Главная » Критический словарь психоанализа
16:49
Критический словарь психоанализа
ГОМЕОСТАЗ (HOMEOSTASIS) Тенденция организмов к поддержанию своего постоянного состояния. Согласно Cannon (1932), автору этого термина: "Организмы, состоящие из вещества, характеризуемого высшей степенью непостоянства и неустойчивости, каким-то образом овладели способами поддержания постоянства и сохранения устойчивости в условиях, которые следовало бы обоснованно рассматривать как абсолютно разрушительный". Фрейдовский ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ - НЕУДОВОЛЬСТВИЯ и использованный им ПРИНЦИП ПОСТОЯНСТВА Фехнера обычно рассматривают как психологические концепты, аналогичные физиологическому понятию гомеостаза, т.е. они предполагают наличие запрограммированной тенденции поддерживать психологическое НАПРЯЖЕНИЕ на постоянном оптимальном уровне, подобно тенденции, заставляющей тело поддерживать постоянство химического состава крови, температуры и т.д.

ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЙ (HOMOSEXUAL)

1. Прил. Относящийся к сексуальному поведению, при котором объектом для субъекта является лицо того же пола. Согласно Freud (1914), гомосексуальная любовь отличается от гетеросексуальной своей нарциссичностью (см. НАРЦИССИЗМ), поскольку объект любим за свое сходство с субъектом, таким, какой он сейчас, каким он был или каким надеется стать в будущем, в противоположность гетеросексуальной, ОПОРНОЙ, любви, когда есть зависимость от объекта, дающего то, чем сам субъект быть не может.

2. В расширенном значении - относящийся к любым установкам, чувствам и т.д., направленным на людей того же пола. Отсюда ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ, которая может быть мужской, женской (лесбиянство), АКТИВНОЙ (в которой субъект ведет себя как мужчина, рассматривая свой объект, как если бы это была женщина), ПАССИВНОЙ (в которой субъект ведет себя как женщина и обращается со своим объектом как с мужчиной), МАНИФЕСТНОЙ, ЛАТЕНТНОЙ, ЗАТОРМОЖЕННОЙ ПО ЦЕЛИ и СУБЛИМИРОВАННОЙ. Три последних термина используются в отношении явлений, которые непрофессионалы не рассматривают как гомосексуальные. ЛАТЕНТНАЯ ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ является странным явлением, поскольку она относится не к вытесненным гомосексуальным чувствам (см. ВЫТЕСНЕНИЕ), которые выявляются в процессе психоаналитического лечения, а к защитным установкам покорности (см. ЗАЩИТА и ПОДЧИНЕНИЕ), усвоенным по отношению к более сильным мужчинам. Подтверждение концепции вытекает из теоретического предположения о том, что защита регрессивна (см. РЕГРЕССИЯ), что она состоит в реактивации пассивных, ФЕМИННЫХ желаний к ОТЦУ во время негативной эдиповой фазы (см. НЕГАТИВНЫЙ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС). Латентную гомосексуальность можно, однако, рассматривать как защиту от ПАРАНОИДНОЙ ТРЕВОГИ и как аналог униженного, ублажающего, покорного поведения, избираемого животными при нападении более сильной особи своего вида. См. Tinbergen (1951), Lorenz (1966).

"Гомо" в слове "гомосексуальный" происходит от греческого "HOMOS", означающего "тот же самый", а не от латинского "HOMO", означающего "человек"; поэтому термин "гомосексуальный" может применяться к женщинам в той же степени, что и к мужчинам.

ГОРЕ (GRIEF) СОЖАЛЕНИЕ; ЭМОЦИЯ, сопутствующая СКОРБИ.

ГРАНИЦА ЭГО (EGO BOUNDARY) ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ понятие, посредством которого мысленно очерчивается различие между САМОСТЬЮ и несамостью. Говорят об отсутствии у пациента границ ЭГО, если он охотно идентифицирует себя (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ) с другими, делая это за счет чувства собственной ИДЕНТИЧНОСТИ. Аналитики, считающие, что МЛАДЕНЕЦ живет в состоянии первичной идентификации с МАТЕРЬЮ, утверждают, что граница Эго постепенно устанавливается, и он обнаруживает, что объекты не являются частями его самого.

ГРУДЬ (BREAST) Понятие относится или к самому анатомическому органу, или к идее о нем (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТА), существующей в сознании субъекта. "Грудь" - это объект ОРАЛЬНЫХ желаний, ИМПУЛЬСОВ, ФАНТАЗИЙ и ТРЕВОГ,синоним "МАТЕРИ, воспринимаемый как ЧАСТИЧНЫЙ ОБЪЕКТ" или как "ОБЪЕКТ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТЬ".

Понятие относится не только к груди какорганудля кормления, но и к тому, что младенецостается вневедении относительно целостного образаматери."РАСЩЕПЛЕНИЕ ГРУДИ" относится к психологическому процессу, посредством которого младенец делит образ груди как целого надвое, причем одна часть становится "ХОРОШЕЙ грудью", которая представляется безупречной, привлекательной и удовлетворяющей все желания, а другая - ненавидящей и отвергающей ("ПЛОХАЯ грудь"). РАСЩЕПЛЕНИЕ груди является ЗАЩИТОЙ от признания того, что ЛЮБОВЬ и НЕНАВИСТЬ направлены на один и тот же объект, а свобода от АМБИВАЛЕНТНОСТИ покупается ценой тревоги преследования (см. ПРЕСЛЕДОВАНИЕ). См. ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ, В работах Фэрбэрна и Клейн, которые считали, что вся ПСИХОПАТОЛОГИЯ берет начало в отношении к матери, "грудь" часто означает "первичный объект", единственное теоретическое значение которого в том, что он является частью материнского тела.

