Главная » Педагогический словарь
12:01
Педагогический словарь
МЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ- комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет) — устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в соц. и исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей людей к определенному типу мышления и действия. М., с одной стороны, выступает как результат культуры и традиций, с др. — сама является глубинным источником развития культуры. Разрушение М. может привести к психол. кризисам, отклонениям в поведении.

МЕТАКОНЦЕПТЫ — общие понятия, применимые практически к любой учебной дисциплине и внутренне присущие самому процессу познания (напр., взаимозависимость, алгоритм, симметрия и др.). Выявление единой системы М. — задача педагогики, психологии, философии образования.

МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ- общеучебные, междисциплинарные познавательные умения и навыки. К ним относят: задавание вопросов; формулирование гипотез, определение целей и параметров задачи, связь данной задачи с предшествующей работой; планирование; выбор тактики, разделение задачи или проблемы на компоненты, определение необходимых физических или умственных действий; предвидение последствий того или иного действия или события; постоянный контроль за своей текущей деятельностью и анализ ее с точки зрения правильности; коррекция, возможное перепланирование и включение пересмотренных целей; самопроверка результатов собственных действий. По мере приобретения М. н. обучаемые с большей степенью ответственности берут под контроль свое когнитивное и соц. развитие, и оно приобретает характер саморегулируемого процесса. В настоящее время формирование М. н. становится центральной задачей любого обучения.

МЕТОД (от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК- один из видов научения, при к-ром умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок.

МЕТОД ПРОЕКТОВ — система обучения, в к-рой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Возник во второй половине XIX в. в США. В 20-х годах получил распространение в советской школе.

МЕТОД РЕЙТИНГА — определение оценки деятельности к.-л. личности или события. В последние годы начинает использоваться как метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе.

МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ — совокупность способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления.

МЕТОДИКА В ОБРАЗОВАНИИ — описание конкретных приемов, способов, техник пед. деятельности в отдельных образовательных процессах.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА -совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.

МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность приемов, способов организации и регуляции пед. исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ — исходящая из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях пед. теории, о принципах подхода к рассмотрению пед. явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — общественно обусловленные способы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение М. в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. Методы контроля и самоконтроля— пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: пед. наблюдение, беседа, пед. консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.

Методы организации деятельности и опыта поведения— пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД {коллективное творческое дело). Методы самовоспитания— методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение {поощрение), самоосуждение {наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем — через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее — через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.

Методы стимулирования деятельности и поведения— пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.

«Взрыв» — метод воспитания, сущность к-рого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является к.-л. резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику.

Метод естественных последствий — метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил — убери, сломал — почини и т. п.).

Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния.

Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.

Принуждение — пед. воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам П. относятся: составление характеристики школьника, в к-рой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствия его деятельности; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению.

Требование — пед. воздействие на сознание воспитанника сцелью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Т. реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Т. бывает непосредственным — прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) — и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.

Методы формирования сознания— методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения.

Анализ воспитывающих ситуаций— способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в к-рую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.

Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок.

Дискуссия — коллективное обсуждение к.-л. проблемы или крута вопросов с целью нахождения правильного ответа. В пед. процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема Д. объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе Д. каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п.

Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей.

Конференция (пед.) — коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения.

Лекция — последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.

Пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах про-

иллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию.

Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.

