Главная » Словарь терминов по речевым коммуникациям
21:42
Словарь терминов по речевым коммуникациям
АЛЛЕГОРИЯ



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.27

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - одна из форм иносказания, в которой конкретный образ используется для выражения отвлеченного понятия или суждения. По своему происхождению А. является риторической фигурой, т.е. изначально была ориентирована на передачу скрытого смысла высказывания посредством косвенных описаний. Как цепочки А. стоики толковали Гомера, христианские богословы - Библию. Аллегоричность присутствует в литературе всякий раз, когда идеи становятся важнее образно-художественной стороны произведения, при этом аллегорический характер стремится стать однозначным, персонифицируя добродетели или пороки. Большое значение А. имела в средневековой культуре, в эпоху барокко и классицизма. Во второй половине 18 в. значение этого понятия было расширено: его рациональная основа "размылась" и сблизилась с категорией символа. И.И.Винкельман ввел понятие "аллегорической формы" как основного условия появления идеального произведения искусства. Именно с винкельмановской А. связано формирование новой эстетики прекрасного, которое связывается не с рациональными и логическими "правилами" и не с эмпирическим вкусом, но с созерцанием - с "чувствами, наученными умом" (Винкельман). В культуре романтизма А. сближается с символом: возникает особый вид аллегорического изображения - "А. бесконечного", основанная на "сознательной мистике" (Ф.Шлегель, Ф.Баадер). В 20 в. А. теряет свое ведущее значение: рассудочность оказывается недостаточной для передачи изощренного психологизма современного повествования, адекватности и глубины художественного смысла. Тем не менее, аллегорическая форма сохраняет свое значение в отдельных жанрах, ориентированных на четко сформулированную мораль (басня, притча), в произведениях научной фантастики, утопиях, антиутопиях. А. может быть и сегодня весьма выразительным приемом повествования - особенно когда скрытый "идеологический" уровень выражается посредством иронической или сатирической интонации (роман Дж.Оруэлла "Скотный двор", 1945).

Лит.: Лосев А.Ф., Шестаков В.П. Аллегория // Они же. История эстетических категорий. М, 1965; Нахов И.Н. Традиции аллегоризма и "Картина" Кебета Фиванского // Традиция в истории культуры. М., 1978; Lewis C.S. The allegory of love. L.,1951; Fletcher A. Allegory: The theory of a symbolic mode. Ithaca (N.Y.), 1964; Clifford G. The transformations of allegory. L.; Boston, 1974; Formen und Funktionen der Allegorie: Symposion WolfenbUttel 1978. Stuttgart, 1979; Rollinson Ph. Classical theories of allegory and Christian culture. Pittsburgh; Brighton, 1980.



И.Н.Лагутина





АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ СТИХ



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.27

АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ СТИХ - акцентный стих древнегерманской ('Песнь о Хильдебранте'), скандинавской ('Эдда Старшая'), древнеанглийской ('Беовульф') и кельтской поэзии: в каждой строке по меньшей мере два слова должны начинаться одним и тем же звуком, в германском А.с. эта аллитерация связывает полустишия 4-словного стиха (АА-ХА, ВВ-ВХ, СХ-СХ...), в кельтском - также и целые стихи (АА-ВА, ВВ-ВС, СХ-СД...). Пример:

Вот кубок браги, вождь бранного веча,

В нем смешана сила с мощной славой,

Полон он песен, письмен на пользу,

Разных заклятий и радостных рун... (Сага о Вольсунгах; пер. Б.Ярхо).



М.Л.Гаспаров





АЛЛИТЕРАЦИЯ



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.28

АЛЛИТЕРАЦИЯ (средневек. лат. alliteratio "созвучие") - повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов, основной элемент фоники. В древне-германском, тюркском и некоторых других стихосложениях А. предсказуема и является организующим приемом стиха (см. Аллитерационный стих), в большинстве других - орнаментальным приемом выделения и скрепления важнейших слов ("Пора, перо покоя просит..." А.С.Пушкин).



