Главная » Словарь терминов по рекламе, маркетингу и PR
21:40
Словарь терминов по рекламе, маркетингу и PR
А

АИДА (AI ДА)- одна из самых распространенных моделей рекламного обращения. Аббревиатураанглийских слов: внимание, интерес, желание, действие. В 1896 г. предложена Э. Левисом (США).

Активная аудитория [недельная (1+) аудитория] интернета- те, кто регулярно посещаетИнтернет и проводит там не менее одного часа в неделю

Адекватная выборка- отбор для проведения рекламного исследования такого количествапредметов или лиц, увеличение которого привело бы лишь к подтверждению данных, полученныхв результате исследований самой выборки.

Аллитерация- повторение однородных согласных звуков в фразе, строке, строфе рекламноготекста.

Анафора- единое начало, поэтический прием в рекламе, где одно и то же слово или звукповторяется в начале двух или нескольких отрывком речи.

Анализ конкурентов- процесс выявления основных конкурентов, оценка их целей, стратегий,сильных и слабых сторон и спектра вероятных ответных действий, а также выбор конкурентов,которых следует атаковать либо избегать.

Анализ маркетинговых затрат- анализ стоимостной эффективности различных маркетинговыхфакторов: ассортиментных групп, методов реализации, сбытовых территорий, участников каналовсбыта, торгового персонала, рекламных средств и видов потребления. Анализ маркетинговыхзатрат позволяет выявить эффективные и неэффективные затраты, а также внестисоответствующие изменения.

Анализ эффективности рекламы- измерение степени воздействия рекламы на потребителя доили после проведения рекламной кампании.

Аннотация- краткие сведения о предмете рекламы, пояснения, на чем должен быть сделанрекламный акцент.

Антропоморфизм- в рекламе метод представления товара, при котором ему придаютсячеловеческие черты. Часто используется в случаях, когда индивидуальные свойства товаравыделены слабо и товар мало отличается от конкурирующих с ним.

Арбитрон- система мгновенного получения рейтинга телевизионной передачи на основе данных,полученных с установленных в домашних телевизорах электронных устройств.

Аудитория- количество слушателей/читателей/зрителей рассматриваемого носителя рекламы.

Афиша- вид печатной рекламы. В отличие от плаката, является анонсом какого-либо грядущегособытия, и расклеивается на улице.

Б

База данных о покупателях- организованный массив исчерпывающей информации оботдельных (либо потенциальных) покупателях, включая сведения географического,демографического, психографического характера, а также данные о покупательском поведении.

Баннер- 1) прямоугольный планшет из пластика, картона или бумаги, подвешенный в витрине;2) картинка на сайте, ведущая на сайт рекламодателя (см. также баннерная сеть, ссылка)

Баннерная сеть- система, при которой за каждые 100 показов чужих баннеров на своем сайтеучастник БС получает 100 показов собственного баннера на сайтах других участников БС завычетом процента комиссии (колеблется от 10 до 50% в зависимости от БС), который, в своюочередь, использует хозяин БС (для раскрутки собственных проектов или для продажи).

Басорама- рекламная панель с подсветкой, устанавливаемая на крыше автобуса

Бенчмаркинг - исследование технологии, технологических процессов и методов организациипроизводства и сбыта продукции на лучших предприятиях партнеров и конкурентов в целяхповышения эффективности собственной фирмы.

Биеннале- в рекламе: показ чего-либо два раза в год. В отличие от триеннале, т.е. три раза в год.

Билл борд- большой щит с рекламным плакатом 3х6 м или 4х10 м. устанавливается насобственной подставке.

Бизнес для бизнеса (В2В)- сектор рынка, ориентированный на организацию взаимодействиямежду компаниями в процессе производства и продажи товаров или услуг.

Бизнес для потребителя (В2С)- сектор рынка, ориентированный на работу с конечнымифизическими потребителями товаров или услуг.

Бизнес-бюллетень - специальное издание для специалистов конкретного рынка, государственныхслужащих или правительственных чиновников. Позволяет освещать и акцентировать внимание напроблемах клиента, выступить экспертами на рынке, лоббировать собственные интересы,повысить узнаваемость/информированность о компании и ТМ.

Бизнес-план - подробный план предпринимательской деятельности на определенный период,устанавливающий показатели, которые должно достичь предприятие. Для новых предприятийбизнес-план является обязательным документом, помогающим мобилизовать капитал илиполучить кредит.

Бизнес-портфель - набор видов деятельности и товаров, которыми занимается компания.

Бокс- в полиграфии: часть рекламного текста, выделенная обводкой.

Брандмауэр - brandmower - плакат гиперформата (10х30 м, 15х50 м) прикрепляемый к глухойстене здания или сооружения.

Брэнд- торговая марка или товар, имеющий широкую известность. Положительновосприминается большинством общества

Брэндинг- вся система маркетинговых и PR-акций, направленная на создание брэнда. Отимеющегося неизвестного товара или фирмы до "у всех на слуху".

Буклет- рекламный проспект, который печатается на одном листе, а затем складывается. Какправило, раздается бесплатно на выставках или в офисе рекламодателя, а также рассылается.

Бул-Марк- реклама издательства, типографии, вкладываемая в книгу, журнал, каталог в видекрасочной закладки.

Бэкграундеры (Backgrounder) - информация текущего, событийного характера. Это новость, неявляющаяся сенсацией. Такую информацию следует отсылать регулярно для поддержаниянепрерывного потока новостей, исходящих из организации.

В

Вариация товара- модификация товара, который уже производится и находится на рынке, путемизменения его отдельных свойств или показателей качества. Могут быть изменены физические(материал, качество), эстетические (дизайн, цвет, форма), символические (название маркитовара), свойства товара и связанные с такой деятельностью подразделения фирмы (службапокупателей, служба сервиса и т.д.). Важнейшими стратегиями модификации могут быть стратегииулучшения качества товара, повышения полезности товара, улучшение формы и стиля товара.

