Главная » Словарь-справочник по обществознанию
20:54
Словарь-справочник по обществознанию
И

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные (см. Инновации) проекты. Различают следующие виды инвестиций: государственные — финансируются за счет налогов, прибылей государственных предприятий, эмиссии денег либо путем внутренних и внешних займов, имеют целью как получение прибыли, так и регулирование развития экономики страны; иностранные — финансируются зарубежными инвесторами, другими государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями, частные — образуются из средств частных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства, полученные от продажи акций, облигаций, других ценных бумаг, а также в виде долгосрочных кредитов и займов; полностью сосредоточены на задаче получения прибыли. Бывают реальные и финансовые. Реальные инвестиции — вложения в какую-либо отрасль экономики, в результате чего осуществляется приращение физического капитала (здания, оборудование и др.). Финансовые инвестиции — вложение капитала (частного или государственного) в акции, облигации, иные ценные бумаги. В этом случае прироста физического капитала не будет, суть состоит в покупке'титула собственности. Уровень инвестиций зависит от рыночной конъюнктуры, развития техники, проводимой государственной политики и др. В условиях рыночной экономики чрезмерное инвестирование может привести к инфляции, недостаточное инвестирование — к дефляции. Поэтому необходима продуманная государ-ственная инвестиционная политика в области налогов, государственных расходов, в денежно-кредитной сфере. Инвестиционной политике современной России свойственно сокращение доли централизованных государственных капиталовложений с заменой их самофинансированием и привлечением иных источников финансирования.

Инновации — нововведения в области техники, тех-нологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также применение этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

Интеграция (от лат. integer — целый) — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция происходит как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между отдельными предприятиями, фирмами, компаниями. Она проявляется: в расширении и углублении, производственных и технологических связей; в совместном использовании ресурсов; в объединении капиталов; в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности. Различают интеграцию вертикальную и горизонтальную, интеграцию предприятий, а также прогрессивную и регрессивную интеграцию. Вер-тикальная интеграция — производственное и орга-низационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта — поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта. Горизонтальная интеграция — объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии. Интеграция прогрессивная — в ходе маркетинга компания стремится поставить фирмы-конкуренты под жесткий контроль. Интеграция регрессивная — в ходе маркетинга компания стремится подчинить и контролировать своих поставщиков.

Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — обесценивание денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция — чрезвычайно неблагоприятное экономическое явление. Ею недовольно все общество: большинство людей, фирмы, банки. Различают несколько видов инфляции: по характеру протекания — открытая — отличается продолжительным ростом цен (присуща странам с рыночной экономикой), скрытая (подавленная) — возникает при неиз-мененых розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения (присуща странам с командной экономикой); в зависимости от роста цен — умеренная инфляция (рост цен не превышает 10% в год), галопирующая инфляция (скорость роста цен до 200% в год), гиперинфляция (рост цен составляет сотни и тысячи процентов в год). Примером может служить рост цен в России в 1992 г., когда потребительские цены выросли в 26 раз, или на 2600%. Причины инфляции могут быть внутренними и внешними. К внутренним причинам можно отнести дефицит бюджета (см. Бюджетный дефицит), расходы на военные и социальные нужды, не соответствующие возможностям национальной экономики. К ним же относятся чрезмерные инвестиции и дотации в отдельные отрасли экономики, не дающие должного1 экономического эффекта; рост зарплаты в коммерческих предприятиях, не обеспечивающийся дополнительным выпу-ском продукции. Причины внешнего характера: в случае, если цены ввозимых из-за границы товаров будут выше отечественных; выпуск Центральным банком дополнительного количества денег; падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Существуют два типа инфляции: спроса и предложения (издержек). Инфляция спроса является следствием непропорционального роста денежной массы и массы товаров. Если денежная масса растет быстрее, чем количество производимых товаров и услуг, то в обороте появляются излишние деньги. В результате растут цены и возникает инфляция. Причинами роста спроса могут быть: увеличение государственных заказов, рост заработной платы, пенсий и других доходов населения. Инфляция издержек, или предложения, — следствие роста цен на ресурсы, которые используются при производстве товаров и услуг потребительского значения. Причиной роста цен на ресурсы является главным образом господство монополий, способных диктовать свои цены потребителям. Рост цен на ресурсы вынуждает производителей сокращать производство и предложение товаров на рынке, что ведет к росту цен. Этот тип инфляции характерен для экономики современной России, Социальные последствия инфляции проявляются в ухудшении жизни на-селения. Для борьбы с инфляцией правительство использует адаптационную политику, т.е. политику приспособления к инфляции, и антиинфляционную политику — политику ликвидации инфляции. Основные мероприятия адаптационной политики: субъекты рыночной экономики должны искать возможности компенсации своих потерь от инфляции; предприятия берутся за реализацию краткосрочных контрактов; государство проводит индексацию процентных ставок, фиксированных доходов различных групп населения. В рамках антиинфляционной политики необходимо добиться сокращения дефицита госу-дарственного бюджета (см. Бюджет государственный). Достигается это за счет сокращения военных расходов, расходов на управление, на социальные программы.

