Главная » Словарь-справочник по обществознанию
20:52
Словарь-справочник по обществознанию
Теория познания (гносеология: от греч. gnosis — познание и logos — слово, учение) — раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру его познавательной деятельности, типы и формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания, рассматривая их в контексте мировоззренческой проблематики. В теоретико-познавательных учениях древнегреческой философии были заложены основы теории познания, из которых исходило ее последующее развитие в европейской философской мысли. В Средние века, когда в Европе и мусульманских странах господствующей формой мировоззрения стала религия, тематика теории познания оказалась связанной с вопросами соотношения знания и веры. Серьезные изменения в понимание самого познания, а также места и роли проблематики теории познания в системе философии привносит с собой Новое время. Именно в этот период теоретико-познавательная проблематика теории познания выдвигается на передний край философского исследования. Формируются фундаментальные гносеологи-ческие концепции, устанавливается органическая связь теории познания с логико-методологическими теориями научного познания. Исходной мировоззренческой предпосылкой понимания познания в Новое время является изменение представлений о месте и роли человека в мире. Человек осознается как самодостаточная сила, способная, не опираясь на внешний авторитет или на традицию, осущест-вить достоверное познание реальности в подлинности ее бытия. Важнейшей проблемой современной теории познания как самостоятельной философской дисциплины становится возможность ее взаимодействия с интенсивно развивающимися специальными науками, изучающими знание и познание: логикой, методологией и историей науки, информатикой и т. д. Поскольку субъектом познания является человек, теория познания использует данные разных наук о человеке. При изучении лич-•ности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. Большое влияние на развитие теории познания оказывают математика, кибернетика, синергетика, естественные и гуманитарные науки.

Утопия (от греч. и — нет и topos — место, т.е. место, которого нет) — социальная идея об идеальной, гармоничной совместной жизни людей. Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Понятие «утопия» было впервые введено Т. Мором. Утопические идеи являются составной частью религиозных верований, этических, правовых теорий, систем воспитания и т.п. Каждая эпоха создавала свой идеал общественного устройства Утопия является своеобразным литературным жанром В утопических сочинениях изображается идеальное место и время событий: Т. Мор «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилуч-шем устройстве государства и новом острове Утопия»; Т. Кампанелла «Город Солнца» — утопия места; «Золотой век» Гесиода; «Год 2440» Д. Мерсье — утопия времени. Существуют и технократические утопии — Ф. Бэкон «Новая Атлантида» и др. Подобные социальные утопии превращают вымышленный художественный образ в мировоззренческий идеал, влияющий на выдвижение социальнозна-чимых целей. Утопия — это образ мышления, свойственный человеческому разуму, который критически воспринимает существующую реальность и порождает желание ее изменить, создать новый, более гармоничный мир. Часто утопический обще-ственный идеал в массовом сознании представляет ценностную ориентацию усредненного человека, для которого красота подменяется пользой, стремление к истине — благополучием, счастье достигается взамен свободы. Зачастую утопия — это система идей, выражающая интересы отдельных социальных групп, которую они пытаются навязать всему обществу. В литературе утопии перерастают в жанр антиутопии, т.е. негативной утопии, где раскрываются наихудшие образцы государственного устройства, антигуманные общественные теории и идеологии, неестественные для человека отношения и нормы. Произведения этого жанра дают возможность реально оценить прошлое и настоящее. Среди подобных произведений можно выделить: Е. Замятин «Мы»; Дж. Оруэлл «Скотный двор», «1984 год»; А. Берджесс «Повелитель мух» и др.

Ф

Факт (от лат. factum — сделанное, свершившееся) — важнейшее понятие, раскрывающее процесс познания. Чаще всего употребляется в трех значениях. 1) фрагменты действительности, относящиеся либо к объективной реальности («факты действительности»), либо к субъективной реальности («факты сознания»); 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана; 3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Второе и третье зна-чения совпадают с понятием «научный факт» и являются элементом научного знания. Факт — это базис, фундамент любой науки, своеобразная «единица изучаемого предмета», поэтому знание о факте должно быть максимально достоверным и строгим. Противоречие между научными теориями и фактом служит основной силой развития познания.