ГРУППА (GROUP) Некоторое количество человек, объединенных для какой-либо цели или имеющих общие интересы, устремления, функции или опасения, что позволяет иим самим и другим выделить их в некую социальную реальность.

ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, имеющая дело с поведением групп и с психологией членов группы. Вероятно, не отличается от социальной психологии, или Massenpsychologie. Психоаналитические формулировки делают акцент на ИДЕНТИФИКАЦИИ между членами группы, на идентификации членов группы со своим лидером и на отношениях с общим врагом, - причем все три фактора играют важную роль в ослаблении разрушительных последствий соперничества между членами группы.

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: любая форма ПСИХОТЕРАПИИ, в которой участвует более двух пациентов. В большинстве видов групповой психотерапии группа изначально представляет собой искусственное образование, создаваемое терапевтом, делающим отбор членов группы; предполагается, однако,что общее отношение к терапевту приведет к возникновению подлинно групповой ситуации. Групповая психотерапия "естественных" групп, т.е. СЕМЕЙ в полном составе, представляется довольно редким явлением.

ГРУППОВОЙ АНАЛИЗ: групповая психотерапия, при которой терапевт ограничивает свою активность ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ групповой динамики. См. Fоulkes and Anthony (1957).

Д
ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ (DEAGGRESSIFICATION) Процесс, посредством которого ИНФАНТИЛЬНАЯ агрессивная ЭНЕРГИЯ (см. также АГРЕССИЯ) теряет свое примитивное агрессивное качество, когда ИМПУЛЬСЫ, с которыми она связана, принимают участие в СУБЛИМАЦИИ. См. НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ; АВТОНОМНЫЕ ФУНКЦИИ ЭГО.

ДЕЖА ВЮ (DEJA VU) (уже виденное) Субъективное ощущение, что новый опыт настоящего уже переживался прежде. См. Freud (1914)

ДЕМЕНЦИЯ ПАРАНОИДНАЯ (DEMENTIA РАRANOIDES) Устаревший термин для параноидной ШИЗОФРЕНИИ и ПАРАНОЙИ.

ДЕМЕНЦИЯ ПРЕКОКС (DEMENTIA PRAECOX) Устаревший психиатрический термин, приблизительно соответствующий тому, что теперь называют ШИЗОФРЕНИЕЙ. Термин был введен Крепелиным, отцом современной психиатрии, и обозначал, что заболевание неизлечимое, прогрессирующее, ведет к слабоумию и начинается в подростковом возрасте.

ДЕМЕНЦИЯ, СЕНИЛЬНАЯ И ПРЕСЕНИЛЬНАЯ (DEMENTIA, SENILE AND PRESENILE) Органические заболевания мозга, характеризующиеся прогрессирующим психическим оскудением.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (DEPERSONALIZATION) Психиатрический термин для обозначения симптома, который приводит пациента к жалобам на ощущение собственной нереальности.

ДЕПРЕССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ (DEPRESSIVE POSITION) КЛЕЙНИАНСКОЕ понятие. В системе представлений г-жи Клейн означает состояние, к которому приходит ребенок (или пациент в анализе), осознав, что как его ЛЮБОВЬ, так и его НЕНАВИСТЬ направлены на один и тот же объект - МАТЬ; он понимает свою АМБИВАЛЕНТНОСТЬ и озабочен тем, чтобы защитить мать от своей ненависти и осуществить РЕПАРАЦИЮ за тот вред, который он, как полагает, нанес ей своей ненавистью. Поскольку система Клейн включает ИНСТИНКТ СМЕРТИ и изначальную враждебность и ЗАВИСТЬ к матери, считается, что этот кризис играет существенную роль в развитии каждого ребенка, независимо от качества материнской заботы, а выход из кризиса определяет все его дальнейшее развитие. Считается, что здоровые и невротики преодолевают депрессивную позицию, тогдакак лица с депрессивными проблемами фиксируются на ней, а лицам с ШИЗОИДНЫМИ и ПАРАНОИДНЫМИ проблемами не удается ее достичь. См. ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ. См. Segal (1964).

ДЕПРЕССИВНЫЙ (DEPRESSIVE) Когда этот термин применяется к человеку или его ХАРАКТЕРУ и/или темпераменту, то подразумевается, что он или подвержен ДЕПРЕССИИ, или обладает типом темперамента, который дает основание предположить, что в случае анализа у него обнаружится ПСИХОПАТОЛОГИЯ, аналогичная обсуждавшейся в разделе ДЕПРЕССИЯ (см. ниже). ДЕПРЕССИВНАЯ ТРЕВОГА - это тревога, связанная с последствиями своей собственной АГРЕССИИ по отношению к другим или к своим ВНУТРЕННИМ ОБЪЕКТАМ.

ДЕПРЕССИВНАЯ БОЛЕЗНЬ - синоним депрессии в ее диагностическом смысле.

ДЕПРЕССИЯ (DEPRESSION) Относится или к ЭМОЦИИ, или к ДИАГНОЗУ. По отношению к эмоции термин означает подавленное настроение, уныние; когда говорится о диагнозе, имеется в виду СИНДРОМ, в котором "депрессия" является одним из симптомов. Сегодня ПСИХИАТРИЯ использует диагноз "депрессия" для обозначения того, что привыкли называть МЕЛАНХОЛИЕЙ, - состояние, при котором пациент страдает от плохого настроения, ЗАТОРМОЖЕННОСТИ мыслей и действий и бредовыми самообвинениями (см. также БРЕД). Это одно из аффективных расстройств. (см. АФФЕКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО; ПСИХОЗ), названное так потому, что нарушается НАСТРОЕНИЕ; МАНИЯ представляет собой нечто иное. Говорят о наличии МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВИОГО ПСИХОЗА у лиц с чередованием депрессии и мании. Психиатрия различает ЭНДОГЕННУЮ и ЭКЗОГЕННУЮ ДЕПРЕССИЮ. Предполагается, что первая является результатом некоторого (неспецифического) конституционального нарушения, a вторая является понятным, но тем не менее чрезмерным ответом на какое-то стрессовое событие (см. также статьи ЭНДОГЕННЫЙ и ЭКЗОГЕННЫЙ). ИНВОЛЮЦИОННАЯ ДЕПРЕССИЯ - депрессивная болезнь, возникающая во второй половине жизни; при использовании этого понятия предполагается органическое происхождение заболевания.

