Главная » Педагогический словарь


12:01
Педагогический словарь
ПОДКРЕПЛЕНИЕ (в пед.) — система пед. мер, являющихся подтверждением правильности (положительное П.) или ошибочности (отрицательное П.) отдельных действий воспитанника или его поведения в целом. Это прежде всего система методов стимулирования, в частности поощрение и наказание.

ПОДРАЖАНИЕ — вид научения, осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действия, манере поведения, общения и т. д. На П. основано использование примера как способа обучения и воспитания.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период человеческой жизни от 10—11 до 13—15 лет.

ПОЗА — положение человеческого тела, является средством невербального общения. Умение учителя пользоваться этим средством считается одним из показателей пед. мастерства.

ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ — устойчивая система отношений человека к различным проявлениям окружающей действительности, людям и самому себе.

ПОЗНАНИЕ — обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом к-рого является новое знание о мире. Специально организованное П. составляет сущность учебно-воспитательного процесса.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА УЧИТЕЛЯ - критерии, позволяющие выделить наиболее существенные аспекты пед. деятельности и дать им оценку. Подразделяются на процессуальные показатели, раскрывающие не только внешнюю сторону учебно-воспитательного процесса (действия учителя и учащихся, их поведение и реакции), но и внутренние его особенности (мотивы, ожидания, позиции, эмоциональные предпочтения и др.), и результативные, раскрывающие, каких результатов достигает учитель, какие изменения в развитии учащихся возникают благодаря его труду. При анализе эффективности учительского труда не следует ограничиваться изолированными характеристиками, касающимися знаний учащихся, наличием у них определенных психических функций (мышление, память, внимание и др.) и отдельных качеств личности (честность, трудолюбие и т.д.), надо стремиться к показателям, фиксирующим ученика как целостную личность, учитывать не только достижение им программных требований, но и активизацию личностных резервов учащихся и учителя, их индивидуальности; принимать во внимание не только достигнутый уровень развития человека, но и его перспективу, зону ближайшего развития.

ПОЛИКУЛЬТУРИЗМ (в образовании) — построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и соц. групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. П. в образовании помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира. Глобальное образование расширяет контекст диалога до планетарного уровня.

ПОНИМАНИЕ — процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным; составление о чем-либо правильного понятия. П. в пед. рассматривается как вторая ступень усвоения знаний учащимися после восприятия в процессе обучения.

ПОНЯТИЕ— форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета, явления. Основная функция П. — выделение общего, к-рое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. П. неразрывно связано со словом, слова и знаки являются не только выражением понятий, но и средством их образования. П. бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными. Одной из задач обучения является формирование П. в рамках изучаемых учебных предметов. Сформированность у учащихся понятийного словаря свидетельствует о достаточно высоком уровне овладения учебным материалом.

ПОСТУПОК— сознательное действие, в к-ром человек утверждает себя как личность, акт нравственного его самоопределения.

ПОТРЕБНОСТИ — нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, общества в целом. П. делятся на биологические и соц., к-рые зависят от уровня экономики и культуры. Удовлетворение П. происходит в результате целенаправленной деятельности. Воспитание П. является одной из центральных задач формирования личности.

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ— прикладные рекомендации по реализации требований того или иного принципа воспитания.

ПРАКТИКА(от греч. prakticos — деятельный, активный) — материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и соц. объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания. П. в самых различных своих проявлениях присутствует в процессе обучения, считается одним из основных компонентов профессиональной подготовки учителя.

ПРЕДВИДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ- прогнозирование и предсказание в сфере образования и развития личности ребенка, предвосхищение возможного хода событий в пед. взаимодействии. Осуществляется через прогнозирование (процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы), предсказание (прогноз, выраженный в форме суждений и оценок). Немалую роль в П. п. играют пед. интуиция (способность непосредственно, без логического анализа видеть верное решение) и инсайт (озарение, открытие, внезапное рождение новой идеи).

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ- конкретная часть объекта исследования, или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, к-рый и исследуется.

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ— процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, воспитание человека, как особая функция общества; воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ — негативная установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек не осознает или не желает осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту П. как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. П. может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе (предрассудок). П. нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков. Является серьезной причиной возникновения конфликтов между учителем и учеником в пед. взаимодействии.