Векторная графика- графическое представление объекта в виде множества векторов(совершенно не подходит для представления фотографий, но очень хорош для макетов,например, визитной карточки или вывески).

Витрина- выкладка товаров, отделенная от потребителя прозрачной перегородкой.

Витраж- нанесение с помощью различных технологий изображения на стекло, акрил, зеркало идальнейшее использование последних в интерьере.

Воблер- рекламное изображение, которое крепится к полке или стенке на гибкой ножке ипривлекает внимание за счет вибрации.

Вояжер- разъездной торговец, рекламирующий и продающий товары.

Вторичная маркетинговая информация- информация уже существующая в обработанном виде,в виде опубликованных материалов, а также в виде баз данных.

Выборка- часть населения, отобранная для проведения маркетингового исследования, котораядолжна представлять все население в целом.

Выборочное наблюдение- наблюдение, в ходе которого исследованию подлежат не всеединицы генеральной совокупности, которая охватывает все объекты, а только их часть,выбранная на основании определённых принципов.

Вывеска- средство наружной рекламы по месту продажи. Обычно это плоская табличка снадписью или рисунком, вешающаяся на здании магазина (кафе, ателье и т.п.).

Вымпел- флажок рекламного характера на подставке или для вывешивания на стене.

BTL(Below the Line) – в переводе с английского «под чертой») понимают непрямую рекламу,воздействие на покупателей, отличающихся от прямой рекламы, которую называют ATL (Above theLine – «над чертой»).

Г

Газета- флажок рекламного характера на подставке или для вывешивания на стене.

Гарнитура- внешний вид, написание шрифта.

Генеральная совокупность- все, те люди, о которых делается вывод на основаниисоциологических опросов. Описание ГС включает в себя основные соотношения возраста, пола идругих социологических характеристик, актуальных для данного исследования.

Глобальный маркетинг- маркетинг, основанный на интеграции или стандартизациимаркетинговой деятельности на различных географических рынках.

Гравертон- спец. технология создания на металлических основах с "золотым" покрытиемштриховых изображений. Таблички, изготовленные с применением технологии "гравертон"предназначены для оформления офисов, сувениров и др.

Д

Девиз- выражение рекламной идеи.

Дегустация - вид сonsumer promotion (стимулирование покупателя) с целью ознакомить целевуюаудиторию ТМ с ее вкусом, свойствами, а также с целью инициации пробной покупки. Видыдегустаций: прямая - опробуется приготовленный продукт и сухая (без опробования продукта) -подразумевает информирование покупателя о ТМ, способе ее употребления, отличительныхособенностях (проводится только в месте продаж).

Демографические характеристики- необходимые показатели при подготовке рекламныхпрограмм, маркетинговых исследований, ориентированных на определенные рынки или ихотдельные сегменты. В эти описания включаются следующие характеристики: пол, возраст,состояние в браке, количество детей и т.д. Понятие социологические характеристики болееширокое. см. ниже.

Демоскопия - раздел современной прикладной социологии, связанный с изучениемобщественного мнения посредством анкетирования.

Демпинг- продажа товара по ценам, значительно ниже среднего рыночного уровня, такназываемым "бросовым", иногда ниже себестоимости. Во многих западных странах действуютантидемпинговые законодательства, которые защищают прибыль национальных производителейи нередко препятствуют ввозу товаров из других стран, предлагаемых по пониженным ценам всвязи с недостаточной конкурентоспособностью

Деколь(обжиговая)- декоративное многокрасочное покрытие (художественная картинка), котороенаносится на фарфор, керамику, фаянс, майолику, стекло и путем обжига вплавляется в егоповерхность. Безвредно для человека.

Диагностика конкурентной среды- специфический, самостоятельный этап маркетинговогоисследования, необходимый для формирования более полного и точного представления овнутренних мотивах поведения конкурентов.

Диверсификация - 1. Вид товарной стратегии, в соответствии с которой предприятие расширяетчисло производимых продуктов.2. Одновременное расширение, развитие двух и более, не связанных друг с другом видовпроизводств в целях завоевания новых рынков и получения дополнительной прибыли. Применяютгоризонтальную, вертикальную и скрытую стратегии диверсификации.

Диверсификация горизонтальная- пополнение ассортимента фирмы новыми изделиями,которые не связаны с выпускаемыми ныне, но могут вызвать интерес существующей клиентуры.

Диверсификация концентрическая- пополнение ассортимента новыми изделиями, которые стехнической или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы.

Дизайн(от англ. design - замысел, проект, чертеж, рисунок) - художественное конструированиеоригиналов книжно-журнальных, газетных и листовых изданий, этикеточно-упаковочной продукции,изделий культурно-бытового и хозяйственного назначения.

Диспенсер- рекламный мини щит с объемным карманом для информационных материалов(листовок, визиток и т.п.)

Директ мейл- (direct mail - прямая почтовая рассылка) - реклама, направляемая по почте (илислужбой курьерской доставки) непосредственно потребителям, потенциально заинтересованным всотрудничестве с фирмой или в ее товарах.

Доджер- рекламный проспект.

Ё

Ёмкость рынка- (market capacity) - в маркетинге: совокупный платёжеспособный спроспокупателей, возможный годовой объем продаж определённого вида товара при сложившемсяуровне цен. Зависит от степени освоения данного рынка, эластичности спроса, от измененияэкономической конъюнктуры, уровня цен, качества товара и затрат на рекламу.

Ж

Жалон- рекламоноситель на месте продаж. Представляет собой как плоский, так и объемныйкартонный или пластиковый рекламоноситель в форме рекламируемого товара.

Жизненный цикл товара- определенный период (цикл) времени, отражающий основные этапыразвития товара с момента его разработки до вывода с рынка; от него непосредственно зависитуровень прибыли продавца (продуцента) на каждом из этапов (стадий) цикла. В процессе развитияпродаж товара и получения прибыли обычно выделяют пять этапов: этап разработки товара(дорыночный), этап выведения (внедрения) товара на рынок, этап роста объема продаж товара,этап зрелости (насыщения), этап упадка продаж или элиминации товара с рынка.

