Главная » Критический словарь психоанализа


16:51
Критический словарь психоанализа
НЕВМЕНЯЕМОСТЬ (INSANITY) См. ВМЕНЯЕМОСТЬ И НЕВМЕНЯЕМОСТЬ.

НЕВРАЛГИЯ (NEURALGIA) Боль, обычно вызываемая воспалением нерва.

НЕВРАСТЕНИЯ (NEURASTHENIA)

1. Выходящий из употребления медицинский и психиатрический термин, обозначающий состояние чрезмерной усталости и недостатка энергии; ранее полагали, что это состояние вызывается истощением или недостаточным питанием нервной системы.

2. В работах Фрейда - один из АКТУАЛЬНЫХ НЕВРОЗОВ.

НЕВРИТ (NEURITIS) Воспаление нерва.

НЕВРОЗ (NEUROSIS) Этот термин, возникший во второй половине XVIII в., первоначально означал болезнь нервов. Позднее, в XIX в., он употреблялся для обозначения "функциональных расстройств", т.е. болезней, возникновение которых связывалось с функциональными нарушениями работы нервной системы, не сопровождаемыми структурными изменениями. С того времени как Фрейд открыл, что один из неврозов, ИСТЕРИЯ, есть расстройство личности, а не нервов, термин стал использоваться для обозначения именно тех душевных расстройств, которые не являются болезнями нервной системы. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ различает следующие типы неврозов:

ПСИХОНЕВРОЗ обусловлен причинами прошлого и объясним только с позиций личности и истории жизни больного. Имеется три типа ПСИХОНЕВРОЗА: КОНВЕРСИОННАЯ ИСТЕРИЯ, ИСТЕРИЯ ТРЕВОГИ (ФОБИЯ) и НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.

АКТУАЛЬНЫЙ НЕВРОЗ обусловлен причинами, имеющими место в настоящее время, и объясняется особенностями сексуальной жизни больного (см. также АКТУАЛЬНЫЙ НЕВРОЗ).

ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ вызывается шоком (см. также ТРАВМАТИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ).

НАРЦИССИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ Невроз, при котором больной не способен к формированию ТРАНСФЕРА (см. также НАРЦИССИЗМ).

НЕВРОЗ ХАРАКТЕРА "СИМПТОМЫ" этого невроза - черты ХАРАКТЕРА.

ОРГАННЫЙ НЕВРОЗ Редко употребляемый термин для ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ расстройств (см. также ОРГАННЫЙ НЕВРОЗ).

ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ Невроз детского возраста (см. также ИНФАНТИЛЬНЫЙ). Классическая теория предполагает, что всем неврозам взрослой жизни предшествовал какой-либо невроз в детстве.

НЕВРОЗ ПЕРЕНОСА - либо невроз, при котором больной способен к образованию ТРАНСФЕРА, либо его всепоглощающий интерес к аналитику, развивающийся в ходе лечения психоанализом.

НЕВРОЗ ТРЕВОГИ - или любой невроз, в котором главный симптом - ТРЕВОГА, или один из актуальных неврозов (см. также НЕВРОЗ ТРЕВОГИ).

НЕВРОЗ ТРЕВОГИ (ANXIETY NEUROSIS) Или

1. Один из двух АКТУАЛЬНЫХ НЕВРОЗОВ, или

2. Любой ПСИХОНЕВРОЗ, при котором ТРЕВОГА является доминирующим симптомом.

НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ (OBSESSIONAL NEUROSIS) Один из видов ПСИХОНЕВРОЗА, доминирующими симптомами которого являются НАВЯЗЧИВЫЕ МЫСЛИ и КОМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (НАВЯЗЧИВЫЕ РИТУАЛЫ, см. также РИТУАЛ). Навязчивые мысли отличаются от "нормальных" мыслей тем, что они ощущаются самим больным как неспонтанные, отвлекающие, повторяющиеся, однообразные и как идущие откуда-то извне; их содержание, как правило, абсурдно, чрезвычайно странно, неуместно и непристойно. Компульсивное поведение - повторяющееся, стереотипизированное, ритуальное и суеверное.

Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ПСИХОПАТОЛОГИЯ невроза навязчивых состояний концентрируется вокруг РЕГРЕССИИ к АНАЛЬНО-САДИСТИЧЕСКОЙ СТАДИИ и АМБИВАЛЕНТНОСТИ по отношению к родительским фигурам и их ИНТРОЕКТАМ. Более поздние изыскания ставят во главу угла высокую степень ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ и необходимость контроля над всеми ИМПУЛЬСАМИ; симптомы являются неудачей в осуществлении контроля, они - примеры "возвращения вытесненного" (см. ВЫТЕСНЕНИЕ). Невроз навязчивых состояний можно рассматривать также как нарушение, имеющее место у тех, чье личностное развитие было основано на ОТЧУЖДЕНИИ от ИНСТИНКТА и ЭМОЦИИ, ибо обсессивное ЭГО антилибидно, антиимпульсивно, антиэмоционально и т.д.; симптомы же - это либо прорывы за пределы отчужденных аспектов себя (навязчивые мысли), либо ЗАЩИТЫ от таких прорывов (навязчивые ритуалы).

