Главная » Психоаналитические термины и понятия
12:06
Психоаналитические термины и понятия
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ

(ANALYZING INSTRUMENT)



Понятие, введенное Отто Исаковером (1963) для обозначения совместного участия анализируемого и аналитика в аналитической ситуации; такое объединение рассматривается как уникальный инструмент или рабочее орудие, используемое для поддержания аналитического процесса.

От каждого участника требуется определенный вклад в совместную активность по созданию временной терапевтической формации, обладающей особой аналитической функцией. Анализируемый соглашается настойчиво и пристально “всматриваться” в собственные мысли, чувства и восприятия и выражать их вербально, независимо от неоднозначных или негативных эмоций по их поводу. Подчинение этим требованиям отвечает основному, или фундаментальному, правилу, результат обозначается как свободные ассоциации, то есть ассоциации, свободные от сознательного контроля.

Участие аналитика в процессе зависит от: 1) выслушивания всех высказываний анализируемого, равно как внимания к невербальным способам коммуникации; 2) отслеживания собственных мыслей, реакций и восприятий; 3) контроля и анализа любых критических и негативных реакций на высказывания пациента, 4) избегания фокусировки внимания, исключения сознательных усилий вспомнить и тем самым дозволения собственным мыслям протекать свободно. Это то, что называется выслушиванием при свободно плавающем внимании.

Исаковер рассматривал свободные ассоциации пациента и свободно плавающее внимание аналитика как две части аналитического инструмента. Цель такой объединенной активности — достичь оптимальной регрессии Я пациента, позволить аналитику увидеть бессознательное анализируемого и соответствующим образом реагировать как сознательно, так и бессознательно. Если аналитику и анализируемому удается достичь сопоставимого (но не эквивалентного) состояния частичной регрессии Я (чем-то напоминающего состояние дремы), то тогда каждому из них становятся доступны разнообразные непроизвольные мысли, образы и восприятия. При этом важным фактором функционирования аналитика является его способность к эмпатии. Сообщаемые пациенту мысли, чувства и восприятия, связанные с аналитической ситуацией, часто дополняются им самим, что облегчают выявление, понимание и объяснение констелляций его фантазий и воспоминаний.

Использование аналитического инструмента ограничивается рамками аналитического сеанса. В конце сеанса обе части разъединяются, чтобы затем соединиться снова. Исаковер полагал, что цель супервизии — помочь кандидату в аналитики разработать, освоить и усовершенствовать аналитический инструмент, а также уметь выявить и понять причины “поломки” этого инструмента в ходе аналитического сеанса.

См. анализ, рабочее Я.

[57, 443, 591, 667]





АНАЛЬНОСТЬ

(ANALITY)



Термин широкого применения, относящийся к характеристикам анальной стадии развития, то есть периода от одного до трех лет. Поскольку в процессе физического созревания формируется способность контролировать сфинктер, внимание ребенка смещается с оральной зоны к анальной, которая предоставляет новые способы удовлетворения либидинозного влечения (в данном случае это называется анальным эротизмом) и возникающего агрессивного влечения, которое обозначается как анальный садизм. Для анально-садистской стадии характерно проявление обоих влечений не только в связи с анальными функциями опорожнения и сдерживания, но направленных также на фекальный продукт. Таким образом, полярность и противоположность эротизма/садизма, опорожнения/сдерживания, анальной функции/анального продукта создают парадигмы, которые выражаются в конфликтах, связанные с амбивалентностью, активностью/пассивностью, мужественностью/женственностью, самоконтролем, сепарацией и индивидуацией. Перипетии этих конфликтов влияют на интрапсихическое созревание и развитие объектных отношений.

