Главная » Критический словарь психоанализа


16:52
Критический словарь психоанализа
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ (CONSCIOUS) Согласно психоаналитической теории, возможны два способа психической деятельности: сознательный и БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ, где первый имеет дело с "непосредственной данностью", которую "невозможно объяснить более полно с помощью каких-либо описательных методов", а второй - с тем, что должно быть выявлено. Теория утверждает также, что эти два способа действуют в соответствии с разными принципами: сознательная психическая деятельность подчиняется "грамматике" ВТОРИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ, а бессознательная - "грамматике" ПЕРВИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ (см. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ). Сознание (часто сокращается до Сз) - это система или структура, в которой протекает сознательная психическая деятельность, подчиняющаяся вторичным процессам. Поскольку мысли, относящиеся к сознанию, временами способны становиться бессознательными, психическая деятельность может быть одновременно ДЕСКРИПТИВНО БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ и ДИНАМИЧЕСКИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ - такая деятельность обозначается термином предсознательная (см. отдельную статью, озаглавленную ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ). Обратная ситуация возникает в СНОВИДЕНИЯХ, где мы воспринимаем сознанием проявления бессознательного. Противоречия такого рода способствовали изменению терминологии, сделанному Фрейдом в 1920-х годах, когда сознательное стало ЭГО, а бессознательное - ИД.

СОЖАЛЕНИЕ (SORROW) Согласно McDougall (1908), сожаление есть "производная эмоция, одна из ретроспективных эмоций желания; одним словом, это особая форма грусти, по сути, грусти, источником которой является чувство любви, и потому грусти мягкой". См. ПЕЧАЛЬ; ГОРЕ; СКОРБЬ.

СОЛИПСИЗМ (SOLIPSISM) Точное значение: философская теория, согласно которой познаваема только субъективность, а кажущийся внешний мир состоит из наших собственных представлений. Иногда используется, особенно Suttie (1935), для описания того, что КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ называет НАРЦИССИЗМОМ младенца, т.е. его убежденности, что внешний мир существует исключительно для удовлетворения его желаний, и неспособности понять, что объекты этого мира являются людьми со СВОИМИ желаниями и потребностями.

СОМА, СОМАТИЧЕСКИЙ (SOMA, SOMATIC) Тело, телесный. Обычно противопоставляется ПСИХИКЕ, психическому. Крайне редко - все клетки тела, за исключением зародышевых, т.е. та телесность, которая составляет смертного индивида, в противоположность той, что обеспечивает продолжение рода. СОМАТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ подразумевает какой-либо физический фактор, который определяет локализацию невротического симптома, напр., локализацию КОНВЕРСИОННОГО СИМПТОМА в органе, который уже был поражен физическим недугом.

СОН (SLEEP) Хотя в работах самого Фрейда сон рассматривается как что-то само собой разумеющееся, в чем имеется лишь физиологическая потребность, а функция СНОВИДЕНИЙ - в том, чтобы помешать БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ, вытесненным тенденциям (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) нарушить сон, в работе Левина и других делается предположение, что сон сам по себе может содержать ПСИХОПАТОЛОГИЮ, источником которой является бессознательное приравнивание его к слиянию с ГРУДЬЮ (первичная ИДЕНТИФИКАЦИЯ с МАТЕРЬЮ). Вследствие этого приравнивания чрезмерно длительный сон может быть проявлением РЕГРЕССИИ на ОРАЛЬНЫЙ уровень, а бессонница может быть обусловлена либо АМБИВАЛЕНТНОСТЬЮ к (внутренней) матери и страхом слияния с ней, либо, как при МАНИИ, наличием ФАНТАЗИИ о происшедшем слиянии с матерью, что делает сон (психологически) ненужным.

Недавнее психологическое исследование показало, что есть два типа физиологического сна: ортодоксальный, без сновидений, и. парадоксальный, со сновидениями. Наличие сновидения можно определить, INTER ALIA, по движениям глаз (при закрытых веках) и по низкой амплитуде электроэнцефалографических (мозговых) волн. Вполне вероятно также, что функция сна со сновидениями - дать возможность мозгу обработать поступившую за прошедший день информацию: по аналогии с компьютером мозг оказывается запрограммированным этой дневной информацией. Если это правильно, то идею Фрейда, что мы видим сны для того, чтобы сохранить сон, нужно перевернуть: мы спим, чтобы видеть сны. Его теория, согласно которой ИНФАНТИЛЬНЫЕ тенденции проявляются в сновидениях, совместима с этими физиологическими идеями в том случае, если предположить, что вытесненные желания, фантазии и т.д. образуют скопление материала, требующего обработки. Это предположение согласуется с мыслями самого Фрейда относительно роли ТРАВМЫ, т.е. что травматические переживания - это то, что субъект не в состоянии усвоить в тот момент, когда они случаются.См. Oswald (1966).

СОПРОТИВЛЕНИЕ (RESISTANCE) Как специальный термин - противодействие превращению БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ процессов в сознательные, возникающее во время психоаналитического лечения. Считается, что пациенты находятся в состоянии сопротивления, если они препятствуют ИНТЕРПРЕТАЦИЯМ аналитика. Они оказывают слабое или сильное сопротивление в зависимости от того, насколько им легко или трудно позволить аналитику понять их. Сопротивление является проявлением ЗАЩИТЫ; исключение, возможно, представляет "сопротивление бессознательного", ВЫНУЖДЕННОЕ ПОВТОРЕНИЕ.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХИАТРИЯ (SOCIAL PSYCHIATRY) Область психиатрии, которая занимается социальными аспектами психической болезни и вопросом превращения психиатрических больниц в терапевтические сообщества, отличающиеся от тех заведений, где практикуется разделение больных по нозологическому признаку.См. Martin (1963).

СРЕДНЕ ОЖИДАЕМОЕ ОКРУЖЕНИЕ (AVERAGE EXPECTABLE ENVIRONMENT) См. ОКРУЖЕНИЕ, СРЕДНЕ ОЖИДАЕМОЕ.

СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (STAGES OF MAN) Согласно Erikson (1963), существует восемь стадий жизни человека, на каждой из которых индивид проявляет (или не способен проявить) "качества Эго - тот критерий, который свидетельствует, что на данной стадии ЭГО индивида достаточно сильно для того, чтобы интегрировать график развития своего организма со структурой общественных институтов". Эти восемь стадий следующие: ДОВЕРИЕ против БАЗОВОГО НЕДОВЕРИЯ, соответствующая ОРАЛЬНОЙ фазе КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ; АВТОНОМИЯ против СТЫДА И СОМНЕНИЯ, соответствующая АНАЛЬНОЙ фазе классической теории; ИНИЦИАТИВА против ВИНЫ, соответствующая ФАЛЛИЧЕСКОЙ и ЭДИПОВОЙ фазам классической теории; ТРУДОЛЮБИЕ против НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, соответствующая ЛАТЕНТНОМУ ПЕРИОДУ классической теории; ИДЕНТИЧНОСТЬ против ДИФФУЗИИ РОЛЕЙ, соответствующая подростковому периоду и юности; БЛИЗОСТЬ против ИЗОЛЯЦИИ, соответствующая "расцвету сил"; ГЕНЕРАТИВНОСТЬ против СТАГНАЦИИ, соответствующая среднему возрасту, и ЦЕЛОСТНОСТЬ ЭГО против ОТЧАЯНИЯ, соответствующая старости.

СТЕРЕОТИП (STEREOTYPE) Социологический термин для обозначения общедоступного, или общепринятого представления о том, как ведет себя, как выглядит и т.д. какая-либо конкретная группа людей. Представления о том, что у всех евреев крючковатый нос и все они скупы, а все сумасшедшие буйные - очевидные стереотипы; более искусными являются предубеждения, что мужчинам и женщинам, молодым и старым, и т.д. присущи определенные стандарты поведения, отклонения от которых противоестественны.См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ; МАСКУЛИННЫЙ, ФЕМИННЫЙ.

СТИМУЛ (STIMULUS) To, что вызывает ответ или реакцию в живой ткани. Согласно МЕТАПСИХОЛОГИИ Фрейда, стимулы бывают или ВНУТРЕННИМИ, или внешними; первые являются инстинктивными ИМПУЛЬСАМИ, приходящими изнутри организма и воздействующими на ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ, а вторые представляют собой сенсорные впечатления, получаемые из ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Стимулы повышают НАПРЯЖЕНИЕ, вызывают НЕУДОВОЛЬСТВИЕ (СТРАДАНИЕ), которое ослабляется с помощью РАЗРЯДКИ в соответствии или с ПРИНЦИПОМ УДОВОЛЬСТВИЯ, или с ПРИНЦИПОМ РЕАЛЬНОСТИ. СТИМУЛЬНЫЙ БАРЬЕР - та часть психического аппарата, которая защищает ЭГО от чрезмерного возбуждения как со стороны внешних, так и внутренних стимулов. Согласно некоторым мнениям, травматические переживания (см. ТРАВМА) разрушают стимульный барьер. СТИМУЛЬНЫЙ ГОЛОД - это страстное желание возбуждения; в основе этого понятия лежит положение о том, что живым организмам требуется оптимальное количество стимуляции, и они ищут его. СТИМУЛЬНЫЙ ЗНАК -этологический термин (см. ЭТОЛОГИЯ); он относится к поведению, которое действует как стимул для дополняющего поведения другой особи того же вида. Улыбка и плач являются стимульными знаками.

СТРАДАНИЯ, БОЛЬ (PAIN) В зависимости от контекста, термин относится ЛИБО к известному физическому ощущению, ЛИБО к неприятному переживанию, связанному с инстинктным НАПРЯЖЕНИЕМ; последнее, согласно ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ-НЕУДОВОЛЬСТВИЯ, представляет собой состояние, которое инстинктное действие стремится облегчить. В работах Фрейда физическая боль обозначается Schmerz, а душевное страдание, вызываемое напряжением, - Unlust, что Стрэчи переводит как НЕУДОВОЛЬСТВИЕ. В других переводах используется "страдание" для обоих немецких слов.

СТРАХ (FEAR) Первичная ЭМОЦИЯ, вызванная надвигающейся опасностью и сопровождающаяся желанием спастись бегством. Несмотря на то, что страх является одним из основных человеческих переживаний, а бегство, несомненно, - одна из основных биологических реакций, психоанализ мало что может сказать о страхе, и этому есть две причины. Во-первых, его изначальный интерес связан с патологией, поэтому страх оказался затененным ТРЕВОГОЙ, хотя иногда ее определяют как иррациональный страх, и, наоборот, страх иногда определяют как "объективную тревогу". Во-вторых, приверженность Фрейда дуальной теории инстинктов (см. ИНСТИНКТ) не оставила места для третьего первичного инстинкта. В результате у психоанализа есть, что сказать о том, как ЛЮБОВЬ и НЕНАВИСТЬ могут КОНФЛИКТОВАТЬ друг с другом, ТОРМОЗИТЬ друг друга и иногда даже усиливать друг друга (САДИЗМ), но мало что может сказать о том, как страх способен взаимодействовать с любовью и ненавистью. Ввиду пристрастия Фрейда к антитезам и противоположностям стоит отметить, что можно было бы попробовать рассматривать страх как противоположное и любви, и ненависти.

СТРУКТУРНЫЙ (STRUCTURAL) Структурные формулировки описывают психическую деятельность в терминах взаимодействия психических структур, таких как ЭГО, СУПЕР-ЭГО и ИД. "ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ" также являются структурами, поскольку они рассматриваются как относительно постоянные составляющие психики. Использование структурных понятий представляется неизбежным в психологических теориях, которые устанавливают связь между опытом прошлого и настоящего и используют знания о КОНФЛИКТЕ. См. ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ; ПОНЯТИЕ; ДИНАМИЧЕСКИЙ.

СТЫД (SHAME) Стыд - это Золушка неприятных эмоций: ему уделялось намного меньше внимания, чем ТРЕВОГЕ, ВИНЕ и ДЕПРЕССИИ. Freud (1896) трактовал стыд как страх быть осмеянным, тогда как Piers (1953) интерпретирует его как реакцию на неспособность жить согласно ЭГО-ИДЕАЛУ (т.е. вина возникает, если мы действуем вразрез с указанием, поступившим извне, но представленном в СУПЕР-ЭГО, а стыд - если нам не удается достичь идеала поведения, который мы сами установили). Согласно Lynd (1958), который не является психоаналитиком, стыд тесно связан с чувством ИДЕНТИЧНОСТИ и с ИНСАЙТОМ. Он провоцируется тем опытом, который ставит под сомнение наши прежние представления о себе и заставляет нас видеть себя глазами других и признавать расхождение между тем, как они воспринимают нас, и нашим собственным чрезмерно упрощенным и эгоистичным представлением о себе. Открытость опыту стыда увеличивает инсайт и САМООСОЗНАНИЕ; отрицание стыда провоцирует развитие защитой брони. Относительно предположения, что стыд как постоянный невротический симптом имеет место у ШИЗОИДНЫХ индивидов, которые одновременно и переоценивают себя ("воображают"), и осознают, что их переоценка не разделяется другими, см. Rycroft (1968).