Невроз навязчивых состояний занял важное место в истории психоанализа со времени выхода в свет работы Фрейда "Я И ОНО" (Freud The Ego and the Id, 1923)), в которой он впервые рассматривает личность как трехчастную структуру, состоящую из ИД, ЭГО и СУПЕР-ЭГО, и работы Freud Inhibition, Symptoms and Anxiety, 1926, в которой он впервые описал СИГНАЛЬНУЮ ТРЕВОГУ; и в той, и в другой работе Фрейд имел в виду невроз навязчивых состояний, "Невроз навязчивых состояний, бесспорно, самая интересная и благодарная тема для аналитических исследовании", - писал он в последней работе.

НЕВРОЛОГИЯ (NEUROLOGY) Отрасль медицины, занимающаяся расстройствами нервной системы. До того, как стать психоаналитиком, Фрейд был неврологом, и многие понятия психоанализа вышлиизневрологии: таковы, например, ИМПУЛЬС, ТОРМОЖЕНИЕ, РАЗРЯДКА и КАТЕКСИС. Последнее понятие - это перенесение в психологию идеи о том, что нервная деятельность заключается в движении КВАНТОВ ЭНЕРГИИ от одного НЕЙРОНА (нервной клетки) к другому, при этом "идеи", "психические ПРЕДСТАВЛЕНИЯ", "образы" рассматриваются как структурные элементы (нейроны) ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА, по аналогии с нервной системой.См. Фрейд "Проект научной психологии" (Freud Project for a Scientific Psychology, 1895), где делается попытка построить психологию непосредственно на движении энергии от нейрона к нейрону. "Projects так и не был опубликован при жизни Фрейда; ныне он представляет интерес лишь в том плане, что показывает, до какой степени психоанализ обязан своим развитием неврологии.

НЕВРОТИЧЕСКИЙ (NEUROTIC)

1. Прил. от слова НЕВРОЗ. В зависимости от контекста используется для утверждения того, что явление, квалифицируемое как невротическое, не является ЗДОРОВЫМ (НОРМАЛЬНЫМ), не является ОРГАНИЧЕСКИМ (физическим), не является ПСИХОТИЧЕСКИМ, но поддается психологическому объяснению.

2. В обыденной речи термин означает "нервный", "тревожный", "напряженный", "взвинченный" и подразумевает, что данное состояние может быть психологически объяснено.

НЕГАТИВИЗМ (NEGATIVISM) Невнушаемость; упрямство; отвергание предложений помощи. Отношение, наблюдаемое у больных, которых неодолимо влечет противопоставить свою ВОЛЮ воле других, даже если это будет во вред себе; эти больные реагируют на перспективу терапевтических изменений так, будто это станет для них поражением. Негативизм не является синонимом НЕГАТИВНОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.

НЕГАТИВНАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ(NEGATIVE THERAPEUTIC REACTION) Специальный термин, обозначающий нежелательную реакцию, к счастью, редко встречающуюся, на психоаналитическое лечение, а именно: усугубление симптоматики пациента в ответ как раз на те ИНТЕРПРЕТАЦИИ, которые должны были бы облегчить болезненные проявления. Хотя это явление иногда трактуют как свидетельство в пользу существования первичного МАЗОХИЗМА, чаще его объясняют в понятиях ВИНЫ, вызываемой перспективой выздоровления за счет кого-то другого.

НЕГАТИВНЫЙ (NEGATIVE) Часто используется как синоним термина "враждебный".См. также НЕГАТИВИЗМ; НЕГАТИВНАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ; НЕГАТИВНЫЙ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.

НЕГАТИВНЫЙ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (NEGATIVE OEDIPUS COMPLEX) Вид ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА, при котором субъект желает обладать родителем одного с ним пола и рассматривает родителя противоположного пола как своего соперника.

НЕДОСТУПНЫЙ (INACCESSIBLE)См. ДОСТУПНЫЙ И НЕДОСТУПНЫЙ.

НЕЙРОН (NEURONE) Нервная клетка, основная структурная единица центральной нервной системы; состоит из тела клетки и проводящих путей, по которым проходят ИМПУЛЬСЫ.

НЕЙРОПСИХИАТРИЯ (NEUROPSYCHIANRY) Отрасль медицины, занимающаяся лечением нервных и психических расстройств. НЕЙРОПСИХИАТР одинаково хорошо ориентируется и в НЕВРОЛОГИИ, и в ПСИХИАТРИИ; его интересуют в первую очередь взаимосвязи между этими двумя дисциплинами.

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ (NEUTRALIZATION) Процесс, посредством которого инфантильные сексуальные и агрессивные ИМПУЛЬСЫ (см. СЕКС и АГРЕССИЯ, ЭНЕРГИИ) десексуализируются и деагрессифицируются (см. ДЕСЕКСУАЛИЗАЦИЯ и ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ) и теряют свое ИНФАНТИЛЬНОЕ качество. Сублимированные действия (см. СУБЛИМАЦИЯ) и АВТОНОМНЫЕ ФУНКЦИИ ЭГО используют НЕЙТРАЛИЗОВАННУЮ ЭНЕРГИЮ. Понятие принадлежит ЭГО-ПСИХОЛОГИИ.См. Hartmann (1958).

