Главная » Педагогический словарь
12:00
Педагогический словарь
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ- выработка тактики и стратегии взаимодействия. Организация совместной деятельности людей. Основные виды И. о. — кооперация и конкуренция.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИАЛОГ— активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Постепенно включается в оборот пед. взаимодействия. Особенно актуален для дистанционного обучения.

ИНТЕРВЬЮ(от лат. interview — беседа, встреча) — способ получения соц.-психол. информации с помощью устного опроса. Различают два вида И.: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами И. подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников И. определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой; уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов.

ИНТЕРЕС — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный И., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость И. выражается в длительности его сохранения и интенсивности. В педагогике проблема И. воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальной. Пробуждение и сохранение И. у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ(от лат. interioris — внутренний) — переход извне вовнутрь. В психологию понятие И. введено фр. социологом Э. Дюркгеймом, отождествляющим его с социализацией. И. — одно из основополагающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л. С. Выготского. По его мнению, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, соц. форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате И. становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место И. занимает в работах фр. психологов П. Жане, Ж. Пиаже.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ— истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (от лат. inter — между, ferens (feretis) — несущий) — снижение усвоения и запоминания отдельных частей получаемой информации в зависимости от последовательности их изложения. Это явление необходимо учитывать учителю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обучении блоками.

ИНТОНАЦИЯ(от лат. intono — громко произношу) — совокупность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений экспрессивной, эмоциональной окраски. По данным психол. исследований, И. речи содержит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое содержание. Является важнейшим элементом коммуникативной культуры учителя.

ИНТРОВЕРСИЯ(от лат. intro — движение внутрь и verto — обращать, поворачивать) — свойство человека, характеризующееся доминирующей ориентацией на собственный внутренний мир. Автор этого понятия К. Юнг, к-рый по критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т.е. преобладающей ориентации на внешний мир) выделял соответственно типы личности — интровертов и экстравертов. Согласно 3. Фрейду, И. является постоянным и необходимым условием заболевания психоневрозом.

ИНТРОСПЕКЦИЯ(от лат. introspecto — смотрю внутрь) — самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью (чувствами, переживаниями, мыслями).

ИНТУИЦИЯ(от позднелат. intuitio — пристально смотреть) — способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения минуя рефлексию. Близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики человека.

Интуиция педагогическая— быстрое, одномоментное принятие учителем пед. решения, основанное не на развернутом осознанном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Наличие И. п. обусловливает способности учителя к пед. импровизации.

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis — младенческий, детский) — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Человек, к-рому свойствен психический И. (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе др. о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.) Выделяют три вида И.: физический (отставание в физическом развитии, причинами к-рого, как правило, являются инфекционные заболевания, интоксикации, неполноценное питание и т. п.), психический (отставание в эмоционально-волевом развитии, преимущественно обусловленное недостатками воспитания) и психофизический.

ИНФОРМАТИКА— научное направление, занимающееся изучением законов, методов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и др. технических средств; группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ: прикладная математика, программное обеспечение, искусственный интеллект и др.

ИНФОРМАЦИЯ(от лат. informatio — разъяснение, изложение) — совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Является одним из ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту. И. как продукт производства обладает следующими особенностями: не уменьшается при потреблении, легко и быстро транспортируется на значительные расстояния, одновременно ее могут использовать многие потребители, может производиться в неограниченных масштабах, так как потребность в И. не имеет пределов.

Информационные технологии— методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Информационный барьер— совокупность всех различных препятствий (языкового барьера, трудности в получении необходимых документов и т. п.), к-рые стоят на пути распространения информации.

Информационный взрыв— резкое увеличение объема информации, к-рую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности; является следствием НТР.

