Главная » Словарь-справочник по обществознанию
20:52
Словарь-справочник по обществознанию
Материализм — одно из основных направлений философии, признающее объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, которая существует вне и независимо от сознания и выступает первоосновой действительности. Материализм противоположен идеализму. Борьба между ними составляет ядро историко-философского процесса. Материализм многогранен. Соответственно трем ступеням развития познания выделяют три вида материализма: наивный (стихийный), метафизический (см. Метафизика) и диалектический, в котором органически соединены материализм и диалектика. Материализм базируется на двух предпосылках: решении основного вопроса философии в пользу первичности бытия и вторичности сознания; отождествлении бытия с материей. В материализме существуют трудности объяснения возникновения сознания из материи, сознанием не обладающей. Прогресс общественно-исторической практики и познания требует постоянного развития и конкретизации современного материализма. Осуществление этого возможно только на основе всестороннего освоения достижений науки, общественной практики, исторического процесса, человеческой культуры в целом.

Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания и отражаемую им. Понимание материи базируется на понятии о единой субстанции (от лат. substantia — сущность, первооснова), лежащей в основе видимого многообразия вещей этого мира. Учение о материи развивалось в основном в рамках материализма, однако к нему обращались и представители иных философских направлений. Формирование понятия «материи» прошло несколько этапов. В античности пытались отождествить материю с различными природными стихиями: огнем, водой, воздухом и т.д. Демокрит и его последователи отождествляли материю с атомами, веществом. Материализм древних философов представлял собой учение, в котором соединяются свойства материи как «материала», из которого создано все окружающее, так и источника всех изменений в мире. У Платона материя является универсальным материалом, ве-щественностью без каких-либо конкретных свойств. В процессе создания материального мира наряду с материей участвуют идеи, Мировая душа. Аристотель утверждал, что источник движения и многообразия мира заключен в единстве содержания материи и ее формы. На разных этапах развития научного познания существовали разные модели материи. Наиболее известные из них: атомистическая модель, эфирная модель, вещественная модель. В марксистской философии наиболее полное и достаточно абстрактное определение материи принадлежит В. И. Ленину: «...философская категория для обозначения объективном реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Исходя из этого определения, только конкретные науки, а не философия, должны заниматься вопросом о строении материи. Марксизм понимает материю как субстанцию всего существующего. Проблема структурности мира заявлена в марксизме как проблема материального единства мира. Понятие «материя» является абстракцией. Это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Свойства материи: отражение и движение, пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и количество и др. Существует множество отдельных видов материи, которые характеризуют ее различные состояния или структурные уровни (теплопроводность и электропроводность, получение или передача информации) и т.п. Существование материи признают все светские и религиозные мыслители, однако они расходятся в ответе на вопрос: сотворена ли она? будет ли существовать вечно?

Метафизика (от греч. meta ta physika — то, что за физическим). Термин «метафизика» ввел Андроник Родосский (I в. до н. э), систематизатор произведений Аристотеля, назвавший так группу его трактатов «о бытии самом по себе». Условное название произведения дало позже имя предмету исследования, который сам Аристотель определял как «первую философию». Метафизика — философская категория, употребляемая в разных значениях: как философское учение о сверхчувственной реальности, обладающей большей степенью устойчивости, чем вещи, непосредственно воспринимаемые органами чувств; как наука о безусловном и абсолютном бытии, которое находится «за физическим миром». Однако, в отличие от онтологии, к компетенции метафизики относится и тема небытия. Возможность метафизики как науки всегда оспаривалась материализмом. Русская религиозная философия призна-вала важность и необходимость метафизики. В философском знании метафизика выступает и как метод познания, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития, противоположный диалектическому (см. Диалектика).

