покинув которую, путешествовал, был учителем Александра Македонского. После долголетних странствий возвратился в Афины, где организовал собственную философскую школу — Ли-кей. Им были созданы новые научные направления, разработаны основы формальной логики, произведена классификация наук, определены их предмет и методы. Основные произведения Аристотеля: «Метафизика», «Органон», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Политика». В учении Аристотеля исследуется онтологическая (учение о бытии), гносеологическая (учение о познании), этическая, социально-политическая и естественнонаучная про-блематика. Метафизика Аристотеля формируется в полемике с учением Платона об идеях в качестве объяснительного принципа существования конкретных вещей. Для Аристотеля конкретные, единичные вещи есть единство (неразделенность) материи и формы. Форма — это присущий самой вещи «вид» материала, из которого данная вещь сделана. В познании Аристотель различал «диалек-тическое» знание (недостоверное) и. «аподиктическое» (достоверное). Этическое учение Аристотеля построено на утверждении приоритета теоретической деятельности над практической, требующей физических усилий и ограничивающей человека специализации. Поэтому высшими добродетелями являются плоды разума, а созерцание — высшая форма добродетельной жизни. В силу этого этические добродетели представляют собой знание «среднего пути» между крайностями — пороками. Этический выбор, таким образом, является актом свободной деятельности человека и его ответственности. Наиболее разработанной областью философии Аристотеля являются политические отношения. Управление обществом возлагается им на зажиточные, лично-свободные слои населения. Рабовладельческое устройство общества Аристотель рассматривал в качестве вечного, а деление на рабов и рабовладельцев — соответствующим самой природе человека раб тот, кто не способен управлять собой. Государство, с точки зрения Аристотеля, наиболее развитое состояние общества, которое сменяет другие естественные формы общения людей: семью и поселение. Человек как «животное политическое» не может жить вне государства. Формами организации государства являются монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса) — «правильные» формы. Им противостоят «испорченные» формы: тирания, олигархия, демократия. Критерием их различения Аристотель считал цель правления. В «правильных» формах политическая власть используется для блага государства, в «испорченных» формах власть используется в интересах правителей. Лучшая форма правления — «полития», худшая — демокра-тия, неизбежное вырождение которой приводит к тирании. Для наиболее эффективной организации общественной жизни сами государства должны быть небольшими, а его граждане обязаны принимать активное участие в политической деятельности. Основой этой теории стала изученная им реальная история политики античных полисов (городов-государств), устройство которых Аристотель пытался рационализировать с позиции сформулированных им политических принципов. Аристотель занимался исследованием экономических процессов с целью обнаружения в них общих закономерностей: «Никомахова этика», «Политика». Он полагал, что целью экономики является приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни домашнего хозяйства и для государственных нужд. Экономическая деятельность обусловлена естественными причинами. Однако он осуждал способы обогащения путем торговли, относя их к неестественным способам, не сообразующимся с законами природы. Таким образом, экономика выделяется у Аристотеля в самостоятельную сферу деятельности. Аристотель внес значительный вклад в понимание и анализ форм стоимости вещей как их ценности с позиции потребления и денежной стоимости. Выявил экономическую сущность обмена, предложил трактовку цены как денежной меры стоимости. Им были высказаны соображения о происхождении, сущности и функциях денег, об их превращении в капитал как особую форму денег, приносящих новые деньги.

Белл Даниел (род. 1919) —• американский философ, социолог, политолог, публицист, сторонник технологического детерминизма. Основные работы: «Конец идеологии», «Грядущее постиндустриальное общество», «Культурные противоречия капитализма». Белл — один из авторов концепции деидеологизации, предполагающей исчезновение в современном обществе идеологии как выражения ограниченного классового интереса и замену ее компетентными разработками специалистов. Для определения направления развития общества, критерия его оценки им используется понятие «осевой принцип». Если в качестве осевого принципа избрана смена форм собственности, то исторический процесс будет рассматриваться как смена общественно-экономических формаций: феодализма, капитализма, социализма. Если же осевым принципом для исследователя является статус человеческих знаний в обществе, то в истории человечества выделяются стадии: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. Осевой принцип позволяет исследователю конструировать различные типы сосуществующих или сменяющих друг друга социальных систем. Свою теорию Белл &читал «постмарксистской». С позиции этой концепции социальные революции заменяются научно-технической революцией. Посредством НТР капиталистическое общество превращается в новую социальную систему, где доминирующее положение приобретают научные организации, а политическая власть находится в руках научных специалистов. Кризисные явления современного общества Белл объясняет разрывом между прагматической, рациональной ориентацией экономической сферы общества и гуманистически ориентированной культурой. Он утверждает, что ведущая роль знаний не стирает противоречий современного общества, но существует возможность уменьшить их негативные последствия на путях возрождения религиозного мировоззрения.