Журнал- одно из средств рекламы в прессе. Отличается относительно высоким качествомпечати.

З

Защитная марка- регистрируется одновременно со словесным торговым знаком и используетсядля его защиты от подражания. Например, для известного товарного знака ADIDAS в качествезащитной марки могли бы быть зарегистрированы ABIBAS, ADIBAS, AIDAS, ADIDA и т.п.

Защитная пауза- минимальный промежуток времени, который должен быть между рекламамифирм конкурирующих между собой. В международной практике защитная пауза доходит до 15минут. В отечественной практике из-за недостаточности правовой базы понятие защитной паузыотсутствует.

Значок- памятный знак или свидетельство принадлежности к определенной организации(сообществу, клубу) в виде пластики разной формы (из металла, пластика, плотной ткани)имеющей приспособление для прикрепления к верхней части одежды.

И

Изография- точное воспроизведение каких-либо рукописей, почерков и т.п. Используется какхудожественный прием в изобразительной рекламе.

Имидж- образ товара, сходство, отражение, представление о чем-либо. Социально-психологическое явление, тесно связанное с экономикой товарного рынка. И. товараассоциируется с репутацией товара, товарной марки, предприятия и страны изготовителя.

Имиджевая реклама- реклама, главной целью которой является обеспечение популярностибрэнда, торговой марки или имени конкретного человека (как правило, в политической рекламе)обычно с перспективой на будущее.

Инверсия- переворачивание. Перестановка слов в предложении для усиления смысловойзначимости "выносимого вперед" слова.

Инновация- идея, товар или технология, запущенные в производство и представленные нарынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторымиуникальными свойствами.

Информационные технологии маркетинга- 1. Средство повышения эффективности разработки,создания и использования технологий маркетинга.2. Совокупность средств и методов, представляющая собой целостную технологическую систему,которая призвана обеспечить эффективность планирования, организации и управления процессоммаркетинговой деятельности, на том или ином иерархическом уровне экономики за счеткумулятивного эффекта интеграции и взаимодействия элементов информационной технологии,таких как компьютерные комплексы, компьютерные сети, интеллектуальные терминалы, комплекссредств и методов организации массивов данных, кодирования и поиска информации и др.

К

Картуш- графическое украшение. Чаще всего в виде щита, панно, планшета, на которыйпомещается рекламный текст, декоративные элементы.

Каталог- издание или сайт, содержащий систематизированное множество ссылок на другиесайты.

Каттер- режущий плоттер. Преимущества: предназначен для резки виниловых пленок, а такжедля черчения.

Качество товара- совокупность свойств товара, определяющих его способность удовлетворятьконкретные потребности потребителей, соответствовать предъявляемым требованиям. Вдоговорах купли-продажи стороны согласовывают показатели качества, порядок его проверки,представление документов, удостоверяющих соответствие качества поставленного товарасогласованным требованиям, в необходимых случаях фиксируются условия сдачи-приемки товарапо качеству, а также предоставление гарантий по качеству и срокам годности или хранениятовара.

Качественное исследование- поисковое исследование, проводимое с целью выявленияпобуждений, реакций и поведения потребителей. Проведение фокус-групп, интервью и методустойчивых матриц - методы, используемые в ходе этого исследования.

Качественные рейтинги- числовые характеристики аудитории, которые описывают не толькообъём аудитории, но и её реакции, интерес и внимание к рассматриваемой передаче, каналу.

Кегль- условный размер шрифта, расстояние от нижней части строчной буквы р до верхней частизаглавной буквы Р. Измеряется в пунктах (один пункт равен 0,35 мм).

Клик- (сlick) нажатие мышью на баннер, да и вообще нажатие мышью на ссылку, кнопку на экранеи т.п.

Комплекс продвижения- специфическое сочетание рекламы, личной продажи, мероприятий постимулированию сбыта и организации связей с общественностью, используемых компанией длядостижения рекламных и маркетинговых целей.

Коммивояжер - разъездной представитель торговой фирмы. Часто выполняет роль простогопосредника или действует по поручению своего клиента. Обычно снабжен образцами товаров,рекламными изделиями и материалами. Получает вознаграждение от своих клиентовпропорционально объемам и эффективности совершенных с его помощью продаж.

Коммуникативная политика- 1. Перспективный курс действий предприятия и наличие у неготакой обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных средств(коммуникативный микс) и организации взаимодействия со всеми субъектами маркетинговойсистемы, которая обеспечивает стабильную и эффективную деятельность по формированиюспроса и продвижению товаров и услуг на рынок с целью удовлетворения потребностейпокупателей и получения прибыли.2. Разработка комплекса стимулирования, т.е. мероприятий по обеспечению эффективноговзаимодействия бизнес-партнеров, организации рекламы, методов стимулирования сбыта, связи собщественностью и персональной продажи.

Коммуникативное окружение аудитории интернета- состоит из населения, которое само непосещает Интернет, но имеет друзей среди тех, кто регулярно посещает Интернет. Оценкикоммуникативного окружения аудитории интернета дают возможность представить масштабывлияния аудитории Рунета на прочее население страны через дружеские связи.

Коммуникатор - лицо, группа лиц или организация, от которых непосредственно исходитинформация в коммуникативном процессе.

Компендиум - сокращенное изложение основных положений.

Комплекс маркетинговых коммуникаций- многоплановая рекламная деятельность,включающая в себя рекламу в средствах массовой информации, мероприятия паблик рилейшнз,сейлз промоушн и директ-маркетинг, сопутствующие материалы и мероприятия.

Конкурентоспособность товара- 1. Совокупность качественных и стоимостных характеристиктовара, обеспечивающая его преимущество на рынке перед товарами-конкурентами вудовлетворении конкретной потребности.2. Способность товара быть первым купленным на рынке товаров-конкурентов. 3. Отношениеполезного эффекта от потребления (использования) товара к затратам на его приобретение иэксплуатацию (цена потребления).