Философия истории — область, исследующая внутреннюю логику развития человеческого общества. Философия истории выделяет общие законы, черты и свойства, решает проблемы социального прогресса и регресса, дает теоретическую реконструкцию исторического прошлого. Философия истории имеет свой категориальный аппарат, прогресс, социальный детерминизм, цивилизация, формация, социальное время и пространство, законы общества, менталитет, производственные отношения и т. п. Главные проблемы философии истории: смысл истории людей и методы понимания этого смысла; возможность универсальной истории всего человечества; направленность исторических процессов; цели истории и проблема исторического прогресса: разумность и закономерная необходимость исторических явлений и процессов или, на-против, их случайность, неразумность, спонтанность; типология истории, ее членение на формации, цивилизации, суперэтносы и т.д.; ценности людей, реализующиеся в истории; отношения человека и его сознания с социокультурной средой. Философия истории прошла ряд этапов в своем развитии. Идеи и проблемы, относящиеся к философии истории, разрабатывались в Античности (Фукидид, Геродот, Полибий, Тацит, Плутархи пр.), в Средние века {Августин Блаженный, Фома Аквин-ский, А. Комнин и др.) и в эпоху Ренессанса (Н. Макиавелли, Т. Мор и др.). Подлинный расцвет философии истории начинается с Нового времени и особенно французского Просвещения (XVIII в.). Вольтер впервые ввел термин «философия истории» или «научная история», различая описательную эмпирическую историю как знание фактов от философии истории как теоретической реконструкции исторического процесса в его необходимости и сущности. Французские просветители: Вольтер, Дж. Вико, Ж. Кондорсе, А. Тюрго, Ж. Ж. Руссо и другие сближали «естественное», «разумное» и «должное» в истории, противопоставляя ему «неестественное», «неразумное» и «неправильное». Огромный вклад в философию истории внес Г. Гегель, представлявший историю диалектически, т. е. как развивающийся процесс, идущий не по кругу, а по спирали с усвоением на каждом витке прошлого опыта. Историю Гегель рассматривал как историю человеческого духа, а движущей силой исторического процесса полагал разум. Всемирная история есть творение божественного разума или «Мирового духа». Содержание истории — сознание свободы, которое проходит ряд этапов от свободы одного (деспотия) через свободу граждан (античный мир) к всеобщей свободе (христианские романо-гер-манские народы). Критерием исторического прогресса является продвижение общества к принципам свободы. В дальнейшем философы либо развивали идеи Гегеля, либо критиковали их. Так, К. Маркс дополняет диалектический метод познания истории формационным и классовым подходами. История человечества понимается как процесс закономерной, последовательной и революционной смены общественно-экономических формаций, в основе которых лежит способ производства материальных благ. Переход от одной формации к другой влечет переход власти от одного господствующего класса к другому. Власть достигается путем борьбы классов. Высшая форма классовой борьбы — революция, в ходе которой меняется политическая над-стройка, к власти приходит новый класс, торжествуют новый способ производства и новая формация. Философия истории Маркса является оптимистической. А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, А. Тойнби и другие создали пессимистическую философию истории. Шопенгауэр писал, что история людей — это история страданий и ошибок, которые воспроизводятся вновь и вновь. В основе мира лежит не разум, а неразумная воля. В истории нет прогресса, история — это только представление людей об истории. Шпенглер отрицал линейное движение истории и прогресса, утверждая, что всемирной истории нет и быть не может, потому что в реальности существуют только культуры, которые рождаются, развиваются и гибнут примерно каждую тысячу лет. Между культурами нет преемственности, они развиваются циклично и замкнуты в себе. Последний этап гибели культуры он назвал «цивилизацией». Современная философия истории ('К. Ясперс, X. Ор-тега-и-Гассет, К. Поппер. Л. Н. Гумилев, Р. Дж. Кол-лингвуд, Фукуяма и др.) на вопросы о смысле человеческой истории, ее движении к прогрессу отвечают отрицательно. Сегодня большое значение приобретают теологические концепции философии истории, связывающие историю людей с Богом, принципами веры и христианской религии (П. Тил-лих, Э. Трельч, А. Швейцер, Р. Бультман и др.).

Философская антропология — раздел философского знания, направленный на осмысление универсальных характеристик человека. Философия рассматривает человека как особый род сущего, отличного от всех других существ. Осмысливаются проблемы человеческой природы и бытия, анализируются категории человеческого существования, учение о происхождении и эволюции человека. Философская антропология имеет длительную истб-рию. Античные философы рассматривали человека как образ космоса, как микрокосм (малый мир). Человеческое и природное, знания о которых были фрагментарны, то и дело отождествлялись. Платон первый заговорил о человеке как о комбинации души и тела. Душа принадлежит к бестелесному, к миру идей. Аристотель говорит о единстве души и тела. Античные мыслители пришли к пониманию двойственной природы человека. В средневековой философии главное размежевание происходит в природе человека между «плотским» и «греховным». Природа человека понималась как трехчаст-ная: тело — душа — дух. В Новое время Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Тело и душа не имеют ничего общего.

Ясное содержание души — это сознание. Для И. Канта человек тройствен, он реализует единство трех способностей души — познавательной, чувственной и желания. Главная особенность человека — способность к эстетическим суждениям и этике долга. К. Маркс считал определяющим в человеке трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. В философии Нового време-ни появилась и идея о сверхчеловеке (Ф. Ницше). Теперь разум понимается как заблуждение, болезнь, омертвляющая человека, во главу угла ставится лидерство, страсть, буйство фантазии и импровизации, протест против послушания и всякой хилости. Философия XX в. продолжает поиск подлин-ности человека. Гуссерль провозглашает природой человека феноменологический (греч букв. — учение о феноменах) опыт его сознания. Этот опыт избавляет от забвения жизненного мира человека и позволяет преодолеть различного рода кризисы, в том числе связанные с неосторожным развитием науки и техники. Экзистенциалисты подняли вопрос о подлинности индивидуального человеческого существования. Их девиз: живи свободно, но ответственно. Суммируя сказанное о человеке в различных философских школах, можно считать, что: 1) человек уникален и универсален, он венец природы; 2) человек — соотношение внутреннего (духовный мир) и внешнего {различные формы деятельности, игра, труд, творчество). В итоге он оказывается существом социальным; 3) человек един, но он состоит из разных частей: биологической, действующей, разумной, чувственной, рациональной, этической и т.д.; 4) человек — существо историческое, в качестве такового он устремлен в будущее; 5) человек несет бремя ответственности перед самим собой, он нацелен на гуманистические принципы и идеалы, постоянно стремится к их обновлению. Человек столь многообразен, что постижение его природы не может быть завершенным. Человек и его жизнь обладают универсальными ха-рактеристиками, приложимыми к любой эпохе, к человеческому бытию в различных социальных и природных условиях независимо от их конкретных особенностей. Философскую антропологию следует отличать от антропологии как частной науки, прежде всего культурологии. Культурная антропология занимается изучением быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Таким образом, философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода.