Социологи различают культуры вины и культуры стыда; иудейско-христианская западная цивилизация - пример первой, традиционная японская культура, как и культура европейской военной аристократии, - примеры второй.

Стыд отличается от вины тем, что более тесно связан с телесными ощущениями (напр., покраснением) и тем, что его, как показывает Линд, легко вызвать нарушением негласных общественных правил. Если нарушение моральных кодексов и законов приводит к вине, то бестактность и ошибки вкуса вызывают стыд.

СУБЛИМАЦИЯ (SUBLIMATION) Связанный с развитием процесс (см. РАЗВИТИЕ), посредством которого инстинктные ЭНЕРГИИ (см. ИНСТИНКТ) разряжаются (см. РАЗРЯДКА) в неистинктные формы поведения. Данный процесс включает в себя:

а) перемещение энергии с действий и объектов первичного (биологического) значения на действия и объекты меньшего инстинктного значения;

б) такое преобразование качества ЭМОЦИИ, сопровождающей деятельность, при котором она становится "десексуализированной" и "деагрессифицированной" (см. ДЕСЕКСУАЛИЗАЦИЯ и ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ);

в) освобождение деятельности or диктата инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ.

Некоторые определения содержат элемент социального, а именно, что истинные сублимации социально приемлемы. Интеллектуальная любознательность рассматривается как сублимация СКОПОФИЛИИ, поскольку:

а) она обращена на несексуальные предметы;

б) сопровождающее ее удовольствие имеет несексуальный характер;

в) изменения ее интенсивности не зависят от инстинктного напряжения.

Понятие сублимации направлено на объяснение развития "высших функций" из низших, и за основу берутся два вида доказательств: во-первых, возникновение новых интересов и способностей во время курса психоаналитического лечения; во-вторых, возникновение "регрессивных" симптомов (см. РЕГРЕССИЯ) у лиц с невротическими расстройствами. В случае интеллектуальной любознательности сублимация означает увеличение этой любознательности, сопровождающее анализ подавления в детстве сексуального любопытства, а также рецидив вуайеристских тенденций ("Подглядывающий Том") (см. ВУАЙЕРИЗМ) или переедания у пациента, который до невротического срыва проявлял исследовательский склад ума.

Все виды сублимации зависят от СИМВОЛИЗАЦИИ, а все РАЗВИТИЕ ЭГО - от сублимации. Большинство мнений по данному вопросу сводится к тому, что сублимации доступны скорее прегенитальные СОСТАВНЫЕ ИНСТИНКТЫ (см. также ПРЕГЕНИТАЛЬНЫЙ), чем взрослые сексуальные инстинкты. Другими словами, понятие полагает развитие и эволюцию.

Anna Freud (1937) рассматривает сублимацию как ЗАЩИТУ (но такую, "которая скорее имеет отношение к изучению нормы, чем невроза") на том основании, что сублимация обеспечивает прогрессивное разрешение инфантильных КОНФЛИКТОВ (см. также ИНФАНТИЛЬНЫЙ), которые в противном случае могли бы привести к НЕВРОЗУ.

СУБЪЕКТ (SUBJECT) Человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения. Все психоаналитические работы, даже наиболее абстрактные, посвящены в конечном итоге некоему одному индивиду, субъекту; все остальные, о ком идет речь, являются его ОБЪЕКТАМИ. В теоретических работах этот индивид является абстракцией, которую рассматривают как "субъект", "индивид", "пациент", "младенец" и считают, что он имеет отношение, или импульсы, направленные на различные объекты, такие как "ГРУДЬ", "МАТЬ", "родители" и т.д. Аналогия с грамматикой очевидна: субъект - это человек, о котором говорится в предложении, обобщении или теории; глагол (вместе с наречием) описывает природу ИМПУЛЬСА (ИНСТИНКТА) или обсуждаемые взаимоотношения; а объект - это человек, с которым субъект общается (или хочет того).

СУБЪЕКТИВНЫЙ (SUBJECTIVE) Относящийся к СУБЪЕКТУ. См. ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ.

СУДЕБНЫЙ (FORENSIC) Имеющий отношение к судопроизводству. Отсюда судебная медицина, судебная психиатрия.

СУИЦИД (САМОУБИЙЦА, САМОУБИЙСТВО) (SUICIDE)

1. Человек, который преднамеренно убивает себя.

2. Акт самоубийства.

Согласно Stengl (1964), "в среднем одна треть людей, совершающих самоубийство, страдает НЕВРОЗОМ или ПСИХОЗОМ или тяжелым ЛИЧНОСТНЫМ РАССТРОЙСТВОМ, причем ДЕПРЕССИВНОЕ заболевание, или МЕЛАНХОЛИЯ является психическим расстройством с наиболее высоким суицидальным риском. Штенгель различает СУИЦИД, где саморазрушение является единственным или главным намерением, и СУИЦИДНУЮ ПОПЫТКУ, куда входят другие мотивы. "То или иное предупреждение о суицидном намерении дается практически всегда. Покушающиеся на самоубийство во время его исполнения стремятся оказаться поблизости от других людей или двигаться к ним. Попытки самоубийства действуют как сигналы тревоги и, по сути, являются призывом о помощи, даже если не было осознанного намерения этого призыва". Приблизительно подсчитано, что суицидные попытки происходят в шесть-восемь раз чаще, чем завершенный суицид. Психоаналитические теории суицида объясняют потребность в саморазрушении или как нападение на интроецированный объект (см. ДЕПРЕССИЯ), или как производное ИНСТИНКТА СМЕРТИ (см. также ИНТРОЕКЦИЯ).

