Главная » Словарь-справочник по обществознанию
20:51
Словарь-справочник по обществознанию
Детерминизм (от лат. determino — определяю) — философское учение о естественной причинной обусловленности всех явлений объективного мира, их закономерной взаимосвязи и взаимозависимости. В этом смысле детерминизм противостоит концепции абсолютной случайности и свободы в мире. Философский детерминизм, сформулированный еще древнегреческими мыслителями, сторонниками атомистической теории, сыграл выдающуюся роль в развитии науки-Нового времени и сам, в свою очередь, прошел сложную эволюцию в развитии под влиянием достижений науки и общественной практики. Долгое время детерминизм был частью общих материалистическо-механистических представлений о мире и процессе его познания, сложившихся в XVII—XVIII вв. Мир рассматривался как гигантский механизм, все действия которого обусловлены материальными причинами и законами механики Ньютона. Но уже с середины XIX в. стали возникать концепции, которые выходили за рамки такого представления о мире. В них при описании и объяснении природных явлений все более существенная роль стала отводиться таким понятиям, как «случайность», «возможность», «вероятность», «целесообразность», «альтернативность» и др. С другой стороны, существующий упорядоченный характер отношений в материальном мире выводит исследователей на принцип закономерности, который фиксирует такие свойства между явлениями, как необходимость, повторяемость, устойчивость. Необходимость есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях; случайность происходит из побочных связей — может быть, а может и не быть. Абсолютизация необходимости приводит к тому, что все развитие и существование мироздания приобретают фатальный (от лат. fatum — рок, судьба) характер. При абсолютизации случайности отрицается детерминизм, а все мироздание предстает как нечто хаотичное, бессистемное. Случайность является объектом пристального внимания синергетики — науки, раскрывающей общие закономерности самоорганизации, образования устойчивых связей. Синергетика демонстрирует многоликость хаоса. Когда и какой случайности удается прорваться и определить ход общего течения событий — эти вопросы ставит и решает синергетика. Другой принцип детерминизма — взаимосвязь возможности и действительности. Действительность есть весь объективно существующий мир, вся совокупность явлений. Она сопоставляется с возможностью, которая фиксирует объективную тенденцию развития явлений, условий их возникновения. Переход возможности в действительность основан на причинной связи явлений объективного мира. Если возможность — это потенциальное бытие, будущее, содержащееся в настоящем, то действительность — реализованная возможность. Конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития. Она сама возникла как результат реализации ранее существо-вавших возможностей. Для количественной оценки возможности используется понятие «вероятность», которая характеризует пределы существующей возможности, определяет степень близости ее осуществления. И еще один принцип детерминизма, раскрывающийся в соотношении свободы и необходимости. Свобода может быть лишь там, где есть выбор. Объективным основанием для этого служит спектр возможностей, определяемых действием объективных законов и многообразием условий, в которых эти законы реализуются. Свобода — это и «осознанная необходимость», и деятельность людей по практическому освоению необходимости, т. е. по овладению средствами жизни и индивидуального развития. Детерминизм применительно к человеку всегда означал обусловленность его поведения взаимодействием внутренних и внешних факторов, его материальной и психической природой. Долгое время это отождествлялось с полным отрицанием у человека свободы выбора и свободы воли. Однако человек является носителем автономного нравственного начала и, следовательно, свободен (И. Кант). В настоящее время в рамках философии человек рассматривается как бытие особого рода, которое, в отличие от всех других явлений во Вселенной, реализует в своем поведении единство противоположных сторон и отношений — сущности и существования, объективности и субъективности, необходимости, обусловленности (детерминированности) и свободы.