Ц

Цивилизация (от лат. civis — гражданин) — это ус-тойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типом личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок. Понятие введено просветителями в XVIII в. для обозначения высокоразвитого в культурном отношении общества, основанного на государственно-правовых, разумных и справедливых началах. В последующем это понятие приобретает столь же многозначный смысл, как и «культура». Зачастую понятия «цивилизация» и «культура» толкуются как синонимы. У многих авторов это понятия разделяются и даже противопоставляются. В философских концепциях XIX—XX вв. встречаются различные интерпретации цивилизации. Так, американский этнограф Л. Г. Морган предложил универсальную периодизацию истории, в контексте которой рассматривал цивилизацию как завершающую стадию, следующую за дикостью и варварством. Со второй половины XIX в. понятие «цивилизация» стало употребляться для обозначения своеобразных, региональных и локальных типов культурных сообществ. Так, Н. Я. Данилевский выделял свыше десяти культурно-исто-рических типов (цивилизаций): от египетской, китайской, халдейской и т. п. в древности вплоть до противопоставляемых им славянской и романо-гер-манской в современности. Культурная несовместимость подобных региональных цивилизаций, по его мнению, лежит в основе их политической и идейно-религиозной враждебности. Новое звучание понятие «цивилизация» приобрело в историко-философской концепции О. Шпенглера. Он считал, что всемирная история распадается на несколько высших культур, независимых друг от друга и воплощающих в себе различные способы восприятия мира (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, майя). Существование каждой из этих высших культур измеряется примерно тысяче-летием, а цивилизация представляет собой эпоху истощения творческого потенциала культуры и начало ее упадка и вырождения. С середины XX в. широкое распространение получила концепция региональных цивилизаций А. Тойнби. Он признает, что общественное развитие носит естественно-исторический характер. Как природный процесс об-щественная жизнь предстает в виде совокупности дискретных (прерывных) единиц социальной жизни, которые он называет цивилизациями. Он уподобляет их биологическим видам, имеющим свойственную только им среду обитания. Исторический процесс в его концепции «привязан» к географическим условиям, которые играют существенную роль в создании неповторимого облика каждой цивилизации. Идея цивилизации в концепции Тойнби сочетается с социальным прогрессом, поступательным развитием человечества в целом. Все цивилизации, согласно этой теории, проходят одинаковые фазы в своем развитии. Конечной стадией в развитии цивилизации является создание «универсального государства». Он оценивал западную ци-вилизацию как наиболее прогрессивную. В современной философии истории существуют два основных подхода к развитию всемирной истории. Универсалистский, рассматривающий социальный процесс как всеобщий, единый для человечества процесс восходящего развития общества, нашел свое развитие в учениях о формациях, теории индустриального и постиндустриального общества и концепциях «конца истории». Другой подход — ци-вилизационный, базирующийся на смене уникальных, региональных и локальных цивилизаций. В более широком плане в современной науке преобладает стремление рассматривать понятие «цивилизация» во взаимосвязи с понятием «культура».

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тыс. лет назад, О причинах, определивших становление собственно человека, можно высказать только предположения. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как хватательного и производящего орудия, а особенно в увеличении объема мозга и его поверхности. С развитием этих качеств человека связано ослабление его физических функций: притупление остроты чувств, уменьшение физической силы организма (см. Антропогенез). Человек отличается от животных не только существованием сознания, но и способностью осознать самого себя, свою историчность, неизбежность смерти. В то время как поведение животного связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется средой и является сво-бодным. Эта независимость от окружающего мира дает возможность специализировать органы чувств м расширять их функции, создает условия для появления самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления и возникновения совершенно нового явления — памяти и фантазии. Но все это грозит человеку имеющей далекие последствия опасностью потери инстинкта и опасностью противоестественной жизни, вызываемой оттеснением инстинктов. Вследствие того, что душа в известной степени самостоятельна, противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела. Над областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным со-держанием (идеями) вещей, в связи с чем человек все выше поднимается над миром животных и, конечно, все больше удаляется от природы. Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевно-духовной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обра* ботка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда и совместный труд, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой. Зависимость человека от природы, с одной стороны, и его духовно-культурное возвышение над природой — с другой, привели к различным, с философской точки зрения, толкованиям сущности человека и его целей, что отразилось прежде всего в мифах различных религий о сотворении человека. Наиболее продолжительным в вопросе толкования человека было влияние Ветхого Завета. Античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, или познавательной способности, в его способности к образованию политической общности. Европейское Средневековье видело в нем, с одной стороны, подобие Бога, а с другой — творение земных демонических сил. В XVIII в. в человеке различали чувственное явление и «сверх-чувственную» разумную сущность. Последнее из названных понятий стало затем исходным пунктом для идеала гуманизма, который учил, что все люди обладают способностью к совершенствованию. Сущность человека и его место в мире исследует философская антропология.