ПРЕПОДАВАНИЕ — специальная профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения; упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач) и обеспечения информирования, осознания и практического применения знаний.

ПРЕСТИЖ (от фр. prestige — авторитет, влияние) — мера признания обществом заслуг человека; результат соотнесения соц. значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. Для ребенка очень важен его П. как в глазах взрослого окружения, так и в глазах сверстников. Для учителя небезразличен уровень престижности профессии педагога в общественном сознании.

ПРИВЫЧКА— сложившийся.способ поведения, осуществление к-рого в определенной ситуации приобретает для человека характер потребности. П. могут не только складываться стихийно, но и быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера. Воспитанным называют как раз такого человека, к-рый не только знает, как нужно поступить, но и не может поступить иначе в силу выработанных П., даже при отсутствии внешнего контроля за его поведением.

ПРИЕМ (в пед.) — 1) относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной пед. культуре; способ пед. действий в определенных условиях; 2) элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

ПРИНЦИП ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ- последовательное стремление придать воспитанию и обучению характер, сообразный природе ребенка, и обеспечить развитие заложенных в нем потенций. Разрабатывался Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ— основные положения, на к-рых базируется государственная политика в области образования. Автономность образовательных учреждений— предоставление самостоятельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебного плана, порядка и периодичности промежуточной аттестации, системы оценок воспитанников. Гуманистический характер образования— создание такой системы учебно-воспитательных учреждений и образовательных программ, к-рые смогут удовлетворить любые образовательные запросы различных групп населения без ущемления чьих-либо прав на получение образования любого желаемого уровня. Демократизация образования — ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей управленческой функции на места; муниципализация образования (участие местной власти и местной общественности в управлении образованием через муниципальные органы и непосредственно в деятельности образовательных

учреждений); самостоятельность образовательных учреждений в выборе целей, содержания, организации и методов работы, а также юридическая, экономическая и финансовая; право педагогов на творчество, свободу выбора концепций и технологий, учебников и учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся, участие в управлении образовательным учреждением; право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным учебным планам, на участие в управлении образовательным учреждением. Единство федерального, культурного и образовательного пространства— связь федеральной программы развития образования с национальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими местные уровни соц.-экономического и культурного развития, а также особенности местных образовательных систем.

Общедоступность— все типы учебных заведений доступны для обучения без ограничений по половым, расовым, национальным, религиозным или др. причинам всем гражданам РФ и лицам, имеющим на это право, определенное Законом РФ «Об образовании» (1996).

Светский характер государственных, муниципальных образовательных учреждений— образовательные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений носят безрелигиозный характер, ни одна из религиозных конфессий не может пропагандироваться в стенах государственных образовательных учреждений или подвергаться преследованию. Свобода и плюрализм— предоставляется свобода выбора форм обучения по желанию детей, их родителей или заменяющих родителей лиц. Родители и дети могут по своему желанию выбрать для обучения государственную светскую школу или любое религиозное или частное учебное заведение.

ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ-исходные положения педагогики культуры, сводящиеся к следующему: осуществление развития личности возможно только в культурной среде; реализация концепций развивающего образования, педагогики и психологии развития невозможна без целенаправленной организации культурной среды образовательного учреждения; культурная среда создает многообразие зон развития и ситуацию их выбора, что предполагает свободу культурного самоопределения ребенка; культурная среда учебного учреждения возникает лишь в совместной деятельности детей и взрослых.

ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — основные положения пед. технологии, определяющие успешность осуществления пед. взаимодействия: учет уровня воспитанности детей и подростков (предъявление только таких требований, к-рые адекватны уровню нравственных знаний и поведения воспитанников); ориентация на отношения ребенка к окружающему миру (только отношение воспитанника к тому или иному явлению определяет степень нравственности или безнравственности совершаемых им действий); принцип меры (любое воздействие на воспитанника или взаимодействие с ним эффективно только тогда, когда соблюдена мера в эмоциях, разнообразии используемых пед. средств, форм и методов); принцип динамичности пед. позиции (пед. позиции учителя и ученика, воспитателя и воспитанника подвижны и взаимообусловлены: и учитель, и ученик могут выступать то как субъекты, то как объекты взаимодействия); принцип компенсаторности (не у каждого педагога имеется в наличии вся совокупность пед. способностей, поэтому необходимо решать проблемы за счет тех пед. способностей, к-рые проявляются наиболее полно и ярко); принцип оригинальности и новизны воздействия требует постоянного пополнения и расширения арсенала пед. методов и средств, к-рые позволят каждую встречу с воспитанником сделать неординарной и запоминающейся; культурологический принцип пед. деятельности предполагает использование средств, методов и приемов в пед. взаимодействии из различных смежных областей: искусства, психотерапии, медицины и др.; сенсорологический принцип технологичной пед. деятельности определяет, что успешность пед. взаимодействия зависит от тех ощущений, которые его сопровождают: цвет, запахи, звуки и т. п. Разрабатываются Н.Е.Щурковой. ПРИНЦИПЫ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (пед.) — исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс. Доступность в обучении и воспитании(в пед.) — принцип, согласно к-рому учебная и воспитательная работа строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. В соответствии с этим принципом преподавание материала ведется с постепенным увеличением трудностей от простого к сложному, от известного к неизвестному. Но этот принцип не может трактоваться как снижение требований, он ориентирует педагога на ближайшие перспективы развития ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании— осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей,

мотивов, интересов и др.). Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку. Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка— реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, к-рая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии. Социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными. Наглядность(в пед.) — принцип, согласно к-рому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Н. в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Научность в обучении и воспитании— принцип, согласно к-рому обучаемым предлагаются для усвоения только прочно установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы к-рой изучаются. Необходимо знакомить обучаемых с историей важнейших открытий и современными идеями и гипотезами; активно использовать проблемные исследовательские методы обучения, технологию активного обучения. Помнить, что, сколь бы элементарны ни были передаваемые знания, они не должны противоречить науке.

Принцип культуросообразности— максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в к-рой находится конкретное учебное заведение.

Принцип природосообразности— исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и соц. развитие — главные и определяющие факторы воспитания, играющие роль экологической защиты человека. Принцип сотрудничества— ориентация в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для ее самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии; организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях. Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения— принцип, сущность к-рого заключается в том, что овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти. Реализуется данный принцип путем постоянного, продуманного и систематического повторения, упражнения, закрепления, проверки и оценки знаний, умений, навыков и норм и правил поведения.

Связь теории с практикой— принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать. Реализуется путем создания условий для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, применения получаемых знаний на практике, формирования понимания, что практика выступает как источник абстрактного мышления и как критерий истинности получаемого знания.

Систематичность и последовательность— соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. С. и п. позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуются в различных формах планирования и в определенным образом организованном обучении.

Сознательность, активность, самодеятельность— принцип, сущность к-рого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек. Осознанное участие в учебно-воспитательном процессе усиливает его развивающее влияние. Способствуют реализации данного принципа методы и приемы активизации познавательной деятельности и технология активного обучения.

Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему— принцип, требующий уважения педагога к воспитаннику как к личности. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал к-рой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспи-

тательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требовательностью учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанников о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке (см. Мотивация достижения).

ПРОБЛЕМАПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ- вопрос, к-рый возникает в процессе изучения пед. процессов и явлений и на к-рый надо ответить.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ(от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение) — 1) соотношение обстоятельств и условий, в к-рых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психол. модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (напр., невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа на вопрос приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. В силу этого проблемное обучение, построенное на П. с, относится к развивающему.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ(в пед.) — познавательная деятельность учителя, направленная на раскрытие черт и особенностей процессов будущего развития личности воспитанника и ожидаемых от них следствий, предсказание пути и условий осуществления предвидения.

ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ— См. Учебная программа.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ(в пед.) — создание проектов новых учебных планов, лабораторий и студий, новых образовательных программ.

ПРОКСЕМИКА— особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативной ситуации. Знание этих норм поможет учителю квалифицированно выстраивать пед. общение.

ПРОСВЕЩЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ— просвещение, в ходе к-рого необходимо сформировать определенный уровень сексуальной компетентности и дать представление о целом ряде сексуальных понятий и явлений.

ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ- мотивы поведения человека, содержащие в себе выраженное и осознаваемое стремление делать людям добро. П. м. формируются в процессе воспитания и под влиянием окружающей среды.

ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ- пространство, в к-ром создается, перемещается и потребляется информация. Направление и скорость информационных потоков, способы создания и поглощения (использования) информации определяют структуру П. и. Структура этого пространства отражает информационную инфраструктуру общества, куда входят наука, СМИ, образование. Понятие введено В.Н.Костюком.

ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ- пространство, на протяжении к-рого сохраняется общегосударственное единство в образовании при проведении децентрализации образования. Это сохраняет взаимосвязь и преемственность отдельных образовательных структур и соблюдение прав каждого гражданина государства на получение полноценного образования вне зависимости от места проживания.

ПРОСТУПОК — поступок, нарушающий нравственные и правовые нормы.

ПРОТИВОРЕЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ- несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе пед. практики между устаревшими пед. представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни кподрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения.

ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ- документ, в к-ром дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ— научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через проф. информацию, проф. диагностику, проф. консультацию, проф. отбор, проф. адаптацию.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ— формы совместной деятельности учителей, организационные формы включения их в принятие управленческих решений, в управление школой. В первую очередь к таким объединениям относятся предметно-цикловые комиссии.

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ— процесс пед. взаимодействия, в к-ром в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими соц. и духовным опытом, ценностями и отношениями.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ- См. Обучение.

ПСИХОДИАГНОСТИКА(от греч. psyche — душа, diagnostics — способный распознавать) — теория и практика оценки психол. свойств, процессов, состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию. Широко используется в практике школьных психологов и частично самих учителей.

ПСИХОДРАМА — см. Психотерапия.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ— психол. помощь по преодолению недостатков психического развития.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ— межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, к-рые определяют его основное настроение.

ПСИХОЛОГИЯ(греч. psyche — душа, logos — понятие, учение) — наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности.

Психология гуманистическая— направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, открытое творческим возможностям духовное начало. Психология когнитивная— направление в психологии XX в., задачей к-рого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.

Психология педагогическая(от греч. pais (paidos) — дитя и ago — веду, воспитываю) — отрасль психологии, изучающая психол. проблемы обучения и воспитания детей и психол. основы пед. деятельности учителей, воспитателей, родителей, пед. коллективов.

Психология социальная— научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в соц. группы, а также психол. характеристика самих этих групп. Ко второй половине XIX в. относятся первые попытки создания самостоятельных соц.-психол. концепций: «психология народов» (М.Лацарус, X. Штанталь, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигеле, Г. Лебон), теория «инстинктов соц. поведения» (У. Макдугалл). П. с. как наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей; психол. характеристики соц. групп, как больших (классы, нации), так и малых; психология личности; практические приложения.

Психология управления— прикладная отрасль психол. науки, в к-рой изучаются проблемы, связанные с взаимодействием людей в различных управленческих системах, включая управление государством, организацией, предприятием, учреждением, группой, коллективом и т. п.

ПСИХОТЕРАПИЯ — психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на человека с целью его лечения, изменения его отношений к соц. окружению и собственной личности. Методы и средства П. в настоящее время начинают включаться в арсенал пед. методов.

Арттерапия — терапия средствами искусства; А. как метод основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисунки, лепка, аппликация на свободную тему; задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала; анализ и интерпретация произведений искусства; репродукция произведений искусства; совместное творчество воспитателя и ребенка. Служит способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетенции.

Аутогенная тренировка(от греч. autos — сам, genos — происхождение) — метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации. А. т. помогает управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение. Разработана нем. психотерапевтом И. Шульцем в 1932 г. Каждому педагогу необходимо овладеть методикой А. т., к-рая снижает стрессогенность пед. деятельности.

Библиотерапия — метод воздействия на ребенка, его чувства при помощи чтения книг. Вместе с героями литературных произведений дети переживают определенные эмоциональные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций, что расширяет их соц. компетенцию, позволяет им успешнее овладевать нормами и правилами жизни в обществе.