МЕТОДЫ КОММУНИКАЦИИ НЕНАПРАВЛЕННЫЕ- методы соц. педагогики, применяемые в работе с дезадаптированными, пед. запущенными детьми и подростками, заключающиеся в использовании метафор, историй, волшебных сказок, пословиц, поговорок, анекдотов и т. п. с целью уточнения смысла проблем ребенка и путей их решения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ— система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. М. о. обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Методы контроля и самоконтроля в обучении— методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения. Позволяют установить, насколько готовы учащиеся к восприятию и усвоению новых знаний, выявить причины их затруднений и ошибок, определить эффективность организации, методов и средств обучения и т. д. Подразделяются на устные (индивидуальный, фронтальный и уплотненный опросы); письменные (письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т. п.); практические (практические работы, опыты); графические (графики, схемы, таблицы); программированные (безмашинные, машинные); наблюдение; самоконтроль. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности— группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю. К. Бабанским и включающая в себя все существующие по др. классификациям методы обучения в виде подгрупп. 1) Подгруппа по источнику информации и восприятия: словесные методы (рассказ, лекция, беседа, конференция, диспут, объяснение); наглядные методы (метод иллюстрации, метод демонстрации); практические методы (упражнения, лабораторные опыты, трудовые задания). 2) Подгруппа по логике мышления: индуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему); дедуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемой темы от общего к частному). 3) Подгруппа по степени самостоятельности и активности познавательной деятельности учащихся: репродуктивные методы (активное восприятие, запоминание и воспроизведение (репродукция) сообщаемой учебной информации словесными, практическими или наглядными методами и приемами); проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятельности обучаемых. Реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации). Методы самостоятельной работы— самостоятельная работа, выполняемая учениками по заданию учителя и осуществляемая при его непосредственном (на уроке, на самоподготовке в группе продленного дня) или опосредованном руководстве, и самостоятельная работа, выполняемая по собственной инициативе ученика (выход на уровень самообразования).

Методы стимулирования и мотивации учения— группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, и включающая в себя две подгруппы. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении); методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Метод анализа документов— исследование результатов деятельности в сфере образования, проводимое на основе анализа планов различного характера и назначения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, лицензирования иаккредитации и т. п.

Метод беседы— получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей. В последнем случае Б. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Метод близнецов— сравнительное изучение психол. особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и различной (гетерозиготные) наследственностью. Используется для научного решения вопроса о степени влияния генов или среды на формирование психол. свойств и особенностей поведения человека.

Метод изучения продуктов творчества— диагностика психических особенностей человека путем включения в стандартизированную творческую деятельность. Примеры М. и. п. т.: тест рисования фигуры человека (вариант Гуденафа и Маховера), тест рисования дерева (Кох), тест рисования дома, выдуманного гипотетического животного и т.д. Метод психол., но очень широко используется в пед. исследованиях и в процессе изучения личности учащихся учителем или воспитателем.

Метод наблюдения— целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных пед. явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения м. б.: сплошными и выборочными; включенными и простыми; неконтролируемыми и контролируемыми (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевыми (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторными (в экспериментальных условиях) и т. д. Метод обобщения независимых характеристик— исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или события различными экспертами независимо друг от друга. Метод социометрический— исследование структуры, характера отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты принимают вид социометрической матрицы, или социограммы. Использование этого метода учителем в процессе формирования детского коллектива позволяет ему находить более продуктивные способы воздействия как на весь коллектив или малые группы, так и на отдельных его членов.

Метод терминологический— оперирование базовыми и периферийными понятиями проблемы, анализ пед. явлений через анализ закрепленных в языке теории педагогики понятий. Метод тестирования— исследование личности путем диагностики (психопрогностики) ее психических состояний, функций на основе выполнения к.-л. стандартизованного задания. Моделирование (в пед.) — построение копий, моделей пед. материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых пед. систем. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

МИМИКА (от греч. mimikos — подражательный) — выразительное движение мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Нередко М. учителя действует на учащихся гораздо сильнее, чем слова. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его настроение, отношение, поэтому педагог должен уметь показывать только то, что относится к делу.

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ- нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде и в процессе родов. Наиболее частое М. м. д. проявляется гипердинамическим синдромом (синдромом двигательной растормо-женности), выражающимся в чрезмерной активности, суетливости, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Симптомы М. м. д. обычно проходят к 11—12 годам, но в подростковом возрасте возможны обострения. Дети с такими нарушениями требуют дозированных нагрузок, смены видов деятельности.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ— система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В основе М. лежит миропонимание, т. е. совокупность определенных знаний о мире.

МНЕМОНИКА (от греч. mnemonika — искусство запоминания) — совокупность приемов, обеспечивающих запоминание при помощи создания искусственных ассоциаций.

МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ- постоянное наблюдение за к.-л. процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

МОНТЕНЬ Мишель(1533—1592) — фр. философ-гуманист эпохи Возрождения. Основные труды: «Опыты», «Дневник путешествий». Резко критиковал схоластическую систему обучения. Считал, что образование должно прежде всего развивать ум учащихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам, потребность в широких и разнообразных знаниях. В воспитательной системе М. значительное место отводилось физическому воспитанию и играм. Считал, что в школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям, а моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум. Никогда не упоминал о религиозном воспитании, считая все религии вымыслом. Выступал против образования женщин.