Психическая организация на данной стадии психосексуального развития является источником адаптивных либо дезадаптивных, часто внешне противоречивых черт характера (термин анальная фаза относится скорее к типу психической организации, нежели к определенному периоду времени). В качестве компромиссных образований эти черты одновременно являются выражением анального эротизма и садизма и защиты от них, иногда в сублимированном виде. Педантичность, упрямство, бережливость, скупость — типичные черты анального характера, для которого анальное развитие сохранило свое огромное значение. Кроме того, связанные с этим периодом конфликты проявляются в усилении амбивалентности, неопрятности, вызывающем поведении, раздражительности и садомазохистских тенденциях. Разнообразные проявления невроза навязчивых состояний предполагают анальную фиксацию.



См. навязчивость; психосексуальное развитие.

[7, 257, 427, 462, 606]





АНГЕДОНИЯ

(ANHEDONIA)



Отсутствие переживаний удовольствия в ситуациях, которые обычно их вызывают; неспособность переживать счастье. Понятие удовольствия следует отличать от понятия удовлетворения, а понятие дистресса — от понятия боли. Эти состояния удается достаточно хорошо дифференцировать клинически и в гипнотических состояниях. Все эти явления могут быть сознательными и бессознательными. Принято считать, что способность переживать удовольствие представляет собой врожденное свойство, различное у разных индивидов, однако эта способность может постоянно снижаться в результате травм как в детском, так и в зрелом возрасте.

Особенно часто явления имеют место у больных шизофренией, но встречаются также и у депрессивных больных. Часто ангедония сочетается с травматической алекситимией; в таких случаях она представляет регрессию в аффективной форме.

Нейрофизиологии гедонистической регуляции в недавнее время уделялось значительное внимание в связи с открытием центров удовольствия и дистресса и ряда полипептидных нейротрансмиттеров, с которыми связаны переживания удовольствия и дистресса. Гедонистический аспект эмоций рассматривается лишь как вторичный и лишь отчасти связанный с переживанием аффекта.



См. аффект, алекситимия, принцип удовольствия/неудовольствия.

[199, 529, 599]





АНИМА, АНИМУС

(ANIMA, ANIMUS)



См. аналитическая психология (термины)





АНОНИМНОСТЬ

(ANONYMITY)



Состояние бытия неизвестным. Психоанализ предполагает, что факты личной жизни аналитика должны оставаться неизвестными анализируемому. Разумеется, это относительно, поскольку имя аналитика, его адрес, внешность, манеры, обстановка в офисе неизбежно известны. Тем не менее одним из компонентов психоаналитической техники является установление и защита анонимности. Мысли и фантазии пациента по поводу личности или семьи аналитика никогда не поддерживаются и не отрицаются, а отбрасываются, чтобы сохранить аналитика как объект переноса, на который анализируемый может проецировать свои желания и конфликты. Если же пациент случайно узнает некоторые факты о личности аналитика, то тогда необходим специальный анализ реакций и фантазий пациента на полученную информацию.

В некоторых случаях, связанных с острой патологией пациентов, откровенность аналитика (позиция, противоположная анонимности) неизбежна; однако она препятствует достижению прогресса в процессе анализа, поскольку ограничивает широту проекций при переносе и возможность их интерпретации.



См. абстиненция, нейтральность.

[352, 689, 778]





АНТИЛИБИДИНОЗНОЕ ЭГО

(ANTILIBIDINAL EGO)



См. теория Фэйрбейрна.





АПАТИЯ (APATHY)



Отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия; это апатическое состояние отличается от скуки, поскольку не сопровождается напряжением и раздражительностью. Часто апатия рассматривается как результат выраженной и длительной аффективной депривации или тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти (особенно во время войны). Внешне проявления апатии носят характер отчужденности — “отказа” от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.



См. аффект, объект, скука.

