Главная » Критический словарь психоанализа
16:52
Критический словарь психоанализа
ТРУДОЛЮБИЕ против НЕПОЛНОЦЕННОСТИ(INDUSTRY v. INFERIORITY) Четвертая из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона. Соответствует ЛАТЕНТНОМУ ПЕРИОДУ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. "Трудолюбие" связано преимущественно с овладением физическими навыками, свойственными данной фазе (8-13 лет), а "неполноценность" - с опасностью почувствовать себя несостоятельным в сравнении со взрослыми. См. Erikson (1953).

У
УВЕРТКА (ELUSION) Термин был использован Laing (1961), чтобы описать процесс, посредством которого человек может избежать очной ставки с самим собой и с другими, исполняя роль, т.е. выступая в роли того, кем он фактически является. В качестве примеров увертки Леинг приводит сартровского официанта и флоберовскую мадам Бовари. "Личность имитирует правду двойным притворством", т.е. сначала притворяясь, что ФАНТАЗИЯ РЕАЛЬНА, а затем притворяясь, что реальность - это фантазия.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ (SATISFACTION) Эмоция, сопровождающая достижение цели. ИНСТИНКТНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ: эмоция, сопровождающая разрядку инстинктного ИМПУЛЬСА. Классическая ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ (см. также КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ) в силу своей приверженности ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ вынуждена определять удовлетворение с позиций уменьшения инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ. См. ИНСТИНКТ; ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ и КОНЕЧНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.

УНИЧТОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ (CHARACTERAS-SASSINATION) Термин использован Leslie Faiber (1966) для того, чтобы описать неправильное применение психоаналитической теории в целях уничижения человека и искажения мотивов его поведения. Это достигается или

а) истолкованием поведения с точки зрения ИНФАНТИЛЬНЫХ мотивов без учета их модификации вследствие СУБЛИМАЦИИ, воспитания, жизненного опыта и т.д., или

б) определением черт характера в категориях тех психиатрических состояний, которые выставят их в карикатурном виде.

Первый прием, как правило, заключается в толковании вызывающего зависть поведения (см. ЗАВИСТЬ) как ЗАЩИТЫ. Т.е. проявляя недоверие к жертве и, считая, что путем создания зашиты, она овладела примитивным ИМПУЛЬСОМ, Эго дает возможность объяснять доброту, деликатность и мягкость, как ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ против САДИЗМА, а продуктивность, опрятность и чистоплотность - как формирование реакции против анальности (см. АНАЛЬНЫЙ). Второй прием дает возможность определить все упомянутые качества как навязчивости (см. НАВЯЗЧИВОСТЬ): назвать воодушевление и жизнеспособность МАНИАКАЛЬНОСТЬЮ, способность к объективности и независимости ШИЗОИДНОСТЬЮ, наблюдательность - ПАРАНОИДНОСТЬЮ, спонтанность и эмоциональность - ИСТЕРИЧНОСТЬЮ. Хотя, мотивами, лежащими в основе этих психоаналитических извращений, являются зависть, ненависть и злоба, они стали возможными потому, что при всех претензиях психоанализа быть универсальной психологией, способной объяснить все особенности человеческой природы, его данные взяты из патологии. В результате этого противоречия, те понятия и системы классификации, которые являются достоянием врачебных кабинетов, слишком легко применяются вне их стен, не претерпевая изменений. Трудности в избегании уничтожения личности отчетливо показаны в психоаналитических исследованиях художников и исторических личностей, например, в исследовании Вильсона, сделанного Freud and Bullitt (1967). См. ПАТОБИОГРАФИЯ.

УНИЧТОЖЕНИЕ СДЕЛАННОГО (UNDOING)(Нем.: Ungeschehenmachen - делать что-либо "неслучившимся".) ЗАЩИТНЫЙ механизм, позволяющий субъекту сделать так, будто предшествующей мысли или действия вовсе не было. "Это, так сказать, негативная магия, она старается ... "выветрить" не только ПОСЛЕДСТВИЯ некоторого события (или переживания, или впечатления), но и само это событие... В обсессивном неврозе этот прием ... встречается прежде всего в "двухфазных" симптомах, в которых первое действие аннулируется вторым, так что получается, будто не было ни одного действия, тогда как в действительности были оба" - Freud (1926). Уничтожение сделанного обычно имеет место в навязчивых ритуалах.См. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ; ВСЕМОГУЩЕСТВО; РИТУАЛ.

УПОДОБЛЕНИЕ ВЗРОСЛОМУ (ADULTOMORPHIC) Заблуждение, связанное с данным понятием, заключается в приписывании младенцам и детям тех мыслей и чувств, которые должны быть у взрослого в сходных обстоятельствах. Обычно делается ссылка на теории детской психологии, которые, считается, переоценивают их уровень РАЗВИТИЯ.

УРЕТРА (URETHRA) Проток, по которому моча выводится из мочевого пузыря. Отсюда - УРЕТРАЛЬНЫЙ ЭРОТИЗМ: удовольствие, связанное с мочеиспусканием, и вызываемыеэтим процессом ФАНТАЗИИ.

УСКОРЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ(PSYCHOMOTOR ACCELERATION) Психиатрический термин для обозначения ускорения процессов мышления и движений, имеющих место при МАНИИ.

УЧЕБНЫЙ АНАЛИЗ (TRAINING ANALYSIS) Прохождение психоанализа лицами, готовящимися стать психоаналитиками, в отличие от терапевтического анализа пациентов.