МОНТЕССОРИ Мария(1870—1952) - итальянский педагог, сторонник свободного воспитания. Основные пед. работы: «Дом ребенка», «Метод научной педагогики». М. исходила из того, что ребенок как активное существо по природе своей способен к самостоятельному спонтанному развитию. Поэтому задача воспитателя заключается лишь в том, чтобы поставлять ребенку «пищу», к-рая ему необходима для саморазвития. Основа обучения дошкольника и младшего школьника, по мнению М., сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Органично использовала игру в процессе обучения. Разработала интересный дидактический материал для занятий детей. Умственное воспитание фактически сводила к развитию органов чувств.

МОРТомас (1478—1535) — англ. мыслитель, гуманист, родоначальник утопического социализма. В своей основной работе «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» нарисовал картину идеального общественного строя. Государство заботится о воспитании детей, к-рое является всеобщим и равным для мальчиков и девочек. Преподавание ведется на родном языке. Помимо преподавания основных школьных предметов учащимся Утопии даются знания в области музыки, диалектики, астрономии. Большое значение М. придавал воспитанию подрастающего поколения в духе гуманистической морали, его гармоническому физическому воспитанию путем занятий гимнастикой и военными упражнениями и подготовкой к трудовой деятельности. Земледелие изучается теоретически в школе и практически на полях. Физический труд обязателен для всех. Умственными занятиями занимается небольшая часть населения — ученые, освобожденные от физического труда, но до тех пор, пока оправдывают возложенные на них надежды. В противном случае они возвращаются к ремеслу и земледелию. Все взрослое население Утопии в часы досуга в библиотеках и музеях занимается самообразованием.

МОРАЛЬ — нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и др. людям; древнейшая форма общественного сознания; соц. институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д. В отличие от права исполнения требований М. санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественные оценки, одобрения или осуждения). М. выступает как основа содержания нравственного воспитания личности.

МОРАЛЬНАЯ ДЕФЕКТИВНОСТЬ- термин, к-рым в 10-20-е годы XX в. в зарубежной и отечественной психол.-пед. науке обозначались практически все дети с девиантным и делинквентным поведением: от имеющих трудный характер до агрессивных детей (пед. запущенных, беспризорных и т. п.). В. Н. Сорока-Росинский (Викниксор в «Республиике Шкид» Л. Пантелеева и Г. Белых) был директором школы для таких морально-дефективных детей. В середине 20-х годов использование данного термина было признано нецелесообразным.

МОРИТЕРАПИЯ- см. Психотерапия.

МОТИВ (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве М. могут выступать инстинкты, влечения. Основная часть М. формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания.

Мотив избегания неудачи— стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где его поступки оцениваются др. людьми. Такая установка противоположна мотивации достижения. Для личности с преобладанием М. и. н. главное — не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой значительного изменения первоначальной, главной цели, ее полного или частичного недостижения. Этот мотив во многом определяет и объясняет поведение слабоуспевающих детей, к-рые находят многочисленные причины, объясняя, почему не выполнено или плохо выполнено задание.

Мотивационная среда— совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей деятельности. В зависимости от характера М. с. у участников вырабатываются так называемые инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая линии поведения. Это явление учителю необходимо учитывать при организации любой деятельности детей.

Мотивация — вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Мотивация достижения— разновидность мотивации, связанная с потребностью личности всеми доступными средствами достичь желаемого результата. Основные типы М. д. складываются от 3 до 13 лет и формируются под влиянием родителей, особенно матери, и др. окружающих ребенка людей. М. д. часто определяет поведение хорошо успевающих школьников, особенно при возникающих затруднениях.

МОТИВИРОВКА— сознательное объяснение человеком причин своих действий. М. может не совпадать с истинным мотивом, особенно тогда, когда, совершив неблаговидный поступок, человек не хочет потерять уважение окружающих.

МУЛЬТКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ- идея, процесс и инновационное движение в образовании. М. о. стремится дать равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и соц. групп, путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала интересы, потребности представителей разнообразных культур и групп, существующих в обществе и в национальной структуре учебного класса.