Детерминизм технологический — философская концепция, исходящая из признания определяющей роли техники в общественном развитии. Некоторые ученые считают, что техника развивается по своим, не зависящим от человека законам. Ее развитие определяет; в свою очередь, развитие социальной и культурной жизни, т.е. социальное признается ими как производное от техники. В отношении человека к технике выделяются две противоположные позиции: техницизм, т.е. вера в безусловную благотворность развития техники для человека и человечества и антитехницизм, т.е. недоверие, страх перед непредсказуемыми последствиями новых технологий. Техницизм — это утопия эпохи индустриализма, подчинившая жизнь общества интересам постоянного технико-экономического обновления и узаконившая неконтролируемую эксплуатацию природы. Он господствовал с XIX до 2-й половины XX в. и привел человечество к ситу-ации глобального технологического риска {см. Глобальные проблемы). На основе техницизма возникла идея технократии, особого типа власти, основанного на знании, на замене политических решений решениями техническими, а политиков — техническими специалистами из числа управленцев высшего уровня. Антитехницизм, доминирующий в развитых странах с конца XX в., исходит из той же позиции независимого от человека, автономного развития техники, видя, однако, в нем неизбежную для чело-века опасность. Человеку остается позиция либо враждебности к технике, либо подчинения ей.

Деятельность* — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность включает в себя цели, методы и средства, сам процесс и его результат. Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру. Животные приспосабливаются к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой. Человек же в течение нескольких десятков тысяч лет сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни. Это произошло в результате того, что де-ятельность человека, в отличие от активности животных, представляет собой процесс приспособления к природной среде путем ее масштабной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека. Для деятельности характерны сознательно поставленные цели, связанные со способностью человека анализировать ситуацию, т.е. раскрывать причинно-следственные зависи-мости, предвидеть результаты, планировать, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения. Целенаправленность деятельности существенно отличается от целесообразности в поведении животных. Человек, обладая разумом, способен вырабатывать эвристические {творческие) реакции в нестандартных ситуациях. Для человеческой деятельности характерно воздействие на среду специально созданными средствами труда, отличными от органов тела, данных ему природой. Он создает искусственные объекты, которые усиливают его физические возможности. Мышление, присущее человеку, позволило ему окончательно преодолеть законы биологической адаптации, заменив перестройку организма постоянным совершенство-ванием средств труда. Важной чертой человеческой деятельности является ее коллективный характер, что предполагает наличие отношений между участвующими в ней субъектами, т.е. их общение. Уже в простейших актах совместной деятельности возникает такая реальность, как совокупность организационных отношений между взаимодействующими ин-дивидами, включая отношения разделения труда. Общение связано с необходимостью эффективной организации коллективной совместной деятельности групп людей. Постепенно возникла возможность общения ради общения, которое является необходимым условием формирования и развития личности. Деятельность и общение являются той основой, на которой происходит развитие человеческой личности, осуществляется включенность человека в социум. Именно деятельность и общение выступают способами существования человека. Деятельность не только изменяет самого человека, она создает «вторую природу» — культуру. Человек воспроизводит культуру и сам одновременно явля-ется ее продуктом. Культура возникает как важный и необходимый результат человеческой деятельности. Если поведение животного генетически программируется и проявляется в инстинктах, то человек должен самостоятельно вырабатывать программы своей деятельности и передавать опыт потомкам через культуру. Каждое новое поколение людей сохраняет в культуре сущностные силы предшествующих поколений и продолжает ее развитие. Культура — это способ существования человечества. В зависимости от того, как и что усвоено из культуры, зависит тип сформировавшегося человека. Только творчески переработав уже существующую культуру, человек способен ее развивать и в будущем. Выступая творцом культуры в полноте своих личностных качеств, человек делает ее выразительницей бесконечного многообразия личностей, существующих в обществе.

