Главная » Словарь-справочник по обществознанию


20:52
Словарь-справочник по обществознанию
Н

Национальная культура — одно из базовых понятий, являющееся общим для целого ряда наук (культурологии, этнологии, истории, культурной антропологии и др.), использующих отдельные его срезы. В широком смысле национальная культура — культура национальной общности, специфический тип групповой культуры. В современной науке субъектом национальной культуры полагают народ (этнос), а понятия «национальная культура» и «культура этническая» зачастую отождествляются. В основе формирования национальной культуры лежит опыт совместной жизнедеятельности, на базе которого складываются общие черты (язык, образ жизни, бытовая культура, система представлений и т. д.), аккумулируется культурно-исторический опыт народа, формируются его ценности и идеалы. Национальная культура представляет собой некую функциональную структуру, скрепляющую данное общество, предохраняющую его от распада и способствующую адаптации членов общества к внешнему окружению. Национальная культура обеспечивает координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности. В этнографии национальная культура традиционно считалась этническим признаком, по которому определялась этническая принадлежность отдельного индивида.

Образование — 1) социальный институт, удов-летворяющий потребности общества в передаче знаний, умений, социализации личности, подготовке кадров; 2) процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; 3) необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование. Образование в обществе выполняет несколько функций. Экономическая — связана с формированием социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в про-фессиональной деятельности. Социальная функция заключается в социализации личности, воспроизводстве социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности (см. Мобильность социальная). Культурная функция образования заключается в том, чтобы использовать ранее накопленную культуру в целях воспитания индивида, развития творческих способнос-тей. Государство регулирует систему образования: осуществляет его финансирование (в современном мире увеличиваются затраты на образование), определяет уровень требований к содержанию образования (стандарты, программы и др.). Современное образование стремится уйти от политики, избежать политизированности и идеологических влияний. В XX в. произошла демократизация образования, оно стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в типах учебных заведениях сохраняются. Наблюдается тенденция к росту продолжительности процесса образования. Кроме того, образование становится непрерывным, ибо в современных условиях людям необходимо быстро обновлять свои знания. Современная стратегия в развитии образования — достижение такого качества, которое отвечало бы требованиям времени. Для этого осуществляется гуманизация, гуманитаризация и интернационализация образования. Новое качество образования может существенно поменять образ жизни людей в XXI веке.

П

Происхождение (генезис) культуры — в современной науке трактуется по-разному: существует орудийно-трудовая концепция, эволюционная, психоаналитическая, символическая, социокультурная, игровая, религиозная и т.д. Согласно ору-дийно-трудовой концепции (Ф. Энгельс) человек отличается от животных способностью трудиться. Развитие социального и культурного начала в человеке связано со становлением труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную, культурную. Трудовая деятельность расширяет пространство культуры. По этой концепции, человекообразные обезьяны, создав искусственные орудия труда, стали трудиться вместе и в ходе этого процесса появляются речь, язык, сознание, мышление и, наконец, культура. Согласно игровой теории — источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра гораздо «старше» культуры Она присуща и животным, но у человека — это содержательная функция со многими гранями смысла. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жиз-ни. Игра — это прежде всего свободная деятельность, которая имеет незаинтересованный характер. Прежде чем начать изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры. В символической гипотезе обращалось внимание на то, что человек биологически слабее животного, поэтому он неосознанно стремился подражать ему. Таким образом, постепенно вырабатывается определенная система ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. В этом сказывается символическое приспособление к миру. Символы прежде всего обладают функциональной ценностью, и тайна культурогене-зиса коренится в формировании человека как символического животного. Согласно психоаналитической теории развитие культуры раскрывается через феномен первобытной культуры, заключенный в системе запретов — табу. Человек обладает особенностью, не присущей животному миру, — совестью. Именно она выделила человека из царства животных и создала культуру. По мнению 3. Фрейда, феномен совести восходит к первородному греху — убийству первобытного отца. Это привело к раскаянию, рождению человека из животного и появлению культуры как средства преодоления навязчивых видений. Культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов, куль-турогенез обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и все общество от природы.

Религиозная культура — 1) культурно-исторические типы, главным фактором появления которых является определенная религиозная традиция. А. Тойн-би выделяет пять современных религиозных культур: православно-христианскую, исламскую, индуистскую, дальневосточную и западнохристианскую, а также две реликтовые религиозные культуры: монофи-зитские культуры христиан Армении, Месопотамии. Абиссинии, Египта и ламаистско-буддистские культуры в Тибете и Монголии, на Цейлоне, в Бирме и Таиланде. Характерными признаками религиозной культуры являются мировоззренческая целостность, политический тип общества, укорененность в традиции, абсолютизация религиозного начала; 2) особые сферы культуры, деятельность субъектов которой осуществляется на основании религиозной веры (религиозная философия, цер-ковное искусство, богословие и др.).

Секуляризация культуры (от лат. saecularis — светский) — 1) процесс отхода культуры от влияния религиозной веры и церкви; 2) тенденция утраты культурой связей с высшими смыслами, ценностями бытия, имеющими, как правило, неземную природу. Секуляризация культуры, начиная с эпохи Реформации, захватывает науку, искусство, мораль, образование и другие сферы культуры, чему способствует постепенный переход преимущественно к городскому образу жизни, разрывающий преемственность традиционных занятий и уклада быта. В результате падения авторитета веры происходит раздробление единства не только культуры, но и человека, потерявшего обоснование следования нрав-ственным и религиозным нормам. Но потребность веры, тяги к абсолюту неустранима из человеческой природы. В процессе освобождения от устремленности к потустороннему миру, непознаваемому происходит абсолютизация относительного, земного, что проявляется, например, в абсолютизации науки (сциентизм); культивации физиологических инстинктов и телесных потребностей человека; оживлении языческих культов: конструировании идеологий, сознательно переносящих чисто внешнюю атрибутику феномена веры (особенно в тоталитарных практи-ках XX в.) и т. д. Результат секуляризации культуры ярко проявился в направлении постмодернизма, отрицающего существование истины, добра и красоты, смысла и причинно-следственных связей, трактующего действительность как хаотическое смешение высоты идей и глубины инстинктов, заявляющего о главенстве номинализма (признание существования только единичных вещей) и игры, отрицающего серьезность «высокой» культуры.