СУПЕР-ЭГО (SUPER-EGO) Та часть ЭГО, в которой развиваются самонаблюдение, самокритика и другие виды рефлексивной деятельности. Та часть Эго, в которой находятся родительные интроекты (см. ИНТРОЕКЦИЯ). Поскольку Фрейд утверждал, что самонаблюдение зависит от ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ родителей, эти определения совпадают. Супер-эго отличается от СОЗНАНИЯ тем, что:

а) оно принадлежит другой системе отношений, т.е. МЕТАПСИХОЛОГИИ, а не этике;

б) оно включает элементы БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО; и

в) исходящие от него указания и запреты происходят из прошлой жизни субъекта и могут быть в КОНФЛИКТЕ с ценностями настоящего.

Аналитики не придерживаются той точки зрения, что Супер-эго является точной копией интроецированных родительских фигур, поскольку, как полагают, эти интернализации имеют место в раннем детстве, когда младенец наделяет объекты своими собственными свойствами. Отсюда следует, что источником суровости или нетерпимости Супер-эго является (по крайней мере, частично) насилие субъекта над своими чувствами в детстве. Полагают также, что энергия Супер-эго поступает из ИД, т.е. что тенденция Супер-эго к самонападению дает выход собственным агрессивным импульсам субъекта (см. АГРЕССИЯ). Это - пример ПОВОРОТА ПРОТИВ СЕБЯ. Хотя в ранних формулировках ОТЦУ отводится главная роль в формировании Супер-эго, большинство современных мнений сходится в утверждении, что предшественники Супер-эго появляются на ПРЕЭДИПОВЫХ фазах РАЗВИТИЯ; они соответствуют "ВНУТРЕННИМ ОБЪЕКТАМ" ОБЪЕКТ-ТЕОРИИ. Понятие впервые появилось в работе Фрейда "Я И ОНО" (Freud The Ego and the Id, 1923), и характер его описания в значительной мере предопределен тем интересом к ОБСЕССИВНОМУ НЕВРОЗУ, который пронизывает всю книгу.

Некоторые аналитики считают одной из задач психоаналитического лечения изменение Супер-эго в направлении большей терпимости и реализма, тогда как другие говорят о передаче его функций в распоряжение Эго. Такая неоднозначность является следствием того, что понятие включает в себя трудносовместимые элементы: "архаические" ИНФАНТИЛЬНЫЕ интроекты и полученное в результате жизненного опыта рефлексивное САМООСОЗНАНИЕ. Другими словами, Супер-эго - и хранилище прошлого, и одновременно высший уровень функционирования Эго.

ИСКАЖЕНИЕ СУПЕР-ЭГО. Относится к попытке уменьшить ВИНУ путем совращения или развращения какого-то лица, идентифицируемого (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ) со своим Супер-эго, т.е. к попытке уменьшить собственное чувство малоценности посредством низведения этого лица до своего уровня.

ЛАКУНЫ СУПЕР-ЭГО - провалы в нравственности пациента.

СФИНКТЕР (SPHINCTER) Мышца в форме кольца, управляющая телесным отверстием. Когда говорят о приобретении или утрате КОНТРОЛЯ СФИНКТЕРА, имеют в виду сфинктеры, осуществляющие контроль за дефекацией и уринацией.

Т
ТАБУ (TABOO)

1. Антропологический термин, который обозначает выведение в особое положение объекта или человека либо абсолютное запрещение некоторого рода действий на том основании, что в противном случае произошло бы нарушение всей системы ценностей данной культуры (МИРОВОЗЗРЕНИЕ); т.е. объект является табу, если к нему нельзя прикасаться, действие является табу, если о нем, по понятиям данной культуры, "нельзя даже думать".

2. Отсюда, в расширенном понимании, любое действие, запрещенное авторитетом или социальными нормами, может рассматриваться как "табу". В психоаналитической литературе наиболее часто упоминаются табу ИНЦЕСТА и табу убийства ТОТЕМНОГО животного (кроме церемониальных случаев). См. работу Фрейда "ТОТЕМ И ТАБУ" (Freud Totem and Taboo, 1913), в которой он размышляет о том, что табу инцеста возникло ввиду необходимости для мужчин ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЫ предотвратить борьбу между собой после того, как они убили ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА, прежде державшего всех женщин орды только для себя. Теория предполагает, что табу препятствовало сыновьям иметь именно тех женщин, ради обладания которыми они убили своего отца. В статье ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ кратко изложена общая биологическая теория, которая привела Фрейда к уверенности, что подобная умозрительная теория верна. См. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.

ТАКТИЛЬНЫЙ (HAPTIС) Относящийся к осязанию.

ТАНАТОС (THANATOS) Греческий бог смерти, имя которого использовано Фрейдом для персонификации ИНСТИНКТА СМЕРТИ.См. ЭРОС и ИНСТИНКТ ЖИЗНИ.

ТВОРЧЕСТВО (КРЕАТИВНОСТЬ) (CREATIVITY) Способность приходить к новым, при этом обоснованным решениям проблем. Способность создавать вещи, отмеченные воображением (см. ВООБРАЖЕНИЕ), неотразимые, убедительные, значительные и т.д. С самых ранних дней психоанализ испытал соблазн объяснить творческую активность, и эти объяснения неизменно обосновывались проявлением сходства между творческой активностью и некоторыми невротическими процессами. Наиболее простой пример этого подхода - показать, что содержание романов и произведений живописи можно интерпретировать как ЭДИПОВУ фантазию и затем сделать заключение, что творческая активность - это форма невротических мечтаний (Freud, 1908). Трудности, с которыми сталкивается эта гипотеза, заключаются в том, что она не в состоянии объяснить, почему все мечтания не являются творческими, и это вызвало появление вторичных гипотез относительно того, как технические приемы творческой работы позволяют превратить частные невротические "творения" в приемлемые и понятные широкой публике произведения искусства. В конце своей жизни Фрейд отвергал идею о том, что психоанализ внес какой-либо вклад в эстетику. (По поводу противоположного мнения см. Ehrenzweig, 1967.) Относительно недавно, главным образом под влиянием КЛЕЙНИАНСКИХ идей, были сделаны попытки доказать, что творческая активность является или ДЕПРЕССИВНОЙ, или ШИЗОИДНОЙ, т.е. что она или представляет собой попытку РЕПАРАЦИИ деструктивных фантазий (Klein, 1948; Sharре, 1950; Levey, 1939), или каким-то образом аналогична бредовому системообразованию ШИЗОФРЕНИКОВ (см. также БРЕД). Но и здесь остается невыясненной причина, почему отдельные люди обладают способностью находить творческие решения своих депрессивных или шизоидных проблем.