Информационный менеджмент— организационное управление работой учебно-воспитательного учреждения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся как в самом учреждении, так и за его пределами. Информационный процесс— процесс восприятия, накопления, обработки и передачи информации. Обеспечивается информационными системами и средствами передачи данных. Информация в управлении— совокупность сведений, отражающих состояние системы управления в целом и отдельных ее компонентов. И. в у. должна быть объективной, своевременной, разносторонней.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ — процесс повышения значимости информации и знаний, широкое распространение информационных методов во всех сферах жизни общества. Информатизация образования— массовое внедрение в пед. практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информации, а также пед. технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых.

Информатизация (компьютеризация) обучения— использование вычислительной техники и связанных с ней информационных технологий в процессе обучения как средств управления познавательной деятельностью школьников и предоставления учителю и учащемуся необходимой текстовой и наглядной информации, дополняющей содержание образования.

ИНФОСФЕРА— глобальная инфраструктура электронных средств хранения, обработки и передачи информации вместе с программным обеспечением, организациями и персоналом, обеспечивающими их разработки и эксплуатацию. Термин ввел А. П. Ершов.

ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННАЯ- совокупность отраслей хозяйства, организационно не входящих в информационную индустрию, но обеспечивающих ее эффективное функционирование: библиотечное дело, издательское дело и полиграфическая промышленность, книжная торговля, почтовая и телефонно-телеграфная и электронная связь, телевидение и т. д.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ— отрасль пед. науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ- процесс формирования новых пед. знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня пед. исследований: эмпирический — устанавливаются новые факты в пед. науке; теоретический — выдвигаются и формулируются основные, общие пед. закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; методологический — на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования пед. явлений, построения теории.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЛОНГИРОВАННОЕ(от лат. pro - вперед, longys — долгий, дальний)— исследование, предполагающее длительное и систематическое изучение данного объекта, личности, пед. явления и на основе этого прогнозирование дальнейшего развития изучаемого предмета.

К

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН- план, к-рый составляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гарантирует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.

КАМПАНЕЛЛАТомаззо (1568—1639) — итальянский гуманист эпохи Возрождения, по своим взглядам — социалист-утопист. В своем сочинении «Город Солнца» изобразил идеальное государство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют полную возможность заниматься науками и искусствами. Значительное место уделил описанию воспитания детей. Оно носит полностью общественный характер (семья уступает свои воспитательные функции) и одинаково для всех граждан государства. Обучение начинается с двухлетнего возраста и является полностью наглядным. Стены «города Солнца» расписаны картинами, представляющими различные отрасли знаний и все ремесла. Девочки и мальчики, гуляя со своими наставниками вдоль стен, сначала усваивают алфавит и учатся говорить, затем «как бы играючи» овладевают предметами начального обучения, гимнастикой, бегом, метанием диска. На восьмом году дети приступают к активному и сознательному усвоению знаний. Мысли о демократическом и всестороннем воспитании и образовании в условиях справедливого общественного строя, большое внимание умственному развитию, к-рое должно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, ряд соображений о наглядном обучении — таков вклад, внесенный К. в педагогику.

КАНТ Иммануил(1724—1804) — родоначальник немецкой классической философии. Пед. взгляды К. сложились под влиянием Ж. Ж. Руссо и нем. педагога И. Б. Базедова. Основные произведения, в к-рых отражены пед. воззрения К.: «О педагогике», «Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие "1765—66"», «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», «Антропология с прагматической точки зрения». К. считал, что человек становится человеком только благодаря воспитанию и является единственным существом, к-рое в нем нуждается. В воспитании различал пять компонентов: физическое воспитание, или уход за ребенком; дисциплинирование; культивирование, или развитие умственных способностей; цивилизирование, или приспособление к условиям жизни в обществе; морализирование, или выработка твердого характера (последнее является самым важным). Главной задачей воспитания К. считал приучение детей к нравственной деятельности в сочетании с внутренними принципами разума и идеей долга. Отсюда его понимание школы как «принудительной культуры», где ребенок приучается выполнять определенные обязанности. Допускал применение физических наказаний. Выступал против стремления сделать обучение легким и приятным для детей, т. к. серьезные учебные занятия, по его мнению, должны готовить к трудовой жизни. Считал необходимым развивать в юноше сознание равенства людей при их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-гражданский образ мыслей».