Типология культур — видовые отличия культур, основные типы мировой культуры. Впервые представление о существовании определенных и самостоятельных «культурно-исторических типов» было предложено русским мыслителем Н. Я. Данилевским. Можно выделить три основных принципа выделения различных культур: 1) географический — локализация культур в географическом пространстве; 2) хронологический — выделение самостоя-тельных этапов в историческом развитии, т.е. локализация во времени; 3) национальный — изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития. Так, типология культур, предложенная О. Шпенглером, заключается в том, что существуют различные типы культур, которые исторически не изменялись, а лишь существовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. Он выделяет восемь равноценных по зрелости культур, охватывающих основные части планеты: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (античная), «магическая» (арабская), культура майя, «фаустовская» (западноевропейская) культура. Данный подход к типологии культур называется теорией «локальных цивилизаций». Также можно выделить теорию «эволюционного монизма» (Г. Гегель) — все страны входят в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых к высшим, развитым формам. Он считал восточный мир низшей ступенью развития духа в осознании свободы. К. Ясперс создает теорию «осевого времени» (см. «Осевое время» истории). По его мнению, в этот переходный период происходит борьба рационального опыта с мифом вырабатываются основные понятия и категории, закладываются основы мировых религий, формируется индивидуалистическое сознание, развивается рациональный опыт. Культуры, в которых не произошел переход от мифологического сознания к рацио-нальному, не смогли «перешагнуть осевое время» Такие культуры оказали опосредованное воздействие на современные через дошедшие до нас культурные традиции. Исследователи нашего времени рассматривают данную проблему с точки зрения противопоставления «Восток — Запад». Несмотря на наличие множества различных подходов к типологии и периодизации культуры, в современной культурологии выделяют несколько реальных исторических этапов и форм культуры: архаическая культура; доосевая культура древних локальных цивилизаций; культура Востока и Запада в «осевое время»; культура Востока и Запада в христианскую эпоху.



Элитарная культура — культура, создаваемая вы-делившимся из общей массы народа слоем творцов культуры (художники, композиторы, ученые и т. д.). Элитарная культура, в отличие от массовой культуры, всегда имеет своих авторов, уникальность творений которых и оставляет след в культурном процессе. Понятие «элитарная культура» имеет два смысла: 1) непосредственно элитарная культура; 2) культура «высокая», которая наиболее адекватно отображает дух данного конкретного народа, выступая как бы «рупором эпохи». Элитарная культура часто является культурой элитных групп, которые склонны высокомерно относиться к «плебсу», возвышая собственные ритуально-этические особенности, дистанцироваться от масс, гипертрофировать формальные моменты (так называемый авангард в культуре постмодерна, кубизма, символизма и 'др.). Противоположностью элитарной культуры является массовая культура.



РАЗДЕЛ III. ЭТИКА

Этика — философская наука, объектом изучения которой является мораль. Термин был введен Аристотелем. Для этики предметом изучения является поведение людей, которое осуществляется на основе моральных мотивов. Этика выявляет причины, порождающие такие мотивы, общественные условия воспроизводства устойчивых нравственных отношений, Ученые пытаются постигнуть прежде всего их всеобщий нравственный смысл. Сфера моральных отношений достаточно широка и во многом неопределенна. Это накладывает отпечаток на исследования проблем морали. Моральные мотивы интегрированы в более широкую систему мотивов поведения, что ведет к необходимости более тщательного изучения самой морали. Для оценки морального выбора, особенно в условиях возникновения противоречий между личным и общественным интересом, этика и является той теорией, которая подвергает критическому осмыслению исторически возникшие представления о морали, реальные и возможные формы поведения людей. Предметом исследования данной науки яв-ляется практическое поведение людей, нормы, обеспечивающие условия консолидации общества. В истории человечества существовало немало способов построения системы этического знания. Эти способы проявляли себя в конкретных исторических условиях как определенные приоритеты теоретической мысли. В рамках этики рассматри-ваются «вечные» проблемы — проблемы добра и зла, поступка и долга. Современная этика имеет много концепций, главными из них являются этика" добродетели, этика долга и этика ценностей, этика ответственности и др. Основные идеи этики добро-детелей разработал Аристотель. Он выделял следующие добродетели: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость. Следование этим добродетелям делает поведение человека нравственным. В последующем философы дополняли этот список, включая в него и такие добродетели, как оптимизм, верность своим убеждениям, толерантность, разумность, коммуникабельность, свободо-любие и др. В противовес этики доброделей И. Кант развил этику долга Он считал, что идеал добродетели может вести не только к добру, но и к злу. Все зависит от того, кто, каким образом, с какой целью использует добродетели. Добро, по его мнению, нашло частичное, неполное воплощение в добродетелях. Решающим, основополагающим критерием добра может быть лишь то, что является добром без каких-либо оговорок и ограничений. Критерием добра оказываются моральные законы, максимы: «Не убей», «Не воруй», «Не лги», «Не использую другого человека как средство достиже-ния своих целей». Вернейшей защитой от дурного поступка являются не добродетели, а имеющие всеобщий и универсальный характер моральные максимы. Этика долга имеет в наши дни не только многочисленных сторонников, но и критиков, которые видят в ней некоторую отстраненность от реальной жизни. Другим направлением в этике является этика ценностей, согласно которой в жизни существуют только относительные ценности, относительное добро. Значимыми этическими школами, основанными на этике ценностей, являются английский утилитаризм и американский прог-матизм. Утилитаризм (от лат. utilitas — польза, выгода) выдвигает в качестве критерия добра достижение пользы, но не любыми способами, а в соответствии с принципом «наибольшее счастье для наибольшего числа людей». В американском прогматизме моральное благо понимается как достижение успеха, которое увязывается с разрешением конкретной проблемной ситуации, соответствующими практическими методиками. Прогматисты более определенно, чем утилитаристы, настаивают на том, что ценности являются результатом деятельности человека. В современной этической мысли важной проблемой становится соотношение свободы и ответственности личности. Особую остроту она получила в период бурного техногенного развития современной цивилизации. Все больше голосов раздается в поддержку идей о необходимости объединить свободу и ответственность. Ответственность в конце XX — начале XX! в. становится основополагающим принципом этики. Этика от-ветственности — это этическая мысль, подчеркивающая последствия человеческих поступков, особенно в период, когда решаются проблемы многих людей, человечества в целом. В этике существуют разделы, отражающие фундаментальные стороны жизни человека: учения о долге, о ценностях, о счастье, о смерти, о справедливости. Существуют разделы этики, отражающие различные стороны общественной жизни: трудовая этика, профессиональная этика и т.п. В религиозной этике эти разделы дополняются специфическими проблемами: учение о духе, о грехе, о благодати, об искуплении и спасении. Среди категорий, позволяющих определить круг проблем, исследуемых этикой можно выделить категории добра и зла, поступка, долга. Этика стремится пролить свет на процесс складывания норм морали в контексте исторических представлений о справедливости, определить ее функции в регуляции общественной жизни. По мере развития этики в ней выделились два направления. Нормативная этика исследует проявление этических норм в жизни общества, формулирует новые нормы и рассматривает способы этического воспитания и распространения этических знаний. Важной функцией нормативной этики является воспитательно-идеологическая, заключающаяся в формировании нравственных убеждений и следовании им в разных жизненных ситуациях. Нормативная этика есть вид рациональной деятельности человека, так как связана с защитой, обоснованием моральных принципов и норм. Теоретическая этика призвана ответить на вопросы происхождения и сущности морали, разработать способы обоснования морали, раскрыть сущность моральных ценностей и категорий морального сознания. Главная задача обоснования принципов морали состоит в том, чтобы показать их непререкаемый характер. Часто это достигалось путем придания им сверхъестественного, божественного происхождения: заповеди, запреты, идеи греха. Наряду со сверхъестественным объяснением происхождения этики большое значение имел естественно-объективный смысл следования нормам морали. Главной задачей теоретической этики является описание и объяснение морали, т.е. осмысление ее природы, специфики, происхождения, развития, социальной роли и т.д. Практическое значение этики как области знания заключается в том, что она помогает использовать моральные нормы в реальной жизни, осуществлять поиск наиболее эффективных путей нравственного воспитания.



Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter — другой) — нравственный принцип поведения, приписывающий сострадать и быть милосердным к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. Термин «альтруизм» введен О. Контом, который сформулировал его суть как «жить для других». Альтруизм формулируется в противоположность эгоизму, о чем свидетельствуют «золотое правило» нравственности и заповедь «Возлюби ближнего как самого себя». Как регулятор межличностных отношений альтруизм базируется на прин-ципах справедливости, уважения, человеколюбия или соучастия. Принцип справедливости можно определить формулой' «Поступай так, чтобы интерес другого человека не становился для тебя средством достижения собственных целей». Принцип уважения: «В своих поступках не ущемляй интересы и права другого человека». Принцип человеколюбия гласит: «Поступай так, чтобы интерес другого человека становился целью твоего поступка». Обращенный к индивиду как носителю частного интереса альтруизм предполагает самоотречение, так как в условиях социальной и психологической обособленности между людьми забота об интересе ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса. Альтруизм может быть нео-сознанным. Такой альтруизм развивается в эволюции живого посредством естественного отбора. Альтруистическое поведение может быть и осознанным (ожидание ответных благ для самого субъекта или его родственников). Эта форма альтруизма обусловлена культурной эволюцией и типична для человека. Альтруизм играет важнейшую роль в эволюции живого и человека. Сообщества, в которых индивиды проявляют самопожертвование ради пользы других, оказыва-ются более жизнестойкими, чем те, члены которых прежде всего заботятся о собственном благополучии.

Г

Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение) — система взглядов, образ жизни, в основе которого лежит принцип наслаждения. Основной принцип гедонизма гласит: «Поступай всегда так, чтобы ты по возможности мог непосредственно удовлетворять свои желания и испытывать как можно большее наслаждение». С точки зрения психологии, сознание, сориентированное на получение наслаждения, не допускает никаких ограничений в этом, не признает контроля и меры. Отказ от внешних ограничений в гедонизме ведет к отрицанию традиционных нравственных установок. Гедонизм создает свои моральные нормы, добродетели, но такие, которые связаны со способностью и умением добиваться наслаждения. Для гедониста удовлетворение'потребностей всегда должно быть связано с получением максимального наслаждения. Гедонизм имеет широкий спектр проявлений- от отсутствия ограничений в исполнении разнообразных желаний до их упорядоченности, утонченности. В истории философии этическая критика гедонизма имела целью не отказ от принципа наслаждения как такового, а ограничения эгоистического своеволия. Как показатель исполнен-нооти желания и важный фактор жизненного благополучия человека наслаждение является положительной ценностью.

д

Добро и зло — базовые категории этики. Это наиболее общие оценочные понятия, обозначающие позитивный и негативный аспекты человеческой деятельности. Моральный принцип, связанный с этими понятиями гласит: «Делай добро и избегай зла». Это то, что сделал бы человек, если бы все зависело от его воли. Злом именуется все, что оказывает разрушающее воздействие на человека в его природных и общественных проявлениях; в более широком плане оно отождествляется с отрицанием жизни. Уже в древности была глубоко осмыслена идея непреодолимой связанности добра и зла. Добро и зло содержательно взаимоопределены и позна-ются в единстве. Понимание зла и противостояние злу не ведут сами по себе к добру: недостаточно изучить дорогу в ад, чтобы попасть в рай. Добро и зло функционально взаимообусловлены: добро нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла. Действительное добро возможно как добродетель, т. е как практическое и деятельное исполнение человеком долга. Статус добра и зла может трактоваться различно. Согласно одной точке зрения добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве. Согласно другой точке зрения, например христианской, действительным аб-солютным мировым началом является божественное добро или абсолютно добрый Бог, а зло — результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе. Добро относительно в противопоставленности злу, однако оно абсолютно в совершенстве. Зло всегда относительно.