Поскольку классический психоанализ рассматривает отмеченную воображением деятельность как примитивную, ИНФАНТИЛЬНУЮ и как функцию ИД, такие авторы как Гартман и Крис были вынуждены описать с точки зрения РЕГРЕССИИ те виды деятельности, которые они фактически оценивают как действительно творческие и прогрессивные. Это привело к использованию выражений типа "регрессия на службе ЭГО" при описании "негативной способности" (Китс) творческого. Поскольку результаты творческой деятельности являются, по определению, новыми, неожиданными и потому непредсказуемыми, творчество представляет собой понятие, которое трудно включить в каузально-детерминистскую структуру (см. ПРИЧИННОСТЬ и ДЕТЕРМИНИЗМ); отсюда, вероятно, АМБИВАЛЕНТНОСТЬ психоанализа в отношении творчества. Данное понятие поднимает и другие проблемы, например, является ли творчество способностью, свойственной всем, - и в этом случае любой может стать креативным, если устранить ТОРМОЖЕНИЯ; или это - особый дар, и в таком случае психоанализ должен допускать исключения в своих постулатах. Относительно первой из двух точек зрения см. работу Куби "Невротическое искажение творческого процесса" (Kubie Neurotic Distortion of the Creative Process, 1958); по поводу другой - работу Филлис Гринакр "Детство художника" (Greenacre The Childhood of the Artist, 1957), в которой она утверждает, что одаренные люди с самого начала жизни другие, что они активно ищут тех, кто признал бы их отличие и их дарования, и что в случае анализа им требуется иная техника, нежели другим. См. также СМЫСЛ.

ТЕЛЕПАТИЯ (TELEPATHY) Связь на расстоянии, существующая независимо от всех известных сенсорных каналов. См. ПСИХИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

ТЕЛЕСНОЕ ЭГО, ОБРАЗ ТЕЛА, СХЕМА ТЕЛА(BODY EGO, BODY IMAGE, BODY SCHEMA) ТЕЛЕСНОЕ ЭГО - термин, использованный Фрейдом для обозначения той части ЭГО, которая возникает из восприятия самого СЕБЯ (т.е. как противоположное восприятию внешних объектов). "Это, прежде всего, телесно, т.е. в конечном итоге является производным телесных ощущений, главным образом тех, которые идут с поверхности тела" - Freud (1927). ОБРАЗ ТЕЛА - психологический термин, обозначающий представление субъекта о своем теле. СХЕМА ТЕЛА - неврологический термин для обозначения органического представления тела в мозге.

ТЕЛЕСНЫЙ И ВНЕТЕЛЕСНЫЙ (EMBODIED AND UNENBODIED) Термины были использованы Laing (I960) для описания двух состояний бытия; телесное состояние - это состояние людей с первичной онтологической безопасностью (см. ОНТОЛОГИЯ), которые "ощущают, что они возникли, когда возникли их тела, и что они закончатся, когда умрутихтела"; внетелесные состояния присущи индивидам, лишенным первичной онтологической безопасности и имеющим чувство отделенности от своих тел.

ТЕОРИЯ ЛИБИДО(LIBIDO THEORY) См. ЛИБИДО; ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ.

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ (LEARNING THEORY)

1. Любая теория, делающая попытку объяснить сущность научения.

2. Чаще тот раздел психологической науки, в котором делается попытка объяснить поведение в терминах приобретенных ответов на средовые стимулы, в противовес ДИНАМИЧЕСКИМ теориям, таким как психоанализ, которые объясняют поведение в терминах врожденных, или инстинктных процессов развития.

В значении 2 теория научения является наследницей работы Павлова по условным рефлексам и бихевиоризма Уотсона, сходство с которыми и в отрицании данных интроспекций, и во взгляде на ПСИХОЛОГИЮ как на "чисто ОБЪЕКТИВНУЮ экспериментальную область естественной НАУКИ", Теория научения обеспечивает теоретическую базу для ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ, которая исходит из предположения, что невротическое поведение представляет собой конечный результат ошибочного, дезадаптивного обучения и потому может быть изменено с помощью приемов переучивания и выработки новых навыков. Теоретика научения утверждают, что опора этой теории на эксперимент и сложную статистическую обработку придает ей научную респектабельность, которой, к сожалению, не достает психоанализу с его клиническим происхождением. См. Eysenck (1965).

ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА (PROCESS THEORY) Заявления о том, что психоанализ является или должен быть признан теорией процесса - это протест против ТОПОГРАФИЧЕСКИХ и СТРУКТУРНЫХ формулировок, подразумевающих, что психика есть нечто состоящее из частей, например, ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ с его тремя составляющими: ИД, ЭГО и СУПЕР-ЭГО. Эти заявления можно рассматривать как довод в пользу того, что психоанализ должен формулироваться в терминах психических процессов и их организации. См. ПЕРСОНОЛОГИЯ.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ФУРОР (FUROR THERA-PEUTICUS) Пренебрежительный термин для обозначения терапевтического энтузиазма. Согласно Фрейду, ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ФУРОР действует не в интересах продолжительного анализа пациента. Что касается его ценности для краткосрочной терапии, см. Malan (1963).

ТЕРАПИЯ (THERAPY) Процесс лечения пациента. Следует отличать от терапии как отрасли медицины, имеющей дело с теорией лечения, способами воздействия препаратов и процедур, используемых при лечении. Отсюда - ПСИХОТЕРАПИЯ, физиотерапия, радиотерапия, терапия занятостью и пр.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (TERRITORIALITY) Этологическое понятие (см. ЭТОЛОГИЯ), означающее, что у многих видов животных каждая особь "столбит" для себя участок, который она защищает от вторжения других особей своего вида. Предполагается, что такой паттерн поведения выполняет две функции: обеспечивает распространение вида во всей доступной части ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ и уменьшает возможности столкновений между членами одного вида (контроль за внутривидовой АГРЕССИЕЙ). Психоанализ склонен понимать территориальное поведение мужчин (что спорно) как СЕКСУАЛЬНОЕ и ЭДИПОВО по происхождению.