Групповая психотерапия— использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. По характеру объекта психотерапевтического воздействия различают: семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с родителями, детьми и родственниками; Г. п. в условиях совместной деятельности, в различного рода психогигиенических клубах; игровую психотерапию.

Имаготерапия— использование разного вида игр для коррекции личности ребенка и в реабилитационной работе с ним. Игры бывают свободные и директивные (управляемые). Свободные подразделяются на регрессивные (возвращаясь к менее зрелым формам поведения, ребенок превращается в маленького, просится на руки, ползает и т.д.), реалистические (ребенок играет в то, что определяется объективной ситуацией, а не его потребностями и желаниями), агрессивные (в войну, наводнение, убийство, насилие). Неструктурированный материал (вода, песок, глина, пластилин), используемый в директивных играх, позволяет ребенку косвенно выражать свои желания, способствует развитию сублимации.

Катарсис(от греч. katharsis — очищение) — метод, основанный на феномене освобождения личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, воспоминания, сильной эмоциональной разрядки и раскрепощения. Метод введен австрийскими психиатрами 3. Фрейдом, И. Брейером.

Логотерапия(лечение смыслом) — направление в психол. и медицине, разработанное австрийским ученым В. Франклом. Л. исходит из того, что основной движущей силой в поведении и развитии человека является его стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Ставит целью расширение возможностей клиентов видеть спектр жизненных смыслов, к-рые может содержать в себе любая ситуация. Возникновение проблем, вызванных неумением человека понять и определить смысл собственной жизни, следует предупреждать в детстве путем формирования системы жизненных ценностей, потребности в самоактуализации, соц. и профессиональной ориентации ребенка.

Моритатерапия— метод, с помощью к-рого дети ставятся в ситуацию, вынуждающую производить хорошее впечатление на окружающих, что помогает воспитывать правила хорошего тона. Может использоваться как метод воспитания.

Психодрама(социодрама) (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии. Попеременно выступая в качестве актеров и зрителей, пациенты моделируют жизненные ситуации, помогающие им устранить неадекватные эмоциональные реакции, глубже самопознать себя, наладить взаимоотношения с окружающими. Понятие и процедура П. предложены Д. Морено (США).

Танцевальная психотерапия— использование танца и танцевальных движений для снятия напряжения, эмоциональной разрядки; выражение пластикой тела своего состояния, мироощущения и внутренних проблем, к-рые перестают тяготить личность.

р

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ- процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую соц. среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. При успешном прохождении интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у личности появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и др. и т.д.

Развитие профессиональное— рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.

Развитие умственное— сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в результате овладения им опытом, соответствующим общественно-историческим условиям, в к-рых он живет, возрастным и индивидуальным особенностям его психики. Уровень Р. у. — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Информация об уровне Р. у. м.б. получена либо путем длительных психол.-пед. наблюдений, либо путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик.

РАНЖИРОВАНИЕ— расположение в определенной последовательности (убывания или нарастания) показателей, зафиксированных в ходе пед. исследования; определение места (рейтинга) в этом ряду изучаемых объектов.

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ— план школьных занятий учащихся в течение недели.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — см. Защита психологическая.

РЕГРЕССИЯ — см. Защита психологическая.

РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА— изменения в знаниях, способностях, отношениях, целостных ориента-циях, физическом состоянии учащихся и воспитанников. Р. о. п. в учреждении, получившем государственную аккредитацию, должны соответствовать государственным стандартам.

РЕЛАКСАЦИЯ(от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабление или резкое снижение мышечного тонуса вплоть до полного обездвиживания. Релаксация м. б. непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, наступающей в результате специальных усилий, напр. аутогенной терапии. Учителю необходимо владеть приемами Р. как средством для снятия физического и умственного утомления, а также предупреждения агрессивности и неадекватного поведения в пед. взаимодействии.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ(соц.) — необходимая повторная социализация личности в новых изменившихся соц. условиях и обстоятельствах.

РЕСПОНДЕНТ(от англ. respondent — отвечающий) — участник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от характера исследования Р. выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др.

РЕТРОСПЕКЦИЯ(от лат. retro — назад, specio — смотрю) — обращение к прошлому, обзор прошедших событий.