М.Л.Гаспаров





АЛЛЮЗИЯ



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.28

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - намек, шутка) - в литературе, ораторской и разговорной речи отсылка к известному высказыванию, факту литературной, исторической, а чаще политической жизни либо к художественному произведению. Ранняя греческая комедия высмеивала реальных людей, окарикатуривая известные публике факты. Строгая к Аристофану Ж.де Сталь писала о комедии "на случай": "Комическое искусство греков не могло обойтись без аллюзий: древние поэты еще не настолько глубоко изучили тайные пружины человеческого сердца, чтобы вызывать интерес одним лишь изображением страстей; зато насмехаясь над отцами государства, можно было без труда угодить толпе" (Сталь Ж. де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями. М., 1989. С. 111). Всевозможными А. (личными, политическими, историческими, культурными) пронизана "Божественная комедия" (1307-21) Данте. Произведение, особенно богатое литературными А., - "Поэма без героя" (1940-62) А.А.Ахматовой.

Лит.: Тухарели М.Д. Функции аллюзии в литературном произведении // Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. Кемерово, 1988; Clark E.L.T. Hidden allusions in Shakespeare's plays. L., 1974; Intertextnality, allusion and quotation / Ed. U.J. Hebel. N.Y., 1989.



С.И.Кормилов





АЛОГИЗМ



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.28

АЛОГИЗМ (греч. а - отрицательная частица; logismos - рассудок) - сознательное нарушение логических связей для создания художественного эффекта. Напр., в афоризмах Козьмы Пруткова: "Вы любите ли сыр?" - спросили раз ханжу. - "Люблю, - он отвечал, - я вкус в нем нахожу". А. в словосочетаниях, образах и сюжетах встречаются в произведениях Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина; он является одним из основных приемов абсурдизма (Д.Хармс, Ф.Кафка, С.Беккет, Э.Ионеско, С.Мрожек).





АМПЛИФИКАЦИЯ



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.30

АМПЛИФИКАЦИЯ (лат. amplificatio - увеличение, распространение) - в риторике: услиление довода путем (а) "нагромождения" равнозначных выражений; (б) "укрепления" их гиперболами, градацией и пр., (в) аналогий и контрастов, (г) рассуждений и умозаключений; в поэзии и прозе используется для усиления выразительности речи: "Ты жива, ты во мне, ты в груди. / Как опора, как друг и как случай" (Б.Л.Пастернак). В переносном смысле - всякое многословие, излишество названных средств.



М.Л.Гаспаров





АМФИБОЛИЯ



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.30

АМФИБОЛИЯ (греч. amphibolia) - двусмысленность, возникающая от многозначности (а) отдельного слова ("книга упоминается в ссылке", "рыбаки ели хлеб с-ухой"), (б) словосочетания ("мать любит дочь", "ум не победит любви холодными словами"), (в) предложения ("Крез, начав войну, разрушит великое царство" - не свое ли?). В ненамеренном употреблении ошибка (ср. Солецизм, Анаколуф), в намеренном - средство комизма.



М.Л.Гаспаров





АНАКОЛУФ



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.30

АНАКОЛУФ (греч. anakoluthos - непоследовательный) - синтаксическая несогласованность частей или членов предложения (как небрежность или средство выразительности): "Нева всю ночь / Рвалася к морю против бури, / Не одолев их [вместо "ее"] буйной дури" (А.С.Пушкин); "Так любить, как любит наша кровь, никто из вас давно не любит" [вместо "не умеет"] (А.А.Блок). Ср. Инверсия.



М.Л.Гаспаров





АНАФОРА



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр. 32

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение), единоначатие - повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, колонов или фраз: "Клянусь я первым днем творенья, / Клянусь его последним днем..." (М.Ю.Лермонтов). По аналогии с этой стилистической А. иногда говорится о фонетической А. (одинаковые звуки в начале слов), тематической А. (одинаковые мотивы в начале эпизодов) и пр. Ср. Эпифора, Симплока.