Инфраструктура (от лат. infra — под, структура) — совокупность отраслей, предприятий и организаций, а также видов их деятельности, призванных обеспечивать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей. В инфраструктуру включают дороги, связь, транспорт, складские помещения, внешнее энергоснабжение, спортивные сооружения, озеленение, предприятия по обслуживанию населения. Различают производственную и социальную инфраструктуру.

К

Капитал (от лат. capitalis — главный) — в экономической теории фактор производства, представленный машинами, оборудованием и производственными зданиями (физический капитал) или деньгами (финансовый капитал), т. е. все, что способно принСсить доход. Эта концепция применима и к понятию «человеческий» капитал (образование, ква-лификация, приобретенные в процессе производства; знания и навыки, воплощенные в рабочей силе). Принято различать: основной капитал — часть капитальных средств, участвующая в производстве в течение многих циклов; оборотный капитал — участвует и полностью потребляется в течение одного производственного цикла, полностью переносит свою стоимость на готовый продукт; денежный ка-питал — это денежные средства, с помощью которых приобретается физический капитал. Капитал, понимаемый как капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику, в производство, называется также капиталовложениями, или инвестициями.

Картель (от франц. cartel — соглашение) — форма объединения производителей или потребителей, соглашение группы близких по профилю предприятий, компаний, фирм о ценах, рынках сбыта, условиях сбыта, доле каждого в общем объеме производства, обмене патентами. Картель предполагает производственную и коммерческую самостоятельность предприятий, но внутренняя конкуренция ограничена. Цель создания картеля — увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении.

Конкуренция* (от лат. concurrentia — сталкиваться) — состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта и источники сырья с целью получения более высоких доходов. Виды конкуренции: ценовая — осуществляется посредством снижения цен; неценовая — осуществляется посредством улучшения качества продукции и'условий продажи при не-изменных ценах. В условиях различных рынков конкуренция может быть чистой (идеальной, совершенной) — имеет место на рынке со множеством продавцов и покупателей похожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из про-давцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цены и объемы продаж. Монополистическая конкуренция имеет место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам; олигополистическая — на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, оказывающих влияние на цены; недобросовестная — ее участники нарушают принятые правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, используют ложную рекламу и т.п.

Консорциум (от лат. consortium — соучастие, сото-варищество) — временное добровольное объединение хозяйственно независимых фирм с целью координирования предпринимательской деятельности.

Организация консорциума оформляется соглашением. После выполнения поставленной задачи консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в другой вид договорного объединения. В мировой практике главенствующее значение имеет финансовый аспект деятельности консорциума. Как правило, это временное соглашение между держателями финансовых ресурсов (государством, банками, предприятиями, гражданами) для совместного размещения займов, проведения совместных финансовых или коммерческих операций большого масшта-ба, осуществления крупного строительства. Чаще всего консорциумы создаются в банковской или финансовой сфере. Применительно к банковским операциям консорциум означает неофициальное объединение банков («банковский пул»), совместно размещающих кредитные средства, обслуживающих клиентов. Основная цель создания консорци-ума — ограничение размеров возможных потерь для каждого отдельного участника, распределение риска между участниками и получение прибыли.