Ф
ФАЛЛИЧЕСКИЙ (PHALLIC) См. ПЕНИС И ФАЛЛОС. Отсюда:

ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА

1. Идея о женщине с фаллическими атрибутами: обычно либо ИНФАНТИЛЬНАЯ концепция МАТЕРИ во время ПРЕЭДИПОВЫХ фаз ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ, либо невротическая концепция женщины у мужчин, которые чувствуют антипатию к женщинам или обнаруживают к ним мазохистическое подчиненное отношение (см. МАЗОХИЗМ, ПОДЧИНЕНИЕ). Данное понятие встречается также в примитивных религиях, мифологии и фольклоре.

2. Женщина, воспринимаемая другими или собой как воплощенное данной идеи. В обоих случаях неясно, следует ли рассматривать такую женщину как маскулинную или как гермафродитную.

ФАЛЛИЧЕСКАЯ ФАЗА Стация инфантильного ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ (см. также ИНФАНТИЛЬНЫЙ), во время которой ребенок поглощен своим ПЕНИСОМ, его функциями и вообще идеей потенции. Она следует на АНАЛЬНОЙ и предшествует ЭДИПОВОЙ фазе.

ФАЛЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР Человек, демонстрирующий КОМПУЛЬСИВНЫЕ черты характера, свойственные ФАЛЛИЧЕСКОЙ ФАЗЕ (см. выше). Более узко - человек, понимающий сексуальное поведение как проявление потенции, в противоположность ГЕНИТАЛЬНОМУ ХАРАКТЕРУ, который понимает его как участив в отношениях.

ФAЛЛOЦEHTPИЧECKИЙ(PHALLO-CENTRIC) Термин, использованный Джонсом для описания тенденции КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ придавать чрезмерное значение ПЕНИСУ и, в особенности, объяснять психологию женщин как реакцию на открытие того факта, что у них отсутствует пение.См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ; КАСТРАЦИЯ; ЗАВИСТЬ; ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ.

ФАНТАЗИЯ (1) (FANTASY AND PHANTASY) Согласно O.E.D., "В современном употреблении слова FANTASY и PHANTASY, несмотря на одинаковое звучание и этимологию, понимаются как разные слова. Преобладающее значение первого - "каприз, прихоть, причудливая выдумкам, а второго - "воображение, воображаемое понятие". Поскольку психоаналитическое представление скорее сродни ВООБРАЖЕНИЮ, чем прихоти, английские психоаналитики неизменно пишут PHANTASY, а не FANTASY, но лишь некоторые, если таковые вообще есть, американские авторы последовали за ними в этом.

ФАНТАЗИЯ (2) (PHANTASY) Психоаналитическая концепция фантазии не избежала двусмысленности, свойственной повседневному использованию этого слова. В одном из значений фантазия связана с воображением, грезами, мечтанием, в противоположность адаптивному мышлению и поведению (см. АДАПТАЦИЯ). В этом смысле она является синонимом невротического мечтания. В другом значении относится к образной деятельности, лежащей в основе мышления и чувств. В теоретических работах обычно подразумевается второе значение слова. Отсюда и написание phantasy, принятое английскими, но не американскими авторами (см. ФАНТАЗИЯ (1)). Все школы согласны с тем, что сознательная психическая деятельность сопровождается, поддерживается, обеспечивается, оживляется и находится под влиянием БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ фантазии, которая начинается в детстве, первоначально имеет дело с биологическими процессами и связями и подвергается символическому усложнению (см. СИМВОЛ). Существует, однако, значительное расхождение во мнениях относительно практической ценности построения ИНТЕРПРЕТАЦИЙ на языке бессознательных фантазий. Клейнианцы считают, что только такие интерпретации являются эффективными; Эго-психологи (см. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ) считают их "дикими" (напр., драматические заявления о желании, скажем, атаковать ГРУДЬ или ПЕНИС, в которых мало смысла для взрослого ЭГО пациента). Клейнианская теория использует "бессознательную фантазию" в качестве связующего звена между ИНСТИНКТОМ и мыслью. "По поводу обнаруженных здесь точек зрения:

а)фантазии являются первичным содержанием бессознательных психических процессов;

б) содержание бессознательных фантазий первоначально связано с телом и представляет инстинктные цели, направленные на объекты;

в) эти фантазии прежде всего являются психическими представителями ЛИБИДНЫХ и деструктивных инстинктов;... и

г) АДАПТАЦИЯ к РЕАЛЬНОСТИ и реальное мышление требуют поддержки совместно действующих бессознательных фантазий..." - Susan Isaacs (1952). Классическая теория придерживается практически того же мнения, помещая фантазию в ИД.

Фантазии могут быть ГЛУБИННЫМИ иди ПОВЕРХНОСТНЫМИ, ОРАЛЬНЫМИ, АНАЛЬНЫМИ, ФАЛЛИЧЕСКИМИ, ГЕНИТАЛЬНЫМИ, СОЗНАТЕЛЬНЫМИ или БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ, ЛИБИДНЫМИ или агрессивными (см. АГРЕССИЯ), ИНФАНТИЛЬНЫМИ или взрослыми, садистскими или мазохистскими (см. САДИЗМ и МАЗОХИЗМ), КРЕАТИВНЫМИ или НЕВРОТИЧЕСКИМИ, ИСТЕРИЧЕСКИМИ, ОБСЕССИВНЫМИ, ДЕПРЕССИВНЫМИ, ШИЗОИДНЫМИ, ПАРАНОИДНЫМИ и т.д. См. также ВООБРАЖЕНИЕ; СИМВОЛИЗМ.