Психоаналитическая литература единодушно рассматривает меланхолическую депрессию как патологическую форму СКОРБИ, при которой утраченным объектом является "ВНУТРЕННИЙ ОБЪЕКТ", а не реальный человек. Этот внутренний объект амбивалентно нагружен (см. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ) таким образом, что человек в состоянии депрессии чувствует свою зависимость от объекта, к которому он ничуть не менее враждебен. В депрессии он воображает, что разрушил этот объект (отсюда самообвинения), но не способен выжить без него (отсюда депрессия). Этот взгляд на меланхолическую депрессию предполагает, что лица, подверженные ей, даже будучи здоровыми, находятся в состоянии неустойчивого равновесия, потому что их стабильность основывается на сложном, амбивалентном отношении к внутреннему объекту. Согласно Abraham (1927), депрессия встречается у людей, которые используют ОБСЕССИВНЫЕ ЗАЩИТЫ, а необходимыми условиями инфантильного периода для развития депрессии во взрослом состоянии являются:

а) амбивалентность по отношению кГРУДИ и ФИКСАЦИЯ на ней, при этом ИНТРОЕКЦИЯ груди создает "внутренний объект"; и

б) серьезное повреждение САМООЦЕНКИ, имевшее место в детстве, после отнятия от груди, в результате чего пациенту не удается достичь доверия к себе, поэтому он возвращается к своей амбивалентной зависимости от груди.См. также Freud (1917). Взгляды Абрахамана депрессию сформировали основу суждений Мелани Клейн (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ) на ДЕПРЕССИВНУЮ ПОЗИЦИЮ и ее роль в нормальном РАЗВИТИИ.

ДЕПРЕССИЯ НЕВРОТИЧЕСКАЯ относится к симптому, на который жалуются; многие невротики. Иногда это мягкая форма обсуждавшегося выше состояния, иногда представляет собой смесь ТРЕВОГИ, ВИНЫ и чувства подавленности.

ДЕПРЕССИЯ, ОПОРНАЯ (DEPRESSION, ANACLITIC) Термин введен Spitz (1946) для описания состояния ДЕПРЕССИИ, ухода в себя и безразличия, в которое впадают младенцы, когда их отделяют от МАТЕРИ. Слово "опорный" относится к тому, что сепарация и, как следствие у депрессия происходят в возрасте, когда ребенок еще действительно зависит от своей матери. См. также ОПОРНЫЙ.

ДЕПРИВАЦИЯ (DEPRlVATION) Опыт недополучения необходимого. Психоанализ интересуется двумя видами деприваций: МАТЕРИНСКОЙ и СЕКСУАЛЬНОЙ. Оба вида, а в последние годы преимущественно первый из них, приводятся в качестве причин НЕВРОЗА, особенно Bowlby (1951) в Великобритании. Теория невроза, обусловленного материнской депривацией, существует в разных степенях осмысления, в зависимости от того, как определяется недостаточность необходимого. Статистические теории материнской депривации должны, по необходимости, определять депривацию с позиций длительности физического отсутствия МАТЕРИ. Другие теории, например, теория Винникотта, которые базируются как на педиатрических наблюдениях, так и на аналитических КОНСТРУКЦИЯХ, могут определить депривацию с позиции полученной или неполученной любви и могут расчленить понятие материнской заботы на субкатегории, такие как кормление, уход, прижимание к себе, улыбка, теплота, в результате чего мать может не попасть в разряд "достаточно хорошей" или НОРМАЛЬНО ПРЕДАННОЙ МАТЕРИ по одной субкатегории, будучи успешной по другим.

Депривационные теории невроза подразумевают,чтодепривация, перешедшая определенный ПОРОГ,вызывает соответственно необратимые последствия, либо замедляя развитие, либо провоцируя ЗАЩИТЫ. Согласно одной из возможных схем, последовательность такова: депривация - ФРУСТРАЦИЯ - АГРЕССИЯ -ТРЕВОГА - ЗАЩИТА - ТОРМОЖЕНИЕ - возвращение вытесненного - ФОРМИРОВАНИЕ СИМПТОМА; по другой: депривация - ФИКСАЦИЯ - замедленное развитие - устойчивость ИНФАНТИЛЬНОЙ потребности в материнской заботе и РЕГРЕССИВНОЕ поведение. О последствиях массивной материнской депривации см. СЕПАРАЦИЯ, МАТЬ - РЕБЕНОК.

ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ (DEREALIZATION) Психиатрический термин для обозначения симптома, который приводит пациента к жалобам на нереальность мира.

ДЕСЕКСУАЛИЗАЦИЯ (DESEXUALIZATION) Процесс, посредством которого ИНФАНТИЛЬНАЯ либидная ЭНЕРГИЯ теряет свое примитивное ЭРОТИЧЕСКОЕ свойство, когда ПРЕГЕНИТАЛЬНЫЕ импульсы, с которыми эта энергия связана, участвуют в СУБЛИМАЦИИ и РАЗВИТИИ ЭГО. См. ЛИБИДНОЕ РАЗВИТИЕ; ИНФАНТИЛЬНЫЙ; НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ; АВТОНОМНЫЕ ФУНКЦИИ ЭГО.