Концерн (от англ. concern — забота) — крупная многоотраслевая корпорация, образование которой связано с необходимостью финансового равновесия. Концерны могут создаваться либо путем учредительства новых предприятий, либо путем присоединения других компаний. В концерн входят предприятия различных отраслей, формальная са-мостоятельность которых сохраняется, но ядром является крупное промышленное предприятие или банк. Входящие в концерн предприятия номинально остаются самостоятельными, а фактически подчинены единому руководству.

Корпорация (от лат. corporatio — объединение) — широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность и сосредоточение функций управления в руках высших менеджеров, зачастую работающих по найму. Корпорация имеет статус юридического лица. Корпорации могут быть частными и государственными. Главное отличие корпорации от индивидуального предпринимательства и различного рода партнерств — в системе налогообложения, которая заключается в том, что с компании взимается кор-порационный налог, затем часть оставшейся прибыли корпорации распределяется в виде дивидендов между акционерами, которые вновь подвергаются налогообложению. Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества. С начала 70-х гг. XX в. в мировой экономике активно возникают международные корпорации, их распространение было связано с интенсивным вложением капиталов в зарубежные страны. Международная корпорация — это крупнейшие фирмы развитых стран, на которые сегодня приходится основная доля международных инвестиций и международной торговли. Главным признаком международной корпорации является осуществление прямых международных инвестиций из страны базирования, где находится головное подразделение корпорации, в принимающие страны, в которых корпорация имеет свои дочерние компании или* филиалы. Основными преимуществами международной корпорации являются: использование экономии от масштаба производства, сокращение налогов, преодоление таможенных барьеров, доступ к наиболее дешевым природным и трудовым ресурсам принимающих стран. В мировой практике различают многонациональные (МНК) и транснациональные (ТНК) международные корпорации. МНК — головная (материнская) компания принадлежит двум или более странам. Филиалы расположены в различных странах мира. Основная идея создания МНК заключается в обеспечении максимально свободного перемещения капиталов и снижении издержек и налогов путем установления заниженных цен во внутрифирменной, внутрикорпорационной торговле. ТНК — головная (материнская) компания расположена и принадлежит одной стране, а филиалы находятся во многих, странах. Понятие «ТНК» вошло в научную и политическую терминологию после Второй мировой войны для обозначения огромных международных монополий, включающих крупные национальные компании с разветвленной международной сетью филиалов. Головная компания и ее дочерние структуры являются национальными юридическими лицами. Характерными чертами ТНК являются системы международного производства, созданные на основе международного разделения, труда и международной специализации. Их отличает высокая интенсивность внутрифирменного товарооборота между подразделениями, расположенными в разных странах; относительная независи-мость филиалов и дочерних компаний в принятии текущих решений; использование международной миграции и мобильности рабочей силы и менеджеров; разработка и передача передовой технологии в рамках корпорации.

Кредит* (от лат. credit — он верит) — ссуда в денежной или товарной" форме, предоставляемая кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование кредитом. Различают следующие основные формы кредита: краткосрочный — предоставляется на срок до года; используется для фор-мирования оборотных средств предприятий и фирм; долгосрочный — предоставляется на срок свыше года; используется в качестве инвестиционного капитала; гарантированный — предоставляется под гарантию; государственный — в качестве заемщика выступает государство, а в роли кредитора физические и юридические лица, приобретающие государственные ценные бумаги; банковский — предоставляется банками в денежной форме; потребительский — предоставляется потребителям товаров и услуг и используется для удовлетворения по-требительских нужд; коммерческий — предоставляется юридическими и физическими лицами друг другу по долговым обязательствам или в товарной форме продавцами покупателям (продажа в рассрочку); международный (иностранный кредит) — предоставляется продающей стороной покупающей стороне в форме аванса для закупки товаров у продающей стороны; ипотечный — пре-доставляется под залог недвижимости.

Л

Лизинг (от англ. leasing — аренда) — финансовая сделка по использованию имущества через его аренду. При отсутствии у предприятия свободных средств на покупку оборудования оно может обратиться в лизинговую компанию. В соответствии с заключенным договором лизинговая компания полностью оплачивает производителю (или владельцу) оборудования его стоимость и сдает в аренду предприятию-покупателю с правом выкупа в конце аренды. Предприятие получает долгосрочную ссуду от лизинговой фирмы, которая постепенно погашается. Лизинг позволяет предприятию получить оборудование, начать его эксплуатацию, не отвлекая средства от оборота. В рыночной экономике использование лизинга составляет 25—30% от об-щей суммы заемных средств.