Конкуренция - 1. Соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами,заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично, в частности,между предпринимателями - за большую долю прибыли, за рынки сбыта, за источники сырья.2. Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы, коммуникаций субъектоврыночной системы в процессе создания, сбыта и потребления материальных и духовных благ.

Конкурентная карта рынка- распределение рыночных долей конкурентов, позволяющееконтролировать место (лидер, аутсайдер) конкурента (или собственной фирмы) на рынке.Определяется по результатам анализа рыночной позиции конкурентов на конкретных товарныхрынках.

Конкурентное преимущество- преимущество, приобретамое компанией над конкурентами,посредством предложения потребителям большей ценности либо за счет предложения товаров иуслуг по более низким по сравнению с конкурентами ценам, либо за счет предоставленияпотребителям больших выгод, которые в достаточной мере компенсируют более высокие цены натовары и услуги.

Консалтинг - консультирование производителей, продавцов, покупателей в сферетехнологической, технической, экспертной деятельности. Услуги по исследованию ипрогнозированию рынка, разработке маркетинговых программ и т.п. предоставляютспециализированными консалтинговыми компаниями.

Концепция рекламной кампании- общее представление, включающее рекламную идею,рекламную аргументацию, особенности рекламных сообщений, обоснование выбора средствраспространения рекламы, тип и логику рекламной кампании с учетом маркетинговых задачрекламодателя.

Консюмеризм - движение в защиту интересов потребителей. Реализуется в формированииобществ, публичных выступлений, в бойкоте фирм, магазинов и т.п. Развитие этого движенияповлекло к возрастанию степени самоконтроля в рекламе, учёту защиты прав потребителей вовсей рекламной деятельности.

Контрафакция товарного знака- использование товарного знака без согласия на то еговладельца.

Контрреклама с точки зрения закона- опровержение ненадлежащей рекламы,распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий

Кооперированная реклама- реклама, оплачиваемая совместно фирмой-производителем и еесбытовыми агентами, т.е. между дилерами и производителем. Реклама, финансируемаясовместно несколькими рекламодателями - общенациональными, локальными и т.п.

Копирайтер - (copyright) - специалист по созданию рекламных слоганов, текстов и заказныхстатей, прямо или косвенно носящие рекламный характер.

Корпоративная реклама- реклама, создающая потребность не в конкретной марке товара, а вполном товарном ассортименте

Корригирующая реклама- появилась как реакция консюмеризма на недобросовестную рекламу.Реализуется в обнародовании информационных сообщений от лица контролирующих органов,занимающихся защитой прав потребителей. В них сообщается о неточностях и дезинформации,содержащихся в материалах рекламодателей. Особенно широко используется в США искандинавских странах, где корригирующая реклама оплачивается за счет виновных лиц.

Корригирующее объявление- объявление, помещенное после допущенной ошибки в рекламе,вызвавшей дезинформацию относительно рекламируемого товара или фирмы. В рекламнойпрактике в договоры с рекламными агентствами включаются пункты о публикации корригирующихобъявлений.

Кросс-промоушн - совместные акции.

Крышная установка -эксклюзивные имиджевые конструкции, расположенные на крышах зданий.Часто создаются с использованием неона и внутренней подсветки. Высота установки обычносоставляет 1 - 5 м., а длина зависит от содержания рекламного сообщения. Преимущества: одиниз самых престижных видов рекламы. Размещение крышной установки позволяет компании-рекламодателю заявить о себе, как о преуспевающей фирме, которая планирует долгоприсутствовать на рынке.

Л

Лайтбокс- рекламный щит размерами 1,2 х 1,8м. с внутренней подсветкой. Крепится к столбам,стационарным конструкциям: киоскам, торцам зданий.

Лефлетинг- раздача листовок с рекламным обращением в местах скопления целевой аудитории.

Личная продажа(direct marketing) - любая активная деятельность по вовлечению в коммуникациюпотенциальных и реальных потребителей товара и получению обратной связи и информации об ихжеланиях, потребностях, интересах с ориентацией на долговременные отношения. Личнаяпродажа включает выявление перспективных покупателей и личное знакомство с ними,регулярное индивидуальное общение, выявление мнений об усовершенствованных и новыхтоварах.

Логотип- оригинальное начертание наименования рекламодателя, используемое как символтовара или фирмы, зачастую являющееся торговой маркой.

Лозунг- четкая, ясная и сжатая формулировка рекламной идеи, удобная для восприятия изапоминания.

Локальные акции- акции с привязкой к конкретному месту и виду активности. Напр., проведениевечеринок в ночных клубах, поддержка ТМ в ресторанах, участие в молодежных конкурсах идискотеках и т.п. Возможно участие в качестве организаторов собственных акций или спонсорствауже существующих.

М

Маркизы -рекламоносители в виде навесов (козырьков) на мягкой или жесткой основе сразмещенной на них информацией о фирме или подвижный навес снаружи над окнами длязащиты от солнца. Преимущества: см. «вывеска»

Максимальная аудитория интернета- все посетители Интернета, включая и тех, кто имел хотябы единичный опыт посещения Интернета.

Марка- имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, идентифицирующие товары илиуслуги одного или нескольких производителей - марка производителя, а также продавцов -торговая марка, и отличающие их от конкурирующих товаров и услуг.

Маркетинг, как рыночная деятельность- организация и управление процессом выявления,принятия во внимание и удовлетворения требований и желаний потребителя с прибылью длясвоей фирмы

Маркетинговые задачи- стратегические задачи, связанные с развитием фирмы и сбытом товара.Такие как, планирование товарного ассортимента, продаж и торговых операций, ценообразования,организация рекламы, стимулирование сбыта и распределение товаров, их хранение итранспортировка, управление торгово-коммерческим персоналом, проведение сервиса и т.п.Главная цель - создать условия для приспособления производства к спросу потребителей итребованиям рынка, разработать систему мероприятий, обеспечивающих продвижение товара отпроизводителя к конечному потребителю.