НЕНАВИСТЬ (НАТЕ)

1. Первопричина или внутренняя сила, которая, как полагают, приводит в действие поведение.

2. АФФЕКТ, характеризуемый длительным желанием повредить или уничтожить ненавидимый объект. Аналитики часто путают ненависть с ГНЕВОМ, несмотря на то, что последний представляет собой преходящую, а не длительную эмоцию, которую можно испытывать и в отношении того, кого любят.

· Согласно McDougall (1908), ненависть - это ЧУВСТВО, а гнев - простая, первичная ЭМОЦИЯ. Согласно Freud (1915), ненависть представляет собой ответ на угрозы, направленные на ЭГО, однако в последних теоретических работах он рассматривал ее как проявление ИНСТИНКТА СМЕРТИ. Аналитики, на которых оказали влияние эти последние идеи, склонны рассматривать ЛЮБОВЬ и ненависть как противоположности и понимать психику как поле боя для этих двух противоположных первопричин.

НЕОФРЕЙДИСТЫ (NEO-FREUDIAN) Термин относится к ряду американских авторов, предпринявших попытку переформулировать фрейдовскую теорию в терминах социологии и отрицающих ее связи с биологией. Наиболее известные неофрейдисты - Карен Хорни, Эрих Фромм и Гарри С.Салливен. Предметом интереса Хорни и Фромма являлись связи между личностью, индивидуальным развитием и социальной структурой. Салливен занимался изучением роли ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫХ отношений в формировании поведения и личности; его можно отнести к объект-теоретикам (см. ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ). См. Brown (1961).

НЕРЕАЛЬНОСТИ ОЩУЩЕНИЕ (UNREALITY, FEELINGS OF) См. ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ; ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ.

НЕУДОВОЛЬСТВИЕ (UNPLEASURE) Это слово не является неологизмом, поскольку было введено Кольриджем еще в 1814 г. Оно используется для перевода немецкого "Unlust" и обозначает СТРАДАНИЕ, или дискомфорт от инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ, в отличие от немецкого "Smerz" - ощущение боли. ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ было бы правильнее называть принципом удовольствия - неудовольствия. См. также ПРИНЦИП ПОСТОЯНСТВА.

НОВОЕ НАЧАЛО (NEWBEGINNING) Термин, используемый М.Баллинтом для обозначения начала процесса выздоровления, имеющего место у больных, лечение которых требует РЕГРЕССИИ к абсолютной ЗАВИСИМОСТИ от аналитика. Термин соответствует тому, что Winnicott (1958) называет появлением истинной самости (см. ИСТИННЫЙ и ЛОЖНЫЙ). См. ОСНОВНОЙ ДЕФЕКТ.

НОРМА, НОРМАЛЬНЫЙ И НЕНОРМАЛЬНЫЙ, АНОРМАЛЬНЫЙ (NORM, NORMAL, AND ABNORMAL) Норма - этот тот член определенного ряда, по сравнению с которым описываются Другие члены. В, медицине, психоанализе, психологии и социологии существует тенденция использовать в качестве нормы некоего идеального члена этого ряда и называть анормальным любого, кто заметно отклоняется от данной нормы. В медицине норма - это "здоровье"; анормальными считаются болезненные проявления и симптомы (отсюда - медицинская аббревиатура "N.A.D." - nothing abnormal detected - "патология не выявлена").*

* (В отечественной практике используется без сокращений выражение "практически здоров". - Прим. ред.)

Психологи, социологи и психоаналитики называют поведение анормальным, если оно отклоняется от поведения, которое считается нормальным либо в обществе, где живет субъект, либо в рамках теории, сторонником которой данный ученый является. Например, ГОМОСЕКСУАЛЬНОЕ поведение может рассматривать как анормальное либо потому, что общество считает нормой ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНОСТЬ, либо потому, что теория рассматривает ее как ПЕРВЕРЗИЮ РАЗВИТИЯ. В первом случае "анормальное" означает "социальное девиантное", во втором - "нездоровое". Исследователи, точкой отсчета которых являются ценности общества, подвергаются соблазну смешивать эти два понимания нормы и рассматривать как "нездоровое" любое девиантное поведение, приравнивая "здоровье" к конформизму и приспособленчеству. Взаимосвязь психоанализа и биологии заставляет психоаналитиков определять нормальность в терминах ЗДОРОВЬЯ (т.е. в терминах ИНТЕГРАЦИИ и свободы от КОНФЛИКТА), а не с позиций успешного приспособления к какому-либо конкретному обществу. См. НЕОФРЕЙДИСТЫ.

О
ОБРАЩЕНИЕ (REVERSAL)

1. Одна из превратностей инстинкта. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, инстинкты могут обращаться в свою противоположность: САДИЗМ может обращаться в МАЗОХИЗМ, ВУАЙЕРИЗМ - в ЭКСГИБИЦИОНИЗМ и т.п., причем обычно, хотя и не всегда, обращение происходит из АКТИВНОГО в ПАССИВНОЕ.

2. ЗАЩИТНЫЙ механизм, который использует возможность 1. Согласно Анне Фрейд, ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ является защитой, где "Эго пользуется способностью инстинкта к обращению" - A. Freud (1937).

ОБСЕССИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ (OBSESSIONAL THINKING) Этот термин обозначает НЕ обсессивные мысли (см. ОБСЕССИЯ), а способ мышления, обнаруживаемый, как правило, ОБСЕССИВНЫМИ ХАРАКТЕРАМИ и принимаемый ими за адекватный способ мыслительной деятельности. Функция обсессивного мышления - примирение амбивалентных позиций (см. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ), и потому ему свойственна тенденция к построению чрезвычайно абстрактных высказываний, предназначенных примирить противоречия, и утверждений, которые соединяются, как правило, союзом "но" и обычно исключают друг друга. В других случаях все утверждения могут сопровождаться множеством исключений, условий и намеков, что дает возможность не связывать себя сделанными высказываниями.

ОБСЕССИВНЫЕ ЗАЩИТЫ (OBSESSIONAL DEFENSES) Этот термин охватывает ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ, ИЗОЛЯЦИЮ и УНИЧТОЖЕНИЕ СДЕЛАННОГО - защиты, имеющие общую тенденцию предохранять ЭГО от пагубного воздействия инстинктных сил (см. ИНСТИНКТ). См. ЗАЩИТА

ОБСЕССИВНЫЙ НЕВРОЗ См. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.

ОБСЕССИВНЫЙ ПРИЕМ (OBSESSIONAL TECHNIQUE) Один из четырех ПРИЕМОВ, описанных Фэрбэрном в его "ПЕРЕСМОТРЕННОЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ ПСИХОЗОВ И ПСИХОНЕВРОЗОВ" (Fairbairn A Revised Psychopathology of the Psychoses and Neuroses) (см. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ). Эти приемы используются субъектом для перехода от ИНФАНТИЛЬНОЙ к зрелой ЗАВИСИМОСТИ. Согласно Фэрбэрну, младенец конструирует два образа МАТЕРИ (ГРУДИ), от которой он первоначально зависит: один - образ ее как ХОРОШЕГО, удовлетворяющего ОБЪЕКТА, другой - образ ПЛОХОГО, фрустрирующего объекта; четыре приема различаются по тому, ГДЕ субъект локализует эти два объекта. В случае обсессивного приема он помещает объекты внутри себя: он, по терминологии Фэрбэрна, ИНТЕРНАЛИЗУЕТ как принимаемый, так и отвергаемый объект (см. ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ), идентифицируясь с хорошим объектом (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ), но рассматривая другой объект как чужеродное "содержание" внутри себя, которое он должен контролировать. В результате субъект достигает "КВАЗИ-НЕЗАВИСИ МОСТИ" от матери, основанной на идентификации с ней; субъект, однако, достигает стадии "зрелой зависимости", лишь если идентификация с МАТЕРЬЮ заменяется отношением к ней - или, точнее, к какому-либо взрослому "генитальному" эквиваленту. Поскольку этот прием, подобно другим трем приемам, может рассматриваться как ЗАЩИТА против СЕПАРАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ, его обычно называют ОБСЕССИВНОЙ ЗАЩИТОЙ, хотя Фэрбэрн рассматривал этот прием - и это видно из его собственного текста - как нормальный процесс развития. См. Fairbairn (1952). См. ГЕНИТАЛЬНОСТЬ; ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ и ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ.

ОБСЕССИВНЫЙ ХАРАКТЕР (OBSESSIONAL CHARACTER) Человек, чья личность содержит черты, аналогичные наблюдаемым при НЕВРОЗЕ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ; человек, использующий ОБСЕССИВНЫЕ ЗАЩИТЫ, но не имеющий обсессивных симптомов. Добросовестность, аккуратность, мелочность, педантизм, рациональность в сочетании с непониманием человеческих эмоций, уважение скорее к букве, нежели к духу закона, и скорее к бюрократичности, нежели к творческим достижениям - все это следует назвать чертами обсессивного характера. Их объединяет то, что контроль ценится намного выше, чем экспрессия. Основанием для того, чтобы называть эти черты обсессивными, служит теоретический вывод, согласно которому за ними лежит ТРЕВОГА потерять контроль. См. АНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

ОБСЕССИЯ (OBSESSION) Как специальный термин - мысль или группа мыслей, настойчиво возникающих в СОЗНАНИИ больного помимо его ВОЛИ и, несмотря на то, что он сам понимает ненормальность происходящего. Обсессии (синонимы: навязчивые или КОМПУЛЬСИВНЫЕ мысли) - основные симптомы НЕВРОЗА НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.

ОБЪЕКТ (OBJECT) Сущ.То, на что направлено действие или желание; то, что необходимо СУБЪЕКТУ для достижение инстинктного УДОВЛЕТВОРЕНИЯ; то, с чем соотносит себя субъект. В работах по психоанализу объект - это почти всегда человек, части человека либо СИМВОЛЫ того или другого. Эта терминология сбивает с толку читателей, для которых более привычным является употребление термина "объект" в значении "вещь", т.е. нечто, что не является человеком. Отсюда:

ОБЪЕКТ ВНЕШНИЙ Объект, осознаваемый субъектом как внешний по отношению к себе, в противоположность внутреннему объекту (см. ниже).