[98, 382]





АРХАИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ Я

(ARCHAIC EGO STATES)



Понятие, отражающее существование в зрелом возрасте чувств, характерных для ранних стадий развития Я. Типичный пример — “океаническое чувство”, описание которого было предоставлено Фрейду Роменом Ролланом (1930). Это чувство бесконечной, безграничной, неразрывной связи Самости с внешним миром. Фрейд обнаружил, что подобные переживания могут восходить к ощущению связанности и недостаточной дифференциации ребенка и матери. Он считал также, что это переживание может способствовать возникновению религиозного чувства. Переживание “сверхъестественности” можно рассматривать как другой пример архаических состояний Я. Эти состояния Фрейд сравнивал с возвратом чего-то старого, хорошо знакомого и близкого (1919). В качестве примеров он приводил состояния, поддерживающие верования во всепроникающий разум, суеверия, связанные с существованием привидений и “двойников”. Подобные суеверия переживаются как сверхъестественное, поскольку вместе с ними оживляются признаки ранней нарциссической стадии Я, связанной с анимистическими представлениями. Постфрейдистами были найдены и другие примеры архаических состояний Я, к которым относятся переходные феномены зрелого возраста (Winnicott, 1953), состояния творческой активности (Modell, 1970), самообъектные феномены Кохута (1971) и нарушения чувства времени (Arlow, 1984). Перечисленные состояния могут встречаться в обычной жизни и более выраженно — в переживаниях при переносе у невротических и пограничных пациентов.

См. зловещее, океаническое чувство, переходный объект, переходный феномен, психология Самости, теория Винникотта.

[43, 299, 315, 512, 616, 883]





АРХЕТИП



См. аналитическая психология (термины)





АУТИСТИЧЕСКАЯ ФАЗА

(AUTISTIC PHASE)



См. сепарация-индивидуация.





АУТОПЛАСТИЧеСКАЯ

АДАПТАЦИЯ

(AUTOPLASTIC

ADAPTATION)



См. адаптация.





АУТОЭРОТИЗМ

(AUTOEROTISM)



В широком смысле — поведение, при котором индивид получает сексуальное удовлетворение от собственного тела. По определению Фрейда (1905), важное место занимает отношение влечения к его объекту: “влечение направлено не на других людей, но находит удовлетворение в теле самого субъекта” (с. 181). Подразумевается отсутствие объекта в целом (другого человека), но не обязательно ситуация безобъектности, поскольку часто в процесс вовлечена представленная в фантазии часть объекта (например грудь). Более того, сексуальное влечение может отделиться от несексуальной функции, ранее определявшей зависимость данного субъекта от объекта. Так, сосание становится аутоэротическим, если более не служит функции утоления голода. Фрейд считал также, что аутоэротизм представляет собой такую форму инфантильного сексуального поведения, при которой активность различных парциальных влечений и стимулируется, и удовлетворяется в одном и том же участке тела (органе или эрогенной зоне). Позже Фрейд пришел к выводу, что при нарциссизме Я, как единый образ тела, становится объектом нарциссического либидо. В связи с этим аутоэротизм рассматривался им как определенная стадия развития, предшествующая конвергенции парциальных влечений в направлении общего объекта. Такая точка зрения основывалась на предположении, что целостность, подобная Я, не может существовать изначально, тогда как аутоэротические влечения имеются с рождения.

В 1905 году Фрейд всю инфантильную сексуальность охватил понятием аутоэротизма, в противоположность зрелой сексуальности, подразумевающей выбор объекта. Но такое разделение не только требует времени, но и включает структурную дифференциацию. “Аутоэротизм не является атрибутом определенного влечения (орального, анального и др.), он присутствует в каждом из них — поначалу как ранняя стадия, а затем как составной элемент удовольствия, получаемого от органов” (Laplanche, Pontalis, 1973, c. 47).

В настоящее время аутоэротизм как понятие, относящееся к развитию, употребляется редко. Однако сам термин сохранился и применяется как дополнительная характеристика инстинктивных проявлений в разных фазах (оральной, анальной и др.) раннего и позднего развития.



См. детская сексуальность, компонентные влечения, мастурбация, нарциссизм.