Диалектика (от греч. dialektike — искусство вести беседу, спор) — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания (мышления). В истории философии понятие «диалектика» неоднократно менялось по содержанию. Сложились три основные формы диалектики. В античной философии под диалектикой понималось учение об искусстве вести беседу или спорить с целью установления истины (Сократ). Этот подход был развит Платоном, считавшим диалектикой технмку связывания и расчленения понятий, приводящую к их полному определению. Аристотель говорит о Зено-не Элейском как о «создателе субъективной диалектики», субъективного метода исследования проблем. В античной философии со времен Гераклита подчеркивался непрерывный процесс движения, лежащий в основе всего сущего, где всякая вещь или свойство переходят в свою противоположность. Диалектика стала все чаще связываться с изучением развития бытия. В этот же период формировал-ся и другой подход, утверждавший, что бытие неподвижно. Немецкая классическая философия раз-р'абатывала идеи диалектики в рамках идеализма И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга. Первую в истории философии развернутую систему диалектики создал Г. Гегель. Он раскрыл законы диалектики, создал диалектическую логику и системы логиче-ских категорий. Все эти идеи, разработанные Гегелем, заложили фундамент в становление и дальнейшее развитие диалектики как особой науки. Основы материалистической диалектики были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. В марксистской теории диалектика рассматривалась как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (см. Диалектический материализм). В современной философии выделяют понятия объективной и субъективной диалектики Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика — это диалектическое мышление (диалектика понятий), т.е. отражение диалектического движения (развития) мира и теория диалектики как система всеобщих логических категорий. Диалектический метод представляет собой систему универсальных принципов, сформулированных на основе теории диалектики. В общем виде категориальный аппарат диалектики может быть представлен следующим образом. К числу основных элементов диалектики относятся категории, законы и принципы (объективности, всеобщей связи, развития и др.). Принципы диалектики: всеобщая взаимная связь; развитие через противоречия. Основные законы диалектики: ди-алектический синтез; переход количества в качество; диалектическая противоречивость. Категории диалектики: сущность и явление; единичное, особенное, всеобщее; форма и содержание; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. Все части этой системы взаимосвязаны. Принципы реализуются в за-конах и категориях, но и законы входят в содержание категорий. Диалектика — целостная развивающаяся система, имеющая определенную структуру. К числу основных элементов диалектики относят категории, законы и принципы (объективности, всеобщей связи, развития и др.). Различия между элементами диалектики относительны, условны и под-вижны.

Диалектический материализм — философское направление, основными идеями которого являются: материалистическое понимание истории; попытка не только рационально объяснить, но и изменить действительность; социально-классовая ориентация на угнетенные слои общества; совпадение материализма, диалектики, логики и теории познания; постоянная связь и взаимодействие с частными науками; творческий характер. Главные идеи диалектического материализма были сформулированы в XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Дальнейшее развитие диалектического материализма носило сложный, противоречивый характер: действительные достижения диалектического материализма сопровождались упрощенным пониманием, вульгаризацией его положений, стремлением непосредственно применить их к науке и общественной практике, попытками превратить это философское направ-ление в «единственно правильную философию» и «единственно научный метод». Диалектический материализм был официальной советской философией, который приобрел статус некоего символа веры коммунистического мира.

Догматизм (от греч. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мертвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности. Догматизм абсолютизирует момент устойчивости в развитии, не учитывает изменений реальной действительности и преувеличивает значение абсолютных истин. Догматизм выводит мыслительные формулы не из реальной жизни, а из других умозрительных формул, оторванных от реальной действительности, рассматривая их как универсальные способы решения всех проблем. Догматик — это тот, кто утверждает что-либо без достаточного основания и придерживается своего мнения, несмотря на убедительные встречные доводы.

Дух — философское понятие, употребляемое в двух смыслах: 1) как некое нематериальное начало, относящееся к метафизической (см. Метафизика) сфере. Христианство понимает Дух как ипостась Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух. В философии Г. Гегеля Мировой Дух проходит в своем диалектическом развитии три ступени: Дух субъективный, Дух объективный и Дух абсолютный. Каждая ступень представлена в философии системой логических категорий {см. Диалектика); 2) как обозначение одной из составных частей человеческой природы. У одних философов определяющей стороной Духа считается мышление, сознание. У других — воля, чувство, воображение, интуиция, т.е. внемыслительные акты. В русской религиозной философии понятием «Дух» обозначается высшая способность разумной души (см. Душа), позволяющая человеку общаться с Богом.