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ (REALITY-TESTING) Способность различать психические образы и внешние объекты, ФАНТАЗИЮ и внешнюю РЕАЛЬНОСТЬ; способность корректировать субъективные впечатления путем сопоставления с внешними фактами. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, младенец полностью лишен этой способности. БРЕДОВЫЕ СОСТОЯНИЯ и ГАЛЛЮЦИНАЦИИ, имеющие место при ПСИХОЗАХ, характеризуются как неудача в тестировании реальности. См. ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ.

ТИП РЕАГИРОВАНИЯ (REACTION TYPE) Термин, используемый в психиатрических системах классификации, которые пытаются определить ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ с позиций характерных реакций на стресс. В МЕЖДУНАРОДНОЙКЛАССИФИКАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ (1955) ИСТЕРИЯ представлена как "истерическая реакция без тревожного компонента".

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ (PERSONALITY TYPES) Относительно взглядов Юнга и Айзенка на типы личности см. ЭКСТРАВЕРСИЯ и ИНТРОВЕРСИЯ. Психоаналитическая литература обсуждает личностную типизацию в разделе ХАРАКТЕР, используя две системы классификации: клиническую и развития. Клинические типы характеров определяются по аналогии с психиатрическими состоящими, которые они более всего напоминают; отсюда ИСТЕРИЧЕСКИЙ, ОБ-СЕССИВНЫЙ, ФОБИЧЕСКИЙ, ШИЗОИДНЫЙ, ДЕПРЕССИВНЫЙ, МАНИАКАЛЬНЫЙ характеры. В системе развития классификация типов характеров соотносится со стадиями РАЗВИТИЯ ЛИБИДО, которые, как полагают, определяют характерные особенности; отсюда ОРАЛЬНЫЙ, АНАЛЬНЫЙ, ФАЛЛИЧЕСКИЙ, ГЕНИТАЛЬНЫЙ характеры.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ (TOPOGRAPHICAL) Прил. Относящийся к понятиям и формулировкам, которые характеризуют КОНСТРУКТ ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА, протяженного в пространстве, и означающий, что психические процессы могут быть представлены в виде диаграммы. См. МЕТАПСИХОЛОГИЯ.

ТОРМОЖЕНИЕ (INHIBITION) О процессе или функции говорят, что они находятся в состоянии торможения, если нейтрализуются действием какого-либо другого процесса или функции. В НЕВРОЛОГИИ говорят о торможении одной рефлекторной реакции другой, если действие одной предотвращает возможность возникновения другой. О страхе также можно сказать, что он затормаживает аппетит, сексуальное желание и т.д. Сущность этого понятия - сдерживание. В психоанализе термин обычно относится к тем случаям, когда состояние заторможенности можно рассматривать как симптом; при этом тормозящими инстанциями обычно являются ЭГО или СУПЕР-ЭГО, а заторможенным процессом - ИНСТИНКТНЫЙ ИМПУЛЬС или его сублимированное производное (см. СУБЛИМАЦИЯ). В некоторых контекстах, однако, торможение противопоставляется СИМПТОМУ; при этом первое относится к утрате функции, а второе - к нарушению функции.См. Freud, SYMPTOMS, INHIBITIONS AND ANXIETY(1926). Торможение отличается от вытеснения: торможение подразумевает, что что-то "выключено", а вытеснение - что что-то скрывается.

ТОРМОЖЕНИЕ ЦЕЛИ (AIM-INHIBITION) Отношения считаются заторможенными по цели, если у субъекта отсутствует сознательный ЭРОТИЧЕСКИЙ интерес к ОБЪЕКТУ. Обычными примерами являются дружба, платоническая любовь, родственная привязанность. Понятие предполагает, что при отсутствии торможения, дружба была бы открытой ГОМОСЕКСУАЛЬНОЙ связью, с платонической любовью было бы покончено, и имел бы место ИНЦЕСТ.

ТОТЕМ (ТОТЕМ) Антропологический термин, обозначающий животное, растение или другой объект, который почитается каким-либо племенем или общиной и рассматривается в качестве своего символа или защитника. См. работу Фрейда "ТОТЕМ И ТАБУ" (Freud Totem and Taboo, 1913), где приводится его умозрительная теория, согласно которой тотем символизирует ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА, убитого своими сыновьями, восставшими против его господства в ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЕ.См. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.

ТОЧКА ФИКСАЦИИ (FIXATION POINT) Фаза, период или момент инфантильного РАЗВИТИЯ, на которой человек зафиксировался (см. ФИКСАЦИЯ), через которую он еще полностью не прошел, и возможность регресса к которой остается (см. РЕГРЕССИЯ).

ТРАВМА, ТРАВМЫ (TRAUMA, TRAUMATA)

1. В соматической медицине - органическое повреждение тела, вызванное воздействием какого-либо объекта или вещества. Понятие включает в себя раны, переломы, ожоги и т.п.

2. В ПСИХИАТРИИ и ПСИХОАНАЛИЗЕ - любое совершенно неожиданное переживание, с которым субъект не в состоянии справиться. Немедленной реакцией на психологическую травму является ШОК; более поздними следствиями являются либо спонтанное выздоровление (аналогичное самопроизвольному заживлению физической травмы), либо развитие ТРАВМАТИЧЕСКОГО НЕВРОЗА.

3. В психоанализе, в расширенном значении - любое переживание, преодолеваемое с помощью ЗАЩИТ. Понимаемая таким образом травма вызывает ТРЕВОГУ, которая завершается или спонтанным выздоровлением, или развитием ПСИХОНЕВРОЗ. Травматические теории происхождения неврозов обычно подразумевают третий, а не второй вид травмы.

4. В более вольном, не строгом, но широко используемом значении - любое мучительное или доставляющее страдание переживание, независимооттого, имеются ли длительные последствия.

ИНФАНТИЛЬНАЯ ТРАВМА - травма, имевшаяместо в младенчестве или в детстве и считающаяся причиной развития НЕВРОЗА. Инфантильные травмы могут относиться к типам 2 или 3, а сам термин должен включать в себя не только случаи единичных, изолированных переживаний вроде сексуального насилия, хирургической операции без предварительной психологической подготовки, внезапной смерти или исчезновения родителя, но и длительные переживания, такие как оральная ДЕПРИВАЦИЯ (см. также ОРАЛЬНЫЙ), СЕПАРАЦИЯ с родителями, жестокое домашнее воспитание и даже ненормальные семейные отношения в детстве. Понятие травмы строго каузально (см. ПРИЧИННОСТЬ). Для того, чтобы назвать событие травматическим, необходима уверенность, что оно произошло без какого-либо сознательного или бессознательного желания субъекта (см. ВОЛЯ), и что следствия этого события причинно детерминированы. В итоге, данные о том, что неврозы являются результатом травм, должны подтвердить положение Фрейда о принципе психического ДЕТЕРМИНИЗМА.