Чувственное познание* — ступень познания, на которой человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Чувственное познание осуществляется в трех взаимосвязанных формах: ощущении, восприятии, представлении. Ощущение является первичным элементом чувственного познания. Оно сообщает данные об отдельных свойствах предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. В процессе восприятия у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств, предметы и их свойства. Восприятие представляет собой качественно новую степень чувственного познания. Оно зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта. Представление — такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить их мысленно даже в том случае, если они отсутствуют и не воздействуют на органы чувств. Од* нако «чистой» чувственности, свободной от влияния мышления, не существует. В последнее время философами и представителями науки внесены сущест-венные изменения в понимание чувственного познания. Так, выявлена неоднородность чувственного познания, включающего не только образные, но и знаковые компоненты. Оказалось, что чувственные данные получают предметные смыслы и тесно связаны с пониманием. Более подробно ощущения, восприятия, представления изучаются в психологии.

Эволюционизм — научные теории в физике, аст-рономии, химии, биологии, социологии, языкознании и других областях, рассматривающие свои объекты под углом зрения их возникновения и развития, обусловленного определенными причинными факторами и подчиняющегося определенным законам. Эволюционные теории возникли в XIX в. в геологии (Ч. Лайель), биологии (Ч.Дарвин), соци-ологии (О. Конт, К. Маркс). В XX в. эволюционизм был использован для интерпретаций открытий в естественных науках. Разрабатываются обобщенные концепции эволюции и самоорганизации природных и социальных систем, что привело к выдвижению концепции глобального эволюционизма и к созданию современной научной картины мира. Несмотря на значительные успехи в развитии эволюционных теорий, остаются вопросы, далекие, от окончательного решения. Наиболее разработанной на сегодня является эволюционная теория в биологии, имеющая различные наименования — неодарвинизм, биологическая теория эволюции и др. Это сделало очевидными различия между эво-люционно-историческим подходом к исследованию существующих объектов и эволюционной теорией. Если исторический подход (принцип историзма) означает описание форм, стадий и направлений последовательного изменения природных и социальных систем во времени, то эволюционная теория — это учение об универсальных эволюционных силах, механизмах и законах такого изменения. Формулировка таких законов, как и всех других законов науки, позволяет объяснить не только то, что было и есть, но и прогнозировать будущее. Применительно к человеку и человеческому обществу это означает, что силы и механизмы в своем возникновении и развитии подчиняются определенным законам, выявление и формулировка которых и составляют предмет всего комплекса наук о человеке, человеческой культуре и человеческом обществе. Причем, поскольку человек исторически выделился из живой природы в результате длительного процесса антропо- и социогенеза, на него в значительной степени распространяются механиз-мы и закономерности эволюции, выявленные современной биологией. В то же время следует иметь в виду, что поскольку человек выделился из живой природы, он в последующем развивается уже на собственной антропологической и социологической основе. И эта его специфика и независимость от природных факторов со временем только возрастает и по мере роста человеческой культуры все более самоопределяется не только материальными и социальными, но и духовными факторами своего развития (нормами, ценностями, идеалами и пр.).

Экология — понятие, введенное в науку в середине XIX в. и обозначающее взаимоотношение организмов друг с другом и с окружающей средой. С развитием цивилизации человечество все в большей степени воздействует на биосферу, нарушая баланс естественных процессов и вызывая необратимые изменения, ведущие к глобальному экологическому кризису. Человек, создавая новые средства овладения силами природы, утратил не только цель и смысл этого процесса, но и во многом инстинкт самосохранения. Следствием этого является разрушение биосферы планеты и среды обитания человека как вида. Экологи сформулировали три заповеди поведения человека по отношению к природе: «Не навреди!», «Уподобляйся» и «Черпай полной мерой». В этом контексте развиваются идеи экологической этики, в основе которой лежит осознание совместной эволюции человеческого «я» и природы.

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чув-ственный) — учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики — прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входит также возвышенное и низменное, комическое и трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве.