Метод (от греч. methodos — путь исследования) — способ достижения определенной цели, совокупность правил, приемов, норм познания и действия. Основной функцией метода является организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. Одинаково ошибочно и недооценивать или отрицать роль метода («методологический негативизм»), и абсолютизировать его («методологическая эйфория») Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает широкий спектр методов, которые могут быть классифицированы по разным основаниям. В философии различают методы познания и методы практики. Методы познания бывают ненаучные и научные, подразделяющиеся на эмпирические и теоретические. Группы методов в современной науке, объединенные по степени общности и широте применения: философские, общенаучные, частнонаучные (дисциплинарные и междисциплинарные), а также общелогические. К последним относятся следующие способы мышления: анализ — реальное или мысленное разделение объекта на составные части; синтез — их объединение в единое органическое целое и результат синтеза — совершенно новое образование; абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих); обобщение — процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция — восхождение процесса познания от общего к единичному. При помощи общелогических методов устанавливаются противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли: аналогия (соответствие) — установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами; моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности. Формы моделирования: предметное (физическое) и знаковое (например, математическое, компьютерное моделирование). К общелогическим методам относится и системный подход — совокупность методо-логических требований, в основе которых лежит рас-смотрение объектов как систем. В современном познании прибегают и к вероятностно-статистическим методам. Они основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивается» через совокупное действие множества случайностей.

Методология — учение о методе как таковом, наиболее общая теория метода. Методология имеет связь с философией, теорией познания, диалектикой, формальной логикой. В рамках же частных наук изучаются объекты и их свойства, а также методы их постижения. Вопросы метода не могут быть ограничены лишь рамками науки и философии, а должны выходить в сферу практики, ставиться и решаться в широком социокультурном аспекте. Сегодня задачей методологии становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, связанных с повседневностью. Методология воплощает в себе социально-культурный опыт людей.

Мировоззрение* — система представлений об от-ношении между человеком и окружающим его миром. Выделяют обыденное, религиозное и философское мировоззрение. Обыденное мировоззрение, совпадающее по существу со здравым смыслом, является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей. Религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Будучи формой веры, оно противопоставляется философскому мировоззрению, которое представляет собой теоретическое осмысление результатов научной и практической деятельности людей, осуществляемое с помощью предельно общих понятий. В структуру мировоззрения входят знания, убеждения, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы. Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем выражается мироощущение людей (оптимизм или пессимизм). Существуют особенности его формирования: оно исторично, в нем может проявляться догматизм, скептицизм, критицизм. Оно всегда связано с убеждениями. Носителями мировоззрения выступают: отдельные личности, социальные группы и общество в целом, а также все человечество в ту или иную эпоху. Мировоззрение может формироваться стихийно и осознанно. В обществе могут существовать одновременно разные мировоззренческие принципы, ценности и идеалы. Возникают различные формы взаимоотношений носителей разных мировоззрений — безразличие, сотрудничество, толерантность, конфликт.

Миф (от греч. mythos — слово, речь, предание) — наиболее древняя форма мировоззрения, претерпевшая определенную эволюцию в ходе развития человеческого сознания. На ранних этапах развития человечества миф предстает как способ мироощущения, мировосприятия и миропонимания, основанный на таком восприятии человеком мира, когда личность не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа. Отсюда и возникает понимание мифа как знаково-символической формы для выражения определенных идей, ценностей и смыслов, свойственных культуре. В этом случае говорят о мифе как о сказании, передающем представления древних народов о происхождении и гибели мира, жизни богов, деяниях героев и т. д. Миф выступает исторически первой формой культуры, которая упорядочивает и регулирует человеческие отношения, программируя бессознательную сферу человеческой психики с помощью магии, символов, табу, обрядов и ритуалов. Миф утрачивает свою все-объемлющую силу с ростом осознания человеком своей автономности и свободы, когда нарушается непосредственная слитность личности с жизнью общества и природы. Перестав быть единственной и доминирующей формой мировоззрения, миф не исчезает окончательно: он укрывается в бессознательных глубинах человеческой психики. Мифологическое восприятие окружающего мира органически присуще человеческой душе и культуре. В сов-ременных обществах миф функционирует главным образом в рамках идеологических систем разного рода (миф о свободе и справедливости, миф о вожде-отце, миф о конце света и т. д.).

Мышление* — деятельность сознания, направленная на нахождение единства в многообразии предметов, явлений, процессов как объективной, так и субъективной реальности. Биологическая основа мышления — головной мозг человека. Осуществляется мышление в различных формах: понятийных и категориальных, ассоциативно-образных, вербально-речевых, деятельностно-орудийных. Базой мышления является чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов. Средством мышления выступает язык, он служит для абстрагирования, получения обобщенного знания. Мышление — сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения. Мышление первобытного человека характеризовалось чувственной конкретностью и предметностью, а современного человека — большими обобщающими способностями. На разных этапах развития человека в его мышлении доминировали разные типы: образное, понятийное, знаковое. Г. Гегель различал мышление в представлениях (мышление, опирающееся на чувственный опыт) и мышление в понятиях (мышление, способное формировать свое содержание вне опоры на чувственный опыт). Философское мышление, считал он, есть мышление в понятиях.