КАПТЕРЕВ Петр Федорович(1849-1922) — русский педагог, историк педагогики, психолог. Основные работы: «Педагогический процесс», «Дидактические очерки», «История русской педагогики», «Этюды по психологии народов» и др. Много внимания уделял дошкольной педагогике и воспитанию в семье. Ратовал за распространение детских садов, правильно оценив их пед. и общественное значение. Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие типов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал развитие и воспитание характера и воли. Ввел в русскую педагогику понятие «пед. процесса» как целостного явления, в к-ром биологическое и соц., индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрел независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство, общество. Считал, что улучшение материального и правового положения учителя привлечет к этой профессии способных людей. Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педагогики за весь период ее существования. Соединяя историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.

КАТАРСИС — см. Психотерапия.

КАФЕДРА (от греч. kathedra — сидение, стул) — объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников одной или нескольких тесно связанных между собой научных дисциплин, занимающееся научно-исследовательской и пед. деятельностью. В вузе — учебно-научное подразделение, осуществляющее учебную, методическую, воспитательную и научно-исследовательскую работу по своему профилю.

Кафедра школьная— новообразование в структуре школы, осуществляющее руководство научно-исследовательской, творческой работой учителя, анализ и корректирование новых учебных программ и курсов, их экспертную оценку и рецензирование, связи с вузами, НИИ, культурными центрами и т. п. На заведование кафедрами приглашаются научные работники и преподаватели вузов с научными степенями. Под руководством кафедр учителя осваивают новые формы планирования, включающие элементы научного исследования, формы апробации новых идей и технологий.

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ— совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в соц. и природной среде.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ— характеристика положения человека в различных соц. системах, выражающая степень его соц. свободы (или несвободы), возможности (или препятствия) для личностного развития, содержания культурных и духовных ценностей, предоставленных в его распоряжение, уровень его материального благосостояния, физического и психического здоровья.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ— определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, к-рого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. К. о. прежде всего измеряется его соответствием образовательному стандарту. К. о. зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.

КАЩЕНКО Всеволод Петрович(1870-1943) — дефектолог, организатор высшего дефектологического образования в России. Был сторонником всеобщего обучения аномальных и трудных (исключительных) детей, полагая, что врачебно-педагогически-ми средствами можно ослабить или преодолеть недостатки или трудности развития таких детей. Считал, что многие аномалии детства вызваны не только органическими недостатками, но и отклонениями, обусловленными неправильным образом жизни, неблагоприятными соц. условиями или (и) акцентуациями характера. Пользовался термином «лечебная педагогика», понимая под ним синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выправление (коррекцию) характера и личности в целом. Ставил вопрос о психосоциальной гигиене детского возраста.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ— соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности пед. и (или) управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи.

КВАЛИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ- ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Показателем К. п. являются квалификационные категории, к-рые присваиваются работнику в соответствии с нормативными характеристиками данной профессии.

КВИНТИЛИАН Марк Фабий(ок. 35 — ок. 96) — древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. Открыл в Риме собственную риторическую школу для юношей, к-рая вскоре стала государственной. К. — первый учитель, получавший жалованье из государственной казны. В своей главной книге «Воспитание оратора» изложил мысли о воспитании детей и подростков. В дошкольном возрасте рекомендовал широко использовать игры и следить за речью детей. Высоко ценил школу, где считал полезным проводить коллективные занятия в небольших группах, соревнования, поддерживать дисциплину, но не прибегать к физическим наказаниям. Верил в силу воспитания и от учителя требовал быть простым, терпеливым, старательным, не раздражительным, но и не потворствующим тем, кто нуждается в исправлении, не скучным, но и нерасточительным на похвалы, испытывать родительские чувства к воспитанникам. Наметил стадии метода обучения: подражание, теоретическое наставление, упражнение — и требовал сочетать заучивание с размышлением.