МУТИЗМ (от лат. mutus — немой) — отказ от речевого общения при отсутствии органических повреждений речевого аппарата. Может возникнуть в результате испуга, обиды, конфликта, непосильного требования, чаще всего у застенчивых, робких, физически ослабленных людей. Нередко причиной М. является неправильное взаимодействие с ребенком, игнорирование его личностной самобытности, индивидуальности. М., если не связан с психическими заболеваниями, устраняется психотерапевтическими способами. Длительный М. может привести к ЗПР (задержка психического развития).

МЫШЛЕНИЕ— познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление педагогическое— определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в пед. взаимодействии.

Мышление практическое— вид мышления, связанный с постановкой целей, выработкой планов, проектов в непосредственной практической деятельности и часто развертывающийся в условиях дефицита времени.

Мышление практическое педагогическое— анализ конкретных пед. ситуаций с использованием теоретических закономерностей развития пед. взаимодействия и принятие на основе этого реального пед. решения, к-рое воплощается.

Мышление синкретическое(от греч. synkretismos — соединение) — детское и примитивное мышление, в к-ром недифференцированно связываются самые разные представления. До 7—8 лет синкретизм пронизывает почти все суждения ребенка, что создает невероятные гипотезы о причинах событий и т.д. Напр., представления о том, что солнце не падает и что оно согревает, так тесно слиты в мышлении 6-летнего ребенка, что он вполне закономерно может заключить: «Солнце не падает, потому что оно горячее». Со становлением способности к группировке умственных операций происходит овладение этими связями, и синкретизм исчезает из области непосредственных суждений ребенка о внешнем мире.

Мышление учителя диагностическое— анализ отдельных черт ребенка и связывание их воедино с учетом прогнозирования развития личности.

Н

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ— способность человека концентрировать внимание на том или ином объекте, замечать и воспринимать существенные, характерные, а также малозаметные свойства явлений и предметов.

НАВЫК — действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения. В процессе обучения необходимо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредметного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т. п.

НАДЕЖНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА- устойчивость результатов эксперимента при его многократном проведении.

НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ— не поддающийся сознательно-волевому контролю и формально-логическому осмыслению уровень психической активности личности при решении творческих задач, проблем, ситуаций. К. С. Станиславский подобную психическую активность называл сверхсознанием, подразумевая высший этап творческого процесса, свободного как от сознательного, так и от бессознательного. В дальнейшем П. В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции. Таким образом, понятие о Н. позволяет разграничить две формы неосознаваемой психической активности: бессознательное — неосознавание того, что уже отражено в психике, надсознательное — не поддающийся осознанию творческий, алгоритмизируемый процесс создания нового знания.

НАМЕРЕНИЕ— стойкая мысль о возможности или необходимости выполнять определенное действие или деятельность. При подкреплении волей становится стремлением.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ— совокупность устойчивых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в к-рых выражается мировоззрение человека. Формируется путем воспитания. Обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ- стремление личности стать, быть и оставаться учителем, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Н. п. проявляется во всей профессиональной жизнедеятельности учителя и в отдельных пед. ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека.

НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ- психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности факторами и предвосхищением связанных с ними неблагоприятных для нее ситуаций. Н. п. сопровождается ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта. Авторитарная педагогика порождает как раз такую атмосферу, в к-рой напряженность испытывают все участники пед. процесса.

НАСТОЙЧИВОСТЬ— волевое качество личности, направленное на то, чтобы неуклонно, решительно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели. Нецелесообразная, бессмысленная Н. превращается в упрямство.

НАСТРОЕНИЕ— устойчивое, относительно длительное эмоциональное состояние человека, влияющее на его психические процессы, на всю деятельность, в частности усвоение учебного материала. Умение контролировать свое Н. является профессионально значимой способностью учителя и выступает в качестве одной из задач воспитания и самовоспитания.

НАУЧЕНИЕ — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие первоначально возникло в зоопсихологии в работах амер. психолога Э. Л. Торндайка и др. Иногда Н. понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, тем, что путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки) и уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно.

НЕГАТИВИЗМ (от лат. negatio — отрицание) — внешне не мотивированное поведение человека, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих людей. Как правило, формирование Н. связано с особенностями воспитания и чаще всего возникает у детей в периоды возрастных кризисов в ответ на игнорирование их потребностей.

Существуют две формы Н.: пассивный, к-рый выражается в отказе выполнить предъявляемые требования, и активный, при к-ром производятся действия, противоположные требованиям. Н. может стать устойчивой чертой характера. Н. может выступать непосредственной причиной конфликтов учащихся с учителями, окружающими.