Добродетель* (деятельное добро, делание добра) — фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру. Добродетель дает возможность на практике увидеть воплощение моральных норм в поступках человека. Добродетель может быть как врожденным, так и приобретенным (воспитанным) качеством личности,- реализуется в поступках, противостоит пороку. Понятие «добродетель» носит исторический характер, т.е. на проявление добродетели оказывали влияние религия, моральные ценности, господствовавшие в обществе в то или иное время. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех признаков добродетели: мудрость (рассудительность), справедливость, мужество, умеренность. Аристотель добавил к ним: кротость, щедрость (великодушие), честолюбие, дружелюбие, любезность и правдивость. В религиозной этике список признаков добродетели был дополнен качествами веры, надежды, любви. Новое время добавило другие качества добродетели: терпимость (толерантность), трудолюбие, бережливость, прилежание и др. Совокупность этих общественно значимых качеств у М. Вебера составляет понятие «протестантской этики».

Долг — одно из фундаментальных понятий этики, означающее принуждение к поступкам, имеющим нравственную аргументацию. Долг предполагает существование ценностей, значимых для конкрет-ного'сообщества людей, т. е. имеет надличностный характер. Долг воплощает в себе идею необходимости следовать требованиям морали. Действия, мотивируемые долгом, называются обязанностями. Служить Отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях и стариках и т.п. — есть обязанности, а делать это по моральным основаниям — есть долг. Долг, с одной стороны, связан с идеей свободы нравственного выбора индивида, а с другой — предполагает наличие общественно значимого поступка. В отсутствие первого момента идея долга низводится до пассивного послушания. При отсутствии второго момента идея долга утрачивает смысл и заменяется произволом личного хотения. По своему проявлению долг может быть гражданским (част-ным проявлением которого является воинский долг), профессиональным, семейно-родственным, религиозным и др.

«Золотое правило» нравственности — правило нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времен: «Чего в другом не любишь, того сам не делай". Становление этого принципа как основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственности. «Золотое правило» нравст-венности сформулировано уже в V—VI вв. до н.э. в учении Конфуция, в памятнике древнеиндийской культуры «Махабхарата», в изречении семи греческих мудрецов, в Ветхом и Новом Заветах. Например, в Евангелии от Матфея «золотое правило» нравственности звучит следующим образом: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними,..», В отличие от приве-денной «позитивной», существует и «негативная» формулировка «золотого правила» нравственности: «Не желай другому того, чего не желаешь себе». «Другой» в «золотом правиле» нравственности — это любой человек, ближний и дальний, знакомый и незнакомый. «Золотое правило» нравственности содержит принцип равенства всех людей перед теми нормами поведения, которые оптимальны для каждого человека. «Золотое правило» нравственности предполагает возможность для каждого из нас встать на место другого человека: к себе могу отнестись как к другому, к другому — как к себе. Этот принцип отношения между людьми воплощен в таком чувстве, как любовь. Отсюда и другая формулировка «золотого правила» нравственности' «Возлюби ближнего твоего как самого себя». «Золотое правило» нравственности предполагает отношение к другому человеку как к себе, т.е. как к цели, но никогда как к средству. «Золотое правило» нравственности как основа нравственного поведения и сознания было в центре философского постижения природы человека, его бытия. Т. Гоббс считал его основой естественных законов, определяющих жизнь человека. Это правило доступно для понимания каждому человеку, оно помогает ограничить эгоистические притязания, что составляет основу единения людей в государстве. Дж. Локк не считал «золотое правило» нравственности присущим человеку по природе, в его основе лежит естественное равенство людей, осознав которое в форме «золотого правила» нравственности, люди приходят к пониманию общественной добродетели. И. Кант критически оценивал традиционные формулировки «золотого правила» нравственности. По его мнению, они не позволяют оценить степень нравственной развитости индивида: индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может стать на позиции а: «Я не мешаю вам жить, не мешайте жить и мне». По мнению Канта, человеческие желания, страсти делают его рабом природы и полностью выводят за пределы мира нравственного — мира свободы. Однако категорический императив Канта является всего лишь философским уточнением «золотого правила» нравственности: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты вто же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Таким образом, человек должен поступать так, чтобы максима его воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства. Страсти, желания не должны подменять нравственные мотивы поступка. Индивид возлагает на себя ответственность за возможные последствия своего поведения.

И

Индивидуализм (от лат individuum — индивидуум, особь) — признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом. Индивидуализм возникает в результате обособления индивидов в обществе и осознания человеком своей персональной определенности в отношении человека к человеку, индивида к обществу и государству, к социальной группе Существует множество интерпретаций индивидуализма как типа мировоззрения, что определяется противоречивостью самого этого явления. Принципы индивидуалистического мировоззрения складывались постепенно В широком смысле толкование индивидуализма отождествляется с признанием относительной автономности индивида. В эпоху Античности под ин; дивидуализмом понимали прежде всего ослабление родовых и групповых связей. В Средневековье индивидуализм обосновывался личной свободой человека и его ответственностью перед Богом. В эпоху Возрождения идеи индивидуализма сыграли важную роль в обосновании ценности отдельной личности. Идеологи Реформации, поставив вопрос о личной ответственности человека за свою судьбу, указали на равенство всех людей перед Богом, независимо от выпавшего на долю каждого жребия. Расцвет индивидуализма связан с развитием рыночных отношений давших простор свободе частного предпринимательства, т.е. такой социальной активности, которая требовала от человека независимости, инициативности и решительности в действиях. Индивидуализм эпохи ранних буржуазных революций получил обоснование в философско-этических учениях Д. Локка, А Смита, Ж. Ж. Руссо и др. Очевидно, сам термин «индивидуализм» возник на рубеже XVIII—XIX вв. и был призван обозначить спокойное и возвышенное стремление каждого гражданина изолировать себя от массы себе подобных и замкнуться в узком семейном и дружеском кругу. С течением времени, претерпев определенные изменения, смысл индивидуализма сводится к тому, что человек в своих мотивах, решениях и действиях ориенти-руется на самого себя, исходит из собственного понимания блага и достоинства. В этом платче индивидуализм противостоит коллективизму. В определенных условиях (например, доминирования ры-ночно-денежных стандартов) индивидуализм может проявляться в ориентации на достижение практического успеха. Индивидуализм — это мировоззрение, стимулирующее личную активность и утверж-дающее моральное достоинство человека в условиях господства демократических норм.

К

Категорический императив (от лат. imperativus — повелительный) — категория этики И, Канта, харак-теризующая «нравственный закон» (см. «Золотое правило» нравственности).