Душа — начало, которое обусловливает у человека жизнь его организма и способности ощущения, мышления, сознания и воли. В античности душа обозначалась различными терминами: пневма, псюхе, фантом, мана, анима, квинтэссенция и т. д., имевшими значение неуловимой внутренней сущности, покидающей свою телесную обитель во время сна или после смерти. Структура души чаще всего представлялась трехсоставной: растительная, чувственная и разумная. Позднее, в религиозном понимании, например в христианстве, душа представляет собой дыхание жизни, оживляющее тело. Она является частицей Бога. Душу имеют и животные, но душа человека является самым совершенным творением Бога. В психологии и психиатрии под душой понимается психика, сознание, внутренний мир человека. Душа выступает в качестве своеобразного посредника в отношениях между духовным началом человека и его плотью. В ней кроется основная тайна и смысл внутреннего мира человека. В истории философии термин «душа» выражает изменчивый внутренний мир человека, отождествляемый с его нематериальной природой. Человек на протяжении многих веков стремится постигнуть природу своей души.

Заблуждение — неадекватное отражение дейст-вительности, обусловленное ограниченностью общественной практики и знания, а также абсолютизацией уже имеющихся взглядов и подходов. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные, философские, иллюзии, утопии. Заблуждение есть необходимый момент движения к истине. Заблуждения могут содействовать созданию про-блемных ситуаций, нахождению правильного пути их решения. Заблуждения следует отличать от лжи как преднамеренного искажения истины в корыстных интересах, а также от ошибки — результата неправильного действия индивида в любой сфере деятельности. Выделяют ошибки логические, которые являются нарушением принципов и правил логики, и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел. Развитие практики и познания показывает, что заблуждение рано или поздно преодолевается. Важнейшими предпосылками преодоления заблуждения является изменение и совершенствование практики, теории и методов постижения истины. Противоположностью заблуждения является истина.

Закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, необходимая, внутренняя, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями, процессами. Любой закон конкретно-историчен: с изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т. д. Открытие закона — главная задача научного познания. На основе по-знанных законов люди могут научно управлять как природными, так и социальными процессами, оптимально их регулировать, а также предвидеть новые явления и события, возможные пути, формы и тенденции своей познавательной и практической деятельности. Закон можно классифицировать по разным основаниям. Выделяют следующие законы: естественнонаучные, социальные, законы мышления, общие, частные (специальные), законы развития и функционирования и т. д. Особую группу со-ставляют динамические и статистические законы.

Знание* — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Термин «знание» употребляется в разных смыслах: как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности (как что-либо сделать, осуществить); как познавательно значимая информация; как особая познава-тельная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением. Виды знаний: житейское, научное, практическое, художественное. Житейское знание носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном со-знании. Житейское знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания. Житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов. Научное знание за случайным находит необходимое и закономерное, за единичным — общее. На этой основе научное знание осуществляет предвидение различных явлений. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т.д.). К научному знанию тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в целевой установке. Практическое знание заключается в овладении вещами, в преобразовании мира. Преобразуя мир, практика преобразует и человека, она связана и с социальной жизнью (см. Практика). Художественное знание обладает определенной спецификой, суть которой заключается в целостном отображении мира и человека в нем. Художественное знание выражает такие явления, которые невозможно выразить никакими другими способами. Художественное знание строится на-образе, а не на понятии. Оно уникально и неповторимо. Знание может быть рациональным и иррациональным. Знание иррациональное (от лат. irrationalis — неразумное) — это то, что невыразимо в логических понятиях и категориях, не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом иррационального знания являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.