ОБЪЕКТ ВНУТРЕННИЙ ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, которое обрело значимость внешнего объекта (см. выше). Внутренние объекты представляют собой фантомы, т.е. встречающиеся в ФАНТАЗИЯХ образы, на которые человек реагирует как на "РЕАЛЬНЫЕ". Они возникают из внешних объектов путем ИНТРОЕКЦИИ и считаются локализованными во внутренней (психической) реальности.

ОБЪЕКТ-КАТЕКСИС Вложение ЭНЕРГИИ во внешний объект, в отличие от вложения ее в себя (нарциссический КАТЕКСИС, см. также НАРЦИССИЗМ).

ОБЪЕКТ-ЛИБИДО ЛИБИДО, вкладываемое в объекты, в противоположность нарциссическому либидо, вкладываемому в себя.

ОБЪЕКТ-ОТНОШЕНИЕ Отношение субъекта к своему объекту - но НЕ отношение между субъектом и объектом; последнее представляет собой ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОЕ отношение. Это объясняется тем, что психоанализ есть психология индивида, где объекты и отношения обсуждаются только с точки зрения отдельного субъекта. Объект-отношение может быть представлено либо внешним, либо внутренним объектом (см. выше).

ОБЪЕКТ ПЕРЕХОДНЫЙ Объект, который субъект рассматривает как находящийся между собой и другим человеком; типичный пример - кукла или кусок материи, которым ребенок очень дорожит и который он использует в качестве поддержки, но с которым нет необходимости обращаться как с человеком. Понятие предложено Winnicott (1958), считающим, что такие объекты помогают детям осуществить переход от ИНФАНТИЛЬНОГО нарциссизма к объектной любви, и от ЗАВИСИМОСТИ к уверенности в себе.

ОБЪЕКТ ПЛОХОЙ Объект, ненавидимый субъектом или внушающий ему страх; воспринимающийся как злонамеренный. ПЛОХОЙ объект может быть внутренним или внешним (см. выше).

ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Психическое ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об объекте. Строго говоря, все ЭКОНОМИЧЕСКИЕ понятия, т.е. объект-КАТЕКСИС, объект-ЛИБИДО относятся к психическим представлениям об объектах, но не к самим объектам; иначе необходимо было бы рассматривать возможность того, что психическая ЭНЕРГИЯ связана со СТРУКТУРАМИ вне ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА и даже, возможно, того, что энергия переходит от одного аппарата к другому. См. ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ.

ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ (ОТНОШЕНИЙ) Психоаналитическая теория, в которой потребность субъекта иметь отношение к объектам занимает центральное место, по контрасту с ИНСТИНКТ-ТЕОРИЕЙ, строящейся вокруг потребности субъекта ослабить инстинктное НАПРЯЖЕНИЕ.

ОБЪЕКТ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТЬ Объект, который "любим" субъектом исключительно за его способность удовлетворять потребности и который не осознается субъектом как личность. Термин употребляется лишь при обсуждении характера привязанности младенца к своей МАТЕРИ.

ОБЪЕКТ ХОРОШИЙ Объект, любимый субъектом и воспринимающийся как несущий добро. Хороший объект может быть либо ВНУТРЕННИМ, либо ВНЕШНИМ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЫЙ Объект, который субъект признает как человека, чьи права, чувства, потребности и т.д. подобны собственным.

ОБЪЕКТА ВЫБОР. НАРЦИССИЧЕСКИЙ ВЫБОР ОБЪЕКТА основан на ИДЕНТИФИКАЦИИ с объектом, сходным с субъектом. ОПОРНЫЙ ВЫБОР ОБЪЕКТА основан на несходстве последнего с субъектом (см. также ОПОРНЫЙ).

ОБЪЕКТА ПОСТОЯНСТВО Способность к поддержанию длительной связи с каким-либо одним конкретным объектом либо, с другой стороны, склонность отвергать заместителей знакомого объекта: так, ребенок, который проявляет постоянство объекта, отвергает заботу о себе со стороны кого-то другого, не-МАТЕРИ, и ему недостает именно ее, когда ее нет дома.

ОБЪЕКТА ПОТЕРЯ Потеря внешнего объекта, как правило, хорошего. Событие, которое предшествует интроекции и/или СКОРБИ.

ОБЪЕКТА ЧАСТЬ Объект, являющий собой часть человека, например, ПЕНИС или ГРУДЬ. Различение целого объекта и части объекта иногда используется для того, чтобы провести, на первый взгляд, совершенно иное различение: между осознанием объекта как человека, чьи чувства и потребности так же важны, как и свои, и обращением с объектом как существующим исключительно для удовлетворения потребностей субъекта. См. объект, целый (выше) и объект, удовлетворяющий потребность (выше).

ОБЪЕКТНАЯ ЛЮБОВЬ Любовь к объекту, который осознается как не-Я, в противоположность ЛЮБВИ К СЕБЕ и ИДЕНТИФИКАЦИИ. ОБЪЕКТ ЛЮБВИ - объект, который любим и на который направлена объектная любовь.

ОБЪЕКТ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТЬ (NEED-SATISFYING OBJECT) ОБЪЕКТ, который "любим" исключительно за его способность удовлетворять инстинктные потребности; при этом потребности и личность САМОГО объекта во внимание не принимаются.

ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ (OBJECTIVE AND SUBJECTIVE) "Являются философскими и физиологическими терминами, отличающими понятия и ощущения, имеющие внешнюю причину, от тех, которые имеют чисто психическую природу" - Fowler (1965). Отсюда: физическая боль - объективное явление, сновидения и галлюцинации - субъективны. Психоанализ в значительной мере имеет дело с взаимосвязью объективных и субъективных явлений; его иногда рассматривают как некую смешанную психологию на том основании, что психоанализ принимает во внимание обе разновидности явлений и использует понятия, источником которых служат как наблюдение поведения, так и интроспекция (либо наблюдателя, т.е. аналитика, либо субъекта, т.е. пациента). В этом психоанализ резко отличается от бихевиоризма, который стремится создать психологию без ссылок на СОЗНАНИЕ, и не столь резко - от ФЕНОМЕНОЛОГИИ, которая занимается изучением исключительно того, как субъект ощущает себя и свою связь с внешним миром. Тот факт, что психоанализ использует субъективные данные, служит отправным пунктом для его критики на том основании, что он ненаучен. Эта критика верна лишь в том случае, если давать НАУКЕ такое определение, которое будет применимо лишь к естественным наукам, но исключит науки гуманитарные, такие как лингвистика, СЕМАНТИКА, социология и антропология. См. Eysenck (1965), Szasz (1961), Rycroft (1966). См. также ПРИЧИННОСТЬ; СМЫСЛ; ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ; СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ.

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ (REIFICATION) Процесс, посредством которого с ПОНЯТИЯМИ обращаются так, как если бы они были вещами (с абстрактными именами существительными как с конкретными). Метапсихологические СТРУКТУРНЫЕ концепты (см. МЕТАПСИХОЛОГИЯ) неожиданно оказываются подверженными овеществлению, поскольку легко забыть, что СУПЕР-ЭГО, ЭГО и ИД - это понятия, предназначенные для объяснения процессов, и возникает желание обсуждать их физические свойства и пространственные отношения. Подобным образом в ОБЪЕКТ-ТЕОРИИ понятия типа "хорошая МАТЬ" (см. также ХОРОШИЙ) или "плохая ГРУДЬ" (см. также ПЛОХОЙ) могут обсуждаться, как если бы они были объектами или людьми, обитающими в субъекте См. КОНСТРУКТ; ПСИХИКА; ПЕРСОНОЛО-ГИЯ; ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА; ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.

ОГОВОРКИ (SLIPS OFTHE TONGUE) См; ПАРАПРАКСИИ.

ОКАМЕНЕНИЕ (PETRIFICATION) Термин, используемый Laing (1960) для обозначения одного из процессов, с помощью которого индивиды, лишенные ПЕРВИЧНОЙ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, защищаются от угрозы потери ИДЕНТИЧНОСТИ. Используемый Лейингом термин включает КАК собственную деперсонализацию (превращение себя в камень) с тем, чтобы не позволить другому подавлять себя, так и деперсонализацию другого - с той же целью. Данный термин связан с психиатрическими терминами ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ и ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ.

ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО (OCEANIC FEELING) Выражение, употребленное Роменом Ролланом в письме Фрейду для обозначения мистической, космической эмоции, которая, по Роллану, есть истинный источник религиозных чувств (см. РЕЛИГИЯ). Фрейд не смог обнаружить этого чувства у себя. См. Freud (1930), где он интерпретирует это чувство как регрессию "к ранней фазе чувства ЭГО" и где воссоздает ощущения младенца у ГРУДИ до того, как он начинает отличать свое Эго от внешнего мира.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (ENVIRONMENT) To, что находится вовне рассматриваемого организма или человека. Необходимо делать различие, особенно при рассмотрении психологии животных и младенцев, между тотальным окружением, которое воспринимается наблюдателем, и воспринимаемым окружением рассматриваемого субъекта, т.е. Merkwelt. Последнее представляет собой лишь те аспекты тотального окружения, которые воспринимаются субъектом и релевантны ему. Неспособность оценить это различие ведет к антропоморфическим заблуждениям и УПОДОБЛЕНИЮ ВЗРОСЛОМУ. В психоаналитической литературе выражения "внешняя РЕАЛЬНОСТЬ" и "внешний МИР" часто используются как синонимы окружающей среды. Психоанализ занимается исключительно человеческими аспектами окружающей среды, Но: смотри Searles (1960).

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, СРЕДНЕОЖИДАЕМАЯ(ENVIRONMENT, AVERAGE EXPECTABLE) Термин, использованный Hartmann (1958) для обозначения типа окружения, на которое изначально рассчитан организм ребенка и которое запускает механизм взросления. В некоторых отношениях соответствует менее абстрактному термину Винникотта НОРМАЛЬНО ПРЕДАННАЯ МАТЬ. Это понятие противоречит взгляду Фрейда, согласно которому младенец начинает жизнь совершенно неприспособленным, и полагает, что он рождается с некоторыми врожденными паттернами реагирования и поведения, и что развитие "может рассчитывать на среднеожидаемое стимулирование (подкрепления, которые дает окружающая среда)".

ОНЕЙРОМАНСИЯ (ONEIROMANCY) Предсказание, основанное на сновидениях; не смешивать с ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ сновидений, которая не претендует на прогностичность, а использует сновидение лишь как свидетельство состояния психики видевшего сон. ОНЕЙРОЛОГИЯ - редко используемый термин для обозначения научного подхода к сновидениям.