ФЕКАЛИИ (FAECES) Экскремент, кал. Поскольку АНАЛЬНАЯ фаза является второй из ПРЕГЕНИТАЛЬНЫХ фаз ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ, а приобретение СФИНКТЕРНОГО (кишечного) контроля является достижением соответствующей фазы РАЗВИТИЯ ЭГО, слова "фекалии" и "дефекация" занимают видное место во всех психоаналитических историях болезни. Любому, кто склонен скептически относиться к тому, действительно ли фекалии и дефекация играют такую важную роль в нашей психической жизни, как подразумевается в литературе, стоит задуматься, в какой мере в нецензурном языке используются фекальные термины для выражения оскорбления, презрения и пренебрежения.

ФЕМИННЫЙ, ФЕМИННОСТЬ (FEMININE, FEMININITY) Имеющий отношение к паттернам доведения, установкам и т.д., которые считаются психологическими вторичными половыми признаками женщины. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ склонна считать, что феминность имеет существенную связь с ПАССИВНОСТЬЮ и МАЗОХИЗМОМ и что женская психология центрируется вокруг трудностей, связанных с принятием беспомощной позиции. Тогда как мужчины, говоря психоаналитическим жаргоном, "усваивают маскулинную роль", женщины "принимают феминную роль" неохотно и только после "отказа от ПЕНИСА". Как отметил Джонс, этот взгляд на феминность является примером "ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКОГО" уклона Фрейда, и он подвергался критике со стороны многих, хотя и не всех, женщин-аналитиков. Относительно концепции феминности, основанной на идее восприимчивости, см. Рауле (1935). По поводу некоторых трудностей, связанных с пониманием того, какие психические характеристики являются врожденно маскулинными, а какие - феминными, см. МАСКУЛИННЫЙ. См. также АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ; БИСЕКСУАЛЬНЫЙ; КАСТРАЦИЯ.

ФЕНОМЕН ИСАКОВЕРА (ESAKOWER PHENOMENON) Впервые описанное Isakower (1938) ГИПНАГОГИЧЕСКОЕ переживание, при котором субъекту представляется, что к его лицу движутся мягкие, тестообразные массы. Исаковер объяснил это явление как возобновление детского опыта пребывания у ГРУДИ. О соотношении этого феномена с понятием ЭКРАНА СНОВИДЕНИЯ Левина и психологией сна см. Lewin (1946).

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (PHENOMENOLOGY) Изучение опыта. Феноменологические исследования

а) ограничиваются пределами опыта, рассматриваемого в границах сознания, не учитывая, что он является следствием лежащих в его основе процесса, не объясняя этот опыт как проявление ноуменов, сущностей, принципов и т.д., о которых сознание не осведомлено;

б) формулируют свои данные с точки зрения СУБЪЕКТА.

Психотерапевты и философы, придерживающиеся феноменологической точки зрения, обычно отвергают идею БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО и те разделы психоаналитической теории, в частности, МЕТАПСИХОЛОГИЮ, которые сформулированы так, будто субъект можно наблюдать извне, когда наблюдатель не идентифицируется с субъектом (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ).См. также ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ, ЭССЕНЦИАЛИЗМ, ОНТОЛОГИЯ, ПЕРСОНОЛОГИЯ.

ФЕТИШ (FETISH)

1. Неодушевленный объект, служащий предметом поклонения первобытных людей в связи с его магической силой или с обитающим в нем духом. Отсюда

2. Объект, который фетишист наделяет сексуальным значением и в отсутствие которого он не способен к сексуальному возбуждению. Сексуальный фетиш представляет собой или неодушевленный предмет, или несексуальную часть тела; к неодушевленным обычно относится одежда, обувь, украшения, к телесным - ступни ног или волосы.

Можно сказать, что фетишисты рассматривают свой фетиш как "населенный духом", поскольку фетиш явно ассоциируется с человеком, не являясь таковым; и как обладающий "магической силой", поскольку его присутствие даетим силу, которой в противном случае они лишены. Фетишизм является классическим примером мышления первичного процесса, влияющего на поведение, поскольку

а) фетиш характеризуется многозначностью, источником которой являются КОНДЕНСАЦИЯ, СМЕЩЕНИЕ и СИМВОЛИЗАЦИЯ других объектов, и

б) фетишист ведет себя таким образом, как будто бы фетиш и есть эти другие объекты, а несоответствия и абсурдность тревожат его не более, чем спящего во время сна (см. СНОВИДЕНИЕ). См. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ; РАСЩЕПЛЕНИЕ.

ФИКСАЦИЯ (FIXATION) Процесс, посредством которого человек становится или остается амбивалентно привязанным (см. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ) к ОБЪЕКТУ, уместному на более ранней стадии РАЗВИТИЯ. Таким образом, фиксация является свидетельством срыва на пути прогрессивного прохождения через стадии РАЗВИТИЯ ЛИБИДО. Понятие предполагает, что фиксированный индивид

а) имеет тенденцию вовлекаться в ИНФАНТИЛЬНЫЕ, устаревшие паттерны поведения или регрессировать (см. РЕГРССИЯ) к таким паттернам в условиях стресса;

б) склонен к компульсивному выбору объектов (см. КОМПУЛЬСИВНЫЙ) на основе их сходства с объектом, на котором он фиксирован; и

в) страдает от истощения имеющейся ЭНЕРГИИ в результате вложения ее в прошлый объект. Чрезмерная ФРУСТРАЦИЯ и УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, чрезмерная ЛЮБОВЬ и НЕНАВИСТЬ приводятся как причины фиксации. Отсюда ОРАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ, ФИКСАЦИЯ НА МАТЕРИ, АНАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ, ФИКСАЦИЯ НА ОТЦЕ (см. в соответствующих статьях).