М.Л.Гаспаров





АНТАНАКЛАСИС



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.35

АНТАНАКЛАСИС (греч. antanaklasis-отражение, преломление) - повтор слова в ином или измененном значении, обычно в диалоге: "Сын, я знаю: ты ждешь моей смерти [т.е. наследства]. - О, нет! - И все же прошу: подожди моей смерти [т.е. не отравляй меня]"; или: "У кого нет в жизни ничего милее жизни, тот не в силах вести достойную жизнь" (старинная сентенция).



М.Л. Гаспаров





АНТИГЕРОЙ



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.35

АНТИГЕРОЙ - тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении и выступающий в той или иной степени "доверенным лицом" автора; условно вычленяется в типологии литературных характеров 19-20 вв. Понятие "А." иногда прилагают к персонажу западной модернистской литературы второй половины 20 в. (см. Модернизм) - рядовому, обезличенному, "массовому" человеку, "каждому", который, в отличие от "маленького человека" классической прозы 19 в., оказывается не столько предметом авторского сострадания, сколько выразителем самочувствия писателя во враждебном мире, его потерянности и отчужденности. В неоавангардистской прозе и драматургии подобный персонаж из претерпевающего лица окончательно превращается в безымянную точку приложения иррациональных и абсурдных сил; на этой стадии происходит ликвидация литературного образа как такового, аналогично упразднению литературного произведения в "алитературе", "антидраме", "антиромане" (см. "Новый роман"), В таком понимании А. по существу тождествен "не-герою", т.е. персонажу, окончательно потерявшему начало героической исключительности.

Ф.М.Достоевский, который ввел в литературный оборот самое слово "А." ("Записки из подполья", 1864) и указал на новизну главного персонажа своей повести, мыслил его как антипода и одновременно как несостоятельного "конкурента" традиционных положительных героев: "В романе надо героя, а тут нарочно собраны все черты для антигероя..." (Полн. собр. соч. 1973. Т. 5. С. 178.). А. с его обостренной рефлексией и чувствительностью завершает собой путь самозаконного сознания, неопробованной игры сил, начатой романтизмом, и занимает промежуточное положение лица, тоскующего по идеалу, однако уже не способного к героическому внутреннему преодолению угнетающей его среды. А. продолжает линию байронических персонажей в западной литературе, "лишних людей" в русской, но с введением черт социальной униженности и неприкаянности, с усилением мотивов саморазоблачения и скандального вызова "порядку вещей". Появление литературных образов такого рода (Иванов в одноименной пьесе, 1887, А.П.Чехова, некоторые герои Л.Н.Андреева, "Ученик", 1889, П.Бурже, в 20 в. герои Л.Селина, "Посторонний", 1942, А.Камю, "Человек-ящик", 1973, Абэ Кобо и др.) сигнализирует о кризисе личности и утрате духовных ориентиров в условиях отчуждения и прозаического опошления жизни. Неустранимые колебания между самоказнью и цинизмом, надрывом и апатией, трагедией и фарсом, своеволием и фатализмом приводят к разнообразию почти взаимоисключающих версий этого персонажа, не порывающих, однако, с "подпольным человеком" (как со своим исходным образцом), при внутренней расколотости которого добро в нем всегда бессильно, а сила разрушительна ("Мне не дают... Я не могу быть... добрым!"-Достоевский Ф.М. Там же. С. 175).

При всем диапазоне антигероических типов - они могут заимствовать совестливую жертвенность Феди Протасова ("Живой труп", 1900, Л.Н.Толстого), уязвимость чеховского Иванова, независимость "рассерженных молодых людей" (герои Дж.Осборна, Дж.Уэйна и др.) или, напротив, опускаться до низменного капитулянтства персонажей "Тьмы" (1907) и "Бездны" (1904) Андреева, циничного отчаяния героя "Путешествия на край ночи" Селина (1932) - А. остается наделенным привлекательностью загадочного изгоя и страдальца и тем самым сохраняет за собой непосильное для него место "первого любовника". И именно здесь, перед лицом любви (характерный для литературы 19-20 вв. мотив испытания чувством), А. как личность терпит окончательное банкротство.