Коллективизм — воззрение и практика организации общественной жизни, ставящая во главу угла коллектив, совместные действия людей, основанные на общности основных интересов, солидарности, взаимопомощи и ответственности. Коллективизм часто рассматривается как моральный принцип, однако его содержание не может быть до конца понято без отвлечения от моральных, а также и от ценностных отношений. Противоположен индивидуализму и либерализму. Сторонники идеи коллективизма считают, что последний уходит своими корнями в базовые условия человеческого общежития, является важнейшей чертой докапита-листических обществ, рассматривает его как наиболее соответствующий человеческий природе и наилучший способ организации социальной жизни. В теориях и идеологии социализма принцип коллективизма объявляется условием личной свободы индивида. В России идея коллективизма всегда была важнейшей составляющей «русского миро-воззрения». Самым последовательным защитником коллективизма является марксизм. Противники кол-лективизма, ссылаясь на опыт XX'в., утверждают наличие связи между ним и тоталитаризмом, стремлением планировать, а следовательно, контролировать экономическую и социальную жизнь, и видят противоядие против этого в реализации либерального проекта, существенном ограничении контролирующей и регулирующей деятельности государства, развитии рынка и конкуренции, устранении доминанты коллективизма в обществе. Современное осмысление опыта человечества свидетельствует об интеграции идей коллективизма и либерализма, где ценности коллективизма в лице социального государства и индивидуальная свобода личности нашли воплощение в опыте ряда стран.

Л

Любовь — древняя этическая категория, отражающая высший нравственный образец общения, связей и отношений между людьми. Так, заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» встречается уже в «законе Моисеевом» (Ветхий Завет, V в. до н. э.). Любовь как явление, отражающее приро-ду человека, можно понять только в историческом контексте. Любовь — явление многогранное, где пересекаются физиология и психология, социальное и индивидуальное, интимные и открытые чувства людей. Она есть факт природы, возникающий в человеке как сугубо личностный момент. Любовь возбуждает и создает ощущение полноты человеческой жизни, так как телесно-физическое в любви органично сочетается с духовно-идеальным и потому становится глубоким нравственным чувством. Мир любви неисчерпаем, потому что каждый человек любит по-своему. Ее проявления бывают очень разными: половая (эротическая) любовь, любовь к родителям, детям, близким друзьям, Отечеству, Богу, а также — к власти, труду, искусству, науке, образованию и т.д. Любовь представляет собой фундаментальную сущность человеческого бытия, ее значение в жизни человека имеет абсолютный характер.

М

Милосердие — фундаментальное понятие этики, которое является содержательной основой морали. Противоположностью милосердию являются зло-намеренность, насилие, враждебность. Милосердие — бескорыстно. В социально противоречивом, разделенном, а зачастую и враждебном мире милосердие является психологически и практически непростым требованием. Трудность милосердия как индивидуальной нравственной задачи связана с тем, что оно может практиковаться как средство осуществления своекорыстного интереса и прини-мать различные формы мнимого благодеяния, совершаемого из стремления к развлечению, соображений личной пользы или выгоды, в надежде на одобрение окружающих и т.п. Но и будучи нравственно мотивированным, милосердие может провоцировать конфликты, поскольку принимать благодеяние психологически нередко сложнее, чем совершать его. Часто милосердие, даже совершаемое из самых лучших побуждений, может навязывать нуждающимся свое понимание блага, чуждое и не-приемлемое с точки зрения культурных, религиозных и прочих традиций. Милосердие предполагает самоограничение, самоотверженность, понимание другого человека, сострадание к нему, деятельное участие в оказании реальной помощи. С этической точки зрения, милосердие является долгом человека: в милосердии человек призван осуществлять нравственный идеал: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях. В христианской этической традиции милосердие непосредственно связано с требованиями прощения и любви к врагам. Смысл милосердного прощения не в том, чтобы предать забвению причиненное зло, а в отказе от мщения. Эта заповедь является наиболее последовательным выражением великодушия и справедливости, так как нацеливает на преодоление вражды и разобщенности, стре-мление к ненасильственному и конструктивному разрешению конфликта, а в случае сопротивления насилию, наказания злодеяния — воздерживание от морального подавления и унижения человека.