По формам различают внутренний лизинг (обе стороны — представители одной страны) и международный лизинг (кто-либо из участников лизинговой сделки является представителем другой страны) По типу лизинг подразделяется на долгосрочный (осуществляемый в течение 3 лет и более), среднесрочный (от полутора до 3 лет) и краткосрочный (осуществляемый в течение менее полутора лет).

Ликвидность — 1) в деловой терминологии — способность превращения активов фирмы, ценностей в наличные деньги; 2) способность заемщика обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств; 3) способность рынка поглощать ценные бумаги, мера их продаж при существующем уровне цен; 4) в широком смысле слова — эффективность, действенность Для оценки лик-видности фирмы используются различные показатели: коэффициент ликвидности — отношение оборотных средств к текущим обязательствам, которое показывает возможность фирмы в любой момент погасить свою краткосрочную задолженность, коэффициент быстрой (текущей) ликвидности — отношение оборотных средств за минусом наименее ликвидной их части — товарно-материальных запасов — к текущим обязательствам. Эти два показателя получили наибольшее применение в мировой практике. Коэффициенты ликвидности применяются для оценки способности фирмы выполнять свои краткосрочные обязательства. Эти показатели сравниваются со средними показателями по отрасли-. Анализ коэффициентов ликвидности может вскрыть финансовую слабость или мощь компании, может выявить фирмы, выдающиеся чем-либо. На основании анализа можно выяснить причину отклонения.

М

Маркетинг* (от англ. market— рынок, сбыт) — обширная деятельность в сфере рынка товаров, услуг, ценных бумаг, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, во имя лучшего удовлетворения потребностей людей. Маркетинг — это стратегия организации и управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок; система мероприятий фирмы, направленная на изучение и формирование потребительского спроса. Основными характеристиками современного маркетинга являются активное воздействие на потребительский спрос и осуществление производственной деятельности и нововведений исходя из потребностей рынка. Маркетинг выступает определяющим элементом контроля и регулирования экономических отношений, осуществляя взаимосвязь между процессами производства и потребления. Маркетинг как система мероприятий состоит из четырех стадий: анализ рынка, включающий исследование конъюнктуры рынка, анализ поведения покупателей и анализ внешней среды; информационная основа деятельности фирмы; планирование, которое начинается с процесса расчленения (сегментирования) рынка на отдельные части в зависимости от цели маркетингового воздействия и за-канчивается стратегическим планированием, т.е. выбором способа и времени выхода фирмы на рынок и составлением конкретного маркетингового плана; выполнение комплекса маркетинговых мероприятий по основным направлениям: разработка и создание новых товаров; движение физических, денежных и коммуникационных потоков, а также проблемы передачи прав собственности; ценообразование; продвижение товаров и стимулирование сбыта; контроль за деятельностью фирмы и достижением поставленных целей, что позволяет оценить эффективность функционирования фирмы, провести соответствующие корректировки при изменении ситуации в фирме или на рынке, наметить новые цели и задачи дальнейшего развития.