Бердяев Николай Александрович (1874—1948) — русский религиозный мыслитель, создатель философии свободы и творчества. Наиболее важные произведения: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия неравенства», «Смысл истории», «Новое Средневековье», «О назначении человека». Бердяев считал, что для конкретного человека главной проблемой является собственное существование, поиск смысла жизни. Он пытается найти оправдание временного присутствия человека в мире, связав это с постоянным его совершенство-ванием, преодолением культурной ограниченноети. Человек сам должен найти те ценности, на фун-даменте которых будет организован мир, построить для себя шкалу высших ценностей. Эта неимоверно трудная задача обрекает человека на одиночество, неотделимое от страха и страдания. Однако этот постоянный прорыв человека к истине, добру, красоте есть цель существования земного мира.

Булгаков Сергей Николаевич (1871 —1944) — русский религиозный философ, публицист, общественный деятель. Увлекался марксизмом, но духовный кризис привел его к необходимости дать современному сознанию «целостное и последовательно развитое христианское миросозерцание». Основные труды: «От марксизма к идеализму», «Два града», «Философия хозяйства», «Трагедия философии». Под влиянием идей В: Соловьева пытался осуществить синтез науки, философии и религии. Булгаков придерживался идеи, на основании которой человек является центром мироздания. В процессе трудовой деятельности человека природа осознает себя, т.е. «очеловечивается». Булгаков утверждал, что подлинным субъектом исторического действия являются не личности, не отдельные народы, а человечество в целом. История, с его точки зрения, должна закончиться «всемирно-исторической катастрофой и мировым пожаром». Булгаков считал, что все происходящее в этом мире в области хозяйства, права, культуры, политического устройства имеет значение лишь в связи с тем, что совершается в недрах мира между человеком и Богом.

Бэкон Френсис (1561—1626) — английский философ, писатель, политический деятель. Занимал крупные государственные посты, однако, отстранившись от государственных дел, целиком посвятил себя научной и литературной деятельности. В произведениях Бэкона ярко проявилась духовная атмосфера Нового времени, эпоха становления промышленного капитализма, ориентированного на новую экспериментальную науку и политические преобразования. Свидетельством этой новой ми-ровоззренческой ориентации стал грандиозный проект Бэкона «Великое восстановление наук». Наиболее важной частью проекта была работа «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы». Главной задачей научной философии, считал Бэкон, является «очищение» разума от «идолов» субъективности и ложных авторитетов, для чего следует выработать категории и принципы, необходимые для всех областей знания. Целью научного познания, с его точки зрения, является практическое преобразование природы. Он полагал, что наука автономна, научная истина («дочь времени») не зависит от религии. Целью религии является служение политическому и нравственному объединению людей. В своих социально-политических произведениях — «Опыты, или Наставления нравственные и политические1» и «Новая Атлантида» — Бэкон был идеологом просвещенной монархии, защищающей интересы обуржуазившейся аристократии. Социальная утопия Бэкона представляет собой своеобразную программу буржуазных социальных реформ. Развитая наука, техника и торговля, научно разработанная технология управления являются фундаментом процветающего государства. «Знание — сила» — лозунг Бэкона представляет мировоззрение кануна европейских буржуазных революций, дух новой европейской рациональности.