Маркетинговые исследования- систематический и объективный сбор и анализ информации,связанной со сбытом продукции и предложением услуг. Проведение исследований увеличиваетвероятность применения наиболее эффективных маркетинговых действий. Часто исследованияпредпринимают как реакцию на существующую проблему, хотя маркетинговая информация можетбыть использована и как основа для перспективного планирования.

Маркетинговая логистика- деятельность по планированию, выполнению и контролюфизического перемещения материалов, готовых изделий и относящейся к ним информации отместа их производства к месту потребления с целью удовлетворения нужд потребителей иполучения прибыли.

Маркетинговый потенциал- 1. Неотъемлемая часть потенциала предприятия.2. Совокупная способность маркетинговой системы (предприятия) обеспечивать постояннуюконкурентоспособность предприятия, экономическую и социальную конъюнктуру его товара илиуслуги на рынке благодаря планированию и проведению эффективных маркетинговыхмероприятий в области исследования спроса, товарной, ценовой, коммуникативной и сбытовойполитики, а также организации стратегического планирования и контроля за поведением товара,конкурентов и потребителей на рынке.

Маркетинг статистика- 1. Область статистики, изучающая состояние и динамику рынка ирыночных отношений на разных иерархических уровнях предпринимательской деятельности.2. Вид профессиональной деятельности по сбору, обработке и анализу данных о состоянии иразвитии систем маркетинга.3. Совокупность данных и показателей, характеризующих состояние внутренней и внешней средымаркетинга.

Маркетинговая стратегия- элемент стратегии деятельности предприятия, направленный наразработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующихего потребностям. Различают стратегию привлечения покупателей и стратегию продвиженияпродукта.

Маркетинговое решение- одна или несколько альтернатив из множества возможных вариантовосуществления одного или совокупности маркетинговых мероприятий, необходимых дляустойчивого формирования, развития и удовлетворения спроса на товары или услугипотребителей.

Маркетинговые исследования- систематический процесс постановки целей исследования;идентификации объемов; сбора; анализа объективной рыночной информации и разработкирекомендаций для принятия конкретных управленческих решений относительно любых элементоврыночно-продуктовой стратегии фирмы и методов их реализации для достижения конечныхрезультатов в деятельности фирмы в условиях конкретной маркетинговой среды.Прикладные исследования предполагают принятие конкретных управленческих исследований.(2) Вид деятельности, который с помощью информации связывает потребителя, покупателя иобщественность с маркетологом; получаемая информация служит для выявления и определениямаркетинговых возможностей и проблем; для выработки, совершенствования и оценкимаркетинговых действий; для отслеживания результатов маркетинговой деятельности; а также дляулучшения понимания процесса управления маркетингом.

Медиа- 1. Средства распространения рекламы.2. Вся совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации.

Ментальность - психологический термин, говорящий о разнице восприятия между людьми, ихоценок и взглядов, обусловленных образом жизни, воспитанием, образованием, культурой.Учитывается при подготовке рекламных обращений и аргументов для потребителей рынков.

Мерчандайзинг - выкладка товара, оформление витрин, размещение POS-материалов,отслеживание акций конкурентов. Выкладка товара осуществляется таким образом, чтобыразместить товар в лучшем с точки зрения продаж месте (на полках напротив уровня глаз и рук).

Методы прогнозирования в маркетинге- научное предвидение, основанное на анализефактических данных прошлого и настоящего исследуемого объекта. По величине периодаукрепления выделяют краткосрочные прогнозы (до 1,5 лет); среднесрочные прогнозы - (5 лет);долгосрочные прогнозы - 10-15 лет, основанные на системе прогнозов различных составляющих.По форме представления прогнозы делятся на количественные и качественные; по охватупрогнозированием объекта исследования прогнозы бывают общими и частными.

Методы ценообразования- методы используемые при формировании цен на продукцию иуслуги. Выделяют три метода ценообразования - основанный на издержках, основанный на линиипокупателей, основанный на ценах конкурентов.

Модуль- определенного размера графическая реклама для публикации в прессе.

Мобайл- подвешенная к потолку или кронштейну легкая (пластиковая, картонная) рекламнаяконструкция (плоская –двусторонний рекламоноситель, подвешенный к потолку; составная –конструкции подвешиваются друг к другу, объемная – трехмерная конструкция, собранная в видекоробок или иных структур) Преимущества: благодаря тому, что пространство надо головамилюдей обычно не заполнено рекламой, рекламоноситель привлекает дополнительное внимание.

Мониторинг/анализ прессы- постоянное изучение прессы на предмет активности конкурентов исамого Клиента, обзоров рынка. Позволяет оперативно и своевременно реагировать на текущуюситуацию, получать максимальную информацию о конкурентах.

Мотто- определенного размера графическая реклама для публикации в прессе.

Мотивация- 1. Процесс интенсификации мотивов индивидуума или их группы с цельюактивизации их действий по принятию решения об удовлетворении какой-то потребности.2. Побуждающие действия, оказывающие влияние на активность покупателя в процессе принятияим решения о покупке.

Н

Накрышные установки- рекламные конструкции в виде логотипов ведущих фирм размещаемыена административных или жилых зданиях при максимальном угле обозрения установки.

Наклейка- малая форма полиграфии, выпускается на самоклеящейся основе.

Наружная реклама- реклама на улицах (щиты, перетяжки и т.п.), на фасаде здания фирмы-рекламодателя (витрина, козырек и т.п.), а также на транспорте и в метро.

Недельная (n+) аудитория интернета- те, кто регулярно посещает Интернет и проводит там неменее n часов в неделю.

Ненадлежащая реклама с точки зрения закона- недобросовестная, недостоверная, неэтичная,заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию,времени, месту и способу распространения, установленных законодательством.