КИНЕСИКА — совокупность зрительной информации в общении (телодвижения, жесты, мимика, позы, взгляд, манера одеваться, причесываться).

КЛАССИФИКАЦИЯ — распределение объектов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Классификация методов воспитания— система методов воспитания, упорядоченная по единому основанию. Существуют различные классификации, но в силу сложности жесткого разграничения методов воспитания по определенному основанию большинство существующих классификаций не отличаются четкостью. В данном словаре представлена классификация методов воспитания на основе личностно-деятельностного подхода (см. Методы воспитания). Классификация методов обучения— система методов обучения, упорядоченная по единому основанию. Существуют различные классификации: по источнику информации и восприятия, по дидактической цели, по логике изложения, по степени познавательной активности учащихся и др. В данном словаре методы обучения представлены по классификации на основе структуры деятельности, разработанной советским педагогом Ю. К. Бабанским и включающей в себя все существующие классификации (см. Методы обучения).

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ - организация учебного процесса, при к-рой обучение проводится в классах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские и т. п.

КЛАССНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ — пед. работник, в чьи должностные обязанности входит: содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых коррективов в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива.

КЛАССЫ ГИБКОГО СОСТАВА — формы внешней дифференциации (вне основного класса), создаваемые на основе однородных групп учащихся по способностям и интересам для изучения определенных учебных дисциплин (биологии, истории и др.), занимающихся по специальному расписанию 1—2 раза в неделю. Изучение остальных предметов осуществляется в основном классе.

КЛАССЫ ПРОФИЛЬНЫЕ — форма внешней дифференциации по интересам учеников, предполагающая углубленное изучение ряда взаимосвязанных предметов, интересующих учащихся, в классах постоянного состава.

КЛЕПТОМАНИЯ — непреодолимая страсть к воровству, к-рую корректируют лечебными средствами.

КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем. К. к. с.-п. зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности и выполняет консолидирующую, стимулирующую, стабилизирующую и регулирующую функции.

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА — сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ — процесс формирования и развития когнитивной сферы человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС - переживание человеком противоречия в своих знаниях.

КОЛЛЕДЖ — высшее или среднее учебное заведение в Великобритании, США и ряде др. стран. В РФ к К. относят некоторые вновь образуемые и реорганизуемые учебные заведения, дающие, как правило, среднее специальное профессиональное образование или начальный цикл высшей школы.

КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью соц. обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством К., в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков К. относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, четкая организационная структура, наличие органов координации деятельности. К. бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить К., в к-рых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный К. — более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных К.

Идентификация коллективистская— форма гуманных отношений, возникающая в совместной деятельности, при к-рой проблемы одного из группы становятся мотивами поведения других. Коллектив детский воспитательный— 1-) созданная система коллективистически, высоконравственно и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения в детской среде, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности; 2) группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личности о значимым содержанием совместной деятельности. Коллективное самоопределение— психический механизм обретения личностями свободы в коллективе, когда различные индивидуальные мнения и точки зрения не подавляются механизмами подражания и внушения, как в простой группе, а получают возможность относительно свободного существования. Сплоченность коллектива— степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. Формирование С. к. осуществляется в совместной деятельности.

КОЛЛЕКТИВИЗМ — 1) способность человека активно откликаться на нужды др. людей, жить общественными интересами; 2) принцип воспитания, утверждающий приоритет интересов коллектива над устремлениями индивида. Способствует формированию в человеке идеалов братства, взаимопомощи, уважения к др. людям.

КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ — разновидность общественного мнения, представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление в детском коллективе способности к формированию К. м. свидетельствует о высоком уровне развития внут-риколлективных отношений и о превращении группы в коллектив.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД) - основополагающий элемент макаренковской' коммунарской методики, к-рую адаптировал к условиям работы в обычных школах и внешкольных учреждениях педагог из Санкт-Петербурга И. П. Иванов. Организуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея оказалась воспринятой детским коллективом как собственная; чтобы деятельность детей имела практическую направленность на благо собственного или др. коллективов, др. людей — имела гуманистическую и альтруистскую цель; чтобы все члены коллектива, на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могли раскрыть свои творческие возможности. Этапы: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.

КОМЕНСКИЙ Ян Амос (1592-1670) - выдающийся чешский мыслитель, педагог. Основные работы: «Открытая дверь языков и всех наук», «Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках», «Материнская школа», «Законы хорошо организованной школы». Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, необходимость создания единой школы, куда принимались бы все дети без сословных, имущественных, половых ограничений. Разработал возрастную периодизацию (детство — до 6 лет, отрочество — до 12 лет, юность — до 18 лет, возмужалость — до 24 лет) и соответствующую ей систему образования, построенную на принципах единства и преемственности (материнская школа, школа родного языка, латинская школа или гимназия и академия). К. дал научное и теоретическое обоснование дидактическим принципам природосообразности, наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности обучения, прочности усвоения учебного материала, а также дидактическим правилам: «от конкретного к абстрактному», «от частного к общему», «от легкого к трудному», «от более известного к менее известному». К. разработал научные основы классно-урочной системы организации учебных занятий, к-рая распространилась по всему миру и до сих пор, при всех имеющихся в ней недостатках, остается одной из самых распространенных, признанных форм организации обучения. К. создал первые в мировой практике образцовые учебники «Открытая дверь языков и всех наук» и «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках», к-рые были переведены на многие языки и использовались не одно столетие. По сути, К. является основоположником дидактики. Пед. система его взглядов выделила педагогику из лона философии как самостоятельную научную отрасль.

КОММУНИКАЦИЯ (ОБЩЕНИЕ) НЕВЕРБАЛЬНАЯ - передача информации др. человеку или группе лиц без использования речи. Виды К. н.: кинесика (совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, манеры одеваться, причесываться и т. п.); проксемика (место и время общения); пара- и экстралингвистика (тональность, тембр голоса, громкость и быстрота речи, паузы); визуальное общение (контакт глазами) и такесика (прикосновение). Определенную роль играет система естественных и искусственных запахов (ольфакторная), определяющих данного человека. Точный выбор способов К. н. учителем помогает лучшему взаимопониманию с воспитанниками, определяет эмоциональную атмосферу пед. взаимодействия и самочувствие его участников.

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ - процесс передачи педагогом информации посредством речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала. Успешное К. п. у. во многом зависит от умения мыслить и точно, динамично передавать эти мысли учащимся; осознания учителем пед. задачи; способности учитывать характер взаимоотношений с учениками; авторитета учителя; новизны и выразительности речи; умения понимать психическое состояние ученика по внешним признакам, «читать по лицу», от умений самопрезентации учителя.

КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ(от лат. compensare - уравновешивать, возмещать) — 1) возмещение недостаточно развитых качеств личности др., более совершенными, что способствует формированию индивидуального стиля деятельности, достижению в ней высоких результатов; 2) (в психоанализе) механизм, посредством к-рого индивид скрывает, в том числе и от себя, свои слабости, недостатки, дефекты преувеличенным проявлением, развитием др. качеств.

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ(коррекцион-ные классы, классы выравнивания) — классы для детей с выраженными психическими и физическими отклонениями, создаваемые в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и принципами гуманизации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Подбор изучаемого материала, форм и методов обучения, приспособленных к потребностям и возможностям таких учеников, помогает им быстрее усваивать знания, адаптироваться в соц. среде, в кругу здоровых сверстников.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ- уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ-владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его пед. деятельности, пед. общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и пед. сознания.

КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ- соц. навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин соц. педагогики.