Мораль* (от лат. morahs, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Существуют два основных подхода к пониманию морали. Согласно одному универсальность и абсолютность характеризуют лишь определенные типы морали, например религиозную мораль; другие же считают, что содержание морали абсолютно и универсально во все времена, у всех народов и культур. Об этом свидетельствует анализ различных моральных учений. По вопросу о происхождении морали тоже имеется ряд точек зрения. Согласно натуралистической позиции мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития. Теологическая точка зрения утверждает, что мораль дана человеку Богом. Социологическая теория морали переносит ее источник в общество. Соответственно моральные нормы и ценности рассматриваются как элементы общественной жизни: или общественного сознания, или идеологии. Они появляются в процессе исторического развития человечества наряду с правом, обычаем, политикой и отражают различные конкурирующие социально-экономические интересы. Культурологический подход стремится осуществить синтез разных точек зрения. Признается, во-первых, что мораль является одним из существеннейших элементов культуры, регулирующих именно социальное поведение человека; во-вторых, что мораль чможет быть рационально объяснена и без ссылок на биологию и Бога; в-третьих, что содержание морали не сводится к относительным и преходящим социально-экономическим и политическим интересам людей. Определяющим условием исторического возникновения морали явилось разложение родового общества. Мораль в своей основе имеет систему ценностей, которые в первобытную эпоху удовлетворялись на основе родовых связей. Это — равенство, взаимность, согласие, забота и др. Социокультурный смысл морали заключается в том, что в ней сформулированы требования, отвечающие глубинным потребностям человека — в общении, человеческом тепле, заботе, чувстве общности. Мораль направлена на ослабление обособленности, на объединение человека с другими,„.людьми. Мораль можно определить как систему ценностей, ориентирующих людей на духовно-возвышенный идеал человеческого единения, выражающегося в примиренности, солидарности и любви. В поступках людей идеал трансформируется и конкретизируется в понятиях добра и зла, долга, совести. В ценностном плане основное содержание морали выражено в двух основных добродетелях — справедливости и милосердии. Как форма социальной регуляции мораль задает наиболее общие ориентиры поведения. Она носит универсальный характер, т.е. адресована ко всякому разумному индивиду. Имеет абсолютный характер, ориентирует человека на идеал совершенства. Мораль принадлежит к основным типам нормативной регуляции поведения человека, таких как право, традиции, обычаи. Она пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Моральные нормы воспроизводятся силой массовых привычек и оценок общественного мнения. Нормы морали получают идейное выражение в заповедях, принципах о том, как должно поступать. Поэтому господствующие в обществе нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критерия добра и зла. В морали большую роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющее человеку самому контролировать, мотивировать свои дейст-вия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения. В морали оцениваются не только действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В моральной регуляции особую роль играют способность индивида самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством личного достоинства. Форма выражения моральной нормы — не правило внешней целесообразности, а непреложное требование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей. Сила моральных требований всегда жесткая и безусловная по форме, строгая по содержанию. Тем не менее мораль включается в общественные отношения посредством действий людей. С этой точки зрения, мораль неоднородна, она существует как бы в двух уровнях: с одной стороны, это комплекс ценностей и принципов, в основе которых лежит идея братского единения людей, человечности, а с другой — система норм и правил, регулирующих отношения людей как обособленных индивидов, как членов сообществ. Здесь моральный идеал и высшие моральные ценности «заземляются», доводятся до разнообразия противоречивых и конкурирующих интересов людей, накладывая ограничения на проявление частных интересов. Мораль следует отличать от идеологических воз-зрений, которые вырабатываются в каждом обществе с целью оправдать существующее положение вещей. Прибегая к моральным идеалам, обосновываются частные интересы отдельных социальных и политических групп. На уровне индивидуального выбора абсолютные моральные принципы вменяются человеку как общие жизненные установки, ко-торые конкретизируются в различных ситуациях, в отношениях различных людей. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура. Нормы морали отличаются от других средств социальной регуляции — права, традиции, обычая — тем, что они предполагают свободу выбора, основаны преимущественно на внутренних санкциях, вроде стыда, угрызений совести, сознания собственного долга.

Н

Нравственность — реально существующие в обществе моральные нормы поведения {см. Мораль)

Нравы — устоявшиеся в обществе формы поведения. Чаще всего под этим понятием понимают реально существующую, а не декларируемую нравственность. Под нравами могут пониматься стеро-типы поведения, которые складываются стихийно в сложном процессе реального использования социальных норм (см. Нормы социальные).

П

Поступок — категория морали. Характеризует действие, субъективно мотивированное и имеющее общественное значение. Оценки поступков производятся на базе принятых норм морали Утверждение в общественной жизни моральных требований имеет длительный характер, совершается в исто-рической практике, связанной с выживаемостью определенных сообществ. Упорядочивание поведения людей осуществляется в морали не просто за счет теоретических представлений о необходимости должного поведения, а в результате сложных процессов в жизни общества, где различные элементы духовного творчества отдельных лиц сочетаются со стихийными механизмами массового поведения (подражание, имитация, идентификация с группой). В конечном счете все представления о должном поведении существуют в истории человечества только в том случае, если они получают подтверждение в практике выживания различных социальных групп и более крупных социально-исторических общностей людей. На базе моральных норм и идей по поводу отдельных поступков выносятся нравственные суждения, направленные на коррекцию поведения индивидов, стабилизацию условий общественной жизни.

Совесть — способность человека критически оценивать свои поступки, мысли и желания, осознавать и переживать свое несоответствие принятым им самым принципам. Субъективно-психологически совесть выступает как бы независимый от «Я» человека «внутренний голос», как другое «Я». Содержание совести индивидуально, субкультурно и исторически вариативно. Совесть может быть обусловлена политическими взглядами или социальным положением индивида. Совесть человека формируется в процессе индивидуального развития личности и освоения ею основных нравственных принципов. На ранних этапах становления личности совесть проявляется как «голос» значимого ок-ружения — родителей, воспитателей, сверстников, как давление авторитета и обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением и осуждением, наказанием, стыде за свое действительное или мнимое несоответствие- ожиданиям со стороны других лиц. С другой стороны, как нравственный регулятор совесть выражает ответственность человека перед самим собой как носителем высших, обще-значимых, хотя и не обязательно общепринятых, принципов. Как форма собственного морального самосознания и самоконтроля совесть представляет собой осознание человеком неисполненное™ долга, несвершенности добра и торжества зла. Укоры совести указывают человеку на его отдаленность от идеала и тем самым обусловливают чувство вины. В отличие от долга, совесть нельзя вменить извне. Именно поэтому совесть часто воспринимается как «голос Бога». Совесть есть результат предшествующего нравственного развития личности, ее положительного нравственного опыта. Она сама по себе свидетельствует о достаточной степени приобщенности личности к высшим и универсальным ценностям. Выражения «чистая совесть», «спокойная совесть» в обычной речи означают осознание человеком исполненности своих обязательств. Однако в этическом плане «чистая совесть» может выражать амбицию человека на достигнутость совершенства. Состояние «успокоившейся совести» — верный признак бессовестности. Понятие свобода совести означает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения В узком и более распространенном смысле «свобода совести» означает свободу вероисповедания