В русской литературе советского периода к разряду А. можно отнести не вписывающихся в "официальную" действительность морально двойственных героев А.В.Вампилова (драма "Утиная охота", 1967), А.Г.Битова (роман "Пушкинский дом", 1971; опубл. 1978). Одним из новейших А. в отечественной литературе выступает главное лицо романа В.Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени" (1998), писатель-маргинал, дважды убийца и вместе с тем выразитель многих авторских настроений в эпоху "перестройки" и "постперестройки" (само название романа отсылает к лермонтовскому Печорину, и к "подпольному" А., открытому Достоевским.

Лит.: Великовский С. Грани "несчастного сознания": Театр, проза, философская эссеистика, эстетика А.Камю. М., 1973; Дедков И. Когда рассеялся лирический туман... // ЛО. 1981. ? 8.



Р.А.Гальцева, И.Б.Роднянская





АНТИМЕТАБОЛА



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.37

АНТИМЕТАБОЛА (греч. antimetabole - взаимообмен) - антитеза, усиленная словесным или корневым повтором, обычно в виде хиазма: "Мы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть".



М.Л.Гаспаров





АНТИРОМАН



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.37

АНТИРОМАН (англ. antinovel; фр. antiroman) - условный термин, характеризующий произведение, нарушающее принятые литературные нормы. В 1628 французский писатель Ш.Сорель дал своему пародийному роману 'Сумасбродный пастух' (1627-28) подзаголовок 'А.'. Как А. на фоне современной ему литературы может рассматриваться 'Жизнь и мнения. Тристрама Шенди, джентльмена' (1760-67) Л.Стерна. Романы Дж.Джойса, В.Вулф в ряду традиционной литературы выглядят как А. Основные черты А.: отсутствие четкого сюжета, минимальное развитие характеров, детальное описание предметного мира, повторы, нарушение временной последовательности событий, эксперименты с языком, грамматикой и пунктуацией. Современной разновидностью А. является 'Новый роман'.



А.Н.





АНТИТЕЗА



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр. 37

АНТИТЕЗА (греч. anti - против, thesis - положение) - противопоставление. Стилистическая, или словесная А. - постановка рядом противоположных по значению слов, антонимов: "Я телом в прахе истлеваю / Умом громам повелеваю, / Я царь - я раб - я червь - я бог!" (Г.Р.Державин. Бог, 1784). Словесная А. нередко составляет заглавие литературного произведения, становясь оксюмороном: "Блеск и нищета куртизанок" (1838-47) О.Бальзака. Образная А. - противопоставление элементов художественного мира произведения, в первую очередь персонажей. Во многих мифах все светлое, доброе, полезное в мире и все темное, злое, враждебное живым существам персонифиируется в образах первотворцев Вселенной, братьев-близнецов. Таковы в древнеиранской "Авесте" Ахурамазда (буквально "Господь премудрый") и злой дух Axpиман. Абсолютными антиподами предстают в "Гамлете" (1601) У.Шекспира отец Гамлета и его брат и убийца Клавдий. Композиционная, фактически содержательная А.: противопоставление идиллической и социально-критичекой частей в "Деревне" (1819) А.С.Пушкина, патетического вступления и повести о судьбе несчастной чиновника в его же "Медном всаднике" (1833).