Н

Наука — форма духовной деятельности, людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеет непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания. Характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил вызвало бурный расцвет науки, особенно естествознания (прежде всего механики). Отражая мир в его материальности, наука создает единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Наука разделяется на множество частных наук. По предмету и методу (см. Методология) познания можно выделить науки о природе ~ естествознание; об обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки); о познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки и математика. Существуют и другие критерии классификации науки. Так, по «удаленности» от практики науки можно разделить на фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные, где присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. Границы между отдельными науками условны и подвижны. Наука развивается по своим собственным законам. На ее развитие оказывают влияние следующие закономерности- преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых), чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции); сочетание процессов дифференциации (выделение все новых научных дисциплин) и интеграции (объединение «усилий» ряда наук и их методов); углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации. По мере развития наука оказывает все большее влияние на социальные процессы.

Научное познание* — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Взаимодействует с другими видами познания. Важнейшие формы научного познания — проблема, гипотеза, теория. Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Умение верно сформулировать проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. Решение проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной теории для ее разрешения. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы. Гипотеза — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании, в ходе которых одни гипотезы превращаются в теории, другие — уточняются и конкретизируются, третьи — отбрасываются как заблуждения. Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. В структуре теории выделяют следующие основные элементы: а) исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, философские установки и ценностные факторы и т. п.; б) идеализированный объект данной теории; в) логика и методология, применяемые для ее построения; г) совокупность законов и утверждений, выведенных из данной-теории. Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов. Различают эмпирический и теоретический уровни научного познания Познание эмпирическое (от греч. empeiria — опыт) характеризуется преобладанием живого созерцания (чувственного познания). Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация — характерные признаки эмпирического знания. Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) является сущностью эмпирического исследования. Рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Познание теоретическое является высшим, по сравнению с эмпирическим этапом (уровнем) процесса научного познания, в котором преобладает рациональный компонент (см. Рациональное познание). Чувственный же компонент здесь не устраняется, а становится подчиненным, хотя и важным аспектом познавательного процесса. На основе эмпирических данных теоретическое познание выявляет сущность, законы исследуемых явлений, постигает объективную истину в ее конкретности. На этом этапе используются такие методы и приемы, как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Характерная черта теоретического познания — реф-лексия, критическое исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата. Основные формы теоретического этапа научного познания — проблема, гипотеза, теория, закон, принцип. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Целью научного познания является постижение научных истин, которые входят в состав науки как системы знания.

Научно-технический прогресс (НТП) — взаимо-связанное количественное и качественное развитие науки и техники, обусловливающее формирование новой системы научного знания и изменение взаимоотношений человека с техникой. Цель НТП — более глубокое познание законов природы, использование знаний для создания и функционирования техники, технологии и повышения эффективности творческой деятельности людей, увеличения степени свободы человека. НТП возникает с появлением крупного машинного производства. Ключевые направления современного НТП- превращение науки в непосредственную производительную силу; автоматизация, роботизация и компьютеризация производства; развитие наукоемких, ресурсо- и трудосберегающих технологий; совершенствование технологии получения атомной энергии, поиск и использование новых источников энергии; создание и применение новых искусственных материалов с заданными свойствами. НТП основывается на широком использовании информационной техники и технологии, является составной частью общественного прогресса. Испытывая зависимость от характера развития общества, определяющего его степень и темпы, НТП через сложную сеть общественных отношений способен, в свою очередь, оказывать существенное воздействие на все стороны общества: экономическое развитие, социальную структуру, по-литическую и культурную жизнь. Современный НТП — важнейший фактор перехода индустриального общества в его постиндустриальную или информационную фазу, глобализации производственной и других форм жизнедеятельности людей. Поэтому НТП является объектом внимания политических партий и государственной власти.