Справедливость — моральный и политико-правовой принцип, устанавливающий меру отношений между людьми, а также между общественными институтами и гражданами. Как универсальный критерий поведения справедливость основывается на идее равенства. Это нашло отражение уже в одной из первых формулировок принципа справедливости, фиксирующей отношения взаимного воздаяния, закрепленных в практике кровной мести. «Поступай по отношению к другому так, как они поступают по отношению к тебе» (правило Талиона). Иными словами, возмездие (месть) должно быть непременным, но не превышающим нанесенного ущерба. С развитием нравственно-правового сознания мера воздаяния ограничивается требованием не-причинения зла (см. Добро и зло) и воздержания даже от ответной несправедливости. В самом общем этическом плане справедливость состоит в ненанесении обид, сохранении беспристрастности, уважении законных прав человека, воздаянии по заслугам (в частности, выражении благодарности благотворителю), соблюдении договоров (соглашений) и принятых обязательств, выполнении уста-новлений, почитания того, что достойно Принято различать уравнивающую (коммутативную) и рас-пределяющую (дистрибутивную) справедливость. Первая относится к обмену, купле-продаже, взятию и возвращению кредита, сдаче и взятию в аренду и т.п. и предполагает, что за равное воздается равным. Вторая относится к вопросу о положении и заслугах человека и предполагает, что каждому воздается по заслугам. В правовом плане справедливость заключается в том, что каждый нарушитель закона отвечает за свои поступки и преступления, а государство берет на себя обязательство охраны граждан от покушения на их здоровье, жизнь, имущество, гарантирует соблюдение их гражданских прав. Нормативно-ценностное содержание справедливости изменчиво и определяется главным образом социальным идеалом. В современных политических теориях существует такое понимание справедливости, согласно которому высшая справедливость заключается в предоставлении человеку полной свободы действий в рамках закона. Со-циалистическое (социал-демократическое) понимание справедливости заключается в социальном равенстве людей; либеральное понимание справедливости в установлении такого баланса между равенством и свободой граждан, который ведет к наибольшему благу людей. Существует и коммуни-тарное (общественное, коллективное) понимание справедливости, которое предполагает соблюдение принятых ценностей и увеличение общественного блага.

Эгоизм (от лат. ego — я) — позиция, поведение человека, полностью сориентированные на его «Я», на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Эгоизм противоположен альтруизму. Как нормативная и этическая доктрина эгоизм — продукт фи-лософского обобщения, описания реальных нравов: именно в этико-философской и моралистической критике эгоистических нравов и характеров эгоизм был обобщен до определенной нормативной и поведенческой модели. Эгоизм проявляется в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека. В этом плане эгоизм следует отличать от себялюбия, т.е. естественного чувства самосохранения и благоволения к самому себе; при себялюбии забота человека о собственном благе может сочетаться со стремлением к благу других людей, к общему благу. Эгоистическое поведение следует также отличать от действий, преследую-щих частный интерес; в последнем могут существовать общезначимые цели. Эгоизм неправильно смешивать с индивидуализмом. Как точка зрения, предполагающая подчиненность интересов всех «моему интересу» или исключительность «моего интереса», эгоизм противоречит фундаментальным нравственным требованиям — «золотому правилу» и заповеди любви. Несомненно, в этом случае на-рушены принципы равенства и взаимности, С точки зрения заповеди любви, эгоизм допускает использование других людей в качестве средства достижения собственных целей, С более общей этической позиции эгоизм противоречит критерию всеобщности нравственных требований и универсальности нравственных решений и суждений. Отношение индивида к себе как безусловной ценности при отношении к другим как средству для достижения соб-ственных целей представляет собой крайний эгоизм и определяется понятием «эгоцентризм». Позиция, согласно которой каждый стремится к тому, что считает наилучшим для себя и что преследование собственного интереса ограничено критерием ненанесения ущерба (вреда) другим людям, может быть признана в качестве морально приемлемой позиции. В истории философии действительная роль эгоизма как социального качества была отражена в учениях, выводящих все разнообразие об-щественной жизни из эгоизма. В европейской общественной мысли была выработана концепция «разумного эгоизма», согласно которой эгоизм, выражающий «подлинные» и «разумные» интересы человека, плодотворен, поскольку содействует об-щему благу Этико-философская несостоятельность учений, превозносивших «разумный эгоизм», была обоснована И. Кантом, С. Кьеркегором, К. Марксом, Ф. М. Достоевским. В своеобразной форме разумно-эгоистическая схема нравственности была воспроизведена в некоторых теориях поведения человека. Теории разумного эгоизма отразили особенность товарно-денежных отношений, заключающуюся в том, что автономный и суверенный индивид может удовлетворить свой частный интерес лишь как субъект деятельности или обладатель товаров и услуг, удовлетворяющих интересы и других индивидов, т.е. вступая в отношения взаимопользования (взаимополезности). Это объективно ограничивает эгоистическое своеволие. В широком плане принцип взаимопользования (взаимополезности) позволяет примирять конфликтующие частные интересы и дает, таким образом, эгоисту ценностное основание для признания значимости, помимо своего, и другого частного интереса без нарушения приоритетности собственного интереса. Другой ограничитель эгоизма — этикет как нормативно-эстетическая культура формального и статусного общения. Ограничивающим фактором индивидуального эгоизма является и группа (сообщество). Однако в условиях, когда у индивида есть возможность вы-бирать группы для тесного общения, их ограничивающее воздействие будет эффективно лишь до тех пор, пока благо группы остается предметом частного интереса эгоистического индивида. В этих рамках он может даже содействовать групповому интересу. В межгрупповых отношениях доминирование частных групповых интересов и отстаивание исключительных интересов группы может вести к так называемому групповому эгоизму. Ограничение эгоизма во всех случаях оказывается возможным посредством наложения на эгоистического инди-вида обязанностей и принятия им на себя соответствующих обязательств. Однако принятие обязательств как таковое может противоречить эгоизму как личной позиции. Обязательства приемлемы эгоистом только в том случае, если они отвечают его интересам, т.е. эгоист соглашается держать слово, говорить правду, уважать других, не причинять им страданий и помогать при условии, что таким образом он может реализовать свой личный интерес. Но в этом случае, во-первых, другие оказываются средством для достижения его целей; во-вторых, не обязательство, а личный интерес продолжает оставаться основанием его поступков, и если потребует его интерес, эгоист готов будет поступать и прямо противоположным образом. Коль скоро речь идет об увеличении личного блага, то добродетель и правильность поступка оказываются поставленными в зависимость от утилитарно понятой рациональности поведения. При конфликте утилитарной рациональности и моральной правильности эгоист принимает не связанную с моралью рациональность и тем самым ставит под сомнение смысл и оправданность возложенных на него обязанностей. Принципиальное нормативное ограничение эгоизма обеспечивается основными моральными требованиями и ценностями, которые (независимо от различий в культурно-региональных традициях) по существу направлены именно против эгоизма.

Этика (от греч. ethos — место общего пребывания, привычка, нрав) — раздел философского знания, наука, объектом изучения которой являются происхождение, сущность, функции морали, структура морального сознания и поведения. Специфика этики состоит в том, что она формулирует идеи о моральных принципах, нормах поведения, о смысле жизни человека (см. вступительную статью к разделу 111 «Этика», с. 114).