НОВООБРАЗОВАНИЕ ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ — та способность, к-рая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности.

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА - особая форма нормативно-оценочного отражения нравственных отношений педагога с окружающими людьми в ходе его профессиональной деятельности.

НРАВСТВЕННОСТЬ — 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

О

ОБРАЗОВАНИЕ — 1) процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). О. получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно; 2) специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека; 3) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 4) многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности как таковой; 5) формирование образа мыслей, действий человека в обществе; создание человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определенного уровня (Н. П. Пи-щулин).

Образование глобальное— формирование у учащихся понимания мира на основе холистических (восприятие мира как единого целого) и гуманистических взглядов. Концепция О. г. ориентирована на выработку у учащихся осознания, что Земля является общим домом для всех жителей планеты, все люди — одна семья и каждый человек способен активно участвовать в мироустройстве. Коммуникация, контакт, понимание, эмпатия, симпатия, солидарность, сотрудничество являются основными понятиями О. г. Образование дополнительное— образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях О. д.: учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и т. п. (Закон РФ «Об образовании»). Образование классическое— тип общего среднего образования, предусматривающий систематическое изучение древних языков и математики в качестве главных предметов. Образование непрерывное— целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем организованного самообразования. Цель О. н. — поддержание общественно и индивидуально необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Организуется на принципах всеобщности, демократизма, доступности, непрерывности, интегративности, преемственности, принципа самообразования, гибкости и оперативности. Образование политехническое— образование, ориентированное на знакомство учащихся с основными принципами организации современного производства, безотходных и экологически чистых технологий, обучение навыкам обращения с компьютерной техникой и простейшими современными орудиями механизированного и автоматизированного труда.

ОБРАЗОВАННОСТЬ — качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью к-рого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями О. являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» (древний афоризм ).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ— образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ- набор соответствующих учебных дисциплин и интегративных курсов, к-рые включены в учебный план общеобразовательной школы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВНЕШНЯЯ СРЕДА-совокупность разнородных природно-климатических, демографических, экологических, соц.-экономических, политических факторов, оказывающих влияние на внутренние характеристики образовательной системы того или иного региона.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ- документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС- совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ— определенный уровень образования, достижение к-рого удостоверяется соответствующим документом.

ОБУЧАЕМОСТЬ— индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одаренности индивида. О. как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не м. б. полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания. Компоненты понятия О.: потенциальные возможности обучаемого; фонд действенных знаний; обобщенность мышления, темпы продвижения в обучении, продуктивность учебной деятельности, резервы развития, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

ОБУЧАЕМОСТЬ ПОНИЖЕННАЯ- снижение показателей скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Выражается в разобщенности и неустойчивости усваиваемых знаний, в неумении самостоятельно овладеть рациональными способами познавательных действий и слабой податливости направленным на их коррекцию усилиям.

ОБУЧЕНИЕ— 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение). Обучение включенное— специально организуемая и планируемая учебная деятельность, направленная на получение практического результата, а необходимые для этого знания усваиваются попутно.

Обучение дистанционное— образовательная технология, при к-рой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или университета. Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набором современных информационных технологий: учебники и др. печатные издания, передача изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, видеопленки, дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации, трансляция учебных программ по национальным и региональным телевизионным и радиостанциям, кабельное телевидение и голосовая почта, двусторонние видеоконференции, односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону и др. О. д. обеспечивает учащимся гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, свободу выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культуры, способствует интерактивному взаимодействию обучаемых и преподавателей, активизации самостоятельной работы и удовлетворению самообразовательных потребностей учащихся. Обучение интегрированное— совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми с целью облегчения процесса.их социализации и интеграции в обществе последних. О. и. бывает комбинированным (ученик обучается в классе/группе здоровых детей и получает систематическую помощь учителя-дефектолога), частичным (отдельные дети часть дня проводят в спецгруппах, а часть в обычных), временньш (дети, обучающиеся в спецгруппах, и учащиеся обычных классов объединяются для проведения совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных дел), полным (1—2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада, классы, школы, коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов).
Теги: Педагогический словарь
Просмотров: 9 | Добавил: creditor | Теги: Педагогический словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close