Ноосфера (от греч. noos — разум и sphaira — шар, сфера, небо) — понятие, используемое в науке и развитое В.И. Вернадским. Ноосфера — это новое эволюционное состояние биосферы, когда разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Познавая законы природы и совершенствуя технику, человек преобразует природу в соответствии со своими интересами, включая в нее все новые планетарные и космические явления. Этот процесс характеризуется как высшее состо-яние в истории и эволюции планеты, когда стихийное течение геологических процессов, уступает место процессам, намеренно вызванным человеком искусственным образом. Согласно взглядам Вернадского, ноосфера — естественное и закономерное продолжение биосферы, поскольку разумная жизнь, как и живое вещество в целом, выступает не как случайное и локальное, а как глубинное космическое явление. На Земле разумное воздействие на природу требует разумной, рациональной организации и самой общественной (социальной, политической) жизни человека.

О

Общественные отношения — относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в разных сферах человеческой деятельности. Носителями конкретных общественных отношений являются социальные группы (см. Отношения социальные). Отдельный человек является носителем общественных отношений не сам по себе, а как представитель определенной социальной группы. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, застает готовые общественные отношения, реализуя свои цели воспроизводит их в прежнем или измененном виде (см. Социализация). Общественные отношения проявляются в виде интересов, определяемых местом каждой социальной группы в обществе Интересы могут совпадать или противостоять друг другу. Соответственно и общественные отношения могут быть отношениями сотрудничества, консолидации или конфликтными отношениями. Об-щественные отношения могут быть изменены рево-люционным (см. Революция) путем или в ходе эволюции (см. Эволюционизм), модернизации. Характер смены общественных отношений зависит от остроты существующих противоречий и конкретных действий людей, в основном лидеров В переходные периоды, когда рождаются новые общественные отношения и исчезают старые, изменяется само общество, в нем происходят глубокие структурные преобразования.

Общественный прогресс* — поступательное развитие и движение общества, характеризующее переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному Понятие «общественный прогресс» применяется не только к обществу в целом, но и к отдельным его элементам. В фило-софии идея общественного (социального) прогресса возникла по аналогии с идеей развития природы. В истории человечества идея прогресса оформилась в XVII в., что было связано с развитием науки и техники, сопровождающимся признанием доминирующей власти разума. Однако общественный прогресс рассматривался и оценивался по-разному. Одни мыслители признавали общественный прогресс, усматривая его критерии в росте науки и разума (Ж. Кондорсе, К. Сен-Симон), укоренения в обществе идеалов истины и справедливости (Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров); другие отрицали идею прогресса, считая ее ложной (Ф. Ницше, С. Л. Франк). Понятие «общественный прогресс» противоположно понятию общественного регресса.

Общество* — в обобщенном, философском, смысле это часть материального мира, выделившегося из природы, которая имеет надприродную реальность, включающую человека, целесообразную деятельность людей, ее результаты и складывающиеся между ними отношения. Общество — это развернутая в пространстве и развивающаяся во вре#мени сфера бытия человека, среда и продукт жизнедеятельности людей. Особенность общества в том, что в своей деятельности люди создают определенные общественные отношения, образующие социальную сторону деятельности. Виды деятельности соответствуют основным сферам развития общества: производственная (экономическая), социальная, политическая и духовная. Развитие общества во времени создает историю. Происхо-дящие в истории изменения включают смену различных типов обществ (см. Типология обществ), культуры, развитие самого человека как личности. Жизнь общества протекает в постоянном взаимодействии с природой, которую дюди преобразуют, приближая к своим потребностям. Философ-ское осмысление общества прошло длительный и сложный путь. Однако и сейчас, в начале XXI в., по многим вопросам идут споры. Принципиальным является вопрос о существовании специфических законов развития общества, т е о том, что является отличительным признаком общества — социальные отношения или культура, существует ли единство и общая направленность исторического процесса или он распадается на множество самостоятельных культур и цивилизаций, происходит ли развитие общества и какое влияние на него оказывают новые технологии, глобальные проблемы, каковы перспективы развития общества, его способности преодолеть возникшие перед человечеством угрозы.