ДЕСТРУДО (DESTRUDO) Редко используемый термин для обозначения ЭНЕРГИИ ИНСТИНКТА СМЕРТИ; аналогичен ЛИБИДО ИНСТИНКТА ЖИЗНИ.

ДЕТЕРМИНИЗМ ПСИХИЧЕСКИЙ (DETERMINISM PSYCHIC) Фрейдом было сделано предположение о том, что психические явления имеют причины в том же смысле, что и физические. Относительно взглядов Фрейда на причинность, детерминизм и свободу воли и их отношение к научной мысли того времени смотри у Jones (1953-1957), т. I, гл. XVII. По-видимому, Фрейд полагал, что демонстрация существования бессознательных психических процессов доказывает допустимость детерминизма, поскольку дает возможность утверждать, что сознательные процессы являются следствием бессознательных. Он, однако, рассматривал сознание не просто как побочное явление, а как регулятор, способный осуществлять "более стабильный контроль и руководство потоком психических процессов" - Джонс (цит.). Допущение психического детерминизма, по крайней мере, в том виде, как его обычно формулируют, не оставляет в аналитической теории места для САМОСТИ, или АГЕНТА, запускающего в действие ЗАЩИТЫ, или для использования других объяснений, отличающихся от каузальных.

Большинство аналитиков считает, что претензии ПСИХОАНАЛИЗА быть наукой основаны на использовании им причинно-детерминистских предположений и на нежелании признать, что психоанализ (или хотя бы некоторые из его аспектов) больше напоминает не физические науки, а дисциплины типа лингвистики и социологии. См. Szasz (1961), Home (1966), Rycroft (1966), Gorer (1966). См. также СМЫСЛ.

ДЕТСКИЙ АНАЛИЗ (CHILD ANALYSIS) Психоанализ детей. Технически отличается от анализа взрослых тем, что в нем ИГРА заменяет СВОБОДНУЮ АССОЦИАЦИЮ. Теоретически он отличается тем, что родители и их заместители все еще остаются актуальными внешними фигурами в жизни пациентов и тем, что ЗАВИСИМОСТЬ от них является социальным и биологическим фактом, а не невротическим симптомом. Моральное отличие в том, что отношения между аналитиком и пациентом не такие, как между двумя заключившими соглашение взрослыми: решение о проведении лечения принимается не пациентом, а его родителями. Согласно Анне Фрейд, реальная зависимость ребенка от родителей требует изменения, техники анализа; с точки зрения Мелани Клейн - не требует. См. A. Freud (1962), Klein (1932).

ДЕФЕКТ ЭГО (EGO DEFECT) Отсутствие ФУНКЦИИ ЭГО.

ДИАГНОЗ (DIAGNOSIS) Искусство давать точные наименования болезням, определять природу заболевания по ПРИЗНАКАМ и СИМПТОМАМ, предъявляемым пациентом. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ - перечень названий, заслуживающих серьезного рассмотрения в любом конкретном случае постановки диагноза. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛИРОВКА - более или менее сложное изложение ПСИХОПАТОЛОГИИ психиатрического пациента. Понятие диагноза - медицинское понятие, смысл которого в том, что заболевание есть особая болезненная реальность, но применительно к ПСИХОНЕВРОЗАМ это предположение может оказаться неправомочным.См. ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ.

ДИВЕРСАНТ, ВНУТРЕННИЙ (SABOTEUR, INTERNAL) Термин, используемый Фэрбэрном (см. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ) для описания того, что он также называет антилибидным ЭГО: одну из трех частей Эго, на которые расщепляет (см. РАСЩЕПЛЕНИЕ) первоначально целостное Эго; две другие части представляют центральное Эго (Я) и ЛИБИДНОЕ Эго. Согласно Фэрбэрну, неизбежное нарушение первоначального чисто либидного отношения младенца к МАТЕРИ ведет сначала к АМБИВАЛЕНТНОМУ отношению к ней, а затем к отщеплению от Эго двух частей. Одна из них - либидная - прикрепляется к ХОРОШЕМУ или "принимающему" образу ГРУДИ, другая - агрессивная (антилибидная, см. также АГРЕССИЯ) - прикрепляется к ПЛОХОМУ или "отвергающему" образу груди. Либидное Эго Фэрбэрна соответствует ИД Фрейда, тогда как Внутренний Диверсант способствует образованию СУПЕР-ЭГО. См. ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ; ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ.

ДИНАМИЧЕСКИЙ (DYNAMIC) Психоанализ представляет собой ДИНАМИЧЕСКУЮ психологию, поскольку Эго концепты ПРОЦЕССА, ИНСТИНКТА и РАЗВИТИЯ подразумевают движение. Этим он отличается от статичных психологии, таких, например, как психология способностей, которая просто перечисляет психические свойства и дает им определения.

ДИССОЦИАЦИЯ (DISSOCIATION)

1. Такое состояние, при котором два или более психических процесса сосуществуют, не будучи связанными или интегрированными (см. ИНТЕГРАЦИЯ).

2. Защитный процесс (см. ЗАЩИТА), ведущий к состоянию 1. Трудно найти четкие отличия между диссоциацией и РАСЩЕПЛЕНИЕМ, хотя имеется тенденция использовать первое в отношении процессов, а второе - в отношении СТРУКТУР. Так, говорят о диссоциации СОЗНАНИЯ, когда речь идет о двойственных личностях или истерических ФУГАХ (см. также ИСТЕРИЯ), но применительно к ЭГО говорят о его расщеплении.