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ (PHYLOGENETIC) Относящийся к эволюции видов. См. ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ.

ФОБИЧЕСКИЙ ПРИЕМ (PHOBIC TECHNIQUE) Один из четырех приемов, описанных в ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННОЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ. Эти приемы используются субъектом для осуществления перехода от ИНФАНТИЛЬНОЙ к зрелой ЗАВИСИМОСТИ. Согласно Фэрбэрну, младенец создает два образа МАТЕРИ (ГРУДИ), от которых он первоначально полностью зависит. Первый - как ХОРОШИЙ, удовлетворяющий ОБЪЕКТ, другой - как ПЛОХОЙ, фрустирирующий ОБЪЕКТ. Четыре приема отличаются по тому, ГДЕ субъект размещает два этих объекта. При фобическом приеме он размещает оба вовне: говоря языком Фэрбэрна, младенец ЭКСТЕРНАЛИЗИРУЕТ как принимаемый, так и отвергаемый объект, представляя, что он защищен хорошим объектом, но подвержен риску нападения со стороны плохого объекта(-ов). В результате он достигает чувства безопасности ценой ФОБИЧЕСКОЙ ТРЕВОГИ. КОНФЛИКТ между данным приемом и растущим желанием взрослеть ведет к колебаниям между желаниями бежать от удушающей заботы со стороны хорошего объекта (КЛАУСТРОФОБИЯ) и желанием вернуться к ней, чтобы спастись от мира, который, как представляется, населен плохими объектами (АГОРАФОБИЯ).См. Fairbairn (1952).См. также ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ И ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ.

ФОБИЯ (PHOBIA)

1. Симптом, сутью которого является переживание ненужной или излишней ТРЕВОГИ в определенных ситуациях или в присутствии какого-то определенного объекта. Отсюда

2. АГОРАФОБИЯ - страх открытых пространств (см. АГОРАБОФИЯ);

КЛАУСТРОФОБИЯ - страх замкнутых пространств (см. КЛАУСТРОФОБИЯ); фобия пауков, змей и т.д.

3. НЕВРОЗ, при котором фобия в значении 1 является ведущим симптомом. В этом смысле рассматривается как синоним ФОБИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ и ИСТЕРИИ ТРЕВОГИ. Отсюда:

ФОБИЧЕСКАЯЗАЩИТА Защитный маневр (см. ЗАЩИТА) по избеганию объектов и ситуаций, которые вызывают фобическую тревогу. Все школы признают, что ФОБИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ (ситуация) вызывает тревогу не сам по себе, а в связи с тем, что он стал СИМВОЛОМ чего-то еще, т.е. потому, что представляет определенный импульс, желание, ВНУТРЕННИЙ ОБЪЕКТ или часть СЕБЯ, с чем субъект не способен встретиться лицом к лицу. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ рассматривает фобическую болезнь как вид ИСТЕРИИ, отсюда синоним - "истерия тревоги", но современные учебники по психиатрии обычно связывают ее с ОБСЕССИВНЫМ НЕВРОЗОМ. Поведенческие терапевты (см. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ) считают фобическое заболевание пригодным для лечения методом выработки новых навыков на том основании, что это состояние является самостоятельным явлением, которое можно лечить без учета личности пациента.

ФОБИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА Тревога, спровоцированная внешним объектом или ситуацией и не соизмеримая с их реальной опасностью. См. ФОБИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА.

ФОБИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР Человек, старающийся преодолеть ситуации, которые могут вызвать у него ТРЕВОГУ и КОНФЛИКТ, избегая этих ситуаций обычно путем ограничения своей жизни и отказа разлучиться с идеальным, защищающим родителем или родительской фигурой. Отсюда: КОНТРФОБИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР - человек, который усваивает КОНТРФОБИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ к жизни, совершая такие поступки и получая удовольствие именно от такой деятельности, которая опасна и у "нормальных" людей вызывает страх. Контрфобическая установка обычно рассматривается как вид МАНИАКАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ; удовлетворение здесь происходит от чувства триумфа и ВСЕМОГУЩЕСТВА, вызванного успешным преодолением тревоги.

ФОКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (FOCAL THERAPY) Модификация психоаналитической терапии, при которой одна конкретная проблема, представленная пациентом, выбирается в качестве фокуса ИНТЕРПРЕТАЦИИ.См. Malan (1963).

ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ (REACTION FORMATION) Защитный процесс (механизм защиты), при помощи которого неприемлемый ИМПУЛЬС преодолевается путем усиления (гипертрофией) противоположной тенденции. Заботливость может быть формированием реакции против жестокости, чистоплотность - против КОПРОФИЛИИ и т.д. Формирование реакции рассматривается в КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ как ОБСЕССИВНАЯ ЗАЩИТА, и обычно считается, что БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ, отвергаемый импульс выживает в своей изначальной ИНФАНТИЛЬНОЙ форме. Иногда, однако, рассматривается возможность того, что формирование реакции является основой СУБЛИМАЦИИ (в этом случае инфантильный импульс не вытеснен (см. ВЫТЕСНЕНИЕ), а трансформирован).