Вебер Макс (1864 —1920) — немецкий социолог, философ, историк. Его идеи оказали влияние на развитие социально-гуманитарных наук в XX в. Вебер внес вклад в исследование проблем методологии гуманитарного знания, в учение об обществе, разрабаты-вал проблемы философии и социологии политики, права, религии, этики, социального управления. Основные работы Вебера: «Хозяйство и общество», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия», «Протестантская этика и дух капитализма», «Политика как призвание и профессия», «Наука как призвание и профессия». При изучении любого социального феномена Вебер стремился избегать субъективизма, искал объективные основания события и призывал сохранять «человеческий» смысл любого социального явления. Отказ от субъективной ограниченности, поиск теоретических комп-ромиссов, признание неокончательности любой социальной концепции опирались на выдвинутую Вебером идею социальной рациональности. Он выделил четыре типа человеческого поведения, которые позволяют реконструировать мотивы любого действия индивида, понять характер осознания им своего собственного поведения. Целерациональ-ное поведение — индивид ставит цель и осознанно применяет средства для ее достижения. Ценност-но-рациональное поведение — субъект осознанно строит свою жизнь в соответствии с высшими человеческими ценностями: добром, справедливостью, общественным благом и т.п. Аффективное поведение — поступок определяется не целью или ценностью, а душевным состоянием субъекта. Традиционное поведение — определяется традициями, привычками, но не сознательно избранным способом действий. Знание этих типов поведения, с точки зрения Вебера, позволяет найти различия между деятельностью ученого, политика, предпринимателя, обывателя. Вебер разграничил понятия «оценка» и «отнесение к ценности». Оценка — это продукт субъективно-личной позиции. Отнесение к ценности — процедура, которая проделывается ученым, исследующим мотивы поведения людей той или иной исторической эпохи, и предполагает беспристрастное выделение ведущих ценностей, на которые ориентировались люди. Отнесение к ценности помогает группировать события, классифицировать человеческие поступки. Вебер по-своему решил вопрос о влиянии ценностных ориентации ученого на его деятельность. Ученый, как и любой человек, имеет субъективные пристрастия. Однако они влияют только на выбор направления исследования и на оценку его общественной значимости, но не на его содержание. Вебер полагал, что при исследовании человеческой деятельности необходимо опираться на процедуру понимания, проник-новения в смысл поступка. Вместе с тем смысл того или иного поступка обусловлен определенным социальным воздействием. Следовательно, надо использовать и объяснение — выяснение причинной обусловленности социальных явлений. Ученый-обществовед должен применять различные методы в исследовании общества (объяснение и понимание), что обусловлено сложностью социально-исторической реальности, большим количеством случайностей. Можно говорить лишь о доминировании определенного типа поведения, но не о предвидении конкретных деталей общества будущего. Общесоциологическую концепцию Вебер назвал «понимающей социологией». Центральной ее категорией является «социальное действие», предполагающее соотнесенность субъективного смысла поступка с поведением другого человека. Совокупность человеческих действий порождает возникновение устойчивых смысловых связей в об-ществе. Устойчивая связь социальных действий рассматривается как социальное отношение. Социальные отношения, понимаемые индивидом как обязательные, обретают статус легитимности. Для исследования социальных отношений Вебер ввел понятие «идеальный тип» — определенную теоретическую конструкцию, помогающую выявить общие черты социальной целостности. Понятие идеального типа используется при анализе отдельных социально-исторических образований, Идеально-типическим, например, является понятие «западноевропейский город». В идеальном типе могут быть также выражены «абстрактные» элементы любой социально-исторической реальности. Например, «власть» как необходимый элемент жизни любого общества или «бюрократизация» как тенденция любой власти. Наконец, идеальный тип может стать основой классификации человеческого поведения (четыре типа поведения). Поиск идеально-типической структуры в любом человеческом поступке привел Вебера к выделению двух противоречивых мотивов в сфере морали: «этики убеждения» и «этики ответственности». Компромисс этих двух позиций — основа политической деятельности, «этика убеждения» и «этика ответственности» не абсолютные противоположности, а дополняющие друг друга ценностные ориентации, единство которых составляет целостного человека. В области философии хозяйства Вебер выдвинул идею двух типов экономического поведения: традиционного и целерационального. Преодоление традиционной модели открывает, с точки зрения Вебера, путь к развитию капиталистических отношений. Вебер выделяет абстрактные черты капиталистической деятельности: сопоставление дохода и издержек; наличие промышленного предприятия, организованного для получения прибыли с помощью рационально организованного свободного труда. В философии политики Вебер выделяет три типа легитимной власти: легальный, традиционный и харизматический. Последний основан на вере в святость, героизм и другие качества, возвышающие властителя. Важным элементом веберовской теории власти является учение о бюрократии. В философии и социологии религии Вебер большое внимание уделяет взаимовлиянию протестантской этики и целерационального принципа капиталистических отношений,