ДИФФУЗИЯ РОЛЕЙ (ROLE DIFFUSION)См.ИДЕНТИЧНОСТЬ против ДИФФУЗИИ РОЛЕЙ.

ДОВЕРИЕпротив БАЗОВОГО НЕДОВЕРИЯ(TRUST v. BASIC DISTRUST) Первая из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона. Она соответствует ОРАЛЬНОЙ стадии КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. На протяжении этой стадии младенец либо научается чувствовать себя в этом миро как дома, верить в существование доброты как у других, так и у себя, либо развивает "чувство зла и недоброжелательности". "Матери, я думаю, создают чувство доверия у своих младенцев таким обращением, которое соединяет в себе чуткую заботу о личных нуждах ребенка с непоколебимым ощущением личной надежности в структуре доверия данной культуры" - Erikson (1953).

ДОСТУПНЫЙ И НЕДОСТУПНЫЙ (ACCESSIBLE AND INACCESSIBLE) Считается, что пациент доступен, если психиатру или аналитику удается установить с ним РАППОРТ, и недоступен, если не удается. Термин является псевдообъективным, поскольку подразумевает, что способность к раппорту постоянна и одинакова у каждого лечащего врача. Вообще принято считать, что НЕВРОТИКИ доступны, а ПСИХОТИКИ недоступны.

ДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ (DUAL INSTINCT THEORY)См. ИНСТИНКТ.

З
ЗАБЫВАНИЕ(FORGETTING) Обычно обсуждается в разделах АМНЕЗИЯ и ПАРАПРАКСИЯ. Есть тенденция считать, что ere забывание обусловлено ВЫТЕСНЕНИЕМ, хотя мысль о том, что при идеальном здоровье мы должны помнить каждое переживание на протяжении всей жизни, как бы тривиально оно ни было, представляется невозможной apriori. Если, как утверждает биологическая теория, назначение запоминания - сделать прошлый опыт доступным для принятия решений в настоящем, то забывание лишь тогда является патологическим, когда касается фактов, имеющих отношение к настоящему.

ЗАВИСИМОСТЬ, ИНФАНТИЛЬНАЯ И ВЗРОСЛАЯ (DEPENDENCE, INFANTILE AND ADULT) ИНФАНТИЛЬНАЯ зависимость относится или

а) к тому факту, что дети беспомощны и зависят от родителей или

б) к тому, что НЕВРОТИКИ фиксированы на своих родителях и воображают себя зависимыми от них (см. ФИКСАЦИЯ). Использование терминов "зависимость" и "независимость" в целях различения беспомощности незрелого от самостоятельности зрелого (для чего Пиаже использовал слова "гетерономия" и "АВТОНОМИЯ"), привело к нескончаемой путанице и мелочному педантизму: поскольку взрослые нуждаются в объектах для удовлетворения своих взрослых нужд, можно утверждать, что они от них зависимы. Фэрбэрн определил процесс взросления как продвижение от инфантильной зависимости к зависимости ЗРЕЛОГО человека. В этом смысле зависимость является антитезой НАРЦИССИЗМУ, а не уверенности в себе. ОРАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ есть зависимость ребенка от МАТЕРИ (см. также ОРАЛЬНЫЙ).

ЗАВИСТЬ (ENVY) "Недоброжелательное отношение к более удачливым людям" (С.О.Д.). Согласно McDougall (1931), это двойственное соединение отрицательного самоощущения и гнева". Согласно Фрейду, ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ занимает центральное место в психологии женщин (см. ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ) тогда как Мелани Клейн считает, что врожденная ЗАВИСТЬ к ГРУДИ МАТЕРИ и ее КРЕАТИВНОСТИ является первопричиной всех психических заболеваний (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ). Оба предположения больше создают проблем, нежели решают. Первое предположение ставит вопрос о том, как в неповрежденном теле может возникнуть чувство телесного несовершенства, т.е. поднимает проблему ОБРАЗА ТЕЛА у девочек, тогда как второе ставит вопрос о том, как ЭМОЦИЯ, причем достаточно сложная, может быть врожденной и присутствовать с момента появления на свет. Взгляды Фрейда на зависть к пенису являются примером его ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКИХ представлений о женщинах и связаны с убеждением, что вагинальные ощущения (см. ВАГИНА) не знакомы женщинам до наступления половой зрелости. См. КАСТРАЦИЯ.

ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ (PENIS ENVY) ЗАВИСТЬ к пенису имеет место либо у женщин в отношении мужчин как таковых, либо у мальчиков в отношении взрослых мужчин. По Фрейду, зависть к пенису у женщин универсальна; она ответственна за их КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ и занимает центральное положение в психологии женщин. Стремление Фрейда интерпретировать психологию женщин в негативном аспекте, как реакцию на открытие ими того факта, что у них отсутствует пенис, т.е. рассматривать их как HOMMES MANQUES (неудавшиеся мужчины) было заклеймено Джонсом как "ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКОЕ". Сам Джонс интерпретировал желание девочки иметь реальный пенис как ЗАЩИТУ против ТРЕВОГИ, касающейся ФЕМИННЫХ желаний по отношению к ОТЦУ. См. также АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ.

ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ (RETARDATION) Симптом при ДЕПРЕССИИ, характеризующийся выраженным замедлением мыслительных процессов и физической активности пациента. Иногда используется для различения ЭНДОГЕННОЙ и ЭКЗОГЕННОЙ депрессии; считается, что замедленная реакция свидетельствует о физиологической природе депрессии.См. МАНИЯ; МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЕ ПСИХОЗЫ; УСКОРЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

ЗАЩИТА (DEFENCE) "Общее обозначение всех приемов, используемых Эго в тех конфликтах, которые могут привести к неврозу" - Freud (1922). Функция защиты - предохранение ЭГО. Побудителями защит могут быть:

а) ТРЕВОГА, обусловленная увеличением инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ (см. также ИНСТИНКТ";

б) тревога, вызванная нечистой СОВЕСТЬЮ (угрозы СУПЕР-ЭГО);

в) реальные опасности. Понятие защиты обычно формулируется с позиции, подразумевающей, что существование человеческого Это подвергается угрозам, идущим от ИД, СУПЕР-ЭГО и внешнего мира и, следовательно, находится в состоянии постоянной обороны. Однако лучше рассматривать понятие менее драматично и включать в него все приемы Эго для управления, контроля, канализирования и использования сил, "которые могут привести к НЕВРОЗУ". Понятие также подразумевает, что невроз обусловлен несостоятельностью защиты; согласно этому взгляду, ТОРМОЖЕНИЯ, являющиеся результатом успешного ВЫТЕСНЕНИЯ, не есть невротические симптомы. Anna Freud (1937) перечисляет девять защит: РЕГРЕССИЯ, вытеснение, ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ, ИЗОЛЯЦИЯ, УНИЧТОЖЕНИЕ СДЕЛАННОГО, ПРОЕКЦИЯ, ИНТРОЕКЦИЯ, ПОВОРОТ ПРОТИВ СЕБЯ и ОБРАЩЕНИЕ, плюс десятую, СУБЛИМАЦИЮ, "которая имеет отношение скорее к здоровью, чем к неврозу". РАСЩЕПЛЕНИЕ и ОТРИЦАНИЕ обычно также относят к защитам.

Поскольку психоанализ считает, что тревога является стимулом РАЗВИТИЯ, некоторые защиты (возможно все) играют роль в нормальном развитии. Обычно предполагается, что определенные защиты соответствуют конкретным стадиям развития, например, интроекция, проекция, отрицание и расщепление - ОРАЛЬНОЙ фазе; формирование реакции, изоляция и уничтожение сделанного - АНАЛЬНОЙ фазе. См. также ПРИЕМ.

ЗДОРОВЬЕ (HEALTH) Здоровье и нормальное состояние (см. НОРМА) часто путают, но, строго говоря, здоровье имеет отношение к состояниям целостности и ИНТЕГРАЦИИ, тогда как нормальным считается состояние, соответствующее любой норме, которую автор выберет в качестве стандарта для сравнения. Когда, однако, автор в качестве своей нормы выбирает идеал психического здоровья, оба термина становятся синонимами. В таких фразах, как "движение за психическое здоровье", "здоровье" означает свободу от диагностических ярлыков в сфере ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ. Здоровье является одновременно и медицинским, и религиозным термином, см. "Молитвослов": "Мы не сделали того, что должны были сделать, и мы сделали то, чего делать не должны были, и вот - нет в нас здоровья".

ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЙ (MALIGNANT) В медицине раковые образования являются ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ, в противоположность нераковым, ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫМ. Истерию в тяжелой форме иногда называют ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ ИСТЕРИЕЙ - возможно, частично из-за той бессознательной злобы, которая так часто присутствует.

ЗООФИЛИЯ (ZOOPHILIA) Скотоложество. Чрезмерная любовь к животным.

ЗРЕЛЫЙ И НЕЗРЕЛЫЙ (MATURE AND IMMATURE) Хотя эти слова несут в себе оттенок похвалы и хулы, в биологии они имеют точное значение. Зрелым индивидом (организмом) является тот, в котором РАЗВИТИЕ завершено; незрелым - тот, в ком оно не завершено: ребенок - незрелый, взрослый же - зрелый. Когда речь идет о психологических процессах и поведении, употребление этих терминов, по-видимому, всегда подразумевает сравнение с НОРМАМИ, истоки которых неясны. Называя кого-либо незрелым. мы подразумеваем, что нам известно, какого рода поведение подобает его возрасту, и что его поведение, по сути, подходит человеку более молодого возраста.

И
ИГРА (PLAY) Деятельность, которой занимаются ради нее самой, ради удовольствия, которое она приносит, без учета серьезных целей и задач; обычно противопоставляется РАБОТЕ или выполнению других социально либо биологически необходимых действий. Для психоаналитиков игра представляет интерес по нескольким причинам. Это деятельность, в которой одновременно задействованы функции, обычно противопоставляемые в теории, поскольку

а) субъект одновременно выражает ФАНТАЗИЮ и адаптируется к внешнему МИРУ (см. АДАПТАЦИЯ)

б) в индивидуальное ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) субъекта включено в общение, а в случае, когда он играет один, ею деятельность могут наблюдать другие. Поскольку игра - это деятельность, которая в некотором смысле "не считается", "будучи понарошку" или "понарошку в жизни", и поскольку здесь действия "играются", а не происходят по-настоящему, то цензура, ТОРМОЖЕНИЕ и ВИНА временно "не работают"; в результате игра дает свидетельства желаний, ТРЕВОГ и т.д., которые в других случаях вытесняются (см. ВЫТЕСНЕНИЕ). Поэтому игра используется детскими аналитиками как замена СВОБОДНОЙ АССОЦИАЦИИ: игры, которые придумывает ребенок с игрушками, данными ему психоаналитиком, используются как свидетельства, выявляющие природу бессознательных фантазий ребенка. Даже психоанализ взрослых имеет некоторое сходство с игрой, поскольку клиническая ситуация отделена от остальной жизни, аналитик не влияет на высказывания пациента, и свободная ассоциация дает полный простор игре воображения. ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ обычно относится к неинтерпретативной терапии детей. СЕКСУАЛЬНАЯ ИГРА - либо эвфемизм, например, в случае петтинга, либо обозначение допубертатного или детского сексуального поведения.