ФРИГИДНОСТЬ (FRIGIDITY) Хотя некоторые авторы используют слово "фригидность" для описания всех видов сексуального торможения у женщин, включая неспособность получать вагинальный ОРГАЗМ (см. также ВАГИНА), лучше ограничить его применение неспособностью к сексуальному возбуждению. Поскольку многие женщины получают удовольствие от полового контакта без достижения кульминации, более широкое определение ведет к абсурду, при котором фригидными называют сексуально чувствительных женщин. См. "Medica" (1955), Gorer (1966). Как невротический симптом фригидность можно рассматривать только в том случае, когда она

а) является стойкой или

б) имеет место даже при самых благоприятных обстоятельствах. В противном случае это признак либо неопытности, либо неискренности (со стороны либо женщины, либо ее партнера).

ФРУСТРАЦИЯ (FRUSTRATION) Состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочаровании. Фрустрацию и ДЕПРИВАЦИЮ часто путают, хотя, строго говоря, фрустрация имеет отношение к последствиям, связанным с неудовлетворением влечения или неудачей в достижении цели, тогда как депривация подразумевает отсутствие предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, фрустрационная и депривационная теории невроза сходятся в утверждении, что депривация ведет к фрустрации, фрустрация ведет к АГРЕССИИ, агрессия ведет к ТРЕВОГЕ, тревога ведет к ЗАЩИТАМ...

Несмотря на распространенное мнение, что психоанализ убежден во вреде фрустрации, это не совсем так, ибо психоанализ считает, что РАЗВИТИЕ Я начинается с фрустрации. Фактически фрустрационные теории невроза предполагают, что как фрустрация, так и депривация являются патогенными ПРИ ПОВЫШЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПОРОГА ИНТЕНСИВНОСТИ (ста. ПОРОГ).

ФУГА (FUGUE) Психиатрический термин для обозначения процесса, при котором индивид блуждает, не осознавая, кто он и где находится. В основном фуги классифицируются как ИСТЕРИЧЕСКИЕ и приводятся в качестве примеров ДИССОЦИАЦИИ сознания. Редкое состояние. Большинство случаев, приведенных в учебниках по психиатрии, отмечалось у мальчиков в школах-интернатах и у солдат-новобранцев, т.е. у людей, чувствующих себя загнанными в ситуацию, при которой у них больше нет свободы действий.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПРАВИЛО (FUNDAMENTAL RULE) См. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО.

ФУНКЦИЯ ЭГО (EGO FUNCTION) Поскольку психоанализ приписывает ЭГО интегративные функции, то все, что может сделать человек, является функцией Эго.

ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ (FAIRBAIRN'S REVISED PSYCHOPATHOLOGY) В своей работе "Пересмотренная психопатология психозов и психоневрозов" (Revised Psychopathology of the Psychoses and Neuroses, 1941) Fairbairn описывает психическое РАЗВИТИЕ в терминах ОБЪЕКТ-ОТНОШЕНИЙ и утверждает, что психозы и неврозы различаются не РЕГРЕССИЯМИ к тем или иным стадиям развития, как считает КЛАССИЧЕСКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, а использованием различных ПРИЕМОВ на протяжении второй стадии развития - Переходной Стадии, или Стадии КВАЗИНЕЗАВИСИМОСТИ. Во время своей первой стадии, Стадии ИНФАНТИЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ, младенец объективно полностью зависит от МАТЕРИ (ГРУДИ), а первоначально в его отношении к ней нет амбивалентности (см. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ). Однако неизбежный опыт ФРУСТРАЦИИ и отказов с ее стороны ведет к ШИЗОИДНОЙ ПОЗИЦИИ, во время которой ЭГО младенца расщепляется на три части. Две из них - либидное Эго и антилибидное Эго (внутренний диверсант) - оказываются связанными с двумя противоположными восприятиями груди: как принимаемого (побуждающего) объекта и как отвергаемого (отвергающего) объекта соответственно. Третья часть Эго младенца становится ЦЕНТРАЛЬНЫМ ЭГО, которое соответствует понятию Эго в классическом анализе. Либидное Эго соответствует ИД, а антилибидное Эго, хотя и менее точно, - СУПЕР-ЭГО. По мнению Фэрбэрна, ШИЗОФРЕНИЯ и ДЕПРЕССИЯ этиологически (см. ЭТИОЛОГИЯ) связаны с нарушениями развития во время Стадии Инфантильной Зависимости, а неврозы отражают действие различных приемов на протяжении следующей. Переходной Стадии, - или Стадии Квазинезависимости, когда ребенок достигает частичной независимости от матери, манипулируя принимаемыми и отвергаемыми объектами, созданными в период шизоидной позиции. При ОБСЕССИВНОМ ПРИЕМЕ он представляет, что оба объекта находятся внутри него, и в связи с этим достигает определенной степени независимости за счет осуществления контроля над "плохим" (отвергаемым) ВНУТРЕННИМ ОБЪЕКТОМ; в случае истерической защиты (см. ИСТЕРИЯ) он представляет, что принимаемый объект находится вовне, а отвергаемый - внутри него; при фобии (см. ФОБИЯ) он представляет, что и принимаемый, и отвергаемый объекты находятся вовне; наконец, при ПАРАНОИДНОЙ защите принимаемый объект представляется внутри, а отвергаемый - снаружи. Третьей и последней стадией Фэр-бэрн считает Стадию Зрелой Зависимости. См. также ПУСТОТЫ ЧУВСТВО.