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770,-1831) — представитель немецкой классической философии, создатель систематической теорий диалектики на основе объективного идеализма. Основные произведения: «Наука логики», «Феноменология духа», «Философия истории», «История философии», «Философия религии», «Философия права». Исходным понятием философии Гегеля является «абсолютная идея», которая раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий: бытия, небытия, количества, качества, действительности, познания и др. Содержанием философии Гегеля становится проблема развития, постановка которой отразила эпоху революционного становления буржуазного общества. Внутренним импульсом развития является категория «противоречие». Механизм развития представлен триадой Гегеля: тезис, антитезис и синтез. Абсолютная идея у Гегеля имеет три формы: чистую логическую сущность (тезис), инобытие идеи — природа (антитезис) и различные формы духа (синтез). Гегель утверждал, что результат развития не может быть понят вне его истории (принцип историзма в познании). С этой позиции сознание человека он рассматривал в движении от чувственной достоверности к познанию разумной действительности. В процессе познания сознание возвышается от знания предметной реальности до познания своей общественной сущности и смысла истории. Важнейшим способом утверждения человека в истории является для Гегеля труд, человек предстает как результат его собственного труда. Посредством созданного диалектического метода Гегель переосмысливает суть и содержание современной ему культуры. Мировая культура рассматривается им как сфера проявления творческой силы «мирового разума», а история — как прогресс духа в сознании свободы. Объективный дух действует независимо от воли и желаний людей, используя их страсти для достижения своих целей. Конкретные индивиды и народы являются орудиям Мирового духа. Индивиды у Гегеля представлены двумя историческими типами. «Воспроизводящие» индивиды руководствуются частными целями и воспроизводят общее, не осознавая его смысла. Для «всемирно-исторических» индивидов историческая необходимость становится личной целью. Они подлинные герои духа и не подлежат оценкам толпы. Гегель выделяет следующие периоды истории: Восточный мир (Китай, Индия, Персия), Греческий мир, Римский мир, Германский мир. Наибольшая полнота свободы, с точки зрения Гегеля, достигается в христианском сознании германских народов. Общественное сознание он понимает как этапы саморазвития абсолютного духа: искусство, религия и философия. В искусстве оно предстает в форме созерцания, в религии — представления, в философии — в форме понятия. Философия для Гегеля — это высшая и последняя форма знания, которое является продуктом исторического развития. Идея прогресса в философии Гегеля представлена довольно абстрактно. Таким образом, философия Гегеля содержит в себе существенное противоречие между революционным диалектическим методом и консервативной философской системой. Хотя философия Гегеля и была подвергнута критике философами других теоретических позиций {марксизм, позитивизм, иррационализм), она тем не менее оказала огромное влияние на дальнейшее развитие всей европейской философии.

Гоббс Томас (1588—1679) — английский философ, идеолог буржуазных слоев английского общества. Основные работы: трилогия «Основы философии» («О теле», «О человеке», «О гражданине»), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Гоббс утверждал, что основной задачей философии должна стать практическая польза, а главным предметом — об-щественная жизнь, изучать которую необходимо научными методами, Исследование государства, его сущности, социальных функций в обществе составляет важнейшую область научных интересов Гоббса. Мировоззренческой и методологической позицией анализа общественных явлений у Гоббса становится механистический материализм, который он распространил из области природы и теории познания в сферу социально-политической философии. Эта позиция была, несомненно, прогрессивной для своего времени, но исторически ограниченной, поскольку механицизм не мог объяснить все многообразие социальной жизни и познания. Государство Гоббс рассматривает, в отличие от природы («естественного тела»), как «искусственное тело», продукт и результат разумной деятельности человека. Способом создания государства является «общественный договор», по-средством которого из догосударственного «естественного состояния» «войны всех против всех» создается общество. Цель образования Государства — установление всеобщего мира и гарантированной безопасности для всех. Естественные права, которыми обладает каждый: свобода, равенство — по общественному договору отчуждаются и передаются государю или государственным органам. Обще-ственный договор, утверждает Гоббс, возможен лишь при наличии естественного равенства людей. Государство, которое Гоббс называет Левиафаном, заменяет законы природы общественными законами. Гражданское право, с точки зрения Гоббса, ограничивает естественные права. Основной функцией гражданского права является охрана мира и благоденствия государства, а благо народа — высшим законом его действия. Обязательность закона гарантируется государственной властью. Формы государства различаются по субъекту верховной власти: демократия (власть собрания, право голоса каждого), аристократия (власть некоторой части) и монархия (власть одного лица). Для того чтобы выполнить предназначенную ему задачу, государство должно быть мощным и абсолютным. Наилучшей формой организации государства, по мнению Гоббса, является монархия. Правитель должен заботиться о духовном и материальном достоинстве граждан, о развитии экономики, торговли и нравственности. На службу государственным интересам ставятся не только право, но и религия, мораль. Основой морали является «естественный закон», стремление человека к самосохранению и удовлетворению потребностей. Критерием добродетелей и пороков является их значимость для достижения данной цели, блага. Таким образом, гражданский долг совпадает с долгом нравственным, а право становится гарантом морали. Значимость религии также рассматривается Гоббсом в соизмерении с государственными целями и задачами. Гоббс высказывал идею создания «гражданской религии», которая, в отличие от религиозных предрассудков и суеверий, стоит на страже государственных интересов. Таким образом, интере-сы государства объявляются высшим критерием оценки социальных явлений. В социально-политической концепции Гоббса представлены интересы нарождающейся буржуазии: равенство, свобода личности и свобода предпринимательства. Его социально-политическое учение оказало огромное влияние на формирование движения Просвещения.