Идеализм — одно из основных направлений философии, признающее первопричиной мира духовную субстанцию. Идеализм как философское понятие не следует смешивать с идеализмом, где это слово истолковывается как верность высоким, возвышенным идеалам. Философский идеализм возможен в двух основных формах: объективный и субъективный идеализм. Объективный идеализм (Платон, Г. Гегель) признает духовное начало как мировое, безличностное. Субъективный идеализм (Д. Беркли, И. Фихте и современный позитивизм) не допускает существование мира вне сознания человека.

Индивид* (от лат. individuus — неделимый, нераз-дельный) — отдельный живой организм, особь. Начиная с конца Средневековья данное понятие все более применяется для обозначения человека как отдельного биосоциального существа, единичного представителя человеческого рода.

Интуиция* (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства. В акте интуиции непосредственно усматривается сущность вещи. В истории философии интуиция трактовалась по-разному. Платон считал, что интуиция — это форма непосредственного интеллектуального знания (созерцания). Декарт полагал, что интуиция есть свойство ясного и внимательного ума, порождаемое естественным светом разума. Скрытый бессознательный принцип творчества называл интуицией 3. Фрейд. В материалистической диалектике интуиция трактуется как своеобразный тип мышления, неосознанный процесс, в котором ясно осознается только итог скрытых размышлений. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной Различают интеллектуальную и мистическую интуицию. Интеллектуальная интуиция связана с умственной деятельностью. Мистическая интуиция предполагает связь с жизненными переживаниями, с эмоциональным миром человека. Сильные эмоциональные переживания подготавливают моменты прозрений. Сейчас проблема интуиции широко исследуется в философии, философской антропологии, психологии и других науках.

Истина* — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Исходным признаком свойством) истины является объективность. Истина одновременно и субъективна: люди познают ее и выражают в определенных мыслительных формах. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном эбъеме. Для характеристики истины как процесса применяются категории абсолютного, выражающего устойчивое, неизменное в явлениях, и относительного, отражающего изменчивое. Абсолютная и относительная истина — это два необходимых свойства одной и той же объективной истины. Абсолютная истина или абсолютное в объективной истине понимается и как исчерпывающее знание о действительности, и как идеальное знание, которое никогда не будет достигнуто, хотя познание все более приближается к нему. Существуют вечные истины как элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем, например «люди смертны». Относительная истина или от-носительное в объективной истине выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы отно-сительных истин, но не путем их механического соединения, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов. Истина всегда конкретна, т. е. ее содержание и применение определяются данными условиями места, времени и обстоятельствами. Распространение истины за пределы ее действительной применимости превращает истину в заблуждение. Например, истина, что «сумма внутренних углов треугольника равна 2а», становится заблуждением за пределами геометрии Евклида (в геометрии Лобачевского).

Истины критерий* — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. В истории философии выделялись различные критерии истины. Одни считали критериями истины ясность и отчетливость знаний, другие искали их в чувственности. Но ясность и отчетливость мышления — вопрос крайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают. В качестве критериев истины выдвигались такие, как общезначимость, полезность, договоренность, вера, авторитетность и др. Диалектико-материалистическая философия (см. Диалектический материализм) выдвинула в качестве основного критерия истины общественно-историческую практику. В то же время практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и потому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Историзм — философский, диалектический принцип, методологическое выражение саморазвития действительности во времени и пространстве в виде целостного непрерывного единства прошлого, настоящего и будущего. Изучение современного состояния предмета исследования базируется на реконструкции прошлого, основных этапов развития изучаемого явления. Важной стороной принципа историзма является предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития изучаемого предмета. Историзм предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений. Историзм стал одним из важнейших принципов науки, позволивших ей дать объективную картину природы и общества, открыть законо-мерности их развития.