Нонпарель- мелкий типографский шрифт (2,25 мм).

О

Обзорные статьи (round-up article)- статьи, интегрирующие опыт нескольких компаний вотрасли. Могут инициироваться как самими изданиями, так и специалистами ПР. Паблиситименьших по размерам и более слабых компаний может улучшиться в результате включенияматериалов о них в обзорную статью вместе с материалами о крупных и сильных конкурентах.

Объемная марка- элемент фирменного стиля, товарный знак в объемном исполнении. Например:бутылка "Coca-Cola". Поддается регистрации на общих основаниях.

Оферта- коммерческое, рекламное, торговое обращение.

Офсет- самый распространенный вид печати. Особенно выгоден при больших тиражах.

Охват- число представителей целевой аудитории, вступивших в контакт с конкретным средствомрекламы или сочетанием коммуникационных средств, в течение определенного отрезка времени.

П

Пантон- одна из систем стандартизации цветов, предложенная одноименной фирмой. Используятаблицу можно выбрать любой из 14 базовых и более 1000 составных цветов, получаемых избазовых с помощью формул. В каталоге представлены цвета для 2 основных типов бумаги -мелованной и офсетной. Распространенный термин - цвет по пантону. Преимущества: позволяетне зависеть от тонкостей цветоделения и точно выбрать нужный цвет.

Паблик рилейшнз(Public Relations или PR) - коммуникативная активность, (включая косвеннуюрекламу), направленная на формирование гармоничных отношений с обществом, обычно открытооплачиваемая и используемая как дополнение к рекламе, осуществляемая с цельюинформирования общественности о фирме, ее товарах, завоевания доверия и формированияблагоприятного имиджа.

Паблисити- популяризация, создание известности. Действия, направленные на привлечениевнимания.

Парти-плэнт (Party-Plant) - одно из средств стимулирования сбыта. Организация демонстрациитовара на дому во время специально устроенного приема гостей.

Патентный поверенный- представитель заявителя, который зарегистрирован в Патентномведомстве и которому доверяется ведение дел, связанных с регистрацией товарных знаков.Полномочия патентного поверенного удостоверяются нотариально заверенной доверенностью.

Первичная маркетинговая информация- информация специально собранная фирмой илиспециализированной маркетинговой организацией для принятия конкретных управленческихрешений в области маркетинговой стратегии.

Периодика- издания, выходящие с определенной периодичностью: газеты, журналы и т.п.

Петит- мелкий типографский шрифт (3 мм).

Пиксель(pixel) - неделимая точка в графическом изображении растровой графики.

Пилон- отдельно стоящая рекламная установка (стелла). Преимущества: Имиджевая конструкция

Плакат- красочное рекламное издание большого формата.

Подпись- текст, добавляемый в конце каждого исходящего письма e-mail, установленный впочтовой программе пользователем. Содержит ФИО, должность, место работы и др. информациюоб отправителе.

Позиционирование товара на рынке- формулирование комплекса маркетинга, имеющегоизбирательную привлекательность для выбранного/ых сегментов и определение места маркитовара в сознании потребителей. Позиционирование может основываться на особенностях товара,выгодах от него, возможностях покупки и пользования услугами, типами пользователей,сравнением с конкурентами.

Поисковая система- 1) специальный сайт, на котором по ключевым словам можно получитьссылки на сайты, соответствующие этим словам;2) компьютер, который производит поиск новых сайтов и проводящий их индексирование поключевым словам для дальнейшей быстрой выдачи списка ссылок по запросу ключевых слов.

Потребители рекламы с точки зрения закона- юридические или физические лица, до сведениякоторых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или можетявляться соответствующее воздействие рекламы на них.

Позиционирование товара на рынке- формулирование комплекса маркетинга, имеющегоизбирательную привлекательность для выбранного/ых сегментов и определение места маркитовара в сознании потребителей. Позиционирование может основываться на особенностях товара,выгодах от него, возможностях покупки и пользования услугами, типами пользователей,сравнением с конкурентами.

Программа рекламы- программа рекламной деятельности на определенный период,сформированная с учетом стратегических и тактических задач фирмы и указанием целевойаудитории, видов и средств рекламы.

Презентация - рекламное мероприятие, включающее в себя демонстрацию товара и театральное(музыкальное) представление, а также фуршет (обед, ужин и т.п.)

Пресс-релиз - средство паблик рилейшнз, информационный бюллетень, предназначенный длягазет, журналов, радио и телередакций, из которых они могут получить интересующую ихинформацию. Особенностью является бесплатная публикация ввиду новостного характерасообщения.

Пресс-рилейшинз (Press-Relations) - установление и поддержание контактов с прессой дляобеспечения редакционного освещения деятельности фирмы, представления ее товаров.

Премиумы- продвижение товара с помощью специальных торговых предложений. ("покупателю3-х бутылок, четвертая - бесплатно!" или "купившему две упаковки, приз - фирменный сувенир откомпании" и т.д.)

Призматрон - усовершенствованный вариант биллборда. Вращающиеся трехгранные призмыпозволяют разместить на таком щите три рекламных изображения (смена изображения 20-30 сек.)

Промоушн(рromotion) - содействие продаже, сбыту, проведение мероприятий воздействующих наконечного потребителя.

Профиль потребителей- социально-демографические и поведенческие характеристикипотенциальных покупателей.

Р

Регулярная аудитория интернета- все посетители Интернета за исключением тех, кто имелединичный опыт посещения Интернета или был в Интернете всего один или несколько раз запоследние три месяца

Реклама с точки зрения закона- распространяемая в любой форме, с помощью любых средствинформация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламнаяинформация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формироватьили поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям иначинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Рекламная аудитория- все лица, которые могут прочитать, увидеть или услышать рекламноесообщение, переданное конкретным источником информации.

Рекламная деятельность- организация и управление процессом планирования, создания,производства, доведения рекламных сообщений до целевой аудитории и контроль эффективностирекламных мероприятий.