Согласно Freud (1940), все невротические заболевания являются результатом инфантильных травм: "Каждый раз отправным пунктом невротического заболевания является детство... Мы можем легко объяснить, почему отдаем предпочтение первой половине детства. Неврозы, как мы знаем, являются расстройством ЭГО, и не следует удивляться тому, что Эго, пока еще слабое, незрелое и не способное к сопротивлению, потерпит поражение при решении проблем, с которыми позднее справится с предельной легкостью..." Затем он продолжает: "Ни один человек не избавлен от подобного травматического опыта, никому не избежать вызываемых им ВЫТЕСНЕНИИ". В этом же отрывке он упоминает также об инстинктных требованиях изнутри как о "травмах", особенно если им сопутствуют "определенные предрасположенности". Другими словами, его теория о травматическом происхождении неврозов имеет силу, только если предположить, что

а) любой человек является невротиком, и

б) на восприимчивость к травме влияют "предрасположенности". "Как мы видим, варвару легко быть здоровым, а для цивилизованного человека это трудная задача" - Freud (1940). См. также СМЫСЛ; АГЕНТ.

ТРАВМА РОЖДЕНИЯ (BIRTH TRAUMA) Идея о том, что рождение является травматическим опытом (см. ТРАВМА), была впервые высказана Отто Ранком. На протяжении нескольких лет она пользовалась популярностью и рассматривалась, например, Freud (1915), как объяснение предрасположенности человека к ТРЕВОГЕ. Сейчас она представляет только исторический интерес. Похоже, теория о том, что тревога является повторением травматического опыта рождения, получила свою привлекательность благодаря тому, что дала возможность объяснить одно универсальное человеческое переживание, т.е. тревогу, ссылкой на другое переживание, рождение, а также тому, что позволила рассматривать ПСИХОНЕВРОЗЫ как особую форму ТРАВМАТИЧЕСКОГО НЕВРОЗА.

ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ (TRAUMATIC NEUROSIS) Психиатрическое заболевание, симптомы которого

а) развиваются непосредственно после неожиданного, вызывающего шок переживания (см. ШОК),

б) не могут быть объяснены как результат Органического повреждения мозга или любой другой части тела, и

в) содержат стереотипные действия или "приступы" частичного повторения травматического события и стереотипные сновидения, в которых повторяются переживания.

Травматический невроз отличается от других неврозов тем, что его симптомы, включая травматические СНОВИДЕНИЯ, не поддаются ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Другими словами, травматический невроз лишен бессознательного СМЫСЛА (см. также БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ). Он, однако, имеет свое специфическое назначение, а именно: дает пациенту возможность ретроспективно справиться с неожиданным переживанием, вновь вызывая его и ПЕРЕРАБАТЫВАЯ. Травматические неврозы или спонтанно излечиваются, или становятся хроническими, или переносят в ПСИХОНЕВРОЗЫ. Последний, похоже, имеет место только в тех случаях, когда симптомы оказываются выгодными, например, дают пациенту право на пенсию или позволяют признать солдата негодным к строевой службе.

ТРАВМАТОФИЛЬНЫЙ (TRAUMATOPHILIC)Термин, иногда используемый при описании пациентов, которые, похоже, имеют склонность коллекционировать травматические переживания (см. ТРАВМА).

ТРАНС (TRANCE) Явление ДИССОЦИАЦИИ, имеющее место у пациентов в ГИПНОТИЧЕСКОМ состоянии и у медиумов, когда они настроены на контакт с миром духов. Трансоподобные состояния случаются при ИСТЕРИИ, хотя обычно их называют припадками, приступами или просоночными состояниями; а также в детстве, в виде снохождения. Особенностью, общей для всех этих состояний, является то, что некоторая часть ЭГО (или САМОСТИ) бездействует, так что субъект или покоряется ВОЛЕ другого, или действует под влиянием желаний и ФАНТАЗИЙ, которые в обычном состоянии заторможены (см. ТОРМОЖЕНИЕ).

ТРАНСВЕСТИЗМ (TRAMSVEST(IT)ISM) Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ, при которой субъекту для получения сексуального удовольствия требуется переодеваться в одежду противоположного пола. Основную смысловую нагрузку в этом определении несет слово СЕКСУАЛЬНЫЙ; удовольствие только от переодевания или предпочтение, отдаваемое одежде противоположного пола, не подпадает под этот термин. Практически это извращение присуще только мужчинам; само по себе не является признаком ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТИ и вполне совместимо с ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОЙ активностью. Согласно Fenichel (1954), трансвестит верит (бессознательно), что, надевая женские одежды, он увеличивает свою мужественность, поскольку получает возможность идентифицировать себя с ФАЛЛИЧЕСКОЙ ЖЕНЩИНОЙ.

ТРАНСФЕР (ПЕРЕНОС) (TRANSFERENCE)

1. Процесс, который включает в себя: перемещение на своего аналитика чувств, представлений и пр., связанных с людьми из прошлого (см. СМЕЩЕНИЕ); отношение к аналитику как к объекту своего прошлого; проецирование на аналитика ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, полученных ранее путем ИНТРОЕКЦИЙ (см. ПРОЕКЦИЯ); наделение аналитика значимостью другого, обычно предшествующего, объекта.

2. Душевное состояние пациента в результате 1.

3. Более широко - эмоциональное отношение пациента к своему аналитику.