РЕФЕРАТ— (от дат. referre — докладывать, сообщать) — краткое изложение содержания источника с лаконичной оценкой; раскрытие состояния к.-л. проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников. Обучать учащихся реферированию необходимо уже в средних классах школы.

РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ) ГРУППА(от лат. referenc -сообщающий) — микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения к-рой воспринимаются человеком как эталон для подражания. В процессе воспитания важно добиваться, чтобы в качестве Р. г. для детей и подростков выступали группы с положительными установками. Следует формировать у подрастающего поколения устойчивость к влиянию асоциальных группировок, совершенствовать способность противостоять им.

РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ— человек, чьи личностные свойства, суждения и поступки являются особенно значимыми для окружающих, образцом для подражания. Р. л. выступает как источник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для др. человека. Желательно, чтобы учителя выступали для своих воспитанников в роли таких Р.л.

РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ— способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе пед. общения. В центре Р. п. — осознание того, чтошкольник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним, какон может настроиться на действия воспитателя.

РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio — оценка) — аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение. В процессе рецензирования работы определяется актуальность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны, оригинальности авторского подхода, практическая научная или художественная значимость.

РИСКОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ- новое направление в педагогике, изучающее поведенческий аспект профессионального труда педагога, сущность пед. риска как соц.-экономического и психол. явления, а также общие закономерности и специфику пед. деятельности в ситуации неизбежного выбора.

РОЗАНОВ Василий Васильевич(1856—1919) — философ, писатель, педагог, литературный критик. Философско-пед. работы: «Сумерки просвещения», «Три главные принципа образования», «Педагогические трафаретки», «Семья как истинная школа», «Два типа образования», «Беспочвенность русской школы» и др., свыше 30 книг по философии, истории, религии, морали, литературе, культуре, педагогике. Разрабатывал вопросы философии образования, понимая под ней «обсуждение самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов». Ввел три принципа образования и воспитания: принцип индивидуальности, принцип целостности, принцип единства типа. Воспитание и образование для Р. были слитны и неразделимы. Р. как философ, сообразуясь с общечеловеческими идеалами, искал пути нравственного и духовного оздоровления всего русского общества. Считал, что человек в процессе развития и воспитания пытается постичь три антагонистических культа: античной цивилизации, христианского спиритуализма и точных внешних познаний о себе и о природе. Одним из первых вскрыл причины застоя русской школы: несамостоятельность, подражательность Западу, непомерное давление на нее российских государственных указов. Раньше западных ученых попытался ввести в психологию термин понимание.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ(от фр. — role) — соц. функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

РОЛЬ ПОЛОВАЯ— система предписаний, модель мужского или женского поведения, к-рую личность должна усвоить и к-рой должна соответствовать. Формируется в процессе воспитания и социализации.

РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ-деятельность по координации усилий пед. коллектива, направленных на совместное достижение поставленных целей; деятельность по оперативному оцениванию психол. состояния пед. коллектива, налаживание взаимодействия членов коллектива, стимулирование положительных отношений, рабочего настроения; воздействие на процессы коллективного мышления и формирования мнений, целей, намерений и мотивов, контроль за ходом учебной деятельности и оказание помощи, оценка достигнутых результатов и приложенных усилий.

РУССО Жан Жак(1712—1778) — фр. философ-демократ, основатель теории свободного воспитания. Основные работы: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании», «Рассуждение об управлении Польшей и о ее предполагаемой реформе...» и др. Выступал за естественное, или природо-сообразное, воспитание, т. е. соответствующее особенностям детей и близкое к природе. Поскольку главным естественным правом человека является свобода, воспитание должно быть свободным, не стесняющим ребенка, не мешающим его естественному развитию. Отсюда — взгляды Р. на дисциплину как на необходимость подчиняться законам природы и его метод естественных последствий, заменяющий наказания (воспитанник сам исправляет нанесенный им ущерб). Своеобразна предложенная Р. возрастная периодизация с четко определенными задачами воспитания на каждом этапе. Женщина, по мнению Р., должна воспитываться дома.

Ссылка на страницу: Педагогический словарь
Теги: Педагогический словарь
Просмотров: 233 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 41414

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close