Х
ХАРАКТЕР (CHARACTER) В работах аналитиков под характером обычно понимаются НЕ те свойства человека, которые наиболее характерны для него как единственного в своем роде индивида, а те, которые позволяют отнести его к одному из существующих характерологических типов. Это обусловлено тем, что определенные ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА можно понимать или как

а) производные тех или иных фаз РАЗВИТИЯ ЛИБИДО и ЭГО, или как

б) аналог СИМПТОМОВ, т.е. защитный образ действия.

Иза) формируется ОРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, АНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ФАЛЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, ГЕНИТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, а изб) - ИСТЕРИЧЕСКИЙ, ФОБИЧЕСКИЙ, ШИЗОИДНЫЙ, ОБСЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР. Отсюда - НЕВРОЗ ХАРАКТЕРА, РАССТРОЙСТВО ХАРАКТЕРА, АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА. См. также статьи - ОРАЛЬНЫЙ; АНАЛЬНЫЙ; ФАЛЛИЧЕСКИЙ; ГЕНИТАЛЬНЫЙ; ИСТЕРИЧЕСКИЙ; ФОБИЧЕСКИЙ; ШИЗОИДНЫЙ; ОБСЕССИВНЫЙ.

ХОРОШИЙ (GOOD) При использовании в качестве специального термина "хороший" относится к определенному классу ВНУТРЕННИХ ОБЪЕКТОВ, а именно к тем, которые, в представлении субъекта, благожелательны к нему, в противоположность "ПЛОХИМ" объектам, которые представляются по отношению к нему недоброжелательными. Эти два типа объекта - хороший и плохой - возникают в результате РАСЩЕПЛЕНИЯ первичного или первоначально интроецированного объекта (см. ИНТРОЕКЦИЯ); т.е. субъект разделяет свое восприятие ГРУДИ, МАТЕРИ, ОТЦА, ПЕНИСА и т.д. на два: хорошую и плохую грудь и т.д., тем самым защищая себя от АМБИВАЛЕНТНОСТИ, которая возникла бы, осознай он, что УДОВЛЕТВОРЕНИЕ и ФРУСТРАЦИЮ он получает от одного и того же объекта, к которому сам он испытывает и ЛЮБОВЬ, и НЕНАВИСТЬ. Хотя данное употребление широко распространилось после публикаций работ Клейн и Фэрбэрна, его истоки следует искать в работах Фрейда, Абрахама и Радо по меланхолии. См. также ИДЕАЛИЗАЦИЯ; ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ; ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; КЛЕЙНИАНСКИЙ; ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ.

Ц
ЦЕЛОСТНОСТЬ ЭТО (EGO INTEGRITY) Последней из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона является "целостность Эго против ОТЧАЯНИЯ". "Целостность Эго", по-видимому, означает "спокойствие старости" и принятие собственной смерти как чего-то естественного и как части миропорядка, хотя Эриксон и не использует подобное выражение.

ЦЕЛЫЙ И ЧАСТИЧНЫЙ ОБЪЕКТЫ (WHOLE AND PART OBJECTS) Целый объект - это человек, в отношениях с которым субъект принимает тот факт, что он (объект) является личностью. Частичный объект - это либо часть тела, к которой субъект относится так, будто она существует исключительно для удовлетворения его потребностей, либо человек, с которым он обращается как с органом, существующим исключительно для удовлетворения его потребностей. Примером частичного объекта является "ГРУДЬ".

ЦЕНЗОР, ЦЕНЗУРА (CENSOR, CENSORSHIP) В первых формулировках Фрейда психическая инстанция, ответственная за искажение СНОВИДЕНИЙ и ВЫТЕСНЕНИЕ, была названа цензором. Цензор - это теоретический предшественник СУПЕР-ЭГО.

Ч
ЧАСТИЧНЫЙ ИНСТИНКТ (PART INSTINCT) См. ИНСТИНКТ, СОСТАВНОЙ.

ЧАСТИЧНЫЙ ОБЪЕКТ (PART OBJECT) См. ОБЪЕКТ; ЦЕЛЫЙ И ЧАСТИЧНЫЙ ОБЪЕКТЫ.

"ЧЕЛОВЕК-КРЫСА" ("RAT MAN") Прозвище, данное в аналитической литературе пациенту, описанному Фрейдом в работе "Заметки по поводу случая обсессивного невроза" (Freud Noters Upon a Case of Obsessional Neurosis, 1909).

ЧЕЛОВЕК-ВОЛК (WOLF-MAN) Прозвище, данное в аналитической литературе пациенту, описанному Фрейдом в работе "Из истории инфантильного невроза" (Freud From the History of an Infantile Neurosis, 1918).

ЧУВСТВЕННЫЙ И ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ (SENSUAL AND SENSUOUS) В неаналитических работах ЧУВСВТЕННЫЙ обычно связывают с получением чрезмерного или жадного удовольствия от ощущений, тогда как ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ свободен от морального обертона. Психоаналитическое представление, согласно которому любое удовольствие в каком-то смысле СЕКСУАЛЬНО, смазывает это различие - и это несмотря на тот факт, что теория СУБЛИМАЦИИ содержит идею о том, что удовольствия, получаемые от сублимированной деятельности, качественно отличаются от несублимированных.