На заре психоанализа трансфер рассматривался как нежелательное явление, мешающее восстановлению вытесненных воспоминаний и нарушающее объективность пациента. Однако к 1912 г. Фрейд стал рассматривать трансфер как существенную часть терапевтического процесса: "В конечном счете, побеждать любой конфликт необходимо в границах трансфера". При этом, конечно, не предполагается, что аналитик является единственным человеком, на которого пациенты склонны переносить чувства, связанные с прошлым. Но считается, что отстраненность аналитика - его отказ подыгрывать ожиданиям пациента или реагировать соответственно этим ожиданиям - создает новую ситуацию, которая дает возможность объяснить пациенту, что он ведет себя так, КАК ЕСЛИ БЫ аналитик был его отцом, матерью, братом, сестрой или кем-либо еще (см. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ). Подобные четкие сообщения, делаемые аналитиком, называются ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ ПЕРЕНОСА; эмоциональная захваченность пациента аналитиком называется НЕВРОЗОМ ПЕРЕНОСА. Отношение Пациента к аналитику КАК к отцу, матери и т.д. называется ОТНОШЕНИЕМ ПЕРЕНОСА, в отличие от АНАЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, представляющих собой совокупность отношений между аналитиком и пациентом, включая признание последним истинного характера договора и взаимодействия между ними и реальной личности аналитика. Под СОПРОТИВЛЕНИЕМ ПЕРЕНОСА понимают использование трансфера в качестве СОПРОТИВЛЕНИЯ либо припоминанию прошлого, либо встрече с ТРЕВОГОЙ, связанной с перспективой прекращения лечения и необходимостью отказаться от чувства безопасности (что в значительной степени иллюзорно), которое дает пребывание в анализе. Трансфер может быть: отцовским, материнским, ЭДИПОВЫМ, ПРЕЭДИПОВЫМ, ПАССИВНЫМ, ЗАВИСИМЫМ, ОРАЛЬНЫМ и т.д. - в зависимости от первоначального объекта трансфера и стадии РАЗВИТИЯ, которая заново переживается; ОБЪЕКТНЫМ (см. ОБЪЕКТ) или НАРЦИССИЧЕСКИМ (идентификационным, см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ), в зависимости от того, воспринимает пациент, своего аналитика как внешний объект, от которого он зависит, который он ненавидит и т.д., или рассматривает его как часть самого себя; ПОЗИТИВНЫМ или НЕГАТИВНЫМ, в зависимости от того, воспринимает ли он своего аналитика как лицо доброжелательное или враждебное.

Большинство мнений о трансфере сходится на том, что ранние ОБЪЕКТ-ОТНОШЕНИЯ, которые пациент, скорее всего, не может вспомнить как таковые, тем не менее могут быть воссозданы в трансферных реакциях пациента. Он не может вспомнить свое младенчество и свое отношение к ГРУДИ, а вновь разыгрывает это "в трансфере". Практику Фэрбэрна, Клейн и Винникотта можно понять, лишь осознав их убежденность в том, что реакции пациентов на них являются убедительным доказательством, которое может служить теоретической основой происхождения объектных отношений в младенчестве (см. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ; КЛЕЙНИАНСКИЙ). Мнения большинства аналитиков сходятся также в том, что терапевтический эффект анализа обусловлен прежде всего его возможностью разрешать "в рамках трансфера" конфликты, зарождавшиеся в детстве и младенчестве. Меньшее значение придается тем новым отношениям, которые возникают в анализе. Имеются в виду отношения пациента с человеком, сочетающим интерес к нему с отсутствием притязаний, чье проникновение в него отличается большей ясностью и глубиной, чем понимание со стороны собственных родителей.

ТРЕВОГА (ANXIETY) Обычное определение тревоги как иррационального страха непосредственно применимо только к ФОБИЧЕСКОЙ ТРЕВОГЕ (см. ФОБИЯ), провоцируемой такими объектами и ситуациями, как открытые пространства (АГОРАФОБИЯ), замкнутые пространства (КЛАУСТРОФОБИЯ), высота, пауки, змеи, гром, путешествие, толпы, незнакомцы и т.д., и проявляемой в степени, абсолютно несоизмеримой с действительной опасностью этих объектов и ситуаций. Лучше определять ее как реакцию на какой-то еще не известный фактор либо в ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, либо в СЕБЕ, который может быть вызван илиизменениями в окружении, или движениями БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ, вытесненных (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) сил в себе. Психоанализ имеет дело главным образом с последним. У Фрейда было три теории тревоги. Согласно первой, тревога является проявлением вытесненного ЛИБИДО; вторая рассматривала ее как повторное переживание рождения (Freud, 1915); третья, которую можно рассматривать как окончательную психоаналитическую теорию тревоги, говорит о наличии двух видов тревоги: ПЕРВИЧНОЙ и СИГНАЛЬНОЙ, каждый из которых есть ответ ЭГО на возрастаниеинстинктного или эмоционального НАПРЯЖЕНИЯ (см. также ИНСТИНКТ и ЭМОЦИЯ); при этом СИГНАЛЬНАЯ ТРЕВОГА представляет собой сторожевой механизм, предупреждающий Эго о надвигающейся угрозе его равновесию, а ПЕРВИЧНАЯ ТРЕВОГА - эмоцию, сопровождающую распад Эго. Функция сигнальной тревоги - не допустить первичную тревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности (см. ЗАЩИТА), поэтому ее можно рассматривать как направленную вовнутрь форму БДИТЕЛЬНОСТИ. Первичная тревога свидетельствует о неудаче защиты и появляется в КОШМАРАХ. См. Freud (1926), Hoch и Zubin (1950), Rycroft (1968), Rosenberg (1949). К числу других видов тревоги, описанных в литературе, относятся:

а) КАСТРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА, вызываемая реальными или воображаемыми угрозами по отношению к сексуальной функции;

б) СЕПАРАЦИОННАЯ ТРЕВОГА, вызываемая угрозой разлучения с ОБЪЕКТАМИ, ощущаемыми как необходимые для выживания;

в) ДЕПРЕССИВНАЯ тревога, спровоцированная страхом собственной враждебности к "ХОРОШИМ объектам";

г) ПАРАНОИДНАЯ ТРЕВОГА (ПРЕСЛЕДОВАНИЯ), в основе которой лежит страх перед нападением со стороны "ПЛОХИХ объектов";

д) ОБЪЕКТИВНАЯ ТРЕВОГА, при которой страх вызывается реальной внешней угрозой;

е) НЕВРОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА - термин, охватывающий все перечисленные выше виды тревоги, за исключением д), т.е. а) и б) по контрасту с в) и г), которые охватываются случаем ж);

ж) ПСИХОТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА. Эта последняя, однако, иногда относится к угрозам собственной ИДЕНТИЧНОСТИ. См. также отдельные статьи КАСТРАЦИЯ, СЕПАРАЦИЯ; ДЕПРЕССИВНЫЙ; ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; ПСИХОЗ.

Ссылка на страницу: Критический словарь психоанализа
Теги: Критический словарь психоанализа
Просмотров: 223 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 46746

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close