Рекламная кампания- комплекс рекламных мероприятий, осуществляемых в соответствии сединой целью и концепцией.

Рекламная пирамида- сочетание основных типов потребительской аудитории, ее готовностиприобретать рекламируемый товар. По мере возрастания ее готовности выделяют следующиестадии: незнание, осведомленность, знание, благорасположение, предпочтение, покупка,повторная покупка.

Рекламная стратегия- широкомасштабная долгосрочная программа, направленная на решениеважнейшей рекламной цели. Разработка рекламной стратегии предполагает определениеследующих элементов: целевая аудитория; концепция товара; средства массовой информации,и/или рекламоносители, используемые для передачи рекламного обращения; разработкарекламного обращения.

Рекламодатель с точки зрения закона- юридическое или физическое лицо, являющеесяисточником рекламной информации для производства, размещения, последующегораспространения рекламы.

Рекламопроизводитель с точки зрения закона- юридическое или физическое лицо,осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой дляраспространения форме.

Рекламораспространитель с точки зрения закона-юридическое или физическое лицо,осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путемпредоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средстврадиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и инымиспособами.

Репрезентативная выборка- социологический термин. Выборка людей из генеральнойсовокупности, позволяющая с высокой степенью достоверности ~ 4-5% переносить данные опросарепрезентативной выборки на генеральную совокупность. Характеризуется таким же как игенеральная совокупность процентным составом основных социологических характеристик (пол,возраст, социальное и семейное положение и т.п.)

Репринт- повторный тираж.

Референтная группа- в психологии: группа, в которой индивид хотел бы находиться, стиль жизни,ценности, манеры, моду которой, он одобряет и стремиться им подражать.

Point of Sales (POS)- место продаж (магазины, супермаркеты, рынки и т.д.).

С

Сегментация рынка- разделение, разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой изкоторых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. В основусегментирования могут быть положены географические, демографические, психографические иповеденческие признаки.

Сейлз промоушн(Sales Promotion) - непосредственное стимулирование сбыта. В самом широкомсмысле представляет собой все виды деятельности, связанные с предоставлением информации, втом числе и коммерческой рекламы о товаре или услуге, их характеристик, степени соответствияосознанным запросам потребителя, а так же все виды коммуникаций маркетинга.

Ситуационный анализ- один из этапов планирования маркетинговой деятельности.Представляет собой тщательный анализ внутренней и общей маркетинговой среды фирмы, врезультате которого определяются ее сильные и слабые стороны, опасности и дополнительныевозможности, ожидающие фирму в результате того или иного хода развития событий во внешнеймаркетинговой среде. Результатом ситуационного анализа может являться выбор фирмой однойиз альтернативных стратегий своего развития: роста, сокращения или объединения.

Ситилайт- рекламная конструкция 1,2 х 1,8м. Крепится на собственной подставке.

Слоган- рекламный лозунг: четкая, ясная и сжатая формулировка рекламной идеи, которая легковоспринимается и запоминается.

Скрытая реклама- общее название материалов в прессе и художественных произведениях,содержащих положительную, коммерчески важную для определенной фирмы информацию.

Сопутствующие материалы и мероприятия в рекламной деятельности- дополнительныесредства фирмы для решения различных задач рыночной деятельности. Они используются приличной продаже, мероприятиях паблик рилейшнз и сейлз промоушн. К ним относится печатнаяпродукция в виде листовок, буклетов, брошюр, открыток и т.д., а также фильмы, торговыевыставки, портативные приспособления для образцов товаров, ежегодные отчеты и оформлениемест продажи.

Событийный маркетинг(event marketing) - организация массовых развлекательных мероприятий- различные фестивали, вечеринки и т. п. Обычно приурачивают к каким либо датам.

Средства массовой информации- СМИ: газеты, журналы, радио, телевидение

Спот- короткое рекламное обращение или рекламный ролик, вставляемый между теле- ирадиопрограммами, продолжительностью от 10 до 60 секунд.

Спрос- категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговли.спрос выражает постоянно меняющуюся совокупную общественную потребность, представленнуюна рынке в различных товарах, складывающуюся из множества конкретных требований массыпотребителей, отличающихся большим разнообразием.

CRM(Customer Relationships Marketing) - мероприятия, направленные на получение откликапотребителя и установление с ним постоянной долгосрочной связи, основанные на отношении кклиенту, как к индивидууму. Основной целью директ маркетинга является не только стремлениевойти с потребителем в диалог, но и мониторинг рынка, изучение потребительских особенностей испособностей и выявление потенциальных клиентов.

Стиль жизни- привычки, особенности жизненного уклада и поведения людей, формирующихопределенные группы населения.

Стикер- наклейка с логотипом фирмы или бренда. Может распологаться на входе вместе сдополнительными надписями, например, "Добро пожаловать".

Cтимулирование сбыта(sales promotion) - кратковременные побудительные меры поощренияпокупки или продажи товара/услуги. осуществляется как по направлению к покупателю (consumerpromotion), так и по направлению к торговопроводящей сети (trade рromotion).

Стимулирование сбыта торговопроводящей сети(trade promotion) - разнообразные средствавоздействия, стимулирующие сбыт товара путем активизации работы товаропроводящей сети.Включает как экономические способы воздействия: конкурсы и премии для продавцов, так инеэкономические: работа по информированию оптовых и розничных продавцов о товаре,оформление мест продаж, размещение POS материалов.

Стимулирование покупателя(сonsumer promotion) - разнообразные средства воздействия,стимулирующие спрос и сбыт товара покупателем, включая экономические: сэмплинг, тестинг,купоны, льготные покупки, розыгрыши, игры, конкурсы для покупателей, премии.

Сэндвич-мэн - человек, разгуливающий по улице с двумя рекламными щитами на груди и наспине.