С.И.Кормилов





АНТИУТОПИЯ



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр. 38

АНТИУТОПИЯ (греч. anti - против, utopia - утопия) - пародия на жанр утопии либо на утопическую идею; подобно сатире, может придавать своеобразие самым различным жанрам: роману, поэме, рассказу. Если утописты предлагали человечеству рецепт спасения от всех социальных и нравственных бед, то антиутописты, как правило, предлагают читателю разобраться, как расплачивается простой обыватель за всеобщее счастье. Жанр А. расцвел в 20 в., когда утопические идеи начали воплощаться в жизнь. Первой страной реализованной утопии стала Россия, а одним из первых пророческих романов - "Мы" (1920) Е.Замятина, за которым последовали "Ленинград" (1925) M.Iкозырева, "Чевенгур" (1926-29) и "Котлован" (1929-31) А.Платонова. Замятин описал Единое Государство, которое еще не было построено и еще только намечалось в футуристических коммунарских проектах. В Едином Государстве у каждого есть работа и квартира, люди не должны думать о завтрашнем дне, развивается государственное искусство, из репродукторов льется государственная музыка, люди слушают стихи государственных поэтов, дети, как на подбор, здоровые и стройные (друггим государство отказывает в праве на жизнь), учатся, впитывают в себя азы государственной идеологии и истории. Замятин увидел главное, что несет с собой Единое Государство: подавление личности, всепроникающую слежку, прозрачные (у Замятина - в буквальном смысле) стены домов, всеобщее поклонение Благодетелю-государю, и в конце концов фантастическую операциюс по разделению души и тела у каждого из граждан-"нумеров". Конфликт в А. возникает там, где герой восстает против власти. Эксцентричность многих героев А. проявляется в их творческом порыве, в стремлении овладеть даром, не подвластным тотальному контролю. Обычно острота конфликта зависит только от поведения героя, от степени его сопротивления. Структурный стержень А. - псевдокарнавал. Принципиальная разница между классическим карнавалом, описанным М.М.Бахтиным, и псевдокарнавалом, порожденным тоталитарной эпохой в том, что основа карнавала амбивалентный смех, основа псевдокарнавала - абсолютный страх. Как и следует из природы карнавального мироощущения, страх соседствует с благоговением и восхищением по отношению к власти. Разрыв дистанции между подьми, находящимися на различных ступенях социальной иерархии, считается нормой для человеческих взаимоотношений в А., как и право каждого на слежку за другим.

В 1980-90-х в русской А. сформировались такие жанровые разновидности, как сатирическая А. ('Николай Николаевич' и 'Маскировка', обе -1980, Ю.Алешковского; 'Кролики и удавы', 1982, Ф.Искандера, 'Москва 2042', 1986, В.Войновича), детективная А. ('Французская Советская Социалистическая Республика', 1987, А.Гладилина; 'Завтра в России', 1989, Э.Тополя), А.-'катастрофа' ('Лаз', 1991, В.Маканина, 'Пирамида', 1994, Л.Леонова) и др.

Лит.: Геллер Л. Вселенная за пределом догмы. Лондон, 1985; Зверев А. Когда пробьет последний час природы... (Антиутопия, XX век) // ВЛ. 1989. ? 1; Чаликова В. Утопия рождается из утопии. Лондон, 1992; Панин Б.А. Русская литературная антиутопия. М., 1993; Nakhimovsky A.S. Soviet anti-utopias in the works of Arkady and Boris Strugatsky // Alexander Lipson. In memoriam. Columbus (Ohio), 1994.



Б.А.Ланин





АНТИФРАЗ(ИС)



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр. 39

АНТИФРАЗ(ИС) (греч. antiphrasis)-употребление слова в противоположном смысле: 'этот Крез' - о нищем; 'Откуда, умная, бредешь ты, голова?' (И.А.Крылов) - об осле; А. - самая частая форма иронии как тропа. Ср. Астеизм.



М.Л.Гаспаров





АНТОНИМ



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.42

АНТОНИМ (греч. anti - против; onyma - имя) слово или понятие, противоположное по значениию другому слову или понятию. В поэзии А. часто используется в словесных парах:

...Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой

(А.С.Пушкин. Евгений Онегин, 2, XIII)

Лит.: Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. 5-е изд. М., 1996.





АНТОНОМАЗИЯ



Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

Стр.42

АНТОНОМАЗИЯ (греч. antonomasia, от antonotnazo - называю по-другому) - троп, относящийся к имени лица, разновидность синекдохи ("галилеянин" вместо "Иисус" - род вместо лица; "Meнтор" вместо "наставник" - лицо вместо рода) или перифраза ("земли колебатель" вместо "Посейдон").



М.Л.Гаспаров
Теги: Словарь терминов по речевым коммуникациям
Просмотров: 27 | Добавил: creditor | Теги: Словарь терминов по речевым коммуни | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close