[256, 285, 541]





АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

(AFFECTIVE DISORDERS)



Группа нарушений, в которых ведущим симптомом является аномальное усиление аффективных реакций. К этой группе относятся клинические состояния, характеризующиеся депрессией, возбуждением либо их чередованием. За исключением расстройств, где преобладающим аффектом является возбуждение (мания, гипомания, маниакальная фаза маниакально-депрессивного психоза), понятия аффективных и депрессивных расстройств синонимичны. Синдромы с преобладанием аффекта тревоги рассматриваются отдельно, однако тревога присуща всем психическим заболеваниям и в разной степени проявляется и при упомянутых нарушениях.

В разделе “Основные аффективные расстройства” “Диагностического и статистического руководства” Американской психиатрической ассоциации (DSM-III) приводятся такие психотические состояния, как мания, депрессия и биполярные расстройства (чередование маниакальных и депрессивных эпизодов). В раздел “Другие специфические аффективные расстройства” включены циклотимия, при которой маниакальные и депрессивные фазы не достигают психотического уровня, а также дистимия (или депрессивный невроз), когда относительно устойчивая депрессия является недостаточно длительной и выраженной, чтобы соответствовать критериям основного депрессивного эпизода. Кроме того, в DSM-III описываются атипичные биполярные расстройства, атипичные депрессии и регуляторные нарушения с преобладанием подавленного настроения. По некоторым данным, биполярные расстройства обусловлены генетически и являются следствием особой биохимической аномалии. Некоторые люди генетически предрасположены к депрессии, но психологические факторы являются, пожалуй, важнейшим элементом в ее возникновении и упрочении.

В психоаналитической литературе отдается предпочтение традиционной, сложившейся за многие годы терминологии, основанной на типичных для этих расстройств психодинамических констелляциях, которые описаны в данной книге в рубриках “депрессия”, “возбуждение” и “мания”. Мания, депрессия, маниакально-депрессивный синдром и инволюционная депрессия являются психоаналитическими терминами для обозначения состояний, соответствующих аффективным расстройствам по классификации DSM-III, хотя некоторые аффективные симптомы могут проявляться в связи с шизофреническими, пограничными и невротическими нарушениями. Психоаналитическая категория депрессивный невроз соответствует циклотимическим, дистимическим и реактивным депрессивным расстройствам по DSM-III. (Последнее расстройство представляет собой острую, но ограниченную по времени реакцию на ситуацию, представляющую определенную угрозу для индивида.) У некоторых лиц депрессия и сопутствующие характеристики являются хроническими, то есть выступают как часть общей картины характера, а не как симптомы.



См. анаклитическая депрессия, возбуждение, гипомания, депрессивный невроз, депрессия, инволюционная депрессия, маниакально-депрессивный синдром, мания, тревожные расстройства.

[27]





АФФЕКТЫ

(AFFECTS)



Комплексные психофизиологические состояния, включающие субъективные переживания, а также когнитивные и физиологические компоненты. Существуют различные признаки, по которым различаются чувства, эмоции и аффекты. Чувства — это основные, субъективно переживаемые состояния, которые могут быть блокированы от сознания; эмоции суть внешне наблюдаемые проявления чувств; понятие аффекта относится ко всем связанным с этим феноменам, многие из которых бессознательны. Однако эти термины нередко используются как взаимозаменяемые, относясь ко всему спектру — от элементарных до комплексных и когнитивно дифференцированных психических состояний. Относительно устойчивые и длительные аффективные проявления, вызванные и поддерживаемые бессознательными фантазиями, называются настроением.

В современном употреблении об аффектах говорят на трех концептуальных уровнях, относя это понятие 1) к клиническим проявлениям чувств, прежде всего связанных со спектром переживаний удовольствия/неудовольствия; 2) к сопутствующим нейробиологическим феноменам, включая гормональные, секреторные, вегетативные и/или соматические; 3) к метапсихологическим понятиям, связанным с представлениями о психической энергии, инстинктивных влечениях и их разрядке, сигнальных аффектах без разрядки влечений, Я и его структуре, структурном конфликте, объектных отношениях, психологии Самости и суперординантной организующей системе.