Онтология (от греч. on (ontos) — сущее и logos — учение, понятие, разум) — учение о бытии. Компонент структуры философского знания, в области которого идет поиск ответа на вопрос: что существует подлинно, а существование чего является иллюзией, заблуждением? Онтология стремится со-здать картину мира, которая позволила бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, глубинные причины его развития. Древнегреческие мыслители воспринимали бытие как истинно сущее, вечное и неизменное, самопорождающее себя, как единство истины, добра и красоты. Подвижное многообразие мира они относили к миру обманчивых явлений. Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность, доступная уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика В Средние века мыслители придавали онтологии теологический смысл, отож-дествив понятие бытия с Богом, Обоснование всех философских учений и систем строилось на онтологии. В материализме XVII—XVIII вв. бытие отождествляется с природой, что равносильно отрицанию онтологии. С позиции И. Канта не может быть онтологии как учения, независимого от учения о принципах познания, а это означает совпадение онтологии и гносеологии. Интерес к онтологии в западноевропейской философии в XIX в. резко упал, появились психологические и гносеологические трактовки онтологии. В начале XX в. философия вернулась к теме онтологии как универсальной теории бытия, полученной путем синтеза естественнонаучных, философских и иных знаний (Э. Гуссерль, Н. Гартман, неотомизм, М. Хайдеггер и др.). Русские религиозные философы (XIX—начала XX в.) разрабатывали проблему онтологии, признавая, что бытие существовало вне зависимости от результатов человеческой деятельности.

«Осевое время» истории — одно из наиболее значимых понятий в современной философии истории и исторической культурологии, получившее широкое распространение после его введения и характеристики философом-экзистенциалистом К. Яс-персом (в работе «Истоки истории и ее цель»). «Осевое время», по Ясперсу, — своеобразный центр истории, который и принадлежит историческому времени, и возвышается над ним (как бы выпадает в «вечность»). Культура этого времени («осевая» культура) обладает особыми чертами: универсальностью, рефлексивностью, гуманистичностью. Хронологически «осевое время» ограничено промежутком между VIII и III вв. до н.э., а пространственно — пятью территориями (Китай, Индия, Персия, Израиль, Греция), на которых соответствующие этносы создали независимо друг от друга такие культуры, где впервые появляется «подлинный человек в его духовной открытости миру». Конфуций, Будда, За-ратустра, Исайя, Сократ — основные имена мыслителей, заложивших основы единой для всего человечества «осевой» культуры и сформировавшейся на этой основе в трех культурных областях (в Китае, Индии и на Западе) «философской веры».

Структурирование исторического процесса с помощью идеи «осевого времени» позволило представить его в виде последовательности эпох: доистория — эпоха замкнутых культур — «осевое время» — эпоха постосевых культур — мировая история — современность и будущее. В этом понимании истории сделана попытка преодоления противостояний формационной и цивилизационной истории и восстановления исторического универсализма.

Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. Проблема этого отношения имеет два аспекта: 1) Что первично? 2) Познаваем ли мир? В зависимости от ответов на первый вопрос выделяются основные философские школы: материализм, идеализм, дуализм. На второй вопрос отрицательный ответ дают агностицизм и частично скептицизм.

Ответственность* — филосовская категория, от-ражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, группой, социумом с точки зрения социального осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Разграничивают ответственность нравственную, юридическую, историческую и т. д. Она может быть индивидуальной или коллективной. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве основы внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения выступает совесть. Она является нервной реакцией человека на противоречие между его поступками и нравственной позицией. Понятие ответственности тесно связано с правовой культурой. Предполагает -осознание последствий в момент деяния, что фиксируется понятием вины.

П

Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Виды познания: обыденное, научное, философское, религиозное, мифологическое художественное, социальное. Ни один из этих видов познания не является изолированным от осталь-ных, все они тесно взаимосвязаны. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект и объект. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, а в широком — все общество. Объектом познания являются либо познаваемый предмет, либо весь окружающий мир. Существуют две ступени познавательной деятельности: первая ступень — чувственное познание; вторая ступень — рациональное познание (от лат. ratio — разум). Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики полагали, что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум. Многие философы считают, что движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины со-ответствующую именно ему форму практики: обыденную практику, наблюдение, эксперимент и т.д. Помимо практики, существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику.

Практика (от греч. praktikds — активный, деятельный) — понятие, которое по-разному толкуется в различных философских и социологических концепциях. Является ключевым в диалектико-матери-алистической философии. Здесь практика — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Важнейшие формы практики: 1) материальное производство (труд), преобразование природы, «естественного бытия»; 2) социальное действие — преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, изменение форм управления и т. п.); 3) научный эксперимент. В процессе познания практика выполняет функции его источника, основы, цели и решающего критерия истины.