КОНГРУЭНТНОСТЬ(в пед. технологии) — степень совпадения жестов с речевыми высказываниями учителя в процессе пед. общения.

КОНСЕНСУС(от лат. consensus — согласие, единодушие) — общее согласие по к.-л. вопросу, достигнутое без голосования в ходе переговоров. Один из способов принятия решения в процессе руководства учебно-образовательным учреждением.

КОНСИЛИУМ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ- совещание, консультация учителей с целью более глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ (от лат. conspectus — обзор) — сокращенная запись лекции, речи, к.-л. точинения (научной работы) своими словами, цитатами, в виде тезисов. Творческий конспект сопровождается собственными мыслями,чвопросами, сомнениями, рассуждениями.

КОНСТРУИРОВАНИЕ(в пед.) — создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации пед. процесса.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ- одна из форм пси-хол. службы, когда профессиональные психологи в процессе личного общения помогают обратившимся к ним за помощью преодолеть неприятные психические состояния, затруднения, чувство безысходности, наметить пути выхода из кризисных ситуаций.

КОНТЕКСТ (в психолингвистике) (от лат. contextus — тесная связь, соединение) — относительно законченный отрывок устной или письменной речи (текста), в пределах к-рого наиболее точно выявляется значение входящих в него слов, выражений и т. д. Для отдельного высказывания, слова или словосочетания, входящих в состав целостного текста, контекстом являются др. (предшествующие или последующие) высказывания или весь текст в целом. Отсюда выражение «понять по контексту».

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ(от англ. contents — содержание) — метод исследования, используемый в педагогике. Заключается в выявлении и оценке специфических характеристик текстов и др. носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы, детских работ, школьной документации и т. д.).

КОНТРОЛЬ(фр. controle) — 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин; 2) функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ— доверительность, секретность. Конфиденциальная информация, полученная учителем от воспитанника, ни в коем случае (если нет угрозы чьей-то жизни) не подлежит разглашению.

КОНФИРМАЦИЯ— так называемое таинство миропомазания в католицизме, совершающееся над детьми 7—12 лет; у протестантов — обряд приобщения к церкви юношей и девушек, достигших 14—16 лет. Имеет огромное воспитательное значение.

КОНФЛИКТ(от лат. confliktus — столкновение) — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме. В зависимости от способа разрешения выделяют продуктивные (конструктивные) и деструктивные конфликты. П. к. стимулируют развитие отдельной личности или группы. Напр., конфликт между новатором-педагогом и его инертными коллегами директор школы может конструктивно использовать для оздоровления творческого роста коллектива. Ошибочное восприятие той же ситуации может привести к деструктивному пути решения проблемы. Способы разрешения К.: проявление эмпатии, «третейский судья», двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление, шутка, компромисс.

КОНФЛИКТ ВНУТРЕННИЙ— психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, мнений, мотивов, потребностей одного человека; трудно разрешимое внутреннее противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. К. в. может быть конструктивным, если, напр., учитель в результате осознания собственного внутреннего разлада находит новые грани в профессии, снижает свою тревожность, повышает самооценку, нащупывает новые способы профессионального поведения.

КОНФОРМИЗМ (конформные реакции) (от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость человека групповому влиянию, изменение своего поведения, установок в соответствии с позицией большинства, ранее не разделявшейся. К. зависит от личностных качеств индивида, его самооценки, самоуважения, интеллекта, может усиливаться в стрессовых ситуациях. У детей К. развит в большей степени, чем у взрослых, у женщин — сильнее, чем у мужчин. Конформность бывает внутренней, личной, и внешней, выражающейся в демонстративном согласии с группой по разным вопросам. Противоположным понятием является самостоятельность, независимость человека от мнения других. Особой разновидностью той же зависимости от группы является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.
Теги: Педагогический словарь
Просмотров: 10 | Добавил: creditor | Теги: Педагогический словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close