Субъективно-чувственные компоненты аффектов всегда имеют качество приятного или неприятного (за исключением чувств, связанных с отчуждением и изоляцией). Таким образом, аффективные состояния почти всегда обладают свойствами мотивации. Когнитивные компоненты аффектов включают идеи и фантазии, сопровождающие возникновение любого аффективного состояния. Будучи специфическими для каждого индивида, такие идеи и фантазии концентрируются вокруг тем, имеющих непосредственное отношение к мотивационной стороне аффективного состояния. Тревога, например, активируется при восприятии угрозы, а сопровождающие ее когниции организуются вокруг этой темы, хотя специфическое их содержание зависит от переживаний и фантазий индивида в ситуациях восприятия опасности, начиная с детства.

Физиологические компоненты аффекта опосредуются как автономной нервной системой (покраснение, потливость, слезливость, усиление перистальтики, учащение пульса и другие всевозможные физиологические реакции), так и регуляторными функциями (изменение положения тела, мимика и пантомимика, тональность речи и др.) Факторы, определяющие интенсивность и состав физиологических компонентов специфических аффективных состояний, не выяснены.

С точки зрения развития, аффекты возникают на основе генетически обусловленных паттернов реакций. Считается, что девять таких паттернов (удивление, интерес, радость, дистресс, злость, страх, стыд, презрение и отвращение) универсальны, очевидны и легко идентифицируются на первом году жизни, хотя такое утверждение и небесспорно. Первичная биологическая реакция вскоре становится связанной со следами памяти, благодаря чему знакомые перцептивные паттерны мобилизуют соответствующую аффективную реакцию, которая предвосхищает то, что ожидает ребенок на основе ассоциаций. Поскольку эти ассоциации нередко включают в себя либидинозные и агрессивные объекты и переживаются как нечто относящееся к самому человеку, как правило, аффекты тесно связаны с репрезентантами себя и объектов, а также фантазиями, вызванными влечениями. Последнее привело к утверждению Фрейда о том, что аффекты представляют собой дериваты влечений. Однако в настоящее время аффекты рассматриваются как структуры Я, которые могут быть совершенно не связанными с влечениями и конфликтами.

Аффекты выполняют важную адаптивную функцию, подготавливая индивида к соответствующей реакции на внешние или внутренние события, к коммуникации внутренних состояний субъекта с состояниями других людей и вызывая и у них необходимые для него реакции. Природу чувственных состояний определяют перцепции, связанные с непосредственной стимуляцией, и ее интрапсихическая репрезентация (оцененная, интегрированная и соответствующая прошлому опыту). Оценка этих перцепций осуществляется одновременно по многим направлениям в зависимости от того, вызывают ли стимулы ощущение опасности, травмы, безопасности, удовольствия, хорошего самочувствия, самоуважения, удовлетворения инстинкта, самоконтроля, функционального удовольствия, вины, стыда либо их сочетание. Дериваты аффектов могут вызывать болезненные ощущения и ассоциации или сигнализировать об опасности; совладать с ними можно с помощью различных защитных действий.

Отсутствие адекватной и определенной теории аффектов привело к появлению конкурирующих психоаналитических воззрений; так, дискутируются вопросы о существовании бессознательного аффекта или доэдипова чувства вины, о важности непосредственного наблюдения за развитием, о том, являются ли определенные аффекты (например, депрессия) диагностическими категориями или сочетанием симптомов. Высказываются противоположные взгляды на то, соответствует ли появление определенных аффектов определенным периодам развития или какие периоды развития (например, эдипов или доэдипов) дают начало специфическим аффективным заболеваниям или группам симптомов.