ЧУВСТВО (SENTIMENT) "Организованная система эмоциональных диспозиций, собранных вокруг идеи о неком объекте" - McDougall (1908). Он полагал, что существует три чувства: любовь, ненависть и эгоизм. Относительно некоторых выводов, следующих из положения психоанализа о том, что любовь и ненависть есть инстинкты, а не "организованные системы эмоциональных диспозиций", см. ЛЮБОВЬ; НЕНАВИСТЬ; АФФЕКТ и ЭМОЦИЯ.

Ш
ШИЗОИДНЫЙ (SCHIZOID) Прил.

1. В первоначальном значении относится к человеку, у которого имеется разрыв между эмоциональными и интеллектуальными функциями. Использование термина идет от Блейлера, считавшего, что этот разрыв является основным нарушением при ШИЗОФРЕНИИ и шизоидных типах личности.

2. В более широком значении применим к любому, чьи особенности допускают сравнение с шизофреническими, или кто (будучи ПСИХОТИКОМ) скорее станет развиваться по шизофреническому типу, нежели по типу МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА.

3. Отсюда - еще более широко: отстраненный, подозрительный, склонный вести жизнь, богатую ФАНТАЗИЯМИ.

4. Относится к лицам, ПСИХОПАТОЛОГИЯ которых включает использование таких ЗАЩИТ как РАСЩЕПЛЕНИЕ, ОТРИЦАНИЕ, ИНТРОЕКЦИЯ и ПРОЕКЦИЯ, что дает возможность отрицать ВИНУ и ДЕПРЕССИЮ.

5. Используется для обозначения этих защит и описания той позиции в детстве, откуда происходят эти защиты. Употребление 4 и 5 обязано происхождением одному из предположений ОБЪЕКТ-ТЕОРИИ, согласно которому каждый является либо шизоидным, либо ДЕПРЕССИВНЫМ; различие определяется превратностями развития, имевшими место в период ПАРАНОИДНО-ШИЗО-ИДНОЙ (Клейн, см. КЛЕЙНИАНСКИЙ) либо ШИЗОИДНОЙ (Фэрбэрн, см. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ), а также ДЕПРЕССИВНОЙ ПОЗИЦИИ. Отсюда:

ШИЗОИДНАЯ ЗАЩИТА. Этот термин относится к сочетанию интроецирования хороших объектов с отрицанием, расщеплением и проекцией плохих частей самого себя как защите от вины, тревоги и депрессии.

ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ. Термин, использованный Фэрбэрном для описания ситуации раннего детства, при которой ребенок воспринимает отвержение и ФРУСТРАЦИЮ как свидетельство того, что его любовь деструктивна; он отвечает на это расщеплением ЭГО на три части: центральное Эго (я), либидное Это, прикрепленное к хорошему, "принимающему" образу груди, и антилибидное Эго (ВНУТРЕННИЙ ДИВЕРСАНТ), которое прикрепляется к плохому, "отвергающему" образу груди. Понятие напоминает параноидно-шизоидную позицию Клейн, но в нем не использована идея ИНСТИНКТА СМЕРТИ.

Трудности, связанные с понятием "шизоидный", имеют два источника:

а) оно используется как в описательном, так и психопатологическом значении;

б) психопатологическое использование осложнено тем, что происходит из двух разных направлений объект-теории: Клейн и Фэрбэрна. Оба направления единодушны в понимании закономерности того, что стадии ИНФАНТИЛЬНОГО развития (см. также РАЗВИТИЕ ЛИБИДО) соответствуют психотическим процессам, но различаются в своих базисных положениях относительно природы ИНСТИНКТА: Клейн использует фрейдовскую теорию ИНСТИНКТА ЖИЗНИ и инстинкта смерти, а Фэрбэрн понимает АГРЕССИЮ как ответ на фрустрацию и отвержение.

ШИЗОИДНЫЙ ХАРАКТЕР или

1. Человек отстраненный, аутичный, либо производящий впечатление, что его интеллектуальные и эмоциональные функции рассогласованы. Или

2. Человек с интроекцией ХОРОШИХ объектов и проекцией ПЛОХИХ объектов (см. также ОБЪЕКТ) и частей самого себя. Это делает его независимым от других и свободным от чувства вины ценой недоверия к другим и переоценки себя.

ШИЗОФРЕНИЯ (SCHIZOPHRENIA) Термин, автором которого является Юджин Блейлер. Описывает психическое заболевание, известное раньшекак ДЕМЕНЦИЯ ПРЭКОКС; в настоящее время широко используется в ПСИХИАТРИИ для обозначения функционального ПСИХОЗА, симптомами которого являются аутизация и эмоциональное оскудение (в противоположность способности к РАППОРТУ у здоровых и НЕВРОТИКОВ и к ДЕПРЕССИИ или ЭЙФОРИИ у больных МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫМ психозом), а также БРЕД, ГАЛЛЮЦИНАЦИИ, спутанность, аутистическое и шизофреническое МЫШЛЕНИЕ (с нарушениями синтаксиса) и расстройства чувства ИДЕНТИЧНОСТИ. Сутью шизофрении,поБлейлеру, является разрыв между интеллектуальными и эмоциональными функциями, что видно на примере явления, известного как "расщепление аффекта", где высказанная мысль и сопровождающая ее эмоция несовместимы. Описательная психиатрия различает три вида шизофрении: ГЕБЕФРЕНИЮ, КАТАТОНИЮ и ПАРАНОИДНУЮ шизофрению. Об отношении к проблеме шизофрении КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ и ОБЪЕКТ-ТЕОРИИ см. ПСИХОЗ. По поводу теории, согласно которой шизофрения является результатом нарушенных ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫХ отношений внутри семьи, см. ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. Подробные сообщения о психоанализе шизофрении можно найти у Searies (1965); там же дана исчерпывающая библиография.