Гэлбрейт Джон Кеннет (род. 1908) — американский экономист, лидер неоинституционализма, избирался президентом Ассоциации американских экономистов. В самой известной своей работе — «Новое индустриальное общество» Гэлбрейт обосновал собственную концепцию «индустриального общества», сформулировал такое понятие, как «индустриальная система», в которой господствующей становится «зрелая корпорация». По мнению Гэлб-рейта, бразды правления в зрелой корпорации переходят к группе людей, которая «направляет деятельность предприятия, является его мозгом». Гэлбрейт считает, что для современной корпорации основной целью становится не прибыль, а высокий темп роста, что соответствует интересам общества и служит изменению капитализма, причем не только экономики, но и его политической и идеологической сфер как непосредственного результата научно-технического прогресса.

Данилевский Николай Яковлевич (1822—1885) — русский философ, социолог, писатель, естествоиспытатель; близок к славянофилам своим убеждением в своеобразии русской культуры и ее исторического пути. Из 46 опубликованных теоретических работ 36 посвящены проблемам естествознания. Наиболее оригинальной является работа «Россия и Европа». В противовес господствующей в обще-ствознании европоцентристской однолинейной схеме общественного прогресса Данилевский впервые обосновывает концепцию общества как единства качественно различных культурно-исторических типов, последовательно сменяющих друг друга в процессе исторического развития человечества. Данилевский насчитывает -10 полноценных исторических типов культуры. История человечества представлена народами, которые реализуют особенности определенного типа (положительные деятели в истории человечества). Наряду с ними существуют народы — носители разрушительного начала (отрицательные деятели человечества), а также племена, не достигшие исторической индивидуальности, своеобразный этнографический материал для истории. Критериями выделения самобытного культурно-исторического типа являются языковое родство, политическая независимость, наличие развитой политической системы. Культурно-исторические типы представляют собой уникальные общественные структуры со своей исторической судьбой, опыт существования которых невозможно ни перенять, ни передать представителям другого культурного типа. Циклы развития каждого типа включают длительный период роста, становления цивилизации и довольно короткий период расцвета, за которым следует фаза ее органического умирания. Подробно Данилевский анализирует особенности славянского и романо-германского исторических типов. Так, с его точки зрения, отличительной чертой «молодого», растущего славянского типа является «прирожденная гуманность», а «чрезмерно развитое чувство индивидуальности» является симптомом старения германского культурного типа. Главной задачей культурной элиты России является создание условий для роста уни-кальной славянской цивилизации. Он считает, что ориентация на западные образцы — препятствие для развития России. Агонизирующий Запад, утверждает Данилевский, способен вовлечь славянский мир в военные конфликты. В государственном устройстве каждого исторического типа проявляется воля народа. Для России формой политического правления, соответствующей воле народа, является самодержавие. Принципы демократического устройства государства для России недостижимы, так как народ не имеет четко осознанной политической воли и не поддается воспитанию и просвещению. Работа «Россия и Европа», начинающаяся как политический памфлет, превращается в выдающийся трактат по философии и социологии культуры и заканчивается как политический прогноз и проповедь. Данилевского волновало то, что в самой России многие больны «западничеством», стремились к некритическому усвоению образцов западной культуры и не чувствовали своеобразия, творческой мощи русской культуры. В современной западной философии и социологии Данилевского называют «пионером», открывшим популярную ныне теорию пространственно-временной локализации культурных феноменов.
Теги: Словарь-справочник по обществознанию
Просмотров: 25 | Добавил: creditor | Теги: Словарь-справочник по обществознани | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close