Сэмплинг(sampling) - распространение образцов продукции и рекламных материалов.осуществляется путем бесплатной раздачи образцов или рекламных материалов в торговыхточках, на оживленных улицах, в клубах, на концертах и шоу-мероприятиях, а также в другихместах скопления целевой аудитории.

Т

Таргетинг рыночный- оценка каждого рыночного сегмента и выбор сегмента/ов обслуживания сцелью выбора наиболее перспективного из них для сфокусированного рекламного воздействия.

Тейблдот(Tabledot) - общий обеденный стол в пансионатах, крупных столовых и ресторанах.Часто используется для рекламы продуктов.

Телемаркетинг - вид маркетинга, осуществление которого основано на использовании средствтелекоммуникаций и сети Internet, позволяющим потенциальным потребителям осуществлятьускоренный поиск и покупку товаров и услуг на реальных и виртуальных рынках.

Тендер- коммерческий конкурс. Используется для выбора партнеров. К примеру, рекламодательобъявляет конкурс среди нескольких рекламных агентств на решение конкретной рекламнойзадачи.

Тестемониум - форма рекламы, использующая авторитет популярной личности

Товарная политика- совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на постановку идостижение предпринимательских целей, которые включают выход нового товара или группытоваров на рынок (инновация), модернизацию уже находящихся на рынке товаров (вариация) иливывод из производственной программы выпускаемого товара (элиминация), а такжеассортиментную политику.

Товарные стратегии- 1. Главные принципиальные направления товарной политики, следуякоторым предприятие может обеспечивать стабильный объем продаж и прибыль на всех стадияхжизненного цикла продукта. К товарным стратегиям обычно относят: инновацию, вариацию,элиминацию товара или услуги.2. Разработка направлений оптимизации товарной номенклатуры и определение ассортиментатоваров, которые создают условия для стабильной конкурентоспособности и эффективнойдеятельности фирмы.

Товарный знак- слово, имя, знак, символ или их сочетание, художественно оформленные иприменяемые для индивидуализации и выделения производителей, продающих организаций илитоваров среди конкурентов.

Троллы- рекламный щит, прикрепленный к растяжкам линий электроснабжения троллейбусов,трамваев поперек движения городского транспорта.

Trade Marketing(Торговый маркетинг) - комплекс мер, направленный на повышениеэффективности взаимодействия с участниками дистрибуционной цепочки. Торговый маркетинграссматривает рынок как возможность реализовать имеющийся товар, "протолкнуть его кпотребителю", сделать его более доступным к покупателю, донести информацию о нем наиболеедоступным для потребителя образом.

TTL (through the line) –это комплекс услуг, сочетающий использование как прямой (ATL), так инепрямой (BTL) рекламы.

У

Уникальное торговое предложение- основная черта, характеристика или свойство, присущеепредмету рекламы, выгодно отличающее его от конкурентов и привлекательное для потребителей.

Ф

Фирменный стиль- единство постоянных художественных и текстовых элементов во всехрекламных разработках и средствах рекламы фирмы.

Франчайзинг - Контрактное партнерство между производителем, оптовиком или сервиснойорганизацией и независимыми бизнесменами, которые покупают право владеть и руководитьодной или несколькими фирмами в системе франчайзинга.

Фигурный постер- рекламный щит фигурной формы с отгибающейся ножкой.

Х

Хард постер- рекламный щит с отгибающейся ножкой.

Ц

Цветоделение - процесс разделения цветного изображения на 4 основных (при полноцветнойпечати) цвета - Голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow), черный (вlacК) - CMYK.

Целевая аудитория- определенная группа людей, состоящая из потенциальных потребителейтовара (покупателей и клиентов), на которых направлено рекламное сообщение.

Целевой рынок- рынок, выбранный в результате исследования рынков сбыта той или инойпродукции или услуги, характеризующийся минимальными расходами на маркетинг иобеспечивающий для фирмы основную долю результата ее деятельности.

Ценовая эластичность- мера чувствительности спроса к изменению цены.

Ч

Четыре "Р" маркетинга (4P)- 1- Продукт (Product) - включает в себя проектирование и разработкупродукта, установление товарной марки и упаковку; -2- Место (Place) - включает в себя каналы,используемые для перемещения продукта от изготовителя к покупателю; -3- Цена (Price) -включает в себя цену, по которой продукт или услуга предлагаются на продажу, и устанавливаетуровень доходности; -4- Продвижение (Promotion) - включает в себя персональную продажу,рекламу, связи с общественностью, поощрение сбыта, прямой маркетинг, а также информацию впункте торговли и на упаковке.

Ш

Штендер- отдельно стоящая раскладная конструкция (из пластика, фанеры, металла). Обычноштендеры ставят у входа в магазины, бары, кафе и т.п.

Щ

Щенок- прием личной продажи, основанный на том, чтобы дать подержать товар в руках илиоставить его на какое-то время у будущего владельца. Свое название получил потому, что трудноотдать щенка, которого взял на руки.

Э

Эластичность спроса(Elasticity) - в маркетинге степень изменения одной переменной нанебольшое относительное изменение другой, например, изменение спроса на экспортируемыепромышленные товары вследствие изменения курса валюты или изменение спроса в результатеизменения цен. Товары считаются менее эластичными, если изменения цен мало влияют наимеющийся на них спрос.

Эффективность рекламы- степень воздействия рекламных средств на потребителей винтересах производителя или посредника. Определяется до и после передачи рекламногообращения. Определение влияния рекламы на результаты продаж (экономическаяэффективность) проводится путем относительного сравнения затрат на рекламу и объемовреализации товара по итогам деятельности в прошлом. Точность последнего метода не высока,так как на результаты продаж оказывают влияние помимо рекламы множество других факторов.

Я

Ядро аудитории (недельная (3+) аудитория)- те, кто регулярно посещает Интернет и проводит там не менее трех часов в неделю.
Теги: Словарь терминов по рекламе, маркетингу и PR
Просмотров: 42 | Добавил: creditor | Теги: Словарь терминов по рекламе, маркетингу и PR | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close