РАЗДЕЛ II. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культурология {от лат. cultura — культура и греч. logos — учение, слово) — наука, исследующая многообразие культурных явлений и связей, дающая научное описание форм культуры. Культурология возникла как гуманитарная традиция западной цивилизации в начале XXf. Термин «культурология» был предложен немецким ученым В. Оствальдом в 1909 г., широкое распространение получил благодаря работам американского антрополога Л. А. Уайта. Он понимал культурологию как путь изучения культуры, в котором постижение отдельных аспектов и форм культуры сочетается с целостным ее исследованием. На становление и развитие культурологии повлияли социально-культурные процессы человеческой цивилизации в XX в. Революционные открытия в науке и технике заставили ученых пересмотреть традиционные взгляды на проблему «природа — культура». Глобализация многих процессов в мире вызвала страх утраты культурной и религиозной самобытности. Очевидно, что переплетение религиозных, национальных, военных, экономических противоречий требует не только социологического, политологического или религиоведческого, но и культурологического осмысления. К особенностям культурологического исследования можно отнести его комплексный, системный характер, сочетающийся со стремлением к детальному описанию различных типов культурных явлений. Современные культурологические знания представляют собой сложный комплекс научных дисциплин, научных школ, методологий и т.д. Теория культуры является одним из элементов культурологического знания. Это попытка обобщённого, философского осмысления культуры, создания понятийного аппарата, теоретических схем, с помощью которых можно описать культуру в ее развитии. Культурологическое знание опирается на историко-культурные исследования, на достижения таких наук, как история, филология, литературоведение, искусствоведение, религиоведение и др. Значительное место в культурологических знаниях отводится социологии культуры, в рамках которой исследуются теорети-ческие и практические вопросы, связанные с изучением политики в области культуры, деятельности организаций культуры. В современной науке боль* шое значение придается социокультурному прогнозированию, проблемам социализации личности через усвоение человеком систем культурных ценностей и норм. Составной частью культурологического знания является культурная антропология — область знания, где большое внимание уделяется этническим элементам культуры, процессам взаи-модействия культур разных народов. Система культурологических знаний постоянно изменяется и развивается. В современной культурологии существуют два подхода, позволяющие исследовать явления культуры. Рационально-объяснительный подход рассматривает культуру как историческое, социальное явление, сущность которого реализуется через функции социальных институтов. На основе анализа функций культурных норм, ценностей, традиций строится теоретическая модель культуры, воссоздается образ жизни людей в том или ином обществе. Описательно-иллюстративный подход является способом самопознания культуры, ориентации личности в традициях культуры. При таком подходе мерой оценки, изучаемых культурных норм и ценностей являются нормы и ценности культуры, носителем которых является сам исследователь. Зачастую познание другой культуры приводит исследователя к самопознанию на основе сформированных у него социокультурных норм и ценностей. Знание собственной культуры, традиций должно опираться на познание других культурных ориентации, что ведет к более глубокому познанию той культуры, к которой принадлежит сам исследователь. Культурологическое знание оценивает плоды деятельности людей и на основе сравнительного анализа культур создает теоретические модели способов социальной практики и образа жизни индивида на разных отрезках исторического времени



В

Восточная культура — обозначение типа культуры обществ, сохранивших свою традиционность. Восточная культура, несмотря на ее различные формы в разных регионах мира, принципиально едина в главном: в ней не было господствующей роли частной собственности. На Востоке собственность была в руках тех, кто обладал властью, что определило некапиталистический путь развития и противопоставило Восток Западу. Хотя восточная культура не является однородной (в ней выделяются культура Дальнего Востока — Китай, Япония, Корея, культура Индии и арабо-мусульманская культура), отсутствие господства частной собственности способствовало формированию ее общих черт1 духовности, иррационализма, мистицизма, общинного начала, коллективизма.

Д

Деградация культуры — ослабление или устранение элементов культуры, которые прежде отличались устойчивостью. Поскольку эти элементы (нормы, идеалы) утрачивают свою ценность, деградация культуры приводит к упрощению культурной жизни. Деградация культуры свидетельствует о кризисе культуры и ее вырождении, означающих утрату культурой положительных качеств.

Динамика культуры — изменения культуры, ее раз-личные состояния в двух или более временных точках. Причина динамики культуры заключается в том, что на основе удовлетворенных потребностей людей возникают новые потребности, которые побуждают их к деятельности, составляющей основу культуры.Выделяют два вида динамики культуры — эволюцию и революцию. Культурная эволюция — количественные изменения культуры, не выходящие за рамки существующего качества. Культурная революция — переход культуры в новое качество. Такой переход завершает цикл в развитии культуры, включающий ее становление, наивысший подъем и кризис. Если взять в качестве критерия возможность развития творческого потенциала личности, то можно выделить такие виды динамики культуры, как культурный прогресс и регресс.

Духовная культура* — один из аспектов понятия «культура», включающий достижения науки, художественное творчество, общественные идеи и теории, язык, навыки участия людей в политической жизни, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, религиозные воззрения, формы приобщения людей к до-стижениям науки, литературы, искусства. Духовная культура содержит в себе наряду с духовными элементами и материальную основу своего существования — печать, театры, музеи, библиотеки и т.д. Таким образом, духовная культура — это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, ее результаты — новые идеи знания, духовные ценности, а также отношения между людьми, возникшие в процессе духовного производства.

Западная культура — культурно-историческая традиция, зародившаяся в бассейне Эгейского моря и включающая классическую эллинскую, греко-римскую, романо-германскую культуру христианского Средневековья и новоевропейскую культуру. Термин «западная культура» возник из самоназвания западноевропейской культурной общности, проти-вопоставившей себя Востоку — цивилизациям Старого Света, расположенным к востоку и югу от Западной Европы. Наряду с термином «западная культура» используются термины «христианский мир» и «Европа». Западная культура не подразумевает этнического единства, развиваясь как комплекс отдельных народов и государств. Экспансивные устремления (Крестовые походы, захват и колонизация, «новых» земель, открытых испанцами и португальцами в XVI в., жестокие колониальные войны) способствовали подвижности ее географических границ (в наши дни западная культура включает Северную Америку и другие части суши, заселенные выходцами из Европы). Основные черты западной культуры: приоритет разумного, рационального, абсолютизация роли науки в системе культуры, активное технико-технологическое преобразование мира, динамизм, установка на продуманность и осознанность действий, стремление человека выйти за существующие рамки социального, политического и^иного опыта. Особенностью западной культуры является индивидуализм, Ее отличительные черты: либерализм, рынок, политический плюрализм, личная свобода и др.