Природа* (от греч. physis и лат. natura — возникнуть, быть рожденным) — одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении. Выделяют три основных смысла термина «природа»: 1) как происхождение вещи, ее первоначальная сущность; 2) как совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культуры и цивилизации; 3) как объект естествознания. Для обществознания наиболее важен второй аспект, поскольку общество и культура возникают на базе природных закономерностей. Представления о природе как пространстве для развертывания человеческих сущностных сил была особенно актуальна в XIX в., когда успехи естествознания давали надежду на использование сил природы для удовлетворения потребностей человека. Научно-рационалистический подход к природе превращал ее в постоянный объект приложения сил человека с целью выживания и обеспечения элементарного существования. Используя вещество и энергию природных объектов, человек,- в сущности, посто-янно боролся с природой, отстаивая свою жизнь, свое право на бытие. Экологический кризис, поставивший под вопрос выживание и дальнейшее развитие человечества, заставляет по-новому взглянуть на природу и ее эволюцию. Ряд исследователей считают, что наша Земля — это «живая планета Гея», способная регулировать физические условия в масштабе всего организма планеты. Планета сейчас «больна человеком», и речь должна идти о переориентации всей жизни человечества на спасение Земли. Эти идеи высказывались еще в начале и середине XX в. в концепциях выхода человека в космос (К. Э. Циолковский), перехода биосферы в ноосферу (В. И. Вернадский) и др.

Природа и культура — понятия, отражающие взаимосвязанные аспекты человеческого бытия. В самом человеке и среде его обитания совмещены естественное (природное) и искусственное, рукотворное, созданное человеком (культура). Проблема взаимоотношения природы и культуры имеет два аспекта: а) допустимую степень вмешательства человека в природные процессы в связи с проблемами экологии; б) предел вмешательства в природу самого человека, что связано с развитием генетики.

Понимание природы как области приложения разума человека, как объекта преобразования и подчинения человеком стало доминировать в рамках западноевропейской культуры. В рамках же восточных (традиционных) культур сформировалось совершенно противоположное видение природы и отношения к ней человека. В связи с этим на современном этапе возникает необходимость формирования нового мировоззрения, в котором были бы синтезированы лучшие традиции человеческой культуры по отношению к природе как основе жизнедеятельности людей.

Природное в человеке* — при анализе этого отношения следует учитывать, с одной стороны, природное происхождение человека, его генетическое родство со всем миром живого, и прежде всего гоми-нидами, а с другой — его возвышение над природой и принадлежность к миру культуры. Специфика природной организации человека в сравнении с другими животными заключается в прямохождении, совершенствовании кисти руки как хватательного и способного к труду органа, увеличение объема мозга (в среднем 1450 куб. см), развитие лобных долей, появление речи, развитие функциональной асим-метрии полушарий мозга. Вместе с тем у человека в сравнении с животными утрачиваются острота органов чувств, физическая сила и выносливость; удлиняется период детства, затрудняется процесс родов, появляются «болезни цивилизации», а также немотивированное агрессивное поведение. В ряде концепций философской антропологии человек трактуется как «больное животное». Человеческое поведение определяется не только инстинктами, но и является актом свободной воли. Последнее обстоятельство несет в себе возможность хищнического отношения к природе, что вызвало современный экологический кризис. Природное в человеке всегда связано с социальным (см. Социальное в человеке).

Прогресс и регресс — понятия для выражения противоположных форм развития. Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — тип (форма), направление развития, характеризующегося переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Регресс (от лат. regressus — движение в обратную сторону) — переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, к старым, изжившим себя формам, застой, изменение к худшему.

Развитие — закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Является основным предметом изучения диалектики. Развитие связано с необратимыми изменениями, происходящими в объектах. Обратимые изменения связаны со случайными изменениями катастрофического типа. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Развитие связано с системным характером необратимых изменений, приводящих к новому качеству. Можно выделить характерные признаки развития: качественный характер изменений, их необратимость, направленность. В истории философии известны несколько моделей развития (моделей диалектики). Многочисленность концепций развития говорит о сложности самого явления, его многогранности и разнообразии. Развитие бывает или экстенсивным (проявление или увеличение уже имеющегося), или интенсивным (возникновение качественно новых форм). С другой стороны, развитие может быть экзогенным {ненастоящим, стимулируемым извне, окружающим миром) или эндогенным (настоящим, источник находится внутри самого развивающегося объекта). Развитие в обществе, в истории культуры определяется понятиями прогресс и регресс.