Международная валютно-финансовая система — закрепленная в международных соглашениях форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства. Международная валютно-финансовая система является необходимым звеном, позволяющим развиваться международной торговле товарами и финансовыми инструментами, а также движению факторов производства. Она состоит из двух групп элементов: валютных и финансовых. Валютными элементами международной валютно-финансовой системы являются национальные валюты, условия их взаимной конвертируемости (обмена) 'и обращения, валютный паритет (соотношение курсов валют), валютный курс и национальные и международные механизмы их регулирования. Финансовыми элементами международной валютно-финансовой системы являются международные финансовые рынки и механизмы торговли конкретными финансовыми инструментами: валютой, ценными бумагами, кредитами. Международная валютно-финансовая система включает следующие элементы: международную валютную систему, международный валютный рынок и международный финансовый рынок. Центральное место во внешних экономических связях принадлежит международному движению капитала Между-народный валютный рынок — это сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке и продаже золота, иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также срочные финансовые сделки. Первоначально валютный рынок играл вспомогательную роль по отношению к рынкам товаров и капиталов. Его функция состояла в том, чтобы обслуживать международные потоки товаров и капиталов. Начиная с 70-х гг. XX в. валютный рынок приобрел са-мостоятельное значение как особая сфера приложения капиталов. На валютный курс воздействуют факторы, отражающие состояние экономики данной страны: показатели экономического роста; состояние торгового баланса и степень зависимости от внешних источников сырья; рост денежной массы на внутреннем рынке; уровень инфляции; уровень процентной ставки; платежеспособность страны и доверие к национальной валюте на мировом рынке. Международная валютная система — совокупность денежно-кредитных отношений, сложившихся на основе хозяйственной жизни и развития'мирового рынка. Основными составными элементами мировой валютной системы являются: определенный набор международных платежных средств, режим обмена валют, включая валютные курсы, условия конвертируемости, регламентация форм международных расчетов, сеть международных банковских учреждений, осуществляющих международные расчеты и кредитные операции. Международный финансовый рынок — рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг и вкладов, осуществляемых на международном уровне. Он включает рынок капитала и денежный рынок. Международное движение капитала осуществляется в формах прямых и портфельных инвестиций, внутрифирменных потоков в рамках транснациональных корпораций (ТНК), предоставлении кредитов, создании совместных предприятий и т.д. Деятельность на международном финансовом рынке регулируется меж-дународными валютно-кредитными организациями, созданными на основе межгосударственных соглашений. К ним относятся Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК) и др.

Международная торговля* — это торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Сумма тех товаров и услуг, которые страна продает за рубежом, называется ее экспортом, а тех, которые она покупает за рубежом, — импортом. Разность между экспортом и импортом называется сальдо внешней торговли. Если страна вывозит больше, чем ввозит, то у нее положительное, или активное, сальдо внешней торговли. Если же, наоборот, импорт больше экспорта, то сальдо называют отрицательным, или пассивным. Сегодня ведущим сегментом мирового товарного рынка и соответственно объектом международной торговли является торговля машинами и оборудованием, где обмен основан на внутриотраслевом разделении труда. Поставки осуществляются в рамках производственной кооперации. Быстро развивается и международная торговля услугами в таких сферах, как банковское, гостиничное и страховое дело, строительство, инженерные услуги, консультирование, реклама, торговые посреднические операции. Международный обмен технологиями, который включает машины, новейшее оборудование, знания, ква-лифицированные навыки, осуществляется в виде лицензий, технических услуг вместе с торговлей оборудованием и движением прямых капиталовложений.

Международное разделение труда — это такая организация производства, при которой каждое государство специализируется на выпуске определенных товаров, получая в обмен на них то, в чем оно нуждается. При этом страна специализируется на выпуске того, что у нее лучше и дешевле производится, в обмен получает то, что в стране произвести невозможно или производство обходится очень дорого. На основе международного разделения труда между странами возникают разнообразные экономические связи: внешняя торговля, кредитно-денежные отношения, движение капитала и зарубежных инвестиций, миграция рабочей силы и т.д.

Международные счетные единицы — искусственные валютные единицы, предназначенные для формирования условного масштаба — измерителя, позволяющего сопоставить валюты разных стран и установить пропорции между ними. Такие единицы нужны для соизмерения международных долговых обязательств, платежей разных стран, валютных резервов, кредитов, депозитов, для установления курсовых соотношений валют разных стран, для сопоставления показателей банковских балансов.