Исторический процесс — это смена всех общественных отношений и явлений, в которых находится человек. Интерес к направленности исторического процесса обусловлен желанием людей понять смысл истории, ее внутреннюю логику, проявляющуюся через деятельность человека, который становится творцом истории. Прошлое и настоящее людей неразрывно связано и способно оказать воздействие на будущее. Достоверное знание о настоящем и возможность прогноза будущего человечества можно получить только при учете опыта прошлых поколений. В настоящее время анализ направленности и смысла исторического процесса связан с вопросом о возможности дальнейшего общественного прогресса и сконцентрирован на глобальных проблемах, от которых зависит судьба мировой цивилизации. В историческом процессе наблюдаются переходы от одного качества общества к другому, и это не всегда развитие от низших форм социума к высшим. В обществе действуют причинно-следственные связи, которые приводят к соответствующим изменениям социальных явлений. В нем же имеет место проявление случайности, которая не зависит от внутренней природы вещей и процессов. История во многом случайна. Прогресс в истории скорее возможен, чем необхо-дим. Свобода человека в истории не исчерпывается осознанной необходимостью, скорее это осознанная возможность сохранить в потоке времени формирующиеся ценности человечества: право, собственность, справедливость, труд, творчество, свободу и др. История есть история людей, а не абстрактных формаций, цивилизаций, суперэтносов и пр. Однако история не подвластна и человеческому произволу. Человек не может по своему усмотрению направлять события, не считаясь с объ-ективными обстоятельствами, и все надежды возлагать на случай. Такая позиция называется волюнтаризмом. Волюнтаризм и фатализм (вера в неотвратимость логики развития, судьбы) представляют собой крайности в понимании исторического процесса.

Исторического процесса периодизация — деление процессов исторического развития человеческих обществ и цивилизаций в философии истории и исторической науке С христианской и геоцентрической позиций существование человека в истории совпадает со временем, начинающимся грехопадением и завершающимся вторым пришествием Христа. Первый исторически фиксированный приход Христа в мир осмысливается и оценивается христианскими философами и мыслителями как центральное событие всемирной истории. В сходном направлении, но перемещая центр истории в так называемое «осевое время» (середина I тыс. до Р.Х.), движется мысль немецкого философа К. Ясперса. В научном плане периодизация мировой истории дается археологией, разделяющей ее на палеолит, мезолит, неолит, бронзовый век и железный век, обозначающие основные этапы прогресса материальной культуры. Историки-социологи берут за основу периодизации общую модель развития общества, проходящего на своем пути три основных этапа первобытный строй, феодализм, буржуазное общество. В историческом материализме К. Маркса эта модель усложнена. Переход от первобытной общественно-экономической формации осуществляется по трем направлениям: на Востоке (общество-деспотия с азиатским способом производства); в античном мире (республика-полис греков и римлян, лишь на этапе разложения давший господство рабовладельческому способу производства) и в Средние века в Западной Европе (феодализм). Только в европейской линии развития обнаруживается последовательность Античности, Средневековья и Нового времени (эпоха капитализма). В модернизационных теориях социологическая модель XIX в. существенно упрощена: в истории выделяются два основных этапа — традиционное общество и современное общество, грань между которыми фиксируется индустриальной революцией конца XVIII—начала XIX в, Выделяется и постиндустриальное общество. Общепризнанным историческим рубежом и философы, и ученые-историки считают границу между эпохой архаики (первобытностью) и эпохой цивилизации. Школьное деление истории на Древний мир, Средние века и Новое время введено итальянскими гуманистами эпохи Возрождения и стало одним из самых устоявшихся исторических штампов.