ИД (ID) Латинское слово для обозначения "it" -"оно, это", использованное английскими переводчиками Фрейда, чтобы перевести его "das Es" - термин, который Фрейд заимствовал у Гроддека для обозначения неорганизованных частей ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА. Переводчики Гроддека предпочитают "the IT". Исторически Ид является потомком БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, точно так же, как ЭГО является потомком СОЗНАТЕЛЬНОГО. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, Ид предшествует Эго на пути развития, т.е. ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ начинается как недифференцированноеИД, часть которого развивается в структурированное Эго. Ид "содержит все, что присутствует при рождении, вес, что закреплено в конституции организма и, сверх того, инстинкты, порождаемые соматической организацией и находящие здесь (в Ид) первое психическое выражение в неизвестных нам формах" - Freud (1940). "Это темная, недоступная часть нашей личности; как мало нам известно о ней, мы поняли благодаря изучению работы сновидений и строения невротических симптомов; большая часть ее носит негативный характер и может быть описана только как то, что противоположное Эго. Мы приближаемся к Ид с помощью аналогий: мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих страстей... Он полон энергии, поступающей от инстинктов, но не имеет никакой организации, не производит коллективной воли, а лишь стремится к удовлетворению нужд инстинктов, подчиняющихся соблюдению принципа удовольствия" - Freud (1933). Это понятие - один из многих примеров любви Фрейда к объяснению психических явлений как оппозиции полярных сил. ИД примитивно, ЭГО - цивилизованно; ИД - неорганизованно, ЭГО - организованно; ИД следует ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ, ЭГО - ПРИНЦИПУ РЕАЛЬНОСТИ; ИД эмоционально, ЭГО рационально; ИД подчиняется ПЕРВИЧНЫМ ПРОЦЕССАМ, которые игнорируют различия и забывают о противоречиях, о пространстве и времени, а ЭГО подчиняется ВТОРИЧНЫМ ПРОЦЕССАМ, которые являются аналитическими и уважают законы противоречий и категории пространства и времени. Резюме, в котором приведены аргументы ПРОТИВ понимания психической жизни с позиций подобных противоположностей и в пользу того, что психика структурирована изначально, см. Rycroft (1962).

ИДЕАЛИЗАЦИЯ (IDEALIZATION) Защитный процесс (см. ЗАЩИТА), посредством которого амбивалентно рассматриваемый (см. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ) (ВНУТРЕННИЙ) ОБЪЕКТ расщепляется на две части (см. РАСЩЕПЛЕНИЕ), и один из получившихся объектов воспринимается как идеально ХОРОШИЙ, а другой - как абсолютно ПЛОХОЙ. Понятие содержит два момента: построение идеального, совершенного объекта и ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ идеи. Идеализация в более широком, не специальном значении, при рассмотрении личности как совершенной и замечательной, включает в себя, помимо идеализации, и ПРОЕКЦИЮ. Идеализация отличается от восхищения тем, что

а) идеализирующий нуждается в существовании совершенного объекта и отрицает (см. ОТРИЦАНИЕ) наличие у идеализируемого объекта свойств, которые не вписываются в картину, и

б) идеализация ведет к ЗАВИСИМОСТИ от идеализируемой личности и раболепству перед ней, а не к соревнованию и подражанию.

Идеализация является защитой от последствий признания амбивалентности и покупает свободу от ВИНЫ и ДЕПРЕССИИ ценой потери САМОУВАЖЕНИЯ.Неудача защиты ведет к утрате иллюзии и к депрессии. См. Rycroft (1955).

ИДЕИ ОТНОШЕНИЯ (IDEAS OF REFERENCE) См. ОТНОШЕНИЯ, ИДЕИ.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (IDENTIFICATION) Процесс, посредством которого человек или

а) распространяет свою ИДЕНТИЧНОСТЬ НА кого-либо другого, или

б) заимствует свою идентичность от кого-либо, или

в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью другого.

В аналитических работах термин никогда не подразумевает установление подлинности, своей или кого-то другого.

Различают четыре типа идентификации: первичную, вторичную, проективную и интроективную. ПЕРВИЧНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - это предположительно существующее в младенчестве состояние, когда индивиду еще нужно отличить свою идентичность от идентичности объектов, когда различие между "я" и "ты" лишено смысла. ВТОРИЧНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - это процесс идентификации с объектом, сепаратная идентичность которого уже обнаружена. В отличие от первичной идентификации, вторичная идентификация является защитой, поскольку она уменьшает враждебность между собой и объектом и позволяет отрицать переживания СЕПАРАЦИИ с ним. Тем не менее, вторичная идентификация с родительскими фигурами считается частью нормального процесса развития (см. РАЗВИТИЕ). ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - это процесс, посредством которого человек представляет, что он находится внутри некоторого объекта, внешнего по отношению к себе. Это также защита, поскольку она создает ИЛЛЮЗИЮ контроля над объектом, что позволяет субъекту отрицать свою беспомощность перед объектом и получать замещающее удовлетворение от его действий. ИНТРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - это или процесс идентификации с интроектом, или процесс, который дает возможность представить другого внутри себя и частью себя. Порой при использовании не делается различий между вторичной идентификацией и интроекцией.

Идентификацию часто пугают с ИНТРОЕКЦИЕЙ, ИНТЕРНАЛИЗАЦИЕЙ и ИНКОРПОРАЦИЕЙ. При желании точного понимания термина см. Koff (1961) и Fuchs (1937). См. также ЭГО; РАЗВИТИЕ ЭГО; ГРАНИЦА ЭГО.