Рациональное познание* — ступень познания, на которой с помощью мышления осуществляется упорядочение данных, полученных в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание имеет три формы: понятие, суждение и умозаключение. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Выражается в слове, но не тождественно ему. Суждение -— это форма мышления, устанавливающая связь между отдельными понятиями, с помощью которой утверждается или отрицается что-либо. Суждение может быть истинным или ложным. Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Более подробно понятия, суждения, умозаключения изучаются в логике. Рациональное познание тесно связано с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке.

Революция* -от лат. revolutio — поворот, переворот) — 1) коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений, природы, общества или познания, т.е. переворот в области мировоззрения, науки, техники, искусства и т. п. (научно-техническая революция, промышленный переворот и т.п.); 2) коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего политического строя и установлению новой власти (Великая французская революция, Октябрьская революция 1917 г. в России и др.). Такую революцию называют социальной. Революция является основным понятием в марксистской теории обще-ственного развития — историческом материализме. Опираясь на это понятие, исследуются причины, механизм и движущие силы перехода от одной общественно-экономической формации к другой. По характеру противоречий в обществе определяется тип революции. В марксизме всякая социальная революция признается вершиной классовой борьбы. Экономической основой революции являются противоречия способа производства — между производительными силами и производственными отношениями. В процессе революции разрушаются старые производственные отношения, что открывает простор развитию производительных сил. Любая социальная революция сопровождается насилием и ожесточенной борь-бой, принимающей форму гражданской войны. Революция является противоположностью эволюции — постепенному изменению.

Самосознание — акт непосредственного обращения сознания к самому себе. В процессе самосознания формируется своеобразное смысловое отношение идентификации, оценки, согласия или несогласия с деятельностью сознания, нацеленного на любого рода познавательные, нравственные, эстетические, личностные и другие действия. В своей рефлексивной деятельности самосознание обнаруживает принципы, формальные и содержательные предпосылки собственно сознательной деятельности, «внутренне» рассматривает предметное содержание знания, производит его критический анализ, уясняет возможные методологические формы постижений. Самосознание выступает условием самопознания личности, раскрывает строение и специфику ее духовного и ценностного мира.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями. В истории философии имеются различные понимания этого явления: «соблазнительное имя, вводящее в заблуждение» (Г. Гоббс), «странная вещь» (И. В. Гете), «многозначная, доступная величайшим недоразу-мениям идея» (Г. Гегель). Под лозунгами свободы формировалась буржуазная цивилизация. Традиционно раскрывается через систему понятий воля, произвол, необходимость, отчуждение, ответственность и др. Многими употребляется как термин, обозначающий разное содержание, формировавшееся в разные эпохи. Свобода рассматривалась в двух основных направлениях: 1) гносеологическом (см. Гносеология), видящем основу свободы в познании (Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс и др.); 2) гуманистически-натуралистическом, предполагающем возможность раскрытия природных или приобретенных в культуре задатков и способностей, что связано с формированием целостной, гармонически развитой личности. Свобода — это всегда выбор. Выбор связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора). Только возможность выбора порождает ответственность личности за принятое решение и совершенные поступки. Свобода и ответственность — две стороны одного целого — сознательной деятельности чело-века Свобода порождает ответственность, которая, в свою очередь, направляет свободу. Иными словами, свобода связана с необходимостью. Абсолютизация необходимости (например, объективных законов бытия, развития общества) ведет к фатализму (от лат. fatum — рок, судьба). Пренебрежение необходимостью порождает ошибки, произвол и вседозволенность. В настоящее время проблема свободы исследуется с учетом новой реальности, возникающей в режиме цивилизационного поворота, прежде всего глобализации и информатизации общества.

Скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления, а следовательно, отрицающее достоверность существующих знаний. Особое сомнение вызывает проблема надежности истины, что заставляет критически-недоверчиво относиться к истинности чего-либо В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее отказаться от категорических суждений.