История — знание того, что было и уже прошло. Первые греческие историки (Геродот, Фукидид) понимали под историей знания, изучающие прошлое человечества во всем его многообразии. Термином «история» обозначают последовательность событий не только человеческого общества, но и природы (история Земли, животного мира и т. п.), а также развитие мыслительных форм. История че-ловечества — знание фактов и событий развития человеческого общества в богатстве их проявления, включая временную последовательность событий. Выделяют типы исторического знания: хронология событий, свидетелями которых были сами авторы повествований (первоначальная история); описания событий, в которых авторы не участвовали лично (рефлективная история). История как тип человеческого знания имеет свои особенности и закономерности, свой категориальный аппарат. История создает целостную картину развития человеческого общества, данную ретроспективно. История понимается как реальный временной процесс изменений и как знание прошлых состояний этого процесса. Изучение прошлого необходимо для понимания тенденций развития природы и общества.

История философии — раздел философского знания, рассматривающий историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепций с культурой и особенностями общества. История философии является фундаментом для развития всех отраслей философского знания.

Картина мира — конкретно-историческая совокупность миропредставлений и мироощущений, включающая как рациональные, так и чувственные аспекты восприятия и постижения мира. Термин «картина мира» впервые стал использоваться в научной практике известным физиком Г. Герцем. Под этим он понимал совокупность образов, сло-жившихся в сознании ученых при их взаимодействии с определенными фрагментами реальности. Картина мира формируется в контексте мировоз-зренческих установок (мифологических, религиозных, философских, художественных, научных и т. д.). Картина мира позволяет представить мир как сложно организованную и структурированную систему, в которой человеку отведены определенное место и роль. Важнейшие компоненты картины мира — пространство, время, причина, судьба, свобода, отношение части и целого, чувственного и находящегося за пределами чувств, сознания и т. д. В совокупности эти взгляды образуют своего рода ориентиры, при посредстве которых представители определенной культуры осознают мир, рисуют его образ, воспринимают его как целостное явление. На протяжении многих веков господствовала религиозная картина мира. Сейчас, в XXI в., преобладает, главенствует в сознании людей научная картина мира. Философская и религиозная картины мира не утратили своего значения. Так, философская картина мира акцентирует внимание на кардинальных вопросах бытия, пытается преодолеть односторонность взглядов, присущих как научной, так и религиозной картине мира. Важность религии и религиозного взгляда на насущные проблемы человечества в настоящее время признается многими. Религиозная, философская и научная картины мира сосуществуют друг с другом. Человечество, вынужденное действовать по законам диалога и сотрудничества, стремится сложить мозаику единой картины мира.

Личность (от лат. persona — маска, роль актера) — термин, обозначающий сходные понятия в философии, социологии*, психологии и других областях социального и гуманитарного знания. Впервые наполнилось близким к современному содержанием в эпоху Возрождения. Термин «личность» обозначает человека, индивида как субъекта социальных отношений и сознательной созидательной деятельности. Все люди становятся личностями не сразу, а в процессе социализации, освоения определенных социальных ролей (см. Роль социальная). Личность является продуктом общества. Разным типам обществ соответствуют разные типы личностей, воплощающие в себе устойчивую систему социальных черт, характеризующих их как членов данного общества. Помимо общих черт в личности, господствующей в данном обществе, проявляются черты, связанные с принадлежностью человека к различным социальным общностям — кастам, этносам, классам и т. п. На характеристику личности оказывает воздействие половая, возрастная, профессиональная принадлежность. Общая историческая направленность в изменении положения личности в обществе заключается в переходе от коллективистских форм бытия с сильной личной зависимостью от семьи, касты, сословия (традиционное общество) к личному индивидуализированному существованию. В этом случае человек свободен от всех форм личной зависимости, обладает широкими возможностями социальной мобильности (см. Мобильность социальная). Развитие чувства личности, начиная с эпохи буржуазных революций, является важнейшей составляющей процесса становления человека, его самосовершенствования.