ИДЕНТИЧНОСТЬ(IDENTITY) Чувство непрерывности своего бытия как сущности, отличной от всех других. Согласно Erikson (1953), многие аспекты РАЗВИТИЯ ЭГО можно сформулировать в терминах роста чувства идентичности; КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ, более или менее выраженный, характерен для позднего подросткового периода и юности. Чувство идентичности утрачивается при ФУГАХ и становится извращенным при шизофреническом БРЕДЕ тождества (см. также ШИЗОФРЕНИЯ), когда лежащее в основе чувство опустошенности компенсируется манией величия. Многие из проблем идентичности сконцентрированы вокруг вопроса о роли ИДЕНТИФИКАЦИЙ в усилении или ослаблении идентичности. Полагают, что неспособность к идентификации в детстве с родителями, особенно с родителем своего пола, уменьшает чувство идентичности, но и неудавшийся уход от идентификации с ними в подростковом возрасте приводит к тому же результату. Чувство идентичности, вероятно, является синонимом САМОСОЗНАНИЯ, и его можно рассматривать как субъективный эквивалент ЭГО, которое психоаналитическая теория склонна наделять объективностью. Неясно, является ли ПОИСК ИДЕНТИЧНОСТИ, которым озабочены многие американские авторы, поиском роли или поиском углубленного самосознания. См. Erikson (1953), Wheelis (1958), Lynd (1958). См. также САМОСТЬ; Я; ИДЕНТИЧНОСТЬ против ДИФФУЗИИ РОЛЕЙ.

ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРОТИВ ДИФФУЗИИ РОЛЕЙ (IDENTITY v. ROLE DIFFUSION) Пятая из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона. Она соответствует подростковому периоду и юности, когда, по Эриксону, индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отношению к родителям, из которых он "вырастает", и к обществу, в которое он все больше "врастает". Термин "диффузия ролей" отражает юношескую тенденцию к "сверхидентификации с героями клик и толп вплоть до очевидной полной потери идентичности" - Erikson (1953).

ИЗОЛЯЦИЯ (ISOLATION) ЗАЩИТНЫЙ механизм, с помощью которого субъект изолирует некое событие, препятствуя тому, чтобы оно стало частью континуума значимого для него опыта. "Когда с человеком произошло что-то неприятное или когда он сделал что-то, что значимо для его невроза, он вводит временную паузу, в течение которой ничего больше не должно случаться, в течение которой он ничего не должен воспринимать и ничего не делать... Это переживание не забывается - оно взамен лишается своего АФФЕКТА, а его ассоциативные связи подавляются или прерываются, так что оно остается как бы изолированным и не воспроизводится в обычных процессах мышления" - Freud (1926). Изоляция обычно используется обсессивными невротиками (см. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ), для которых она играет такую же роль, как ВЫТЕСНЕНИЕ при истерии. Изоляция связана с РАСЩЕПЛЕНИЕМ и ДИССОЦИАЦИЕЙ.

ИЛЛЮЗИЯ (ILLUSION) "Субъективное извращение объективного содержания" восприятия. Отличается от ГАЛЛЮЦИНАЦИИ тем, что обусловлена неправильным истолкованием действительного переживания, а от БРЕДА - тем, что вопрос о доверии не стоит. Иллюзии не относятся к патологическим явлениям, поэтому они представляют большой интерес для психологов, особенно занимающихся восприятием, а не для психиатров и психоаналитиков. Это слово, однако, было использовано Винникоттом в несколько особом смысле, чтобы описать переживания младенца в тех счастливых случаях, когда МАТЕРИ удастся реализовать его ожидания, т.е. когда галлюцинации младенца об исполнении желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ) встречают подлинно материнское отношение. Согласно Винникотту, здоровое развитие зависит от подобных переживаний иллюзии. См. Winnicott (1958). Можно сказать, что и пациенты, которые используют в качестве защиты ИДЕАЛИЗАЦИЮ, находятся в состоянии иллюзии. См. Rycroft (1955).

ИМАГО (IMAGO) Слово было использовано Фрейдом для описания (бессознательных) ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Не следует пугать с "имаго" как последней стадией развития насекомого.

ИМПЛОЗИЯ (IMPLOSION) Термин был использован Laing (I960) для описания страха быть уничтоженным действительностью, который испытывают люди, лишенные первичной онтологической безопасности (см. ОНТОЛОГИЯ). Такие люди чувствуют себя вакуумом, жаждущим быть заполненным, но боятся, что все, что могло бы их наполнить, уничтожит их ИДЕНТИЧНОСТЬ.

ИМПОТЕНЦИЯ (IMPOTENCE) В применении к симптомам всегда подразумевает половое бессилие мужчин. Половая импотенция может быть обусловлена или органическими, или психологическими факторами. Психоанализ занимается только последними. Психогенную импотенцию можно рассматривать как невротический симптом, лишь если она отличается стойкостью, скрывает сознательные намерения пациента и имеет место даже при самых благоприятных условиях. В противном случав имеет место или неопытность, или неискренность.

ИМПУЛЬС (IMPULSE) В психоанализ слово пришло из НЕВРОЛОГИИ, где оно относится к колебанию электрического заряда, проходящего по нервному волокну. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ аналогичным образом понимает инстинктные импульсы: они распространяются от некоторой точки в ИД по каналам, ведущим в ЭГО, где они или

а) разряжаются в действии (см. РАЗРЯДКА),

б) затормаживаются (см. ТОРМОЖЕНИЕ),

в) отклоняются под действием ЗАЩИТНЫХ механизмов или

г) сублимируются (см. СУБЛИМАЦИЯ) по неинстинктным каналам.

Правильнее использовать это понятия как ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, для описания движения психической ЭНЕРГИИ внутри ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА, однако фактически оно используется как синоним слов "желание", "хотение" или "влечение", каждое из которых относится к субъективным переживаниям.
Теги: Критический словарь психоанализа
Просмотров: 11 | Добавил: creditor | Теги: Критический словарь психоанализа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close