И

Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство является воплощением эстетической культуры, которая включает в себя эстетические ценности, потребности, способности и деятельность по их созданию. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека. В обществе существуют разные взгляды на искусство. Одни понимают искусство как подражание природе. Другие воспринимают его как творческое самовыражение личности или как знаково-симво-лическую концепцию. Однако то или иное понимание сущности искусства неотделимо от понимания мира, природы человека и взглядов на общество. Понимание искусства как подражание действительности (природе) возникло еще в Античности и осталось актуальным в XXI в. Особенно ярко эти взгляды были представлены в эпоху Возрождения («природа — лучший мастер форм»). Деятели худо-жественной культуры Возрождения ориентировались на идеал, однако основным для творцов художественной культуры было признание безграничности творческого развития человека, его совершенствование, стирание граней между телесным и духовным' началами. В Новое время идея искусства как подражания природе была выражена через постижение ее разумом. Считалось, что критерием красоты может быть ясность, достигаемая только разумом. В век Просвещения основное назначение искусства определялось его познавательной функцией, посредством которой искусство должно выполнять морально-воспитательную и идеологическую задачи. Для сторонников теории самовыражения искусство является сферой проявления активности человека. Искусство, с их точки зрения, должно выражать внутренний мир творцов прекрасного. Искусство создается не силой подражания и следования природе, считают они, а душевным состоянием и эмоциональными переживаниями человека, который способен это состояние передать другим. Знаково-символическая концепция рассматривает искусство либо как замкнутую, автономную систему деятельности, либо как форму связи человека с чем-то запредельным, с Богом. Результаты деятельности в искусстве должны открывать дорогу в иной, потусторонний мир, утверждают сторонники этой теории. Иконопись как образец художественно-эстетической культуры является примером такого взгляда. В современном искусстве отсутствуют строгие правила и каноны. Его символика далека от религиозных взглядов, и тем не менее чаще всего оно функционирует в рамках знаково-символи-ческой концепции. По мнению философа X. Орте-ги-и-Гассета, искусство лишается человеческого содержания. Задача художника, с его точки зрения, заключается в конструировании выдуманного мира, а не в исповеди или проповеди. Только тогда художник станет подлинно свободным и сможет с помощью искусства, т. е. с помощью своей фантазии, изменить видение мира. Существует ря,г теорий происхождения искусства. Сторонники би^ логизаторской концепции усматривают происхо дение искусства из потребности привлечения вни мания противоположного пола. 3. Фрейд считал, что искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности. Интересна игровая теория происхождения искусства, которая причины его возникновения усматривает в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей. В рамках магической теории происхождения искусства оно оказывается формой различных видов магии, внедрен1 ной в повседневную деятельность еще первобытно го человека. Сторонники трудовой теории считали что искусство является результатом труда. Полезные качества предметов становятся объектом худо-жественного наслаждения. Функции искусства: эстетическая, познавательная, коммуникативная, гедонистическая (наслаждения) (см. Гедонизм), творческая, социально-организующая, воспитательная, игровая, компенсаторная и др. По поводу их содержания и соотношения между сторонниками различных теорий ведутся споры.

К

Компоненты культуры — структурные элементы культуры, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. К ним относятся нормы, обряды, обычаи, ритуалы, традиции, ценности. Нормы — правила поведения, ожи- и стандарты, регулирующие взаимодействие

^ания и стандарты, регулирующие взаимодействие "ёжду людьми. Обряды — совокупность символи-зских стереотипных коллективных действий, воплощающих культурные идеи, представления, нормы и ценности, вызывающие определенные коллективные чувства. Обычаи — воспринятые из прошлого формы социокультурной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе и являются привычными для его членов. Ритуалы — форма социокультурно санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок. Традиции — элементы социокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени. Ценности — 1бщие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является же-пательным, правильным и полезным.

Контркультура — 1) оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре Само понятие и движение возникли в странах Европы и Северной Америки во 2-й половине XX в. Философской основой контркультуры явились идеи Г. Маркузе и других критиков буржуазного общества, которые ставили ему в вину антигуманность, проявлявшуюся в потребительском образе жизни, нивелировании человеческих способностей, разрыве с природой и т. д. Представителями контркультуры среди молодежи были прежде всего битники, хиппи и панки, а среди интеллигенции — левые радикалы, кумиром которых стал латиноамериканскийй революционер Че Гевара. Последователи контркультуры стремились к мистическому экстазу, открытости интимных связей, наркомании, экстремизму, нигилизму, технофобии и т.п. Хотя западный образ жизни устоял перед натиском контркультуры, он был вынужден ассимилировать некоторые ее элементы. Элементы западной контркультуры проникали и в Россию; 2} альтернатива культуре, занимающей господствующее положение в обществе. Примером может служить неофициальное искусство, которое обычно называют андерграундом.