[59, 129, 180, 544, 666, 668, 697, 752]





БАЗАЛЬНАЯ

ЭНДОПСИХИЧЕСКАЯ

СИТУАЦИЯ

(BASIC ENDOPSYCHIC

SITUATION)



См. теория Биона





БАЗИСНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

(BASIC ASSUMPTIONS)



См. теория Биона





БЕССОЗНАТЕЛЬНОE

(UNCONSCIOUS)



В качестве прилагательного термин относится к психическому содержанию, недоступному в данный момент осознанию, что можно видеть на примерах ошибочных действий, сновидений, бессвязных мыслей и умозаключений. Психика всегда активна, она выполняет множество функций и во время бодрствования, и во время сна, но лишь незначительная часть психической деятельности в каждый отдельный момент сознательна. Аффективные диспозиции, связанные с инстинктивными влечениями, побуждают желания и мотивы, стремящиеся к сознательному выражению, чему, однако, постоянно противодействуют иные силы, концептуализированные теперь как Я и Сверх-Я. Идея Фрейда о конфликте этих сил обозначила динамический подход к психическим процессам, который во многом опередил психологические воззрения его времени.

Все, что исключается из области сознания, даже если частично (предсознательное, Псз) и может быть пробуждено посредством фокусировки внимания, принадлежит сфере, называемой дескриптивное бессознательное (сокращенно Бсз).

В качестве существительного термин “бессознательное” (Бсз) означает одну из динамических систем, описанных Фрейдом (1915) в его ранней топографической теории психического аппарата. Фрейд полагал, что определенная часть психического содержания и психической активности, репрезентирующая влечения, никогда не была сознательной. На их пути стоит жесткая цензура, налагаемая предсознательным на систему бессознательного (первичное вытеснение). Остальное содержание достигло сознания, но затем было вытеснено (собственно вытеснение). Вытеснение осуществляется посредством особой энергии — контркатексиса. Концепция распределения и взаимодействия психических энергий составила третий, экономический, подход фрейдовской метапсихологии.

Хотя Фрейд полагал, что некоторые аффективные структуры бессознательного могут становиться сознательными, он считал, что бессознательные аффекты несравнимы с бессознательными идеями. Бессознательные аффекты — это те, которых избегают, поскольку вытеснены идеи, к которым они привязаны. Такие аффекты могут смещаться на другие идеи, имеющие определенное отношение к вытесненным, но в то же время отличающиеся от них, а потому приемлемые для сознания. Некоторые из этих бессознательных дериватов могут достигать сознания в виде замещающих образований или симптомов; другие же возвращаются в бессознательное, наталкиваясь на второй барьер цензуры, расположенный между предсознательным и сознательным.

В области бессознательного, по словам Фрейда, инстинктивные импульсы могут сосуществовать, не оказывая влияния друг на друга. В этой области нет места сомнению, отрицанию или тому, что называется “степень уверенности”. Катексисы подвижны, легко поддаются смещению и сгущению; они соответствуют тому, что Фрейд назвал первичным процессом. Бессознательные процессы подвластны принципу удовольствия, безотносительны к реальности и не имеют времени. В частности, в бессознательном представлены детские желания; они постоянно создают сильную мотивацию поиска удовольствия без учета реальности и логики.

Содержание бессознательного может быть в целом отождествлено с Оно (в понятиях структурной теории), но некоторые аспекты Я (защитные механизмы, аффекты и др.) и Сверх-Я (моральные стандарты) также носят бессознательный характер. Это открытие привело к тому, что Фрейд разработал вторую топографическую модель, ныне известную как трехкомпонентная модель или структурная теория.



См. вытеснение, катексис, Оно, первичный процесс, предсознательное, принцип удовольствия/неудовольствия, сознательное, структурная теория, топографический подход.

[45, 288, 892]



БЕТА-ЭЛЕМЕНТЫ

(BETA ELEMENTS)



См. теория Биона.





БИПОЛЯРНАЯ САМОСТЬ

(BIPOLAR SELF)



См. психология Самости, терапевтическая цель.





БИПОЛЯРНЫЕ

РАССТРОЙСТВА

(BIPOLAR DISORDERS)



См. аффективные расстройства.





БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ

(BISEXUALITY)



1) Универсальная психическая диспозиция человека; 2) реальное сексуальное поведение. Каждый индивид через идентификацию с обоими родительскими объектами обнаруживает склонность в большей или меньшей степени либидинозно тяготеть к представителям обоих полов. Во взрослом возрасте, когда гетеро- либо гомосексуальная ориентация является относительно сформированной, один из компонентов становится большей частью бессознательным. Лицам бисексуального склада не требуется вытеснять сексуальную тревогу, в результате чего гетеро- и гомосексуальное поведение чередуются. Хотя частота сексуальных контактов того и другого типа может варьировать, очень часто преобладает гомосексуальный эротизм.

Наиболее распространены два паттерна бисексуального поведения. В одном случае индивид поддерживает гетеросексуальные отношения, включая создание семьи и рождение детей в репродуктивных и социальных целях, и удовлетворяет эротические потребности в гомосексуальных контактах. Во втором случае исповедуется гомосексуальный стиль жизни, который удовлетворяет индивида в либидинозном отношении, но время от времени стремится к гетеросексуальным контактам для сохранения самооценки.

Психопатология бисексуальности распределяется, как правило, по градиентам силы Я и объектных отношений. На одном конце спектра бисексуальность отражает проблемы примитивного самоопределения; недостаточная половая и сексуальная идентичность дает начало тому, что по сути является полиморфным выбором сексуальных партнеров. На другом конце спектра находятся пациенты с относительно четкими образом тела и саморепрезентацией, чьи потребности, например в избавлении от чувства вины, в контрфобической защите от страха кастрации и в подкреплении самооценки, требуют сексуального единения с представителями обоих полов. Поэтому бисексуальное поведение можно наблюдать при различных состояниях — от невротических до пограничных и психотических.



См. гетеросексуальность, гомосексуальность.

[610, 817]





БЛАГОГОВЕНИЕ

(AWE)



Термин, используемый в двух разных значениях. Первое из них может быть проиллюстрировано выражением “благоговеть перед кем-либо”. Второе значение соотносится с внезапным чувством подавленности, обычно связанным с небывалыми размерами, красотой, величественностью необычного искусственного или природного объекта или того, что воспринимается как сверхъестественное. Вероятно, тот и другой варианты употребления термина обусловлены идентичным психологическим происхождением. Благоговение, означающее преклонение, связанное со страхом, в психоаналитической литературе обозначается как фаллическое благоговение, возникающее, когда ребенок, обретший четкое чувство индивидуальности, подавлен, в типичном случае — наблюдая эрегированный пенис отца. Второе значение этого слова предполагает чувство изумления, истоки которого можно увидеть в ранних постиндивидуационных впечатлениях от атрибутов материнского тела, в типичном случае — груди и соска. Состояния благоговения отражают выраженную регрессию с диффузией границ Я. Подобные переживания характеризуются чувством растворения в космическом пространстве и времени. В детском и подростковом возрасте переживания благоговения нередко оказывают глубокое и стойкое влияние и связаны с притязаниями и креативностью. Они тесно связаны с такими проявлениями, как покорность и скромность, сопровождающими осознание собственной ограниченности перед лицом величия природы, достижений человечества и религиозного опыта. Состояния благоговения часто побуждаются различными ритуалами, такими, как посещение святых мест, живописными красотами, грандиозными театральными и оперными представлениями и т.д., что способствует возникновению чувства единения между членами группы. Благоговение, характеризующееся непреодолимым переживанием страха и ужаса, предполагает влияние ранней детской травмы. Подобные чувства подробно описаны в рассказах Эдгара Алана По.



[211, 369, 370, 403]





БОРЬБА/БЕГСТВО

(FIGHT/FLIGHT)



См. теория Биона.
Теги: Психоаналитические термины и понятия
Просмотров: 32 | Добавил: creditor | Теги: Психоаналитические термины и поняти | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close