Менеджмент* (от англ. manage — управлять) — система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. Менеджмент — это еще и наука об управлении человеческими отношениями в процессе производства и организации предпринимательской деятельности. Современный подход к понятию «менеджмент» называют ситуационным Он рассматривает фирму как открытую систему, т.е. действующую в определенной рыночной среде. Сторонники ситуационного подхода утверждают, что успех деятельности фирмы связан с тем, насколько удачно и грамотно фирма приспосабливается к рыночной, конкурентной среде. Все внутреннее построение системы управления фирмой должно осуществляться в зависимости от различных воздействий внешней среды, приспосабливать организационные механизмы к выработке новых решений. Основной предпосылкой ситуационного под-хода является ставка на человека, способного к само-реализации. Фирма при этом рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединенных совместными ценностями. Целями фирмы должно стать постоянное стремление к обновлению, направленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Мировое хозяйство — совокупность национальных хозяйств отдельных стран, связанных системой меж-дународных экономических отношений, формирующих мировое экономическое сообщество. Возникновение понятия «мировое хозяйство» связано с углублением международного разделения труда, ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилением экономической взаимозависимости государств. Характерными чертами современного мирового хозяйства являются: развитие международного перемещения товаров и услуг, факторов производства {в формах вывоза-ввоза капитала), рабочей силы и технологии. Кроме того, мировое хозяйство ха-рактеризуется ростом международных форм производства в рамках транснациональных корпораций, поддержкой государствами международного движения товаров и факторов производства и возникновением экономики открытого типа.

Монополистическая конкуренция — см. Конкуренция.

Монополия (от греч. mono — один, poleo — продаю) — исключительное право на какой-либо вид деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. Кроме того это и господство на рынке товаров и услуг одного производителя или продавца или небольшой группы продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, установления контроля над ценами. Монополия сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта товаров и услуг, что позволяет ей установить господствующее положение на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой монопольной прибыли. Монополии стремятся не допустить в отрасль новых производителей, используя непреодолимые барьеры. Цена определяется исключительно монополистом. Отношения между монополиями и аутсайдерами складываются как отношения сильного и слабого, монополист диктует условия заключения контрактов. Монополия — это крупное, централизованное производство в виде фирм, корпораций, а также объединения монополий: картели, тресты, концерны, консорциумы, конгломераты. Фирма-монополист полностью контролирует производство и рынок. Принято различать три вида монополии: закрытую монополию, защищенную от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений; естественную монополию; открытую монополию, при которой одна фирма становится единственным производителем и поставщиком товара. Такие образования, как технологические монополии {государственные естественные), и те монополистические структуры, которые основаны на преимуществах, связанных с лидерством в научно-техническом прогрессе, не противоречат устройству современного рыночного хозяйства и вполне с ним совместимы. Но даже области естественного монополизма непостоянны. Монопольный режим постепенно утрачивает свои былые преимущества, что подтверждает необходимость антимонопольной политики (см. Антимонопольное законодательство). Отрицательными последствиями монополизации экономики являются: нерациональное распределение ресурсов; замедление темпов научно-технического прогресса, неравенство в доходах, угроза политической демократии.

Монопсония (от греч. monos — один и opsonia — покупать) — монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов. В широком смысле слова термин «монопсония» относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров.

Н

Налоги* — обязательные платежи, взимаемые цент-ральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Основной источник средств государственной казны. Выполняют следующие функции: фискальную (обеспечивают финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов, например, фундаментальная наука, учебные заведения и т.д.); распределительную (перераспределяют доходы между разными слоями населения с целью сглаживания неравенства в обществе); стимулирующую (способствуют развитию научно-технического прогресса, увеличению числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения); контрольно-учетную (учет доходов граждан, предприятий, организаций), По уровню взимания налоги в РФ делятся на федеральные, республиканские и местные. По виду объектов налогообложения на прямые и косвенные: прямые — обязательные платежи, взимаемые государством непосредственно с доходов и имущества физических и юридических лиц (подоходный налог с населения, налог на прибыль фирм, налог на имущество); косвенные — налоги на товары и услуги, включенные в цену товара или в тариф (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добав-ленную стоимость). Налоги взимаются преимущественно в денежной форме, но бывают и натуральные налоги (например, налог пушниной в Московском царстве).

Налоговая политика — система мер, проводимых государством в области налогов, налогообложения. Налоги как основной источник государственного бюджета России существуют чуть более 200 лет. В эпоху Петра I налоговая система России была достаточно сложной и включала такие налоги, как налог на топоры, бороды и дубовые гробы. Начало XIX в. знаменательно тем, что доходы бюджета России формировались за счет налогов с крепостного крестьянства. В начале XX в. наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были: винная монополия, акцизные и таможенные сборы, поступления от эксплуатации железных дорог.
Теги: Словарь-справочник по обществознанию
Просмотров: 28 | Добавил: creditor | Теги: Словарь-справочник по обществознани | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close