Кризис культуры — обязательный и закономерный этап в развитии любой культуры. Культура развивается, преодолевая существующие внутренние противоречия. Сущность кризиса — переоценка духовно-смыслового ядра культуры. Кризис может парализовать культурную динамику, вызвать «болезненные» процессы или даже привести к краху культуры в ее прежнем облике. Однако кризис нередко сопряжен с самоопределением, с обнаружением внутреннего потенциала культуры для дальнейшего развития.

Культура* (от лат. cultura — уход, обработка, возде-лывание земли) — понятие, характеризующее совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм, учреждений, духовных ценностей, отношений людей к природе и самим себе. Начиная с I в. до н. э. слово «культура» стало обозначать воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVII! — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию цивилизация. Понятие «культура» противопоставлялось понятию природа, т.е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него. Одной из труднейших задач является проведение границы между природными и культурными явлениями, особенно это сложно, когда речь идет о самом человеке. Выделяют материальную и духовную культуру. Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты: технику, жилища, одежду, предметы потребления и т. п. Духовная культура — духовную деятельность и ее продукты: познание, воспитание, право, философию, науку, искусство, религию и т. п. Духовная культура воплощается и в материальных носителях (книги, картины, орудия труда и др.), поэтому деление культуры на материальную и духовную носит условный характер. Культура способна отразить качественное своеобразие жизнедеятельности людей на разных этапах исторического развития, в рамках разных ис-торических эпох, т. е. она исторична. Культура характеризует особенности деятельности людей в конкретных общественных сферах (политическая культура, экономическая культура, правовая культура и т. п.). Культура способна продемонстрировать особенности жизнедеятельности разных социальных групп, в то-же время она формирует культурные универсалии — то общее, что свойственно всему человечеству: собственность, мораль, этикет, образование, семья и т. п. Существует также и ценностный (аксиологический, см. Аксиология) подход к куль-туре, когда факты культуры соотносятся с принятой в том или ином обществе системой ценностей и ранжируются на положительные и отрицательные, светлые и темные. Иногда говорят, что природа — это действительность вне ценностей, а культура — действительность с точки зрения ценностей.

Культура и цивилизация — взаимосвязь понятий культура и цивилизация является предметом изучения в философии и культурологии Понятия «культура» и «цивилизация» тесно связаны как по своему происхождению, так и по основным значениям. Однако между ними имеются существенные различия и по смыслу, и по употреблению. Их смысловые сходства заключаются в следующем. Культура и цивилизация в одинаковой степени означают общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды. Оба понятия могут употребляться как противоположные понятиям «невежество», «дикость», «варварство» и т.п. Они применяются для обозначения определенных исторических типов культуры (см Типология культур), например «античная культура» и «античная цивилизация». Оба слова могут указывать на процесс раз-вития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура представляется как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация. Так, почти всегда говорят о «первобытной культуре», но не о «первобытной цивилизации». Зато широко используется термин «цивилизация Древнего Востока», применяемый к древним культурам Египта, Междуречья, Индии, Китая и др. Различия же значения этих понятий во многом связаны с их происхождением. Понятие «культура» происходит из сферы религии, педагогики, философии. Поэтому оно чаще применяется к явлением духовной культуры: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали. Понятие же «цивилизация» со времен эпохи Просвещения употреблялось для раскрытия явлений материальной культуры (техника, экономика, жилище, транспорт и т. д.) и общественной жизни. Когда говорят о «цивилизованных странах», то имеют в виду страны с высоким уровнем экономического, технического и социального развития. С другой стороны, «культурной страной» (с древними культурными традициями^ обогатившими человечество) могут назвать и относительно бедную страну с низким или средним уровнем социально-экономического и технического развития. По той же причине говорят о «конфликте цивилизаций», например западной и мусульманской, а не о «конфликте культур». Правда, термин «конфликт культур» часто применяется современными социологами и культурологами, изучающими процессы взаимодействия разных культур, где нередки столкновения между представителями отдельных культур. Понятие «культура» по преимуществу обозначает культурные особенности, а понятие «цивилизация» — особенности социально-культурной системы разных групп стран, например «европейская цивилизация». В науке существует позиция, которая стоит на резком противопоставлении этих понятий. Наиболее известным примером такого рода является концепция, разработанная О. Шпенглером, которая заключается в том, что культура и цивилизация представляют собой раннюю и позднюю стадии развития локальных «культур-организмов». Эпоха поздней угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется им как упадок и деградация религии, философии, искусства и расцвет машинной техники и технологии, вызванные стремлением людей к комфорту, скоплением их в городах-мегаполисах, опустошительными войнами. Цивилизация, по Шпенглеру, является периодом распада целостности культуры, предвещающего ее скорую гибель.