Личность в истории — философско-исторический, социологический, психологический и культурологический вопрос, акцентирующий внимание на движущих силах исторического процесса При натуралистическом понимании истории человеческая личность воспринимается как нечто противостоящее природе. В новоевропейской культуре натурализм дополняется социологизмом, культурологизмом, психологизмом, в рамках каждого из которых складывается свое собственное понятие личности и ее роли в истории. Основным в этом понимании является убеждение в активности и автономии личности, созидающей гражданское общество и правовое государство, а также свободный мир интеллектуальной, этической и эстетической форм существования и самовыражения. Воспевание бунтарства, героики, гениальности и мистицизма придает романтическую окраску взгляду на личность в истории. Расовые теории, большевистская версия классовой теории создавали предпосылки для теоретического обоснования всевозможных моделей культа личности. В христианстве личность человека напрямую соотнесена с его духовной природой, с его изначальной связью с Богом, создавшим человека «по своему образу и подобию». В силу этого человек является активным участником осуществляемого Богом человеческого «спасения».

Логика (от греч. logos — понятие, разум, мысль) — наука о принципах правильного рассуждения, представляющего собой выведение заключения из ряда посылок. Под правильным рассуждением имеется в виду такое рассуждение, в котором истинность посылок гарантирует истинность заключения. В неправильных рассуждениях из истинных посылок может быть получено ложное заключение. Чтобы рассуждения были правильными, необходимо следовать принципам, устанавливаемым логикой. Понятие «правильности» касается формы рассуждения, т. е. способа связи посылок и заключения, поэтому такую логику называют формальной. Основы формальной логики заложены Аристотелем. Обычно она носит дедуктивный характер. Индуктивная логика имеет особый характер Она определяет нормы и приемы получения знаний большей степени обобщенности (классическая логика, многозначная логика и т.д.). Логика как наука тесно связана с математикой, философией, правом и имеет фундаментальное значение для научной и практической деятельности людей.

Марксизм — философская система взглядов, возникшая на основе критического переосмысления предшествующих философских и научных идей, в частности, немецкой классической философии, английской политической экономии и французского утопического социализма. Основоположниками этого направления в философии были К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксизм — это учение, представляю-щее определенную систему взглядов на природу, общество и человека. Особенно значим марксизм в раскрытии принципов материалистического понимания истории. Общую методологическую основу марксизма составляет диалектический (см. Диалектический материализм) и исторический материализм. В диалектическом материализме основоположниками марксизма, разрабатывались такие идеи, как признание материальности мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и использования людьми в процессе сознательной деятельности. Марксизм соединил материализм с диалектикой. В разделе исторического материализма ими была создана модель анализа общественной жизни, названная общественно-экономической формацией. Ее материальная основа, с точки зрения основоположников марксизма, играла определяющую роль в развитии всех других сторон жизни. Это давало возможность рассматривать развитие общества как естественно-исторический процесс. Из всех областей общественных отношений они выделяли производственные отношения как основные и определяющие все другие отношения. С этих позиций вся история человечества анализировалась ими как развитие и смена общественно-экономических формаций. Марксистская философия неотделима от других составляющих частей марксизма: научного коммунизма и политической экономии. Марксизм возник как идеология рабочего класса, а потому его философия была связана с практикой революционной борьбы и претворением в жизнь идеала коммунистического общества. Однако неудавшаяся социальная практика марксизма, осуществленная в XX в. в России, не должна вести к негативной оценке всего теоретического наследия К. Маркса. В целом марксизм раз-вил и сформулировал множество новых идеи, имеющих огромное значение для дальнейшего развития философской мысли. Идея материального единства мира; учение об истине и ее критериях (см. Истина); связь диалектики и материализма, формальной и диалектической логики и многие другие идеи нашли отражение в последующем развитии философии. Марксизм заложил основы многих идейных и политических течений в России: революционно-народническое, либерально-буржуазное, социал-демократическое, либерально-народническое, радикально-революционное и др. Идеи марксизма развивались в работах В. И. Ленина, воплотились в учении марксизма-ленинизма и стали идеологической основой Советского государства.
Теги: Словарь-справочник по обществознанию
Просмотров: 21 | Добавил: creditor | Теги: Словарь-справочник по обществознани | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close