РАЗДЕЛ IV. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Религиоведение — совокупность научных дисциплин, изучающих духовную культуру человека, раздел гуманитарного знания, предметом исследования которого являются религия, религиозное поведение и отношение человека к Богу или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное. Как самостоятельная отрасль знания религиоведение складывается с начала XIX в., хотя знания о религии накапливались в течение многих веков По мере эволюции религиоведения появляются разработанные учения о первобытных верованиях, национальных и мировых религиях Религиоведение не только изучает место религии в обществе, но и рассматривает ее как психологический феномен. Религиоведческие знания создавались на основе интеграции многих наук: социальной философии, истории философии, истории, психологии, этнографии, этнологии, лингвистики, археологии и др, Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и элементы, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. Религия, будучи сложным социальным образованием, включает в себя разнообразные аспекты. Заметное место в религиоведении занимает философское содержание. Философия религии — совокупность фило-софских понятий, принципов, концепций, дающих мировоззренческие представления о религии под углом зрения определенных философских направлений: материализма, феноменологии, психоанализа, позитивизма и т.д. Другим разделом в религиоведении является социология религии. Она изучает общественные основы религии, закономерности ее возникновения, развития, а также структуру, место, функции и роль в общественной жизни. В социологию религии входят знания о религиозном сознании, культе, религиозных организациях и др. В религиоведении важное место отводится психологии религии — области внутреннего опыта и религиозных чувств. Здесь исследуются психологические закономерности религиозных явлений в масштабах общественной, групповой и индивидуальной психологии. Психологическую теорию религии образуют: учение о психологических основах религии; специфика религиозно-психологических явлений, присущих группе или индивиду; многообразие религиозно-психологического опыта человечества; психологические аспекты культа, религиозной проповеди, общения верующих и т.д. История религии как-раздел религиоведения формируется с древности. Она рассматривает прошлое и настоящее каждой религии, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Ведущий метод религиоведческого исследования — исторический. Происходит осмысление фактов, явлений, установленных историческим исследованием. Наука о религии в своих исследованиях опирается на результаты, полученные от антропологии. Большое значение в религиоведении обращается на сравнительное исследование религий. В духовной культуре общества на уровне теоретического и практического знания можно выделить сферу, противостоящую религии, — это свободомыслие. Изучение свободомыслия имеет важное значение. Областью изучения религиоведения является материализм в различных его формах {открытый материализм и скрытый — пантеизм и деизм), ереси (религиозный скептицизм и философский рационализм), а также атеизм. В настоящее время религиоведение является полноправной научной областью. В XXI в. результаты, полученные учеными-религиоведами, используются государственными деятелями, теологами, а также теми, кто стремится разобраться в истории религии и процессах, протекающих в этой области.



А

Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — одна из ранних форм религии, выражающая веру в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума и сверхъестественного могущества. Зачатки анимизма возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления тотемизма, формирования родовых отношений, т.е. в эпоху первобытности. В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности рода, анимистические пред-ставления имели всеобщий характер. Анимизм связан с молитвенными обрядами, культовыми церемониями, жертвоприношениями. Анимизм первобытных народов являлся неотъемлемой частью их повседневного быта и нелегкой борьбы за существование.

Антиклерикализм (от греч. anti — против, лат. clericalis — церковный) — идейное и социальное движение, направленное против церкви как общественного института, против ее претензий на руководство обществом.

Атеизм (от греч. а — отрицательная частица, theos — Бог) — система философских и научных взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, ка-кихглибо сверхъестественных сил и существ. Содержание данного понятия менялось в истории и было связано как с характером религиозных учений, так и с развитием самого атеизма. Данная система взглядов не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии. Атеизм раскрывает специфику и сущность религиозного отражения действительности, материалистически объясняет причины возникновения и источники веры в сверхъестественное, изучает социальную природу религии, условия и способы ее преодоления. В некоторых случаях атеизм демонстрировал враждебное отношение к вере, религии и церкви. Он мог принимать «воинствующий» характер, как это было в СССР, особенно в 20—30-е гг. XX в. Атеизм представляет одну из важных сторон материалистического мировоззрения. Атеизм следует отличать от других форм критики религии: скепти-цизма, деизма, пантеизма.

Библия (от греч. bibiia — книги) — собрание книг, составляющих Священное Писание христиан. Эти книги собраны в две группы: «Священное Писание Ветхого Завета» и «Священное Писание Нового Завета». Всего 77 книг (50 — в Ветхом Завете и 27 — в Новом). Книги Ветхого Завета писались на древнееврейском языке — иврите. Первые библейские тексты относятся к XII в. до н.э., а последние к на-чалу II в. н.э. Вся Библия создавалась в еврейской религиозной среде. Специалисты утверждают, что свыше 50 человек в разные времена принимали участие в написании Библии, но при этом она оказалась единой Книгой, а не сборником случайных рассказов, проповедей. Ветхий Завет — это ожидание Христа и пророчества о нем. Новый Завет, состоящий из четырех Евангелий (от греч. euange-lion — благая весть), — это рассказ о жизни, проповедях, страданиях и воскресении Христа. Кроме того, в Новый Завет входят Деяния апостолов и их послания, т.е. повествование о первых исторических шагах христианской церкви. В Новый Завет также входит Апокалипсис (от греч. apokalypsis — откровение) — книга пророчеств о втором пришествии Христа. Все эти тексты являются гармоничным творением древних авторов, имеющим внутреннее единство. При этом христианские богословы признают историческое развитие основных мотивов в самой Библии. Одна и та.же мысль, заповедь с разной полнотой раскрывалась библейскими авторами разных исторических эпох. В Русской православной церкви используется перевод Библии, основа которого была заложена в IX в. старославянскими просветителями Кириллом и Мефодием. Канонический текст церковнославянской Библии {так называемая Елизаветинская Библия) был издан в 1756 г., а полный перевод на русский язык (так называемый Синодальный перевод) был напечатан в 1876 г.

Ссылка на страницу: Словарь-справочник по обществознанию
Теги: Словарь-справочник по обществознанию
Просмотров: 276 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 60382

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close