ШИЗОФРЕНОГЕННЫЙ (SCHIZOPHRENOGENIC) Прил. Обычно применяется к родителю, чаще к МАТЕРИ, чья личность и поведение способны (по мнению тех, кто использует термин) вызвать у своих детей ШИЗОФРЕНИЮ. Применяется также для характеристики семей и ситуаций. См. ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

ШОК (SHOCK)

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК - состояние коллапса, бледность, пониженное кровяное давление и т.д., имеющие место как (непосредственная) реакция на телесную травму (повреждение, ранение, серьезное хирургическое вмешательство и т.д.)

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК-реакция на совершенно неожиданное переживание, к которому индивид не был подготовлен БДИТЕЛЬНОСТЬЮ или ТРЕВОГОЙ и которое заставляет его переориентироваться. Неприятные шоки, достаточно тяжелые и способные вызвать симптомы или (если имели место в детстве) нарушить РАЗВИТИЕ, известны как ТРАВМЫ.

Э
ЭГО (EGO) СТРУКТУРНОЕ и ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ понятие, относящееся к организованным частям ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА, по контрасту с неорганизованным ИД. "...Эго - это та часть Ид, которая видоизменилась под непосредственным влиянием внешнего мира... Эго представляет то, что может быть названо умом и здравым смыслом, в противоположность Ид, содержащим страсти... В своем отношении к Ид Эго напоминает всадника, который должен держать в узде превосходящего его по силе коня, с той лишь разницей, что всадник пытается делать это своими собственными силами, тогда как Эго пользуется заимствованными" - Freud (1923). Для аналитиков, не принимающих идею недифференцированного Ид, из которого развивается Эго, Эго является или

а) всей психикой: "Изначально личность ребенка состоит из единого динамичного Эго" - Fairbairn (1952); или

б) той частью личности, которая имеет отношение к объектам и/или образуется путем ИНТРОЕКЦИИ объектов; или

в) той частью личности, которая узнается как опыт быть собой, которую индивид может назвать "Я".

Эго и САМОСТЬ часто путают; они, скорее всего, принадлежат разным системам отношений: так, Эго принадлежит ОБЪЕКТИВНОЙ системе, где личность рассматривается как структура, а самость относится к феноменологической системе (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ), где личность понимается как опыт переживания.

ЭГО ДИСТОНИЧЕСКОЕ (EGO-DYSTONIC) Поведение и желания называют Эго-дистоническими, если они, будучи проявлением самооценки, несовместимы с идеалами субъекта или с его представлениями о самом себе.

ЭГО-ИДЕАЛ (EGO IDEAL) Представление о том, каким ты САМ хочешь быть. Иногда используется как синоним СУПЕР-ЭГО, однако чаще делается различие: поведение, находящееся в состоянии конфликта с Супер-эго, вызывает чувство ВИНЫ, тогда как поведение, конфликтующее с Эго-идеалом,вызывает чувство СТЫДА.

ЭГО-ИНСТИНКТ (EGO-INSTINCT) В определениях Фрейда до 1920 г. различались две группы ИНСТИНКТОВ: инстинкты самосохранения, или Эго-инстинкты (см. САМОСОХРАНЕНИЕ), и репродуктивные, или сексуальные инстинкты (см. СЕКС).

ЭГО-ЛИБИДО (EGO-LIBIDO) ЛИБИДО, вложенное в ЭГО. Не всегда ясно, относится ли понятие к энергии, обеспечивающей ФУНКЦИИ ЭГО, или имеется в виду любовь к СЕБЕ.

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (EGO PSYCHOLOGY) Или "психология Это", или (и возможно чаще) направление психоаналитической теории, развитие которого началось с работы Фрейда "Я и оно" (Freud The Ego and the Id, 1923) и книги Анны Фрейд "Психология Я и защитные механизмы" (A-Freud The Ego and the Mechanisms of Defence, 1936). В этом последнем значении обнаруживается явное или скрытое противоречие как с ИНСТИНКТ-ТЕОРИЕЙ, предшествовавшей ему, так и с ОБЪЕКТ-ТЕОРИЕЙ, разрабатывавшейся одновременно с этим направлением. Ключевыми понятиями психоаналитической Эго-психологии являются "АВТОНОМНЫЕ ФУНКЦИИ ЭГО", "СВОБОДНАЯ ОТ КОНФЛИКТА ЗОНА ЭГО", "ДЕСЕКСУА-ЛИЗАЦИЯ", "ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ". Окончательные формулировки см. Hartmann (1958).

ЭГО СИНТОНИЧЕСКОЕ (EGO-SYNTONIC) Поведение и желания называют эго-синтоническими, если они согласуются с идеалами субъекта и его представлением о самом себе.

ЭГО, ТЕЛО (EGO, BODY)См. ТЕЛЕСНОЕ ЭГО.

ЭГОТИЗАЦИЯ (EGOTIZATION) Прием, посредством которого психический процесс или функция становятся частью СЕБЯ, структурированного или деагрессифицированного и десексуализированного (см. СТРУКТУРНЫЙ; ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ; ДЕ-СЕКСУАЛИЗАЦИЯ).

ЭДИПОВ (OEDIPAL) См. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.
Теги: Критический словарь психоанализа
Просмотров: 25 | Добавил: creditor | Теги: Критический словарь психоанализа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close