Смерть — специфическая форма реализации конечности живых существ. Длительное время была предметом внимания только религий, в той или иной форме рассматривавших смерть не как конец, а как трансформацию жизни. Первые суждения о смерти философов Сократа и Платона не выходили за рамки религиозных идей. Только в Новое время, когда секуляризация (от лат. saecularis — светский) захватила общество, смерть и бессмертие стали толковаться как внутренне присущие жизни. Это истолкование приобрело две основные формы: 1) смерть позволяет обнаружить и придать смысл жизни (М. Хайдеггер), она более важна по сравнению с жизнью' «Важно не то, как ты жил, а то, как ты умер» (Ф. Ницше); 2) смерть не есть источник жизненного смысла, подлинности и индивидуализации (Ж. П. Сартр, А. Камю). Религия проповедует разные взгляды, направленные на преодоление естественного страха людей перед смертью: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство) и т.п. В материализме господствует идея о том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей, потомках.

Сознание* — способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Это весьма сложное, многогранное, многоаспектное явление, возникающее лишь на определенном этапе развития живой природы. Сознание — это не просто некий образ, а идеальная форма деятель-ности, которая ориентирована на активное отражение и преобразование мира. Процессы сознания носят скрытый характер, что затрудняет его исследование. Аристотель впервые раскрывает структуру сознания, подчеркивая его связь с языком. Философы Нового времени показывают различные уровни организации сознания, его активности, ис-торизм, диалектику чувственного и логического, индивидуального и социального. И. Кант открывает сферу чистого сознания, указывает на его временность. Согласно К. Марксу, сознание есть «общественный продукт». Достаточно условно в структуре сознания можно выделить четыре составляющие: восприятие органами чувств окружающего мира и себя самого, получение первичных знаний; логико-понятийные способности, позволяющие выйти за пределы непосредственного чувственного опыта, познать закономерности и внутренние связи, получив новую глубину знаний на этой основе; эмоциональные компоненты сознания — сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.; ценностно-смысловые компоненты — содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, воображение и интуицию. Одна из важнейших форм сознания -— активность. Она проявляется в целенаправленном и избирательном отражении мира, конструировании теоретических моделей, объясняющих закономерности его развития, получении прогнозов на будущее, преобразовании действительности.

Социальное в человеке* — обозначение проблемы социальной природы человека, сторонники которой утверждают, что природа человека всецело социальна, что он формируется в качестве человека только в обществе, вне которого не возникают такие его способности, как сознание, самосознание, мышление, творчество, целесообразная деятельность и др. Тем более это относится к их культурно-смысловому содержанию. Даже строение мозга, химический состав тканей и крови, человеческая чувственность формируются до собственно человеческих параметров только в общественной среде. Человек не может быть понят в своей изолированности, вне соответствующих связей в виде системы общественных отношений и предметного мира культуры. Подходу, абсолютизирующему социальное в человеке, противостоит подход, стремящийся учесть биологическое в человеке.

Социальное познание* — процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания. Это оказывает влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. В ходе социального познания общество познает себя. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов — субъектов познания. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. К ним относятся: действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; продукты материальной или духовной деятельности людей; мнения, суждения, оценки людей. Отбор и объяс-нение этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако установить ее в процессе социального познания нелегко. Объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. Ограничена и возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент. Наиболее распрост-раненным методом социального исследования является научная абстракция, поэтому в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов. Главным источником получения знаний об обществе является социальная практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении толь-ко относительных истин. Понять и правильно описать общественные процессы можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. В социальном познании особое внимание уделяется индивидуальному, но на основе конкретно-всеобщего, закономерного Это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Между объектом и субъектом познания существуют разные источники (письменные, археологические и др.), т. е. социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выражении.

Схоластика (от лат. schola — школа, школьный) — способ мышления, опирающийся не на реалии жизни, а на формальную правильность чисто словесных (вербальных) рассуждений. Термин «схоластика» употребляется в двух смыслах: 1) средневековая «школьная философия», представители которой — схоласты — стремились дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению. Средневековая схоластика в определенной степени разра-ботала формальную логику; 2) форма метафизического мышления, полностью оторванная от «живой жизни», реальной действительности. Схоластика несовместима с критическим мышлением, поскольку навязывает уже готовый результат. Схоластика вошла в историю мысли как синоним бесплодного умствования, пустой и бессодержательной словесной игры.
Теги: Словарь-справочник по обществознанию
Просмотров: 22 | Добавил: creditor | Теги: Словарь-справочник по обществознани | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close