М

Массовая культура — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления. Она близка к серийному, конвейерному производству Является продуктом современного индустриального урбанизированного общества. Массовая культура активно использует средства массовой коммуникации и информации для тиражирования доступных для масс образцов культуры. Массовая культура присуща широким кругам общества, влияет на многие формы об-щественного сознания и ценностные установки. В современных трактовках понятие «массовая культура» все больше утрачивает критическую оценку. Бесспорна функциональная значимость ее для обеспечения социализации огромных масс людей в условиях сложной, динамичной среды современного общества. Основываясь на простых, стереотипных представлениях, массовая культура выполняет важные жизненные функции для разных социальных слоев общества. Она способствует включению масс в систему потребления, тем самым обеспечивая функционирование массового производства. С появлением новых информационных технологий по-новому функционирует и массовая культура — она существует в условиях множества видов ее культурной продукции. Все эти процессы только усиливают ориентацию массовой культуры на рыночное потребление. Массовая культура становится товаром, имеющим экономические характеристики, — она должна найти своего потребителя, т.е. покупателя. Именно это приводит к приоритетному развитию развлекательной культуры, превращению шоу-бизнеса в один из наиболее доходных видов бизнеса. Происходит жесткая конкурентная борьба за сегменты рынка культурной продукции. Развитие глобальных сетей придало этой борьбе глобальный характер. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам — они могут сохраниться только на периферии культурной жизни, В процессе жизненного цикла сов-ременного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10%, а остальная подчиняется законам товарного рынка. Тем не менее борьба между защитниками ценностей культуры и сторонниками применения критерия «товарность» к любому виду продукции, в том числе и культурному, продолжается. Массовая культура, особенно по причине существования основного критерия ее успеха —- коммерческой состоятельности, продолжает лидировать и в начале XXI в. выполняет свою духовную и социальную роль.

Материальная культура — аспект понятия культура, соответствующий материальной стороне трудовой деятельности человека. Она создается в процессе материального производства. К материальной культуре относятся средства производства, орудия труда, средства потребления, производственные отношения, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления, а также технический уровень производства в целом, навыки и умение людей пользоваться техникой, научная организация труда. Однако материальная культура, являясь стороной материального производства, не тождественна ему, Она характеризует производство с точки зрения создания условий для жизни человека, его развития, а также реализации способностей человека в процессе материальной деятельности. В широком смысле материальная культура — это «культура, одетая в вещь», т е. то, что имеет непосредственно утилитарное значение, что человек использует непосредственно для своей жизнедеятельности.

Межкультурное общение — сложный многоуровневый процесс взаимосвязи и взаимодействия культурных общностей, культурных групп, отдельных представителей различных культур. На макроуровне это и спонтанное взаимодействие цивилизаций, и международные отношения, регулируемые государственно-политическими структурами, и взаимоотношения между локальными этнографическими и конфессиональными общностями, К межкультурному общению могут быть отнесены только такие формы контактов культур друг с другом, которые влекут за собой изменение глубинных структур ценностных ориентации и всей культурной жизни. Более крупная по численности и активная по роли культурная группа способна оказать большее влия-ние в процессе общения, нежели малая В культурологии принято выделять культуру-донор (которая больше отдает, чем получает) и культуру-реципиент (в основном принимающую). Оценить положительные и отрицательные последствия межкультурного общения на макроуровне крайне сложно, поскольку наблюдать их можно только на длительном историческом промежутке времени и специальных критериев для этого пока не существует. На микроуровне межкультурное общение — процесс коммуникации людей, являющихся носителями отличных друг от друга культурных ценностей или поведенческих норм, при котором происходит обмен информацией. Если в рамках единой культурной сис-темы общение происходит естественным путем, то в межкультурном общении от индивидов требуются особые навыки и усилия. Обучение этому начинается в детском возрасте через знакомство со сказками, играми других народов и культур и продолжается в других формах в течение всей жизни индивида в процессе межкультурного общения.

Мировая культура — термин, имеющий в современной культурологии несколько значений: 1) совокупность лучших достижений всех национальных культур планеты; 2) новый тип культуры, приходящий на смену существованию разрозненных национальных культур вследствие их глобальной интеграции в мировое сообщество. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур системы общечеловеческих ценностей, установок и ориентиров. Однако культурная универсализация не означает унификации, т.е. сведений всего многообразия национальных культур к какому-либо единому образцу. Формированию мировой культуры способствует рост и интенсивность различных связей — политических, экономических, коммуникационных, культурных. Важная роль в этом процессе принадлежит СМИ как каналам трансляции ценностей и смыслов массовой культуры. Актуальным становится также широкое распространение глобальной информационной сети — Интернета. В рамках современного культурологического мышления выдвигается идея о том, что сопряжение в понимании культуры двух смысловых аспектов — широкого (культура как всеобщий процесс духовно-материального развития человечества) и узкого (культура как форма жизни социальной группы, этнической или национальной общности) позволяет представить историю не как процесс ассимиляции различных культур в империю общей мировой культуры, а как процесс их сосуществования и взаимодействия. Существует и другая позиция, утверждающая неизбежность глобализации в сфере взаимодействия культур и деградации на этой основе национальных культур, которые размываются универсальными стереотипами в области потребления культурных ценностей. Следует иметь в виду, что процесс интеграции мировой культуры весьма сложен и противоречив.
Теги: Словарь-справочник по обществознанию
Просмотров: 36 | Добавил: creditor | Теги: Словарь-справочник по обществознани | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close