ОНО("IT, THE") Английские переводчики Гроддека (1866-1934), у которого Фрейд заимствовал понятие the Id ("das Es")*, используют "the It" с тем, чтобы отослать к первоначальному понятию Гроддека, которое Фрейд значительно модифицировал. Хотя "the ID" и "the IT" объединены идеей о безличной внутренней силе, с которой ЭГО должно прийти к соглашению, между ними имеются и различия, выражающиеся в том, что "The Id" - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ понятие, та часть ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА, в которой имеется психическое представительство инстинктного и врожденного, и из которой возникает Эго, тогда как "das Es" - понятие ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ: "тело и душа едины и дают приют для It, силы, благодаря которой мы живем, пока мы думаем, что живем.... The It, которое таинственным образом связано с сексуальностью, с Эросом - или назовите это как-то иначе, - будучи биологически предопределенным придает форму носу, так же как и руке человека, и формирует его мысли и эмоции... И подобно тому, как симптоматическая активность It при истерии и неврозе требует психоаналитического лечения, так же того требуют заболевания сердца и рак." См. Grossmann (1965).

*В тексте умышленно не даны русские переводы терминов все эти термины переводятся как "Оно". (Прим. ред.)

ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ (ONTOGENY AND PHYLOGENY) Первое относится к развитию индивида, второе - к развитию рода или вида. В биологии формулировка "онтогенез повторяет филогенез" означает, что общая модель эмбрионального развития индивида объяснима лишь в терминах эволюции видов. Идея о том, что эта формула может также быть применима к психологическому развитию человека, послужила причиной неоднократного обращения Фрейда к антропологии, а также проведения им параллелей между инфантильными ФАНТАЗИЯМИ (см. также ИНФАНТИЛЬНЫЙ) и способами мышления младенца, и теми же феноменами у примитивного человека. Как отметил Jones (1930), "...когда психоаналитические методы применяются к данным, полученным от диких племен, а также из мифологии и археологии, трудно не признать тот факт, что имеется чрезвычайно большое сходство между фантазиями и психическими особенностями наших детей раннего возраста с тем, что, как можно предположить, было характерно для человечества в первобытные времена; идеи каннибализма, инцеста и отцеубийства являются наиболее значимыми из тех, на которые я ссылаюсь. Сам Фрейд рассматривает эти выводы - быть может, весьма некритично - в духе ламаркизма". Ссылка на ЛАМАРКИЗМ обусловлена убеждением Фрейда, что приобретенные признаки могли наследоваться, и что тем самым невротическое чувство ВИНЫ современного человека можно объяснить преступлениями, совершенными нашими предками в доисторические времени. См. ВСЕМОГУЩЕСТВО; ОТЦЕУБИЙСТВО; ИНЦЕСТ; ТОТЕМ; ПЕРВОБЫТНАЯ ОРДА.

ОНТОЛОГИЯ (ONTOLOGY) Наука о бытии; изучение бытия. Согласно американскому экзистенциальному аналитику (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) Rollo May (1967), человек обладает четырьмя онтологическими характеристиками:

а) "он стремится сохранить некий центр";

б) "эта центрированность человека зависит от того, достаточно ли у него сил, чтобы утвердить ее, т.е. она не удерживается автоматически, как у растений и животных";

в) "у него есть потребность и возможность выйти за пределы своей центрированности и принимать участие в других существах"; и

г) САМОСОЗНАНИЕ - та ступень развития психики живых существ, которая позволяет человеку осознавать, что он-то существо, которое имеет центр, удерживает его и принимает участие в других существах. Самосознание позволяет ему использовать абстракции И СИМВОЛЫ, чтобы переступать границы непосредственно данной ситуации.

Экзистенциалисты - философы и аналитики - критикуют психоанализ Фрейда на том основании, что он пренебрегает онтологией и что его поглощенность прошлым и БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ привела к игнорированию проблем СОЗНАНИЯ и самосознания. Характерно, что эта критика нацелена на ИНСТИНКТ-ТЕОРИЮ и ЭГО-ПСИХОЛОГИЮ, но не на ОБЪЕКТ-ТЕОРИЮ. См. May 1967), Sartre (1956), Laing (1967). См. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ и ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ. Отсюда:

ПЕРВИЧНАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - термин, используемый Laing (1960) для обозначения экзистенциального состояния человека с "устойчивым чувством реальности и идентичности как своей, так и других людей". По Лэингу, именно это состояние изначально отсутствует у психотика (см. ПСИХОЗ).

ОПОРНЫЙ (ANACLITIC) (Букв.: опирающийся на...) Freud (1914) различал два типа выбора объекта (см. ОБЪЕКТА ВЫБОР): нарциссический и опорный. НАРЦИССИЧЕСКИЙ ВЫБОР ОБЪЕКТА (см. также НАРЦИССИЗМ) имеет место, когда индивид выбирает объект на основе реального или воображаемого сходства с собой; выбор ПО ОПОРНОМУ ТИПУ основывается на детских паттернах ЗАВИСИМОСТИ от кого-то, не похожего на себя. В соответствии с этой формулировкой ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ является нарциссическим, а ГЕТЕРО СЕКСУАЛЬНОСТЬ - опорным типом. Подразумевается, что мужчина вновь находит мать, а женщина вновь находит отца. С другой стороны, поскольку Фрейд рассматривал инфантильную зависимость как проявление инстинкта самосохранения (см. САМОСОХРАНЕНИЕ), то при опорном типе сексуальный выбор объекта следует по пути, проложенному этим инстинктом. См. также ДЕПРЕССИЯ, ОПОРНАЯ.

ОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛЬ ("THE") Если слова "ОТЕЦ", "МАТЬ" употреблены с определенным артиклем ("the Father", "the Mother"), они обычно относятся к психическим представлениям об этих людях, а не к реальным объектам; а слова "ГРУДЫ и "пение" с определенным артиклем ("the Breast", "the Penis") ВСЕГДА относятся только к психическим представлениям об этих органах.

Определенный артикль, таким образом, - показатель того, что понятия являются "ВНУТРЕННИМИ ОБЪЕКТАМИ", которые образуют часть психической структуры субъекта.*

*Мы сохраним эту статью для русского читателя, который однажды будет пользоваться английской литературой. (Прим. ред.)

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ (OPTIMISM AND PESSIMISM) Согласно Frieda Goldman Eisler, цитируемой Карстейрсом в его Рейтовских лекциях 1963 г., оптимизм в значительной мере связан с продолжительным кормлением грудью, а пессимизм - с ранним отнятием от груди. Клинически оптимизм, как недооценка препятствий, считается маниакальной чертой (см. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ), а пессимизм, как переоценка препятствий, - чертой депрессивной (см. ДЕПРЕССИЯ).

ОРАЛЬНАЯ ТРИАДА (ORAL TRIAD) Термин, использованный Lewin (1946) для обозначения совокупных желаний сосать ГРУДЬ, СПАТЬ с ней и быть поглощенным ею - желаний, которые, по мнению Левина, лежат в основе ПСИХОПАТОЛОГИИ МАНИИ. См. ЭЙФОРИЯ; ЭКРАН СНОВИДЕНИЯ.

ОРАЛЬНЫЙ (ORAL) Относящийся ко рту. Отсюда:

ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ - первая стадия как ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ, так и РАЗВИТИЯ ЭГО, при которой рот - основной источник удовольствия и, тем самым, центр опыта. По Абрахаму, оральную стадию можно разделить на две подстадии: ОРАЛЬНУЮ СОСУЩУЮ и ОРАЛЬНУЮ КУСАЮЩУЮ. Начало стадии - при рождении; относительно ее завершения неясна, заканчивается ли она с отнятием от груди или же в том возрасте, когда младенцу действительно захочется быть отнятым от груди. Люди, фиксированные на ОРАЛЬНОМ УРОВНЕ, но только склонны сохранять (обычно бессознательно) рот как главную ЭРОГЕННУЮ ЗОНУ и быть фиксированными на МАТЕРИ (ГРУДИ), но также к маниакальным и депрессивным колебаниям НАСТРОЕНИЙ (см. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ и ДЕПРЕССИЯ) и скорее к идентификации с другими, нежели к соотнесению себя с ними как с другими. Причина этого в том, что бессознательная ЗАВИСИМОСТЬ от груди ассоциируется с сохранением первичной ИДЕНТИФИКАЦИИ с ней, в результате чего на приятные переживания человек реагирует так, будто они подтверждают ФАНТАЗИЮ слияния с матерью (маниакальное колебание), на разочарования - как на потерю матери (депрессивное колебание). Относительно основополагающих статей по оральной стадии и ее значению для ПСИХОПАТОЛОГИИ мании и депрессии см. Abraham (1927). Более поздние данные о влиянии оральной стадии см. Lewin (1951).

По причинам исторического характера ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ продолжает использовать термин "оральная стадия" применительно ко времени, когда "грудь" и "мать" являются главным объектом для младенца.

ОРАЛЬНЫЙ САДИЗМ Удовольствие от причинения кому-либо боли укусами. Удовольствие, получаемое в ФАНТАЗИЯХ о кусании и деструктивном поедании (каннибализм). По Abraham (1927), существует орально-садистическая фаза ИНФАНТИЛЬНОГО ЛИБИДНОГО РАЗВИТИЯ, наступающая после прорезания зубов.

ОРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР Характер, проявляемый людьми с ФИКСАЦИЯМИ на оральной стадии (см. выше). Типичные черты орального характера - ОПТИМИЗМ и ПЕССИМИЗМ, великодушие, склонность к смене настроений, ДЕПРЕССИЯ, ЭЙФОРИЯ, болтливость, жадность и склонность к мышлению, ориентированному на исполнение желаний.

ОРАЛЬНЫЙ ЭРОТИЗМ Чувственное наслаждение, источником которого является рот.

Ссылка на страницу: Критический словарь психоанализа
Теги: Критический словарь психоанализа
Просмотров: 195 | | Рейтинг: 0.0/0 Символов: 36422

ТОП материалов, отсортированных по комментариям
ТОП материалов, отсортированных по дате добавления
ТОП материалов, отсортированных по рейтингу
ТОП материалов, отсортированных по просмотрам

Всего комментариев: 0
avatar


close